Виды ответственности за нарушение лесного законодательства

Об ответственности за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 1992 года N ВЗ-6-02/97
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 20 марта 1992 года N 8

ПРИКАЗ
Об ответственности за нарушение лесного законодательства в Российской Федерации

Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской Федерации сообщают для сведения и руководства, что Правительство Российской Федерации постановлением от 5 февраля 1992 года N 67 «Об утверждении размеров неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации»:

1. Утвердило прилагаемые Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и Таксы для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации.

2. Рекомендовать органам исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей и автономных образований по представлению государственных органов лесного хозяйства использовать в качестве дополнительного источника финансирования работ по воспроизводству и охране лесного хозяйства до 50 процентов сумм неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства.

3. Установило, что раздел VIII Правил отпуска древесины на корню в лесах СССР, утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 30 декабря 1981 года N 1045, на территории Российской Федерации не действует.

4. Признало утратившим силу постановление Совета Министров РСФСР от 21 апреля 1981 года N 222 (СП РСФСР, 1981 г., N 13, ст.82).
Министерство финансов Российской Федерации и Государственная налоговая служба Российской федерации предлагают установить контроль за правильным исчислением лесохозяйственными органами сумм неустоек и ущерба за нарушение лесного законодательства.
В связи с изложенным утрачивает силу письмо Министерства финансов РСФСР от 4 мая 1981 года N 03/106 «Об ответственности за нарушение лесного законодательства».

Заместитель
Министра финансов
Российской Федерации
С.В.Горбачев
Заместитель Руководителя
Государственной налоговой службы
Российской Федерации
В.А.Зверховский

Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах Российской Федерации

——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
1. Рубка или повреждение семенни- Пятнадцатикратная таксовая
ков и деревьев в семенных стоимость древесины срубленных
куртинах а также поврежденных семенни-
ков и деревьев в семенных кур-
тинах и полосах
2. Рубка деревьев, не подлежащих Пятикратная таксовая стоимость
рубке при проведении выбороч- древесины срубленных деревьев,
ных, постепенных, санитарных не подлежащих рубке при прове-
рубок и рубок ухода за лесом дении выборочных, постепенных,
санитарных рубок и рубок ухода
за лесом
3. Уничтожение подроста и молод- Трехкратная стоимость создания
няка, вызванное несоблюдением и выращивания лесных культур
лесозаготовителем установлен- до возраста, соответствующего
ного порядка разработки лесо- возрасту уничтоженного подрос-
сек; повреждение или уничто- та, молодняка и лесных культур
жение лесных культур по действующим расчетно-техно-
логическим картам и другим
нормативам затрат
Неустойка, предусмотренная на-
стоящим пунктом, взыскивается
с лесозаготовителя в понижен-
ном размере, если он выполнит
лесовосстановительные (лесопо-
садочные) работы на участках,
где было допущено уничтожение
подроста и молодняка при заго-
товке древесины, в весенне-
летний период в том же кален-
дарном году, а при заготовке
древесины в осенне-зимний пе-
риод — не позднее весны сле-
дующего года
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
4. Рубка леса и трелевка древе- Трехкратная таксовая стоимость
сины в запрещенное в лесору- срубленной и стрелеванной в
бочных билетах (ордерах) запрещенное время древесины
время
5. Заготовка древесины на пере- Десятикратная таксовая стои-
данных лесозаготовителю по мость срубленной древесины
актам лесосеках до получения
лесорубочных билетов (орде-
ров) или по истечении указан-
ного в лесорубочных билетах
(ордерах) срока
6. Несвоевременное последующее Десятикратная таксовая стои-
оформление лесорубочных би- мость срубленной древесины
летов (ордеров) на фактически
произведенную рубку, разрешен-
ную в соответствии с действую-
щим законодательством (кроме
рубки деревьев, угрожающих
падением на провода линий свя-
зи, электропередачи и автобло-
кировки или при ликвидации
аварий этих линий, а также руб-
ки деревьев при отводе лесосек,
лесоустройстве, тушении лесных
пожаров, прорубке визиров при
проведении изыскательских ра-
бот и научных исследований,
проведении аварийно-спасатель-
ных работ)
7. Рубка или повреждение до сте- Десятикратная таксовая стои-
пени прекращения роста деревь- мость срубленной древесины
ев за пределами переданных ле- поврежденных деревьев
созаготовителю лесосек, в том
числе на 50-метровых полосах,
смежных с лесосеками
8. Повреждение деревьев, не вле- Четырехкратная таксовая стои-
кущее прекращение роста, за мость древесины поврежденных
пределами переданных лесозаго- деревьев
товителю лесосек, в том числе
на 50-метровых полосах, смеж-
ных с лесосеками
9. Повреждение не до степени пре- Четырехкратная таксовая стои-
кращения роста деревьев при мость древесины поврежденных
проведении выборочных, посте- деревьев
пенных, санитарных рубок и
рубок ухода за лесом
10. Оставление недорубов в виде Двукратная таксовая стоимость
компактных участков лесосек, оставленной в недорубах дре-
не начатых рубкой весины
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
11. Оставление недорубов в виде Четырехкратная таксовая стои-
куртин и отдельных деревьев мость древесины, оставленной
на корню
12. Нерациональная разделка дре- пятикратная таксовая стоимость
весины, когда фактический вы- нерационально разделанной и
ход деловой древесины по ле- использованной древесины.
созаготовительному пункту ни- Если ущерб, причиненный ука-
же указанного в лесорубочных занными нарушениями, превыша-
билетах (ордерах) более чем ет размер предусмотренной нас-
на 10 процентов; использова- тоящим пунктом неустойки, ле-
ние деловой древесины хвойных созаготовитель (лесопользова-
и ценных твердолиственных по- тель) несет ответственность в
род на строительство времен- размере фактически причиненно-
ных подсобных сооружений, го ущерба
построек и настилов лесовоз-
ных дорог при наличии в мес-
тах этих работ деревьев
лиственных пород
13. Оставление не вывезенной в Семикратная таксовая стоимость
срок (включая предоставлен- не вывезенной в срок древесины
ные отсрочки) древесины на Если ущерб, причиненный указа-
лесосеках, при расчистке нным нарушением, превышает ра-
площадей под лесные склады, змер предусмотренной настоящим
трассы лесовозных дорог, пунктом неустойки, лесозагото-
постройки, сооружения и ус- витель (лесопользователь) не-
тановки, а также аварийной сет ответственность в размере
древесины вдоль лесовозных фактически причиненного ущер-
дорог на срок более четырех ба
месяцев
14. Самовольная (до освидетель- Семикратная таксовая стоимость
ствования) вывозка, отгрузка самовольно (до освидетельство-
или сплав древесины и ее пе- вания) вывезенной, отгруженной
реработка, если отпуск произ- или переработанной древесины
водится с учетом по количеству
15. Неудовлетворительная или не- Пятикратная стоимость работ по
своевременная очистка мест ру- ликвидации захламленности, ра-
бок от порубочных остатков, ссчитанная по действующим рас-
захламление по вине лесополь- четно-технологическим картам и
зователей границ, просек и другим нормативам затрат
прилегающих к лесосекам по-
лос шириной 50 м.
16. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
граничных, квартальных, лесо- поврежденный знак однократная
сечных и других знаков стоимость его изготовления и
установки
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
17. Оставление срубленных завис- Семикратная таксовая стоимость
ших деревьев древесины зависших деревьев
18. Оставление в лесу на летний Пятикратная таксовая стоимость
период не окоренной в установ- оставленной древесины
ленный срок хвойной древесины
и древесины лиственных пород
без пролыски, если указанная
древесина не уложена в плот-
ные штабеля с их притеснением
или не защищена от вредителей
другими способами
19. Оставление пней высотой более Пять рублей за каждый пень,
одной трети диаметра среза, а клеймо или номер
при рубке деревьев тоньше 30
см — высотой более 10 см;
уничтожение клейм и номеров на
деревьях и пнях
20. Проведение заготовки и трелев- За каждый квадратный метр пло-
ки древесины и осуществление щади, на которой уничтожен
иных лесных пользований спосо- верхний плодородный слой лес-
бами, приводящими к сдиранию ной почвы, 0,12 таксовой стои-
или уничтожению (вследствие мости 1 куб. метра древесины
эрозии) верхнего плодородного главной (коренной) породы в
слоя почвы возрасте главной рубки
21. Подсочка и осмолоподсочка от- Четырехкратная таксовая стои-
веденных насаждений до получе- мость древесины заподсоченных
ния лесорубочного билета или деревьев
после установленного срока
22. Подсочка и осмолоподсочка на- Пятикратная таксовая стоимость
саждений, не отведенных для древесины незаконно заподсо-
этой цели, в том числе за пре- ченных деревьев
делами границ лесосек
23. Подсочка и осмолоподсочка на- Семикратная таксовая стоимость
саждений методами, применение древесины деревьев, подсочка
стимуляторов и сроки их исполь- которых ведется с перечислен-
зования, не предусмотренные ин- ными нарушениями правил (за
струкциями или специальными ра- одно или несколько из указан-
зрешениями; перегрузка деревьев ных нарушений)
каррами, расширение карр, превы-
шение глубины желобков и подно-
вок
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размеры неустойки
——————————————————————
24. Подсочка и осмолоподсочка де- Семикратная таксовая стоимость
ревьев, подсочка и осмолопод- древесины заподсоченных дере-
сочка которых не разрешена вьев
25. Неполное (выборочное) вовлече- Трехкратная таксовая стоимость
ние в подсочку и осмолоподсочку древесины не вовлеченных в
предназначенных для этой цели подсочку и осмолоподсочку де-
деревьев на отведенных площадях ревьев
26. Заготовка второстепенных лес- Двенадцатикратная таксовая
ных материалов без получения стоимость заготовленных ма-
лесорубочного билета (ордера) териалов
или после установленного срока
27. Уничтожение или повреждение В размере, предусмотренном
лесных культур и молодняка ес- пп. 3, 7
тественного происхождения, а
также повреждение деревьев до
степени прекращения роста при
корчевке пней для заготовки
осмола
28. Заготовка второстепенных лес- Двенадцатикратная таксовая
ных материалов за пределами стоимость древесины срублен-
переданных для этой цели пло- ных или поврежденных деревьев
щадей
29. Самовольная переуступка прав Десятикратная таксовая стои-
по лесорубочному (лесному) би- мость всего объема древесины,
лету от одного лесопользовате- указанного в лесорубочном (ле-
ля к другому сном) билете, по которому ус-
тановлена самовольная переус-
тупка прав.
Взыскание неустойки произво-
дится с лесозаготовителя, не-
законно переуступившего права
30. Рубка насаждений, не достиг- Двенадцатикратная таксовая
ших возраста рубки (приспева- стоимость заготовленной дре-
ющих, средневозрастных), а весины по первому разряду
также на участках, где рубки такс во всех лесотаксовых
главного пользования запреще- поясах. Неустойка взыскива-
ны; нарушение сроков примыка- ется после аннулирования ле-
ния, способов рубки и ширины сорубочного билета в устано-
лесосек вленном порядке с лесофондо-
держателя, выписавшего лесо-
рубочный билет
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Все неустойки исчисляются по таксам на древесину,
отпускаемую на корню, без применения норм их снижения. Надбавка к
таксам на древесину, отпускаемую на корню, применяется в
максимальном размере, независимо от удаленности квартала
(урочища), в котором допущено нарушение, до пунктов отгрузки
(потребления) древесины во всех лесотаксовых поясах.
2. При исчислении таксовой стоимости древесины разделение ее
на деловую и дровяную не производится. Для всего объема древесины
применяется такса на деловую древесину средней категории
крупности. Объем древесины учитывается (определяется) в коре. В
случае определения объема древесины уничтоженных, поврежденных
или срубленных деревьев на площади более 1 гектара допускается
использование материалов лесоустройства.
3. При исчислении стоимости посадки и выращивания лесных
культур и других лесовосстановительных работ, уничтожения или
повреждения граничных, квартальных, лесосечных и других знаков
применяются действующие расчетно-технологические карты и другие
нормативы затрат.
4. Незаконная порубка, уничтожение, повреждение деревьев,
кустарников и лиан, запрещенных к рубке, влечет увеличение
установленных размеров взысканий в два раза. При этом применяются
таксы на древесину кедра (дуба) по первому лесотаксовому поясу.
5. Размер взыскания за нарушения, предусмотренные пунктами
2, 4, 5,и 6, 7, 8, 9, 10, 11, 20, 28 настоящих Размеров неустоек
за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины
на корню, допущенные в лесах 1 группы, а также в особо защитных
участках лесов всех групп, увеличивается в два раза.

Таксы для исчисления взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства, в Российской Федерации

Приложения N 1 и 2
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 5 февраля 1992 г. N 67

——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
1. Уничтожение или повреждение Пятикратная прейскурантная или
сеянцев либо саженцев в лесных рыночная для данного региона
питомниках цена уничтоженного посадочного
материала. Для посевных отде-
лений питомников размер взыс-
каний определяется умножением
прейскурантной или рыночной
цены сеянцев на норму выхода
их с 1 гектара и на площадь,
на которой они уничтожены или
повреждены
2. Уничтожение или поврежде- За каждый гектар уничтоженных
ние лесных культур, плантаций, или поврежденных лесных куль-
молодняка естественного проис- тур, молодняков естественного
хождения, подроста происхождения и подроста в
возрасте до 10 лет — трехкрат-
ная стоимость создания и выра-
щивания лесных культур до воз-
раста уничтоженных или повреж-
денных лесных культур, молод-
няка естественного происхожде-
ния и подроста.
За каждый гектар уничтоженных
или поврежденных плантаций в
возрасте до 10 лет — пятикрат-
ная стоимость их создания и
выращивания до возраста унич-
тоженных или поврежденных
плантаций.
За уничтожение или повреждение
лесных культур, плантаций, мо-
лодняка естественного происхо-
ждения и подроста в возрасте
свыше 10 лет, а также за неза-
конную порубку, уничтожение
или повреждение отдельных де-
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
ревьев, кустарников и лиан в
возрасте менее 10 лет — по
нормативу, установленному в
пп. 3 и 4.
3. Незаконная порубка, унич-
тожение или повреждение до сте-
пени прекращения роста деревьев,
кустарников или лиан:
а) незаконная порубка, уничто- Десятикратная таксовая стои-
жение или повреждение деревьев мость древесины незаконно
до степени прекращения роста срубленных, уничтоженных или
поврежденных до степени прек-
ращения роста деревьев.
За незаконную порубку, уничто-
жение или повреждение деревь-
ев, не достигших диаметра на
высоте груди 12 см для хвой-
ных и 16 см для лиственных
пород — десятикратная таксо-
вая стоимость древесины де-
ревьев указанных диаметров.
За незаконную порубку, уничто-
жение или повреждение деревьев
хвойных пород в декабре-январе
семенников и деревьев в семен-
ных куртинах и полосах на вы-
рубках, находящихся в стадии
лесовосстановления, плюсовых
(элитных) деревьев, а также
генетических резерватах, се-
менных заказниках, на коллек-
ционных и постоянных лесосеме-
нных участках размер взысканий
удваивается
б) незаконная порубка, унич-
тожение или повреждение кустар-
ников и лиан до степени прекра-
щения роста:
хвойных За каждый незаконно срубленный
уничтоженный или поврежденный
куст — семикратная таксовая
стоимость древесины одного де-
рева сосны диаметром на высоте
груди 12 см
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
лиственных За каждый незаконно срубленный
уничтоженный, поврежденный
куст или лиану — семикратная
таксовая стоимость древесины
одного дерева березы диамет-
ром на высоте груди 16 см.
За каждый незаконно срубленный
уничтоженный, поврежденный
куст или лиану, выращиваемые
на плантациях, размер взыска-
ний удваивается
4. Повреждение деревьев, кус-
тарников и лиан, не влекущих
прекращение роста:
деревьев Трехкратная таксовая стоимость
древесины поврежденных деревь-
ев.
За повреждение деревьев, не
достигших диаметра на высоте
груди 12 см для хвойных и 16
см для лиственных пород, —
трехкратная таксовая стоимость
древесины деревьев указанных
диаметров
хвойных кустарников За каждый поврежденный куст —
трехкратная таксовая стоимость
древесины одного дерева сосны
имеющего диаметр на высоте
груди 16 см
лиственных кустарников и За каждый поврежденный куст
лиан или лиану — трехкратная таксо-
вая стоимость древесины одного
дерева березы, имеющего диа-
метр на высоте груди 20 см.
5. Незаконная порубка сухостой- 50 процентов размера взысканий
ких деревьев, присвоение (хищение) за ущерб, причиненный незакон-
буреломных, ветровальных или сруб- ной порубкой растущих деревьев
ленных с корня деревьев
6. Самовольное сенокошение и
пастьба скота на землях лесного
фонда:
а) самовольное сенокошение За каждый гектар самовольно
выкошенной площади — стоимость
сена по рыночным ценам (Ц) ис-
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
ходя из средней урожайности се
нокосов,в следующей кратности:

сеяные травы (средняя уро- 30 х 5 Ц
жайность 30 ц/га)

естественные улучшенные 20 х 5 Ц
сенокосы (средняя урожай-
ность 20 ц/га)
естественные суходольные 12 х 3 Ц
сенокосы без улучшения
(средняя урожайность
12 ц/га)
заболоченные сенокосы 10 х 2 Ц
(средняя урожайность
10 ц/га)
на землях лесного фонда, 12 х 6 Ц
где сенокошение не до-
пускается (средняя уро-
жайность 12 ц/га)
б) самовольная пастьба скота За каждую голову самовольно
выпасаемого скота — десяти-
кратная стоимость потравлен-
ного корма по рыночным ценам
сена:
крупный рогатый скот и ло- 6,2 х 10 Ц
шади старше двух лет (вес
потравленного сена 6,2 ц)

молодняк крупного рогатого 1,6 х 10 Ц
скота и лошадей до двух лет
и мелкий скот (вес потрав-
ленного сена 1,6 ц)

козы (вес потравленного се- 8 х 10 Ц
на 8 ц) за пастьбу скота на землях ле-
сного фонда, где пастьба не
допускается, размер взысканий
удваивается
7. Повреждение сенокосов и паст- Пятикратная стоимость работ по
бищных угодий на землях лесного восстановлению этих угодий
фонда
——————————————————————
Виды нарушений ¦ Размер взысканий
——————————————————————
8. Самовольный сбор или само- С каждого нарушителя — пяти-
вольная промысловая заготовка кратная стоимость по рыночным
дикорастущих плодов, орехов, ценам (Ц) заготовленной им за
ягод, грибов, лекарственных трав 1 день продукции (в среднем
и пищевых растений (или их час- 20 кг продукции в сыром виде)-
тей), технического сырья на 20 х 5 Ц
участках, где это запрещено или В случае если фактическое ко-
допускается только по лесному личество незаконно добытой
билету; сбор растений, запрещен- продукции (в сыром виде) пре-
ных к заготовке, а также заготов- вышает 20 кг, то за каждый
ка неразрешенными способами или полный или неполный килограмм
с нарушением установленных сро- продукции, собранной сверх 20
ков, заготовка сверх разрешен- кг, взыскивается ее десяти-
ного количества кратная стоимость по рыночным
ценам.
За каждый полный или неполный
килограмм продукции, собран-
ной сверх разрешенного коли-
чества, взыскивается ее деся-
тикратная стоимость по рыноч-
ным ценам
9. Самовольный сбор, порча или За каждый квадратный метр пло-
уничтожение лесной подстилки и мха щади, на которой удалены, ис-
порчены или уничтожены лесная
подстилка или мох,- 0,05 так-
совой стоимости 1 куб.метра
древесины кедра (дуба)
10. Самовольное снятие, порча За каждый квадратный метр пло-
или уничтожение плодородного слоя щади, на которой снят, уничто-
лесных почв жен или испорчен плодородный
слой почвы,- 0,1 таксовой сто-
имости 1 куб.метра древесины
кедра (дуба)
11. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
ограничительных (лесоустроитель- поврежденный ограничительный
ных, лесохозяйственных) знаков в знак — однократная стоимость
лесном фонде его изготовления и установки
12. Уничтожение или повреждение За каждый уничтоженный или
аншлагов, вывесок и других пред- поврежденный предмет — пяти-
метов наглядной агитации и про- кратная стоимость его изго-
паганды, лесной мебели и малых товления и установки
архитектурных форм в лесном фонде
13. Уничтожение или повреждение Пятикратная стоимость восста-
лесоосушительных канав, дренаж- новления уничтоженных или пов-
ных систем и дорог (включая ес- режденных объектов (в том чис-
тественные проезды, используемые ле мостов, шлюзов и других ин-
для целей лесного хозяйства) в женерных сооружений)
лесном фонде
ПРИМЕЧАНИЯ:
1. Во всех случаях, когда размер взысканий за ущерб,
причиненный нарушениями лесного законодательства, исчисляется по
таксам за древесину, отпускаемую на корню, таксы применяются без
установленных норм снижения стоимости древесины (скидок), а
надбавки применяются в максимальном размере, независимо от
удаленности квартала (урочища) во всех лесотаксовых поясах.
2. При исчислении таксовой стоимости древесины разделение ее
на деловую и дровяную не производится. Для всего объема древесины
применяется такса на деловую древесину средней категории
крупности. Объем древесины учитывается (определяется) в коре. В
случае определения объема древесины уничтоженных, поврежденных
или срубленных деревьев, кустарников и лиан на площади более 1
гектара допускается использование материалов лесоустройства.
3. При исчислении стоимости создания и выращивания лесных
культур, плантаций, стоимости восстановительных работ при
повреждении сенокосов и пастбищных угодий, уничтожения или
повреждения ограничительных знаков, аншлагов, вывесок и других
предметов наглядной агитации и пропаганды, лесной мебели и малых
архитектурных форм, лесоосушительных канав, дренажных систем и
дорог применяются действующие расчетно-технологические и
нормативно-технологические карты и другие нормативы затрат.
4. При уничтожении или повреждении деревьев, кустарников,
лиан, лесной подстилки, мха, почвы, сенокосов и пастбищных
угодий, а также ограничительных (лесоустроительных и
лесохозяйственных) знаков, аншлагов, вывесок, других форм,
лесоосушительных канав, дренажных систем, дорог в результате
воздействия сточных вод, химических и радиоактивных веществ,
промышленных и коммунально-бытовых выбросов, отходов, ввода в
эксплуатацию производственных объектов без устройств,
предотвращающих вредное воздействие на леса, лесных пожаров,
возникающих в результате поджога или небрежного обращения с
огнем, применяются установленные размеры взысканий за
соответствующие виды нарушений. В состав ущерба включаются, кроме
того, расходы по приведению территорий в состояние, пригодное для
использования в лесном хозяйстве, и все расходы по тушению
пожара.
5. Возмещение ущерба, причиненного уничтожением или
повреждением находящихся в лесу зданий, сооружений и другого
имущества в результате пожара, возникшего вследствие нарушения
лесного законодательства, производится в порядке и размерах,
предусмотренных общими нормами гражданского законодательства.
6. Размер взысканий за нарушения лесного законодательства,
совершенные в лесах 1 группы, а также в особо защитных участках
лесов всех групп, увеличивается в два раза.
7. Незаконная порубка, уничтожение, повреждение деревьев,
кустарников и лиан, запрещенных к рубке правилами отпуска
древесины на корню, правилами рубок и другими нормативными
документами, влекут увеличение установленных размеров взысканий
в два раза. При этом применяются таксы на древесины кедра (дуба)
по первому лесотаксовому поясу.
8. Ответственность за уничтожение или повреждение лесных
культур, плантаций, сеянцев и саженцев в лесных питомниках
лосями, кабанами и другими охотничье-промысловыми животными в
случаях превышения действующих нормативов их численности несут
юридические лица, которым переданы в пользование (аренду)
охотничьи угодья на землях лесного фонда.
9. Размер взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству,
исчисляется во всех случаях по совокупности совершенных видов
нарушений лесного законодательства.

система мер воздействия, распространяющаяся на граждан и юридических лиц, виновных в нарушении лесного законодательства РФ.

Основанием юридической ответственности является правонарушение. К ответственности можно привлечь только за противоправное деяние, которое совершено с нарушением норм закона и иных нормативных правовых актов. Это понятие не следует смешивать с правомерными поступками. В случае причинения правомерного ущерба (вреда) лесному хозяйству выплачиваются понесенные потери. Напр., при переводе (изъятии) участков лесного фонда первой группы для строительства магистральных нефтепроводов лесному хозяйству перечисляется плата за перевод (изъятие). Безусловно, что для природного объекта строительство нефтепровода является негативным фактором, но он правомерен, т. к. производится с соблюдением норм закона.

В зависимости от характера совершенного нарушения лесного законодательства различают административную, уголовную и гражданскую ответственность.

Каждому виду юридической ответственности присущи специфические меры наказания и особый порядок их применения.

Уголовная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Уголовным кодексом РФ преступлениями. Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное Уголовным кодексом РФ под угрозой наказания (незаконная охота, незаконная рубка деревьеви кустарников или повреждение лесов и др.).

Уголовная ответственность наступает только за совершение преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом РФ. В зависимости от характера и степени общественной опасности деяния подразделяются на преступления небольшой тяжести, преступления средней тяжести, тяжкие преступления и особо тяжкие преступления.

В Уголовном кодексе РФ экологическим преступлениям посвящена глава 26, включающая две статьи за нарушение лесного законодательства — 260 и 261. Мерой уголовного наказания является штраф, исправительные работы, арест, лишение права занимать определенные должности, лишение свободы. Порядок производства по уголовным делам определяется Уголовно процессуальным кодексом РФ от 18 декабря 2001 г. 174 ФЗ, который вступил в силу с 1 июля 2002 г.

Административная — ответственность за нарушение лесного законодательства РФ, признанная Кодексом РФ об административных правонарушениях административным правонарушением (проступком), в виде административных взысканий, налагаемых должностными лицами государственной лесной охраны на граждан и юридических лиц, допустивших правонарушения.

Административная ответственность наступает в результате совершения конкретным лицом административного правонарушения и проявляется в применении административных наказаний (предупреждение, штраф и т. д.). Регулируется Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ). Согласно ст. 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением признается противоправное, виновное действие(бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов РФ установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет. К лицам в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет применяются меры, предусмотренные Положением о комиссиях по делам несовершеннолетних (ст. 2.3 КоАП РФ).

Применительно к правонарушениям в области охраны окружающей среды и природопользования административное законодательство предусматривает следующие виды административных наказаний (ст. 3.2 КоАП РФ):предупреждение, административный штраф, возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда), конфискацию орудия совершения или предмета административного правонарушения (по решению суда). Предупреждение — мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица в письменной форме.

Наиболее распространенным видом административной ответственности является штраф (в переводе с немецкого — наказание). Цель штрафа воспитательная и предупредительная. Несмотря на то, что штрафные санкции связаны с определенными денежными суммами, штраф никогда не рассматривался как мера компенсации.

Поэтому сумма штрафа может превышать причиненный вред или быть меньше его, а может назначаться при отсутствии какого либо вреда. Взыскание административного штрафа по действующему правилу не освобождает виновного от обязанности возмещения причиненного вреда.

Размер административного штрафа не может быть менее одной десятой минимального размера оплаты труда.

Согласно ст. 23.24 КоАП РФ органы, уполномоченные в области использования, охраны и защиты лесного фонда имеют право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренные ст. 7.1 (в части участков земель лесного фонда и земель лесов,

не входящих в лесной фонд), частью 2 ст. 7.2 (в части уничтожения или повреждения знаков особо охраняемых природных территорий, лесоустроительных и лесохозяйственных знаков в лесном фонде и в лесах, не входящих в лесной фонд, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и др. сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), ст. 7.8 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.9 и 7.10 (в части самовольной переуступки права пользования участками лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 7.11 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд),

ст. 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии лесов, земель лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд, а также о состоянии находящихся на них водных объектов, объектов животного мира и среды их обитания), ст. 8.7, 8.8 и 8.12, 8.13 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд), ст. 8.24—8.32 и 8.33—8.37 (об административных правонарушениях, совершенных на землях лесного фонда и лесов, не входящих в лесной фонд).

Должностные лица органов, уполномоченных в области использования, охраны и защиты лесного фонда, имеют право также составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 1 ст. 19.4, частью 1 ст. 19.5, ст. 19.6, 19.7 КоАП РФ.

Однако рассматривать эти дела имеют право только судьи (ст. 23.1 КоАП РФ).

Размер административного штрафа, налагаемого государственным инспектором в зоне деятельности лесхоза, не может превышать три минимальных размера оплаты труда. Более высокие размеры штрафов могут налагать: главный государственный инспектор РФ и его заместители, главные государственные инспектора в субъектах РФ и их заместители, старшие государственные инспектора РФ, старшие государственные инспектора в зоне деятельности лесхозов по контролю за состоянием, использованием, охраной, защитой лесного фонда и воспроизводства лесов, их заместители (п. 2 ст. 23.24 КоАП РФ).

Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения, а за нарушение законодательства об охране окружающей природной среды — по истечении одного года. При длящемся правонарушении сроки начинают исчисляться со дня обнаружения (ст. 4.5 КоАП РФ). Главной задачей производства является обеспечение всестороннего, полного, объективного и своевременного рассмотрения дела об административном правонарушении с целью разрешения его в соответствии с законом.

Можно выделить следующие обязательные стадии производства: возбуждение дела об административном правонарушении (гл. 28); рассмотрение дела об административном правонарушении (гл. 29); пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях (гл. 30); исполнение постановления по делу об административном правонарушении (гл. 31, 32).

Гражданско-правовая ответственность предусмотрена нормами гражданского права за нарушение договорных обязательств или за причинение имущественного внедоговорного вреда, носит компенсационную направленность и преследует цель – восстановление нарушенных имущественных прав. Гражданское право по отношению к лесному выполняет охранительную и компенсационную функции. Применение гражданско-правовой ответственности всегда связано с возмещением убытков, причиненного ущерба, уплатой неустоек, возмещением морального вреда. Имущественная санкция имеет своей целью восстановление или компенсацию нарушенного права потерпевшего. В зависимости от основания возникновения ответственности различают: договорную и внедоговорную (деликтную) ответственность. В первом случае уплачивается неустойка, во втором — возмещается ущерб за причиненный вред. Необходимость разграничения договорной и внедоговорной ответственности обусловлена тем, что они подчиняются различным правилам. В случае нарушения договорного обязательства, например на право пользования участком лесного фонда, убытки (ущерб) и неустойка возмещаются в соответствии со ст. 393—406Гражданского кодекса РФ. Если же вред причинен лицом, не состоящим в договорных отношениях с лесхозом, он возмещается в соответствии со ст. 1064—1083Гражданского кодекса РФ. К договорной ответственности относится ответственность лесопользователей за нарушение правил отпуска древесины на корню при краткосрочном и долгосрочном пользовании участками лесного фонда. Мерой ответственности является уплата неустойки лицом, нарушившим лесохозяйственные требования. Неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, подлежащая уплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства (ст. 330 ГК РФ). Размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований устанавливаются Правилами отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденными Правительством РФ. Законная неустойка применяется независимо от того, предусмотрена ли обязанность ее уплаты соглашением сторон или нет (ст. 332 ГК РФ). Более того, согласно подпунктам «н», «р», «у» и «х» п. 72 Правил отпуска древесины на корню, уплата неустоек не освобождает лесопользователей от устранения нарушений в установленный лесхозом срок. При невыполнении в установленный срок: очистки лесосек; окорки древесины, обработки ее инсектицидами в летний период; действий, предотвращающих уничтожение, повреждение или захламление в лесном фонде искусственных или естественных водоемов; сроков приведения в надлежащее состояние и сроков возврата лесхозу участков лесного фонда после окончания работ — неустойки взимаются повторно, вплоть до полного устранения нарушений. Кроме законной неустойки, в лесных правоотношениях возможна и договорная неустойка, которая не может быть ниже законной.

Основанием гражданско-правовой ответственности является нарушение субъективных гражданских прав, в т. ч. для договорной ответственности таким основанием будет нарушение договора.

Характерным принципом гражданского права (в отличие от др. отраслей права) является принцип презумпции(предположения) вины должника, поэтому бремя доказывания отсутствия своей вины (если наличие вины является необходимым условием) возлагается на лицо, допустившее нарушение обязательства (п. 2 ст. 401 ГК РФ).

При договорной ответственности, которая наступает в результате нарушения Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, основанием для подачи искового заявления в арбитражный суд является оформленный акт освидетельствования мест рубок. Привлечение лесонарушителей к уголовной или административной ответственности не освобождает виновных от выполнения обязанности возместить вред (внедоговорная ответственность). Основанием для возмещения ущерба является Протокол о нарушении лесного законодательства как первичный документ, который составляется по соответствующей форме согласно Инструкции о порядке привлечения к ответственности за нарушение лесного законодательства, утвержденной постановлением Госкомитета СССР по лесному хозяйству от22.04.1986 г. 1. Инструкция действует в части, не противоречащей действующему законодательству.

В случае привлечения лица к административной ответственности протокол составляется в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Для привлечения к гражданско-правовой ответственности протокол составляется в соответствии с нормами вышеуказанной Инструкции.

Статья 99. Административная, уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства

Комментарий к статье 99

Административная ответственность за нарушение лесного и связанного с ним законодательства предусматривается в нескольких главах и статьях КоАП РФ.

В главе 7 «Административные правонарушения в области охраны собственности» КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:

— самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1);

— уничтожение специальных знаков (наложение административного штрафа за уничтожение или повреждение лесоустроительных или лесохозяйственных знаков) (ст. 7.2);

— самовольное занятие лесных участков или использование указанных участков для раскорчевки, переработки лесных ресурсов, устройства складов, возведения построек (строительства), распашки и т.д. (ст. 7.9);

— самовольная переуступка права пользования землей, недрами, лесным участком или водным объектом, а равно самовольный обмен земельного участка, участка недр, лесного участка или водного объекта (ст. 7.10);

— пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.11).

В главе 8 «Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования» КоАП РФ предусматриваются санкции за следующие правонарушения:

— нарушение правил обращения с пестицидами и ядохимикатами (ст. 8.3);

— нарушение законодательства об экологической экспертизе (ст. 8.4);

— сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5);

— порчу земель (ст. 8.6);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам земельных участков, лесов в водоохранных зонах и режима их использования (нарушение режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах водных объектов) (ст. 8.12);

— нарушение правил охраны водных объектов (осуществление молевого сплава древесины) (ст. 8.13);

— нарушение порядка предоставления гражданам, юридическим лицам лесов для их использования (ст. 8.24);

— нарушение правил использования лесов (ст. 8.25);

— самовольное использование лесов, нарушение правил использования лесов для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов (ст. 8.26);

— нарушение правил лесовосстановления, правил лесоразведения, правил ухода за лесами, правил лесного семеноводства (ст. 8.27);

— незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан (ст. 8.28);

— уничтожение мест обитания животных (ст. 8.29);

— уничтожение лесной инфраструктуры, а также сенокосов, пастбищ (ст. 8.30);

— нарушение правил санитарной безопасности в лесах (ст. 8.31);

— нарушение правил пожарной безопасности в лесах (ст. 8.32);

— нарушение правил охраны среды обитания или путей миграции животных (ст. 8.33);

— уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст. 8.35);

— нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 8.38);

— нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях и др. (ст. 8.39).

В главе 10 «Административные правонарушения в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель» КоАП РФ предусматриваются санкции за:

— нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными и опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками (ст. 10.1);

— нарушение правил карантина животных или других ветеринарно-санитарных правил (ст. 10.6);

— проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст. 10.9);

— нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений. Повреждение мелиоративных систем (нарушение правил эксплуатации мелиоративной системы или отдельно расположенного гидротехнического сооружения; повреждение мелиоративной системы, а равно защитного лесного насаждения) (ст. 10.10).

В главе 11 «Административные правонарушения на транспорте» КоАП РФ предусматриваются наказания за:

— действия, угрожающие безопасности движения на водном транспорте (нарушение порядка установки и устройства запаней и лесных гаваней) (ст. 11.6);

— нарушение правил охраны полосы отвода автомобильной дороги (ст. 11.21) (см. ст. 34 Федерального закона от 4 декабря 2006 г. «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и комментарий к ней).

В связи с тем что заготовка древесины, живицы, сбор недревесных лесных ресурсов, заготовка пищевых и лекарственных растений (не для собственных нужд), ведение охотничьего хозяйства, выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных и лекарственных растений, создание лесных плантаций и их эксплуатация, переработка древесины представляют собой предпринимательскую деятельность, к нарушениям, соответствующим ст. ст. 29, 31, 32, 34, 36, 39, 42 и 46 ЛК РФ, может применяться глава 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ.

В связи с нарушениями требований главы 12 «Государственный лесной контроль и надзор» ЛК РФ может применяться глава 19 «Административные правонарушения против порядка управления» КоАП РФ, в которой предусматриваются санкции за:

— неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4);

— нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков или водных объектов (ст. 19.9);

— несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество или сделок с ним (ст. 19.21).

В новой редакции ст. 23.24 КоАП РФ предусматриваются органы, уполномоченные в области использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, а в п. 32 ч. 2 ст. 28.3 — должностные лица, уполномоченные составлять протоколы о соответствующих лесных административных правонарушениях.

Виды административных наказаний предусматриваются в главе 3, а их конкретные размеры — в санкциях приведенных выше статей КоАП РФ. Общей статистики привлечения к административной ответственности не ведется, а борьба с административными лесными правонарушениями зависит от состояния государственной лесной охраны, уровня подготовки и профессионализма соответствующих должностных лиц, судебной и административной практики <1>.

<1> Подробнее см.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М.: Проспект, 2005.

Уголовная ответственность за нарушение лесного законодательства предусматривается в главе 26 «Экологические преступления» УК РФ. Имеющими непосредственное отношение к нарушениям лесного законодательства могут считаться следующие преступления:

— нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

— нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

— нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248);

— нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249);

— порча земли (ст. 254);

— незаконная охота (ст. 258);

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

— нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262).

В абзаце первом ст. 257 «Нарушение правил охраны рыбных запасов» УК РФ перечисляются деяния, повлекшие массовую гибель рыбы или других водных животных, уничтожение в значительных размерах кормовых запасов либо иные тяжкие последствия, в частности производство сплава древесины, строительство мостов, дамб, транспортировка древесины, других лесных ресурсов и т.п.

Ключевыми нормами, влекущими уголовную ответственность за нарушение лесного законодательства, являются ст. 260 и ст. 261 УК РФ.

Новая редакция ст. 260 «Незаконная рубка лесных насаждений» и ст. 261 «Уничтожение или повреждение лесных насаждений» УК РФ устанавливается в ст. 20 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации».

В имеющем важное значение примечании к ст. 260 УК РФ предусматриваются используемые в статье понятия «значительный размер», «крупный размер», «особо крупный размер» ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам. Уголовное наказание дифференцируется в зависимости от этих размеров ущерба.

<1> См. также: Дубовик О.Л. Экологические преступления. М.: Спарк, 1998.

Число лесных преступлений не уменьшается, хотя в этой области велика их латентность (скрытость). Так, если ежегодно число лесных пожаров насчитывают десятками тысяч и более 80 процентов их происходит по вине человека, то соответствующих преступлений регистрируется и уголовных дел возбуждается несколько сотен, а число осужденных не превышает сотни человек.

По данным Всемирного фонда охраны дикой природы увеличивается самовольный захват лесных участков и объем незаконных рубок, который достигает 30, а в некоторых регионах 50 процентов от всех рубок.

Борьба с лесными преступлениями усиливается. В ряде «лесных» субъектов Федерации в составе УВД созданы отделы по борьбе с экономическими преступлениями в лесопромышленном комплексе, пропуск автотранспорта с особо ценной древесиной осуществляется контрольно-пропускными пунктами только при наличии сертификата с голографической защитой на вывозимую продукцию, ежедекадно номера сертификатов с указанием лесхоза и лесопользователя направляются в вышеуказанные отделы.

Законодатель неоднократно усиливал в УК РФ наказания, предусмотренные за лесные преступления. Однако увеличение санкций в УК РФ не приводит к ужесточению судебной практики и к заметному усилению борьбы с браконьерством в лесу, наведению правопорядка.

За трудовые проступки — лесные правонарушения, т.е. нарушения требований трудового законодательства и трудового договора между работодателем и работником, наступает дисциплинарная ответственность, предусмотренная в ТК РФ, правилах внутреннего трудового распорядка, уставах, локальных актах, коллективных и индивидуальных трудовых договорах <1>.

<1> См.: Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.П. Орловского. М., 2007.

Гражданско-правовая ответственность предусматривается в ст. 100 ЛК РФ и в ГК РФ.

В ч. 2 комментируемой статьи предусматривается общее правило устранения выявленных нарушений. Оно устанавливается в ч. 1 ст. 77 Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Согласно ч. 2 ст. 78 того же Федерального закона на основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

В соответствии с ч. 3 той же статьи иски о компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, могут быть предъявлены в течение двадцати лет.

Статья 100. Возмещение вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства

Комментарий к статье 100

Возмещение причиненного вреда является одним из основных правовых институтов, предусмотренных в Гражданском кодексе РФ. В условиях перехода к рыночным отношениям, развития, поощрения и охраны разнообразных и равноправных форм собственности немаловажное значение приобретает гражданско-правовая (имущественная) ответственность, выражающаяся в возмещении убытков, вреда, ущерба.

Гражданский кодекс РФ предусматривает ряд правил, которые могут применяться в случаях причинения вреда имуществу и иным объектам гражданского оборота, в том числе лесам, иным природным объектам и ресурсам:

— вред, причиненный личности, организации или имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред;

— законом или договором может быть установлена обязанность причинителя вреда выплатить потерпевшим компенсацию сверх возмещения вреда;

— опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность (в ст. 80 Федерального закона «Об охране окружающей среды» предусматриваются требования об ограничении, приостановлении или о прекращении деятельности лиц, осуществляемой с нарушением законодательства в области охраны окружающей среды);

— если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо результатом иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность;

— суд может отказать в иске о приостановлении либо прекращении соответствующей деятельности лишь в случае, если ее приостановление либо прекращение противоречит общественным интересам. Отказ в приостановлении либо прекращении такой деятельности не лишает потерпевших права на возмещение причиненного этой деятельностью вреда;

— хозяйственные товарищества и производственные кооперативы возмещают вред, причиненный их участниками (членами) при ведении последними предпринимательской, производственной или иной деятельности товарищества или кооператива;

— юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов, ядохимикатов и т.п.; строительство и иная связанная с ним деятельность и др.), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если они не докажут, что вред возник вследствие обстоятельств непреодолимой силы или умысла потерпевшего;

— владельцы источников повышенной опасности солидарно несут ответственность за вред, причиненный в результате взаимодействия этих источников третьим лицам (ст. ст. 1064, 1065, 1069, 1079 ГК РФ).

Указанные нормы части второй Гражданского кодекса РФ имеют непосредственное отношение к реализации гражданско-правовой ответственности в области экологических, лесных отношений.

В связи с «привязкой» леса к земле имеют значение нормы Земельного кодекса РФ, где предусматриваются возмещение убытков, причиненных нарушением прав землеобладателей, возможность правомерного причинения убытков и их возмещение. Приоритетность гражданско-правового характера регулирования правоотношений в области экологических, лесных отношений, имущественной ответственности за правонарушения в природоохранной и природоресурсной сфере является отличительной чертой современного периода ее развития.

Убытки, в том числе упущенная выгода, возмещаются в полном объеме за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются, например, земельные участки или ограничиваются права на них при:

— изъятии участков для государственных или муниципальных нужд, связанных с выполнением международных обязательств, размещением объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов;

— ухудшении качества земель в результате деятельности других лиц, в том числе на соседнем участке;

— временном занятии земельных, лесных участков в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций;

— ограничении прав землеобладателей в охранных, санитарно-защитных зонах, в особых условиях охраны окружающей среды и природных ресурсов, начала и завершения застройки или освоения участка по согласованному проекту.

На основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав землеобладателей, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре — восстановлению плодородия почв, возведению снесенных зданий, строений, сооружений, восстановлению межевых и других информационных знаков, сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений, восстановлению земельных, лесных участков в прежних границах.

Согласно ст. 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, то лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.

В ст. 16 ГК РФ предусматривается возмещение Российской Федерацией, субъектом Федерации, муниципальным образованием убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов и органов местного самоуправления или их должностных лиц, в том числе издания акта, не соответствующего вышестоящему правовому акту.

Суммы ущерба возмещаются потерпевшей стороне для принятия мер по восстановлению потерь. Причинителями вреда могут признаваться и изыскательские, проектные, строительные организации, с которых также может производиться взыскание.

Возмещение вреда в натуре означает возложение на ответчика с согласия сторон обязанности восстановления земель, лесов и иных природных ресурсов и объектов за счет его сил и средств. Возмещается вред, причиненный земельному, лесному участку и иному имуществу в результате неблагоприятного воздействия, вызванного деятельностью предприятий, учреждений, организаций или отдельных граждан.

При определении объема ущерба, причиненного имуществу, учитываются прямой ущерб, связанный с разрушением и снижением стоимости земли, леса, строений, жилых и производственных построек и помещений, оборудования, иного имущества, а также упущенная выгода от потери урожая, снижения плодородия почв, иных вредных последствий, в том числе ухудшения качества леса.

Согласно ст. 76 ЗК РФ самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам, арендаторам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении земельного законодательства, за время незаконного пользования этими земельными участками.

Слабым звеном в механизме возмещения вреда является установление причинной связи между действиями или бездействием причинителя вреда и наступившими природными последствиями: для принятия обоснованного судебного решения необходимы весомые доказательства этой связи и наличие правонарушения.

Возмещение нанесенного ущерба в ряде случаев может сопровождаться и охватываться более общим гражданско-правовым институтом прекращения права собственности, права аренды и т.п., предусматриваемым в гл. 15 ГК РФ. Принудительное изъятие природного либо иного объекта гражданского оборота включает: обращение взыскания на имущество по обязательствам (ст. 237 ГК РФ); отчуждение имущества, которое в силу закона не может принадлежать данному лицу (ст. 238 ГК РФ); выкуп бесхозяйственно содержимых культурных ценностей, а при ненадлежащем обращении — и домашних животных (ст. ст. 240, 241 ГК РФ), которые согласно ст. 1 Федерального закона о животном мире не относятся к объектам животного мира; реквизицию (ст. 242 ГК РФ).

Гражданско-правовой характер может носить реквизиция — изъятие по решению государственного органа в порядке и на условиях, установленных законом, с выплатой стоимости; оценка возмещаемого может быть оспорена в суде. Согласно ст. 51 ЗК РФ в целях защиты жизненно важных интересов граждан, общества и государства временно может быть изъят у собственника земельный участок в случаях стихийных бедствий, аварий, эпидемий и при иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер.

Собственнику участка или иной вещи возмещаются при этом причиненные убытки и выдается документ о реквизиции. После прекращения действия чрезвычайных обстоятельств собственник вправе требовать возврата реквизированного имущества, в том числе в судебном порядке.

Общепризнанным принципом права является то, что в случае разночтений между законом, устанавливающим общие правила имущественных отношений (Гражданский кодекс РФ), и законом, устанавливающим специальные правила (Земельный, Водный, Лесной кодексы РФ, Федеральный закон о животном мире) применительно к конкретным природоресурсным отношениям, действует правило специального закона, а к имущественным отношениям — требования Гражданского кодекса РФ, если в Земельном, Водном, Лесном кодексах РФ и других не установлено иное <1>.

<1> См. также: Вылегжанина Е.Е. Компенсационная ответственность как институт экологического права. М.: ЦДК, 1999.

Предполагается, что возмещение вреда в гражданско-правовом порядке в связи с включением лесов в имущественные отношения может приобрести решающее значение в деле наведения лесного правопорядка. Если количество зарегистрированных случаев незаконных рубок леса за последние пять лет снизилось, а масса нелегально заготовленной древесины осталась почти неизменной, то причиненный ущерб лесному хозяйству и экономике страны (не считая теневого) вырос в 10 раз и составляет миллиарды рублей, что обусловливается увеличением браконьерства по отношению к ясеню, дубу, кедру и иным особо ценным породам.

Активизируются хорошо организованные группировки, имеющие отлаженные системы транспортировки и реализации (в том числе на экспорт) заготовленной древесины.

В результате этого происходит сокращение площади высокопродуктивных хвойных лесов и накопление малоценных мягколиственных насаждений, что приводит к ухудшению состояния лесного фонда и создает проблемы для организации рентабельного лесопользования <1>.

<1> См.: Материалы парламентских слушаний «Актуальные вопросы совершенствования лесного законодательства Российской Федерации». Государственная Дума РФ. 2004 г. 29 марта.

Таксовый подход к исчислению вреда предусматривается в ч. 3 ст. 77 головного экологического Федерального закона «Об охране окружающей среды», согласно которой вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии — исходя из фактической стоимости затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В настоящее время Постановлением Правительства РФ от 8 мая 2007 г. N 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного лесам вследствие нарушения лесного законодательства» <1> утверждены таксы для исчисления размера ущерба, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства, заготовка древесины которых допускается; таксы для исчисления размера ущерба, причиненного деревьям и кустарникам, заготовка древесины которых не допускается; Методика исчисления размера вреда, причиненного лесным насаждениям или не отнесенным к лесным насаждениям деревьям, кустарникам и лианам вследствие нарушения лесного законодательства.

<1> СЗ РФ. 2007. Ст. 2437.

Постановлением Правительства РФ утверждались размеры неустоек за нарушение лесохозяйственных требований при отпуске древесины на корню в лесах и такс для исчисления размера взысканий за ущерб, причиненный лесному хозяйству нарушением лесного законодательства в Российской Федерации. Эти два традиционных способа определения и вида имущественной ответственности оправдали себя и широко применяются, позволяя освобождаться от сложных, а зачастую и невыполнимых обязанностей по доказыванию размеров убытков в каждом конкретном случае.

Так, государственное учреждение «Прилузский лесхоз» Комитета природных ресурсов по Республике Коми обратилось с иском к открытому акционерному обществу «Ношульский ЛЗК» о взыскании ущерба, причиненного лесонарушением. Исковые требования мотивированы совершением ответчиком нарушения, указанного в п. 72 «т» Правил отпуска древесины на корню в лесах РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 1 июня 1998 г. N 551, выразившегося в уничтожении плодородного слоя лесных почв, в связи с чем лесопользователь обязан возместить вред, причиненный лесному хозяйству.

Суд сделал вывод, что допущенное ответчиком повреждение верхнего плодородного слоя почвы не превысило норматива, установленного п. 9.10 Правил рубок главного пользования в равнинных лесах Европейской части РФ, утвержденных Приказом Рослесхоза от 31 августа 1993 г. N 226. За отсутствием оснований для применения к Ношульскому ЛЗК ответственности суд отказал в удовлетворении иска.

Согласно п. 74 Правил отпуска древесины на корню нормативы допускаемых повреждений верхнего слоя почвы, при соблюдении которых не должна взыскиваться неустойка, предусмотренная п. 72 «т» названных Правил, устанавливаются федеральным органом управления лесным хозяйством в региональных правилах рубок.

В п. 9.10 Правил рубок главного пользования в равнинных лесах РФ установлено, что на тяжелых глинистых и суглинистых сырых и влажных почвах общий размер повреждений верхнего плодородного слоя почвы с минерализацией ее поверхности не должен превышать 20 процентов площади лесосеки.

Таким образом, ответственность, предусмотренная п. 72 «т» Правил отпуска древесины на корню, не наступает, если вышеназванные повреждения допущены лесопользователем на площади, не превышающей 20 процентов площади лесосеки. Из протокола о лесонарушении следует, что ответчиком уничтожен верхний плодородный слой почвы на 0,5 процента площади выделенной ему лесосеки.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *