Виды некоммерческие организации

Содержание

Это некоммерческие организации, создаваемые на основе договора коммерческими организациями в целях координации своей предпринимательской деятельности, представления и защиты общих имущественных интересов. Если по решению участников на ассоциацию (союз) возлагается ведение предпринимательской деятельности, то ассоциация (союз) преобразуется в хозяйственное общество или товарищество в предусмотренном ГК РФ порядке или может создать для осуществления такой деятельности хозяйственное общество или участвовать в таком обществе.

Общественные и иные некоммерческие организации, в т.ч. учреждения, могут добровольно объединяться в ассоциации (союзы) этих организаций, которые являются некоммерческими организациями.

Члены ассоциации (союза) сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Ассоциации и союзы не отвечают по обязательствам своих членов, а члены ассоциации и союза несут субсидиарную ответственность в размере и в порядке, предусмотренным учредительными документами ассоциации (союза).

Наименование ассоциации (союза) должно содержать указание на основной предмет деятельности его членов с включением слова «ассоциация» или «союз». Учредительные документы ассоциации и союза — это учредительный договор, подписанный их членами, и утвержденный ими устав.

Помимо сведений, указанных в п. 2 ст. 52 ГК РФ, учредительные документы ассоциации (союза) должны содержать: — условия о составе и компетенции органов управления ассоциацией (союзом) и о порядке принятия ими решений, в т.ч. по вопросам, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов членов ассоциации (союза); — условия о порядке распределения имущества, остающегося после ликвидации ассоциации (союза).

Члены ассоциации (союза) могут безвозмездно пользоваться ее услугами, по своему усмотрению выйти из ассоциации (союза) по окончании финансового года (при этом они несут субсидиарную ответственность по обязательствам ассоциации (союза) пропорционально своему взносу в течение двух лет с момента выхода). Член ассоциации (союза) может исключаться из нее по решению остающихся участников в случаях и в порядке, установленных учредительными документами ассоциации (союза). В отношении ответственности исключенного члена ассоциации (союза) применяются правила, относящиеся к выходу из ассоциации (союза).

С согласия членов ассоциации (союза) в нее может войти новый участник. Вступление нового участника может обусловливаться его субсидиарной ответственностью по обязательствам ассоциации (союза), возникшим до его вступления. Аннотация. В данной статье рассмотрено правовое положение отдельных видов некоммерческих организаций как юридических лиц. Ключевые слова: потребительский кооператив, ассоциация, союз, фонд.

Объединения предпринимательских организаций не являются особыми организационно-правовыми формами. Они могут учреждаться в выше приведенных организационно-правовых формах в соответствии с ГК РФ и другими федеральными законами.

Объединения юридических лиц на практике выступают как организации:

коммерческие — концерны, консорциумы, корпорации, существующие в форме акционерных обществ и товариществ;

некоммерческие — ассоциации и союзы, создаются коммерческими или некоммерческими организациями, предусмотрены ГК РФ (ст.121) и Законом РФ «О некоммерческих организациях».

Объединения предприятий может осуществляться двумя способами: слияние — функционирующие друг от друга отдельно предприятия объединяют свои капиталы и создают новое предприятие; поглощение — контроль одной организации над другой вследствие скупки ее акций или получения права назначать директоров подконтрольных предприятий — холдинговая компания.

Корпорация — АО, объединяющих несколько фирм для достижения общих целей или защиты общих интересов.

Концерн — объединение самостоятельных предприятий, связанных посредством системы участия, финансирования, тесного производственного сотрудничества.

Консорциум — временное добровольное объединение предпринимателей, образуемое для решения конкретных задач и проблем и осуществления различных проектов.

Финансово-промышленная группа — объединение самостоятельных предприятий различных отраслей народного хозяйства, при этом во главе стоит один или несколько банков, который распоряжается денежным капиталом и координирует все сферы деятельности.

Менее распространенными коммерческими объединениями в России являются:

Картель — соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах, рынках сбыта, доли каждого участника в общем объеме производства и т.д.

Синдикат — форма объединения однородных предприятий, предполагающая централизацию их снабжения и сбыта производимой ими продукции.

Трест — различные предприятия сливаются в единый производственный комплекс, теряя юридическую и хозяйственную самостоятельность.

Ассоциации — объединение лиц одного рода деятельности. Однотипность состава участников может определиться принадлежностью к одной или смежным отраслям экономики, общностью их правовых форм.

Союз — объединение для каких-либо совместных целей. Общность целей участников объединения может быть связана интересами конкретной территории, региона, страны.

Из всего вышесказанного ассоциация создаются по признакам отраслевой или организационной общности, а союзы — по территориальному или иным признакам.

Некоммерческие объединения создаются на добровольной основе и не вправе осуществлять какие-либо функции управления организациями, находящимися в их составе.

  • 1. Кто относится к индивидуальным предпринимателям?
  • 2. Какой учет обязаны вести индивидуальные предприниматели?
  • 3. Какие виды хозяйственных товариществ вы знаете?
  • 4. Какие виды хозяйственных обществ вы знаете?
  • 5. Какие отличительные особенности имеют сельскохозяйственные производственные кооперативы?
  • 6. Какие виды унитарных предприятий вы знаете?
  • 7. Какие существуют виды объединений предпринимателей?

Некоммерческая организация – организация, которая не имеет в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и ее распределение между участниками (статья 50 Гражданского кодекса РФ, статья 2 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»).

В части 3 статьи 50 Гражданского кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 05.05.2014 №99-ФЗ) представлены основные организационно-правовые формы некоммерческих организаций в России:

  • Потребительские кооперативы.
  • Общественные организации.
  • Религиозные организации.
  • Фонды.
  • Ассоциации (союзы).
  • Товарищества собственников недвижимости.
  • Учреждения.
  • Официально зарегистрированные казачьи общества.
  • Общины коренных народов.
  • Автономные некоммерческие организации.
  • Публично-правовые компании

Ниже мы расскажем об особенностях наиболее распространенных на территории Российской Федерации форм некоммерческих организаций.

Частные учреждения представляют собой распространенный вид некоммерческих организаций, которые учреждают физические или юридические лица и выполняют управленческие, социальные, культурные, образовательные или иные цели. К ним можно отнести разного частные учреждения образования (школы, сады), учреждения, оказывающие помощь уязвимым категориям населения, частные медицинские учреждения и т.д.

В отличие от иных видов некоммерческих организаций частные учреждения не являются собственником имущества – оно принадлежит учредителю и находится в учреждении на праве оперативного управления.

Автономные некоммерческие организации

Автономные некоммерческие организации представляют собой организации, не основанные на членстве, которые учреждены физическими или юридическими лицами на основе добровольных взносов с целью предоставления образовательных, медицинских, культурных и иных видов услуг.

Данный тип некоммерческих организаций во многом схож с иными их видами, но имеет ряд существенных отличий:

  • В отличие от ассоциаций (союзов) и некоммерческих партнерств автономные некоммерческие организации не основаны на членстве, хоть и создаются для схожих целей.
  • В отличие от учреждений автономные некоммерческие организации обладают правом собственности на имущество, полученное от участников и учредителей. Стоит отметить, что учредители при этом не несут ответственности по обязательствам данного типа организаций.
  • В отличие от фонда автономные некоммерческие организации создаются с целью предоставления услуг граждан и юридическим лицам

Автономные некоммерческие организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, направленную на достижение их основных целей. Учредители имеют право осуществлять надзорную деятельность за автономной некоммерческой организацией, порядок которой определяется в уставных документах.

На сегодняшний день потребительским кооперативом признается любое добровольное объединение физических или юридических лиц, созданное с целью удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Осуществляется это путем объединения паевых взносов всех членов.

Согласно Гражданского кодекса РФ наименование подобного некоммерческого объединения должно иметь конкретное указание на цели его создания, а также содержать в себе слово «кооператив». При учреждении общества взаимного страхования в названии должна содержаться фраза «потребительское общество».

На сегодняшний день в стране насчитывается более 3 тысяч потребительских кооперативов, входящих в Центральный союз потребительских обществ Российской Федерации. Наиболее распространенными формами потребительской кооперации являются жилищные, жилищно-строительные кооперативы (управление жильем и строительством) и кредитные кооперативы (объединения, специализирующиеся на финансовой взаимопомощи участников).

Общественные и религиозные организации. Региональные, межрегиональные и общероссийские общественные организации.

Несмотря на наличие некоторых различий в формулировке, целях учреждения и правовом регулировании деятельности, принципы функционирования и задачи данных виды некоммерческих организаций во многом схожи.

Общественной организацией является добровольное объединение физических лиц, учрежденное на основе общности их интересов и преследующее целью удовлетворение нематериальных потребностей членов общества, а также представление и защиту общих интересов. В общественных организациях обязательным условием является наличие учредителей – не менее 3-х физических лиц или юридических лиц. Особенностью общественных организаций является то, что их члены не сохраняют имущественное право на взносы, пожертвования и иное переданное в собственность организации имущества. Также стоит отметить, что члены общественной организации не несут ответственности по ее обязательствам, также, как и общественная организация по обязательствам своих членов.

Законодательством предусмотрена территориальная классификация общественных организаций:

  • Региональные – организации, которые, в соответствии с уставными целями, осуществляют деятельность на территории только одного субъекта Российской Федерации.
  • Межрегиональные – организации, осуществляющие деятельность на территории от двух до половины субъектов Российской Федерации и имеющие на их территории свои структурные подразделения.
  • Общероссийские – организации, осуществляющие уставную деятельность территории более половины субъектов Российской Федерации, имеющие на их территории структурные подразделения. Важной особенностью является возможность использовать в наименовании таких организаций слов «Россия», «Российская Федерация», их словоформ и образованных на их основе словосочетаний без разрешения специальных государственных органов.

Религиозные организации являются объединением постоянно и на законных основаниях проживающих в России физических лиц, которое создается с целью совместного исповедания и распространения веры. Подобное объединение носит название местной религиозной организации, объединение нескольких местных именуется централизованной религиозной организации. Местная религиозная организация учреждается не менее, чем 10 физическими лицами, централизованная должна включать не менее 3-х местных организаций. Порядок сохранения имущественных прав на переданное имущество и порядка несения ответственности по обязательствам идентичен порядку, предусмотренному для общественных организаций.

Важной отличительной особенностью является то, что религиозная организация отвечает по обязательствам не всем своим имуществом: имущество богослужебного назначения не может быть обращено по требованиям кредиторов. Также религиозные организации не могут быть преобразованы в юридические лица других организационно-правовых форм.

Фонды – унитарные некоммерческие организации, не имеющие членства и учрежденные гражданами на основе добровольных имущественных взносов, которые аккумулируются и используются на социально полезные цели (благотворительность, культура, образование и т.д.). В наименование подобной некоммерческой организации обязательно должно включаться слово «фонд», фонды ежегодно представляют отчеты об использовании имущества. Имущество данного типа некоммерческой организации формируется за счет взносов учредителей и его участников. Примерами могут служить Фонд культуры, Фонд Солженицына, инвестиционные фонды и т.д.

Ассоциации (союзы) и некоммерческие партнерства

Ассоциациями и союзами признаются добровольные объединения юридических и (или) физических лиц, которые учреждены для защиты общих интересов и достижения общих целей. Чаще всего подобные объединения носят профессиональный характер, в частности координацию предпринимательской деятельности отдельных субъектов хозяйствования, входящих в ассоциацию. Примеры: Круглый стол предпринимателей России, территориальные ассоциации предпринимателей, Ассоциация российских банков и т.д.

Согласно изменениям в Гражданском кодексе РФ, вступившим в силу с 01.09.2014, одной из форм ассоциаций (союзов) признается некоммерческое партнерство – некоммерческая организация, основанная на членстве и учреждаемая физическими и (или) юридическими лицами с целью выполнения социальных, управленческих, культурных, образовательных и иных задач, удовлетворения нематериальных потребностей граждан, защиты прав и интересов физических и юридических лиц, разрешения спорных и конфликтных ситуаций и т.д. Имущество, переданное участниками и учредителями партнерству становится его собственностью, однако возвращается участнику при выходе из партнерства.

Товарищество собственников недвижимости

Данный тип некоммерческих объединений во многом схож с отдельными видами потребительских кооперативов. Товариществом собственников недвижимости является добровольное объединение владельцев недвижимого имущества, которое учреждается для совместного пользования общим имуществом, а также для координации управленческих функций и иных целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Яркими примерами товариществ собственников недвижимости являются садоводческие, огороднические и дачные товарищества, а также другие подобные некоммерческие организации.

Особенности правового регулирования деятельности некоммерческих организаций в Российской Федерации

На сегодняшний день основные положения об учреждении, деятельности, ликвидации приведены в Федеральном законе №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях». В пунктах 1-2 статьи 2 указанного закона определено, что некоммерческие организации создаются для достижения культурных, благотворительных, социально значимых, культурных и управленческих, а также иных общественно важных целей, при этом важнейшими особенностями является бесприбыльность деятельности и ее ориентация на положительный социальный эффект для некоторой категории граждан или юридических лиц, необязательность избрания определенных форм юридического лица. Данный тип организаций имеет некоторые отличия в прохождения процедуры ликвидации и банкротства.

Некоммерческие организации функционируют в виде самостоятельных субъектов хозяйствования, они имеют в своем ведении определенное имущество, которым отвечают по обязательствам. Имущество формируется за счет взносов учредителей и участников, их пожертвований, грантов и др. Некоммерческие организации аккумулируют данные средства и перераспределяют их для создания благоприятных условий не для максимизации своей прибыли, а для выполнения определенной социально значимой цели.

Однако некоторые особенности затрагивают потребительские кооперативы, а также некоторые разновидности товариществ собственников недвижимости: пунктом 3 статьи 1 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях» предусмотрено, что данные виды некоммерческих организаций вправе распределять доходы, полученные от предпринимательской деятельности, между участниками организации. Фактически законодательством Российской Федерации для некоммерческих организаций не предусмотрено ограничений, касающихся осуществления предпринимательской деятельности в том случае, когда доходы от нее используются для достижения основных целей такой организации (например, коммерческие абонементы в библиотеке, реализация предметов религиозного культа, платные услуги в учреждениях образования и т.д.). Более того, в современных экономических реалиях такая деятельность зачастую является вынужденной и без нее устойчивое функционирование некоммерческой организации значительно затрудняется. Важно помнить, что некоммерческие организации являются плательщиками налога на прибыль (налога при упрощенной системе налогообложения в порядке, установленном законодательством) с сумм превышения доходов над расходами, которые возникают в результате осуществления предпринимательской деятельности.

Существенным отличием некоторых видов некоммерческих организаций является также возможность осуществления деятельности без государственной регистрации. Однако в таком случае организация лишена отдельных прав самостоятельного юридического лица – они не могут иметь на балансе имущество, нести обязанности и вступать в имущественные и неимущественные правоотношения, представлять собственные интересы в суде, иметь счета и печать.

Стоит отметить, что не ко всем видам некоммерческих организаций может применяться процедура банкротства. Согласно пункту 2 главы 1 Федерального закона №127-ФЗ от 26.10.2002 «О несостоятельности (банкротстве)» и пункту 1 статьи 65 Гражданского кодекса РФ данная процедура не применяется в отношении учреждений, политических партий и религиозных организаций. Причиной тому служит отсутствие четкого механизма раздела имущества в случае некоммерческой организации.

На некоммерческие организации полностью распространяется Федеральный закон №99-ФЗ от 04.05.2011 «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Ключевые особенности функционирования некоммерческих организаций становятся очевидны при рассмотрении порядка формирования, распределения и контроля за финансовыми ресурсами. Важнейшими документами в некоммерческих организациях являются общий финансовый план, а также отдельные калькуляции (сметы) по отдельным проектам и кампаниям. Утверждаются и изменяются они по распоряжению высшего руководства некоммерческой организации.

Наиболее распространенная формы общего финансового плана – бюджет. Именно в нем отражается объем, структура и назначение финансовых ресурсов некоммерческой организации, порядок их использования в отчетном периоде. По своей сути разработка текущих и годовых бюджетов представляет собой ни что иное, как обоснование финансовых ресурсов через указание их источников, а также составление программы их распределения и целевого использования.

В качестве источников формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации могут выступать (статья 26 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»):

  • Периодические поступления от ее учредителей или участников;
  • Добровольные пожертвования;
  • Выручка от осуществления предпринимательской деятельности;
  • Дивиденды по ценным бумагам и депозитам;
  • Доходы от собственности;
  • Иные поступления.

Важнейшим элементом распределения финансовых ресурсов некоммерческой организации является также самостоятельный баланс (смета). Она необходима в случае, когда юридическое лицо не имеет собственного дохода, а финансирование деятельности носит исключительно целевой характер. В смету включаются все расходы на выполнение проектов и программ коммерческой организации, а также управленческие расходы.

Смету составляют ответственные лица или аутсорсинговые организации, после чего она утверждается органом управления некоммерческой организации. С ее помощью осуществляется оперативное планирование финансовых затрат на отдельные проекты и кампании, после чего организуется план расчетов с исполнителями. В результате объединения всех смет отчетного периода составляет общая сводная смета. Важнейшая особенность такого способа калькуляции – жесткое регламентирование расходов организации, согласованное с финансовыми возможностями ее учредителей и участников.

Смета формируется из двух основных частей:

Доходная часть Расходная часть
Все источники финансирования некоммерческой организации, которые уже имеются в наличии или планируются в отчетном периоде (согласно статье 26 Федерального закона №7-ФЗ от 12.01.1996 «О некоммерческих организациях»).
  • Направления расходов структурируются в отдельные группы:
    — расходы на основную деятельность;
    — текущие и административно-управленческие расходы;
    — расходы, связанные с осуществлением предпринимательской деятельностью.
  • Расходы на содержание управления некоммерческой организации не должны превышать 20% и должны быть строго подтверждены – нарушение данного порядка может расцениваться контролирующими органами как нецелевая трата средств.
  • Степень детализации и дифференциации расходов определяется организацией, общим порядком является деление на следующие группы:
    — прямые (связаны с непосредственной целью учреждения некоммерческой организации);
    — общехозяйственные (оплата аренды, расходов по содержанию зданий и сооружений, транспорта и т.д., не могут превышать 20% от общей суммы расходов).

Не стоит забывать, что прибыль, полученная в случае осуществления предпринимательской деятельности является основным целевым источником финансирования. Таким образом, некоммерческая организация по результатам деятельности в отчетном периоде уплачивает налог на прибыль (налог при УСН), после чего вся чистая прибыль используется в качестве источника покрытия расходов, связанных с основным видом деятельности некоммерческой организации.

Некоммерческий сектор часто называют третьим сектором; другие два сектора – это государство и бизнес. В связи с этим под гражданским обществом подразумеваются неправительственные, некоммерческие объединения граждан.

Согласно российскому законодательству, некоммерческая организация (НКО) – это организация, у которой извлечение прибыли и распределение ее между участниками не является основной целью деятельности.

Под такое определение НКО подпадают совершенно различные типы организаций – наряду с общественными организациями, это и госкорпорации, бюджетные и муниципальные учреждения, институты развития, политические партии, ТСЖ и садовые общества, адвокатские палаты и прочие (всего около 20 организационно-правовых форм НКО).

«Все эти образования, в том числе какой-нибудь безвестный клуб любителей бабочек, являются формой социальной самоорганизации, основой гражданского общества», – отмечает директор по развитию Центра развития некоммерческих организаций Анна Клецина.

Все НКО – это организации гражданского общества?

Не совсем так. С одной стороны, выделить среди НКО именно неправительственные организации (у которых среди учредителей нет государственных структур) не представляется возможным. С другой стороны, деятельность НКО зачастую слабо отличается от коммерческих организаций.

Официальная классификация российских НКО, которая используется государством, и то, чем являются НКО на самом деле, – две разные вещи. К такому выводу пришел директор АНО «Инфокультура» Иван Бегтин, проанализировав устройство некоммерческого сектора в России (подробнее см. первую и вторую части исследования).

Большинство НКО, которые составляют основу гражданского общества, занимаются помощью людям (сиротам, малоимущим, людям с особыми потребностями, бездомным, тяжелобольным, заключенным и пр.), заботой о животных и экологии, оказанием социальных услуг, привлекают внимание к вопросам, которые затрагивают все общество.

Ближе всего к этому типу организаций гражданского общества относятся социально ориентированные НКО (СОНКО). Социально ориентированные некоммерческие организации (СОНКО) — некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества и т.д. Всего установлено 18 видов деятельности, по которым НКО можно отнести к СОНКО (статья 31.1 Федерального закона № 7-ФЗ). В 2018 году в России было зарегистрировано 140 247 СОНКО.

Все НКО – это благотворительные организации?

Нет, благотворительные организации – это один из статусов, который может быть у НКО. Согласно закону, такие НКО обязательно должны иметь в своем названии слово «благотворительный» и могут быть созданы только в форме фондов, общественных организаций или учреждений (только если оно само учреждено благотворительной организацией).

Благотворительные организации не могут быть созданы государством или его субъектами.

При этом НКО могут заниматься благотворительной деятельностью, не будучи благотворительными организациями. Всего, согласно исследованию Фонда «Нужна помощь», в 2018 году в России действовало порядка 11 тысяч таких организаций.

Большинство благотворительных организаций занимаются фандрайзингом – собирают средства на свою деятельность от людей, компаний. Отдельного учета таких организаций в России не ведется. Чтобы хоть как-то разобраться с тем, кто работает в этом поле, сколько средств и на что собирает, Русфонд ежегодно проводит исследование и представляет базу фандрайзинговых организаций.

Фандрайзинговые платформы осуществляют сбор средств в пользу «проверенных», «честных» организаций, прошедших строгую верификацию. Например, Нужна помощь, Добро.Mail.ru, Blago.ru, Сбербанк Вместе. На этих платформах представлены не только НКО со статусом благотворительных организаций; часто это НКО, которые занимаются благотворительной деятельностью.

Все НКО должны быть зарегистрированы как юрлица?

Нет. НКО может действовать и без регистрации юрлица. Регистрацией НКО в качестве юрлиц занимается Министерство юстиции РФ.

В 2019 году Минюст разработал поправки к закону «Об общественных объединениях», которые обяжут регистрировать все НКО. Пока что эти поправки не приняты.

Где можно найти список всех НКО?

Информацию о зарегистрированных НКО можно посмотреть на сайте Минюста; здесь же можно ознакомиться с отчетами, которые все НКО обязаны ежегодно предоставлять.

Гораздо удобнее получить информацию о российских НКО на портале Открытые НКО, который ведет АНО «Инфокультура». Здесь представлены более подробные сведения, включая отчеты, данные об учредителях, опыт получения госсредств и пр.

Каталог НКО социальной направленности ведет БФ «Нужна помощь». По состоянию на июнь 2020, в каталоге 22 393 НКО, включая 9860 благотворительных организаций. В отличие от многих других каталогов НКО, здесь возможна фильтрация организаций по тому, какой проблемой она занимается.

В 2020 году Министерство экономического развития РФ подготовило реестр СОНКО, которым в связи с пандемией будут предоставлены дополнительные меры поддержки. По состоянию на 19.06.2020, в реестр вошло 22485 СОНКО.

На какие средства живут НКО?

У НКО могут быть различные источники финансирования: пожертвования частных лиц, компаний или других НКО, членские взносы, государственные гранты (например, Фонда президентских грантов), субсидии, контракты и пр.

НКО, которые получают средства из иностранных источников, рискуют получить статус «иностранных агентов», если занимаются также «политической деятельностью», суть которой сформулирована очень широко. Реестр НКО, выполняющих функции «иностранного агента», ведет Министерство юстиции РФ.

Могут ли НКО заниматься коммерческой деятельностью?

Нет. НКО могут заниматься только предпринимательской деятельностью (услуги и работы, реализация товаров), могут получать доход от инвестиций, целевых капиталов и пр. Однако вся прибыль должна идти на цели деятельности организации (прописаны в уставе), а не распределяться между участниками.

Платят ли НКО налоги?

Да, как и все юридические лица. Некоторые виды НКО (например, благотворительные фонды) имеют послабления.

В связи с пандемией коронавируса, для СОНКО, включенных в специальный реестр, предусмотрено освобождение от налогов, авансовых платежей по налогам (за исключением НДС), страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за 2 квартал 2020 года.

Есть ли налоговые льготы для коммерческих компаний, участвующих в деятельности НКО?

С 2020 года юридические лица, оказывающие благотворительную помощь НКО, могут получить налоговые льготы (в соответствии с Федеральным законом от 8 июня 2020 г. № 172-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»).

Чем регулируется деятельность НКО?

Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», федеральным законом «О некоммерческих организациях», законом «Об общественных объединениях», Законом о благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве) и другими законодательными актами.

Законодательство в сфере некоммерческого сектора чрезвычайно запутано. По интересующим вас вопросам обращайтесь к профессионалам. Например, в Ассоциацию «Юристы за гражданское общество».

Примечание: статья дополнена 22.06.2020.

Некоммерческие организации: правовые основы

Действующее законодательство предусматривает деление организаций на коммерческие и некоммерческие.

Важно! К некоммерческим организациям относятся те, у кого отсутствует цель получить финансовую прибыль и не предусмотрено распределение приобретенных средств между лицами, входящими в ее состав.

Правовой статус некоммерческих организаций, их виды и формы описываются в Гражданском кодексе РФ, в параграфах 6 и 7 гл. 4. Кроме того, деятельность некоторых некоммерческих организаций (далее — НКО) регулируется специальными нормативными правовыми актами, такими как:

  • закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ (далее — закон № 7-ФЗ);
  • закон «О кредитной кооперации» от 18.07.2009 № 190-ФЗ;
  • закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-ФЗ и т. д.

Классификация НКО осуществляется в зависимости от следующих признаков:

  • характера целей их функционирования;
  • имущественных прав основателей;
  • состава основателей;
  • наличия членства в НКО и др. признаков.

Подробнее о правовом статусе НКО рассказывается в статье «Особенности правоспособности некоммерческих организаций».

Виды НКО

Обратите внимание! Согласно ст. 65.1 ГК все организации подразделяются на корпоративные и унитарные. Поэтому существуют следующие виды некоммерческих организаций:

  • некоммерческие корпоративные организации (далее — НККО);
  • некоммерческие унитарные организации (далее — НКУО).

Разница между корпоративными и унитарными НКО заключается в том, что:

  • Основатели НККО относятся к участникам (членам), входят в состав высшего органа, приобретают определенные полномочия в организации управления НКО, уплачивают ежегодные взносы и т. д.
  • Членство основателей или участников в НКУО отсутствует. Они не могут повлиять на деятельность НКО.

Подробнее о членских взносах в НККО читайте в статье «Членские взносы в некоммерческую организацию».

Организационно-правовые формы корпоративных НКО: таблица

Список организационно-правовых форм некоммерческих организаций строго ограничен ГК. Так, корпоративные НКО могут создаваться только в формах (п. 2 ст. 123.1 ГК), приведенных ниже в таблице.

№ п/п

Форма коммерческой НКО

Цель создания

Потребительский кооператив

Удовлетворение материальных и другие потребностей его участников

Общественная организация

Удовлетворение духовных и других нематериальных нужд ее членов

Ассоциация (союз)

Защита профессиональных и других интересов, решение общественно полезных и других задач

Нотариальная палата

Защита интересов нотариусов

Товарищество собственников недвижимости

Совместное владение, пользование и в некоторых случаях распоряжение общим имуществом

Казачье общество, указанное в Государственном реестре казачьих обществ РФ

Поддержание укоренившегося вида жизни и культуры российского казачества

Община коренных малочисленных народов РФ

Поддержание изначальных условий проживания коренных малочисленных народов РФ, укоренившегося образа жизни

Адвокатская палата (ст. 123.16-1 ГК) и адвокатское образование, считающееся юридическим лицом (ст. 123.16-2 ГК)

Предоставление квалифицированной правовой помощи населению

Подробнее о таких формах, как потребительский кооператив и ассоциация, рассказывается в статьях:

Более полную информацию по теме вы можете найти в КонсультантПлюс.
Полный и бесплатный доступ к системе на 2 дня.

  • «Потребительский кооператив — плюсы и минусы»;
  • «НКО в форме ассоциации или союза».

Что относится к унитарным НКО

К унитарным некоммерческим организациям относятся:

  • фонд, имеющий благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно значимые цели;
  • учреждение (государственное, муниципальное или частное), реализующее управленческие, социально-культурные или другие некоммерческие цели;
  • автономная некоммерческая организация, оказывающая услуги в области образования, здравоохранения, культуры и в др. областях;
  • религиозная организация для коллективного вероисповедания и проповедования.

Обратите внимание! За исключением учреждения, остальные формы НКУО могут распоряжаться находящимся на их балансе имуществом и отвечают им же по накопившимся долгам. Учреждение, как правило, расплачивается с кредиторами своими финансами, и при их недостатке взыскание обращается на имущество основателя.

Подробнее об автономной НКО читайте в статье «Автономная некоммерческая организация — особенности».

Примеры НКО

Разберем подробнее несколько форм некоммерческих организаций, примеры которых вы найдете далее в статье.

Фонд создается физическими лицами или организациями для достижения различных публично значимых целей (ст. 123.17 ГК). Лица, желающие поддержать деятельность данной НКО, передают ей денежные средства или иное имущество. Однако при этом они не становятся членами фонда, поскольку такое понятие, как членство в фонде, отсутствует.

Примерами фондов в РФ являются:

  • благотворительный фонд «Система»;
  • Российский фонд помощи (Русфонд);
  • фонд «Подари жизнь» и др.

Важно! Фонды могут создаваться также по инициативе РФ. Например, Фонд защиты прав граждан — участников долевого строительства утвержден согласно постановлению Правительства РФ от 07.12.2016 № 1310.

Общественная организация

Порядок создания и деятельности общественной организации (далее — ОО) описывается в законе «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82-ФЗ. В зависимости от территориального принципа ОО подразделяются:

  • на общероссийские;
  • межрегиональные;
  • региональные;
  • местные.

Важно! Создать ОО могут минимум 3 учредителя. В ОО предусмотрено членство ее участников, которые при этом обязаны осуществлять определенные периодические финансовые вложения и могут быть задействованы в управлении ОО.

Отдельным видом ОО выступают политические партии, правила создания и деятельности которых регламентируются законом «О политических партиях» от 11.07.2001 № 95-ФЗ.

Примерами ОО являются:

  • Союз архитекторов России;
  • Лига здоровья нации;
  • Союз пенсионеров России и др.

***

Таким образом, деление на виды некоммерческих организаций осуществляется по принципу наличия или отсутствия членства ее основателей и их возможности оказывать влияние на управление НКО. Так, в некоммерческой корпоративной организации учредители становятся ее членами и заседают в высшем органе НКО, а основатели некоммерческих унитарных организаций не имеют данного статуса.

Некоммерческие организации отличаются от коммерческих целями своей деятельности.

Определение некоммерческих организаций дано в ст. 50 ГК РФ. Они рассматриваются как организации, не преследующие извлечение прибыли в качестве цели своей деятельности и не распределяющие полученную прибыль между участниками.

Организационной-правовые формы некоммерческих организаций

Некоммерческая организация считается созданной как юридическое лицо с момента ее государственной регистрации в установленном законом порядке.

В ГК РФ (ст. 116-121) предусмотрены следующие организационно-правовые формы некоммерческих организаций:

  • потребительские кооперативы;
  • общественные и религиозные организации;
  • фонды;
  • учреждения;
  • объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Потребительские кооперативы

Потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных и иных потребностей участников, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов. Наименование потребительского кооператива должно содержать указание на основную цель его деятельности, а также слово «кооператив» или слова «потребительский союз» либо «потребительское общество» (ст. 116 ГК РФ). Отличие потребительского кооператива от производственного заключается в том, что он не является коммерческой организацией, хотя при определенных условиях может иметь характерные для нее признаки.

Общественные и религиозные организации (объединения)

Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные образования граждан, в установленном законом порядке объединившиеся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей. Общественные и религиозные организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность лишь для достижения целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям.

Такие объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.

Общественные организации создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные объединения.

Фонды

Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели (ст. 118-119 ГК РФ).

Имущество, переданное фонду его учредителями, считается собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам фонда. Фонд вправе создавать хозяйственные общества или участвовать в них.

Учреждение

Учреждение — это организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных и иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично (ст. 120 ГК РФ).

Учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами (п. 2 ст. 120 ГК РФ). Учреждение полностью или частично финансируется собственником. Имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления.

Объединения юридических лиц (ассоциации и союзы)

Объединения юридических лиц — это ассоциации и союзы, которые создаются в целях:

  • координации предпринимательской деятельности коммерческих организаций;
  • защиты общих имущественных интересов коммерческих организаций;
  • координации защиты интересов.

Учредительными документами ассоциаций (союзов) являются учредительный договор, подписанный ее членами, и утвержденный ими устав. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют свою самостоятельность и право юридического лица (ст. 121-123 ГК РФ).

Особенности некоммерческих организаций

В федеральном законе Российской Федерации № 7-ФЗ от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» определено, что некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на приобретение общественных благ. Закон имеет общее значение и распространяется на все формы некоммерческих организаций (исключение составляют потребительские кооперативы и частично религиозные организации).

Некоммерческие организации могут быть созданы только в определенных организационно-правовых формах, предусмотренных действующим законодательством. Таких форм установлено более двух десятков.

Отличительными особенностями некоммерческих организаций являются их бесприбыльная деятельность, ориентация на социальный эффект, необязательность принятия формы юридического лица, ограничения в процедуре банкротства.

Некоммерческие организации функционируют (так же, как и коммерческие) в качестве юридически независимых и хозяйственно-самостоятельных субъектов. Они имеют в своем хозяйственном ведении имущество. Материальную базу некоммерческих организаций могут формировать членские взносы (потребительские кооперативы), носящие регулярный характер, также возможны и добровольные взносы в виде пожертвований, грантов и т. п. Любая некоммерческая организация отвечает по своим обязательствам имуществом, находящимся в ее собственности. Однако деятельность некоммерческих организаций направлена не на максимизацию прибыли от использования имущества, а на реализацию общественной миссии, достижение тех или иных общественных целей, выраженных в программах и проектах.

В то же время не все формы некоммерческих организаций соответствуют такому критерию, как «нераспределение прибыли между участниками».

Например, потребительские кооперативы, относимые ГК РФ к некоммерческим организациям, могут распределять полученные от предпринимательской деятельности доходы между своими членами. В связи с этим на потребительские кооперативы не распространяется пункт 3 ст. 1 федерального закона «О некоммерческих организациях», а их деятельность помимо ГК регламентируется рядом специальных законов (закон РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации», законом РФ от 8 декабря 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации», законом РФ от 15 июня 1996 г. «О товариществах собственников жилья» и др.).

Законодательно некоммерческим организациям разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, если доходы от этой деятельности направляются на достижение целей, ради которых они созданы.

Данная деятельность для многих некоммерческих организаций является вынужденной и осуществляется для поддержания нормальных условий работы. При необходимости расширения предпринимательской деятельности некоммерческие организации вправе быть участниками хозяйственных обществ и вкладчиками в товариществах на вере, цели которых могут вовсе не соответствовать целям некоммерческих организаций.

Существенным отличием некоммерческих организаций от коммерческих является возможность их функционирования без государственной регистрации. Законодательство РФ о некоммерческих организациях допускает существование без государственной регистрации некоторых разновидностей общественных организаций, учреждений, движений, фондов и органов общественной самодеятельности. В данном случае организации функционируют не имея прав юридического лица и не являясь субъектами гражданских правоотношений (не могут иметь в собственности или в оперативном управлении имущество, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, иметь счета в банках, печать и т. п.).

В отличие от коммерческих организаций не ко всем некоммерческим организациям может быть применена процедура банкротства. Так, в федеральном законе № 127-ФЗ от 26 октября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)» оговорено, что действие данного закона не распространяется на учреждения, политические партии и религиозные организации. Особенность ликвидации некоммерческих организаций заключается в отсутствии механизма раздела имущества.

Несмотря на то, что некоммерческие организации создаются на неопределенный срок, федеральный закон «О некоммерческих организациях» допускает возможность создания организации с ограниченным сроком действия, необходимым для достижения поставленных целей.

В остальном к некоммерческим организациям предъявляются те же требования, что и к коммерческим, например, получение лицензии для осуществления некоторых видов деятельности. Действие федерального закона № 128-ФЗ от 8 августа 2001 г. «О лицензировании отдельных видов деятельности» в полной мере распространяется и на некоммерческие организации.

Особенности организации финансов некоммерческих организаций

Особенности некоммерческих организаций находят отражение в формировании, распределении и контроле за финансовыми ресурсами. Основными финансовыми документами в некоммерческих организациях являются финансовый план, а также сметы отдельных проектов, мероприятий и программ. Утверждение финансового плана и внесение в него изменений находятся в компетенции высшего органа управления некоммерческой организации.

Финансовая деятельность некоммерческой организации осуществляется в рамках финансового плана или сметы. Наиболее распространенная форма финансового плана — бюджет.

Финансовый план — основной документ, характеризующий объем, состав и структуру финансовых ресурсов некоммерческой организации. В финансовом плане отражаются источники финансирования и направления использования финансовых ресурсов на определенный временной период.

В настоящее время наиболее популярной формой финансового плана некоммерческой организации является бюджет.

На практике используется четыре вида бюджетов:

  • текущий бюджет, который отражает запланированные доходы и расходы некоммерческой организации обычно на финансовый год и объединяет все программы, проекты и административные расходы;
  • бюджеты заявок на гранты или контракты (это бюджеты по одной программе или проекту, финансирование которых происходит из разных источников);
  • бюджет наличных средств (это краткосрочный бюджет, составленный на основе движения наличности, используемый организацией для своевременной оплаты текущих счетов, выплаты заработной платы);
  • бюджеты по основным средствам, не имеющие официального названия и используемые крупными структурами, так как в них планируются крупные расходы по замене или приобретению капитального имущества.

Разработка бюджетов есть ничто иное, как логическое и обоснованное распределение финансовых ресурсов по программам и проектам некоммерческой организации. Бюджеты являются одним из основных управленческих документов некоммерческой организации.

Составление бюджета некоммерческой организации

Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:

  • на основании данных о прошлых периодах деятельности;
  • на основании расчетов потребности в ресурсах;
  • на реализации уставных задач исходя из имеющихся финансовых ресурсов.

В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.

Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.

Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.

Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.

Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.

На рис. 2 представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .

Рис 2. Последовательность этапов определения ресурсной базы

На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.

На рис. 3 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где — наличие финансовых ресурсов; , … — комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … — цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .

Рис. 3. Последовательность этапов оценки возможности достижения цели

На рис. 3 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.

Источники финансов некоммерческих организаций

Ст. 26 закона «О некоммерческих организациях» предусмотрены основные источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций:

  • регулярные и (или) единовременные поступления от учредителей (участников, членов);
  • добровольные имущественные взносы и пожертвования;
  • выручка от реализации товаров, работ, услуг;
  • дивиденды (доходы, проценты), получаемые по акциям, облигациям, другим ценным бумагам и вкладам;
  • доходы, получаемые от собственности некоммерческой организации;
  • другие поступления, не запрещенные законом.

Основным источником финансовых ресурсов являются различные поступления.

Регулярные взносы могут поступать либо в виде членских взносов в некоммерческих организациях, имеющих членство, либо в виде частичного или полного финансирования собственником созданного учреждения. Вступительные и членские взносы являются характерным источником финансирования для общественных объединений, их союзов и ассоциаций, благотворительных организаций, основанных на членстве. За счет этих средств покрываются административно-хозяйственные расходы. Размер взносов и поступлений определяется учредительными документами или решением органов управления, либо в соответствии с решением собственника (для учреждений).

Единовременные поступления обычно вносятся учредителями (участниками) помимо вступительных и регулярных взносов. Они могут носить целевой характер, если переданы на выполнение определенных проектов и программ. Но возможна и нецелевая передача имущества на осуществление уставной деятельности некоммерческой организации.

Пожертвования — основная форма финансовых поступлений.

Пожертвования отличаются от добровольных взносов тем, что поступают от любого лица, не являющегося учредителем (участником) некоммерческой организации. Пожертвования могут быть как целевыми, так и не предназначенными для определенных целей. В качестве пожертвований некоммерческой организации могут быть переданы различные вещи, ценные бумаги, а также денежные средства. Законодательство не содержит специальных ограничений по видам имущества, которое может быть пожертвовано некоммерческой организации (естественно, за исключением имущества, которое изъято из оборота или ограничено в обороте).

Некоммерческая организация самостоятельно определяет направления и способы использования полученных средств в соответствии с законодательством и уставом. В этом случае, если благотворительное пожертвование выделяется в денежной форме, не менее 80% этих средств должно быть использовано на благотворительные цели в течение года с момента их получения. Иной порядок использования благотворительных пожертвований возможен при условии, что это установлено благотворителем или благотворительной программой.

Доходы от предпринимательской деятельностью, как правило, не связаны с уставной.

Доходы от предпринимательской деятельности некоммерческой организации составляют:

  • плата за аренду имущества;
  • проценты по вкладам в банках;
  • доходы от реализации (отчуждения) имущества;
  • доходы от размещения рекламы на имуществе некоммерческих организаций и т. д.

Смета некоммерческой организации

Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.

Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.

Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.

По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.

Сметное финансирование обеспечивает:

  • достижение целей деятельности некоммерческой организацией в рамках данной деятельности;
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.

Расходы и доходы некоммерческой организации

Смета состоит из доходной и расходной частей с постатейной разбивкой каждой.

Доходная часть сметы — это всевозможные источники финансирования данной организации, включая финансовые возможности самой организации (доходы от коммерческих видов деятельности), имеющиеся в наличии или предполагаемые. Доходная часть сметы некоммерческой организации формируется с делением ее по программам (проектам) и прочим поступлениям.

Расходная часть сметы сгруппирована по направлениям расходов, определенных финансовым планом или спецификой деятельности организации.

Расходы по направлениям деятельности некоммерческих организаций делятся на три основные группы:

  • расходы на уставную некоммерческую деятельность (расходы на программы или проекты, осуществляемые организацией в рамках данной деятельности);
  • накладные и административно-управленческие расходы;
  • расходы на предпринимательскую деятельность.

Все расходы, направленные на поддержание функционирования самой организации и ее административно-управленческого аппарата, являются текущими. Расходы на ведение уставной деятельности и выполнение целевых программ для некоммерческих организаций законодательно не регламентированы и ограничены только сметами и финансовыми возможностями. Расходы на содержание аппарата управления некоммерческой организации ограничены 20% и должны быть строго распределены. Превышение данных расходов расценивается контролирующими органами как нецелевое использование средств.

Расходы некоммерческой организации делятся на прямые и косвенные.

Расходы, которые непосредственно связаны с определенными направлениями деятельности или программами в некоммерческой организации, являются прямыми и относятся за счет этих видов деятельности или программ.

Однако в текущей деятельности некоммерческих организаций возникают расходы, которые не могут быть прямо отнесены к какому-либо виду деятельности. Например, расходы по содержанию зданий, помещений, автотранспорта, аренде помещений, оплате труда административно-управленческого персонала и др. Данные расходы носят общехозяйственный характер и являются общими для всех видов деятельности. Исходя из экономического содержания данных расходов и особенностей финансирования некоммерческих организаций, они должны быть распределены между всеми видами деятельности, включая предпринимательскую, если она ведется в организации.

Определение величины общехозяйственных расходов опирается на принципы финансирования, как и расходы по отдельным программам и проектам. При отсутствии доходов от предпринимательской деятельности размер общехозяйственных расходов не может превышать 20 % от общей стоимости выполняемых целевых программ и проектов. Исходя из заданного лимита финансирования определяется планируемая величина по каждой статье общехозяйственных расходов. Если некоммерческая организация имеет доход от предпринимательской деятельности, то полученная прибыль исходя из положений закона «О некоммерческих организациях» является целевым источником финансирования. Поэтому некоммерческая организация при определении финансового результата обязана уплатить налог на прибыль, а затем оставшуюся чистую прибыль использовать в качестве источника покрытия расходов, связанных с целями своей деятельности. На финансирование хозяйственных расходов из чистой прибыли может быть направлено не более 20%, если некоммерческая организация выполняет какие-либо социальные программы или проекты, или в размере, определенном высшим органом управления (собранием участников, попечительским советом и т. п.). Таким образом, порядок планирования текущих расходов аналогичен порядку определения расходов по выполняемым программам или проектам: сначала определяется допустимая величина текущих общехозяйственных расходов (лимит финансирования), а затем — величина каждой статьи этих расходов. Степень детализации статей расходов также определяется самой организацией

К расходам по содержанию некоммерческой организации относятся:

  • оплата командировок и служебных поездок;
  • заработная плата административно-управленческого персонала;
  • отчисления в фонды социального страхования;
  • канцелярские и хозяйственные расходы;
  • расходы на приобретение оборудования и инвентаря;
  • капитальный и текущий ремонт;
  • арендная плата;
  • оплата за телефон;
  • почтово-телеграфные расходы;
  • расходы на проведение обязательного аудита;
  • амортизационные отчисления;
  • оплата коммунальных услуг;
  • расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами;
  • прочие расходы.

Выводы

Таким образом, особенности финансов некоммерческих организаций определяются спецификой их деятельности, базирующейся на потреблении совокупного общественного продукта, создаваемого в коммерческом секторе экономики. Источниками финансирования некоммерческих организаций, как правило, могут быть взносы ее участников и пожертвования. Прибыль, получаемая некоммерческой организацией в процессе предпринимательской деятельности, в соответствии с законодательством является источником целевых расходов. В связи с этим она подлежит обложению налогом на прибыль и затем уже может быть использована в соответствии с целями организации. Неопределенность размеров и регулярность денежных поступлений предъявляют особые требования к финансовому планированию в некоммерческой организации. Оно опирается на принципы программно-целевого планирования, сметного планирования и ориентировано на достижение конечных результатов.

(АНО) – это некоммерческая организация, которая учреждается гражданами и/или юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов и не имеющая членства. Имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями (учредителем), является собственностью автономной некоммерческой организации (определение автономных некоммерческих организаций дано в статье 10 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»). Автономная некоммерческая организация является собственником имущества, которое было ей передано учредителями. Учредители автономной некоммерческой организации не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность этой организации. Учредители АНО не отвечают по обязательствам созданной ими автономной некоммерческой организации, а она не отвечает по обязательствам своих учредителей.

Некоммерческая организация в форме АНО создается для осуществления услуг в области образования, культуры, науки, здравоохранения, права, физической культуры и спорта. Автономная некоммерческая организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, соответствующую целям, для достижения которых создана указанная организация.

Надзор за деятельностью автономной некоммерческой организации осуществляют ее учредители в порядке, предусмотренном ее учредительными документами. Учредители автономной некоммерческой организации могут пользоваться ее услугами только на равных условиях с другими лицами.

Предметом деятельности автономной организации является услуга, представляющая собой не овеществленный результат выполнения каких-либо работ. Статьи 779-783 ГК РФ регулируют отношения по возмездному оказанию услуг. Примерный перечень услуг, приведенный в ст. 779 ГК РФ, в основном совпадает с перечнем услуг, который дается в комментируемой статье Закона. В учредительных документах автономной организации (устав автономной некоммерческой организации) должны быть четко определены услуги, которые она предоставляет. Некоторые виды услуг лицензируются (например, медицинские, аудиторские и пр.), а потому автономная организация должна получить соответствующую лицензию.

Предпринимательская деятельность автономной организации должна соответствовать целям, для которых создана организация. Таким образом, автономная некоммерческая организация вправе использовать в своей деятельности договор возмездного оказания услуг. В этой своей деятельности автономная организация может быть близка деятельности благотворительных организаций. Возможно, например, оказание безвозмездных медицинских услуг социально незащищенным лицам (инвалидам, пенсионерам и др.) и одновременно возмездных медицинских услуг другим потребителям.

Учредительные документы автономной организации должны определить порядок надзора над деятельностью автономной организации со стороны учредителей. Прежде всего, должна быть определена структура органов управления, включая необходимый контрольный орган (ревизионную комиссию и т.п.). Следует определить и систему отчетности подразделений организации и организации в целом. Надзорные действия могут осуществляться, исходя из особенностей деятельности организации и характера оказываемых ею услуг.

На текущий момент АНО является одной из самых распространенных организационно-правовых форм некоммерческих организаций. Автономная некоммерческая организация может быть создана в результате ее учреждения, а также в результате реорганизации существующей некоммерческой организации.

Решение о государственной регистрации некоммерческой организации принимается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций, или его территориальным органом.

«Форму организации автономной некоммерческой организации (АНО) можно удачно использовать для ведения бизнеса, особенно в сфере оказания платных услуг. В такой форме могут создаваться негосударственные детские сады, школы, вузы, частные больницы и поликлиники, всевозможные спортивные клубы и оздоровительные центры, юридические либо иные консультации и иные подобные образования. Условия налогообложения для этих организаций также будет более благоприятным, чем для коммерческих юридических лиц. При этом в отличие от государственных или частных (негосударственных) учреждений, имущество, переданное автономной некоммерческой организации ее учредителями, а также приобретенное или произведенное ею впоследствии, является собственностью самой организации.

Наша компания предлагает Вам качественную и надежную помощь в регистрации некоммерческой организации в форме АНО, у нас имеется большой опыт, в том числе при регистрации автономных некоммерческих образовательных организаций.

Базовая стоимость регистрации АНО
Услуги по регистрации Звоните!
Государственная пошлина за регистрацию АНО Звоните!
Изготовление стандартной печати Звоните!
Получение письма Госкомстата о присвоении кодов ОКВЭД Звоните!
Регистрация АНО с учетом всех расходов Звоните!

В стандартный пакет услуг нашей компании по регистрации АНО входит:

  • консультация по регистрации АНО;
  • подготовка учредительных документов для регистрации некоммерческой организации в форме АНО;
  • подготовка заявлений для регистрации;
  • оплата всех установленных сборов и пошлин;
  • получение свидетельства о государственной регистрации АНО, свидетельства о внесении данных в ЕГРЮЛ и свидетельства о постановке на учет в налоговом органе;
  • получение письма из Госкомстата;

Для начала процедуры подготовки документов для регистрации АНО Вам необходимо предоставить нам следующие документы и сведения:

  • наименование создаваемой некоммерческой организации (согласно Закону РФ «О некоммерческих организациях», наименование АНО должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности);
  • цели создания АНО;
  • виды деятельности, которые будет осуществлять создаваемая автономная некоммерческая организация;
  • сведения об учредителях создаваемой АНО (для учредителей -физических лиц – копии паспортов; для учредителей -юридических лиц – копии учредительных документов);
  • сведения о руководителе создаваемой АНО (копия паспорта);
  • сведения о порядке управления создаваемой АНО (структура, состав, наименование органов управления);
  • документы, подтверждающие местонахождение создаваемой АНО (в случае необходимости наша компания окажет помощь с подбором юридического адреса для регистрации АНО).

По любым пунктам возможна консультация. На основании предоставленных Вами сведений мы готовим пакет документов, необходимых для подачи в регистрирующий орган. Для государственной регистрации некоммерческой организации в форме АНО, мы формируем весь необходимый пакет документов.

Регистрация автономной некоммерческой организации является узкоспециализированной областью. Мы имеем многолетний успешный опыт в этих вопросах. Доверьте регистрацию АНО профессионалам!

Будем рады ответить на возникшие вопросы относительно автономных некоммерческих организаций, вопросов регистрации АНО, устава АНО, и вопросов функционирования АНО по телефонам в г. Ростов-на-Дону:
+7 (928) 908-68-01

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *