Из существующих основных видов городского пассажирского транспорта (метро, трамвай, троллейбус, автобус) автобус является наиболее распространенным, а во многих городах и единственным видом транспорта.
Большое значение для высокого качества обслуживания пассажиров общественным городским транспортом имеет взаимодействие всех его видов, обеспечиваемое соответствующей деятельностью диспетчерских служб отдельных видов городского транспорта или единой службой пассажирского транспорта. Совокупность маршрутов различных видов транспорта, нанесенных на плане города, называется транспортной сетью города. Соответственно автобусная сеть складывается из автобусных маршрутов.
Маршрутом называется установленный и соответствующим образом оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами.
Автобусные перевозки характеризуются хорошей маневренностью подвижного состава, возможностью быстрого введения новых линий и изменения действующих маршрутов, оперативностью в организации массовых и единичных перевозок.
Автобусные городские перевозки организуют на определенных маршрутах, обусловливаемых размером и направлением пассажиропотоков.
Пассажиропоток — это число перевезенных пассажиров за час работы с учетом коэффициента сменности пассажиров за рейс. Коэффициент сменности — это соотношение длины рейса и среднего расстояния поездки пассажира.
Начало и конец маршрута определяют по резким изменениям пассажиропотоков. Маршруты разбивают на перегоны в зависимости от расположения пассажироотправляющих и пассажиропринимающих пунктов.
Перегоном называется расстояние между двумя смежными остановочными пунктами. Длина перегона зависит от расположения маршрута на территории города и колеблется в пределах 300—700 м.
Остановочные пункты автобусов бывают постоянные, временные и по требованию пассажиров. Постоянные остановочные пункты устраивают в пунктах образования постоянного пассажирообмена со значительным числом принимаемых и высаживаемых в течение дня пассажиров, временные остановочные пункты — в местах, где пассажирообмен возникает или в определенные часы суток (у стадионов, театров), или в определенное время года (сезонные). Остановочные пункты по требованию пассажиров делают в местах с малым, но периодически возникающим пассажирообменом. Конечные остановочные пункты (станции) устраивают на конечном пункте маршрута, где происходит смена автобусных бригад и контроль за работой автобусов.
На каждом маршруте в зависимости от выбора числа остановок могут быть организованы различные виды сообщений : обычное сообщение (автобусы останавливаются на всех остановочных пунктах); скоростное (автобусы останавливаются на некоторых узловых остановочных пунктах); экспрессное (автобусы перевозят пассажиров между начальным и конечным пунктами без промежуточных остановок); полуэкспрессное (автобусы перевозят пассажиров между группой близкорасположенных остановочных пунктов посадки и одним или группой удаленных от них остановочных пунктов посадки без промежуточных остановок); укороченное (автобусы работают в обычном режиме движения, но лишь на части маршрута); обычное сообщение с рядом остановок по требованию.
Организация экспрессных и скоростных маршрутов дает возможность повысить скорость сообщения на 20—30 % и обеспечить экономию топлива на 10—12 % на каждый пассажирокилометр.
2.3 Рейс автобуса, перегон для автобусных сообщений, автобусное расписание.
Работа автобуса на линии складывается из следующих элементов:
рейса автобуса — пути, пройденного автобусом от начального до конечного пункта маршрута и, следовательно, протяженности маршрута времени рейса — полного времени прохождения автобусом маршрута. Время рейса складывается из времени движения и времени простоя на остановках;
оборота автобуса — пути, проходимого автобусом от начального пункта маршрута до возвращения в этот же пункт;
частоты движения автобусов — числа автобусов, проходящих в течение 1 ч через какой-либо пункт маршрута;
интервала движения автобусов — промежутка времени
между проездом какого-либо места маршрута двумя следующими друг за другом автобусами.
Интервал и частота движения имеют обратную взаимосвязь. Минимальная частота движения автобусов на городских маршрутах 5—6 автобусов/ч и на пригородных – 2 — 3 автобуса/ч. Весьма важным является правильный выбор частоты (или интервала) движения.
Тип автобуса по вместимости выбирают в зависимости от размеров пассажиропотоков.
Допустимой нормой наполнения автобуса считается не более 5 чел/м2 площади салона, не занятой сиденьями, а в часы «пик» — до 8 чел/м2.
Число автобусов рассчитывают в зависимости от пассажиропотоков, вместимости автобусов, интервала движения (удобства пассажиров), стоимости перевозок.
Регулярность движения автобусов обеспечивается своевременным и правильным составлением расписания и неуклонным его выполнением. Расписания движения составляют на каждый маршрут, автобус и конечную станцию и называются они маршрутное, автобусное и станционное.
Маршрутными расписаниями предусматриваются время начала и конца движения на маршруте и частота движения в различные часы суток. Эти расписания составляют на каждый сезон и отдельно на рабочие и нерабочие дни.
Автобусные расписания составляют на основе маршрутных расписаний. В них указывают время начала и конца работы, число рейсов в смену, время начала и конца каждого рейса и режим движения (по перегонам). Номер автобусного расписания соответствует очередности выезда из парка. Расписание выдается водителю с путевым листом. Нарушение расписания движения приводит наряду с нарушением регулярности движения к нарушению загрузки автобуса, т. е. снижению удобств проезда пассажиров, нарушению распределения выручки (при наличии касс) по автобусам на маршруте и снижению условий безопасности движения из-за перегрузки автобуса.
В станционные расписания входят время прибытия и отправления всех автобусов, прикрепленных к конечной станции.
Автобусы и маршрутные такси городских, пригородных и междугородных сообщений должны иметь лобовой и боковой трафареты. На лобовом трафарете указывают номер маршрута и наименование начального и конечного пунктов, на боковом — номер маршрута, основные улицы (дороги), по которым проходит маршрут. Внутри автобуса и маршрутного такси должны быть вывешены таблицы стоимости проезда, схемы маршрутов, правила перевозки пассажиров, гаражный номер автобуса, фамилии водителя и кондуктора.
Расписание движения автобусов и маршрутных такси, правила пользования ими и таблицы стоимости проезда должны быть вывешены на всех автобусных станциях.
2.4 Составление графика выпуска автомобилей-такси на линию.
Одним из прогрессивных видов обслуживания населения является использование для перевозок маршрутных такси. Здесь пассажиров перевозят как на постоянных, так и на оперативно сформированных по заказам пассажиров маршрутах. При работе маршрутных такси на постоянных маршрутах в большинстве случаев определяют две конечные остановки. Посадка и высадка пассажиров в пути следования выполняются по требованию или на установленных пунктах маршрута. При устойчиво сложившихся пассажиропотоках работа маршрутных такси осуществляется по расписанию. Движение маршрутных такси без расписания по мере накопления пассажиров на конечном пункте корректируется диспетчером с допустимым интервалом не более 10 мин. Диспетчерское управление работой маршрутных такси в этом случае аналогично принятому на автобусном транспорте.
Городское диспетчерское руководство работой автомобилей-такси (по мимо маршрутных) получает сведения о выпуске автомобилей всеми парками на линию и число их на линии по часам суток. Кроме того, оно получает данные о повреждениях автомобилей-такси на линии, сведения о работе бюро заказов, что позволяет оперативно улучшать работу такси города. Для выполнения предварительно принятых заказов от населения и переключения свободных автомобилей-такси в необходимые участки города часть автомобилей-такси радиофицируют. Все автомобили-такси, оборудованные радиосвязью, подчиняются центральной радиостанции — диспетчерской , имеющей свою частоту радиоволн и позывные.
Различают два вида водного транспорта: морской, путями передвижения которого являются океаны, моря, заливы, морские каналы и устья крупных рек, и речной (внутренние водные пути), путями передвижения которого служат реки, озера и водохранилища. Морской транспорт широко применяется для внешнеторговых и внутренних (каботажных) перевозок как между портами одного моря, так и между портами разных морей. Речной транспорт перевозит пассажиров и грузы преимущественно по внутренним водным путям сообщения. Основными производственными средствами водного транспорта являются: путь – водоток или водоем в естественном или искусственном состоянии, приспособленный для судоходства; флот (суда) для перемещения грузов, пассажиров и технического обслуживания водных путей; пристани и порты с соответствующими устройствами для выполнения грузовых и пассажирских операций и технического обслуживания флота и водных путей. судоремонтные заводы, находящиеся, как правило, вблизи крупных морских портов и осуществляющие случайный, периодический и капитальный ремонты, а также реконструкцию судов. Важными элементами судоремонтных заводов являются сухие и плавучие доки, которые во многом определяют технические возможности заводов; средства связи, предназначенные для управления всеми производственными подразделениями водного транспорта и перевозочным процессом.
Достоинства и недостатки водного транспорта. Сфера применения.
П р е и м у щ е с т в а речного транспорта:
1. Высокая провозная способность, особенно на глубоководных реках.
2. Низкая себестоимость перевозок.
3. Меньше удельные капитальные затраты и расход металла.
Н е д о с т а т к и: сезонность перевозок, несовпадение направления рек с основными грузопотоками, низкая скорость доставки грузов, расстояния перевозки больше, чем остальными видами транспорта. Поэтому речной транспорт используется для перевозки массовых грузов на средние и дальние расстояния (лес, песок, щебень, удобрения и т. д.).
Флот, классификация судов.
По роду перевозимых грузов все суда подразделяются на сухогрузные и наливные; по назначению – транспортные (пассажирские, грузопассажирские, грузовые, буксирные), промысловые (рыболовные и др.), технические (дноуглубительные снаряды, краны, перегружатели, плавучие доки), административные и специального назначения (ледоколы, пожарные суда, плавучие маяки и пристани); по району плавания – речные, канальные, озерные, рейдовые, морские и океанские; по материалу корпуса – стальные, деревянные, композитные (сталь и дерево), железобетонные (плавучие краны, доки), пластмассовые; по способу перемещения – самоходные и несамоходные; от рода двигателя (самоходные суда) – пароходы, теплоходы, электроходы (турбо или дизель), атомоходы; Совокупность буксирного судна и буксируемых им несамоходных судов называется речным составом. В составе морского флота наряду с универсальными значительную долю составляют специализированные суда (танкеры, балкеры, контейнеровозы, ролкеры (Ро-Ро), лихтеры, газовозы и другие. Балкеры – суда для перевозки навалочных грузов (углевозы, рудовозы и т.д.) Ролкеры – суда с бескрановой или горизонтальной системой погрузки-выгрузки. Лихтеры – несамоходное морское судно для перевозки грузов, а также для беспричальных грузовых операций при погрузке или разгрузке на рейде судов с глубокой осадкой, которые не могут войти в порт. Морские суда в зависимости от районов плавания подразделяются на суда неограниченного (океанского), ограниченного (в районе одного моря), прибрежного, местного и рейдового (для местных перевозок и обслуживания рейдов) и ледового плавания (самостоятельно или за ледоколом).
Физическое перемещение товаров через границу может осуществляться при помощи одного или нескольких видов транспорта.
К различным видам транспорта (воздушный, морской, автомобильный, железнодорожный, внутренний водный) применяются разные информационные требования, бизнес-процессы также отличаются. Отчасти это происходит потому, что разные виды транспорта отличаются друг от друга в плане инфраструктуры, возможности транспортировать больший или меньший объем грузов, но также и потому, что для каждого отдельно взятого вида транспорта существует отдельный международный, национальный или даже местный режим.
Каждый вид транспорта имеет свои собственные отличительные черты в плане условий транспортировки, эффективности и правовых рамок. При перевозках на дальние расстояния (морскими суднами, поездами дальнего следования, межконтинентальные воздушные перевозки) доставка груза в порт, железнодорожный терминал или аэропорт, а также из них, обычно осуществляется каким-либо другим видом транспорта, зачастую, автодорожным. Такого рода интермодальные и мультимодальные перевозки могут вызывать трудности и порождать проблемы, связанные с упрощением процедур торговли, примером может служить необходимость в транспортных накладных при использовании другого вида транспорта.
Перевозки воздушным и морским транспортом обычно подразумевают и перевозки иными видами транспорта, необходимыми для доставки груза в морской порт или аэропорт (автомобильный, железнодорожный или внутренний водный транспорт). Мультимодальные перевозки – это вид перевозок, который предполагает использование нескольких видов транспорта и мультимодального оборудования для перевозки грузов, в частности при перемещении груза с автотранспорта в железнодорожный транспорт или обратно, такое оборудование можно переместить из грузового автотранспорта в товарный вагон.
Так как документальные требования рознятся от одного вида транспорта к другому, при перевозках с использованием нескольких видов транспорта могут возникать дополнительные изменения в документации. Иногда транспортные документы, необходимые для одного вида транспорта, можно (или нельзя) использовать и при перевозке другим видом транспорта, примером может служить «летающий грузовой автомобиль», когда используются авиагрузовые накладные.
Транспортировка грузов посредством разных видов транспорта (мультимодальные и интермодальные перевозки) регулируется международными транспортными конвенциями. Они определяют нормативно-правовую базу для работы транспорта и ответственность сторон, принимающих участие в грузовых перевозках. Для каждого вида транспорта имеется, по крайней мере, одна международная транспортная организация работающая во благо этих сторон:
- Морской транспорт: ИМО, Международная палата судоходства (МПС)
- Воздушный транспорт: ИАТА, ИКАО
- Автомобильный транспорт: МСАТ
- Железнодорожный транспорт: МСЖД
- Внутренний водный транспорт: ERI в Европе
Разные виды транспорта конкурируют друг с другом, но государство отдает преференции определенным видам транспорта, например, с государственной точки зрения более предпочтительны короткие морские или железнодорожные перевозки, а не использование перегруженных транспортом автодорог. Однако существуют правила «каботажа», которые препятствуют свободным морским или железнодорожным перевозкам.
Основные проблемные моменты, связанные с упрощением процедур торговли: справедливая рыночная конъюнктура, свободный доступ к инфраструктуре, доступность специфического для каждого вида транспорта оборудования, использование электронного документооборота и гармонизация документарных требований разных видов транспорта.
Способствовать упрощению процедур торговли может реализация рекомендаций, содержащихся в Международных конвенциях и договорах ЕЭК ООН по отдельным видам транспорта и по мультимодальным перевозкам.