Юрисдикционные полномочия

Понятие и виды подведомственности

Подведомственность — это свойство споров о праве и других юридических дел, в силу которого их разрешение отнесено к ведению того или иного юрисдикционного органа.

Юрисдикционные органы — это суды (федеральные, конституционные (уставные), мировые судьи); негосударственные судебные органы — третейские суды; органы загса, нотариусы и др.

В зависимости оттого, отнесено разрешение категории дел к компетенции исключительно одного органа или же нескольких органов, различают подведомственность единичную (исключительную): дела о лишении родительских прав и множественную: имущественные споры между гражданами, юридическими лицами могут быть рассмотрены как в государственных (общей юрисдикции, арбитражных), так и в негосударственных (третейских) судах.

Виды множественной подведомственности:

Договорная подведомственность определяется взаимным соглашение сторон. Императивная подведомственность закон устанавливает последовательность обращения в компетентные органы (например, большинство трудовых споров рассматриваются сначала КТС, а затем может быть разрешено в суде). Условная подведомственность дело подлежит рассмотрению в суде в случае наступления определенного условия, установленного законом. Альтернативная подведомственность заинтересованное лицо самостоятельно выбирает орган, в который может обратиться в соответствии с законом. Напр., выбор между разрешением спора в административном (обращение в вышестоящий административный орган) или судебном порядке. Смешанная подведомственность сочетает признаки разных видов подведомственности, например, императивной и альтернативной. Напр., если лицо обратилось за разрешением спора в вышестоящий административный орган и получило там отказ, оно вправе обратиться с жалобой в суд.

  • Критерии разграничения подведомственности

Юрисдикционный орган

Смотреть что такое «Юрисдикционный орган» в других словарях:

  • forum — юрисдикционный орган, имеющий право выносить обязательные для исполнения решения; это понятие включает в себя как государственный суд, так и арбитраж … Glossary of international commercial arbitration

  • Подведомственность — 1) относимость нуждающихся в государственно властном разрешении споров о праве и иных юридических дел к ведению различных государственных, общественных, смешанных (государственно общественных) органов и третейских судов; 2) свойство юридических… … Правоведение: глоссарий

  • ДАВНОСТЬ ИСКОВАЯ — установленный законом срок для защиты нарушенного права в суде, арбитражном или третейском суде либо в ином юрисдикционноморгане. Сроки ДАВНОСТИ делятся на общие и сокращенные (специальные). Общими сроками ДАВНОСТИ являются: три года по искам… … Финансовый словарь

  • forum shopping — термин, используемый для обозначения попыток перенести разбирательство дела в юрисдикционный орган, чье решение предположительно окажется более выигрышным для одного из участников процесса. См. ст. II Нью Йоркской конвенции … Glossary of international commercial arbitration

  • Правила подведомственности — это принципиальные положения, которые выводятся на основе норм института подведомственности, критериев определения подведомственности юридических дел судам и практики их применения и отражают разграничение компетенции между судами (общей… … Правоведение: глоссарий

  • Комиссия по трудовым спорам (КТС) — юрисдикционный негосударственный орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров между работником и работодателем. Создается по инициативе работодателя или работников организации из равного числа представителей указанных выше сторон.… … Большой юридический словарь

Правоприменительная деятельность органов
управления, арбитража и суда при разрешении хозяйственных споров

К числу проблем общего характера, связанных с правоприменением в сфере охраны интересов производственных объединений и предприятий, относится и вопрос о том, насколько оптимальны действующие в настоящее время процедуры разрешения хозяйственных споров.

Показателями оптимальности процедуры разрешения всякого спора, в том числе и спора юридических лиц, является ее простота, доступность и высокая гарантия вынесения законных и обоснованных решений. Однако нельзя признать, что система юрисдикции по хозяйственным спорам построена вполне удачно.

Совершенствование порядка разрешения споров возможно лишь с учетом всего процессуального и материального законодательства. Системный подход к проблеме диктует необходимость выявления взаимосвязей как меж* ду материальными и процедурными нормами, так и между сходными процессуальными правилами. В теории сделаны некоторые предложения относительно единого объективного критерия разграничения подведомственности споров хозорганов, но законодатель пока не взял их на вооружение, и довольно часто выбор той или иной формы защиты прав юридических лиц в достаточной мере произволен.

Оптимальной формой жизни материального закона любая процедура ликвидации хозяйственного конфликта становится лишь тогда, когда она приспособлена к природе защищаемых прав, регулирующую силу которых она восстанавливает1.

Поскольку среди всех хозяйственных споров преобладают споры, цель которых — справедливое возложение ответственности на нарушителя договорных обязательств, все формы разрешения хозяйственных конфликтов юридических лиц должны в той или иной мере нести на себе отпечаток тех принципов, на основе которых эта ответственность конструируется в материальном законодательстве2. Данные принципы должны прослеживаться так или иначе в формах процедуры, призванной осуществлять через право на иск санкции за нарушение обязательства3. Точно так же дефекты механизма ответственности не могут не накладывать своего отпечатка на юрисдикционные процедуры. Как отмечалось выше, даже если арбитраж быстро и правильно рассмотрит спор, реально должный эффект не наступает из-за несовершенства системы санкций в целом.

Принцип реального возмещения ущерба не всегда действует, так как нет безупречного для всех случаев механизма защиты интересов юридических лиц (пробелы при определении подведомственности некоторых категорий споров, несовершенство административного механизма защиты для случаев цивилистической по своей природе конфликтной ситуации).

Конструкции, выработанные наукой гражданского процессуального права и уже воплощенные в нормативных актах для тех или иных форм защиты, могут и должны использоваться в других формах правоприменения, если это не противоречит природе органа, рассматривающего спор. Поскольку, например, для арбитража и административных органов, решающих хозяйственные споры, характерно единство задач, оправданны (при общности компетенции) переход от формы менее совершенной к форме более совершенной, демократичной для той или иной ка* тегории хозяйственных споров; контроль арбитража за законностью и единством практики рассмотрения споров на мелкие суммы, что уже закреплено в законодательстве; более широкая, чем в действующем законодательстве, постановка вопроса о преюдиции1 и т. п.

Желательно предоставление юрисдикционных полномочий по хозяйственным спорам как можно меньшему числу органов, поскольку такое решение вопроса удобно для хозяйственных организаций. Унификация порядков разрешения хозяйственных споров — гарантия единства практики толкования действующих норм в соответствии с замыслом законодателя, преодоления «ведомственного» подхода к сути спора, неуклонного соблюдения принципа законности.

Для дальнейшего совершенствования подведомственности хозяйственных споров следует использовать упрощение действующей ее системы, устранение пробелов законодательства, оставляющего некоторые конфликты без соответствующей формы юрисдикции, регулирование подведомственности на основе четких теоретических начал.

KaiK справедливо отмечалось в юридической литературе2, административный порядок защиты прав социалистических организаций, под которым понимается правоприменительная деятельность юрисдикционного характера органов хозяйственного руководства, является, пожалуй, самым распространенным.

Однако с позиций сегодняшнего дня, задач совершенствования хозяйственного механизма административный порядок ликвидации хозяйственных конфликтов нуждается в дальнейшем совершенствовании.

Дела, отнесенные к административной юрисдикции, не однородны; процедура, применяемая органами управления при разрешении хозяйственных споров, не имеет комплексного регулирования; правовые гарантии более узки по сравнению с теми, которые применяют суд, арбитраж или третейский суд. Отсутствие гласности при этой форме защиты прав хозорганов сужает воспитательное значение административного процесса. Очень труден научный анализ административной юрисдикционной практики.

Между тем процедура применения материальных норм при разрешении споров, осуществляемая органами управления, не может быть эффективной без сопоставления содержания правовых конструкций с явлениями реальной жизни, без попыток оценить самими должностными лицами конечные результаты правоприменения в экономике, 1в тех процессах, которые с ней неразрывно связаны.

Полномочия гражданских служащих

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (ст. 13 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ // СЗ РФ от 02.08.2004, № 31, ст. 3215.).

Статья посвящена определению понятия «гражданский служащий». Под «службой» в русском языке понимается польза, угода, деятельность, жизнь для других, полезное дело. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. — 1982. — Т. 4. — С. 224.

Законодательное закрепление понятия «гражданский служащий» принципиально важно не только для правового статуса этой социальной группы, но и для восстановления российских исторических традиций — «чести в службе Отечеству».

Предусмотренное п. 4 ст. 32 Конституции Российской Федерации право на равный доступ к государственной службе означает равенство «стартовых» возможностей и отсутствие дискриминации по признаку партийности, национальности, социального происхождения и т.п. Однако это право нельзя понимать буквально. Во всем мире существует иерархия должностей в системе государственного управления и соответствующая «пирамида» должностных лиц. От гражданских служащих всех уровней требуется осуществление части компетенции органа государственной власти и управления, закрепленной в функциональных обязанностях по занимаемым должностям с учетом общественных интересов. Чем большим объемом полномочий обладает гражданский служащий, чем выше размещается его должностная «ступенька» в иерархической «пирамиде» власти, тем большим объемом знаний, навыков и умений он должен обладать.

Отсюда вытекает объективная необходимость дифференциации должностей гражданской службы.

Законодатель подразделяет все должности государственной гражданской службы на категории и группы.

В части 2 статьи 9 ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» установлены следующие категории должностей гражданской службы: руководители, помощники (советники), специалисты, обеспечивающие специалисты. Соответственно, и объем юрисдикционных полномочий у этих категорий неодинаков. Гришковец А.А. Проблемы соотношения норм административного и трудового права при регулировании отношений в сфере государственной службы // Государство и право. — 2002. — № 12. — С. 11 — 24.

Должности руководителей выделяются из общей системы должностей государственной гражданской службы наличием широких административно-распорядительных полномочий совершать действия, влекущие юридически значимые последствия: издавать правовые акты, давать обязательные указания, распоряжаться кредитами, совершать регистрационные действия, нанимать и увольнять работников, применять меры поощрения и дисциплинарного воздействия.

Таким образом, должность руководителя в системе должностей гражданской службы является ключевой. Ее правовой статут позволяет гибко и оперативно осуществлять распорядительные, организационные и контрольные функции, направление деятельности государственного органа и его коллектива, официально представлять государственный орган во внешних сношениях внутри страны и за рубежом.

Соответствие статута должности руководителя и системы квалификационных требований, предъявляемых к этой должности, призвано обеспечивать эффективное исполнение полномочий государственного органа. Поэтому статут должности руководителя определяется в законах, подзаконных актах о соответствующем государственном органе. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации//Государство и право. — 2003. — № 9. — С. 19.

Объем административно-распорядительных полномочий у руководителей различного ранга неодинаков. Закон выделяет следующие уровни руководителей:

  • — должности руководителей и заместителей руководителей государственных органов и их структурных подразделений (департаментов);
  • — должности руководителей и заместителей руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и их структурных подразделений;
  • — должности руководителей и заместителей руководителей представительств государственных органов и их структурных подразделений.

При этом Закон не проводит различия, замещаются ли должности указанных руководителей на определенный срок полномочий или без ограничения такого срока.

Всем категориям руководителей свойствен ряд характерных признаков:

  • — имеют право совершать юридические властные действия в отношении подчиненных или подконтрольных им гражданских служащих;
  • — реализуют свои полномочия в целях осуществления компетенции возглавляемого государственного органа или его структурного подразделения;
  • — осуществляют деятельность, содержанием которой является подготовка и принятие решений;
  • — используют в своей деятельности различные неправовые формы: совещания, дачу указаний, проведение консультаций и т.п.;
  • — осуществляют контроль за выполнением принятых решений;
  • — применяют административно-юрисдикционные и дисциплинарные взыскания.

Лица, замещающие должности руководителей, обладают наиболее широкими полномочиями по сравнению с другими категориями гражданских служащих.

Эти административно-распорядительные полномочия касаются самых разнообразных вопросов, но все они связаны исключительно с компетенцией конкретного государственного органа.

Следующая категория должностей гражданской службы — это должности, учреждаемые «для содействия» лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, руководителям территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководителям представительств государственных органов в реализации их полномочий и замещаемые на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей. Это так называемые патронажные должности гражданской службы (от лат. patronus — покровитель). См. об этом: Иванов С.А., Иванкина С.А., Куренной А.М., Маврин С.П., Хохлов Е.Б. Правовое регулирование отношений в сфере госслужбы // Экономика и жизнь-ЮРИСТ. — 2004. — № 6. — С. 27.

Гражданские служащие на данные должности подбираются исходя из принципа властно-политической преданности и в соответствии с персональными рекомендациями. Учитываются их предшествующие личные действия в поддержку власти, прошлая политическая ориентация, социальное и семейное происхождение и положение. Продвижение по службе является следствием исключительно оценки «патрона», то есть «сверху», индивидуальных действий и профессионализма гражданского служащего, его политической и личной преданности.

Должности помощников (советников) — это должности гражданской службы, замещаемые по личному решению патрона. В Российской Федерации все лица, замещающие государственные должности, а также руководители государственных органов вправе самостоятельно принимать на гражданскую службу граждан из числа доверенных лиц на должности помощников, советников и др.

Например, в федеральном министерстве министр — государственная должность Российской Федерации, не относится к должностям гражданской службы; помощник, советник, консультант, секретарь министра — должности категории помощника. Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2000. — С. 223.

Назначение этой категории должностей гражданской службы состоит в выполнении лицами, которые их занимают, функций в целях непосредственного обеспечения исполнения полномочий лица, состоящего на государственной должности или должности руководителя. В обобщенном виде эти функции могут быть представлены в следующем виде:

  • — разработка и внесение предложений по актуальным направлениям соответствующей сферы деятельности;
  • — систематическая информация и консультирование, представление соответствующих информационно-аналитических материалов;
  • — участие в подготовке проектов решений, проработке вопросов, требующих профессиональных знаний;
  • — осуществление контроля за ходом выполнения решений по направлениям, входящим в компетенцию лица, деятельность которого обеспечивается;
  • — внесение предложений о необходимости разработки законов и подзаконных нормативных правовых актов;
  • — участие в подготовке докладов, а также иных материалов;
  • — участие в подготовке и проведении поездок, приемов, визитов и других официальных мероприятий;
  • — выполнение иных поручений лица, занимающего государственную должность или должность руководителя государственного органа.

Как видно, лица, замещающие должности категории «помощники (советники)», обязаны оказывать лицам, замещающим государственные должности или должности руководителей, постоянную и всестороннюю помощь в формировании и реализации государственной политики в сфере деятельности соответствующего государственного органа. Соответственно ответственность таких гражданских служащих абсолютна перед их «патронами» и перед теми, кто их выдвигал (чаще всего эти две категории совпадают).

Полномочия лиц, замещающих должности помощников (советников), прекращаются с окончанием срока пребывания на государственной должности или должности руководителя лица, деятельность которого они непосредственно обеспечивали.

Следующая категория должностей гражданской службы, которые выделяются в Законе, — это должности специалистов. Они учреждаются для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаются без ограничения срока полномочий. В Администрации Президента РФ, например, к этой категории должностей гражданской службы относятся должности начальника отдела в составе управления Администрации Президента РФ, консультанта, специалиста-эксперта, референта и т.д. Государственная служба / Под ред. А.В. Оболонского. — М., 1999. — С. 124 — 125.

Должности гражданской службы категории «специалист» в аппарате федерального органа исполнительной власти — главный, ведущий, старший, младший специалисты. Особенность этой категории должностей гражданской службы состоит в том, что хотя их унифицированные наименования и предусмотрены в Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы, но учреждаются и ликвидируются государственными органами они самостоятельно, так же, как и включаются в штатные расписания. Их назначение многообразно и зависит от характера полномочий, определяющих роль конкретной должности гражданской службы в реализации компетенции данного государственного органа. Вместе с тем следует подчеркнуть, что учреждение должностей гражданской службы категории «специалист» является правом государственных органов и осуществляется ими «в режиме усмотрения», а наименование должности гражданской службы не может быть изменено государственным органом.

Согласно Закону должности вспомогательно-технического (обеспечивающего) персонала также являются должностями государственной гражданской службы. К их числу относятся должности специалистов в области организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов. Эти должности также предусматриваются в штате государственного органа, и на лиц, замещающих их, распространяется статус гражданского служащего и соответственно льготы, гарантии и компенсации, ограничения и ответственность, установленные для гражданских служащих. Жулин А.Б. Показатели результативности как основа административной реформы/Состояние и механизмы модернизации российского государственного управления. — М., 2004. — С. 81.

Должности категории «обеспечивающие специалисты» замещаются без ограничения срока полномочий.

Наличие разных статусов государственных должностей в государственных органах позволяет говорить о схожести структуры должностей гражданской службы в Российской Федерации со структурой должностей государственной (публичной) службы в зарубежных государствах.

Законодатель подразделяет все должности гражданской службы на 5 групп:

  • 1) младшие;
  • 2) старшие;
  • 3) ведущие;
  • 4) главные;
  • 5) высшие.

Между тем не все категории должностей гражданской службы имеют пять «ступеней». Так, в категории должностей «обеспечивающие специалисты» имеются лишь четыре группы должностей: главные, ведущие, старшие и младшие группы должностей гражданской службы. Так же обстоит дело в категории должностей «специалисты», которая подразделяется на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. В данной категории не существует группы младших должностей гражданской службы. Что касается должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)», то в данных категориях отсутствуют не только группы младших, но и старших должностей гражданской службы. В этих категориях должности подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы.

Отнесение должностей категорий «руководители» и «помощники (советники)» к самым высоким классификационным группам 1-ой — 3-ей объясняется самыми высокими квалификационными требованиями, предъявляемыми к лицам, замещающим эти должности. Они должны выполнять на указанных должностях одновременно несколько важных социальных ролей: политика, эксперта и аналитика, специалиста в своей сфере профессиональной деятельности и руководителя-управленца, возглавляющего коллектив гражданских служащих. Столь же высокопрофессиональной и высокоответственной является должность помощника (советника) лица, замещающего государственную должность или руководителя государственного органа.

Юрисдикционные органы. Судебная система рф.

Если нарушитель добровольно не удовлетворяет притязание потерпевшего, оно может быть реализовано в принудительном порядке через специальные государственные органы, уполномоченные разрешать юридические споры (юрисдикционные органы).

По общему правилу, защита гражданских субъективных прав и охраняемых законом интересов производится судом, однако в отдель­ных случаях она допускается также и в административном порядке, т. е. когда юридический спор рассматривает не суд, а внесудебный (административный) орган. Например, при отказе лица освободить самоуправно занятое им жилое помещение, относящееся к государ­ственному или муниципальному жилищному фонду, оно подлежит выселению не через суд, а по постановлению прокурора. Споры, связанные с патентованием изобретений и других объектов промышлен­ной собственности, рассматриваются в органах Патентного ведомст­ва. Вместе с тем Конституцией РФ (ч. 1 ст. 46) каждому гарантирует­ся судебная защита его прав и свобод. Это означает, что даже если в соответствии с законом субъективное право подлежит защите в ад­министративном порядке, это не исключает возможности судебной защиты: заинтересованное лицо вправе вместо обращения в админи­стративный орган обратиться непосредственно в суд либо после рас­смотрения дела административным органом, в случае несогласия с его решением, обжаловать последнее в судебном порядке. Однако еще раз подчеркнем, что по общему правилу административные ор­ганы не рассматривают дел о защите субъективных гражданских прав и охраняемых законом интересов. Это — компетенция судебных органов, составляющих самостоятельную систему — одну из ветвей государственной власти в Российской Федерации.

Судебная система России состоит из:

•Конституционного Суда Российской Федерации;

•системы федеральных судов общей юрисдикции во главе с Верховным Судом Российской Федерации;

• мировых судей, являющихся судьями общей юрисдикции

субъектов Российской Федерации;

•системы федеральных арбитражных судов во главе с Выс­шим Арбитражным Судом Российской Федерации;

• конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации.

Стороны правоотношения могут также по взаимному согла­сию передать спор на разрешение третейского суда — постоянно действующего или создаваемого специально для рассмотрения конкретного спора. При этом третейские судьи (арбитры) выби­раются самими спорящими сторонами. Хотя третейский суд и не является государственным органом, его решения имеют обяза­тельную силу и обеспечиваются мерами государственного при­нуждения, как и решения государственных судов.

Подведомственность и подсудность споров.

Подведомственность — это предметная компетенция юрисдикционных органов, т. е. круг дел, которые они уполномочены рас­сматривать и разрешать. В отличие от подведомственности,подсудность — это ком­петенция судов того или иного уровня одной судебной системы (например, системы арбитражных судов или судов общей юрис­дикции) или конкретного суда этой системы.

Проиллюстрируем соотношение подведомственности и под­судности на примере. Экономические споры между юридическими лицами подведомственны арбитражным судам. Это означает, что такие споры могут рассматриваться и разрешаться только арбит­ражными судами (а не другими органами, например судами об­щей юрисдикции). Но в какой именно арбитражный суд и какого уровня необходимо обратиться одной из спорящих сторон за защи­той своего права: в Высший Арбитражный Суд РФ или, например, в областной арбитражный суд, и если в областной, то по месту своего нахождения или по месту нахождения ответчика, зарегист­рированного в другом субъекте Федерации? Ответ на эти вопросы дают нормы о подсудности дел арбитражным судам.

Правила подведомственности и подсудности рассматривае­мых судами дел следующие.

Мировые судьи осуществляют правосудие от имени Россий­ской Федерации в пределах судебных участков, создаваемых на территории каждого субъекта РФ. В области гражданско-правовых отношений им, в частности, подведомственны следующие дела (за исключением дел, подведомственных арбитражным судам):

• дела по имущественным спорам при цене иска, не превыша­ющей 500 минимальных размеров оплаты труда;

• дела об определении порядка пользования земельными уча­стками, строениями и другим недвижимым имуществом;

• некоторые другие.

Если в том или ином субъекте РФ мировые судьи еще не назначены (не избраны) на должность, дела, относящиеся к их компетенции, подведомственны федеральным районным судам общей юрисдикции (такие дела рассматриваются судьями район­ных судов единолично). Решения мирового судьи могут быть об­жалованы в районный федеральный суд.

Федеральным судам общей юрисдикции подведомственны все остальные гражданско-правовые споры, за исключением спо­ров, относящихся к компетенции арбитражных судов. Что касает­ся подсудности, то, как правило, по первой инстанции дело рас­сматривается судами нижнего звена судебной системы — район­ными федеральными судами. Федеральные суды среднего звена (суды краев, областей и т. п.), а также Верховный Суд РФ главным образом проверяют законность и обоснованность решений, приня­тых нижестоящими судами, и могут их отменять или изменять.

Арбитражным судам подведомственны дела по экономиче­ским и другим спорам, связанным с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности, возникающим

между:

  • юридическими лицами (организациями);

  • гражданами, имеющими статус индивидуального предпри­нимателя;

  • юридическими лицами, с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями — с другой.

В случаях, специально предусмотренных законом, арбит­ражным судам подведомственны также дела по спорам указанной выше категории с участием Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, а так­же образований, не имеющих статуса юридического лица, и граж­дан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя.

Таким образом, по общему правилу, арбитражные суды рас­сматривают экономические споры между любыми субъектами, за исключением граждан, не являющихся предпринимателями. Поэто­му если хотя бы одной стороной спора выступает гражданин, не имеющий статуса индивидуального предпринимателя, дело подле­жит рассмотрению в суде общей юрисдикции или у мирового судьи (кроме случаев, специально оговоренных в законе: например, споры между акционерами и акционерными обществами в любом случае рассматриваются арбитражными судами). Следует также иметь в виду, что споры с участием граждан- индивидуальных предприни­мателей, если они не связаны с осуществлением этими гражданами предпринимательской деятельности, подведомственны не арбит­ражным судам, а судам общей юрисдикции. Например, предприни­матель покупает себе в магазине телевизор, который через некото­рое время выходит из строя. Предприниматель требует от продавца возврата уплаченных денег, а тот отказывается выполнить это тре­бование. Возникший спор, несмотря на то, что его участниками яв­ляются предприниматели, подлежит рассмотрению в районном суд: общей юрисдикции или у мирового судьи в зависимости от цены иска, поскольку он не связан с предпринимательской деятельностью истца (телевизор приобретен не в коммерческих целях, а для удовле­творения личных бытовых нужд покупателя), т. е. истец в данном слу­чае действует не как предприниматель, а как обычный гражданин.

Из сказанного видно, что подавляющая часть всех экономи­ческих споров относится к подведомственности арбитражных судов. Причем это не только гражданско-правовые споры, но также споры, возникающие из административных и иных правоотношений, если они связаны с предпринимательской или иной экономичес­кой деятельностью и их участниками выступают перечисленные выше субъекты либо если эти споры прямо отнесены законом к компетенции арбитражных судов.

В отличие от системы судов общей юрисдикции, нижним звеном системы арбитражных судов являются федеральные ар­битражные суды республик в составе РФ, краев, областей, горо­дов Москвы и Санкт-Петербурга и других субъектов Российской Федерации. Именно они рассматривают по первой инстанции ос­новную массу подведомственных арбитражным судам дел. Феде­ральные арбитражные суды округов и Высший Арбитражный Суд РФ, как правило, занимаются проверкой обоснованности и законности решений нижестоящих судов. Исключение составля­ют дела по экономическим спорам между Российской Федераци­ей и ее субъектами, между субъектами РФ, а также дела об оспа­ривании нормативных и ненормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных актов федеральных органов ис­полнительной власти и некоторых других актов высших государ­ственных органов. Такие дела рассматриваются по первой ин­станции Высшим Арбитражным Судом РФ.

Общее правило территориальной подсудности дел как ар­битражным судам, так и судам общей юрисдикции таково: иск предъявляется в суд (соответственно, в арбитражный суд субъек­та РФ или в районный суд общей юрисдикции) по месту нахожде­ния или месту жительства ответчика. Из этого правила существу­ет ряд исключений, когда территориальная подсудность опреде­ляется по выбору истца (например, если ответчиков несколько и они проживают на территории различных субъектов РФ), сторо­нами в договоре (договорная подсудность) или императивно зако­ном {исключительная подсудность). Исключительная подсуд­ность установлена, например, для споров о правах на недвижимое имущество: эти споры рассматриваются судом по месту нахождения такого имущества.

Что касается Конституционного Суда РФ и конституцион­ных (уставных) судов субъектов РФ, то они непосредственно не рассматривают дел по экономическим спорам. Вместе с тем по­становления Конституционного Суда РФ имеют для сферы пред­принимательства важнейшее значение. В числе других дел, отне­сенных к его компетенции, Конституционный Суд рассматривает индивидуальные и коллективные жалобы на нарушение конститу­ционных прав и свобод граждан нормами закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Если Консти­туционный Суд придет к выводу, что положения закона не соот­ветствуют Конституции РФ, то нормы, признанные таким образом неконституционными, утрачивают силу и более не могут применять­ся, а вынесенные на их основе (в том числе арбитражными судами) судебные акты подлежат пересмотру в отношении заявителей.

Юрисдикция и юрисдикционная деятельность Текст научной статьи по специальности «Государство и право. Юридические науки»

Территория науки. — 2014. — № 1.

смысл которых — еще раз на межгосударственном уровне признать существование организованной преступности и необходимость борьбы с ней.

Вместе с тем, можно констатировать, что в России этот правовой институт находится в стадии зарождения, однако принятие ряда специальных нормативных актов, регулирующих направления противодействия отдельным ее видам (терроризму, легализации доходов, полученных преступным путем), позволяет прогнозировать дальнейшее совершенствование законодательства в этой сфере. В то же время уместными были бы, думается, разработка и принятие именно законодательства о борьбе с организованной преступностью, а не с отдельными видами организованной деятельности, поскольку в этом случае законодатель добился бы унифицированного подхода при привлечении к уголовной ответственности за все действия, совершаемые членами организованных групп, возбуждении, расследовании и рассмотрении таких дел.

Список литературы

1. Руководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы с ней (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, 27 августа — 7 сентября 1990 г.) // Гарант: Справочная правовая система.

2. Организованная преступность: Курс лекций. — СПб., 2002.

Борискова И.В.

ЮРИСДИКЦИЯ И ЮРИСДИКЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Воронежский экономико-правовой институт

Ключевые слова: юрисдикция, юрисдикционная деятельность, функции юрисдикции.

Аннотация: Данная статья посвящена проблемам назначения, определения и функциям юрисдикции и юрисдикционной деятельности по российскому праву.

Key words: jurisdiction, jurisdictional actions, functions of jurisdiction.

Территория науки. — 2014. — № 1.

Юрисдикция — это основанная на законе или иных нормативных правовых актах совокупность полномочий государственного органа (должностного лица) по регулированию общественных отношений в определенной правовой сфере государственного или международного характера, осуществлению законодательной, судебной, исполнительно-распорядительной деятельности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для понимания смысла и содержания этого определения необходимо более четко его разграничить на две составные части: а) юрисдикцию и б) юрисдикционную деятельность.

С учетом кардинально изменившегося за последние годы законодательства и появившихся в праве новых определений доктринальное толкование термина «юрисдикция» как деятельности по разрешению споров и конфликтов и принятию решения по существу дела требует своего совершенствования. Полагаем, что более точным термином, подпадающим под это определение, будет

«юрисдикционная деятельность». Справедлива точка зрения А. П. Шергина: «Следуя системному подходу, важно не только

констатировать общность юрисдикции с иными формами правоприменения, но и вычленить ее. Как правило, правоприменительная деятельность обусловлена обстоятельствами положительного

характера, когда властные действия компетентных органов направлены на организацию общественных отношений, реализацию субъективных прав граждан (прием на работу, назначение пенсии, выдача разрешения на осуществление какой-либо деятельности и т.

д.)» .

Однако в реальной жизни общественное отношение может быть спорно, отклоняется от установленного в норме правила или же прямо нарушает норму. Здесь необходимы применение

государственного принуждения, правоохранительная деятельность, составными частями которой являются: а) надзорно-контрольная деятельность; б) деятельность по обеспечению исполнения норм права; в) деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях; г) деятельность по исполнению государственного принуждения и др. Возникает вопрос: «Надо ли юрисдикцию всегда отождествлять с деятельностью по разрешению споров и конфликтов, применению наказания?» Полагаем, что в широком смысле перечисленные выше государственные функции следует понимать прежде всего как позитивную, регулятивную юрисдикционную деятельность. В узком же понимании юрисдикция — самостоятельный вид правоохранительной деятельности. Юрисдикционный способ

Территория науки. — 2014. — № 1.

защиты общественных интересов обоснованно рассматривается как антипод самоуправства.

Принимая во внимание, что юрисдикционная деятельность уполномоченных органов (должностных лиц) тесно связана с правоприменительной, правоохранительной, государственно-властной, квазисудебной деятельностью, полагаем, что понятие «юрисдикционная деятельность» следует отграничить от термина «юрисдикция». С учетом смысла и содержания сказанного считаем, что под юрисдикционной деятельностью следует подразумевать осуществление исполнительно-распорядительной,

правоприменительной, правоохранительной, квазисудебной деятельности уполномоченными на то органами (должностными лицами) в определенной правовой сфере в соответствии с установленной действующим законодательством и иными нормативными правовыми актами компетенцией.

Рассмотрим основные признаки и функции юрисдикционной деятельности. Исходя из анализа указанных определений, необходимо сделать вывод о том, что для такого важного феномена характерны не только признаки, к которым относят наличие правового спора (правонарушения), состязательную процедуру разрешения дела, издание юрисдикционного акта в установленной законом форме, но и некоторые другие черты, например наличие юрисдикционного органа, подведомственность ему дел, его компетенцию или полномочия, наличие правовой основы реализации этих полномочий; возможность воздействия на общественные отношения в определенной сфере, установленной законом; закрепление результатов в процессуальных документах.

Правоохранительные и иные органы исполнительной власти в основном «обслуживают» юрисдикцию. Без уполномоченного компетентного государственного органа не может быть осуществлена правоохранительная деятельность государства, каждая из составных частей которой имеет свои признаки и делится на надзорную, юрисдикционную, исполнительную и др. Не секрет, что суды, а также органы прокуратуры, внутренних дел (милиции), исполнения наказания и иные уполномоченные органы исполнительной власти несут основную нагрузку в правоприменительной дея- тельности. Это позволяет сделать вывод о том, что одним из обязательных признаков юрисдикционной деятельности является наличие государственного органа, наделенного специальной компетенцией или полномочиями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вряд ли можно согласиться с выводами о том, что юрисдикционная деятельность связана с разрешением юридических

Территория науки. — 2014. — № 1.

дел и применением государственного принуждения, а рассмотрение вопросов, обусловленных позитивными обстоятельствами, она не охватывает.

На наш взгляд, именно с позитивных позиций в большинстве случаев она осуществляется в нашем обществе. Характерная черта юрисдикции прежде всего применение не мер принуждения, а установленных законом государственных полномочий по реализации государственно-властной, исполнительно-распорядительной

деятельности. Необходимость применения принуждения может возникать и для решения позитивных государственных задач, сопряженных с экстремальными социальными условиями, в интересах государственной безопасности, охраны прав граждан и др., т. е. не связанной с нарушением нормы права.

К позитивной сфере можно также отнести рассмотрение судом дел об установлении юридических фактов, регистрацию в установленном административном порядке оружия, транспортных средств, запись актов гражданского состояния и т.д. В большинстве случаев она связана с полномочиями по властному разрешению компетентными органами различных правовых вопросов, возникающих в определенной сфере государственного управления. Что же касается споров и разрешения дел, связанных с правонарушениями, то они занимают в юрисдикционной деятельности небольшой удельный вес. Таким образом, не оспаривая устоявшейся точки зрения о правовом споре (правонарушении) как одном из характерных признаков юрисдикционной деятельности, считаем, что наличие у государственного органа совокупности дискреционных, властных полномочий, т. е. компетенции, целесообразно также рассматривать в качестве основного признака юрисдикции.

Для реализации специальной компетенции или полномочий органы государственного управления наделяются в законодательном порядке подведомственностью или правовой сферой деятельности, в которой они реализуются. В КоАП РФ определено более 60 субъектов различных ведомств, которые наделены соответствующими полномочиями осуществлять юрисдикционную деятельность. Этим же законом оговорено правовое поле деятельности судей арбитражных судов, судов общей юрисдикции, комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, а также федеральных органов исполнительной власти, их учреждений, структурных подразделений и территориальных органов, а также иных уполномоченных органов, исходя из задач и функций, возложенных на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ или

Территория науки. — 2014. — № 1.

Правительства РФ. Наличие правовой сферы деятельности (конституционной, государственной, международной и др.) или подведомственности является одним из основных признаков, характеризующих юрисдикционную деятельность.

Не требует особых доказательств, что реализация властных полномочий невозможна без должной правовой основы, механизма правового регулирования, т.е. системы правовых средств, которые воздействуют на общественные отношения, организуя их в соответствии с задачами государства и общества . Присутствие правовой основы реализации этих полномочий, возможность регулирования общественных отношений в определенной сфере также выступают основными признаками юрисдикционной деятельности.

Наличие государственного юрисдикционного органа, наделение его специальной компетенцией или совокупностью полномочий в определенной правовой сфере, подведомственность, закрепление правовой основы реализации этих полномочий, возможность регулирования общественных отношений — основные, но не единственные признаки юрисдикционной деятельности. Анализ действующего законодательства, регламентирующего исполнительнораспорядительную, правоприменительную и правоохранительную деятельность органов внутренних дел, прокуратуры, рассмотрение и разрешение дел судами общей юрисдикции, арбитражными судами и другими уполномоченными органами, свидетельствует о том, что юрисдикционная деятельность в установленном порядке реализуется в рамках обязательной процессуальной формы. Установление и доказывание событий, их юридическая оценка в соответствии с законом, а главное, оформление процессуальных документов представляют собой обязательный признак юрисдикционной деятельности, которая наиболее четко регламентирована в уголовнопроцессуальном, гражданско-процессуальном, арбитражном, административном, налоговом, бюджетном, таможенном, семейном, жилищном, трудовом, природоохранном и другом законодательстве. Итогом юрисдикционной деятельности может быть принятие в форме предписания запрета, дозволения или иного правового процессуального документа.

Рассматривая юрисдикционную деятельность в узком смысле, необходимо также подчеркнуть, что ей присущи такие важные признаки, как состязательная процедура разрешения дела, издание юрисдикционного акта . Не оспаривая данных выводов, полагаем, что эти признаки несколько условны, так как принятие правового акта, состязательность сторон предусмотрены прежде всего

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Территория науки. — 2014. — № 1.

процессуальными нормами и в установленных законом случаях оформляются в определенной процессуальной форме (решение, постановление или протокол заседания).

Таким образом, юрисдикционной деятельности как исполнительно-распорядительной, правоприменительной,

правоохранительной, квазисудебной деятельности присущи основные признаки:

— наличие государственного или муниципального юрисдикционного органа;

— подведомственность ему дел;

— компетенция или специальные полномочия;

— правовая основа реализации этих полномочий;

— возможность воздействия на общественные отношения в определенной правовой сфере;

— принятие постановлений, решений в установленной законом процессуальной форме.

Для исследования феномена юрисдикции важно не только понять определение, раскрыть характерные признаки, но и выяснить назначение, его функции, которые являются производными от функций права. Проблема функций права в теоретической юриспруденции исследовались многими учеными. К числу недостаточно исследованных относятся и функции юрисдикции, какорые тесно связаны как с регулятивной, так и сохранительной функциями права.

Можно сказать, что охранительная функция права — это направление правового воздействия, нацеленное на охрану наиболее важных экономических, политических, государственных, личных отношений, а также искоренение отношений, чуждых обществу, причем это — вторичный результат действия права, которое выступает как средство охраны отношений, нуждающихся в охране. Основное назначение охранительной функции заключается в предотвращении нарушений норм права. Юрисдикционная деятельность реализует охранительную функцию права. Но эта деятельность в то же время связана и с регулятивной функцией права. Реализация каждой из этих функций имеет свою специфику. Охранительная функция юрисдикции имеет место прежде всего при разрешении дел о правонарушениях, юридической защиты оспариваемых прав, законных интересов. В процессе ее реализации применяются правовые санкции, восстанавливаются нарушенные права граждан, должностных лиц, организаций. Особенность охранительной функции юрисдикции состоит в предупреждении рецидива и в общем профилактическом

Территория науки. — 2014. — № 1.

воздействии на членов общества, в сдерживании преступности, иных правонарушений, в выявлении причин и условий правонарушений, в обеспечении законности и правопорядка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Список литературы

1. Шергин, А.П. Административная юрисдикция / А.П. Шергин. М.: Наука, 1979, С. 20.

Васильева С.Я., Нечаева Л.В.

НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ РИЕЛТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В

РОССИИ

Воронежский экономико-правовой институт Воронежский государственный аграрный университет

Ключевые слова: правовое регулирование, риелтор,

риелторская деятельность.

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы правового регулирования риелторской деятельности в России и за рубежом.

Keywords: legal regulation, realtor, realtor activity.

Abstract: This article deals with the problems of legal regulation of real estate activities in Russia and abroad.

Отсутствие в настоящее время в России четкого и эффективного правового регулирования важнейших общественных отношений, складывающихся в сфере оборота недвижимого имущества, в том числе жилого, имеет негативные последствия. Рост мошенничества на рынке недвижимости, отсутствие необходимых гарантий прав и законных интересов потребителей риелторских услуг, нормативных критериев ответственности риелторов за ненадлежащее исполнение обязательств по договору — это лишь некоторые из них.

В силу социально-экономической значимости отношения в сфере оказания риелторских услуг во многих странах подлежат обязательному законодательному регулированию.

Интересным, на наш взгляд, представляется опыт законодательного регулирования риелторской деятельности в США. Американские риелторы объединяются в ассоциации, которыми накоплен большой опыт практической работы на рынке недвижимости, насчитывающий 100 лет. Обозначение REALTOR в

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *