Внесение изменений в закон

Постоянные изменения законодательства отрицательно влияют на малый и средний бизнес

Власти постоянно меняют действующее законодательство, и это мешает как гражданам, так и бизнесу. Такой вывод, как сообщает «РБК», содержится в исследовании, которое компания «Гарант» провела по заказу «Центра стратегических разработок» Алексея Кудрина. Исследование охватывает период с 1 января 1994 года по 31 июля 2016 года. Всего за это время в России было принято 6,7 тыс. федеральных законов.

Количество принимаемых законодательных и иных правовых инициатив стабильно растет в подавляющем большинстве отраслей права. Исключение только одно – международные отношения, где «наблюдается незначительный тренд на уменьшение ежегодно принимаемых актов». Если до 2002 – 2004 годов власти Российской Федерации в основном принимали новые законы, то с тех пор стали чаще вносить изменения в старые. В итоге сейчас правки внесены в подавляющее большинство федеральных законов, причем интенсивность их внесения возросла в последние шесть лет.

Авторы исследования не делали выводов на основе своей статистики, однако его итоги обсудили эксперты в ходе дискуссии в «ЦСР». Они сочли рост нестабильности законов «негативным явлением», назвав две причины такого вывода.

Во-первых, люди не могут отследить, соблюдают ли они законы в условиях, когда правила игры меняются каждый день. Как следствие, их готовность соблюдать нормы падает. Во-вторых, постоянные изменения существенно ограничивают возможности планирования для бизнес-структур.

– Особенно сложно, когда новые правила принимаются в самом конце календарного года, что требует спешного пересмотра уже принятых бизнес-планов и бюджетов на следующий год, – указывают в «Центре стратегических разработок». Похожие проблемы возникают и в случаях, когда новые требования к отчетности компаний появляются незадолго до срока сдачи этих отчетов. Властям еще нужно время, чтобы подготовить новые формы отчетности, из-за чего они могут появиться у предпринимателей буквально за две недели до того, как их надо сдать.

Самым нестабильным документом оказался Кодекс об административных нарушениях. Авторы исследования ввели специальный коэффициент нестабильности, который вычисляется как отношение количества нормативных актов, которые вносили изменения в кодекс, к числу месяцев, в течение которых он действует. У КоАП этот коэффициент составляет 2,95. Также нестабильны Налоговый (2,13), Уголовно-процессуальный (1,17) и Земельный (1,12) кодексы. При этом коэффициент в последние шесть лет растет для всех без исключения документов. Волатильность тех же КоАП и Налогового кодекса создает существенные барьеры для бизнеса, как заявил «РБК» президент «Опоры России» Александр Калинин.

– Любая нестабильность законодательства абсолютно фатальна для государства и правоприменения, – считает доктор юридических наук, директор Института мониторинга эффективности правоприменения Высшей школы экономики Елена Лукьянова. – Нормы, «изобретенные в кабинетах», не дают результата, их все равно приходится корректировать.

Проблема, по мнению Елены Лукьяновой, во многом вызвана избирательной системой, в частности порядком формирования органов, принимающих решения.

Аналитики «Гаранта» выявили корреляцию нестабильности законодательства с избирательными кампаниями: выборы в Госдуму влияют на рост числа законов в последний год работы нижней палаты парламента предыдущего созыва. Избрание президента, наоборот, уменьшает число принятых в год выборов законов. Если же глава государства меняется, то через год число принятых законов достигает максимума.

Сейчас в России в принципе принимаются законы не самого высокого качества, считают в «ЦСР», – их нельзя адекватно выполнять, и это приводит к необходимости принимать все новые правки. Ведомства готовят документы в спешке, чтобы отчитаться о выполнении поручений президента, экспертам не хватает времени на их оценку (иногда им приходится делать это за один день), в итоге Госдума принимает непроработанные законопроекты очень быстро. Например, в первом чтении их одобряют за один день, а на доработку дается не больше недели.

Изменения законодательства нужно остановить и еще несколько лет приводить законы в порядок, считает Елена Лукьянова. Добиться согласования законов, которые в нынешнем виде противоречат друг другу, невозможно, это «коллапс правового регулирования», уверена она.

Есть три рецепта борьбы с нестабильностью законов, говорится в докладе «Центра стратегических разработок». Первый – частичное ограничение или даже мораторий на изменение законов. Но в этом случае есть риск оставить в нынешнем виде нормы, наносящие ущерб, – и он, по мнению части участвовавших в заседании «ЦСР» экспертов, выше, чем риск нестабильности в целом. Второй вариант – корректировать законы не внесением поправок, а через суды. Третий – развитие механизмов фильтрации некачественных инициатив.

Примеры последнего способа борьбы с некачественными законами – обязательная экспертиза изменений в Гражданский кодекс в специальном совете при президенте или согласие Верховного суда на корректировку Уголовного кодекса.

Однако самый действенный способ, говорится в докладе, – «развитие парламентской дискуссии», которую должна стимулировать конкуренция партий. Большая часть изменений инициируется правительством, отмечает глава «Опоры России» Калинин. Выход из этой ситуации, по его мнению, состоит в том, чтобы сделать основной площадкой принятия решений Госдуму и привлекать к дискуссии экспертов и бизнес.

Главным образом широкое обсуждение в Госдуме необходимо для изменений в налоговой сфере, подчеркивает Калинин. Власти сейчас готовят налоговую реформу. Новые правила должны принять в 2018 году, а их вступление в силу планируется в 2019 году. Реформа может включать в себя снижение нагрузки на работодателей при одновременном снижении НДС.

В том же случае, если конкуренция невозможна, по мнению «ЦСР», нужно запретить рассматривать законопроекты в ускоренном режиме или в большей степени ориентироваться на заключения правового управления Думы, где собраны грамотные специалисты. При этом не стоит ограничиваться отказом от негативных изменений, нужно еще и смягчать негативные эффекты от уже принятых поправок: прописывать переходные положения и продлевать срок вступления законов в силу, говорится в докладе.

ГАРАНТ ЭКСПЕРТ — совершенство во всем!

Любому специалисту в области права, налогообложения или финансов для успешной работы необходимо иметь оперативный доступ к правовой информации и полный арсенал инструментов для эффективной работы с ней. Одним из мощных инструментов, призванных помочь в решении столь важной задачи, является новая версия системы ГАРАНТ-ЭКСПЕРТ 2010.

Новые технологии

Так уж заложено природой, что все новое настораживает. Поддаваясь инстинкту самосохранения или сложившемуся укладу, мы тщательно изучаем диковинные предметы. Однако этот тезис вряд ли можно применить к новинкам в области информационных технологий. Даже наоборот, мы с нетерпением ждем появления нового информационного продукта, который был бы наделен передовыми технологиями и возможностями. Все это реализовано в новой версии системы ГАРАНТ-ЭКСПЕРТ 2010. Десятки нововведений, инновационный дизайн и интеллектуальные технические решения позволяют по-новому взглянуть на современный облик и функционал справочных правовых систем. Но обо всем по порядку.

Новый интерфейс

Первое, на что обратит внимание пользователь, открыв версию ЭКСПЕРТ 2010, – полностью обновленное Основное меню. В нем изменены общий дизайн, состав и наполнение разделов.

Все основные и наиболее востребованные возможности системы ГАРАНТ отображены на первом экране. В верхней части меню размещен раздел «Изменения в законодательстве». С его помощью можно быстро обратиться к индивидуальной новостной ленте ПРАЙМ, ознакомиться с обзором изменений законодательства по необходимой тематике или за определенный временной интервал, изучить новые поступления в систему, а также сводный мониторинг законодательства.

Центральное место Основного меню занимает панель Базового поиска. Непосредственно под Базовым поиском размещены ссылки на другие виды поисков (по реквизитам, по ситуации, по источнику опубликования, по Толковому словарю).

В Основное меню добавлен раздел «Налоги, финансы», обеспечивающий мгновенный доступ к наиболее востребованным материалам. Это Налоговый кодекс и Правила бухгалтерского учета с комментариями, типовые проводки, тома Практической налоговой энциклопедии и список журналов и газет по налоговой и бухгалтерской тематикам. Также реформирован раздел «Бизнес-справки»: теперь сразу из Основного меню можно перейти к курсам иностранных валют.

В левой части меню добавлены пиктограммы для быстрого обращения в службу Правовой поддержки онлайн и выхода в новый раздел – «Новости онлайн», о котором стоит рассказать подробнее.

Новоcти онлайн

Новый шаг в области информационного обеспечения пользователей – встроенная в справочную правовую систему информация, обновляемая в режиме реального времени. При нажатии на кнопку «Новости онлайн» откроется специальное окно, в которое загружаются данные из сети Интернет.

На первой странице «Новостей онлайн» представлены разделы с максимально высокой оперативностью обновления: правовые новости дня, горячие документы, курсы валют, консультации службы Правового консалтинга ГАРАНТ по вопросам бухгалтерского учета, налогообложения, гражданского, трудового права и госзакупкам. На странице размещены ссылки на свежие номера изданий для пользователей, расписание Всероссийских спутниковых онлайн-семинаров и интернет-мероприятий с участием представителей органов государственной власти. Таким образом, в разделе «Новости онлайн» собрана свежая и актуальная информация, востребованная ежедневно.

Воспользоваться новым сервисом возможно при наличии интернет-соединения, поскольку данные загружаются непосредственно с сайта www.garant.ru. При этом следует отметить, что «Новости онлайн» не предъявляют высоких требований к вашему интернет-каналу – раздел не содержит тяжеловесной анимации и не перегружен графикой. Это особенно актуально для сотрудников с лимитированным объемом сетевого трафика.

Совещание онлайн

Еще одна новая уникальная возможность системы ГАРАНТ – обмен сообщениями «Совещание онлайн». Необходимость обсудить рабочие моменты, посоветоваться, попросить помощи или просто что-то сообщить коллеге возникает очень часто. Теперь пользователю системы ГАРАНТ не нужно идти в другой кабинет и даже тянуться к телефону, чтобы передать информацию или получить необходимое уведомление, а достаточно нажать на панели инструментов системы ГАРАНТ кнопку «Моя информация» и выбрать пункт «Совещание онлайн». Эта функция позволяет переписываться с коллегами, работающими с сетевой версией ЭКСПЕРТ 2010. Ее принцип работы прост и интуитивно понятен: при нажатии на кнопку «Совещание онлайн» в панели навигатора откроется окно со списком контактов.

При нажатии на интерактивную ссылку «Выберите пользователей для переписки» отобразится список специалистов, зарегистрированных в данной сетевой версии. Как только собеседник будет выбран, его имя добавится на панель навигатора и с ним можно начинать общение. Выбранный пользователь автоматически сохраняется в списке контактов.

Переписка ведется в отдельном окне. При обмене текстом, скопированным из системы ГАРАНТ, он будет оформлен в виде гиперссылки, благодаря чему получатель может с помощью одного щелчка мыши перейти к цитируемому документу.

«Совещание онлайн» позволяет не только переписываться с коллегой, работающим в данный момент с ГАРАНТом, но и оставить сообщение для отсутствующего пользователя, которое будет доставлено ему, как только он откроет ГАРАНТ.

Сравнение редакций

Система ГАРАНТ предлагает целый спектр возможностей для анализа истории изменения документа. Наряду с Машиной времени и построением полного списка редакций документа в версии ЭКСПЕРТ 2010 появилась новая возможность – визуальное сравнение редакций.

Открыв интересующий документ и нажав кнопки «Изменения в документе» / «Сравнение редакций», можно быстро и наглядно ознакомиться с внесёнными в его текст изменениями. Тексты сравниваемых редакций документа будут синхронно представлены в двух вертикальных панелях основного окна. При этом в левой панели отобразятся предыдущие редакции, а в правой – действующая и будущие. Таким образом, сравнение представлено в хронологическом порядке «было-стало». Все изменения текста документа будут выделены (удаленные слова показаны как зачеркнутые, а добавленные – светлой заливкой).

Чтобы ознакомиться со всеми вносимыми в документ изменениями, совсем не обязательно просматривать его целиком. Перейти от одного изменения к другому (следующему либо предыдущему) помогут гипертекстовые ссылки, расположенные в нижней части окна сравнения редакций.

Базовый поиск: новые возможности

Для того чтобы быстро отыскать необходимую информацию в системе ГАРАНТ, клиенты чаще всего используют Базовый поиск. Пользователь вводит в строку Базового поиска контекст (аббревиатуру, слово, словосочетание), а система в считанные секунды выстраивает список документов, содержащих искомую информацию. В новой версии работа со списками документов, полученных по результатам Базового поиска, стала быстрее и удобнее. Во-первых, система по умолчанию отображает сокращенный список, в который включены только наиболее точно соответствующие запросу документы. При этом можно построить полный перечень найденных материалов, нажав на соответствующую ссылку, размещенную в конце списка. Во-вторых, в списках документов отображается фрагмент найденного текста, что позволяет моментально определиться: открыть материал и читать его целиком или пропустить и двигаться дальше по списку.

Работая с текстом документа, с помощью новых кнопок на панели Базового поиска можно перемещаться между найденными фрагментами, а также посмотреть информацию о количестве найденных фрагментов.

Работа с текстом документа

Все тексты документов в системе ГАРАНТ снабжены комментариями юристов. Для удобства восприятия материалов в версии ЭКСПЕРТ 2010 комментарии разделены на два класса: информационные и аналитические. Комментарии первого рода информируют о внесении в определенный фрагмент документа каких-либо изменений, аналитические – сообщают об особенностях применения той или иной нормы.

В новой версии по умолчанию в тексте документа отображаются только аналитические комментарии. О наличии в тексте информационного комментария уведомляют специальные метки на полях.

Внесен ряд улучшений и в оформление текста документа. Так, изменен стиль гипертекстовых ссылок. По умолчанию они отображаются зеленым шрифтом без подчеркивания, но при наведении курсора мыши на ссылку она становится подчеркнутой.

С выходом версии ЭКСПЕРТ 2010 система ГАРАНТ подтвердила звание инновационного лидера и сделала новый шаг в области информационного обеспечения пользователей. Передовые разработки позволят специалистам удовлетворить постоянно возрастающие потребности и моментально разрешить все профессиональные вопросы: с помощью новой функции «Сравнение редакций» можно в считанные секунды определить изменения в изучаемом документе, а, благодаря уникальным сервисам «Новости онлайн» и «Совещание онлайн», пользователи системы ГАРАНТ будут в курсе последних событий в области права и всегда смогут оставаться на связи с коллегами.

Конкурс «Выскажи мнение — стань экспертом!»Компания «Гарант-Энтерпрайз» объявляет конкурс на наиболее полный и интересный отзыво новых возможностях системы ГАРАНТ.Авторы наиболее развернутых рецензий получат приглашение на Всероссийский спутниковый онлайн-семинар, а 10 лучших работ будут награждены ценными призами от компании «Гарант».

Оставить свой профессиональный отзыв о новой версии ЭКСПЕРТ 2010 Вы можете по электронному адресу — info@infomsk.ru и в специальном разделе промо-сайта http://expert2010.garant.ru.

Знакомьтесь с новой версией, оставляйте свои отзывы и получайте призы!

10.6. Правила внесения изменений в нормативно – правовые акты и правила отмены нормативных правовых актов.

Изменение нормативно – правовых актов является неотъемлемой составной частью законотворческого процесса. Система законодательства меняется постоянно, и это естественно. Это не обязательно является следствием ее несовершенства, нарушения ее создателями правил законодательной техники. Просто общественные отношения не стоят на месте, они постоянно динамично поступательно развиваются. Вместе с ними должна обновляться и система законодательства, устаревшие и потерявшие правовой характер положения которой должны заменяться на новые, соответствующие новым социальным условиям, отвечающие новым потребностям жизни и развития общества. И очень часто достаточно внести изменение в одно конкретное положение акта – и он вновь приобретает правовой характер, для этого вовсе необязательно принимать новый. Именно поэтому внесение изменений в нормативно – правовые акты является естественным процессом и изучения правил внесения таких изменений представляет собой неотъемлемый элемент законодательной техники. Чрезмерное накопление в законодательстве устаревших актов, утративших правовой характер или противоречащих более поздним актам более высокой юридической силы существенно снижает эффективность и регулятивные возможности законодательства. И для отечественного законодательства эта проблема весьма актуальна.

Изменение нормативного – правового акта может осуществляться путем принятия другого акта (равного ему или более высокого по юридической силе), регулирующего те же общественные отношения. Принятый позже акт имеет приоритет в действии перед принятыми раньше, коллизия разрешается в его пользу. Однако такой способ обновления действующего законодательства является нежелательным. В результате таких изменений субъекты правового регулирования не имеют возможности своевременно усвоить суть изменений, получить представления о новых требованиях, предъявляемых правом к их поведению. Нарушается устойчивость законодательства. Практика внесения изменений в законодательные акты, если можно так выразиться, «автоматически», «молчаливо», лишь установлением нового правила в другом акте свидетельствует о низком уровне законодательной техники и ведет к снижению регулятивной эффективности новых предписаний. Тем более, что нередко старые в новые законы пересекаются неполно, частично, в результате чего возможны серьезные недоразумения и ошибки в правореализующей (особенно в правоприменительной) практике при определении подлежащих воплощению в жизнь норм. Это отмечают практически все правоведы, ведущие исследование в этой области104. Нельзя так же признать удачной получившую распространение в отечественном законотворчестве практику (особенно часто – при создании новых законов, определяющих по своему значению) отказа от внесения изменений в старые акты и внесение в новый акт общих положений о том, что впредь до приведения законодательства в соответствие с этим новым актом действующие нормативные положения сохраняют силу в части, не противоречащей этому новому закону. Применяются и другие некорректные формулировки, не способствующие четкому и точному определению того, какие законы и подзаконные акты и в какой форме продолжают действовать

Все изменения в законодательные акты должны быть четко и ясно определены, и сделано это должно быть официально. Субъект правового регулирования должен иметь исчерпывающее представление о том, в какую статью, часть или абзац какого закона или подзаконного акта вносятся изменения или дополнения. В связи с этим представляется необходимым любые изменения в нормативные правовые акты вносить путем принятия специального акта – о внесении изменений

Для внесения изменений в акты законодательства таким способом применяется специальная техника, позволяющая сохранить после изменений системность законодательства и избежать путаниц, повторений и, что, пожалуй, наиболее важно, пробелов и коллизий. Кроме того, научная разработка методологии внесения изменений в нормативные правовые акты позволяет сохранять единство законотворческого воздействия на сознание субъектов правового регулирования, сохранить преемственность между старыми (отмененными) и новыми предписаниями.

Попытаемся сформулировать и перечислить правила внесения изменений в существующие законодательные акты.

Внесением изменений считается:

  • замена слов, цифр;

  • исключение слов, цифр, предложений;

  • исключение структурных единиц не вступившего в силу законодательного акта;

  • новая редакция структурной единицы законодательного акта;

  • дополнение структурной единицы статьи законодательного акта новыми словами, цифрами или предложениями;

  • дополнение структурными единицами законодательного акта;

  • приостановление действия законодательного акта или его структурных единиц;

  • продление действия законодательного акта или его структурных единиц.

Не следует упоминать об изменениях в закон в новом законе, посвященном непосредственному фактическому регулированию общественных отношений – во вновь принятом законе можно только лишать юридической силы ранее действовавший нормативный правовой акт, внесение же изменений может повлечь за собой путаницу (тем более, что, принятие акта может повлечь изменения в актах более низкой юридической силы).

Все изменения и дополнения в нормативный правовой акт вносятся путем принятия специального изменяющего акта той же юридической силы. Федеральный закон изменяется федеральным законом, федеральный конституционный закон – федеральным конституционным законом, указ президента – указом президента, региональный закон – законом того же субъекта федерации и т. д. Изменения в Конституцию России могут быть внесены специальным целевым законом о внесении изменений в Конституцию. Не допускается внесение изменений в нормативный правовой акт актом иной формы или иной юридической силы (даже, более высокой). Исключение составляют законопроекты о федеральном бюджете на соответствующий год и законопроекты о средствах государственных внебюджетных фондов, в которых допускается наличие статей о приостановлении действия или о продлении действия законодательных актов или их структурных единиц.

В ходе разработки нового нормативного правового акта одновременно начинается подготовка к приведению в соответствие с этим актом ранее действовавшего законодательства. Для приведения законодательных актов в соответствие с вновь принятым федеральным конституционным законом или федеральным законом, устранения множественности правовых норм по одним и тем же вопросам, разрабатывая законопроект, участники законотворческой деятельности готовят предложения о приведении законодательства в соответствие с вновь принимаемым законодательным актом путем внесения изменений в законодательные акты. Одновременно с законопроектами, устанавливающими новое правовое регулирование, на рассмотрение нижней палаты парламента (Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации) следует вносить самостоятельные законопроекты о действующих законодательных актах или их структурных единицах, подлежащих изменению.

Закон о внесении изменений в принятый ранее закон отличается по форме значительными особенностями. Можно выделить следующие особенности закона о внесении изменений:

  • в его названии содержится указание на целевое назначение этого закона – внесение изменений в ранее принятый и действующий закон, ссылка на который дается здесь же, в названии (например: Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон…»);

  • такой закон имеет упрощенную структуру: в его составе имеются только статьи, более крупных структурных составляющих при его создании не выделяется;

  • статьи такого закона не имеют собственных названий – только номера;

  • первым положением такого закона является положение о внесении изменений с обязательным указанием вида изменяемого закона, даты подписания изменяемого закона, его регистрационного номера, наименования, а также соответствующих источников его официального опубликования;

  • в таком законе не содержится непосредственных предписаний к поведению субъектов правоотношений – есть только указания о внесении изменений;

  • изменения в закон об изменениях не вносятся (это может повлечь путаницу), в случае необходимости внесения новых, повторных изменений в основной закон следует принимать новый изменяющий закон;

  • изменяющий закон не должен быть длинным, представляется неоправданным включение в состав такого закона более 20 статей – если изменения носят масштабный характер, меняется большинство статей закона, его лучше изложить в новой редакции. В противном случае субъект правового регулирования рискует просто не запомнить всех чрезмерно многочисленных изменений и запутаться в действовавших ранее и нововведенных предписаниях.

Эти же правила применяются и в ходе внесения изменений и в подзаконные акты – в форме издания специального изменяющего нормативного правового акта, равного по силе изменяемому.

В одном изменяющем нормативном правовом акте могут содержаться изменения нескольких действующих законодательных актов. Каждая статья изменяющего закона посвящена одному конкретному изменению и содержит указания на это, включая повторение всех реквизитов изменяемого акта. Выражение в одной его статье нескольких изменений не допускается, так – как это будет нарушение изложенных выше правил структурирования нормативных правовых актов. Однако, положения о внесении изменений и об утрате силы могут располагаться в одной статье. При этом вносимые изменения и признание утратившими силу должны быть изложены последовательно (постатейно).

При внесении изменений в кодексы, состоящие из нескольких частей, принятых различными законодательными актами, в обязательном порядке указывается часть кодекса, в которую вносятся изменения.

При внесении изменения в законодательный акт сначала указывается, какая структурная единица изменяется, потом указывается характер изменений (замена или исключение слов, исключение структурных единиц, дополнение и др.). Внесение изменений в законодательный акт следует оформлять начиная с наименьшей структурной единицы.

При внесении изменений в нормативные правовые акты соответствующий текст заключается в кавычки. Внесение изменений в обобщенной форме в законодательный акт (например, замена слов и словосочетаний с использованием формулировки «по тексту») не допускается. По общему правилу каждое изменение должно быть оформлено отдельно с указанием конкретной структурной единицы законодательного акта, которая изменяется.

При внесении дополнений в статью, часть статьи, пункт, подпункт, абзац указываются слова, после которых это дополнение должно находиться: «…статью 1 после слов «……………..» дополнить словами «……………..»

В случае, если дополняется словами определенная структурная единица статьи нормативного правового акта и это дополнение должно находиться в конце данной структурной единицы, применяется следующая формулировка: «…пункт 1 статьи 1 дополнить словами: «……………».

При необходимости заменить цифровые обозначения употребляется термин «цифры», а не «числа» (например: «цифры «12, 14 , 125» заменить цифрами «13, 15, 126»). При необходимости заменить конкретные слова употребляется термин «слова» (например: «…слова «в 50 раз» заменить словами «в 100 раз»…»).

При необходимости внесения в изменяемый акт новых структурных составляющих необходимо заботиться о сохранении сквозной нумерации этих составляющих.

В случае, если поправки кардинально изменяют первоначальный смысл законодательного акта, его предписания начинают носить принципиально новый характер, этот акт целесообразнее изложить в новой редакции. Изложение в новой редакции представляет собой новое, повторное принятие того же акта с уже внесенными изменениями, в результате которого ранее действовавший акт теряет силу. Эта форма внесения изменений допустима только в случаях если необходимо:

  • внести в законодательный акт изменения, требующие переработки законодательного акта по существу и не позволяющие ограничиться новой редакцией его отдельных структурных единиц (например, если существует необходимость изменить принципы правового регулирования, на которых он основан);

  • внести в законодательный акт изменения, затрагивающие большую часть его структурных единиц (например, более половины его глав или разделов);

  • сохранить значение только отдельным структурным единицам законодательного акта, причем частично;

  • внести изменения в законодательный акт, признанный утратившим силу в неотделимой части.

Изложение в новой редакции возможно не только всего акта, но и отдельных его статей. Структурная единица законодательного акта излагается в новой редакции в случаях если необходимо внести существенные изменения в данную структурную единицуили если в текст этой структурной единицы неоднократно вносились изменения.

Изложение структурной единицы законодательного акта в новой редакции не является основанием для признания утратившими силу всех промежуточных редакций данной структурной единицы.

При необходимости изложить одну структурную единицу законодательного акта в новой редакции применяется следующая формулировка: «Внести в статью 10 Федерального закона от …………….. № … «О ……………» (Собрание законодательства Российской Федерации, ……, № …, ст. …) изменение, изложив ее в следующей редакции: «Статья 10. (текст статьи в новой редакции)».

В случае возникновения необходимости отмены акта законодательства (полностью или частично), это может быть сделано двумя способами. Во – первых, для отмены действующего законодательного акта может быть принят новый акт, регламентирующий по – новому те же общественные отношения. Этот метод предпочтительнее, так – как в этом случае в результате отмены нормативного правового акта не возникает пробела в праве. В этом случае необходимо в тексте нового акта (в структурной составляющей, посвящённой переходным положениям) специально указать, какой акт теряет свою юридическую силу и в какой части. Во – вторых, возможно принятие особого нормативного правового акта, который лишает юридической силы другой акт. И в том и в другом случае для отмены законодательного акта требуется принятие акта той же юридической силы.

Прекращения действия закона (или подзаконного акта) не влечет восстановления юридической силы нормативных актов, которым ранее было прекращено действие приостановленным актом. При прекращении действия нормативного правового акта, прекращающего действие другого раннее принятого акта, юридическая сила этому ранее прекращенному акту не восстанавливается, если иное не установлено в самом законе. Указанное правило равно применяется в отношении структурной единицы закона.

После вступления в силу нового закона недопустимо вносить изменения в перечень нормативных актов, которым в этой связи прекращается их действие, равно как недопустимо изменять порядок (в том числе дату) его вступления в силу. Нельзя изменять дату прекращения действия закона, если такое изменение произойдет после ее наступления.

Прекращение действия последней нормативной структурной единицы закона должно осуществляться путем прекращения действия закона в целом.

Нежелательно повторное введение в действие отменённого закона (подзаконного акта).

Безусловно, вышеуказанными правилами методика изложения текста нормативного правового акта не исчерпывается. Однако, они представляются наиболее важными и значимыми, определяющими весь остальной процесс формулирования в законодательстве текста конкретных нормативных правовых предписаний.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:

  1. Что такое нормативные правовые предписания? Какие виды нормативных правовых предписаний Вам известны?

  2. Какие структурные составляющие применяются в настоящий момент в нашей стране при компановке нормативных правовых актов? Какие правила формирования этих составляющих Вам известны?

  3. Какие смысловые составляющие можно выделить в системе законодательного акта?

  4. Какие приёмы и способы применяются для изложения норм права в тексте нормативных правовых актов?

  5. Каковы правила оформления в тексте нормативного правового акта ссылок?

  6. Какие существуют правила внесения в текст нормативного правового акта изменений? Каковы правила отмены актов законодательства?

Предложения изменений в законодательство

По нашему мнению, учитывая понижение возраста криминогенной активности лиц моложе 14 лет, представляется целесообразным понижение возраста уголовной ответственности с 14 до 13 лет. Содержащийся перечень преступлений в ч. 2 ст. 20 УК РФ нуждается в определенных изменениях с учетом изменения в настоящее время структуры преступности несовершеннолетних. Эти изменения обусловлены в настоящее время особенностями экономического и социального развития современного периода. Необходимо расширение перечня преступлений, уголовная ответственность за которые наступает с 14 лет (ч. 2 ст. 20 УК РФ).

С позиций одних ученых, конструкция этой нормы такова, что уголовная ответственность может наступать только при наличии неосторожной вины по отношению к названным в законе последствиям. Но, с позиции других ученых, рассматриваемое преступление является преступлением с двумя формами вины. Однако по общепринятому мнению оно относится к числу неосторожных преступлений, поэтому представляется целесообразным исключение из части 2 статьи 20 УК РФ статьи 267 УК РФ.

Необходимо на легальном уровне отразить специфику субъективной стороны преступлений несовершеннолетних в статье 89 УК РФ «Назначение наказания несовершеннолетнему» (ст. 80 УК РК).

Обстоятельства, перечисленные в ст. 89 УК РФ, не заменяют, а детализируют общие начала ст. 60 УК РФ. Ст. 89 УК РФ закрепляет необходимость тщательного изучения специфики личности именно несовершеннолетнего, как не полностью сформировавшуюся, крайне подвижную и изменчивую структуру психических свойств и нравственных качеств. Нами предлагается совершенствование законодательства России применительно к общим началам назначения наказания несовершеннолетним с учетом опыта создания ювенальной юстиции в Республике Казахстан.

Так, в рамках проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане» первое требование было обращено к судам, о необходимости работать над качеством судебных документов, подробно излагать обоснования выводов суда и принимаемых решений. При анализе приговоров в ряде случаев, при назначении наказания несовершеннолетним не учитываются требования общего начала назначения наказания. Так, одним из требований является учет судами при назначении наказания характера и степени общественной опасности деяния. В большинстве приговоров суды ограничиваются лишь формальной ссылкой на то, что «суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления».

Следующим требованием общих начал назначения наказания является учет личности виновного. Исследование уголовных дел показывает, что при характеристике личности судьи ссылаются на обстоятельства, смягчающие наказание (60% приговоров). Однако в работе отмечается, что при характеристике личности не следует ссылаться на обстоятельства, смягчающие наказание, так как учет таких обстоятельств осуществляется в процессе применения ст. 60 УК РФ.

Для всестороннего учета личности виновного при назначении наказания (в отношении несовершеннолетних) суд обращает внимание только на социально-демографические данные (отношение к труду и учебе, образ его жизни, поведение в семье, быту, общественных местах, законопослушность и другие признаки, характеризующие его как положительно, так и отрицательно). Но, как было отмечено в вышеуказанном проекте «Ювенальная юстиция в Казахстане», следует учитывать психофизиологические данные: а) состояние здоровья (физического и психического); б) совершение преступления в состоянии опьянения и наркотической зависимости; в) иные индивидуальные свойства личности. Одним из важных вопросов является источник получения судьями самых разнообразных сведений о личности.

В связи с этим предлагается внедрить в практику следственных органов заполнение специально разработанной и достаточно подробной «справки-анкеты личности обвиняемого».

В связи со сказанным следует отметить, что в Республики Казахстан в рамках проекта «Ювенальная юстиция в Казахстане» был введен такой документ как «социальный портрет». Он раскрывает не только правовой статус личности, но и психологические черты несовершеннолетнего правонарушителя. Социальный портрет, предоставляемый группой защиты, состоит из трех разделов: положение в семье, образование и личностная характеристика. Портрет основывается на реальных документах — характеристике из школы, с места работы, от соседей, родственников, друзей.

При анализе принудительных мер воспитательного воздействия обнаруживаются некоторые недостатки применения ст. 90 УК РФ, заключающиеся в том, что в ней не раскрыто содержание систематичности неисполнения несовершеннолетним возложенных на него мер воспитательного воздействия, а также и тех нарушений, которые можно рассматривать как неисполнение. Кроме того, отмечаются проблемы, связанные с основаниями отмены принудительных мер воспитательного воздействия. В законодательстве также не уточняется вид специализированного органа. В статьях 90 и 92 УК РФ не раскрывается понятие » специализированные государственные органы», на которые могут быть возложены обязанности по контролю за исполнением несовершеннолетним назначенной ему принудительной меры воспитательного воздействия.

В связи с этим, предлагается включить в УИК РФ статью, определяющую порядок исполнения решения судьи о применении в отношении несовершеннолетних принудительных мер воспитательного воздействия, и указать специализированный государственный орган, на который возложена обязанность по исполнению решения суда о применении принудительных мер воспитательного воздействия.

Документы, вносящие изменения в УК РФ

  • Федеральный закон от 29.05.2019 N 112-ФЗ «О внесении изменения в статью 76.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 29.04.2019 N 527 «О внесении изменений в перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, для целей статей 230.1 и 230.2 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 23.04.2019 N 65-ФЗ «О внесении изменений в статьи 264 и 264.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 05.04.2019 N 401 «О внесении изменения в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 01.04.2019 N 46-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части противодействия организованной преступности»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26.02.2019 N 1 «О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 7 июля 2015 года N 32 «О судебной практике по делам о легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем, и о приобретении или сбыте имущества, заведомо добытого преступным путем»
  • Постановление Правительства РФ от 22.02.2019 N 182 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с совершенствованием контроля за оборотом прекурсоров наркотических средств и психотропных веществ»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 569-ФЗ «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 540-ФЗ «О внесении изменений в статьи 53.1 и 80 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 519-ФЗ «О внесении изменения в статью 282 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 520-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 530-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 533-ФЗ «О внесении изменений в статьи 76.1 и 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»
  • Федеральный закон от 27.12.2018 N 516-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в статьи 58 и 72 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 53 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 432 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 51 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации и Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 N 52 «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 92 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 18.12.2018 N 43 «О внесении изменений в постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2011 года N 21 «О практике применения судами законодательства об исполнении приговора» и от 22 декабря 2015 года N 58 «О практике назначения судами Российской Федерации уголовного наказания»
  • Федеральный закон от 12.11.2018 N 420-ФЗ «О внесении изменений в статью 322.3 Уголовного кодекса Российской Федерации»
  • Постановление Правительства РФ от 22.10.2018 N 1259 «О внесении изменений в перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 Уголовного кодекса Российской Федерации»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *