Водные транспортные средства

Из существующих основных видов городского пассажирского транспор­та (метро, трамвай, троллейбус, ав­тобус) автобус является наиболее распространенным, а во многих го­родах и единственным видом транс­порта.

Большое значение для высокого качества обслуживания пассажиров общественным городским транспор­том имеет взаимодействие всех его видов, обеспечиваемое соответ­ствующей деятельностью диспетчер­ских служб отдельных видов го­родского транспорта или единой службой пассажирского транспор­та. Совокупность маршрутов раз­личных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной сетью города. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.

Маршрутом называется установ­ленный и соответствующим образом оборудованный путь следования ав­тобусов между начальным и конеч­ным пунктами.

Автобусные перевозки характери­зуются хорошей маневренностью подвижного состава, возможностью быстрого введения новых линий и изменения действующих маршрутов, оперативностью в организации мас­совых и единичных перевозок.

Автобусные городские перевозки организуют на определенных марш­рутах, обусловливаемых размером и направлением пассажиропотоков.

Пассажиропоток — это чис­ло перевезенных пассажиров за час работы с учетом коэффициента смен­ности пассажиров за рейс. Коэф­фициент сменности — это со­отношение длины рейса и среднего расстояния поездки пассажира.

Начало и конец маршрута опре­деляют по резким изменениям пас­сажиропотоков. Маршруты разби­вают на перегоны в зависимости от расположения пассажироотправляющих и пассажиропринимающих пунк­тов.

Перегоном называется рассто­яние между двумя смежными оста­новочными пунктами. Длина пере­гона зависит от расположения марш­рута на территории города и ко­леблется в пределах 300—700 м.

Остановочные пункты ав­тобусов бывают постоянные, времен­ные и по требованию пассажиров. Постоянные остановочные пункты устраивают в пунктах образования постоянного пассажирообмена со значительным числом принимаемых и высаживаемых в течение дня пассажиров, временные остановочные пункты — в местах, где пассажирообмен возникает или в определенные часы суток (у стадионов, театров), или в определенное время года (се­зонные). Остановочные пункты по требованию пассажиров делают в местах с малым, но периодически возникающим пассажирообменом. Конечные остановочные пункты (станции) устраивают на конечном пункте маршрута, где происходит смена автобусных бригад и конт­роль за работой автобусов.

На каждом маршруте в зависимо­сти от выбора числа остановок мо­гут быть организованы различные виды сообщений : обыч­ное сообщение (автобусы оста­навливаются на всех остановочных пунктах); скоростное (автобусы останавливаются на некоторых уз­ловых остановочных пунктах); экс­прессное (автобусы перевозят пассажиров между начальным и ко­нечным пунктами без промежуточ­ных остановок); полуэкспрессное (автобусы перевозят пассажиров между группой близкорасположен­ных остановочных пунктов посадки и одним или группой удаленных от них остановочных пунктов посадки без промежуточных остановок); уко­роченное (автобусы работают в обычном режиме движения, но лишь на части маршрута); обычное сооб­щение с рядом остановок по требо­ванию.

Организация экспрессных и ско­ростных маршрутов дает возмож­ность повысить скорость сообще­ния на 20—30 % и обеспечить эко­номию топлива на 10—12 % на каж­дый пассажирокилометр.

2.3 Рейс автобуса, перегон для автобусных сообщений, автобусное расписание.

Работа автобуса на линии скла­дывается из следующих элементов:

рейса автобуса — пути, прой­денного автобусом от начального до конечного пункта маршрута и, сле­довательно, протяженности марш­рута времени рейса — полного времени прохождения автобусом маршрута. Время рейса складыва­ется из времени движения и времени простоя на остановках;

оборота автобуса — пути, проходимого автобусом от началь­ного пункта маршрута до возвра­щения в этот же пункт;

частоты движения авто­бусов — числа автобусов, прохо­дящих в течение 1 ч через какой-либо пункт маршрута;

интервала движения ав­тобусов — промежутка времени

между проездом какого-либо места маршрута двумя следующими друг за другом автобусами.

Интервал и частота движения имеют обратную взаимосвязь. Мини­мальная частота движения автобу­сов на городских маршрутах 5—6 автобусов/ч и на пригородных – 2 — 3 автобуса/ч. Весьма важным является правильный выбор частоты (или интервала) движения.

Тип автобуса по вместимости вы­бирают в зависимости от размеров пассажиропотоков.

Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5 чел/м2 площади салона, не занятой си­деньями, а в часы «пик» — до 8 чел/м2.

Число автобусов рассчитывают в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, интервала движения (удобства пассажиров), стоимости перевозок.

Регулярность движения автобу­сов обеспечивается своевременным и правильным составлением распи­сания и неуклонным его выполне­нием. Расписания движения состав­ляют на каждый маршрут, автобус и конечную станцию и называются они маршрутное, автобусное и стан­ционное.

Маршрутными расписа­ниями предусматриваются время начала и конца движения на мар­шруте и частота движения в раз­личные часы суток. Эти расписания составляют на каждый сезон и от­дельно на рабочие и нерабочие дни.

Автобусные расписания составляют на основе маршрутных расписаний. В них указывают время начала и конца работы, число рейсов в смену, время начала и конца каж­дого рейса и режим движения (по перегонам). Номер автобусного рас­писания соответствует очередности выезда из парка. Расписание выда­ется водителю с путевым листом. Нарушение расписания движения приводит наряду с нарушением ре­гулярности движения к нарушению загрузки автобуса, т. е. снижению удобств проезда пассажиров, нару­шению распределения выручки (при наличии касс) по автобусам на маршруте и снижению условий безопасности движения из-за пере­грузки автобуса.

В станционные расписа­ния входят время прибытия и от­правления всех автобусов, прикреп­ленных к конечной станции.

Автобусы и маршрутные такси го­родских, пригородных и междугород­ных сообщений должны иметь ло­бовой и боковой трафареты. На ло­бовом трафарете указывают номер маршрута и наименование началь­ного и конечного пунктов, на боко­вом — номер маршрута, основные улицы (дороги), по которым про­ходит маршрут. Внутри автобуса и маршрутного такси должны быть вывешены таблицы стоимости проезда, схемы маршрутов, правила пере­возки пассажиров, гаражный номер автобуса, фамилии водителя и кон­дуктора.

Расписание движения автобусов и маршрутных такси, правила поль­зования ими и таблицы стоимости проезда должны быть вывешены на всех автобусных станциях.

2.4 Составление графика выпуска автомобилей-такси на линию.

Одним из прогрессивных видов обслуживания населения яв­ляется использование для перево­зок маршрутных такси. Здесь пасса­жиров перевозят как на постоянных, так и на оперативно сформирован­ных по заказам пассажиров мар­шрутах. При работе маршрутных такси на постоянных маршрутах в большинстве случаев определяют две конечные остановки. Посадка и вы­садка пассажиров в пути следова­ния выполняются по требованию или на установленных пунктах мар­шрута. При устойчиво сложившихся пассажиропотоках работа маршрут­ных такси осуществляется по рас­писанию. Движение маршрутных такси без расписания по мере на­копления пассажиров на конечном пункте корректируется диспетчером с допустимым интервалом не более 10 мин. Диспетчерское управление работой маршрутных такси в этом случае аналогично принятому на автобусном транспорте.

Городское диспетчерское руковод­ство работой автомобилей-такси (по­ мимо маршрутных) получает сведе­ния о выпуске автомобилей всеми парками на линию и число их на линии по часам суток. Кроме того, оно получает данные о повреждени­ях автомобилей-такси на линии, сведения о работе бюро заказов, что позволяет оперативно улучшать ра­боту такси города. Для выполнения предварительно принятых заказов от населения и переключения сво­бодных автомобилей-такси в необ­ходимые участки города часть ав­томобилей-такси радиофицируют. Все автомобили-такси, оборудован­ные радиосвязью, подчиняются центральной радиостанции — диспетчер­ской , имеющей свою частоту радио­волн и позывные.

Различают два вида водного транспорта: морской, путями передвижения которого являются океаны, моря, заливы, морские каналы и устья крупных рек, и речной (внутренние водные пути), путями передвижения которого служат реки, озера и водохранилища. Морской транспорт широко применяется для внешнеторговых и внутренних (каботажных) перевозок как между портами одного моря, так и между портами разных морей. Речной транспорт перевозит пассажиров и грузы преимущественно по внутренним водным путям сообщения. Основными производственными средствами водного транспорта являются: путь – водоток или водоем в естественном или искусственном состоянии, приспособленный для судоходства; флот (суда) для перемещения грузов, пассажиров и технического обслуживания водных путей; пристани и порты с соответствующими устройствами для выполнения грузовых и пассажирских операций и технического обслуживания флота и водных путей. судоремонтные заводы, находящиеся, как правило, вблизи крупных морских портов и осуществляющие случайный, периодический и капитальный ремонты, а также реконструкцию судов. Важными элементами судоремонтных заводов являются сухие и плавучие доки, которые во многом определяют технические возможности заводов; средства связи, предназначенные для управления всеми производственными подразделениями водного транспорта и перевозочным процессом.

Достоинства и недостатки водного транспорта. Сфера применения.

П р е и м у щ е с т в а речного транспорта:

1. Высокая провозная способность, особенно на глубоководных реках.

2. Низкая себестоимость перевозок.

3. Меньше удельные капитальные затраты и расход металла.

Н е д о с т а т к и: сезонность перевозок, несовпадение направления рек с основными грузопотоками, низкая скорость доставки грузов, расстояния перевозки больше, чем остальными видами транспорта. Поэтому речной транспорт используется для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния (лес, песок, щебень, удобрения и т. д.).

Флот, классификация судов.

По роду перевозимых грузов все суда подразделяются на сухогрузные и наливные; по назначению – транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые, буксирные), промысловые (рыболовные и др.), технические (дноуглубительные снаряды, краны, перегружатели, плавучие доки), административные и специального назначения (ледоколы, пожарные суда, плавучие маяки и пристани); по району плавания – речные, канальные, озерные, рейдовые, морские и океанские; по материалу корпуса – стальные, деревянные, композитные (сталь и дерево), железобетонные (плавучие краны, доки), пластмассовые; по способу перемещения – самоходные и несамоходные; от рода двигателя (самоходные суда) – пароходы, теплоходы, электроходы (турбо или дизель), атомоходы; Совокупность буксирного судна и буксируемых им несамоходных судов называется речным составом. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные суда (танкеры, балкеры, контейнеровозы, ролкеры (Ро-Ро), лихтеры, газовозы и другие. Балкеры – суда для перевозки навалочных грузов (углевозы, рудовозы и т.д.) Ролкеры – суда с бескрановой или горизонтальной системой погрузки-выгрузки. Лихтеры – несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде судов с глубокой осадкой, которые не могут войти в порт. Морские суда в зависимости от районов плавания подразделяются на суда неограниченного (океанского), ограниченного (в районе одного моря), прибрежного, местного и рейдового (для местных перевозок и обслуживания рейдов) и ледового плавания (самостоятельно или за ледоколом).

Физическое перемещение товаров через границу может осуществляться при помощи одного или нескольких видов транспорта.
К различным видам транспорта (воздушный, морской, автомобильный, железнодорожный, внутренний водный) применяются разные информационные требования, бизнес-процессы также отличаются. Отчасти это происходит потому, что разные виды транспорта отличаются друг от друга в плане инфраструктуры, возможности транспортировать больший или меньший объем грузов, но также и потому, что для каждого отдельно взятого вида транспорта существует отдельный международный, национальный или даже местный режим.

Каждый вид транспорта имеет свои собственные отличительные черты в плане условий транспортировки, эффективности и правовых рамок. При перевозках на дальние расстояния (морскими суднами, поездами дальнего следования, межконтинентальные воздушные перевозки) доставка груза в порт, железнодорожный терминал или аэропорт, а также из них, обычно осуществляется каким-либо другим видом транспорта, зачастую, автодорожным. Такого рода интермодальные и мультимодальные перевозки могут вызывать трудности и порождать проблемы, связанные с упрощением процедур торговли, примером может служить необходимость в транспортных накладных при использовании другого вида транспорта.

Перевозки воздушным и морским транспортом обычно подразумевают и перевозки иными видами транспорта, необходимыми для доставки груза в морской порт или аэропорт (автомобильный, железнодорожный или внутренний водный транспорт). Мультимодальные перевозки – это вид перевозок, который предполагает использование нескольких видов транспорта и мультимодального оборудования для перевозки грузов, в частности при перемещении груза с автотранспорта в железнодорожный транспорт или обратно, такое оборудование можно переместить из грузового автотранспорта в товарный вагон.

Так как документальные требования рознятся от одного вида транспорта к другому, при перевозках с использованием нескольких видов транспорта могут возникать дополнительные изменения в документации. Иногда транспортные документы, необходимые для одного вида транспорта, можно (или нельзя) использовать и при перевозке другим видом транспорта, примером может служить «летающий грузовой автомобиль», когда используются авиагрузовые накладные.

Транспортировка грузов посредством разных видов транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки) регулируется международными транспортными конвенциями. Они определяют нормативно-правовую базу для работы транспорта и ответственность сторон, принимающих участие в грузовых перевозках. Для каждого вида транспорта имеется, по крайней мере, одна международная транспортная организация работающая во благо этих сторон:

  • Морской транспорт: ИМО, Международная палата судоходства (МПС)
  • Воздушный транспорт: ИАТА, ИКАО
  • Автомобильный транспорт: МСАТ
  • Железнодорожный транспорт: МСЖД
  • Внутренний водный транспорт: ERI в Европе

Разные виды транспорта конкурируют друг с другом, но государство отдает преференции определенным видам транспорта, например, с государственной точки зрения более предпочтительны короткие морские или железнодорожные перевозки, а не использование перегруженных транспортом автодорог. Однако существуют правила «каботажа», которые препятствуют свободным морским или железнодорожным перевозкам.

Основные проблемные моменты, связанные с упрощением процедур торговли: справедливая рыночная конъюнктура, свободный доступ к инфраструктуре, доступность специфического для каждого вида транспорта оборудования, использование электронного документооборота и гармонизация документарных требований разных видов транспорта.

Способствовать упрощению процедур торговли может реализация рекомендаций, содержащихся в Международных конвенциях и договорах ЕЭК ООН по отдельным видам транспорта и по мультимодальным перевозкам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *