Закон 3 ФЗ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О наркотических средствах и психотропных веществах

Принят Государственной Думой 10 декабря 1997 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 1997 года

Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые основы государственной политики в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в области противодействия их незаконному обороту в целях охраны здоровья граждан, государственной и общественной безопасности. (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

Глава I. Общие положения

Статья 1. Основные понятия

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

наркотические средства — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Единой конвенцией о наркотических средствах 1961 года; (В редакции Федерального закона от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

психотропные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, препараты, природные материалы, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией о психотропных веществах 1971 года;

прекурсоры наркотических средств и психотропных веществ (далее — прекурсоры) — вещества, часто используемые при производстве, изготовлении, переработке наркотических средств и психотропных веществ, включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, в том числе Конвенцией Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года;

аналоги наркотических средств и психотропных веществ — запрещенные для оборота в Российской Федерации вещества синтетического или естественного происхождения, не включенные в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, химическая структура и свойства которых сходны с химической структурой и со свойствами наркотических средств и психотропных веществ, психоактивное действие которых они воспроизводят;

препарат — смесь веществ в любом физическом состоянии, содержащая одно или несколько наркотических средств или психотропных веществ либо один или несколько прекурсоров, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации; (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

оборот наркотических средств, психотропных веществ — разработка, производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, распределение, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение наркотических средств, психотропных веществ, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (В редакции федеральных законов от 18.07.2009 № 177-ФЗ; от 19.05.2010 № 87-ФЗ; от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — оборот наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, осуществляемый в нарушение законодательства Российской Федерации;

производство наркотических средств, психотропных веществ — действия, направленные на серийное получение наркотических средств или психотропных веществ из химических веществ и (или) растений;

изготовление наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых на основе наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров получены готовые к использованию и потреблению формы наркотических средств, психотропных веществ или содержащие их лекарственные средства;

переработка наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров — действия, в результате которых происходят рафинирование (очистка от посторонних примесей), повышение в препарате концентрации наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров, а также получение на основе одних наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров других наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров либо получение веществ, не являющихся наркотическими средствами, психотропными веществами или их прекурсорами; (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

распределение наркотических средств, психотропных веществ — действия, в результате которых в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации, конкретные юридические лица получают в установленных для них размерах конкретные наркотические средства или психотропные вещества для осуществления оборота наркотических средств или психотропных веществ;

ввоз (вывоз) наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее — ввоз (вывоз) — перемещение наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров с территории другого государства на территорию Российской Федерации или с территории Российской Федерации на территорию другого государства; (В редакции Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

наркомания — заболевание, обусловленное зависимостью от наркотического средства или психотропного вещества;

больной наркоманией — лицо, которому по результатам медицинского освидетельствования, проведенного в соответствии с настоящим Федеральным законом, поставлен диагноз «наркомания»;

незаконное потребление наркотических средств или психотропных веществ — потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача;

государственные квоты на наркотические средства и психотропные вещества (далее — государственные квоты) — квоты на наркотические средства и психотропные вещества, устанавливаемые Правительством Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации на основании расчета потребности Российской Федерации в наркотических средствах и психотропных веществах, в пределах которых осуществляется их оборот;

профилактика незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ, наркомании — совокупность мероприятий политического, экономического, правового, социального, медицинского, педагогического, культурного, физкультурно-спортивного и иного характера, направленных на предупреждение возникновения и распространения наркомании; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 170-ФЗ; в редакции Федерального закона от 07.06.2013 № 120-ФЗ)

антинаркотическая пропаганда — пропаганда здорового образа жизни, в том числе физической культуры и спорта, направленная на формирование в обществе негативного отношения к наркомании; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.10.2006 № 170-ФЗ)

аналитические (стандартные) образцы наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров (далее также — аналитические образцы) — препараты, состав которых в установленном порядке подтвержден сертификатом качества и которые предназначены для использования в экспертной, оперативно-розыскной, научной и учебной деятельности, а также при медицинском освидетельствовании; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.07.2007 № 134-ФЗ; в редакции Федерального закона от 14.06.2011 № 139-ФЗ)

оборот прекурсоров — разработка, производство, переработка, хранение, перевозка, пересылка, отпуск, реализация, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, уничтожение прекурсоров, разрешенные и контролируемые в соответствии с законодательством Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ; в редакции Федерального закона от 01.03.2012 № 18-ФЗ)

производство прекурсоров — действия, направленные на получение готовых к использованию и (или) потреблению прекурсоров из химических веществ и (или) растений; (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры (далее — наркосодержащие растения), — растения, из которых могут быть получены наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры и которые включены в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

культивирование наркосодержащих растений — деятельность, связанная с созданием специальных условий для посева и выращивания наркосодержащих растений, а также их посев и выращивание, совершенствование технологии выращивания, выведение новых сортов, повышение урожайности и устойчивости к неблагоприятным метеорологическим условиям; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

незаконное культивирование наркосодержащих растений — культивирование наркосодержащих растений, осуществляемое с нарушением законодательства Российской Федерации; (Абзац введен — Федеральный закон от 19.05.2010 № 87-ФЗ)

лечение больных наркоманией — комплекс медицинских вмешательств, выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является устранение или облегчение проявлений наркомании либо связанных с ней состояний, восстановление или улучшение здоровья, трудоспособности и качества жизни; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

реабилитация больных наркоманией — комплекс мероприятий медицинского, психологического и социального характера, направленных на полное или частичное восстановление нарушенных вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача функций пораженного органа либо системы организма и (или) компенсацию утраченных функций, а также максимально возможное восстановление и (или) формирование социальных навыков и навыков психологической устойчивости; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

профилактические мероприятия — мероприятия, направленные на предупреждение потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача и укрепление психического здоровья лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

побуждение больных наркоманией к лечению от наркомании и реабилитации — комплекс правовых и организационных мероприятий, направленных на создание дополнительных стимулов для больных наркоманией принимать решение о лечении от наркомании и медицинской и (или) социальной реабилитации; (Абзац введен — Федеральный закон от 25.11.2013 № 313-ФЗ)

реализация наркотических средств, психотропных веществ — действия по продаже, передаче наркотических средств, психотропных веществ одним юридическим лицом другому юридическому лицу для дальнейших производства, изготовления, реализации, отпуска, распределения, использования в медицинских, ветеринарных, научных, учебных целях, в экспертной деятельности; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ)

отпуск наркотических средств, психотропных веществ — действия по передаче наркотических средств, психотропных веществ юридическим лицом в пределах своей организационной структуры, а также физическим лицам для использования в медицинских целях; (Абзац введен — Федеральный закон от 31.12.2014 № 501-ФЗ)

новые потенциально опасные психоактивные вещества — вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен; (Абзац введен — Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ)

оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ — производство, изготовление, переработка, хранение, перевозка, пересылка, приобретение, использование, ввоз на территорию Российской Федерации, вывоз с территории Российской Федерации, а также сбыт новых потенциально опасных психоактивных веществ (их продажа, дарение, обмен либо отчуждение этих веществ другим лицам любыми способами). (Абзац введен — Федеральный закон от 03.02.2015 № 7-ФЗ)

Статья 2. Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации

1. Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации (далее — Перечень), и в зависимости от применяемых государством мер контроля вносятся в следующие списки:

список наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации запрещен в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список I), за исключением случаев, предусмотренных пунктами 1 и 5 статьи 14 настоящего Федерального закона; (В редакции федеральных законов от 19.07.2007 № 134-ФЗ; от 14.06.2011 № 139-ФЗ)

список наркотических средств и психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список II);

список психотропных веществ, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список III);

список прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются меры контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации (далее — Список IV), включающий: (В редакции Федерального закона от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются особые меры контроля (далее — Таблица I); (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых устанавливаются общие меры контроля (далее — Таблица II); (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

таблицу прекурсоров, оборот которых в Российской Федерации ограничен и в отношении которых допускается исключение некоторых мер контроля (далее — Таблица III). (Абзац введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

11. При формировании таблиц прекурсоров, указанных в пункте 1 настоящей статьи, следует учитывать:

особенности физико-химических свойств конкретных веществ;

масштабы и объемы оборота конкретных веществ в сфере международной торговли;

масштабы и объемы использования конкретных веществ в промышленности и быту;

наличие достоверной информации о фактах использования конкретных веществ при незаконном изготовлении наркотических средств и психотропных веществ.

(Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2009 № 177-ФЗ)

2. Перечень утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Перечень подлежит официальному опубликованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (В редакции федеральных законов от 30.06.2003 № 86-ФЗ; от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

3. Порядок внесения изменений и дополнений в Перечень устанавливается Правительством Российской Федерации.

4. В отношении препаратов предусматриваются меры контроля, аналогичные тем, которые устанавливаются в отношении наркотических средств и психотропных веществ, содержащихся в них.

5. В отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III или IV, и поэтому не представляют опасности в случае злоупотребления ими или представляют незначительную опасность и из которых указанные средства или вещества не извлекаются легкодоступными способами, могут исключаться некоторые меры контроля, установленные настоящим Федеральным законом. Порядок применения мер контроля в отношении указанных препаратов устанавливается Правительством Российской Федерации.

6. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, устанавливает предельно допустимое количество наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, содержащихся в препаратах, указанных в пункте 5 настоящей статьи. (В редакции Федерального закона от 25.11.2013 № 317-ФЗ)

Статья 21. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации

1. Наркосодержащие растения, подлежащие контролю в Российской Федерации, включаются в Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации.

2. Перечень растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества либо их прекурсоры и подлежащих контролю в Российской Федерации, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, или федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области сельского хозяйства. (В редакции федеральных законов от 25.11.2013 № 317-ФЗ; от 03.07.2016 № 305-ФЗ)

3. К хранению, перевозке, пересылке, реализации, приобретению, использованию, ввозу (вывозу) наркосодержащих растений и частей таких растений, которые не включены в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, применяются меры контроля, аналогичные мерам, применяемым в отношении содержащихся в них наркотических средств, психотропных веществ или их прекурсоров.

4. Меры контроля, предусмотренные пунктом 3 настоящей статьи, не применяются в отношении сортов наркосодержащих растений, разрешенных для культивирования в промышленных целях (за исключением производс

М. А. Темботова*

Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен: вопросы нормативно-правового регулирования

Аннотация. В статье с учетом актуальности правового регулирования вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра веществ даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой работы с учетом реально сложившейся обстановки. Высказывается мнение о необходимости принятия МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ.

Автор приходит к выводу, что для включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования — требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества, а именно проведение судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические каннабиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

Ключевые слова: новые потенциально опасные психоактивные вещества, психотропные вещества, спайсы, Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен.

001: 10.17803/1994-1471.2018.87.2.139-143

В России, как и во всем мире, наблюдается лавинообразное распространение новых потенциально опасных психоактивных веществ под названием «спайсы» либо «курительные смеси». Новые виды таких синтетических психоактивных веществ представляют чрезвычайную опасность для здоровья лиц, допускающих их потребление, в первую очередь в связи с абсолютной непредсказуемостью их воздействия на организм человека. Некото-

рые из этих веществ обладают сильнейшими отравляющими свойствами. Вредное влияние спайса на организм и психику людей может быть значительно опаснее, чем действие других наркотиков растительного происхождения.

По общим наблюдениям медиков, можно сказать о том, что спайс очень мощно воздействует на психику. У многих пациентов наркологических клиник, одурманенных высокой дозой спайса, наблюдались галлюцинации, несвязная

© Темботова М. А., 2018

* Темботова Марьяна Арсеновна, аспирантка кафедры уголовного права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) Tembotova07@mail.ru

125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9

речь, граничащая с бредом, сильное нервно-навязчивое состояние тревоги, доходящей до паники. Зафиксировано много случаев, когда люди кончали жизнь самоубийством под действием спайса либо пытались это сделать, чаще всего выпрыгивая из окон домов или нанося себе ранения режущими предметами. Выжившие нередко объясняли это спонтанным порывом, который нельзя было контролировать, либо сильным чувством ничем не объяснимого панического страха. Бывшие наркоманы, продолжительное время употреблявшие спайсы, говорят, что достаточно лишь маленькой дозы, чтобы получить сильный эффект1.

Федеральным законом от 03.02.2015 № 7-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»2 в УК РФ внесена новая статья — 234.1 «Незаконный оборот новых потенциально опасных психоактивных веществ».

В статье 1 Федерального закона от 08.01.1998 № 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах» (далее — Закон № Э-ФЗ) определено, что новые потенциально опасные психоактивные веществе (далее — НПОПВ) — «это вещества синтетического или естественного происхождения, включенные в Реестр новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен» (далее — Реестр).

Следует обратить внимание, что ст. 234.1 УК РФ в настоящее время не применяется, так как в Реестр еще не включено ни одно вещество, признанное новым потенциально опасным психоактивным веществом.

В статье будут рассмотрены проблемы, возникающие в сфере нормативно-правового регулирования вопросов, связанных с включением в Реестр и исключением из Реестра НПОПВ.

Согласно принятым актам включение вещества в Реестр осуществляется при получении должностными лицами органов прокуратуры,

Следственного комитета РФ, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, органов внутренних дел, таможенных органов, органов федеральной службы безопасности сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества.

Очевидно, что эти органы должны передавать имеющиеся у них сведения МВД России, которое решит вопрос о включении соответствующего вещества в Реестр. Предстоит разработать и утвердить соответствующим нормативным актом вопросы координации деятельности указанных органов в этой сфере.

Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России) упразднена Указом Президента РФ от 05.04.2016 № 156 «О совершенствовании государственного управления в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров и в сфере миграции» и передал ее функции и полномочия Министерству внутренних дел Российской Федерации (МВД России).

МВД России, являясь федеральным органом исполнительной власти и правопреемником ФСКН России, будет исполнять функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров.

Порядок включения веществ в Реестр определяется приказом ФСКН России от 18.02.2015 № 69 «Об утверждении Порядка формирования и содержания Реестра новых потенциально опасных психоактивных веществ, оборот которых в Российской Федерации запрещен»3. Представляется, что упразднение ФСКН России, а также недостаточно полное регулирование вопросов включения новых потенциально опас-

1 См.: Влияние спайса на организм человека // URL: http://www.vrednovsyo.ru/index.php?newsid=139 (дата обращения: 16.02.2017).

2 Российская газета. 06.02.2015.

3 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2015. № 31.

ных психоактивных веществ в Реестр4 диктуют необходимость разработки нового Реестра.

При разработке МВД России соответствующих актов и наполнении Реестра целесообразно решение следующих вопросов.

Распоряжение о включении вещества в Реестр, «безусловно, является нормативным правовым актом», а следовательно, издается «на основе и во исполнение, как это имеет место в данном случае, федеральных законов». Далее по процедуре прохождения нормативных правовых актов «проект такого нормативного правового акта должен направляться в Министерство экономического развития Российской Федерации для оценки регулирующего воздействия в порядке, установленном Правительством РФ»5.

Проводится общественное обсуждение проекта правового акта, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, что занимает не менее 15 дней.

Длительность и сложность процедуры включения вещества в Реестр привела к тому, что Реестра как такового нет, а ст. 234.1 УК РФ не работает.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Несомненно, МВД РФ необходимо совершенствовать Порядок включения веществ в Реестр на предмет его упрощения.

Нельзя не согласиться с мнением А. В. Федорова, что «необходимо и дальнейшее совершенствование нормативно-правового регулирования в указанной сфере, в том числе с учетом поручения Президента РФ по итогам заседания Президиума Государственного Совета РФ 17 июня 2015 г. по формированию единых подходов государств — участников ОДКБ и ЕАЭС в отношении государственной регистрации новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также в части, касающейся установления ад-

министративной и уголовной ответственности за их незаконный оборот»6.

Включение вещества в Реестр осуществляется при получении уполномоченными должностными лицами сведений о его потреблении, которые должны быть подтверждены результатами медицинского освидетельствования лиц, находящихся под воздействием этого вещества, проведенного в соответствии со ст. 44 Закона № З-ФЗ. Таким образом, чтобы поставить опасное вещество под запрет, необходим его потребитель, согласившийся пройти медицинское освидетельствование.

Таким образом, для включения в Реестр нового психоактивного вещества необходимо наличие одновременно следующих обстоятельств:

— вещество должно вызывать у человека состояние наркотического или иного токсического опьянения;

— вызванное опьянение должно быть опасным для жизни и здоровья;

— в отношении вещества отсутствуют санитарно-эпидемиологические требования либо меры контроля за его оборотом;

— факт потребления должен быть подтвержден результатами медицинского освидетельствования лица, находящегося под воздействием этого вещества7.

Однако, как считают А. А. Лихолетов и О. А. Решняк, «в процессе медицинского освидетельствования невозможно определить наличие опасности для жизни и здоровья человека со стороны нового психоактивного вещества», поскольку в «лаборатории химико-токсикологического исследования специалисты проводят исследование только на предмет установления состояния опьянения, вызванного тем или иным веществом»8.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ// Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 7. Указ. соч. С. 7.

Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психо-

активных веществ // Антинаркотическая безопасность. 2016. № 1. С. 8.

Возникает необходимость проведения судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические кан-набиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

В то же время, по мнению В. В. Тихомировой, «описания клинической фармакодинамики и фармакокинетики новых потенциально опасных психоактивных веществ в специальной литературе по причине их новизны отсутствуют. Отсутствуют и примеры проведения фармакологических судебных экспертиз по материалам уголовных дел, связанных с употреблением психоактивных веществ»9.

По мнению специалистов, «для установления факта потребления нового потенциально опасного психоактивного вещества необходимы специальные реактивы, способствующие выявлению в биологических образцах человека ранее не известного токсического или иного вещества, которые в силу тех же причин в распоряжении специалиста отсутствуют»10.

Мы склонны разделить мнение ученых, которые считают, что для включения нового по-

тенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования, требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества.

Исключение нового потенциально опасного психоактивного вещества возможно по решению МВД России после установления в отношении этого вещества санитарно-эпидемиологических требований либо мер контроля за его оборотом не позднее двух лет со дня включения такого вещества в Реестр согласно ч. 10 ст. 2.2 Закона № Э-ФЗ.

Закономерна постановка вопроса о последствиях исключения НПОПВ из Реестра. Согласимся с Э. Н. Жевлаковым в том, что «ситуация с исключением также должна быть оговорена в законе»11.

Подводя итог, еще раз отметим, что законодательство и нормативно-правовое регулирование вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра НПОПВ требуют дальнейшего совершенствования с учетом реально сложившейся обстановки.

БИБЛИОГРАФИЯ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Лихолетов А. А., Решняк О. А. Противодействие новым потенциально опасным психоактивным веществам: проблемы правоприменения // Наркоконтроль. — 2015. — № 2.

3. Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. — 2014. — № 2.

4. Федоров А. В. Вопросы криминализации и квалификации оборота новых потенциально опасных психоактивных веществ // Антинаркотическая безопасность. — 2016. — № 1.

Материал поступил в редакцию 21 июня 2017 г.

9 Тихомирова В. В. Правовые механизмы борьбы с незаконным оборотом синтетических психоактивных веществ // Эксперт-криминалист. 2014. № 2. С. 25—28.

10 Лихолетов А. А., Решняк О. А. Указ. соч. С. 28.

TEMBOTOVA Mariana Arsenovna — Postgraduate of the Department of Criminal Law, Kutafin

Moscow State Law University (MSAL)

125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, 9

REFERENCES (TRANSLITERATION)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *