Виды государственных и муниципальных нужд

Государственные и муниципальные нужды

В отличие от Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» нормы Закона N 44-ФЗ не содержат определений понятий «государственные нужды», «федеральные нужды», «муниципальные нужды», «нужды бюджетных учреждений» и, соответственно, не разграничивает эти понятия. Равным образом ни Бюджетный кодекс РФ, ни Гражданский кодекс РФ, на нормах которых основан Закон N 44-ФЗ (ч. 1 ст. 2 этого Закона), не раскрывают этих понятий. При этом, однако, из ч. 1 ст. 1, п.п. 1-3 ст. 3, ст.ст. 6, 11 и др. норм Закона N 44-ФЗ видно, что предметом регулирования этого Закона являются отношения, связанные с удовлетворением именно государственных и муниципальных нужд. Из п. 2 ст. 3 Закона N 44-ФЗ видно также, что к государственным нуждам относятся нужды Российской Федерации (федеральные нужды) и нужды субъектов РФ. Нужды же бюджетных учреждений в Законе N 44-ФЗ отдельно не упоминаются.

В связи с этим следует заметить, что буквально п. 3 ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ говорит, что отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд, регулируются, в части, касающейся, помимо прочего, заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, а также бюджетными учреждениями, унитарными предприятиями, за исключением федеральных государственных унитарных предприятий, включенных в перечень, утверждаемый Правительством РФ по согласованию с Администрацией Президента РФ, либо иным юридическим лицом в соответствии с ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ.

Отсюда можно сделать вывод, что в целях применения Закона N 44-ФЗ нужды бюджетных учреждений, унитарных предприятий и иных юридических лиц, в случаях, установленных ч.ч. 1, 2.1, 4 и 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, «приравниваются» к государственным и муниципальным нуждам. При этом нужды государственных бюджетных учреждений, унитарных предприятий могут быть разделены на федеральные нужды и нужды субъектов РФ в зависимости от того, кому — Российской Федерации или субъекту РФ — принадлежит на праве собственности имущество конкретного учреждения (ч.ч. 1, 2 ст. 123.21, ст. 296 ГК РФ).

Следует учитывать, что согласно ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетные учреждения осуществляют закупки за счет субсидий, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, и иных средств в соответствии с требованиями данного Закона, за исключением случаев, предусмотренных ч.ч. 2 и 3 той же статьи. Часть же 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ предусмотрено право бюджетного учреждения при соблюдении требований, установленных этой частью и ч. 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ, осуществлять закупки в соответствии с нормами Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и принятого на его основе положения о закупке за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности. Аналогичные положения установлены ч. 2.1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ относительно большинства унитарных предприятий.

Кроме того, п. 7 ст. 3 Закона N 44-ФЗ установлено, что заказчиком для целей Закона N 44-ФЗ признается государственный или муниципальный заказчик либо в соответствии с ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ бюджетное учреждение, унитарное предприятие, осуществляющие закупки. Под закупками, напомним, понимаются закупка товара, работы, услуги для обеспечения государственных или муниципальных нужд (п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ). При этом, как видно из п.п. 5-6 ст. 3 Закона N 44-ФЗ, бюджетные учреждения, унитарные предприятия не отнесены к государственным и муниципальным заказчикам, однако нормы закона указывают, что они, наряду с государственными и муниципальными заказчиками, осуществляют закупки именно для государственных и муниципальных нужд.

Отсюда можно сделать вывод, что для целей Закона N 44-ФЗ нужды государственных и муниципальных бюджетных учреждений, унитарных предприятий в принципе рассматриваются как государственные и муниципальные нужды соответственно.

Иные же юридические лица, указанные в ч.ч. 4, 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ обязаны применять нормы этого Закона при закупках за счет бюджетных средств в случаях, предусмотренных указанными частями. Автономные учреждения, государственные, муниципальные унитарные предприятия обязаны руководствоваться Законом N 44-ФЗ при планировании и осуществлении ими закупок за счет средств, предоставленных им из бюджетов в соответствии с бюджетным законодательством на осуществление капитальных вложений в объекты государственной, муниципальной собственности (ч. 4 ст. 15 данного Закона). Иные юридические лица обязаны руководствоваться нормами Закона N 44-ФЗ при закупках за счет средств, полученных им в качестве бюджетных инвестиций для реализации инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и техническому перевооружению объектов капитального строительства, в случаях и в пределах, определяемых в соответствии с бюджетным законодательством РФ в рамках договоров об участии Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования в собственности субъекта инвестиций (ч. 5 ст. 15 Закона N 44-ФЗ).

Соответственно, нужды этих юридических лиц, удовлетворяемые за счет указанных выше средств, предоставленных из бюджетов бюджетной системы РФ, в целях применения Закона N 44-ФЗ приравниваются к государственным или муниципальным нуждам.

Таким образом, требования всех норм Закона N 44-ФЗ, устанавливающих правила закупок для государственных и муниципальных нужд, распространяются и на закупки бюджетных учреждений и иных юридических лиц, осуществляемые в соответствии с этим Законом.

Содержание и организация закупочной работы

Коммерческая деятельность в торговле основана на закупочной работе: предприниматели на собственные денежные средства закупают товар, который затем преобразуют в денежные средства с некоторым приращением (прибылью).

Коммерческая работа в торговле начинается с закупки товаров в целях последующей их продажи.

Основная задача закупочной работы — выгодное приобретение товара в целях удовлетворения потребительского спроса. Закупочная работа является одной из наиболее ответственных функций торговых предприятий. Правильно организованные оптовые закупки позволяют уменьшить вероятность коммерческого риска, связанного с отсутствием сбыта товаров.

В коммерческой деятельности в ходе закупки организация определяет необходимость приобретения товаров и услуг, выявляет, оценивает и отбирает конкретные марки товаров и поставщиков.

Процесс закупки включает в себя:

  • приобретение потребительских товаров;
  • организацию перемещения приобретенных товаров;
  • организацию смены собственника и места размещения;
  • сбор, анализ и передачу информации различным подразделениям торгового предприятия (бухгалтерии, отделу сбыта, транспортному отделу).

Закупочная работа дает возможность сформировать оптимальный ассортимент товаров торговых предприятий, воздействовать на производителей товаров. Именно закупки обеспечивают эффективную работу торгового предприятия.

Закупка товаров — это приобретение (купля) товаров для дальнейшего целевого использования.

По своей экономической природе закупки представляют собой оптовый или мелкооптовый товарооборот, осуществляемый торговыми предприятиями (оптовыми, розничными) или частными лицами в целях перепродажи закупленных товаров.

Роль закупочной работы в экономике

В условиях рыночной экономики закупочная работа в России коренным образом изменилась.

При административно-командной экономике существовали система централизованного прикрепления покупателей к поставщикам, фондовое распределение товаров, неравенство хозяйствующих субъектов, полное отсутствие самостоятельности и предприимчивости торговых работников.

Современную эпоху свободных рыночных отношений характеризуют:

  • множественность источников закупки (поставщиков);
  • свобода выбора партнера по закупке товаров;
  • свобода ценообразования;
  • равноправие партнеров;
  • конкуренция поставщиков и покупателей;
  • инициатива, самостоятельность и предприимчивость коммерсанта при закупке товаров.

Рационально организованные закупки дают возможность:

  • сформировать конкурентоспособный ассортимент товаров оптовых и розничных торговых предприятий для удовлетворения запросов целевых покупателей;
  • осуществлять воздействие на производство товаров в соответствии с требованиями покупательского спроса;
  • обеспечивать прибыль торговому предприятию за счет разницы между ценами закупки и продажи.

Процесс закупки товаров

Закупка и продажа товаров, составляющие содержание коммерческих связей торговых предприятий, участвующих в поставках товаров, являются начальной стадией в организации доведения товаров из сферы производства в сферу потребления.

Для оптовых предприятий совершение оптовых закупок и продажи составляет основу их коммерческой деятельности. Розничные предприятия, участвующие в оптовой торговле, совершают преимущественно оптовые закупки, которые являются важнейшим условием их основной деятельности — продажи товаров населению.

Коммерческая работа по оптовым закупкам товаров в рыночных условиях базируется на принципах современного маркетинга. Коммерческие работники с помощью стратегий (политик) маркетинга получают информацию и на ее основе должны определить:

  • что закупить;
  • сколько закупить;
  • у кого закупить;
  • на каких условиях закупить.

Решения по первым двум вопросам должны приниматься во взаимодействии специалистов отдела закупки и отдела (службы) маркетинга, а при отсутствии в штате маркетологов — совместно с менеджерами (продавцами) отдела продаж, складскими работниками.

Принятие решения, у кого закупить и на каких условиях, является непосредственной обязанностью лица, занимающегося закупочной деятельностью.

Коммерсанты получают сведения:

  • в каких регионах спрос на данные изделия (емкость рынка) наиболее высокий;
  • где закупка продукции и ее сбыт могут принести наибольшую прибыль.

Коммерческие фирмы руководствуются результатами маркетинговых исследований и строят свою политику закупок. Они заключают долгосрочные соглашения с поставщиками тех товаров, на которые ожидается повышение спроса.

Информация маркетинговых служб позволяет коммерсантам заблаговременно подготовиться к смене поставщиков морально устаревших товаров на других, которые освоили выпуск более современных или принципиально новых товаров.

В каждом конкретном случае коммерсанты учитывают условия, в которых работает торговое предприятие, условия прогноза, информационное обеспечение и другие факторы.

Работа по оптовым закупкам товаров включает в себя комплекс взаимосвязанных коммерческих операций. Весь процесс закупочной работы состоит из предварительных, собственно закупочных и заключительных коммерческих операций.

К предварительным операциям по закупке относятся:

  • изучение и прогнозирование покупательского спроса;
  • определение потребности в товарах;
  • выявление и изучение источников закупки, выбор поставщиков;
  • составление заявок и заказов на поставку товаров;
  • разработка преддоговорных требований к поставщикам и условиям поставки.

Собственно закупочные операции включают:

  • заключение договоров и разовых сделок на поставку товаров;
  • уточнение развернутого ассортимента поставляемых товаров;
  • приемку товаров и их оплату поставщикам.

Заключительные операции по закупкам включают:

  • оперативный учет выполнения договоров поставки;
  • оформление и предъявление штрафных санкций за нарушение договоров поставки;
  • контроль над ходом выполнения оптовых закупок.

Осуществление закупок товаров невозможно без изучения и прогнозирования покупательского спроса. Собранная информация о спросе позволяет обосновывать коммерческие решения по оптовым закупкам товаров.

Наиболее общие типы заказов:

  1. Заказ на закупку используется в стандартном подходе к снабжению. Он выполняется в форме письма от одной организации другой, где в деталях указываются характеристики материалов, которые организация хочет закупить, и условия закупки.

  2. Общие заказы дают простую систему для закупки дешевых и стандартных товаров, например, канцелярских. Организация размещает еди­ный заказ на все материалы, которые ей потребуются в течение какого-то времени, скажем, года. После этого поставщик в течение всего установленного в заказе времени отправляет партии этих материалов по требованию.

  3. Электронное снабжение использует электронный обмен данными Интернет для упрощения закупок и замены бумажных процедур электронными. Это быстрый и эффективный метод выполнения повторных и простых заказов.

  4. Контракт подробно описывает соглашение между организацией и поставщиком; в нем точно указываются сферы ответственности, работы и услуги каждой из сторон, а также связанные с этим условия его выполнения. Контракт, как правило, заключается вместо заказов на закупки, если речь идет о долгосрочных услугах.

  5. Субконтракт заключается, когда, подписав контракт с организацией, поставщик может не выполнять все работы самостоятельно, а передать часть из них субподрядчику. При этом заключаются два соглашения: контракт между организацией и поставщиком и субконтракт между поставщиком и субподрядчиком.

  6. Соглашения о лизинге и аренде, в которых указываются условия получения материалов. Как правило, они касаются зданий и оборудования.

(Примечание: лизинг – форма инвестирования капитала в виде долгосрочной аренды технических средств, условия которых отражены в лизинговом договоре /соглашении).

2.4.1. Отсылка заказа на закупку

Традиционно заказы на закупку отправляются поставщику по почте, телефону, факсимильной или курьерской связью.

Типичный пример рассылки копий заказа может выглядеть следующим образом: оригинал заказа высылается поставщику, иногда сопровождаемый вторым экземпляром, который подлежит возврату как подтверждение того, что поставщик принял заказ к исполнению.

Заказы, поступающие поставщику с использованием сетей электронного обмена данными по стандартам, являются более предпочтительными с точки зрения времени отсылки, обработки и достоверности информации. Все большее распространение для передачи заказов получают системы, основанные на современных информационных технологиях с использованием оптического сканирования и последующей компьютерной обработки штрих-кодов.

2.4.2. Контроль выполнения и экспедирование заказа

После того, как заказ на закупку отправлен поставщику, покупатель может контролировать ход его выполнения и (или) ускорять выполнение. Отдел контроля и экспедирования отмечает дату отправления заявки.

Функция контроля выполнения заказа — стандартная функция, контролирующая способность поставщика выполнять свои обязательства по срокам поставки. Контроль выполнения заказа часто осуществляется по телефону для получения немедленной информации, но ряд организаций используют простую форму, часто составленную на компьютере, для запроса информации по срокам отгрузки товаров или проценту выполнения заказа по состоянию на конкретную дату.

Экспедирование заказа — это своего рода давление на поставщика, с тем, чтобы он выполнял свои обязательства по доставке товара, доставлял товар с опережением графика или ускорил его доставку в случае отставания от графика. Если поставщик не способен выполнить условий соглашения, в качестве рычага давления может применяться угроза аннулирования заказа или прекращения деловых отношений в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *