Забракованные лекарственные средства

Производство ЛС — это серийное получение ЛС в соответствии с правилами организации производства и контроля их качества, утвержденными соответствующим федеральным органом.

Производство ЛС осуществляется предприятиями-производителями, имеющими лицензии на их производство. Государственный контроль производства выполняют федеральный и территориальный органы контроля качества ЛС, в права которых входит:

— беспрепятственный доступ на любое предприятие-производитель ЛС и контрольное изъятие производимых образцов;

— снятие копий с документов, необходимых для проведения контроля производства и качества ЛС;

— запрет производства и продажи уже произведенных ЛС в случаях: 1) если ЛС не прошли государственную регистрацию в РФ (исключение — ЛС, предназначенные для проведения клинических исследований); 2) отсутствия лицензии на производство; 3) изготовления с нарушением правил организации производства и контроля качества ЛС (статья 13 Государственного Закона о лекарственных средствах).

Лицензия на производство ЛС выдается федеральным органом исполнительной власти на срок не менее 5 лет. В случае, если предприятием-производителем изменены условия производства, оно обязано получить новую лицензию на производство.

На фармацевтическом предприятии контроль качества ЛС является частью надлежащей производственной практики, гарантирующей правильность процедуры отбора проб, подготовки пробы к анализу (пробоподготовки), определения действующего вещества, принятия решения о приеме испытуемого материала в соответствии с требованиями, установленными в НД (ФСП, спецификации).

Отдел контроля качества (ОКК) фармацевтического предприятия осуществляет различные типы фармацевтического контроля: входной контроль фармацевтических субстанций и вспомогательных веществ, межоперационный контроль в процессе производства и контроль качества готовой продукции (рис. 6.2).

Таким образом, контроль качества на производстве включает контроль исходного сырья, полупродуктов, лекарственных субстанций и готовых лекарственных форм.

Рис. 6.2. Типы фармацевтического анализа в условиях производства лекарственных средств

(по:Елизарова Т.Е. Современные методы стандартизации и контроля качества лекарственных средств. — М.: МИА, 2008)

В период бурного развития фармацевтической промышленности возникли проблемы качества ЛС, которые не могли быть решены только путем усиления фармакопейного анализа. Обеспечение качества ЛС стало возможным только на базе проведения фармацевтического анализа в соответствии с правилами GMP.

Согласно правилам GMP, объектом контроля становится весь процесс производства ЛС, включая помещения, персонал, документацию. В России правила GMP нашли отражение в виде ГОСТ Р 52249-2009 «Правила производства и контроля качества лекарственных средств».

Стандарт содержит требования к производству и контролю качества ЛС для человека и животных. Стандарт распространяется на все виды ЛС и устанавливает общие требования к их производству и контролю качества, а также специальные требования к производству отдельных видов ЛС. Стандарт не распространяется на обеспечение промышленной безопасности, пожарной безопасности, взрывобезопасности, химической безопасности и безопасности других видов при производстве ЛС, требования к которым приведены в других НД.

Надлежащая практика контроля качества фармацевтических препаратов обеспечивается комплексом мероприятий при их разработке и исследовании с учетом требований GMP. Каждая методика

должна содержать обоснование преимуществ по сравнению с другими в виде представленных результатов сопоставления ее применения (валидация).

Валидация методавключает следующие метрологические характеристики:

— правильность (accuracy) — близость результатов к истинному значению, что может быть проведено при сравнении с результатами, полученными с помощью иной методики, валидированной ранее;

— точность (precision) — согласованность между отдельными результатами испытаний (отклонение отдельных результатов от среднего значения — относительное стандартное отклонение);

— сходимость (repeatability) — точность методики при ее выполнении одним и тем же аналитиком при одних и тех же условиях (реактивы, оборудование, лаборатория);

— воспроизводимость (reproducibility) — точность методики при использовании ее в различных условиях для идентичных образцов, отобранных из одной и той же однородной серии материала (разные лаборатории, исполнители, оборудование, время);

— надежность (robustness) — способность методики давать результаты анализа с приемлемой правильностью и точностью при изменении условий работы для предположительно идентичных образцов из одной и той же однородной серии материала;

— чувствительность (sensitivity) — способность методики испытания регистрировать небольшие изменения концентрации (наклон калибровочной кривой);

— предел обнаружения (limit of detection) — наименьшее содержание, при котором анализируемое вещество может быть обнаружено.

Контроль качества ЛС на отдельных технологических стадиях его получения обеспечивает надлежащее качество конечного продукта.

Для лекарственных препаратов регламентируется надлежащая микробиологическая чистота. Загрязнение микроорганизмами может происходить на разных стадиях производства, поэтому испытания на микробиологическую чистоту проводят на всех стадиях получения ЛС. Основными источниками микробной контаминации являются сырье, вода, оборудование, воздух производственных помещений, упаковка готовой продукции, персонал.

Для количественного определения содержания микроорганизмов в воздухе используют различные методы отбора проб: фильтрацию, осаждение в жидкостях, осаждение на твердые среды. Для оценки микробиологической чистоты выполняют тесты на стерильность.

При определении стерильности ЛС, обладающих выраженным антибактериальным действием, бактериостатическими, фунгистатическими свойствами, а также содержащих консерванты, используют метод мембранной фильтрации.

Метод мембранной фильтрации основан на пропускании ЛС через полимерную мембрану. При этом микроорганизмы остаются на поверхности мембраны. Затем мембрану помещают в соответствующую питательную среду и наблюдают образование колоний при инкубировании.

Также проводят испытания на пирогенность инъекционных препаратов.Необходимость проведения этого теста связана с присутствием в инъекционных препаратах фрагментов клеток грамположительных и грамотрицательных бактерий, грибов, вирусов и эндотоксинов. Применение таких препаратов вызывает жар, озноб, тошноту, иногда летальный исход. Наибольшую опасность представляют эндотоксины, которые являются термостабильными и состоят из липополисахаридов внешней плазматической мембраны грамотрицательных бактерий, попадание которых в организм человека провоцирует резкий воспалительный процесс.

Контроль содержания пирогенных примесей в инъекционных препаратах проводят двумя методами: в опытах in vivo на кроликах и in vitro, с использованием ЛАЛ-реактивов, приготовленных из водного экстракта (лизата) амебоцитов мечехвоста полифема1.

ЛАЛ-тест впервые был включен в Фармакопею США в 1980 г., а позже был признан и в европейских странах. В 1997 г. в РФ была утверждена ФС «Определение содержания бактериальных эндотоксинов (ЛАЛ-тест)».

Основными преимуществами ЛАЛ-теста по сравнению с традиционным испытанием на кроликах является возможность оценки уровня бактериальных эндотоксинов в тех препаратах, которые нельзя испытывать на животных; более высокая (в 100 раз) чувствительность ЛАЛ-теста; быстрота выполнения (одно испытание занимает около 1,5 ч); испытания проводит один человек.

Более высокая чувствительность и быстрота ЛАЛ-теста обеспечивают возможность контроля качества воды для приготовления инъекционных ЛС в условиях производства. Этот тест используется для анализа «Воды инъекционной в ампулах», «Раствора натрия хлорида 0,9% для инъекций», различных лекарственных форм инсулина.

Под чувствительностью ЛАЛ-реактива понимают минимальную концентрацию международного.стандарта эндотоксина, которая приводит к образованию плотного геля при реакции с данным ЛАЛ-реактивом в гель-тромб тесте, проведенном при стандартных условиях.

Испытания на кроликах проводят на 12 кроликах породы шиншилла массой 2,5-3,0 кг с соблюдением строгого стандартного рациона питания в специально оборудованном тихом, светлом, без перепадов температуры помещении. Кроликов помещают в определенным образом оборудованные индивидуальные боксы, позволяющие проводить постоянное измерение температуры, которая записывается в автоматическом режиме самописцем, что исключает фальсификацию данных.

В начале опыта препарат вводят 3 животным. ЛС считается апирогенным, если суммарное повышение температуры тела животных (∑Δt) составляет не более 1,2 °С. На втором этапе испытаний препарат вводят 6 животным. ЛС признают пирогенным, если ∑Δt>3,0 °С. На третьем этапе число животных равно 9. ЛС считают пирогенным при ∑Δt>4,5 °С. Наконец, на четвертом этапе используется 12 животных, и препарат считают пирогенным, если ∑Δt>5,4 °С. После окончания проверки составляют протокол, который включает параметры эксперимента, заключение о соответствии проверяемого раствора требованиям на пирогенность.

Метод имеет ряд недостатков. В эксперименте используют животных, чувствительность которых к пирогенам в 3-4 раза ниже, чем у человека. Это требует соответствующего увеличения тест-дозы. Кроме того, многие ЛВ в дозах, близких к терапевтическим, могут вызвать токсические реакции и даже гибель животных,

поэтому используется заниженная величина тест-доз (инфузионные растворы глюкозы, антибиотики — бензилпенициллина натриевая соль, линкомицина гидрохлорид и др.). На проведение одной серии опыта требуется около 5 ч.

1 Мечехвост полифем, краб-подкова, королевский краб. Вид: Limulus polyphemus (Linnaeus, 1758).

LAL(ЛАЛ)-тест (Limulus Amebocyte Lysate) — ферментативная реакция ЛАЛреактива с эндотоксином, в результате которой образуется плотный гель. При отсутствии эндотоксина в анализируемой пробе гель не образуется. Положительный результат ЛАЛ-теста указывает на то, что в исследуемой пробе содержание эндотоксина составляет не менее 0,25 ЕЭ (единиц эндотоксина). Отрицательный результат говорит о том, что в исследуемой пробе содержание эндотоксина — менее

0,25 ЕЭ.

Контрольные вопросы и задания

• Охарактеризуйте этапы фармацевтического анализа: определение подлинности, оценка чистоты (определение примесей), количественный анализ.

• Перечислите правила надлежащей деятельности (GP), в соответствии с которыми должны осуществляться производство и контроль качества ЛС.

• Каковы особенности фармацевтического анализа воспроизведенных ЛС?

• Перечислите типы эквивалентности ЛС. Как производят оценку фармацевтической и биологической эквивалентности?

• Объясните необходимость применения в фармацевтическом анализе стандартных образцов сравнения.

• Перечислите характеристики валидации аналитического метода.

«Аптечный бизнес», 2008, N 7

БОРЬБА С ФАЛЬСИФИЦИРОВАННЫМИ ЛЕКАРСТВЕННЫМИ

СРЕДСТВАМИ

Наличие фальсифицированных лекарственных средств <*> (ФЛС) на фармацевтическом рынке России является неоспоримым фактом.

<*> Фальсифицированное лекарственное средство — лекарственное средство, сопровождаемое ложной информацией о составе и (или) производителе лекарственного средства // ФЗ от 22 августа 2004 г. N 122 (статья 101) «О внесении изменений в ФЗ от 22 июня 1998 г. N 86 «О лекарственных средствах» // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607. Исходя из данного определения фальсифицированное лекарство имеет два значения, в связи с чем может быть поддельным или контрафактным.

У правоохранительных органов на основе практической деятельности по борьбе с фальсифицированными товарами сложилось мнение, что поддельных лекарств, также как и других товаров на потребительском рынке, достаточно для того, чтобы считать сложившуюся ситуацию угрожающей национальной безопасности.

Практика борьбы с фальсифицированными лекарственными средствами позволяет выделить 5 этапов прохождения их от производителя до пациента: производство лекарств; оптовая торговля; розничная торговля; приобретение лекарств потребителями; закупка и хранение лекарственных средств лечебно-профилактическими учреждениями (всех уровней и ведомств) для обеспечения лечебного процесса.

Следует отметить, что на первых четырех этапах мы видим фальсификат, понимаем, что он существует. Такое понимание складывается от того, что подделки выявляются, изымаются из оборота и уничтожаются, устанавливаются их производители и распространители. Выявление и изъятие ФЛС на первых четырех этапах — это результат деятельности Росздравнадзора и органов внутренних дел (ОВД).

Кратко характеризуя указанные этапы, можно отметить следующее.

Этап производства в отличие от других характерен тем, что факты производства ФЛС выявляются достаточно редко, однако количество фальсификата по каждому выявленному факту обнаруживается значительно больше, чем на других этапах. Производство ФЛС осуществлялось не только в так называемых подпольных цехах, но и на фармацевтических предприятиях. В качестве примера можно привести следующие факты.

На фармацевтическом предприятии «Ферейн» ЗАО «Брынцалов А» фальсифицировались препараты всех лекарственных форм — растворы, таблетки, капсулы и т.п. Подделывались лекарственные средства 105 названий 300 серий зарубежных производителей. Изъято более 1 млн. упаковок фальсифицированных лекарств на сумму 36,6 млн. рублей. Кроме того, установлена реализация 1,8 млн. упаковок фальсифицированных лекарств. Оптовый сбыт ФЛС с целью маскировки преступной деятельности производился от имени двух дистрибьюторских фиктивных фирм — ООО «Фирма «Союз» и ООО «Союз Инпро», зарегистрированных по утраченным паспортам. О фиктивности этих фирм свидетельствуют, например, следующие факты. Генеральным директором фирма ООО «Фирма «Союз» является гражданин, на котором, по сведениям инспекции налоговой службы, зарегистрировано более 1600 фирм; генеральный директор фирмы ООО «Сервис Инпро», по сведениям Управления ЗАГС г. Москвы, скончался 3 декабря 2004 г., однако документы от его имени подписывались в течение всего 2005 года.

Покупатели подделок соблазнялись тем, что цена за них предлагалась ниже среднерыночной. Купить такие лекарства могли все желающие и даже те физические и юридические лица, у которых не было лицензии на фармацевтическую деятельность.

Действия преступников квалифицированы по ст. 171 (Незаконное предпринимательство) и ст. 180 УК РФ (Незаконное использование товарного знака). В качестве примеров производства ФЛС в подпольных цехах можно назвать производство фальсификата в одном из цехов автомастерской в г. Москве лицами без регистрации предпринимательской деятельности и без лицензии на производство лекарственных средств. Подделывались лекарственные препараты в форме таблеток 4 названий 4 серий зарубежных производителей. Действия преступников квалифицированы по ст. 171 УК РФ.

Второе подпольное производство выявлено в г. Нефтекамске Республики Башкортостан. В частном гараже лица без регистрации предпринимательской деятельности и без лицензии на производство ЛС производили из антиобледенителя «Мозаика», в котором содержался непригодный для употребления в пищевых целях спирт, лекарственный препарат «Раствор медицинский антисептический 95%». На этикетках был указан производитель ООО «Гиппократ». Действия преступников квалифицированы по ст. 180 и 238 УК РФ (Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности).

Этап оптовой торговли лекарствами характерен тем, что факты реализации фальсификата выявляются как при продаже аптечным учреждениям, так и оптовым организациям.

Так, одна из выявленных оптовых организаций, не имея лицензии, в течение 6 месяцев осуществляя незаконное предпринимательство, продала другим 5 оптовым организациям 460 тыс. упаковок фальсифицированных лекарств в форме таблеток двух названий 5 серий. Действия преступников квалифицированы по ст. 159 (Мошенничество) и 171 УК РФ. Второй пример — преступная деятельность оптовой организации ООО «Фитомаркет», зарегистрированной в г. Москве и осуществляющей свою деятельность на территории России. Данная фирма, имея поддельную лицензию на фармацевтическую деятельность, в течение двух лет реализовывала оптом и в розницу через свои 3 аптеки фальсифицированные лекарства. Действия преступника квалифицированы по ст. 159 и 171 УК РФ.

Этап розничной торговли лекарствами характерен тем, что фактов реализации уже известных фальсифицированных лекарств выявляется значительно больше, чем на первом и втором этапах. Так, в 2006 г., только за 10 дней операции «Фармаколог», проведенной органами внутренних дел совместно с сотрудниками территориальных подразделений Росздравнадзора и Роспотребнадзора, было выявлено более 600 аптечных учреждений, которые торговали либо хранили фальсифицированные лекарства. В этих аптеках изъято 1200 упаковок фальсифицированных лекарств. Уголовных дел по данным фактам возбуждено не было в связи с малозначительностью преступлений, не представляющих общественной опасности. Виновные за хранение и реализацию таких лекарств были привлечены к административной ответственности.

Этап приобретения лекарств потребителями характерен тем, что уже известные забракованные, недоброкачественные и фальсифицированные лекарства выявляются в торговой сети не уполномоченными органами государственной власти, а потребителями. Так, некоторые граждане, приобретая лекарство в аптечных учреждениях, проверяют их по номеру серии в службе «Фармконтроль» по телефону 737-75-25 на предмет их качества. Если сотрудники этой службы по звонку граждан, проверив лекарство, установят, что оно значится в базе данных как фальсифицированное либо недоброкачественное, то направляют информацию о таких лекарствах и адресах аптек, в которых их купили, в территориальные управления Росздравнадзора. Сотрудники проверят эту аптеку, изымут фальсификат и привлекут виновных к ответственности. Так, в 2007 г., по сведениям службы Фармконтроль гражданами выявлена реализация 15 фальсифицированных, 200 забракованных лекарственных препаратов и 140 не зарегистрированных в России биологически активных добавок. В службу Фармконтроль в 2007 г. поступило 20587 телефонных звонков от граждан.

Этап лечебного процесса и его обеспечение лекарственными средствами характерен тем, что на этом этапе ФЛС не выявляются, о них даже не слышно. Создается впечатление, что лекарства не дошли до пациента, потому что они выявлены, изъяты и уничтожены на других этапах. Однако имеющиеся факты свидетельствуют о том, что не все ФЛС выявляются и изымаются. Большинство из них все-таки доходит до пациентов, и их прием негативно влияет на лечебный процесс.

Факт первый. По оценке Росздравнадзора доля ФЛС на фармрынке России составляет ежегодно до 12% общего количества препаратов. Однако реально их выявляется ежегодно не более 1% <*>. Возникает вопрос: «А где остальные 11% поддельных лекарств?».

<*> Хабриев Р.У. Доклад в Торгово-промышленной палате РФ на круглом столе «Защита российского рынка медико-биологической и фармацевтической продукции от контрафактных и фальсифицированных товаров». Москва, 03.10.2006 г.

Факт второй. Следствием установлено, что на фармацевтическом предприятии «Ферейн» ЗАО «Брынцалов А», как уже было отмечено, подделывались лекарства 105 названий 300 серий, а на фармрынке за 2 года пока они производились, выявлено только 16 названий 31 серии. Остальные подделки беспрепятственно реализованы.

Факт третий. Следствием установлено, что предприятие ООО «Фитомаркет», не имея лицензии, более двух лет осуществляло оптовую продажу лекарств не только другим оптовым предприятиям, но и бюджетным учреждениям здравоохранения субъектов РФ. Наиболее часто и на крупные суммы (100 тыс. рублей) лекарства закупали территориальные фонды обязательного медицинского страхования для учреждений здравоохранения, работающих в системе ОМС. Когда в розничной торговле был выявлен фальсифицированный лекарственный препарат Линекс, то только оптовая коммерческая фирма ООО «САИ Интернешнл» обратилась в органы внутренних дел с заявлением о привлечении ООО «Фитомаркет» к уголовной ответственности за мошенничество. Ни одна бюджетная организация с таким заявлением не обратилась в ОВД, хотя закупала те же лекарственные средства.

Врачи, полагаясь на добросовестность сотрудников своих аптек, не признают наличие фальсифицированных лекарств в лечебных учреждениях, поэтому не усматривают причинной связи обострения болезни либо смерти больного с приемом фальсифицированных либо недоброкачественных лекарств, а недостаточный терапевтический эффект или проявление нетипичного побочного действия или увеличения частоты аллергических реакций, возникающих у пациента, обычно объясняют и связывают с неправильным подбором препарата, дозировки, предрасположенностью больного к аллергии и т.п.

Изложенное выше предопределяет необходимость провизорам и фармацевтам усилить контроль за качеством лекарственных средств, закупаемых (входной контроль) и находящихся в ЛПУ (учет складских остатков). Эти меры необходимы, т.к. государственные органы, осуществляющие борьбу с фальсифицированными лекарственными средствами, не в состоянии выявить и уничтожить все подделки и не допустить их проникновения в лечебно-профилактические учреждения и к пациенту.

Вместе с тем провизорам, фармацевтам и другим сотрудникам, задействованным в сфере обеспечения лекарственных средств, следует знать, что приобретение либо хранение фальсифицированных, недоброкачественных и забракованных лекарственных средств является грубым нарушением лицензионных требований и условий <*>. Ответственность и наказание за эти нарушения предусмотрена как Административным кодексом РФ (частями 3 и 4 ст. 14.1.) в виде штрафа до 50 тыс. рублей либо административного приостановления фармацевтической деятельности на срок до 90 суток, так и уголовной ответственностью.

<*> Постановление Правительства РФ от 06.07.2006 г. N 416 «Об утверждении Положения о лицензировании фармацевтической деятельности».

В лечебно-профилактических учреждениях сотрудники аптечных учреждений обязаны, не надеясь на гарантии фирм, которые снабжают их лекарственными средствами, организовать работу таким образом, чтобы своевременно выявить не только фальсифицированные лекарственные средства, но и мошенников, которые их продают.

С этой целью необходимо проверить продавца на наличие у него соответствующей лицензии. Для этого необходимо на сайте www.roszdravnadzor.ru в разделе «Лицензирование фармацевтической деятельности» в подразделах «Приостановленные и возобновленные лицензии» и «Аннулированные лицензии по фармацевтической деятельности» ознакомиться с имеющейся информацией Росздравнадзора о лицензиатах. В том случае, если в этих базах нет сведений об интересующей фирме, то необходимо направить запрос в Росздравнадзор о подтверждении наличия лицензии у интересующего физического или юридического лица. Кроме того, необходимо:

— иметь список Росздравнадзора о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах, который ведется с 1999 г. и размещен на сайте www.farmcontrol.ru, тел. (495)737-75-25, он постоянно, по мере выявления таких лекарств, пополняется;

— своевременно получать информацию Росздравнадзора о забракованных и фальсифицированных лекарственных средствах. Данная информация в форме писем Росздравнадзора по мере выявления таких лекарств размещается на сайте www.regmed.ru.

Используя указанные базы данных о недоброкачественных и фальсифицированных лекарственных средствах провизоры и фармацевты аптек ЛПУ при закупке и хранении лекарственных средств могут своевременно выявить такие лекарства и изъять их из оборота либо не закупать.

На этом статью можно было бы и закончить, однако, у читателя, несомненно, возникнет вопрос, а каково же количество фальсифицированных лекарственных средств на фармацевтическом рынке России?

По сведениям Росздравнадзора, количество выявленных фальсифицированных лекарственных средств среди реализуемых на российском фармацевтическом рынке с 1999 г. по 2007 г. возросло в несколько раз (см. рисунок).

Рисунок. Динамика выявленных фальсифицированных

350 -T———————————————————————————————————————————-

¦

¦

300 -+—————————————————————————————————————T—T—————

250 -+—————————————————————————————————————+ +—————

200 -+——————————————————————T—T———————+ +—————+ +—————

150 -+—————————————————-+(2)+———+ +——-+ +———+ +—————+ +—————

¦ —-¬ 101 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 101 —-+ ¦

100 -+—————————-+ +——-T—T——-+ +———+ +——-+ +———+ +——-T—+(3)¦ +—————

¦ 44 ¦ ¦ 49 ¦ ¦ —-+ ¦ —-+ ¦ —-+ ¦ —-+ ¦ 52 ¦ ¦ ¦ ¦ 44 ¦(2)¦

50 -+—————————-+ +—T—+ +—+(1)¦ +—-+(1)¦ +—+(1)¦ +—-+(1)¦ +—T—+ ¦ ¦ +———+ +—

¦ 6 9 14 31 —-+ ¦ ¦(1)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(1)¦ ¦ ¦ ¦ —-+ ¦

¦ (1) (2) (1)—-¬ ¦(1)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦(1)¦ ¦

¦—-T—¬ —-+(2)¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

0 -++—+—+-T-+—+—+-T-+—+—+-T-+—+—+-T-+—+—+-T—+—+—+-T-+—+—+-T—+—+—+-T-+—+—+—+—+-T—+—+—+-¬

—————————————————————————————————————————————-¬

¦ (1) Количество названий ЛС (2) Количество серий ЛС ¦

¦ (3) Кол-во названий ЛС ЗАО «Брынцалов А» (4) Кол-во серий ЛС ЗАО «Брынцалов А» ¦

В представленном рисунке обращает на себя внимание резкий рост выявленных фальсифицированных лекарств и серий в 2006 г. и значительное их снижение в 2007 г. Такая разница в количестве ФЛС объясняется результатами борьбы, осуществляемой сотрудниками Росздравнадзора и органов внутренних дел. В 2006 г. в процессе обычного ежегодного контроля за качеством лекарственных средств, находящихся в обращении, было выявлено 52 названия 101 серии ФЛС (на рисунке приведены данные без учета лекарств, оборот которых приостановлен в связи с возникшим сомнением в их подлинности). Кроме того, в 2006 г. в дополнение к указанному количеству было выявлено 105 названий 300 серий ФЛС, которые были обнаружены на фармацевтическом предприятии ЗАО «Брынцалов А» в процессе расследования уголовного дела <*>. Источниками поступления фальсифицированных лекарственных средств на российский фармацевтический рынок являются не только отечественные, но и зарубежные производители. При этом примерно 65% фальсификата производят отечественные производители, около 27% поступает из стран дальнего зарубежья — Болгарии, Польши, Индии, Китая и др., 8% — из стран СНГ и Балтии. В основном, подделывают зарубежные ЛС. По сведениям Росздравнадзора, в 2007 г. доля подделок зарубежных ЛС, по сравнению с 2006 г., увеличилась на 5% и составила 94% общего числа серий, признанных фальсифицированными <**>.

В заключение хотелось бы отметить, что производители и оптовые продавцы ФЛС, осуществляя свою главную цель, стремятся как можно быстрее продать фальсификат аптекам, выдавая его за качественный товар, и получить скрытую от государства прибыль, а всю ответственность за его реализацию переложить на аптеки.

Аптечный сектор, в отличие от производственного и оптового, весь на виду. Фальсификат проходит через сотрудников аптечных учреждений, поэтому дальнейшее его продвижение от аптеки к потребителю полностью зависит от добросовестности этих сотрудников. Если они поддержат производителей и оптовиков фальсификата и станут продавать такое лекарство, то они будут соучастниками преступления. Если же сотрудники аптек, выявив ФЛС в своей аптеке, заявят об этом в органы внутренних дел (милицию), то окажутся потерпевшими, что гарантирует им возмещение причиненного ущерба.

Старший научный сотрудник

ВНИИ МВД России

В.МАЗЕИН

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: баланс березовый по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

Скачать:

Скачать: Статья. Борьба с фальсифицированными лекарственными средствами
Скачать: Статья. Борьба с фальсифицированными лекарственными средствами

Облачный сервис «Забракованные серии ЛС»

Компания РЛС® предлагает новый сервис для автоматизированных медицинских информационных систем (МИС).
При интеграции с сервисом МИС получает доступ к оперативной информации по забракованным сериям лекарственных средств.
Источник: официальные письма от Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения.

Представлена информация:

  • торговое наименование;
  • серия, производитель;
  • причина изъятия;
  • поставщик;
  • дата и номер документа, на основании которого препарат был забракован.

Сервисы для разработчиков МИС

Презентация

Компания РЛС® представляет современный способ получения данных о медицинских продуктах с помощью web-сервисов, расположенных в облачной системе Microsoft Azure.
Сервис предназначен для встраивания в МИС.

При интеграции с сервисом МИС получает доступ к следующим данным:

  • структурированная номенклатурная информация о медицинских продуктах;
  • расширенные описания лекарственных средств, действующих веществ, БАДов и т.д.;
  • цветные изображения упаковок лекарственных средств;
  • штрихкоды (коды EAN), коды Росздравнадзора;
  • классификации по фармгруппам, МКБ-10, АТХ, ОКПД-2 и т.д.;
  • метки принадлежности к разным спискам: ОНЛС (ДЛО), ЖНВЛП, безрецептурный отпуск, наркотические препараты, сильнодействующие препараты и другие;
  • мониторинг цен на ЖНВЛП с учетом региональных надбавок;
  • проверка взаимодействия лекарственных средств.

Задачи:

  • создание единого информационного пространства в сфере обращения медицинских продуктов;
  • усовершенствование системы мониторинга движения медицинских продуктов в региональном фрагменте ЕГИСЗ;
  • ведение товарного учета;
  • централизованные закупки медицинских продуктов;
  • мониторинг забракованных серий лекарственных средств и цен на ЖНВЛП;
  • построение автоматических отчетов;
  • информационно-справочное сопровождения медицинских специалистов;
  • построение систем поддержки принятия решений.

Правообладатель: ООО «РЛС-Патент»
Вышковский Геннадий Леонидович

Задать вопросы и узнать условия подключения: e-mail: cd@rlsnet.ru, тел: +7 (495) 258-97-08

Вводится впервые

Настоящая общая фармакопейная статья устанавливает общие требования к хранению фармацевтических субстанций, вспомогательных веществ и лекарственных препаратов и распространяется на все организации, в которых имеет место хранение лекарственных средств, с учетом вида деятельности организации.

Хранение лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов осуществляется в соответствии с ОФС «Хранение лекарственного растительного сырья и лекарственных растительных препаратов».

Хранение — процесс хранения лекарственных средств до момента их использования в пределах установленного срока годности, являющийся составной частью обращения лекарственных средств.

Общие требования к помещениям для хранения лекарственных средств и организации их хранения

Хранение лекарственных средств должно осуществляться в предназначенных для этих целей помещениях. Устройство, состав, размеры площадей помещений для хранения, их эксплуатация и оборудование должны обеспечивать надлежащие условия хранения различных групп лекарственных средств.

Комплекс помещений для хранения должен включать:

  • помещение (зону) приемки, предназначенную для распаковки и приема упаковок с лекарственными средствами и их предварительного осмотра;
  • помещение (зону) для отбора проб лекарственных средств в соответствии с требованиями ОФС «Отбор проб»;
  • помещение (зону) для карантинного хранения лекарственных средств;
  • помещения для лекарственных средств, требующих особых условий хранения;
  • помещение (зону) для хранения забракованных, возвращенных, отозванных и/или лекарственных средств с истекшим сроком годности. Указанные лекарственные средства и места их хранения должны быть четко обозначены.

Зона хранения выделяется в общем помещении для хранения при отсутствии отдельного изолированного помещения.

Отделка помещений для хранения лекарственных средств должна отвечать действующим санитарно-гигиеническим требованиям, внутренние поверхности стен и потолков должны быть гладкими, допускающими возможность проведения влажной уборки.

В каждом помещении для хранения необходимо поддерживать климатический режим, соблюдая температуру и влажность воздуха, установленные фармакопейной статьей или нормативной документацией на лекарственные средства. Необходимый воздухообмен в помещениях для хранения создается с помощью кондиционеров, приточно-вытяжной вентиляции или другого оборудования. Естественное и искусственное освещение в помещениях для хранения должно обеспечивать точное и безопасное осуществление всех выполняемых в помещении операций. При необходимости должна быть обеспечена защита лекарственных средств от солнечного излучения.

Помещения для хранения лекарственных средств должны быть оснащены необходимым количеством поверенных в установленном порядке средств измерений (термометрами, гигрометрами, психрометрами и др.) для контроля и регистрации температуры и влажности, осуществляемых не реже одного раза в сутки. Средства измерений размещаются на расстоянии не менее 3 м от дверей, окон и отопительных приборов в доступном для считывания показаний месте, на высоте 1,5 — 1,7 м от пола. При этом их рекомендуется размещать в местах, где имеется наибольшая вероятность колебаний температуры и влажности или наиболее часто наблюдаются отклонения от требуемых параметров.

Регистрационные записи должны демонстрировать установленные для помещений режимы температуры и влажности, а при их несоответствии — корректирующие действия.

Помещения для хранения должны быть оборудованы достаточным количеством шкафов, сейфов, стеллажей, подтоварников, поддонов. Оборудование должно находиться в хорошем состоянии и быть чистым.

Стеллажи, шкафы и другое оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы обеспечить доступ х лекарственным средствам, свободный проход персонала и, в случае необходимости, доступность погрузочно-разгрузочных работ, а также доступность оборудования, стен, пола помещения для уборки.

В помещениях для хранения лекарственных средств должен поддерживаться надлежащий санитарный режим. Периодичность и методы уборки помещений должны соответствовать требованиям нормативных документов. Используемые санитарно-дезинфицирующие средства должны быть безопасными, риск загрязнения этими средствами лекарстве1шых средств, находящихся на хранении, должен быть исключен.

Должны быть разработаны специальные инструкции по уборке разлитых или рассыпанных лекарственных средств с целью полного устранения и предотвращения загрязнения других лекарственных средств.

При выполнении работ в помещениях для хранения лекарственных средств сотрудники должны носить специальную одежду и обувь, соблюдать правила личной гигиены.

В помещениях для хранения лекарственные средства размещают в соответствии с условиями хранения, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на лекарственные средства, с учетом их физико-химических и опасных свойств, фармакологического и токсикологического действия, вида лекарственной формы лекарственного препарата и способа его применения, агрегатного состояния лекарственного средства. При использовании компьютерных технологий допускается размещение лекарственных средств по алфавитному принципу, по кодам.

Стеллажи, шкафы, полки, предназначенные для хранения лекарственных средств, должны быть идентифицированы. Также необходимо идентифицировать хранящиеся лекарственные средства с помощью стеллажной карты, при использовании компьютерных технологий — с помощью кодов и электронных устройств.

При ручном способе разгрузочно-погрузочных работ высота укладки лекарственных средств не должна превышать 1,5 м. При использовании механизированных устройств при проведении разгрузочно-погрузочных работ лекарственные средства должны храниться в несколько ярусов. При этом общая высота размещения лекарственных средств на стеллажах не должна превышать возможности погрузочно-разгрузочных механизмов.

Лекарственные средства в помещениях для хранения должны размешаться в шкафах, на стеллажах, подтоварниках, поддонах и др. Не допускается размещение лекарственных средств на полу без поддона. Поддоны могут располагаться на полу в один ряд или на стеллажах в несколько ярусов, в зависимости от высоты стеллажа. Не допускаегся размещение поддонов с лекарственными средствами в несколько рядов но высоте без использования стеллажей.

При создании условий хранения отдельно взятого лекарственного средства необходимо руководствоваться требованиями, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации на это лекарственное средство, установленными производителем (разработчиком) лекарственного средства на основании результатов исследования стабильности в соответствии с ОФС «Сроки годности лекарственных средств».

Хранение лекарственных средств осуществляется в упаковке (потребительской, групповой), соответствующей требованиям нормативной документации на это лекарственное средство.

Хранение лекарственных средств осуществляется при относительной влажности не более 60 ± 5% в зависимости от соответствующей климатической зоны (I, II, III, IVA, IVB), если специальные условия хранения не указаны в нормативной документации.

Лекарственные средства следует хранить гак, чтобы не допустить их загрязнения, смешивания и перекрестной контаминации. Необходимо избегать посторонних запахов в помещениях для хранения.

Должна быть внедрена установленная в организации система учета лекарственных средств с ограниченным сроком годности. Если на хранении находятся нескольких серий одного наименования лекарственного средства, то для использования в первую очередь должно быть взято лекарственное средство, срок годности которого истекает раньше, чем у других.

Забракованные лекарственные средства должны быть идентифицированы и храниться в соответствующем помещении (зоне) в условиях, не допускающих их несанкционированного использования.

Особенности хранения отдельных групп лекарственных средств

Лекарственные средства, обладающие опасными свойствами (огнеопасные, взрывоопасные, радиофармацевтические, едкие, коррозионные, газы сжатые и сжиженные и др.), следует хранить в специально устроенных помещениях, оборудованных дополнительными средствами безопасности и охраны. При хранении необходимо обеспечить сохранность и заявленное качество лекарственных средств, предотвратить возможность проявления лекарственными средствами своих опасных свойств и создать безопасные условия груда сотрудников, осуществляющих работу с такими лекарственными средствами.

При устройстве помещений и организации хранения опасных лекарственных средств необходимо руководствоваться требованиями федеральных законов и нормативных правовых актов Российской Федерации.

Хранение наркотических и психотропных лекарственных средств должно осуществляться в соответствии с федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При хранении лекарственных средств, требующих защиты от влияния факторов внешней среды (света, температуры, атмосферного состава воздуха и др.), необходимо обеспечить указанный в фармакопейной статье или нормативной документации режим хранения. Отклонения от регламентируемых условий допускаются однократно только на краткосрочный период (не более 24 ч), если при этом специальные условия, например, постоянное хранение в холодном месте, не оговорены отдельно.

Лекарственные средства, которые под действием световой энергии могут изменять свои свойства (окисляться, восстанавливаться, разлагаться, изменять свой цвет и т.п.), являются фото- или светочувствительными; лекарственные средства, устойчивые к действию света, — фотостабильными. Влияние световой энергии может проявляться в воздействии прямых солнечных лучей, рассеянного света видимой области светового спектра и излучения ультрафиолетовой области.

Маркировка светочувствительных лекарственных средств, как правило, содержит указание: «Хранить в защшцешюм от света месте». Лекарственные средства, требующие защиты от действия света, должны храниться в помещениях или специально оборудованных зонах, обеспечивающих защиту от естественного и искусственного освещения. Фармацевтические субстанции, требующие защиты от действия света, следует хранить либо в упаковке из светозащитных материалов, либо в темном помещении или шкафах. Если в качестве упаковки особо чувствительных к свету фармацевтических субстанций используется тара стеклянная для лекарственных средств, необходимо тару оклеить черной светонепроницаемой бумагой.

Светочувствительные лекарственные препараты должны быть упакованы в светозащитную вторичную (потребительскую) упаковку и/или должны храниться в защищенном от света месте.

Лекарственные средства, которые при контакте с водой, влагой могут выделять газы и т.п., являются влагочувствительными. Маркировка влагочувствительных лекарственных средств, как правило, содержит указание: «Хранить в сухом месте». При хранении таких лекарственных средств необходимо создать условия, чтобы относительная влажность воздуха не превышала 50 % при комнатной температуре (при нормальных условиях хранения) или эквивалентном давлении паров при другой температуре. Выполнение требования также предусматривает хранение влагочувствительного лекарственного средства в воздухонепроницаемой (влагонепроницаемой) потребительской упаковке, обеспечивающей указанную защиту и соблюдение условий хранения при обращении лекарствешюго средства.

Для поддержания низкого содержания влаги при хранении лекарственных средств в установленных случаях используют осушающие вещества при условии исключения их прямого контакта с лекарственным средством.

Лекарственные средства с гигроскопическими свойствами необходимо хранить при относительной влажности не более 50 % в упаковке, представляющей собой тару стеклянную для лекарственных средств, герметично укупоренную, или в упаковке с дополнительной защитой, например, в мешке из полиэтиленовой пленки, в соответствии с требованиями фармакопейной статьи или нормативной документации.

Некоторые группы лекарственных средств изменяют свои свойства под влиянием газов атмосферного воздуха, таких как кислород или углерода диоксид. Для обеспечения защиты лекарственных средств от воздействия газов хранение лекарственных средств рекомендуется осуществлять в герметичной упаковке из материалов, не проницаемых для газов. Упаковка, по возможности, должна быть заполнена доверху и укупорена герметично.

Лекарственные средства, представляющие собой собственно летучие лекарственные средства или лекарственные средства, содержащие летучий растворитель: растворы и смеси летучих веществ; лекарственные средства, разлагающиеся с образованием летучих продуктов, требуют создания условий хранения, защищающих их от улетучивания и высыхания. Рекомендуется хранить лекарственные средства в прохладном месте, в герметически укупоренной упаковке из непроницаемых для улетучивающихся веществ материалов или в первичной и вторичной (потребительской) упаковке в соответствии с требованиями, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации.

Лекарственные средства, представляющие собой фармацевтические субстанции, содержащие кристаллизационную воду (кристаллогидраты), проявляют свойства гигроскопичных веществ. Хранение кристаллогидратов рекомендуется осуществлять в герметично укупоренной упаковке в соответствии с требовашнгми, указанными в фармакопейной статье или нормативной документации. Как правило, кристаллогидраты хранят при температуре от 8 до 15 °С и относительной влажности воздуха не более 60 %.

Лекарственные средства, изменяющие свои свойства под действием температуры окружающей среды, являются термочувствительными. Лекарственные средства могут изменять свои свойства под воздействием комнатной и более высокой температуры (термолабильные лекарственные средства) или иод воздействием пониженной температуры, в том числе при заморажи ва н и и.

При хранении термочувствительных лекарственных средств необходимо обеспечить температурный режим, регламентированный требованиями фармакопейной статьи или нормативной документации, указанный на первичной и/или на вторичной (потребительской) упаковке лекарствешюго средства.

Термолабильные лекарственные средства следует хранить в специально оборудованных помещениях (холодильных камерах) или в помещениях для хранения, оснащенных достаточным количеством холодильных шкафов, холодильников. Для хранения термолабильных лекарственных средств должны использоваться фармацевтические холодильники или холодильники для крови и ее препаратов.

Надлежащее качество иммунобиологических лекарственных средств, безопасность и эффективность их применения обеспечивается системой «холодовой цепи», которая должна выполняться на всех четырех ее уровнях.

В холодильниках (камерах, шкафах) должна быть установлена температура, соответствующая температурному режиму хранения находящихся в них лекарственных средств. Хранение иммунобиологических лекарственных препаратов должно осуществляться при температуре не выше 8 °С. К каждой упаковке иммунобиологического лекарственного препарата в холодильнике должен быть обеспечен доступ охлажденного воздуха. Не допускается совместное хранение в холодильнике иммунобиологических лекарственных препаратов с другими лекарственными средствами.

Для мониторинга температурного режима хранения термолабильных лекарственных средств все холодильники (камеры, шкафы) должны быть обеспечены термометрами. Непрерывный контроль температурного режима осуществляют с помощью термографов и терморегистраторов, показания которых регистрируют не реже двух раз в сутки.

Температурный режим на полках холодильника различен: температура ниже возле морозильной камеры, выше — возле открываемой дверной панели.

Обеспечение холодного места подразумевает хранение лекарственных средств в холодильнике при температуре от 2 до 8 °С, не допуская замораживания. Хранение в прохладном месте подразумевает хранение лекарственных средств при температуре от 8 до 15 °С. В этом случае допускается хранение лекарственных средств в холодильнике, за исключением лекарственных средств, которые при хранении в условиях температурного режима холодильника ниже 8 °С могут изменить свои физико-химические характеристики, например, настойки, жидкие экстракты и др. Хранение при комнатной температуре подразумевает температурный режим от 15 до 25 °С или, в зависимости от климатических условий, до 30 °С. Хранение в морозильной камере обеспечивает температурный режим лекарственных средств от -5 до -18 °С. Хранение в условиях глубокого замораживания предусматривает температурный режим ниже -18 °С.

Лекарственные средства целесообразно размещать в зонах и на полках холодильника, соответствующих их температурному режиму хранения. Не допускается хранение иммунобиологических лекарственных препаратов на дверной панели холодильника.

В помещениях для хранения необходимо обеспечить условия хранения лекарственных средств, требующих защиты от воздействия пониженной температуры, для которых в фармакопейной статье или нормативной документации установлен нижний предел температурного режима хранения.

Не допускается подвергать замораживанию лекарственные средства, имеющие соответствующие требования в фармакопейной статье или нормативной документации и указанные на первичной или вторичной упаковке, в том числе препараты инсулина, адсорбированные иммунобиологические препараты и др.

Не допускается подвергать замораживанию лекарствеипые средства, помещенные в упаковку, способную разрушаться при замораживании, например, лекарственные препараты в ампулах, стеклянных флаконах и др.

Используемые в фармакопее определения, характеризующие температурные режимы хранения лекарственных средств, приведены в таблице.

Необходимо обеспечить соблюдение условий хранения лекарственных средств и сохранения их целостности при транспортировании.

Для лекарственных средств, особо чувствительных к изменению температурного режима (вакцины. сыворотки и другие иммунобиологические лекарственные препараты, лекарственные препарат инсулина и др.), при транспортировании должен соблюдаться регламентируемый фармакопейной статьей или нормативной документацией температурный режим.

Определения, характеризующие режимы хранения лекарственных средств

Таблица — Определения, характеризующие режимы хранения лекарственных средств

Режим хранения Температурный интервал, °С
Хранить при температуре не выше 30 °С от 2 до 30 °С
Хранить при температуре не выше 25 °С от 2 до 25 °С
Хранить при температуре не выше 15 °С от 2 до 15 °С
Хранить при температуре не выше 8 °С от 2 до 8 °С
Хранить при температуре не ниже 8 °С от 8 до 25 °С
Хранить при температуре от 15 до 25 °С от 15 до 25 °С
Хранить при температуре от 8 до 15 °С от 8 до 15 °С
Хранить при температуре от -5 до -18 °С от -5 до -18 °С
Хранить при температуре ниже -18 °С от -18 °С

Скачать в PDF (ОФС.1.1.0010.15) (Хранение лекарственных препаратов)

«Экономический вестник фармации», 2003, N 11

В соответствии с Федеральным законом от 22.06.98 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах» и Положением о Министерстве здравоохранения Российской Федерации в ведении Минздрава России находятся вопросы регистрации, сертификации и государственного контроля за качеством медицинской продукции, выдача заключений о соответствии организации производства лекарственных средств предприятий-производителей требованиям вышеуказанного Федерального закона при лицензировании.

Кроме того, Минздравом России осуществляются полномочия по проведению инспекционных проверок предприятий-производителей лекарственных средств и выдача, в соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах», заключений о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств ОСТу 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)».

Минздравом России разработан и утвержден приказом от 04.04.2003 N 138 Порядок выдачи заключений о соответствии организации производства лекарственных средств на предприятиях фармацевтической промышленности требованиям Федерального закона от 22.06.1998 N 86-ФЗ «О лекарственных средствах», который прошел регистрацию в Минюсте России в установленном порядке. Данный приказ определил конкретный механизм осуществления положений Федерального закона «О лекарственных средствах» для промышленных предприятий в части организации ими производства лекарственных средств надлежащего качества.

Структура системы обеспечения качества лекарственных средств в Российской Федерации. В соответствии с Федеральным законом «О лекарственных средствах» обязательным условием для осуществления деятельности по производству лекарственных средств на территории Российской Федерации является наличие у предприятия-производителя лекарственных средств заключения о соответствии организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах». Соответствие требованиям Федерального закона подтверждается следующими процедурами и документами:

— аттестация федеральным органом контроля качества лекарственных средств контрольных лабораторий отдела контроля качества предприятия-производителя на соответствие установленным требованиям в области контроля качества производимых лекарственных средств;

— решение о выпуске в обращение на территории Российской Федерации лекарственных средств, выданное предприятию-производителю федеральным органом контроля качества лекарственных средств по результатам экспертизы их качества, эффективности и безопасности и последующего проведения государственного контроля качества заявленных предприятием-производителем к выпуску лекарственных средств;

— заключение о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств предприятия-производителя требованиям правил организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP), утвержденных федеральным органом контроля качества лекарственных средств.

Минздрав России при выдаче заключений о соответствии организации производства и контроля качества лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах» обращает особое внимание на наличие на предприятиях внутрипроизводственной системы контроля качества лекарственных средств и осуществляет аккредитацию контрольных лабораторий ОКК предприятий по выпуску лекарственных средств.

Динамика аккредитации лабораторий ОКК отечественных предприятий (по годам) представлена в таблице.

Таблица

2000 г.

2001 г.

2002 г.

1 полугодие
2003 г.

Количество
лабораторий ОКК

Увеличение числа лабораторий ОКК, аттестованных Минздравом России в установленном порядке, положительно отразилось на уменьшении распространения на фармацевтическом рынке продукции ненадлежащего качества» (диагр. 1).

Диаграмма 1

Контроль качества лекарственных средств

6000 — 5804

¦ —-¬

¦ ¦ ¦

5000 +- ¦ ¦ 4177

¦ ¦ ¦ —-¬ 3842

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ —-¬

4000 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

3000 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

2000 +- ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ 739

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦—-¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦

1000 +- ¦ ¦ 237 ¦ ¦ 234 ¦ ¦¦ ¦

¦ ¦ ¦—-¬ 168 ¦ ¦ 159 —-¬ ¦ ¦¦ ¦ 100

¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬ 13 ¦ ¦—-¬¦ ¦ 18 ¦ ¦¦ ¦—-¬ 21

¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦¦ ¦¦ ¦—-¬

¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦

0 L—+—++—++—++—++—++—++—++—++—++—++—++—+—

2000 2001 2002

<1> Предварительный контроль.

<2> Выборочный контроль территориальных органов.

<3> Выборочный контроль.

<4> Повторный выборочный контроль.

По сравнению с 2001 годом количество забракованных в 2002 г. отечественных лекарственных средств уменьшилось на 27,2%. В 2003 г. положительная тенденция сокращения числа забракованной продукции продолжает сохраняться (диагр. 2).

Диаграмма 2

Забракованные в Российской Федерации

лекарственные средства с 1999 по 2002 гг.

3000— 2820

¦ —-¬

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

2500+- ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 2030

¦ ¦ ¦ —-¬

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

2000+- ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦ 1644 ¦ ¦ 1554

¦ ¦ ¦ —-¬ ¦ ¦ —-¬

1500+- ¦ ¦ 1398 ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦—-¬ ¦ ¦ ¦ ¦ 1262 ¦ ¦

¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ 1076 ¦ ¦—-¬ ¦ ¦

¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦—-¬ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦

1000+- ¦ ¦¦ ¦ 741 ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ 969 843

¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬ 681 ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦—-¬ —-¬

¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦—-¬ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦ 515

¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦—-¬

500+- ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ 328 ¦ ¦¦ ¦ 419 ¦ ¦¦ ¦ 323 ¦ ¦¦ ¦ 200

¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦ 240 —-¬ ¦ ¦¦ ¦ 349 —-¬ ¦ ¦¦ ¦ 262 —-¬ ¦ ¦¦ ¦ 128 —-¬

¦ ¦ ¦¦ ¦¦ ¦¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦ ¦ ¦¦ ¦—-¬¦ ¦

¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦ ¦<1>¦¦<2>¦¦<3>¦¦<4>¦

0 L—+—++—++—++—+—+—++—++—++—+—+—++—++—++—+—+—++—++—++—+—+—++—++—++—+—-

1998 1999 2000 2001 2002

<1> Всего.

<2> Производства стран Балтии и СНГ.

<3> Отечественного производства.

<4> Зарубежного производства.

В настоящее время Минздравом России разработана и введена в действие Инструкция «О порядке аттестации контрольных лабораторий отделов контроля качества организаций в сфере обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации». Указанный документ призван оказать предприятиям методическую помощь в организации системы контроля и обеспечения качества производимых лекарственных средств с целью сокращения числа рекламаций и обеспечения высоких потребительских свойств отечественной лекарственной продукции.

Нормативно-правовая база контроля качества и обязательной сертификации лекарственных средств. Основой данной нормативно-правовой базы является соблюдение производителями лекарственных средств требований ОСТ 42-510-98.

С целью усиления контроля качества лекарственных средств, находящихся в сфере обращения на территории Российской Федерации Минздравом России разработан и утвержден приказом от 04.04.2003 N 137 «Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств на территории Российской Федерации», который прошел регистрацию в Минюсте России в установленном порядке. Данный приказ определил механизм осуществления государственного контроля качества лекарственных средств, производимых отечественными предприятиями, установил сроки и последовательность процедуры освоения предприятиями новых лекарственных средств и обеспечения стабильного качества уже освоенного ассортимента (рис. 1).

Рисунок 1

Система государственного контроля качества

лекарственных средств

——————————————————————¬

¦ Нормативно-правовая база государственного контроля ¦

¦ качества и обязательной сертификации лекарственных ¦

¦ средств ¦

¦ ¦

¦ — ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля¦

¦качества лекарственных средств (GMP)», утвержден Минздравом¦

¦России от 25.02.98 ¦

¦ — Приказ Минздрава России «Об утверждении порядка¦

¦государственного контроля качества лекарственных средств на¦

¦территории Российской Федерации» ¦

¦ — Приказ Минздрава России «Об утверждении порядка выдачи¦

¦заключений о соответствии организации производства лекарственных¦

¦средств требованиям Федерального закона «О лекарственных¦

¦средствах» от 04.04.2003 N 138, зарегистрирован Минюстом России¦

¦10.04.2003, регистрационный N 4401 ¦

¦ — Правила проведения сертификации в Системе сертификации¦

¦лекарственных средств Системы сертификации ГОСТ Р, утверждены¦

¦Минюстом России от 29.07.02 N 3556 ¦

¦ — Приказ Минздрава России «Об утверждении порядка сокращения¦

¦объема проводимых испытаний лекарственных средств» от 15.12.02¦

¦N 384, зарегистрирован Минюстом России от 24.12.02 N 4073 ¦

Описанный приказом Порядок осуществления государственного контроля качества лекарственных средств осуществляется в учреждениях Системы государственного контроля качества лекарственных средств, основу которой составляет Департамент, ФГУ «НЦ ЭСМП» и другие экспертные органы, а также территориальные органы контроля качества лекарственных средств (рис. 2).

Рисунок 2

Система государственного контроля качества

лекарственных средств

—————————¬ —————————¬

¦ ФГУ «Научный центр ¦ ¦ Департамент ¦

¦ экспертизы средств ¦<———->¦государственного контроля¦

¦ медицинского применения ¦ ¦ лекарственных средств, ¦

L————————— ¦ изделий медицинского ¦

¦назначения и медицинской ¦

—>¦техники Минздрава России ¦

—————————¬ ¦ L—————————

¦ Центральная лаборатория ¦ ¦ /\ /\ /\

¦государственного контроля¦<——— ¦ ¦ ¦

¦ препаратов крови ¦ ¦ ¦ ¦

L————————— ¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

¦ ¦ ¦

\/ ¦ ¦

————————¬ ¦ ¦

¦ГИСК им. Л.А.Тарасевича¦ ¦ ¦

L———————— ¦ ¦

————- ¦

¦ \/

—————————¬ ¦ —————————¬

¦Предприятия-производители¦ ¦ ¦ Территориальные органы ¦

¦ лекарственных средств ¦<——— ¦ контроля качества ¦

¦ ¦<———->¦ лекарственных средств ¦

L————————— L—————————

Виды государственного контроля качества лекарственных средств. По видам государственный контроль качества лекарственных средств подразделяется на предварительный контроль, выборочный контроль и повторный выборочный контроль качества лекарственных средств, проводимый в спорных случаях.

Данным приказом утверждена согласованная с Минюстом России форма решения Минздрава России о возможности выпуска лекарственных средств предприятий-производителей в сферу обращения лекарственных средств на территории Российской Федерации после прохождения процедуры государственного контроля качества промышленных серий каждого лекарственного средства, производимого или ввозимого на территорию страны. (Основные задачи по обеспечению контроля качества лекарственных средств на ближайшую перспективу представлены на рис. 3).

Ключевым вопросом соответствия организации производства лекарственных средств требованиям Федерального закона «О лекарственных средствах» является соблюдение предприятиями-производителями Правил организации производства и контроля качества лекарственных средств GMP. В настоящее время организация производства и контроля качества лекарственных средств, выпускаемых предприятиями-производителями в соответствии с указанным отраслевым стандартом GMP, утвержденным совместным приказом Минздрава России и Минэкономики России в 1999 году, приобретает особое значение в свете грядущего вступления России в ВТО.

Обязательность соблюдения требований данных Правил была определена совместным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации и Министерства экономики Российской Федерации от 03.12.99 г. N 432/512 «О введении в действие Стандарта отрасли ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)». Приказ предусматривает поэтапный переход российских предприятий на GMP в полном объеме до 31 марта 2005 года. В рамках лицензирования производства лекарственных средств, Минздрав России осуществлял проверки предприятий на соответствие требованиям данного ОСТа. С 2000 года по 2002 год более 200 предприятий по требованию Минздрава России разработали планы приведения своих производств в соответствие с требованиями ОСТ 42-510-98.

Нормативная правовая база для перевода отечественной промышленности на требования GMP. Основу ее составляет Программа развития отрасли, рассчитанная на период до 2005 года, а также приказ Минэкономики России и Минздрава России N 432/512, который ввел в действие ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств».

Рисунок 3

——————————————————————¬

¦ Основные задачи Департамента государственного контроля ¦

¦ лекарственных средств и медицинской техники Минздрава ¦

¦ России на ближайшую перспективу: ¦

¦ ¦

¦Обеспечение контроля за качеством, эффективностью и¦

¦безопасностью лекарственных средств. ¦

¦ ¦

¦Государственная регистрация лекарственных средств и ведение¦

¦государственного реестра лекарственных средств, производимых на¦

¦территории России и ввозимых на ее территорию. ¦

¦ ¦

¦Проведение регистрации отпускных цен производителей на¦

¦лекарственные средства, включенные в перечень жизненно¦

¦необходимых и важнейших лекарственных средств. ¦

¦ ¦

¦Государственный надзор за соблюдением требований государственных¦

¦стандартов, фармакопейных статей, технических условий и контроль¦

¦за обращением лекарственных средств. ¦

В настоящее время с целью повышения заинтересованности предприятий-производителей лекарственных средств в ускорении внедрения у себя требований ОСТ 42-510-98, Минздравом России в рамках обязательной Системы сертификации лекарственных средств предусмотрена добровольная сертификация систем менеджмента качества производителей лекарственных средств на соответствие требованиям стандартов серии ГОСТ Р ИСО 9001, а также требованиям ОСТ 42-510-98. Сертификат соответствия систем менеджмента качества (производства) лекарственных средств позволяет его владельцам — предприятиям по производству лекарственных средств, проходить обязательную сертификацию выпускаемой лекарственной продукции на основании процедуры испытаний образцов типа продукции один раз в 6 месяцев. Среди отечественных предприятий-производителей лекарственных средств подобные сертификаты получили ОАО «Нижфарм» и ОАО «УфаВИТА». На стадии оформления находится сертификат ЗАО «Верофарм».

Опыт работы по внедрению ОСТ 42-510-98 «Правила организации производства и контроля качества лекарственных средств (GMP)» показал, что имеются существенные различия в требованиях данного стандарта и требованиях международных Правил GMP ЕС, причем внедрение ОСТа требует больших капитальных и эксплуатационных затрат.

В связи с принятием Федерального закона «О техническом регулировании» Минздравом России проводится большая работа по приведению нормативной базы в области требований к организации производства и контроля качества лекарственных средств в соответствии с международными требованиями и требованиями ВТО.

В Европе действуют Правила надлежащей практики производства лекарственных средств GMP ЕС (Директива 91/412/ЕЕС). В США — Кодекс федеральных правил, Титул 21 (часть 210 «Современная рекомендуемая практика производства, переработки, упаковки и хранения медицинской продукции» и часть 211 «Современная рекомендуемая практика производства готовых лекарственных средств» — GMP США), имеющий силу федерального закона. Реализация лекарственных средств, в том числе импортируемых, допускается только тогда, когда производство сертифицировано на соответствие Правилам GMP. Инспекция производителей проводится экспертами ЕС или США независимо от страны — поставщика лекарственных средств.

Аналогичные правила действуют и в других странах. Например, Украиной принято решение о введении Правил надлежащего производства лекарственных средств — GMP ЕС. Подготовка к их введению ведется и в других странах Восточной Европы и СНГ.

Основным требованием к разрабатываемым в Российской Федерации стандартам и правилам является их направленность на обеспечение конкурентоспособности отечественной продукции и ее соответствия мировому уровню. Необходимым условием решения этой задачи является гармонизация отечественных стандартов и международных норм. Данный подход соответствует действующему Соглашению по техническим барьерам в торговле Всемирной торговой организации, а также Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей».

В течение периода до 2005 года планируется разработка целого ряда документов, регламентирующих организацию производства и контроля качества лекарственных средств на основе Правил GMP Европейского союза, в первую очередь, технического регламента Российской Федерации «Правила производства и контроля качества лекарственных средств». В настоящее время Минздравом России и Госстандартом России в соответствии с поручением Правительства Российской Федерации ведется подготовка к утверждению в качестве постановления Правительства Российской Федерации проекта указанного документа. На сегодняшний день проект технического регламента по Правилам GMP прошел согласование со всеми заинтересованными ведомствами (кроме Минпромнауки России) и общественными организациями. В соответствии с процедурой рассмотрения документов такого рода, предусмотренной Федеральным законом «О техническом регулировании», Госстандартом России ведется формирование экспертной комиссии для выработки окончательного заключения по проекту «Правил». Актуальность принятия данного документа была подтверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным на встрече с руководителями предприятий перерабатывающих отраслей. По итогам этой встречи Президентом России было дано конкретное поручение о введении Правил GMP ЕС в фармацевтической отрасли с 1 января 2005 года.

По материалам доклада

на Втором международном

форуме «Здравоохранение,

фармация и медицина 2003″,

20-24 сентября, Сочи

Начальник отдела

госконтроля производства

лекарственных средств

Департамента государственного

контроля лекарственных средств,

изделий медицинского

назначения и медицинской

техники Минздрава России

А.В.БУРАН

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: пробковая доска по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.Скачать: Статья. Основные направления государственного контроля лекарственных средств в свете внедрения GMP ЕС и вступления России в ВТО
Скачать: Статья. Основные направления государственного контроля лекарственных средств в свете внедрения GMP ЕС и вступления России в ВТО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *