Влияние глобализации на государство

Влияние глобализации на функции государства

На функции государства оказывают влияние самые разнообразные факторы и процессы объективной действительности. Традиционно отмечалось значительное воздействие процессов информатизации, научно-технического прогресса, появление глобальных проблем и т.д. В настоящее время повышенное внимание уделяется глобализации, как новому этапу интеграции народов, обществ и государств. Глобализация самым непосредственным образом влияет на политику современных государств, а, следовательно, на содержание функций государства.

Глобализация – процесс крайне спорный и противоречивый. Историческое сближение народов и культур было органическим, но в XX веке данный процесс начал деградировать и деформировать – он получил новый смысл и толкование со стороны глобальной элиты, а также перешёл под их контроль. С момента создания институтов глобальной гегемонии – институтов международного права (в смысле мирового надправительственного социального регулятора) и новой экономико- политической архитектуры мирового управления в формах ТНК, фондов, международных банков и иных экономических регуляторов прошло немало времени и понимание глобализации необходимо пересмотреть.

В первую очередь, как уже отмечалось, происходит стирание границ между внутренними и внешними функциями. Основное число внутренних функций под влиянием интернационализации претерпевает серьезные изменения. Это воздействие касается, прежде всего, политической (всестороннее развитие институтов демократии и демократического управления обществом согласно международным стандартам), экономической (интернационализация рынков, материального производства), социальной функции (углубления международного разделения труда). Экологическая функция также находится под влиянием глобализации. С одной стороны, экологические проблемы не ограничиваются пределами одного государства, но с другой – особую роль в их решении должны играть промышленно развитые страны, на долю которых приходятся значительные загрязнения окружающей среды.

Внешние функции государства также претерпели существенное изменение под воздействием глобализации. Государства активно сотрудничают в вопросах поддержания мирового правопорядка, создания институтов обороны и коллективной безопасности. При этом, однако, сохраняется приоритетность национальных интересов государств (благополучие населения, эффективность законодательства, стабильность внутреннего развития).

Современные процессы глобализации существенным образом отражаются на реализации экономической функции государства. Это обусловлено тем, что глобализация предполагает, прежде всего, интернационализацию рынков, усиление влияния транснациональных корпораций, утверждение господства надгосударственных структур, которые создаются в результате экономической интеграции государств. Указанные процессы, в свою очередь, серьезно сокращают возможности управления национальной экономикой со стороны государства. Транснациональный же капитал приобретает силу в регулировании глобальной экономики и при желании способен обрушить рынок любого государства. В сложных геополитический и внешнеэкономических условиях необходимо сосредоточится на внутреннем потенциале страны и поддержать факторы, влияющие на внутреннее национальное развитие России. Как обозначает данный тезис экономист, доцент Л.Г. Чувахина: «…в нынешних условиях мировой финансовой нестабильности для достижения прочности позиций в мировой экономике при одновременном сохранении статуса евразийской державы России следует руководствоваться своими собственными интересами и строить отношения с потенциальными партнерами только через призму сохранения национальной экономической безопасности».

Под влиянием глобализации наибольшей трансформации подвержена социальная функция, в которой ярко выражено общесоциальное начало государства – снятие или смягчение социальных противоречий в обществе путем использования цивилизованных средств их разрешения, а также достижение достойных для жизни человека условий посредством гарантирования определенного объема социальных благ за счет государства. Глобализация и интернационализация мировых экономических процессов подвергли кардинальному преобразованию рынок труда и отношения занятости. Зримые тенденции в указанной сфере обусловлены глобализацией рынков производства, возрастанием конкуренции на рынке труда, воздействием новых технологий, в том числе развитием микроэлектроники, искусственного интеллекта, электронного обмена данных и «бума» цифровой телесвязи. Все это формирует новые условия труда и занятости, например, уменьшает численность используемой рабочей силы, способствует использованию гибкой системы занятости, позволяя переходить от постоянной занятости к частичной, временной работе, работе на полставки, по контракту, к дистанционному наличию рабочих мест (работа на персональном компьютере дома) и т.д. Существенной характеристикой нового глобального мира стало постоянное сокращение числа людей, занятых производительным трудом. Кроме того, новые технологии позволяют резко повысить эффективность труда при сокращении числа работающих и фонда заработной платы. В качестве отрицательных последствий глобализации можно предположить возврат к принципу индивидуализма в области социального обеспечения, согласно которому работа и стабильный доход позволяют накопить определенные сбережения для пенсии по старости и других случаев утраты трудоспособности. Роль государства в социальной защите населения стремительно улетучивается, оставляя граждан один на один со своими проблемами. Социальное государство превращается в миф. А это в свою очередь автоматически ведет к росту протестных настроений, на волне которых можно совершать государственные перевороты.

Идеология – ось любого народа, его сущностная настройка, исторический код и важнейший элемент суверенитета. «Ментальная», или культурно-идеологическая, глобализация затрагивает традиции, религию, культуру и идеологию. Процесс религиозной глобализации начался с появления первых монотеистических религий, и в настоящее время мир «поделен» между 6 религиозными системами, контролирующими власть (христианство и иудаизм), финансы (иудаизм и ислам), трудовые ресурсы (индуизм и конфуцианство), «ментальную» сферу (ислам и буддизм). Изменения в информационной сфере ознаменовали наступление новой эпохи – эпохе информационных и идеологических войн в сети Интернет, в теле — и медиапространствах. Невозможно не согласиться с И.Н. Панариным, который пишет, что «…идёт пятая мировая война – информационно — интеллектуальная. Ведется она на новых фронтах: культурном, цивилизационном, этническом, религиозном». В мире по примеру Запада происходит отторжение традиционной культуры, которая в свою очередь служит неким защитным механизмом, мощным духовно-психологический барьером на пути формирования глобального общества. Традиция блокирует деструктивное воздействие извне и в определенной мере подавляет те внутренние элементы традиционного общества, которые способны его разрушить. Отрицательное отношение к традиционной культуре методично и целенаправленно внедряется в сознание народов, распространяется через систему транснациональных СМИ, как одного из главных инструментов глобализации. В их интерпретации традиционная культура отождествляется с «религиозным экстремизмом», «мракобесием», «культурной отсталостью», «ксенофобией», «национальной нетерпимостью», отсутствием «свободы», а Россия как гарант мировой традиционной культуры – главной мишенью транснациональных СМИ. Без своей неповторимой культуры всякий народ теряет идею собственного существования. С уничтожением традиционной культуры встаёт задача создания сугубо нейтрального в духовно- психологическом плане, что должно было ее заменить. Как пишет известный журналист Андрей Ваджара: «Глобализация — это не экспансия западной культуры, как это было раньше, а ликвидация культуры вообще, как не западной так и западной. Глобализации нужен культурный вакуум, так как культура в своем духовно-психологическом многообразии выступает в качестве крайне мощного препятствия на пути собирания народов в единое недифференцированное целое». Таким образом, влияние глобализации на идеологическую функцию государства заключается не в подмене идеалов, а в их полном уничтожении, ликвидации культуры как препятствующего фактора на пути к глобальному обществу.

В условиях глобализации внешние функции государства обусловлены новыми вызовами в области образования (Болонский процесс) и культуры (проблемы сохранения культурной идентичности в условиях мультикультурных процессов, на что было указано при характеристике идеологической функции), противоречиями развития информационного общества в условиях глобальной сети Интернет, модернизационными процессами, столкновением цивилизационных парадигм, экономических, политических интересов и военных интересов. Наконец, понимание внешних функций невозможно вне осознания важности международного сотрудничества в области транснациональной преступности, прежде всего в сфере борьбы с наркоманией и отмыванием незаконно полученных денежных средств. Объем внешних функций объективно усиливается в связи с конституционным уровнем закрепления тезиса о значении норм, общепризнанных принципов международного права для российской правовой системы. Данное правовое положение не может не изменить теоретико-правовые подходы к пониманию роли и значения внешних функций с учетом данного фактора. Как справедливо писал Ю.А. Тихомиров, признавая известную позитивность интернационализации национального права, нельзя ее абсолютизировать и тем самым поощрять «глобализаторские аппетиты» крупных монополий и ряда государств. Российское государство вынуждено учитывать не только позитивные тенденции, связанные с углублением международного сотрудничества, но и новые вызовы национальным интересам и национальной безопасности России, в условиях создания однополярной системы мира с силовым и экономическим превосходством США, с возрастанием влияния глобализации на жизнь всех государств. В изменившихся условиях Россия четко обозначила систему приоритетов и интересов сотрудничества с новыми государствами, проведя соответствующие юридические мероприятия. Произошло стремительное развитие новых региональных стратегических союзов, в том числе в военной сфере. Кроме регионального ЕЭС и ОДКБ на уровне мира набирает силу новый союза – БРИКС. Перспективы развития данного объединения феноменальны, так оценочно к 2050 году страны БРИКС должны по суммарному ВВП обойти страны G7. С 2015 года должны заработать новые финансовые макрорегуляторы, которые могут стать достойным ответом МВФ и Всемирному Банку. Предполагается, что в пул валютных резервов Китай внесет 41 млрд. долларов, Бразилия, Индия, Россия – по 18 млрд. каждая, Южная Африка – 5 млрд. долларов. ШОС и ОДКС – сближаются и это может означать перспективу сближения России и Китая в плане военного союза, но данный вариант крайний и будет оттягиваться до самого конца.

Ключевым фактором, влияющим на современные глобализационные процессы, является деятельность Мирового правительства. Это условное название получила международная финансовая элита, тесно переплетающаяся с элитой политической, существующая в тени и активно управляющая многими мировыми процессами. Олигархические семьи фондов всегда остаются в тени событий. Им не нужна известность и популярность, так как главным условием эффективности их действий является секретность. Именно поэтому данное сообщество транснациональных олигархов иногда называют «тайным правительством». Глобализация или иначе Новый Мировой Порядок, — это та фаза развития Запада, при которой фонды, прямо или опосредствованно, должны овладеть всеми материальными ценностями Земли, а сообщество транснациональных олигархов, служащее этим фондам, чтобы обеспечить это, должно обрести абсолютную власть над миром. От того, насколько серьезно и внимательно каждое государство мира отнесется к политическим процессам, происходящим на нашей планете сегодня, зависит то, какое место оно займет в архитектуре глобального общества завтра.

Влияние глобализации на развитие права и государства.

Глобализация (от англ. Global — мировой, всемирный) — загальноцивили-зационно процесс, оказывает огромное влияние на политические и другие сферы человеческого бытия. Вышеуказанный срок в 60-х годах XX ст. ввели в науку известные теоретики Римского клуба Э. Ласло, Д. Медоуз, М. Мисарович, А. Леччет и др..

Процесс глобализации способствует взаимосвязи всех стран и этнонациональных сообществ, «спрессовывает» мир в единое целое, влияет на континенты и цивилизации.

Основные пути и перспективы дальнейшего развития государства оказываются в трех разновидностях теории глобализации

— Мондиализм (И. Кант, А. Богданов и др.). — Предполагает слияние всех государств и народов в единое планетарное образование с установлением Мирового правительства, уничтожением расовых, религиозных, этнических, национальных и культурных границ;

— «Золотой миллиард» (Ж. Атала, Г. Киссинджер и др..) — Современная европоцентристские версия концепции «богоизбранного народа», согласно которой обеспечение существования на планете может быть гарантированным только для миллиарда людей из наиболее развитых стран, в то время, как всем остальным странам предлагается быть сырьевым придатком и поставщиком дешевой рабочей силы для обслуживания интересов транснациональных компаний. Согласно этой теории планета может погибнуть от экологических перегрузок. Следствием реализации такой теории становится мировой дифференциация на страны постиндустриального центра, индустриальной полупериферии и аграрной периферии. Такова мировая дифференциация сегодня и является той глобализацией, против которой действует антиглобалистское движение;

— Теория конвергенции (Гэлбрейт, Р. Арон, П. Сорокин, А. Сахаров и др.)., Согласно которой в условиях научно-технической революции теряется разница между капитализмом и социализмом, происходит «обмен» (конвергенция) между государствами, каждое из которых заимствует лучшее. Вследствие этого происходит сближение государств по их сути, формами деятельности, организацией и т.п.. Это должно привести к тому, что через некоторое время различия потеряются и возникнет «постиндустриальная держава» единого типа, которая будет государством «всеобщего благоденствия».

Под влиянием глобализации происходят серьезные изменения во всей структуре общества и государства.

3 взгляда глобализма государство в новой реальности не будет больше доминирующей силой на мировой арене. Государства, с этой точки зрения, теряют свою национальную идентичность. Происходит эрозия внутреннего суверенитета и ограничения национального (государственного) суверенитета.

Как результат неоднозначного понимания и толкования причин и последствий глобализационных процессов возникло несколько теорий относительно ограничения государственного суверенитета в условиях глобализации. Одни из них отстаивают потерю суверенными государствами своих функций по управлению социальными и политическими процессами как внутри страны, так и за ее пределами в соответствии с другими глобализация не вносит качественно новых изменений в сложившуюся международную структуру, где суверенные государства, как и раньше, являются главными актерами . При этом по-разному оцениваются масштабы и характер явления «размывания» суверенитета.

Глобализация мультиплицирующей процессы государства, интенсифицирует увеличение количества государств. Если после Второй мировой войны в условиях, когда создавался современный правопорядок, в мире было всего 50 государств, то сейчас в ООН представлены 190 (40 — не представлены). Бытует мнение, что в XXI в. крупные национальные государства столкнутся с растущей проблемой сепаратизма, прежде всего, на национальной основе. В обоснование этого весьма спорного утверждения приводятся следующие аргументы: из официальных 309 сухопутных границ 52 (17%) являются спорными; из 425 морских границ 160 (38%) является предметом спора.

В эпоху глобализации увеличивается количество негосударственных субъектов, которые осуществляют функции, которые раньше были сферой государственной деятельности. В экономической сфере мощность транснациональных корпораций превышает возможности правительств даже среднеразвитых стран. Возникает огромное количество международных неправительственных организаций (МНО) — религиозных, правозащитных, благотворительных, экологических и т.д., — которые оказывают влияние на общественное мнение, на формирование политики, на принятие законов. Одновременно глобализация вывела на авансцену общепланетарного масштаба новых субъектов, среди которых свою «нишу» заняли террористические организации.

Под влиянием глобализации происходит изменение характера и содержания государственной деятельности. Государства все больше занимаются глобальными проблемами — преступность, изменение климата, «озоновые дыры», образованию пустынь, выбросы углекислого газа, эпидемии, бедность.

Итак, в условиях глобализации в современной государства не только модернизируются прежние, но и возникают новые функции.

В контексте основных тенденций глобализации и обеспечения устойчивого развития за национальным государством все же сохраняются центральные позиции и преимущества в решении таких задач, как: а) национальная безопасность, включая борьбу с международным терроризмом, трансграничной преступностью б) предоставление социальных услуг в) регулирование рынка г) контроль над добычей природных ресурсов г) регулирование миграции д) решение межэтнических проблем и т.д.. Стратегия национальных государств в поисках адекватных ответов на вызовы глобализации основывается на активном участии в региональном и глобальном интеграционных процессах. Изоляционизм и наступательный интервенционизм являются ошибочными векторами развития национальных государств в условиях глобализации.

Одним из важных аспектов современной мировой глобализации процессы универсализации в сфере права и государства. Глобализация существенно влияет на трансформацию, изменения и модернизации государственно-правовых институтов, норм и отношений всемирном, макрорегиональном и внутринациональных уровнях, стимулирует, ускоряет и обновляет процессы универсализации в сфере права, организации и функционирования государства. Современная глобализация (включая и юридическую глобализацию как ее важную составляющую) — при всех особенностях ее содержания, специфических свойствах, характеристиках и т.д. — является определенным новой ступенью в дальнейшем универсализации всемирной истории человечества и земной цивилизации.

В общих тенденциях глобализации наблюдаются углубление и развитие государственно-правовой универсализации на национальном и международном уровнях, что отражается в процессах современной региональной интеграции государств в различных частях мира.

Примером такой интеграции государств выступает ЕС. Опыт изменениям во внешнеполитической деятельности стран-членов ЕС показывает, что результатами реализации общеевропейского интеграционного процесса выступили: в политической сфере — институционализация структур управления и закрепление их полномочий в базовых соглашениях, формализация уровней сотрудничества, формирования механизма совместных политик; в социально-экономической сфере — реализация задач интеграционного процесса: общий рынок, экономико-валютный союз, правовое закрепление отраслевого сотрудничества; в сфере обеспечения прав человека-начала института гражданства ЕС, принятие Хартии ЕС об основных правах и т.д.; в сфере охраны правопорядка — установление в нормах права ЕС общих принципов и стандартов уголовной ответственности за определенные нарушения (торговля людьми, терроризм, введение европейского ордера на арест и т.д.). Среди результатов следует также учитывать тот факт, что в рамках ЕС наднациональные структуры в координации политики сотрудничества, сугубо экономических проблем, решение задач политики «выравнивания» показателей экономико-социального развития перешли к формированию европейской политики, прежде всего в рамках Общей внешней политики и политики безопасности.

Однородность, стандартизация и тотальная унификация является для национального государства еще одним вызовом. По мнению Э. Смита, это приводит к умышленному «Очернение» культур и обычаев всех групп, кроме доминирующего «гражданского общества», что является причиной для возникновения кризиса национального государства в условиях мировой интеграции и глобализации.

Интеграция и раздробленность, глобализация и териториализация — это взаимодополняющие процессы. Это две стороны одного процесса: процесса перераспределения суверенитета, власти и свободы действий в мировом масштабе, катализатором (но ни в коей мере не причиной) которого стал радикальный скачок в развитии технологий, связанных со скоростью.

Глобализация является продуктом человеческой цивилизации, определенным этапом ее развития, когда государственные границы отдельных стран стали тесными для развития их национальных экономик, а переплетение связей между экономическими субъектами различной национальной принадлежности привело к образованию глобальных (мировых) рынков и выявило высокую степень взаимной политической и экономической зависимости многих стран. Глобализация является чрезвычайно комплексным многогранным явлением, которое, без преувеличения, определяет лицо современного мира. Государства и нации, корпорации и личности каждого дня пользуются плодами глобализации и вынуждены платить за это соответствующую цену — вызовы глобализации становятся все острее, а на поиск адекватных решений отводится все меньше времени.

Сегодня Украина, как и многие другие страны так называемого «третьего мира», стоит перед нелегким выбором: принять вызовы глобализации и включиться в жесткую конкуренцию на мировых рынках, или спрятаться на периферии глобализационных процессов, ограничить доступ иностранных товаров и капитала на внутренний рынок и строить капитализм «по-украински».

Что касается процесса интеграции Украины в мировую эпоху глобализации, то необходимо отметить основные, на наш взгляд, аспекты препятствующих его эффективному осуществлению: низкий уровень технологического развития; расслоение общества, отсутствие четко определенной внутренней и внешней политики государства; коррупция в органах государственной власти вследствие ее сочетание с интересами собственности и бизнеса.

Поэтому основой вхождения Украины в мировых глобализационных система должна быть четко выработана и внедрена в жизнь посредством правовых средств стратегия развития национального государства с требованием соблюдения основных прав человека.

Итак, глобализация — это необратимый процесс, сопровождающийся существенными воздействиями на все сферы жизнедеятельности человека и общества, в том числе и на национальное государство.

Глобализация является серьезным вызовом для национального государства, что ставит под сомнение вопрос суверенитета и осуществление ее основных задач и функций.

Однако говорить об ослаблении роли национального государства, а тем более о ее отмирании пока еще рано. Национальное государство и глобализация объективно-совместимыми явлениями. Глобализация не ликвидирует национальное государство, а способствует оптимизации объема и предоставляет нового качества тем задачам и функциям, которые стоят перед ней. Она ставит перед государством гораздо более высокие требования, диктуемые интересами социально-экономического развития, стабильности, поддержания мира и безопасности. Вместе с тем, без активной роли национального государства глобализационные процессы могут утратить свою динамику и исторический смысл, поскольку основой прогресса развития глобализации национальные государства. Ответом на вызовы глобализации становится консолидация и интеграция государств, их активное участие в решении глобальных проблем.

Влияние глобализации на функции современного государства (Захаров А.В.)

Современное государство характеризуется многообразием различных направлений его деятельности, которые в юридической литературе принято обозначать как функции государства. Наиболее распространенное понятие функций государства предлагает понимать под ними «основные направления деятельности государства, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами» .

Учитывая, что формирование функций государства происходит в процессе развития и укрепления государства, определенная последовательность их возникновения обусловливается очередностью задач, подлежащих решению государством на определенном этапе его исторического развития, а также поставленными целями. Данные цели и задачи зависят от многих условий, например от уровня нравственного и культурного развития общества, интересов и потребностей граждан, экономических возможностей государства и общества, развитости и профессионализма государственного аппарата и т.д. .

Особый интерес в данном контексте представляет глобализация, оцениваемая в научной литературе как объективный, естественный процесс, который, бесспорно, влияет на государство и его функции.

Оценивая глобализацию применительно к нашей проблеме, можно выделить четыре основных аспекта влияния глобализации на государство и ее функции:

1 — как самостоятельный фактор, влияющий на динамику функций российского государства;

2 — посредством активизации влияния иных факторов: политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других;

3 — влияние посредством системы институтов, порождаемых глобализацией;

4 — через антиглобализм как процесс, возникший для противодействия глобализации.

Рассмотрим подробнее каждый из аспектов.

I. Глобализация выступает в качестве самостоятельного фактора, влияющего на динамику функций российского государства.

Процесс глобализации, отмечает М.Н. Осьмова, «несомненно делает вызов национальному государству, его суверенитету и «функциям», и хотя основные задачи, которые решает государство, остаются — создание законодательной базы, создание сбалансированных общих условий макроэкономической стабильности и соответствующей политики, обеспечение основополагающей инфраструктуры и социальных услуг, — вместе с тем появляются новые черты в деятельности государства» .

Изменение внешних функций современного российского государства обусловлено также различными внешними изменениями .

Воздействие глобальных факторов на развитые государства определяется в основном их интересами, а для остальных государств, помимо собственных интересов, также степенью вовлеченности их в орбиту интересов высокоразвитых стран и соответственно степенью и характером их зависимости от этих стран .

Глобальные факторы, воздействуя на государство и право, отражаются на системе функций государства, их содержании и методах осуществления.

1. Влияние глобализации на систему функций государства проявляется в:

а) появлении новых функций. Так, по мере развития государства в процессе их взаимодействия с факторами глобального порядка возникают новые функции. Это, например, экологическая функция, обусловленная необходимостью обеспечения права граждан на благоприятную окружающую среду, сохранение природных ресурсов вследствие их исчерпаемости, устранение современных глобальных экологических вызовов человечеству, угрожающих существованию человечества; демографическая функция, вызванная необходимостью регулирования численности населения на планете; функция социальной защиты населения и др.;

б) отмирании некоторых функций, соответствующих старым, исчерпавшим себя условиями существования государства, не характерным для глобализирующегося мира. К таким функциям, например, в научной литературе относят хозяйственно-организаторскую функцию, функцию контроля за мерой труда и мерой потребления, функцию борьбы за мир и мирное сосуществование двух противоборствующих между собой социалистической и капиталистической систем и др.;

в) изменении существующей системы функций путем перегруппировки функций в зависимости от важности и социальной значимости на основные и неосновные. Глобализация, влияя на государство, может неосновные функции вывести в группу основных. Так, например, рост народонаселения на планете, угроза исчерпаемости природных ресурсов, неравномерность распределения природных ресурсов на планете, появление современных глобальных экологических вызовов человечеству способствовали повышению значимости экологической функции государства и восприятию ее сегодня как одной из наиболее важных основных функций государства.

2. Влияние глобализации на содержание конкретных функций государства. Традиционные функции государства также существенно изменяются под воздействием процесса глобализации. Изменения касаются не только содержания функций государства, но и методов их осуществления. В частности, финансовая и экономическая функции были присущи государству на всех этапах его развития. Однако, характеризуя их содержание применительно к современным государствам, возможно отметить их усложнение, модернизацию под воздействием глобализации.

3. Влияние глобализации на методы, способы осуществления функций государства и, соответственно, их результат.

Так, в условиях глобализации особое внимание необходимо уделить установлению равновесия между государственными интересами и экономической свободой в рамках экономической функции, установить правовые границы вмешательства государства в экономику, обусловленные «балансом интересов государства и хозяйствующих субъектов», использовать «такие методы и подходы к регулированию экономики, которые «не просто соответствуют меняющимся потребностям экономики и общества, но и отвечают реальным возможностям страны» .

В условиях глобализации при осуществлении экономической функции государства особую роль приобретают так называемые методы корректировки правил глобальной конкуренции на внутреннем рынке в национальных интересах: государственный контроль над природными ресурсами и наиболее важными отраслями экономики, за денежной системой и валютными операциями; защита внутреннего рынка и защита интересов отечественных производителей на внешнем рынке; создание конкурентоспособных на внешнем рынке хозяйствующих субъектов и др.

II. Глобализация активизирует влияние иных факторов: политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других.

Среди объективных и субъективных факторов глобального характера, влияющих на национальный государственно-правовой механизм, М.Н. Марченко предлагает выделять следующие: «…экономические и технологические факторы, ускоренная глобализация финансовых рынков, глобализация средств массовой информации и коммуникаций, усилившееся на межгосударственном уровне разделение труда; нарастание многочисленных глобальных проблем; усилившееся давление на слаборазвитые страны со стороны США и других высокоразвитых государств с целью вовлечения их в орбиту своего непосредственного влияния; обострившаяся для многих стран в связи с бурным развитием передовых технологий в мире опасность изоляции или самоизоляции и др.» .

Данные факторы глобального характера, несомненно, оказывают сегодня и будут оказывать в будущем, по мере их усиления, влияние на национальное государство и право.

III. Влияние глобализации посредством системы институтов, возникающих и укрепляющихся в результате распространения глобализационных процессов.

Государство, являясь основным политическим актором, действует на мировой арене совместно с иными властными институтами и организациями. Уровень воздействия глобальных факторов на национальное государство и право зависит от внешней, формальной стороны государственно-правовых институтов, а в значительной мере затрагивает их сущностную и содержательную стороны.

Как отмечает М.Н. Марченко: «Тем не менее институциональная сторона не должна игнорироваться, поскольку глобализация воздействует на государство и право не только своей функциональной стороной (через систему факторов интеграционного характера), но и институциональной (через систему институтов, порождаемых и подпитываемых глобализацией)» .

Как справедливо отмечает Е.Н. Рахманова, «часть государственных функций сегодня под воздействием глобализации плавно перетекает к международным структурам (причем как к межгосударственным, так и к международным негосударственным), а часть — к негосударственным органам и учреждениям внутри страны» . Представляется возможным согласиться с рядом авторов, считающих, что «самый очевидный ответ на вызовы глобализации осуществляется в виде формирования глобальных и региональных организаций, институтов режимов, сетей и т.п. структур, которые призваны создать эффективно функционирующий «остров» новой мировой реальности» .

Примером одного из первых международных межправительственных глобальных экологических институтов, нацеленных на решение проблемы окружающей среды и развития, является Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП — UNEP), которая была создана решением Стокгольмской конференции 1972 г. и утверждена Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН N 2997 от 15 декабря 1972 г. (A/RES/2997 (XXVII)).

IV. Влияние посредством антиглобализма как процесса, возникшего для противодействия глобализации.

Противники глобализационных процессов неоднократно отмечали, что глобализация ведет к ослаблению государства, поскольку способствует уходу государства от регулирования ряда важных сфер . Противниками негативных последствий глобализации стали участники антиглобалистского движения.

Антиглобализм в научной литературе характеризуют как политическое движение, направленное против определенных аспектов прогресса глобализации в ее современной форме, в частности против доминирования глобальных транснациональных корпораций .

Безусловно, антиглобализм способствует в определенной мере развитию некоторых функций государства. Так, критикуя глобализм за то, что он способствует снижению системы социальной защиты в экономически наименее развитых странах, антиглобалисты выступают за повышение социальной функции государства.

Отмечая, что глобализация способствует неравномерному распределению между частными и общественными благами, антиглобалисты выступают за снижение бедности, сохранение мира, улучшение условий труда, защиту прав человека, охрану окружающей среды, чем повышают значимость социальной, экономической и экологической функций государства.

Антиглобалисты, критикуя глобальные финансовые рынки за нестабильность и склонность к кризисам, отмечают необходимость государственного контроля как минимум над обменными курсами и в целом экономической функции государства.

Таким образом, антиглобализм как явление, противоположное глобализму, способствует, во-первых, развитию и повышению функций государства, наименее прибыльных и привлекательных для экономической элиты, но ориентированных на население (социальная функция), создание благоприятных для жизни условий и сохранение природных богатств в интересах всего населения (экологическая функция), сохранению самобытности народов (культурная функция) и т.д., во-вторых, оптимизации иных функций государства, поскольку не позволяет государству отстраниться от правового регулирования наиболее важных сфер (экономическая функция и другие).

Подводя итог, отметим, влияние глобализации на функции государства в научной литературе оценивается неоднозначно, отмечаются как положительные, так и отрицательные аспекты. Глобализация может выступать в качестве самостоятельного фактора, влияющего на динамику функций российского государства, может оказывать влияние на функции государства посредством активизации влияния иных факторов (политического, внешнеполитического, идеологического, экологического и других), через системы институтов, порождаемых глобализацией, а также через антиглобализм как процесс, возникший для противодействия глобализации.

Литература

1. Алимов А.А., Стецко Е.В. Вызовы глобализации и формирование международных институтов поддержания окружающей среды и развития // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2010. N 3. С. 51.
2. Барателиа Б.В. Влияние глобализации на развивающиеся страны // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства / Под ред. М.В. Кулакова и М.Н. Осьмовой. М., 2001. С. 70 — 78.
3. Бондарева Е.А. Влияние глобализационных процессов на содержание экономической функции Российского государства // Общество и право. 2013. N 1. С. 25.
4. Васильева Т.А. Трансформация функций института государства в условиях глобализации // Власть. 2007. N 10. С. 14.
5. Виприцкий Н.Н. Внешние функции российского государства в условиях глобализации // Общество и право. 2011. N 4. С. 50.
6. Колпакова Я.Г. Антиглобализм в России: идеологическая и организационная составляющая // Вестник МГЛУ. Вып. 25(631). С. 70 — 77.
7. Марченко М.Н. Государство и право в условиях глобализации. М.: Проспект, 2015. С. 13.
8. Морозова Л.А. Теория государства и права. М.: Юрист, 2003. С. 99.
9. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе // Государство и право. 1993. N 6. С. 98.
10. Осьмова М.Н. Государство в эпоху глобализации // Глобализация мирового хозяйства и эволюция экономической роли государства. М., 2001. С. 5.
11. Рахманова Е.Н. Государство и право в условиях глобализации // Современное государство: Политико-правовые и экономические исследования. М., 2010. С 22.
12. Целищев Н.Н. Экология в условиях глобализации // Аграрный вестник Урала. 2012. N 11-2. С. 40 — 42.
13. Ясеновская Е.С. Антиглобализм в глобализирующемся мире // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. 2009. N 4. С. 38 — 49.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *