Внешнеэкономическое регулирование

Внешнеэкономические связи нуждаются в регулировании со стороны государства. В централизованной экономике внешнеэкономическая деятельность подвержена особо льгсткому воздействию и контролю государственных органов, существует государственная монополия внешней торговли, нарушение которой рассматривается как уголовное преступление. Но и в странах с рыночной экономикой государственное регулирование внешнеэкономических связей проявляется ощутимым образом. Внешнеэкономическая функция государства является продолжением его внутрихозяйственной функции, но реализуется в несколько отличной форме.

Основной целью вмешательства государства во внешнеэкономическую деятельность является обеспечение экономических и политических интересов страны. В то же время государство само склонно принимать на себя осуществление ряда видов внешнеэкономических действий, приносящих доходы или требующих государственного участия.

В современных условиях любое государство тем или иным образом регулирует, стимулирует или ограничивает практически все сферы международных экономических связей. Государственное регулирование распространяется на внешнюю торговлю, международное движение капитала, валютные и кредитные отношения, научно-технический обмен, международное перемещение рабочей силы.

Государственное регулирование внешнеэкономических связей — это совокупность используемых государственными органами и службами форм, методов и инструментов воздействия на экономические отношения между странами в соответствии с государственными и национальны- «мл» интересами, целями, задачами. Регулирующее воздействие государства осуществляется посредством принятия законов и иных государственных актов, постановлений и решений правительства.

Применительно к международной торговле, как главному объекту регулирования, правительства используют такие инструменты и способы воздействия, как таможенные тарифы, налоги, ограничительные условия, межгосударственные договоры и соглашения, мероприятия по стимулированию экспорта и импорта.

Из истории известны два основных направления внешнеэкономической политики правительства — протекционизм и фритредерство.

Политика протекционизма направлена на защиту собственной промышленности, сельского хозяйства от иностранной конкуренции на внутреннем рынке. Характерными для протекционизма являются высокие таможенные тарифы, ограничение импорта.

Фритредерство — это политика свободной торговли. Фритредерство предполагает отмену различного рода ограничений на пути импортных товаров, установление низких таможенных тарифов. В настоящее время часто наблюдается комбинация этих подходов.

Таможенный тариф-это систематизированный перечень пошлин, которыми правительство облагает некоторые товары, ввозимые в страну или вывозимые из нее. Таможенные тарифы дают представление о том, каким именно образом государство влияет на экспорт и импорт, способствуя или затрудняя ввоз и вывоз товаров.

Таможенные пошлины-это налоги, взимаемые государством за провоз через границу страны товаров, имущества, ценностей. По объекту взимания таможенные пошлины бывают экспортные, импортные и транзитные (за транзитный провоз товаров). По способу взимания они делятся за адвалорные (с цены товара), специфические (с веса, объема, количества товаров) и смешанные.

Пошлины увеличивают цену товара и тем самым снижают его конкурентоспособность на том рынке, куда поставляется товар. Если государство не желает, чтобы товар из другой страны конкурировал, вытесняя аналогичный собственный товар, оно устанавливает высокие пошлины на ввоз такого товара в страну, в этом случае пошлина носит характер защиты внутреннего рынка от импорта заграничных товаров.

Пошлины также могут вводиться с целью получения дохода. Фискальные пошлины, призванные пополнять доход государственного бюджета, как правило, невелики и устанавливаются в отношении изделии, которые не производятся в стране.

Количественные или так называемые нетарифные ограничения представляют собой устанавливаемые государством прямые административные нормы, определяющие количество и номенклатуру товаров, разрешенных к ввозу или вывозу. Наряду с видом и количеством иногда ограничивается круг стран, из которых эти товары могут быть ввезены. Подобно таможенным пошлинам, количественные ограничения снижают конкуренцию на внутреннем рынке со стороны иностранных товаров. Количественные ограничения могут использоваться также с целью устранения торговых дисбалансов с отдельными странами, применяются в качестве ответных мер на дискриминационные действия других стран. Государственные ограничения на экспорт вводятся чаще всего применительно к товарам, в которых остро нуждается сама страна.

Существует несколько видов количественных ограничений.

Контингентирование представляет собой ограничение экспорта и импорта товаров определенным количеством или суммой (контингентом) на установленный период времени.

Квотирование — это ограничение количества (квота) экспорта или импорта товаров определенного наименования.

При лицензировании государственные власти запретщают свободный ввоз или вывоз без наличия лицензии. Лицензия выдается на определенное количество товара и действует в течение периода, указанного в ней. Обычно лицензия на экспорт и импорт выдается предприятиям, фирмам правительственными или уполномоченными на то специальными государственными органами.

В современной практике внешнеэкономического регулирования количественные ограничения используются в незначительной степени. Страны, владеющие особой техникой и технологией, применяемой в военных целях, ограничивают или запрещают вывоз так называемых «стратегических» товаров в определенные страны, где они могут быть использованы в ущерб экспортеру. Так, страны, входящие в блок НАТО, создали в 1949 году специальный Координационный комитет консультативной группы Североатлантического блока (КОКОМ), разрабатывающий списки товаров, не подлежащих экспорту в другие страны.

23—24 ноября 1992 года в Париже состоялся форум сотрудничества КОКОМ. В нем приняли участие 42 страны, в том числе Россия. На заседании было предложено отменить эти списки применительно к государствам бывшего СССР и странам Восточной Европы, но с условием, что они предпримут решительные шаги в целях недопустимости утечки информации об этих новых технологиях в третьи страны.

Помимо количественных ограничений существуют другие средства нетарифного ограничения. К ним относятся таможенные и консульские формальности, внутренние налоги, акцизные сборы, определенные стандарты качества, нормы упаковки, маркировки и ряд аналогичных мер. Одной из форм торговых барьеров служат государственные переговоры с экспортером о «добровольном» ограничении им поставок в данную страну.

Компании, экспортирующие продукцию, фактически вынуждены учитывать такие просьбы и идти на добровольные ограничения, чтобы избежать применения к ним и их товарам жестких торговых ограничений со стороны государств-импортеров.

В связи с ростом заинтересованности компаний в проникновении на зарубежные рынки наблюдается активизация деятельности государства в области форсирования экспорта.

Современная комплексная система форсирования сбыта товаров на мировом рынке включает экономическое стимулирование экспорта, административные меры по воздействию на вывоз, а также использование средств морального поощрения экспортеров. Основную роль в этой системе играют экономические инструменты — кредитные и финансовые.

Кредитные средства в целях формирования экспорта используются в основном в двух формах: путем предоставления экспортных кредитов на более благоприятных условиях по сравнению с условиями, действующими на внутреннем или международном рынке, и страхования экспортных операций, преимущественно экспортных кредитов, что позволяет частным банкам предоставлять их также на более благоприятных условиях. , ,

Активная роль государства в предоставлении долгосрочных и среднесрочных кредитов объясняется тем, что коммерческие банки неохотно идут на финансирование, связанное с длительным вложением средств с большим риском.

Назначение государственного страхования экспорта заключается в том, чтобы максимально обезопасить и удешевить вывоз товаров, а следовательно, стимулировать внешнеэкокомическую деятельность компаний.

Важными финансовыми инструментами форсирования экспорта являются налоговые льготы и субсидии. Получаемая экспортерами помощь в такой форме существенно повышает конкурентоспособность товаров и стимулирует коммерческую, а иногда и производственную деятельность.

Продажа товаров на рынках других стран по более низким ценам, чем на внутреннем рынке, называется демпингом, при этом товары часто реализуются по цене ниже издержек производства. Прибегая к демпингу, экспортеры пытаются внедриться в рынок, увеличить объем продаж, вытеснить конкурентов. Для борьбы с демпингом во многих странах разработаны антидемпинговые законодательства. Нормы этого законодательства применяются в тех случаях, когда демпинг угрожает причинить ущерб торговле на внутреннем рынке. В этом случае страна-импортер имеет право облагать товар, помимо обычной пошлины, и антидемпинговой в размере разницы между внутренней его ценой в стране происхождения товара и экспортной.

Основными формами налоговых льгот для предприятий-экспортеров являются установление различного рода компенсаций, расширение круга товаров, на которые распространяется льготный режим налогообложения, отсрочка уплаты налогов. Компаниям, экспортирующим продукцию, государство разрешает создавать необлагаемые налогом денежные фонды.

Субсидирование экспорта осуществляется, в основном, в определенных секторах международной торговли. Оно используется в первую очередь для форсирования сбыта сельскохозяйственных товаров и промышленных товаров, требующих при изготовлении крупных финансовых ресурсов (суда, авиационная техника и др.).

Государство вносит существенный вклад в повышение конкурентоспособности компаний, проводя мероприятия по совершенствованию технологии производства, созданию рациональной структуры производственных мощностей (налоговые льготы, премии по капиталовложениям, долгосрочные кредиты,). Для снижения неблагоприятного влияния высоких издержек производства на уровень ц^к правительство использует субсидирование. В отличие от мероприятий по совершенствованию производства эффективность субсидирования ограничивается периодами его применения. В конечном счете, итд форма государственной поддержки оборачивается против пользующихся ею компаний. Фирмы-экспортеры заранее рассчитывают свои издержки с учетом предоставляемых им правительственных льгот. Уменьшение масштабов субсидирования приводит к снижению конкурентоспособности компаний. Компании становятся зависимыми от поддержки правительства и неспособными к ведению конкурентной борьбы без этой опоры, а невозможность получить в нужный момент субсидню становится равносильной банкротству. ,

Из других мер государственного регулирования довольно десйствелными оказываются льготное кредитование и государственное страхование экспорта. На основе расширение государственной системы страхования экспорта лежит политическая -экономическая неустойчивость. Эта система гарантирует в какой-то мере компаниях от рисков, связанных с неплатежеспособностью покупателей, инфляционным ростом цен и др. По силе воздействия конкурентоспособность компаний в долгосрочном плане приоритет принадлежит государственным мероприятиям, целенаправленным на совершенствование технологии производства, а не на понижение цен за счет субсидий.

Желая способствовать экспорту, государственные органы оказывают экспортерам помощь в выявлении перспективных рынков, предоставлении различной информации, организации торговых выставок и ярмарок в других странах.

Литература:

1. Азербайджано-российские торгово-экономические отношения: тенденции и перспективы их развития /Материалы первого азербайджано-российского экономического форума-Баку-2004

2. Азербайджан в переходный период: годы социально-экономического развития и строительства правового государства /материалы научно-практической конференции-Баку 2003

3. Серова Е. В. Аграрная экономика / М. , 1999-480 стр.

4. В.К. Ломакин, «Мировая Экономика», М., 2000

5. Алийев А. «Таможенное дело и развитие мировой экономики», Баку-2003

Законодательное регулирование внешнеэкономической деятельности основывается на Конституции Российской Федерации и осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 декабря 2003 года № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации.

К полномочиям федеральных органов государственной власти в области внешнеторговой деятельности относится: формирование концепции и стратегии развития внешнеторговых связей, защита экономического суверенитета и экономических интересов Российской Федерации и российских лиц. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют таможенно-тарифное и нетарифное регулирование, определяют порядка ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации драгоценных металлов и драгоценных камней. Заключение международных договоров Российской Федерации в области внешнеэкономических связей также находится в компетенции федеральных органов.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности относится: проведение переговоров и заключение соглашений об осуществлении внешнеэкономических связей с субъектами иностранных федеративных государств, административно-территориальными образованиями иностранных государств, а также, с согласия Правительства Российской Федерации, с органами государственной власти иностранных государств.

Государственное регулирование внешнеторговой деятельности осуществляется посредством:

1) таможенно-тарифного регулирования;
2) нетарифного регулирования;
3) запретов и ограничений внешней торговли услугами и интеллектуальной собственностью;
4) мер экономического и административного характера, способствующих развитию внешнеторговой деятельности.

В целях регулирования внешней торговли товарами, в том числе для защиты внутреннего рынка Российской Федерации и стимулирования прогрессивных структурных изменений в экономике, в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины.

В целях защиты прав и интересов потребителей, противодействия недобросовестной практике искажения сведений об импортируемых в Российскую Федерацию товарах, в том числе занижения их стоимости, Правительство Российской Федерации вправе вводить предотгрузочную инспекцию, включая выдачу сертификата о прохождении предотгрузочной инспекции, в отношении отдельных товаров, импортируемых в Российскую Федерацию. Предотгрузочная инспекция вводится в отношении отдельных товаров на срок, не превышающий трех лет. Правительство Российской Федерации при решении вопроса о целесообразности продления срока осуществления предотгрузочной инспекции в отношении отдельных товаров обобщает и анализирует практику и результаты применения данной меры.

Внешняя торговля товарами, услугами и интеллектуальной собственностью с использованием внешнеторговых бартерных сделок может осуществляться только при условии, что такими сделками предусмотрен обмен равноценными по стоимости товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью, а также обязанность соответствующей стороны оплатить разницу в их стоимости в случае, если такой сделкой предусматривается обмен неравноценными товарами, услугами, работами, интеллектуальной собственностью.

Внешнеэкономические интересы Российской Федерации в иностранных государствах обеспечиваются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, а также созданными на основании международных договоров Российской Федерации торговыми представительствами Российской Федерации.

Инструменты защиты рынка

Портал внешнеэкономической информации Министерства экономического развития Российской Федерации В рамках развития внешнеэкономической деятельности и экспорта в Камчатском крае: 1. Реализуются региональные проекты «Системные меры развития кооперации и экспорта» и «Экспорт услуг» в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». 2. Реализуются мероприятия подпрограммы 3 «Развитие промышленности, внешнеэкономической деятельности, конкуренции»

государственной программы Камчатского края«Развитие экономики и внешнеэкономической деятельности Камчатского края». 3. Работает Совет по внешнеэкономической деятельности при Губернаторе Камчаткого края (заседания проводятся ежеквартально). 4. Создан Центр поддержки экспорта, деятельность которого направлена на содействие выходу субъектов малого и среднего предпринимательства Камчатского края на международный рынок товаров и услуг. 5. Экспортерам Камчатского края предоставляются услуги на безвозмездной основе и на условиях софинансирования. 6. Осуществляется взаимодействие с торговыми представительствами Российской Федерации в зарубежных странах и представительствами зарубежных стран в Российской Федерации по вопросам развития торгово-экономического сотрудничества. 7. Организуется участие представителей бизнес-сообщества Камчатского края вмеждународных выставочно-ярмарочных мероприятиях. 8. Работает Школа экспорта АО «Российского экспортного центра» на базе Центра поддержки экспорта Камчатского края. 9. Ежегодно проводится конкурс «Экспортер года». 10. Проводится работа по разработке и заключению соглашений между Правительством Камчатского края с исполнительными органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, а также с органами государственной власти иностранных государств (реестр действующих соглашений). Данная работа регламентируетсяПостановлениемПравительства Камчаткого края от 27.08.2012 № 390-П. Вопросы внешнеэкономической деятельности в Камчатском крае отнесены к ведению отдела внешнеэкономической деятельности Министерства инвестиций и предпринимательства Камчатского края.
Контактное лицо: Товмач Наталья Николаевна

Секция «»Экономика и бизнес»

УКД 339.56

ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ

Н. В. Соколова Научный руководитель — М. Л. Елисеева

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева

Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

Е-mail: natashasokolova312@gmail.com

В ходе данного исследования рассматриваются инструменты государственного регулирования внешнеэкономической деятельности. Автор разделил инструменты на три направления, а также определил основные недостатки и возможные пути решения существующих способов управления ВЭД.

Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экономические инструменты, таможенная пошлина, таможенный тариф, нетарифное регулирование.

STATE REGULATION TOOLS OF FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY

OF THE ENTERPRISES

N. V. Sokolova Scientific supervisor — M. L. Eliseeva

Keywords: foreign economic activity, economic tools, customs duties, duty rate, non-tariff regulation

Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) является одним из важных факторов устойчивого развития национального хозяйства стран мира. В современных условиях только используя преимущества совокупного международного научно-технического потенциала, преимуществ международного разделения труда, страны мирового сообщества могут решать хозяйственные задачи, обеспечивающие экономический рост.

Управление внешнеэкономической деятельностью любого современного государства является в определенном смысле составной частью всемирного хозяйства и международных экономических отношений .

В данном исследовании представлены средства государственного регулирования ВЭД, которые можно объединить в три направления . Первое — это меры общего характера, направленные на укрепление национальной экономики и ее позиций в системе мирового хозяйства, ведущие, в конечном счете, к повышению конкурентоспособности промышленности страны и ее продукции. Это меры антимонопольной политики, пресечение недобросовестной конкуренции, разработка и реализация государственных экономических программ, стимулирование научно-технического развития, создание необходимой нормативной базы и институциональной структуры. Меры такого рода создают общеэкономический базис ВЭД. Второе направление — прямое содействие компаниям-изготовителям в осуществлении ими ВЭД. Меры, принимаемые государственными органами по стимулированию экспорта и его национальных производителей, носят самый разнообразный характер. В их число входят прямое и косвенное субсидирование экспортеров, кредитование и страхование экспорта, предоставление налоговых льгот экспортерам отдельных видов продукции, содействие в организации необходимой для экспорта инфраструктуры, обеспечение экспортеров необходимой информацией, созда-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики — 2015. Том 2

ние максимально благоприятных условий для национальных производителей на внешних рынках, и др. Третье и самое масштабное направление — это специальные инструменты и механизмы, стимулирующие или сдерживающие соответствующие виды ВЭД. Он включает несколько основных элементов: таможенно-тарифное регулирование, нетарифное регулирование (квоты и лицензирование), конвертируемость валюты и политику обменного курса.

Таможенно-тарифное регулирование — главный инструмент внешнеторговой политики, призванный защитить отдельные отрасли от иностранной конкуренции и нейтрализовать преимущества иностранных фирм. Основной инструмент таможенно-тарифного регулирования — таможенные пошлины. Таможенная пошлина — это обязательный взнос, взимаемый таможенными органами при ввозе (вывозе) товара через границы государства. Таможенный тариф — это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через таможенную границу. Для того чтобы различия в национальных системах регулирования не затрудняли международную торговлю, страны мира постепенно унифицируют свои системы на общих принципах. Для этого создан Совет таможенного сотрудничества (Всемирная таможенная организация).

Нетарифное регулирование представляет собой применение установленных законодательно ограничительных мер, которые препятствуют проникновению импортных товаров на внутренний рынок страны с целью защиты интересов отечественного производителя и потребителя . Группой ученых-экономистов, в составе И. В. Багровой, Н. И. Рединой предложено разделять нетарифные мероприятия на 3 категории: мероприятия непосредственного ограничения, направленные на защиту интересов национальной экономики (лицензирование и квотирование); мероприятия, связанные с выполнением таможенных или административных формальностей (импортные налоги и депозиты, сертификация); валютные ограничения и валютный контроль. Следует отметить, что использование тех или других инструментов управления ВЭД предприятий на уровне государства, прежде всего, зависит от конкретной экономической ситуации, направлений и цели внешнеэкономической политики. Государственное регулирование внешнеторговой деятельности в России осуществляется в соответствии со следующими принципами: единство внешней и общей экономической политики; единство системы государственного регулирования и контроля за его реализацией; перенос центра тяжести регулирования с административных на экономические методы; четкое разграничение прав и ответственности Федерации и ее субъектов; обеспечение равенства всех участников ВЭД.

Необходимо отметить, что рассмотренные методы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности имеют свои недостатки. Рассмотрим некоторые из них на пример плюсов и минусов. Благодаря ограничительным мерам валютной политики происходит защита доходов населения и товарной массы внутри страны. Валютный контроль позволяет защитить экономику от возможных серьезных последствий значительного притока капитала, в частности криминализации экономики и ликвидации национальной промышленности путем скупки предприятий иностранцами.

Однако меры валютного контроля не являются справедливыми и приводят к созданию неравных условий для разных компаний и секторов экономики. Надзором невозможно охватить всю экономику, очевидно, что малый и большой бизнес, экспортеры и импортеры сферы товаров и услуг, страховщики, фондовый рынок, резиденты и нерезиденты находятся в разных условиях. Кроме того, валютный контроль требует значительных затрат со стороны как предприятий, так и государства. Это влечет к уменьшению объемов торговли с зарубежными странами и, как следствие, может вызвать ответные действия других стран .

Квотирование во внешнеторговой деятельности имеет плюсы: экономический выигрыш для производителей и занятых в защищенных отраслях весьма существенен, что выражается в росте рентабельности. Вместе с тем издержки таких ограничений перекладываются на потребителя, т. к. отечественные товары оказываются дороже, чем в условиях свободной торговли и диапазон потребительского выбора сокращается. Таможенно-тарифное регулирование, с одной стороны, выполняет функцию пополнения государственного бюджета, направлено на защиту национальных производителей от нежелательной иностранной конкуренции, а также, на предотвращение нежелательного экспорта товаров, внутренние цены которых, значительно ниже мировых. Однако не всегда таможенно-тарифное регулирование положительно влияет на деятельность предприятия. К примеру, в сентябре 2014 года Министерство экономического развития РФ подготовило проект Постановления Правительства РФ «О внесении изменений в ставки вывозных таможенных пошлин на товары, вывозимые из Российской Федерации за пределы государств-участников соглашений о Таможенном союзе». Данное постановление принято в отношении химических соединений и технических изделий из драгоценных металлов (код ТН ВЭД 2843/7115 90 900 0 — соединения ДМ и тех изделия) и предусматривает уста-

Секция «Экономика и бизнес»

новление ставок вывозных таможенных пошлин в размере 6,5 % от таможенной стоимости товара. Действующая ставка по данным кодам ТН ВЭД ТС составляет 0 %. Соответственно, оплата пошлины в указанном размере будет способствовать тенденции отрицательной доходности крупных компаний, работающих в этой отрасли.

В связи с этим появляется необходимость усовершенствования существующих инструментов государственного управления ВЭД. Необходимо направить структуру экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции; построить более доверительные отношения с иностранными экономическими субъектами, сформировать образ России как привлекательного для инвестиций и сотрудничества государства и создать для этого необходимые условия. Важно повысить конкурентоспособность отечественных товаров, причем желательно это сделать на основе повышения эффективности, а не за счет создания низких цен на товары и на рабочую силу вследствие девальвации рубля. Соответствующее усовершенствование инструментов управления ВЭД необходимо и потому, что это положительным образом отразится на общем внешнеэкономическом положении РФ.

Библиографические ссылки

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *