Вид номенклатуры

Классификация номенклатуры в «1С:Розница»: виды номенклатуры

В прошлых статьях, посвященных конфигурации «1С:Розница» для платформы «1С:Предприятие», мы разобрались, как провести первоначальную настройку, а также научились добавлять сведения об организациях и магазинах. А на этот раз я расскажу о номенклатуре. Вернее, расскажу о ее базовых особенностях, ведь подавляющее большинство функций конфигурации «Розница» в большей или меньшей степени взаимодействуют с номенклатурой, и это очень объемная тема. Поэтому для начала давайте разберемся, что это вообще такое.

В конфигурации «Розница» предусмотрено всего три типа номенклатуры: товары, услуги и подарочные сертификаты. О сути этих типов, я думаю, все понятно из названий, поэтому я просто хочу подчеркнуть их некоторые особенности, влияющие на принципы их учета.

Товары — это какие-то материальные объекты, которые мы получаем у поставщиков или изготавливаем сами, а затем реализуем через наши торговые точки. Соответственно, изначально мы должны их откуда-то взять и поместить на склад, откуда потом они будут проданы. То есть в этом случае ведется складской учет.

Услуги, как тип номенклатуры, могут оказываться и получаться. Например, мы можем платить за услугу по доставке товаров, а сами оказывать дополнительные услуги вроде подарочного оформления товаров или предварительной настройки какой-то техники, которую продаем. Основное отличие услуги от товара в том, что она — нематериальна. Соответственно, в данном случае складской учет не ведется.

Подарочные сертификаты — наиболее интересный, хоть и менее востребованный тип номенклатуры. Как и любые другие товары, сертификаты могут приобретаться у поставщиков или изготавливаться самостоятельно, а после этого точно так же продаваться в магазине. Но в отличие от обычного товара подарочный сертификат может быть еще и принят от покупателя в качестве оплаты.

РЕКЛАМА

Все три типа классифицируются в «Рознице» по видам номенклатуры, номенклатурным группам и группам номенклатуры. Несмотря на сходство двух последних наименований, это разные понятия, которые не стоит путать.

Вид номенклатуры описывает, к какой категории она относится. С его помощью в базе данных объединяются товары со схожими характеристиками.

Чтобы объяснить это более наглядно, давайте представим, что у нас есть хозяйственный магазин с разнообразными категориями товаров. И среди этих товаров есть ведра. Их много, все они разные и отличаются по массе параметров: материалу, цвету, емкости, производителю, в конце концов. Но это все — ведра. И мы можем выделить их в отдельный вид номенклатуры. А если понадобится, мы можем классифицировать наши ведра более гибко, разделив их на несколько видов номенклатуры: эмалированные, пластиковые, оцинкованные и так далее.

Для чего это нужно? А давайте создадим новый вид номенклатуры и разберемся на месте. Но перед этим активируем в настройках еще один дополнительный пункт, позволяющий нам присваивать видам номенклатуры характеристики. Все дальнейшие примеры предполагают, что у пользователя, под которым вы работаете в системе, активированы все права, включая дополнительные. Если вы не знаете, как это сделать, прочтите статью «1С:Розница 2.1″: разбираемся с настройками пользователей».

Чтобы включить возможность добавлять характеристики, переключитесь на вкладку «Администрирование» и нажмите ссылку «Настройки номенклатуры».

В открывшемся окне нам нужно отметить птичкой пункт «Характеристики номенклатуры». Эта настройка добавит в карточку видов необходимые нам параметры.

Теперь перейдем на вкладку «Нормативно-справочная информация», откроем страницу с видами номенклатуры и нажмем на клавиатуре горячую клавишу Insert, чтобы создать и добавить новый вид.

После всего этого у нас появится следующая форма, с помощью которой мы должны описать создаваемый вид номенклатуры.

В верхней части формы находятся строки «Тип номенклатуры» и «Группа». По умолчанию приложение всегда выбирает тип «Товар». Если требуется выбрать другой тип, то это нужно сделать сейчас.

Объединение видов номенклатуры в группы дает больше возможностей для тонкой настройки. Например, мы можем создать общую группу «Ведра», в которой зададим какие-то общие настройки для всех ведер вообще, а можем сделать внутри еще несколько групп, каждая из которых будет иметь собственный набор характеристик, присущий только товарам, включенных в нее, как говорилось выше: пластиковые, эмалированные, оцинкованные ведра и так далее.

Затем нужно придумать название для создаваемого вида. Я рекомендую также указывать в названии, какой тип характеристики вы будете использовать. Поле ввода ограничено пятьюдесятью символами, поэтому длинные названия придется сокращать.

Прежде чем продолжить разговор о характеристиках, давайте заглянем на вкладку «Значения по умолчанию». Здесь можно указать данные, которые автоматически будут подставляться в карточку каждого товара этого вида номенклатуры: единица измерения, ставка НДС и номенклатурная группа. Я рекомендую по возможности заполнять эти поля. Конечно, при создании новых позиций номенклатуры заполнение этих разделов в соответствующей карточке займет считаные секунды, но при работе с сотнями позиций в день это здорово сэкономит вам время.

Позже, когда вы будете создавать новые позиции номенклатуры, при необходимости вы сможете изменить любые из автоматически заполненных значений, кроме типа номенклатуры и присущих данному виду настроек характеристик. Это позволяет не создавать два новых вида номенклатуры для товаров, схожих во всем, кроме, скажем, единицы измерения.

Давайте представим, что в нашем хозяйственном магазине есть трубы, которые сделаны из одного материала и имеют одинаковые наборы диаметров, поэтому идея объединить их в один вид номенклатуры выглядит вполне логично. Но одни из этих труб продаются метражом, а другие — поштучно, отрезками фиксированной длины.

Конечно, в этом случае можно просто не устанавливать единицу измерения по умолчанию и затем каждый раз задавать ее вручную. Но если поштучные трубы продаются гораздо чаще, то есть смысл установить в качестве единицы измерения штуки, а для труб, продающихся метражом, менять это значение при внесении каждой новой позиции. Ведь пустое значение все равно придется заполнять, а так вы сэкономите время хотя бы на штучных экземплярах.

Теперь давайте вернемся на вкладку с основными настройками и ознакомимся с доступными вариантами характеристик. Если мы активируем опцию «Использовать характеристики», то должны будем выбрать один из двух доступных вариантов: общие или индивидуальные характеристики.

Вид номенклатуры с общими характеристиками отличается тем, что все позиции номенклатуры этого вида будут иметь один общий набор характеристик, который задается прямо здесь. Эти характеристики автоматически будут добавлены к новой позиции, как только для нее будет указан соответствующий вид.

Если же для вида номенклатуры используются индивидуальные характеристики, то их список нужно будет заносить вручную для каждой позиции при ее создании.

Конечно, общий список очень удобен, ведь использование для нескольких позиций один раз составленного набора характеристик позволяет здорово сэкономить время. Но у этого подхода есть свои подводные камни, о которых вам нужно знать.

В примере, продемонстрированном на иллюстрации выше, я завел несколько общих характеристик для вида номенклатуры «Ведра» и собираюсь присваивать их всем ведрам, имеющимся в нашем магазине. А теперь представьте, что есть два завода-поставщика, у которых мы эти ведра закупаем. Характеристики продукции этих заводов полностью совпадают, за исключением того, что один из них не производит ведра зеленого цвета.

Таким образом, если мы используем в данном случае общие характеристики, это приведет к тому, что у нас в справочнике номенклатуры появятся несуществующие на свете ведра зеленого цвета от одного из заводов. Он такие просто не выпускает.

С точки зрения учета в этом нет ничего страшного. Поскольку эти ведра не будут поступать на склады, на учет они никак не повлияют. Но в один прекрасный момент специалист, отвечающий за закупки, увидит, что в базе данных есть товар, которого нет в наличии. Значит, товар закончился и его нужно заказывать. И человек начинает заказывать товар, который не существует в принципе.

Справедливости ради нужно сказать, что в «1С:Розница» есть удобный механизм закупок, позволяющий избегать таких нюансов, но проблема в том, что далеко не все умеют им пользоваться и описанный выше пример взят из реальной практики. А чтобы свести возможные проблемы к минимуму, работа всегда должна организовываться из того расчета, что события будут разворачиваться по наихудшему из возможных сценариев. Поэтому я советую по возможности использовать индивидуальные характеристики. Чем больше времени вы потратите на настройку конфигурации на этом этапе, тем проще будет работать с ней впоследствии.

На этом тема о видах номенклатуры подошла к концу. В следующей статье я расскажу о других особенностях номенклатуры. В частности, вы узнаете, что такое номенклатурные группы, и научитесь настраивать автоматическое распределение товаров разных видов по складам.

Статья написана для проекта Softkey.info.

РЕКЛАМА

Tags: 1С, Розница

Понятие и виды номенклатуры дел

Порядок систематизации документов закрепляется в номенклатуре дел, которая используется при формировании дел, проведении экспертизы их ценности, передачи на архивное хранение, и является обязательным документом для любой организации.

Номенклатура дел— это утвержденный систематизированный перечень дел, заводимых в учреждении, с указанием сроков их хранения в установленном порядке.

Номенклатура дел используется как схема распределения и группировки исполненных документов в дела, указатель индексации документов и дел, сроков их хранения, а также как схема построения справочной картотеки не исполненных документов. Кроме того, она является учетным документом в делопроизводстве и архиве учреждения для дел временного (до 10 лет включительно) хранения.

Номенклатура дел – это простейший классификатор, позволяющий быстро разложить документы по папкам (делам)для оперативного их поиска в случае надобности. От того, насколько качественно она составлена, зависят оперативность работы с документами и их сохранность.

Ответственность за разработку номенклатуры возлагается на делопроизводственную службу учреждения (службу документационного обеспечения управления – ДОУ): управление делами, канцелярию, общий или административно-хозяйственный отдел и т.д. при участии архива организации. В небольших организациях, не имеющих отдельной службы ДОУ, ответственность за разработку номенклатуры дел возлагается на лицо, ответственное за архив (как правило, на секретаря).

Руководитель службы ДОУ совместно с ответственным за архив организации проводит совещание с участием представителей всех структурных подразделений.

На таком совещании, которое обычно проводится в IV квартале, подводятся итоги по формированию дел в текущем году и даются указания о порядке составления и сроках представления в службу ДОУ номенклатуре дел на будущий год структурными подразделениями организации.

Номенклатура дел учреждения печатается в трех экземплярах.

Первый экземпляр хранится в службе делопроизводства,

второй — используется этой службой в качестве рабочего экземпляра,

третий — находится в ведомственном архиве (у лица, ответственного за архив) в качестве учетного документа.

Номенклатура дел учреждения пересматривается не реже одного раза в пять лет.

Виды номенклатуры дел

Существует три вида номенклатуры дел: типовая, примерная и индивидуальная (конкретная). Широкое распространение получили типовые и примерные номенклатуры дел, которые составляются для однородных по характеру деятельности организаций. Они позволяют установить единую систему формирования дел, унифицировать заголовки дел однородных документов, установить для них единые сроки хранения.

Типовая номенклатура дел разрабатывается в целях унификации документов определенной категории учреждений с однотипным характером деятельности и составом документов (например, средние школы, научно-исследовательские институты и т.д.). Это позволяет установить типовой состав дел с единой системой индексации, унифицировать заголовки дел однородных документов, установить для них единые сроки хранения. Типовая номенклатура дел имеет обязательный характер.

Примерная номенклатура дел устанавливает примерный состав дел, заводимых в делопроизводстве организаций, на которые она распространяется, с указанием индексов этих дел, и носит рекомендательный характер.

Типовые и примерные номенклатуры дел используются для составления индивидуальных номенклатур дел. Разрабатывают такие номенклатуры дел документационные службы и архивы центральных ведомств, для своей системы подведомственных организаций (учреждений). Сроки дел, предусмотренные типовой или примерной номенклатурой дел, переносятся в конкретную (индивидуальную) номенклатуру дел без изменений.

Индивидуальная номенклатура дел может быть для организации в целом (сводная) или отдельно для каждого структурного подразделения.

В небольших учреждениях, не имеющих структурного деления, и в структурных подразделениях крупных учреждений конкретная номенклатура дел представляет собой систематизированный список названий дел, заводимых в них в течение календарного года.

В крупном учреждении номенклатуры дел структурных подразделений объединяются в сводную номенклатуру дел всего учреждения. При составлении индивидуальных номенклатуре дел (конкретного учреждения, фирмы) на базе типовой или примерной необходимо учитывать специфику формирования дел.

Каждому учреждению необходимо иметь номенклатуру дел структурных подразделений и сводную учреждения.

Разработка индивидуальных номенклатуры дел на предстоящий год начинается в организации в последнем квартале – так, чтобы номенклатура была завершена в декабре, и с января следующего года ее можно было бы ввести в действие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *