Выезд за границу с 3 формой допуска

Экс-командир взвода ДПС УВД Южного административного округа Москвы Максим Лужных проработал семь лет, а потом съездил в отпуск в Болгарию и Доминикану. Правда, начальство он об этом не уведомил. Через год служебная проверка вскрыла этот факт. Лужных, который к тому моменту уже получил два дисциплинарных взыскания, был уволен. Сотрудник это обжаловал в районном суде и Мосгорсуде. Он указывал, что не должен был ни у кого получать разрешение на отпуск. Но две инстанции ему отказали, потому что работодатель «может устанавливать ограничения из-за особого статуса правоохранителей».

Практика Полицейским разрешили отдыхать в Турции и Таиланде

После этого Лужных решил оспорить в Верховном суде ведомственный регламент, который требует получать разрешение на выезд за рубеж, – это пп. 1.1 п. 1 Приказа МВД России от 12 сентября 2013 № 705-дсп: «Решение о возможности выезда за границу по частным делам принимается на основании мотивированного рапорта сотрудника».

В начале июня по делу состоялось заседание административной коллегии ВС, которая отказала Лужных в иске и признала спорный приказ законным. Теперь Верховный суд выпустил мотивировочную часть решения, в которой подробно объяснил, почему возможность запрещать полицейским выезжать из страны соответствует закону.

Позиция ВС: с приказом все в порядке

Прежде всего, напомнил ВС, федеральный закон может ограничить права и свободы граждан, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства». Об этом говорит ч. 3 ст. 55 Конституции.

Практика В Верховном суде поспорили о заграничном отдыхе полицейских

Правила выезда прописаны в ФЗ № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»: закон предусматривает ограничение для тех граждан, кто по службе имеет допуск к сведениям особой важности или совершенно секретным сведениям, отнесенным к гостайне. В соответствии с этой нормой существует особая правительственная инструкция 2004 года, которая возлагает на работников, имеющих доступ к гостайне, обязанность согласовывать выезд за границу с руководством. И в 2012 году Верховный суд уже признал это положение инструкции законным: в рамках дела № АКПИ12-1137 судьи пришли к выводу, что обязанность согласовать поездку не является ограничением права на выезд.

С учетом этих документов МВД разработало свой приказ, в котором прописало механизм реализации обязанности по согласованию заграничных поездок для всех сотрудников, которые имеют доступ к государственной тайне. «Вместе с тем ограничение права на выезд из РФ гражданина, не осведомленного о сведениях, составляющих государственную тайну, оспариваемое предписание не предусматривает и в силу этого, вопреки доводам административного истца, не противоречит Федеральному закону № 114-ФЗ и Закону о государственной тайне», – указал ВС в мотивировочной части решения по делу Лужных.

При этом ВС прямо указал, что не оценивал правильность применения приказа конкретно в деле Лужных, ведь это невозможно в рамках административного процесса, когда суд лишь проверяет норму «в порядке абстрактного нормоконтроля». «Положение приказа в оспариваемой части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права, свободы и законные интересы административного истца», – заключила административная коллегия ВС.

Источник: Решение Верховного суда по делу № АКПИ19-173.

  • Верховный суд РФ

Порядок выдачи подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Одним из документов, представляемых лицами, заинтересованными в получении лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, является подтвержденная в установленном порядке степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель предполагает проводить работы.

Правила подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, утверждены Постановлением Правительства РФ № 984 от 23.08.2018.

Подтверждение степени секретности сведений, с которыми организации-соискатели лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, предполагают проводить работы, осуществляет Управление Росреестра по Томской области.

Основанием для рассмотрения возможности подтверждения степени секретности является обращение в Управление Росреестра по Томской области организации-заказчика совместных работ.

Наличие договора (контракта) на проведение совместных работ, предусматривающих использование сведений, составляющих государственную тайну, заключенного в соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне, является обязательным условием для принятия решения о подтверждении степени секретности.

Согласно порядку получения подтверждения степени секретности организация-заказчик направляет в Управление Росреестра по Томской области обращение о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми предполагает проводить работы, связанные с использованием таких сведений, подписанное руководителем организации, которое должно содержать:

а) наименование, местонахождение и почтовый адрес организации;

б) наименование федерального органа исполнительной власти (его территориального органа), органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, иного государственного органа, Центрального банка Российской Федерации, государственной корпорации или органа местного самоуправления, которому направляется обращение;

в) обоснование необходимости допуска организации к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, характер этих работ, соответствующий пункт перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30.11.1995 №1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне»;

г) указание на предполагаемую степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми организация планирует проводить работы, связанные с использованием таких сведений.

К обращению организация прикладывает договор (контракт) на проведение совместных работ, предусматривающих использование сведений, составляющих государственную тайну, заключенный в соответствии со ст. 17 Закона о государственной тайне и техническое задание.

Управление Росреестра по Томской области рассматривает обращение организации на предмет соответствия представленной документации требованиям законодательства РФ и принимает решение о выдаче подтверждения, либо об отказе в его выдаче.

Срок рассмотрения обращения о подтверждении степени секретности сведений, составляющих государственную тайну – не более 30 дней.

23 августа нынешнего (2018-го) года вышло постановление Правительства РФ с разъяснениями по подтверждению степени секретности сведений для работы с гостайной.

Длинное и официальное название этого документа такое: Постановление Правительства РФ от 23 августа 2018 г. N 984 «Об утверждении Правил подтверждения степени секретности сведений, с которыми предприятия, учреждения и организации предполагают проводить работы, связанные с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и о внесении изменения в пункт 5 Положения о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Данный законодательный акт призван регулировать порядок следующих взаимоотношений: кто и кому имеет право подтвердить степень секретности для целей получения лицензии ФСБ.

В ответ на последовавшие от наших клиентов кривотолки по этому поводу пишем экспертное пояснение некоторых пунктов.

В частности многих интересует п.2. п.п. «е», где обозначается, что к подтверждению степени секретности имеют прямое отношение негосударственные организации-заказчики работ и услуг.

Для того, чтобы перевести с юридического на человеческий введём минимально-необходимые понятия в контексте получения лицензии ФСБ на гостайну и на живом примере рассмотрим процедуру подтверждения степени секретности.

Основные понятия по подтверждению степени секретности для лицензии ФСБ

  1. Орган исполнительной власти (ОИВ) – федеральный, орган субъекта РФ. Это система министерств, служб и агентств, например, Минобороны, ФАС, ФСБ и тд (полный перечень – см. Указ ПРФ от 9 марта 2004г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).
    В контексте получения лицензии на гостайну ОИВ:
    а) может обладать компетенциями по отнесению сведений к гостайне (подтверждению степени секретности);
    б) может являться генеральным заказчиком на работы, связанные с гостайной.
  1. Госструктура – это многочисленные учреждения, организации и предприятия с организационно-правовой формой ФГУП, ФБГУ, ГБОУ и тд. Они могут являться заказчиком на работы связанные с гостайной.
  2. Госконтракт – договор выполнения работ/оказания услуг, где главным заказчиком является государство. Договор с госструктурой – договор выполнения работ/оказания услуг, где одна из сторон – госструктура.
  3. Ходатайство заказчика – до 2012 года это понятие подразумевало собой прошение вашего будущего заказчик в УФСБ о предоставлении вам лицензии ФСБ России на гостайну. Теперь это понятие также по инерции используется в контексте получения лицензии ФСБ, но означает договор с потенциальным заказчиком на степень секретности. Подробнее поясним ниже.
  4. Подтверждение степени секретности (справка о степени секретности) – это подтвержденная в установленном порядке степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, с которыми заявитель на лицензию предполагает проводить работы.

Живой пример

На днях к нам обратилось за консультацией предприятие (обозначим их как ООО «Ремонт»). Они занимаются ремонтом вентиляционных шахт, и есть заказчик эти на работы, который просит лицензию. Заказчик – дружественное коммерческое негосударственное предприятие, у них у самих есть лицензия ФСБ и режимно-секретные объекты, которые и требуется обслуживать. Обозначим заказчика как ООО «Друг».

В связи с выходом вышеуказанного постановления ПП РФ №984 и ориентируясь на его п.2. п.п. «е», ООО «Ремонт» полагает, что данный заказчик может помочь в получении лицензии в вопросе подтверждения степени секретности таким образом: направить в лицензирующий орган ФСБ ходатайство о том, что работы, которые будут выполняться имеют отношение к гостайне и о назначении им степени секретности.

Схематично, как видит решение вопроса «Ремонт» – рис. 1.

Это невозможно.

Потому что:

  1. «Ходатайство о предоставлении лицензии» не равно «ходатайство о присвоении степени секретности».
  2. Схема «ходатайствования» заказчиком в лицензирующий орган ФСБ с просьбой о предоставлении лицензии с 2012 года не работает (согласно ПП РФ №333), Подробно об этом мы писали . Сначала нужно получить подтверждение степени секретности и с ним и остальными документами уже самостоятельно идти в ФСБ.
  3. Обладание лицензией на гостайну не даёт её обладателю права решать, имеет ли та или иная работа отношение к гостайне.
    Потому что тогда бы уже существовала целая сеть ходоков и их «друзей». Со всеми вытекающими финансовыми схемами и махинациями. В таком случае и мы могли бы за вас «сходить», у нас ведь тоже есть лицензия ФСБ! Поэтому ещё раз – такая схема невозможна!

Что принципиально неправильно в схеме, которую хотел бы осуществить «Ремонт»:

а) никогда и ни при каких обстоятельствах «Друг» не может идти ходатайствовать напрямую в ЦЛСЗ ФСБ. — > См. ПП РФ № 333;
б) «Друг» не может ходатайствовать о выдаче лицензии.

Тогда в каком случае и чем может помочь «Друг».

Подтверждение степени секретности по ПП РФ №984

Речь собственно о том самом п.2 п.п. е ПП РФ №984: подтверждение степени секретности выдаётся «негосударственной организации, участвующей на основании заключенного контракта (договора) в проведении совместных и других работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, с негосударственной организацией, являющейся заказчиком этих работ, в ходе которых возникает необходимость в использовании сведений, составляющих государственную тайну, — федеральным органом исполнительной власти (его территориальным органом), органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или иным государственным органом, к сфере деятельности которого относятся указанные сведения».

Итак, «Друг» может помочь с подтверждением степени секретности, если:

  • он уже выполняет или планирует выполнять работы связанные с гостайной в рамках госконтракта (или договора с госучреждением) – т.е. контракт (договор) уже существует либо заключён договор о намерениях;
  • в ходе исполнения обязательств возникает необходимость в привлечении третьего лица на работы со сведениями, являющимися гостайной.

И обращается с прошением он не в ФСБ, а к своему заказчику (конкретному госучреждению) или к головному держателю контракта (непосредственно органу исполнительной власти).

Правильную схему ходатайствования можно представить так – Рис.2.

И далее отношения по лицензированию с ЦЛСЗ ФСБ строит сам «Ремонт» и с полным пакетом документов, в том числе с результатом «ходатайствования» Друга – справкой о степени секретности, обращается непосредственно за лицензией.

Кто заказчик и что делать, если тендер (т.е. если заказчика нет)

Если ситуация такова, что госконтракта нет, но у ООО «Друг» есть работа для ООО «Ремонт». И в целом, «Ремонт» понимает все преимущества обладания лицензией ФСБ и просчитывает возможности работать с гостайной. К примеру, осуществлять тот же ремонт вентиляционных шахт, но на крупных режимно-секретных объектах Минобороны России. То есть речь идёт об участии в тендерах.

Тогда «Ремонт» сталкивается с суровой реальностью поиска заказчика.

Заказчиком в этом случае может быть исключительно госструктура, которая по роду деятельности имеет доступ к работе с гостайной – учреждения и организации подведомственные ФСБ, Минобороны, Росатому и другим структурам ОИВ.

И тогда схема «захода» за подтверждением степени секретности выглядит так: «Ремонт» находит государственного заказчика на свои работы, заключает с ним договор (или предварительный договор – договор о намерениях). А уже заказчик ходатайствует в головной орган (орган исполнительной власти) о том, чтобы ему подтвердили степень секретности планируемых работ.

Здесь схема правильного ходатайствования выглядит так – Рис. 3.

Как видно из схемы, заказчик заказчику рознь. Тут уже не важно, сколько у ООО «Ремонт» друзей с лицензиями ФСБ и сколько с ними заключено договоров – на подтверждение степени секретности они повлиять не смогут, так как нет легитимных обоснований.

На практике, вопрос с Заказчиком самый сложный – нужно не только его найти и «продать» ему своё предложение, но и обосновать, что ваши услуги/работы будут на 100% соответствовать заявленному уровню требований. В том числе должно быть соблюдено соответствие по предмету договора – заказчик должен заказать именно те услуги/работы, которые вы реально можете обеспечить.

Поэтому, вы должны быть готовы.

Мы в свою очередь рекомендуем наших экспертов для анализа вашей готовности к получению лицензии ФСБ. А также для консультаций по всем вопросам лицензирования (в том числе, что делать, если заказчика нет).

Пишите, звоните, приезжайте в гости.

С уважением,
команда экспертов «ИСУ»

×

Заказать консультацию

Справочно:

  1. Центр по лицензированию ФСБ
  2. НПА по защите гостайны:
  • Закон РФ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»;
  • Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне (утвержден Указом Президента РФ от 30 ноября 1995 г. № 1203);
  • Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне (утверждена постановление Правительства РФ от 6 февраля 2010 г. № 63)
  1. Порядок лицензирования установлен Положением о лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны, утвержденном постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.
  2. Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (Форма № Р13001).

«Иной преступник полжизни отдаст за бумажку на твоем или моем столе», — сказал Глеб Жеглов Шарапову, когда тот оставил на своем столе без присмотра папку с документами. Так капитан Жеглов учил старшего лейтенанта Шарапова основам секретного делопроизводс

«Иной преступник полжизни отдаст за бумажку на твоем или моем столе», — сказал Глеб Жеглов Шарапову, когда тот оставил на своем столе без присмотра папку с документами. Так капитан Жеглов учил старшего лейтенанта Шарапова основам секретного делопроизводства. Обеспечение коммерческой тайны любого предприятия невозможно без организации системы оборота конфиденциальных документов. Образцом часто служит порядок работы с секретными документами, принятый в армии. В Вооруженных Силах РФ конфиденциальные документы обозначают грифами «секретно», «совершенно секретно» и «особой важности». Кроме того, применяют гриф «Для служебного пользования» (ДСП), который ставят на не секретных документах, но содержащих информацию, разглашение которой нежелательно. Для коммерческих структур при разделении документов по степени секретности достаточно введение грифов: «для служебного пользования», «секретно» и «совершенно секретно». В некоторых случаях их можно заменить на «служебная информация», «конфиденциально» и «строго конфиденциально». При организации документооборота конфиденциальных документов начать рекомендуют с их внешнего вида — они должны отличаться от обычных, не конфиденциальных бумаг. Например, документы, помеченные грифом «совершенно секретно», могут выделять красной полосой на первой и второй страницах. Кроме того, документы снабжаются набором специальных сведений об их принадлежности и порядке учета. Обложка, как правило, содержит информацию о статусе секретности, который может представлять собой обычный штамп. Для учета документа ему присваивается инвентарный номер данного документа, который фиксируют в специальном журнале или книге (чаще она называется книгой лицевых счетов). Эти сведения важно продублировать на титульном листе секретного документа (на случай если обложка оторвется).

Печать на нитках Листы секретного документа обязательно нумеруются и прошиваются ниткой, концы которой либо заклеиваются бумагой с печатью, либо просто заклеиваются сургучом с печатью (как на почтовой посылке). Последний способ был распространен в советские времена. Применяя нумерацию страниц документа, необходимо на последнем листе документа сделать надпись о количестве пронумерованных и прошитых листов. В случае, когда в папку вкладывают отдельные секретные документы, прошить которые по каким-то причинам невозможно, ведут специальный реестр. В нем учитывают все имеющиеся в папке секретные листы. Каждый из них получает гpиф секретности и инвентарный номер. При этом сама папка получает гриф не ниже наиболее секретного в ней листка и собственный инвентарный номер, который учитывается в журнале учета.

Все уничтожить При составлении документов часто используют черновики. Контроль за ними не менее важен, чем за собственно оригиналами конфиденциальных документов. Поэтому черновики секретных документов предприятия, как правило, готовят в тетрадях с пронумерованными листами. В дальнейшем черновики уничтожают. При этом важно строго контролировать число черновиков, как, впрочем, и число копий секретных документов. Для этого копировальные машины можно снабдить счетчиком копий и специальным ключом для запуска. Необходимо также уничтожить использованные при подготовке секретных документов копировальную бумагу и ленту пишущих машин. Передвижения секретных и совершенно секретных документов учитывают в специальном журнале (книге). Она содержит информацию о номерах, названиях, датах изъятия из хранилища документов. Сам по себе журнал считают совершенно секретным, так как только названия документов, фиксация их движения по подразделениям компании уже является конфиденциальной. Очевидно, что важные бумаги нужно хранить в хорошо охраняемых помещениях, а при их перемещении обеспечивать надежное сопровождение.

Допуск к работе Важным элементом обеспечения сохранения секретности документов считают введение уровней допуска к документам. Например, допуск 3 может соответствовать праву работы с документами, обозначенными грифом «секретно», допуск 2 — документами с грифом «совершенно секретно», допуск 1 — документами с грифом «особой важности». Работа с документами ДСП, как правило, не требует специального допуска. Сотрудник с допуском 3 не может пользоваться совершенно секретными и особой важности документами, а сотрудник с допуском 2 не допущен к документам особой важности. Система допусков позволяет максимально ограничить круг лиц, знакомых с секретами коммерческого предприятия.

Цензура Тщательно охраняемые тайны могут стать известными конкурентам из обычных публикаций в средствах массовой информации. Чтобы избежать этого, вся информация о деятельности предприятия, которая выходит наружу, должна подвергаться внутренней цензуре. Важно тщательно фильтровать сведения, публикующиеся в брошюрах, рекламных объявлениях, пpесс-pелизах, материалах для выставок, конгрессов, семинаров и т.п. При этом необходимо соблюсти компромисс между сохранением коммерческой тайны и разглашением сведений, которые, став известными, могут повысить продажи товара или услуги предприятия.

Реклама Выделите фрагмент с текстом ошибки и нажмите Ctrl+Enter

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *