Закон 391 ФЗ

Федеральный закон

Поправки внесены в Основы законодательства РФ о нотариате, Семейный кодекс РФ, Кодекс об административных правонарушениях РФ, Трудовой кодекс РФ, Арбитражный процессуальный кодекс РФ, в федеральные законы «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», «О несостоятельности (банкротстве)», «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», «О приватизации государственного и муниципального имущества» и ряд других.

В частности, установлено, что при возмездном отчуждении занимаемых помещений из государственной или муниципальной собственности нотариус или нотариальная палата имеет преимущественное право на приобретение такого имущества в целях осуществления нотариальной деятельности. Кроме того, нотариальный тариф за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимости супругу, родителям, детям, внукам, зависит от суммы сделки. Установлены тарифы за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме и за совершение исполнительной надписи.
Определено, что при наличии производства по делу о банкротстве наследодателя выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается до окончания производства.
В Закон о банкротстве введены статьи об особенностях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства и специальном банковском счете для финансирования возведения объекта незавершенного строительства.

Федеральный закон вступил в силу 29 декабря 2015 года, за исключением отдельных положений, для которых установлены иные сроки вступления их в сил.

Скорректированы Основы законодательства о нотариате, Закон о банкротстве и другие акты.

При возмездном отчуждении занимаемых помещений из государственной или муниципальной собственности нотариус или нотариальная палата имеет преимущественное право на приобретение такого имущества в целях осуществления нотариальной деятельности. Установлены условия реализации данного права.

Закреплено, что помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее 1 года.

Нотариальный тариф за удостоверение сделок, предметом которых является отчуждение недвижимости супругу, родителям, детям, внукам, теперь будет зависеть от суммы сделки.

Прописаны тарифы за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме и за совершение исполнительной надписи.

Закреплено, что Федеральная нотариальная палата формирует фонд поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях.

Предусмотрено, что при наличии производства по делу о банкротстве наследодателя выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается до окончания производства.

Введены 3 новые статьи: осуществление нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим; документы и сведения, необходимые для совершения исполнительной надписи; уведомление должника о совершенной исполнительной надписи.

В Закон о банкротстве введены статьи об особенностях урегулирования обязательств застройщика перед участниками строительства и специальном банковском счете для финансирования возведения объекта незавершенного строительства.

Поправки вступают в силу со дня официального опубликования, за исключением некоторых положений, для которых установлены иные сроки.

Федеральный закон направлен на совершенствование законодательства Российской Федерации в части, касающейся оборота оружия, в том числе имеющего культурную ценность, перераспределения полномочий по лицензированию и контролю частной детективной деятельности, а также социальной защищенности сотрудников Росгвардии, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении.

Полномочия по выдаче лицензии и удостоверения частным детективам переданы Росгвардии. Кроме того, должностные лица Росгвардии наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях в сфере соблюдения требований законодательства Российской Федерации об оружии, частной детективной и охранной деятельности.

Документы, ранее выданные органами внутренних дел, будут действовать до окончания их срока. Статус частного охранника нельзя получить, если прошло более 5 лет со дня выдачи документа о квалификации. Также частными охранниками не могут стать лица, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании.

Федеральным законом в Федеральный закон «Об оружии» вносятся изменения, уточняющие правила оборота оружия, имеющего культурную ценность. При этом устанавливаются случаи, когда исключается запрет на оборот такого оружия, и определяются особенности его использования. Федеральным законом предусматривается приобретение, экспонирование и коллекционирование государственными и муниципальными музеями оружия, имеющего культурную ценность, без получения соответствующих лицензий.

Кроме того, Федеральным законом уточняются полномочия Росгвардии и МВД России по отдельным вопросам, связанным с оборотом оружия и организацией частной детективной деятельности. В частности, за органами внутренних дел Российской Федерации сохраняются полномочия: по осуществлению в установленном порядке приема и хранения изъятого, добровольно сданного и найденного огнестрельного, газового, холодного и иного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, взрывных устройств и взрывчатых веществ; по участию в мероприятиях по контролю за обеспечением условий хранения (сохранностью) гражданского, служебного, боевого и наградного оружия, боеприпасов, патронов к оружию, находящихся в собственности или во временном пользовании граждан; по проведению контрольного отстрела из гражданского и служебного огнестрельного оружия с нарезным стволом.

Согласно Федеральному закону полномочия органов внутренних дел Российской Федерации по лицензированию и контролю частной детективной деятельности передаются Росгвардии и ее территориальным органам. При этом удостоверения частного детектива, лицензии на осуществление частной детективной деятельности, выданные МВД России или его территориальными органами до дня вступления в силу Федерального закона, признаются действительными до дня окончания срока их действия.

Федеральным законом на лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальные звания полиции, граждан, уволенных со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, распространены положения Федерального закона «О полиции», касающиеся предоставления соответствующим категориям лиц социальных гарантий, предусматривающих выплату единовременных пособий и предоставление в первоочередном порядке мест в общеобразовательных и дошкольных образовательных организациях и в летних оздоровительных лагерях.

Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2018 года.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации Принят Государственной Думой 23 декабря 2015 года Одобрен Советом Федерации 25 декабря 2015 года (В редакции федеральных законов от 23.06.2016 г. N 222-ФЗ; от 03.07.2016 г. N 360-ФЗ; от 03.07.2016 г. N 361-ФЗ; от 28.12.2016 г. N 471-ФЗ; от 29.07.2017 г. N 218-ФЗ) Статья 1 Внести в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 10, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4855; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; N 45, ст. 4377; 2005, N 27, ст. 2717; 2006, N 27, ст. 2881; 2007, N 1, ст. 21; N 27, ст. 3213; N 41, ст. 4845; N 43, ст. 5084; 2008, N 52, ст. 6236; 2009, N 1, ст. 14, 20; N 29, ст. 3642; 2010, N 28, ст. 3554; 2011, N 49, ст. 7064; N 50, ст. 7347; 2012, N 27, ст. 3587; 2013, N 14, ст. 1651; N 51, ст. 6699; 2014, N 26, ст. 3371; N 30, ст. 4268; 2015, N 1, ст. 10; N 13, ст. 1811; N 29, ст. 4385) следующие изменения: 1) статью 11-1 дополнить частями третьей — десятой следующего содержания: «Данное преимущественное право может быть реализовано при одновременном соблюдении следующих условий: 1) нотариусом ранее не реализовано данное преимущественное право в отношении иного недвижимого имущества, а нотариальной палатой данное преимущественное право не реализовывалось в течение пяти лет со дня его реализации ранее; 2) приобретаемое имущество находится в пределах нотариального округа, в котором нотариус назначен на должность; 3) приобретаемое имущество свободно от прав третьих лиц; 4) приобретаемое имущество не является имуществом, которое ограничено в обороте. Нотариус, нотариальная палата имеют право обратиться в орган государственной власти субъекта Российской Федерации либо орган местного самоуправления, уполномоченные на осуществление функций по приватизации имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности (далее — уполномоченный орган), с заявлением о приобретении объекта недвижимого имущества, приватизация которого осуществляется путем его продажи на аукционе или на конкурсе. По заявлению нотариуса, нотариальной палаты о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества уполномоченный орган в течение тридцати дней принимает одно из следующих решений: 1) о возможности предоставления такого объекта недвижимого имущества и о направлении предложения о заключении договора купли- продажи государственного или муниципального имущества; 2) об отказе в предоставлении такого объекта недвижимого имущества в связи с несоблюдением условий части третьей настоящей статьи. В случае согласия нотариуса, нотариальной палаты с предложением о заключении договора купли-продажи такого объекта недвижимого имущества этот договор должен быть заключен в течение тридцати дней со дня получения нотариусом, нотариальной палатой предложения о его заключении и (или) проекта договора купли-продажи недвижимого имущества. Договор, предусматривающий отчуждение недвижимого имущества, должен содержать в качестве существенного условия обременение приватизируемого объекта недвижимого имущества обязанностью использовать его в соответствии с целями, указанными в части второй настоящей статьи, в течение пяти лет с момента его приватизации. В период приостановления полномочий нотариуса в соответствии со статьей 14-1 настоящих Основ преимущественное право не может быть реализовано. Уступка другому нотариусу преимущественного права на приобретение недвижимого имущества не допускается. Сделки по приватизации государственного или муниципального имущества и иные сделки, направленные на возмездное отчуждение государственного или муниципального имущества и совершенные с нарушением требований, установленных настоящим Федеральным законом и законодательством Российской Федерации о приватизации, ничтожны.»; 2) в части шестой статьи 19-1 слова «(за исключением требований о достижении возраста двадцати пяти лет и наличии стажа работы по юридической специальности)» заменить словами «(за исключением требований, содержащихся в пунктах 2 и 3 части первой статьи 2 настоящих Основ)»; 3) часть вторую статьи 20 после слов «помощник нотариуса» дополнить словами «, который соответствует требованиям частей первой и второй статьи 2 настоящих Основ, за исключением требования о наличии стажа работы по юридической специальности», дополнить новым вторым предложением следующего содержания: «Помощник нотариуса, замещающий временно отсутствующего нотариуса, должен иметь стаж работы по юридической специальности не менее одного года.»; 4) в части первой статьи 22-1: а) в пункте 1: абзац второй изложить в следующей редакции: «супругу, родителям, детям, внукам в зависимости от суммы сделки:»; дополнить новыми абзацами третьим и четвертым следующего содержания: «до 10 000 000 рублей включительно — 3 000 рублей плюс 0,2 процента оценки недвижимого имущества (суммы сделки); свыше 10 000 000 рублей — 23 000 рублей плюс 0,1 процента суммы сделки, превышающей 10 000 000 рублей, но не более 50 000 рублей;»; абзацы третий — шестой считать соответственно абзацами пятым — восьмым; б) дополнить пунктами 12-9 и 12-10 следующего содержания: «12-9) за выдачу выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества в электронной форме — 200 рублей; 12-10) за совершение исполнительной надписи — 0,5 процента стоимости истребуемого имущества, указанной в договоре, или суммы, подлежащей взысканию, но не менее 1 500 рублей и не более 300 000 рублей;»; 5) в статье 27: а) часть первую дополнить словами «, за исключением случаев, установленных настоящими Основами»; б) дополнить новой частью третьей следующего содержания: «Члены нотариальной палаты помимо взносов, указанных в настоящей статье, вносят в нотариальную палату для целей, указанных в статье 30 настоящих Основ, членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме.»; в) часть третью считать частью четвертой; 6) в статье 30: а) абзац второй части второй после слов «координацию деятельности» дополнить словами «и контроль за деятельностью»; б) часть третью после слов «и формируемым» дополнить словами «в том числе»; в) дополнить частями четвертой — шестой следующего содержания: «Федеральная нотариальная палата формирует фонд поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях, в том числе за счет взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества. Федеральная нотариальная палата ежегодно формирует программу поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях. Для обеспечения целевого расходования взносов, вносимых в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, Федеральная нотариальная палата открывает в кредитной организации отдельный банковский счет, который предназначен для расходования средств только на цели, предусмотренные настоящей статьей. Средства, поступающие на отдельный банковский счет Федеральной нотариальной палаты, образовавшиеся в результате отчислений от взносов, поступающих в Федеральную нотариальную палату, в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, и остающиеся в распоряжении Федеральной нотариальной палаты в соответствии со статьей 103-1 настоящих Основ, расходуются по решению собрания представителей нотариальных палат на следующие цели (в размере не менее чем десять процентов общей суммы поступивших платежей на каждую из целей): 1) формирование фонда поддержки нотариата в труднодоступных и малонаселенных местностях; 2) формирование компенсационного фонда; 3) формирование фонда социальной поддержки; 4) поддержание, эксплуатация, модернизация и развитие единой информационной системы нотариата; 5) содержание Федеральной нотариальной палаты.»; 7) статью 31 дополнить частями одиннадцатой и двенадцатой следующего содержания: «Правление Федеральной нотариальной палаты является коллегиальным исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты и в пределах своей компетенции вправе издавать акты, обязательные к исполнению нотариальными палатами и нотариусами. Президент Федеральной нотариальной палаты является единоличным исполнительным органом Федеральной нотариальной палаты и осуществляет руководство ее текущей деятельностью. Президент Федеральной нотариальной палаты осуществляет координацию деятельности нотариальных палат, организует реализацию контрольных полномочий Федеральной нотариальной палаты путем осуществления плановых и внеплановых проверок деятельности нотариальных палат и вправе принимать участие в работе органов управления нотариальных палат.»; 8) в статье 32: а) часть первую дополнить словами «, за исключением случаев, установленных настоящими Основами»; б) дополнить новой частью пятой следующего содержания: «Нотариальные палаты помимо взносов, указанных в настоящей статье, вносят в Федеральную нотариальную палату для целей, указанных в статье 30 настоящих Основ, членский взнос в размере пятидесяти процентов нотариального тарифа, взимаемого за регистрацию уведомлений о залоге движимого имущества, направленных в электронной форме.»; в) часть пятую считать частью шестой; 9) часть четвертую статьи 34-4 изложить в следующей редакции: «После регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества сведения о соответствующих уведомлениях, включая уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества, предоставляются в течение трех месяцев с даты регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества. По истечении указанного срока сведения о соответствующих уведомлениях, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются, их поиск не осуществляется.»; 10) в абзаце первом части первой статьи 35 слова «, занимающиеся частной практикой,» исключить; 11) часть первую статьи 37 дополнить словами «для лиц, зарегистрированных по месту жительства или месту пребывания в данных населенных пунктах,»; 12) в статье 41: а) дополнить новой частью шестой следующего содержания: «При наличии производства по делу о банкротстве наследодателя выдача свидетельства о праве на наследство приостанавливается до окончания производства по указанному делу.»; б) части шестую и седьмую считать соответственно частями седьмой и восьмой; 13) в части седьмой статьи 42 слова «При регистрации уведомления о залоге движимого имущества, направленного в электронной форме нотариусу,» заменить словами «При направлении нотариусу в электронной форме для регистрации уведомлений о залоге движимого имущества или направлении в электронной форме заявления о выдаче выписки из реестра уведомлений о залоге движимого имущества»; 14) статью 44-2 изложить в следующей редакции: «Статья 44-2. Совершение нотариальных действий в электронной форме По просьбе лица, обратившегося за совершением нотариального действия, нотариус может совершить нотариальное действие путем изготовления нотариального документа в электронной форме. В случае, если нотариальный документ должен быть подписан лицом, обратившимся за совершением нотариального действия, лицо обязано подписать документ в присутствии нотариуса усиленной квалифицированной электронной подписью. Усиленная квалифицированная электронная подпись и ее принадлежность лицу, от имени которого совершается нотариальное действие, должны быть проверены нотариусом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ «Об электронной подписи». Удостоверительная надпись на нотариальном документе, изготовленном в электронной форме, или свидетельство, выданное нотариусом в электронной форме, должны быть подписаны усиленной квалифицированной электронной подписью нотариуса.»; 15) в части третьей статьи 45-1 слово «числа» заменить словом «суммы»; 16) статью 51 после слова «документах» дополнить словами «и порядок их оформления»; 17) статью 56 изложить в следующей редакции: «Статья 56. Место удостоверения договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества Удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества производится по месту нахождения указанного имущества. Удостоверение договоров об отчуждении объектов недвижимого имущества, находящихся в разных нотариальных округах, производится по месту нахождения одного из указанных объектов недвижимости.»; 18) в статье 58 слово «Уведомление» заменить словом «Распоряжение»; 19) дополнить статьей 63-1 следующего содержания: «Статья 63-1. Осуществление нотариусом полномочий в деле о банкротстве умершего гражданина или гражданина, объявленного умершим В случае смерти или объявления умершим гражданина-наследодателя, в отношении которого возбуждено дело о банкротстве, нотариус, в производстве которого находится наследственное дело, осуществляет полномочия, предусмотренные Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». В случае, если на дату открытия наследственного дела в отношении наследодателя возбуждено производство по делу о банкротстве, нотариус осуществляет полномочия в деле о банкротстве со дня открытия наследственного дела. В случае, если в отношении наследодателя производство по делу о банкротстве возбуждено после открытия наследственного дела, нотариус осуществляет полномочия в деле о банкротстве со дня получения соответствующего уведомления от финансового управляющего. Нотариус осуществляет полномочия в деле о банкротстве наследодателя в течение установленного законодательством срока принятия наследства. При наличии у нотариуса сведений о возбуждении в отношении наследодателя производства по делу о банкротстве опись наследственного имущества нотариусом не производится.»; 20) в части первой статьи 68 слова «до принятия наследства наследниками, а если оно ими не принято — до истечения срока для принятия наследства, установленного» заменить словами «в течение сроков, установленных гражданским»; 21) в части четвертой статьи 71 слова «несовершеннолетнего или» исключить; 22) статью 74 признать утратившей силу; 23) статью 77 дополнить частью четвертой следующего содержания: «Если свидетельствуется верность копии оригинала или выписки из оригинала документа, состоящих из нескольких листов, часть которых представляет собой копию иного документа, об этом делается отметка в удостоверительной надписи.»; 24) статью 80 дополнить частью второй следующего содержания: «Не допускается свидетельствование подлинности подписи на документах, представляющих собой содержание сделки, за исключением случаев, предусмотренных законом.»; 25) статью 86-2 дополнить частью пятой следующего содержания: «В случае представления заявления о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним с приложением иных необходимых для совершения регистрационных действий документов в регистрационный орган в соответствии с настоящей статьей в электронной форме нотариус, совершивший нотариальное действие, получает документы, выданные регистрационным органом, в электронной форме и выдает их лицу, обратившемуся за совершением соответствующего нотариального действия, по его просьбе в электронной форме или в форме документов на бумажных носителях посредством удостоверения равнозначности документов на бумажных носителях электронным документам.»; 26) в статье 89: а) часть первую дополнить словами «, а также на иных документах в случаях, предусмотренных законом»; б) часть вторую признать утратившей силу; 27) дополнить статьей 91-1 следующего содержания: «Статья 91-1. Документы и сведения, необходимые для совершения исполнительной надписи Нотариус совершает исполнительную надпись на основании заявления в письменной форме взыскателя при условии представления документов, предусмотренных статьей 90 настоящих Основ, расчета задолженности по денежным обязательствам, подписанного взыскателем, с указанием платежных реквизитов счета взыскателя, копии уведомления о наличии задолженности, направленного взыскателем должнику не менее чем за четырнадцать дней до обращения к нотариусу за совершением исполнительной надписи, документа, подтверждающего направление указанного уведомления. В случае, если исполнение обязательства зависит от наступления срока или выполнения условий, нотариусу представляются документы, подтверждающие наступление сроков или выполнение условий исполнения обязательства.»; 28) дополнить статьей 91-2 следующего содержания: «Статья 91-2. Уведомление должника о совершенной исполнительной надписи О совершенной исполнительной надписи нотариус направляет извещение должнику в течение трех рабочих дней после ее совершения.»; 29) часть первую статьи 92 изложить в следующей редакции: «Исполнительная надпись должна содержать: 1) место совершения исполнительной надписи; 2) дату (год, месяц, число) совершения исполнительной надписи; 3) фамилию, имя и отчество (при наличии), должность нотариуса, совершившего исполнительную надпись, и наименование государственной нотариальной конторы или нотариального округа; 4) сведения о взыскателе — юридическом лице: полное наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), основной государственный регистрационный номер, дату государственной регистрации в качестве юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика; сведения о взыскателе — физическом лице: фамилию, имя и отчество (при наличии), место жительства или место пребывания; 5) сведения о должнике — юридическом лице: полное наименование, место нахождения, фактический адрес (если он известен), основной государственный регистрационный номер, дату

Изменения-2020: будь на волне!

Как это бывает почти каждый год, законодатели подложили «под елочку» подарок для субъектов хозяйствования (далее – СХ), опубликовав целый ряд законов. Среди них и Закон от 18.12.19 г. № 391-IX «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины относительно улучшения администрирования акцизного налога». Закон был опубликован 28.12.19 г., а вступил в силу со следующего дня (п. 1 разд. ІІ), то есть с 29 декабря 2019 года. Этим законом внесены существенные изменения в порядок администрирования реализации горючего и спирта этилового, а также в правила лицензирования операций с горючим.

Основные изменения в администрировании горючего и спирта этилового

Терминология

Акцизные склады (пп. 14.1.6 НК). Теперь для ответа на вопрос, считается ли помещение или территория акцизным складом (далее – АС), нужно знать, является ли их собственник или пользователь уже распорядителем хотя бы одного АС. Например, у СХ (не плательщика ЕН четвертой группы) уже есть АС и отдельно есть помещения или территория, на которой горючее используется только для собственных нужд или промышленной переработки. Эти помещения (территория) не являются АС, если СХ в течение календарного года получает топливо в объемах, не превышающих 1 000 м3 (без учета объема горючего, полученного через топливораздаточные колонки от розничных поставщиков). А критерий «общая вместимость емкостей не более 200 куб. м» тут больше не работает.

Также теперь не считаются АС помещения или территория, где хранится или реализуется топливо в потребительской таре емкостью не более 5 л, полученное от производителя или от лица, которое осуществило розлив горючего в такую тару.

Передвижные акцизные склады – ПАС (пп. 14.1.61 НК). Теперь прямо в определениях терминов урегулированы следующие моменты:

  • если транспортное средство (далее – ТС) перемещает горючее или спирт этиловый, принадлежащие нескольким распорядителям ПАС, то оно является несколькими ПАС (по количеству владельцев горючего или спирта этилового);
  • если право собственности на горючее или спирт этиловый, которые находятся в ПАС, переходит от одного СХ к другому, такое ТС становится другим ПАС.

Хотя тут нет ничего нового, поскольку эти правила уже были сформулированы в п. 14 Порядка, утвержденного постановлением КМУ от 24.04.19 г. № 408.

Как и раньше, ТС, используемое (не распорядителем АС и не плательщиком акцизного налога) для перемещения по территории Украины собственного горючего или спирта этилового для собственного потребления или промышленной переработки, не является ПАС. Но теперь сделано уточнение, что топливный бак ТС – это точно не ПАС ни при каких обстоятельствах.

Самое главное! К собственному потреблению теперь приравнена и заправка по договорам подряда, но при определенных условиях.

Реализация горючего (пп. 14.1.212 НК). Подкорректирован перечень операций, которые не относятся к реализации горючего. Речь идет о собственном потреблении. Операция будет считаться собственным потреблением, если СХ, который не является распорядителем АС или ПАС, получает горючее от плательщика акцизного налога и использует это горючее для себя или для промышленной переработки.

Речь идет об одновременном выполнении таких условий:

  • заказчики по договорам подряда не должны реализовывать горючее другим лицам (кроме экспорта бензола);
  • заправка должна осуществляться в топливный бак машин, механизмов, техники и оборудования для агропромышленного комплекса, топливный бак ТС специального назначения либо топливный бак спецоборудования или устройства. При этом вышеперечисленная техника должна быть предназначена для выполнения работ на землях сельскохозяйственного и лесного назначения или землях, предоставленным горным предприятиям для добычи полезных ископаемых и разработки их месторождений, а также для строительства дорог, и при этом принадлежать другим лицам. А работы должны выполняться на протяжении срока действия договора подряда на землях, находящихся в собственности или пользовании заказчика;
  • ТС, заправляющие вышеуказанную технику, должны быть оборудованы расходомерами-счетчиками на каждом месте отпуска горючего из такого ТС.

Распорядители ПАС (пп. 14.1.2241 НК). Добавлено, что при переходе права собственности на горючее или спирт этиловый, находящихся в ТС, от одного СХ к другому происходит смена распорядителя ПАС.

Штрафы

Поменялся порядок и сроки начала применения штрафов.

Пункт 1202.1 НК. Шкала ставок штрафов не поменялась. Но теперь штрафы применяются не только за нарушение сроков регистрации первых экземпляров АН и РК к ним в ЕРАН, но и в случае, когда документальной проверкой установлено, что АН/РК на объемы реализованного горючего или спирта этилового вообще не составлялись и/или не были зарегистрированы в ЕРАН. Штрафы исчисляются в процентах к сумме акцизного налога, указанной в несвоевременно зарегистрированных АН/РК, или к сумме акцизного налога, исчисленного с объемов горючего, на которые не были составлены (зарегистрированы) АН/РК.

Пункт 1202.2 НК. Теперь нет отдельного штрафа за просрочку регистрации свыше 120 календарных дней (далее – к. д.) с дня оформления АН/РК, как было раньше. А есть штраф в размере 50 % от суммы акцизного налога, если плательщик не зарегистрирует первый экземпляр АН/РК спустя 10 к. д. после получения налогового уведомления-решения о применении штрафов на основании п. 1202.1 НК.

Штраф за просрочку регистрации вторых экземпляров АН/РК не поменялся.

Отдельно оговорено, что если к АН/РК плательщика уже был применен штраф по п. 1202.2 НК или по п. 1202.1 НК, то повторно штраф по п. 1202.1 НК не применяется.

Статья 1281 НК. Штрафы по п. 1281.1 НК за необорудование и/или отсутствие регистрации в реестре счетчиков горючего или спирта этилового в размере 20 000 грн за каждый необорудованный резервуар (место отпуска горючего наливом), а за повторное на протяжении года нарушение в размере 50 000 грн для отдельных категорий плательщиков отсрочены. Они будут применяться (п. 18 подразд. 5 разд. ХХ НК):

  • с 1 апреля 2020 года – к распорядителям АС, у которых общая вместимость резервуаров не выше 1 000 м3;
  • с 1 июля 2020 года – к распорядителям АС, которые до 1 июля 2019 года не подпадали под определение плательщиков налога по п. 212.1 НК (независимо от общей вместимости их резервуаров), а также к отечественным предприятиям, осуществляющим деятельность по переработке нефти, газового конденсата, природного газа и их смеси с целью выделения целевых компонентов (сырья), которая предусматривает полный технологический цикл их переработки в готовую продукцию (горючее).

Штраф по п. 1281.3 НК применяется с 1 января 2020 года, но пока работает не для всех. В частности, штраф за неподачу в налоговый орган электронных документов с данными о фактических остатках и обороте горючего в размере 1 000 грн за каждый неподанный документ будет применяться к распорядителям АС с резервуарами общей вместимостью не более 1 000 м3 только с 1 апреля 2020 года.

Плательщики и подакцизные товары

Сразу скажем, что и тех и других стало больше.

Внимание, новые плательщики (новый пп. 212.1.16 НК)! Теперь к плательщикам акцизного налога относятся СХ, постоянные представительства (кстати, постоянные представительства теперь фигурируют и среди других лиц – плательщиков акцизного налога), использующие товары (продукцию), коды УКТВЭД которых не указаны в пп. 215.3.4 НК (кроме природного газа в газообразном состоянии по коду 2711 21 00 00), в качестве горючего для заправки ТС, оборудования или устройств с двигателями внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия, с двигателями внутреннего сгорания с искровым зажиганием, с двигателями внутреннего сгорания с кривошипно-шатунным механизмом.

Использование вышеуказанных товаров теперь относится к объектам налогообложения, а сами товары – к подакцизным (соответствующие изменения внесены в пп. 213.1.13 и п. 215.1 НК). Для них установлены отдельно ставка акцизного налога – 213,50 евро за 1 000 л (в сноске к пп. 215.3.4 НК) и дата возникновения налоговых обязательств – это дата их использования в качестве горючего для заправки (п. 216.13 НК). Порядок начисления налога прописан в ст. 217 НК (исходя из объекта и базы налогообложения, и ставок налога, действующих на дату возникновения налоговых обязательств), а порядок уплаты – в ст. 222 НК.

Контроль за топливом для заправки воздушных судов (п. 229.8 НК)

Есть изменения и в этой сфере.

Напомним, что ввоз в Украину или реализация произведенных в Украине бензинов авиационных и топлива для реактивных двигателей может осуществляться с уплатой акцизного налога по ставкам, определенным пп. 215.3.4 НК без применения повышающего коэффициента 10. Для этого на сумму разницы оформляется налоговый вексель. При подтверждении соблюдения целевого использования топлива вексель погашается без уплаты налога.

Раньше срок, на который выдавался такой вексель, не мог превышать 90 к. д. Теперь этот срок действует только относительно топлива для реактивных двигателей, а для бензинов авиационных предусмотрен более длительный срок – 270 к. д. (пп. 229.8.4 НК).

Вексель погашается в случае заправки воздушных судов бензинами авиационными или топливом для реактивных двигателей, если целевое использование подтверждено путем регистрации в ЕРАН АН, составленных теми СХ, которые (пп. 1 пп. 229.8.10 НК):

  • либо осуществляют авиатопливообеспечение в соответствии с действующим сертификатом на соответствие требованиям авиационных правил Украины на осуществление наземного обслуживания, выданным уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации,
  • либо имеют свидетельство о допуске к эксплуатации постоянной взлетно-посадочной площадки, выданное уполномоченным органом по вопросам гражданской авиации в соответствии с требованиями авиационных правил Украины.

Внимание! При заправке воздушных судов бензинами авиационными или топливом для реактивных двигателей составлять и регистрировать АН в ЕРАН должны только СХ, названные в пп. 1 пп. 229.8.10 НК, – независимо от того, кому принадлежит это топливо.

В остальных случаях, предусмотренных пп. 2–4 пп. 229.8.10 НК, для погашения векселя требуются еще и копии первичных документов и договоров на реализацию горючего, подтверждающие его реализацию по всей цепочке от производителя/импортера к субъектам, названным в указанных подпунктах НК.

Теперь механизм погашения векселя выписан более подробно. Например, предусмотрено, что на объемы потерь бензинов авиационных или топлива для реактивных двигателей, не превышающих нормативов, утвержденных КМУ, вексель погашается без уплаты указанной в нем суммы – на основании копий первичных документов о потерях таких объемов горючего и АН, зарегистрированных в ЕРАН.

Лицо, выдавшее налоговый вексель теперь вправе получать уведомления в электронном виде с информацией обо всех АН, зарегистрированных в ЕРАН, в которых указан выданный этим лицом налоговый вексель по запросу в ЕРАН.

Уточнено, что сумма акцизного налога, уплаченная производителем/импортером до истечения срока, на который выдан налоговый вексель, с объемов топлива, целевое использование которого не подтверждено, учитывается векселедержателем при погашении налогового векселя.

Кроме того, СХ, указанные в пп. 2–3 пп. 229.8.10 НК, теперь имеют право реализовывать бензины авиационные и/или топливо для реактивных двигателей другим лицам при условии уплаты акцизного налога, начисленного на объемы такого горючего по ставке, которая определяется как разница между ставкой, установленной пп. 215.3.4 НК с применением повышающего коэффициента 10, и ставкой, установленной пп. 215.3.4 НК без применения повышающего коэффициента 10.

Условный код для учета газов

В целях контроля за оборотом горючего сжиженный газ (пропан или смесь пропана с бутаном), другие газы, пропан, изобутан по кодам согласно УКТВЭД 2711 12: 11 00, 2711 12 19 00, 2711 12 91 00, 2711 12 93 00, 2711 12 94 00, 2711 12 97 00, 2711 13 10 00, 2711 13 30 00, 2711 13 91 00, 2711 13 97 00, 2711 14 00 00, 2711 19 00 00, 2901 10 00 10 объединены под условным кодом 2711 (пп. 230.1.3 НК).

Оборудование АС счетчиками и передача данных в орган ГНС (пп. 230.1.3 НК)

Тут тоже есть упрощения, в частности:

  • АС, где происходят операции с газами по условному коду 2711, могут быть оборудованы устройствами для измерения уровня или процента горючего в резервуаре;
  • распорядители АС, использующих топливо исключительно для нужд собственного потребления или промышленной переработки, теперь должны формировать данные об объемах оборота и фактических остатках горючего помесячно, а не посуточно. Данные нужно сформировать не позднее 23 часов 59 минут последнего дня месяца – до начала операций следующего месяца. А передавать эти данные в налоговый орган они обязаны в течение 15 к. д. после окончания отчетного календарного месяца;
  • очищение коксового газа отнесено к деятельности по переработке сырья в горючее. Распорядители АС, на которых осуществляется такая переработка, обязаны ежедневно формировать данные о суточном фактическом объеме только в отношении реализованного горючего. А оборудовать уровнемерами-счетчиками производственные резервуары при очищении коксового газа не требуется.

Реквизиты АН

Уточнены и дополнены обязательные реквизиты АН (п. 231.1 НК), а именно:

  • в случае реализации газов – в табличной части в графе для кода УКТВЭД нужно указывать условный код 2711 (пп. «д»);
  • в случае транспортировки горючего трубопроводом – в полях для реквизитов ПАС нужно указывать его название. Кроме того, при указании номера госрегистрации ТС в этих полях допускается использование букв латиницей и кириллицей и цифр без пробелов и знаков препинания. Причем в случае если буквенная часть номера совпадает в написании кириллицей и латиницей, она указывается латиницей, а если встречается специфическая буква кириллицы – тогда кириллицей (пп. «и»);
  • переформулирован признак для розницы – теперь это признак реализации в топливный бак ТС или тару потребителя через топливораздаточную или маслораздаточную колонку с розничного АС (пп. «ї»);
  • вместо признака ввоза горючего или спирта этилового – введен признак ввоза/вывоза (пп. «й»). Отметим, что эти признаки и сейчас предусмотрены Порядком № 262;
  • установлены новые признаки: для сводной АН (пп. «н»), для реализации через топливораздаточную или маслораздаточную колонку с АС, который не является местом розничной торговли (пп. «о»), а также для реализации с ПАС в бак ТС, оборудования, устройства (пп. «п»).

Сводные АН

Возможностей оформить сводные АН стало больше. Так, сводные АН теперь при желании могут оформлять розничные продавцы, когда реализуют горючее в топливные баки ТС или в тару потребителя, если АН еще не были составлены на эти операции. В случае такой реализации за наличные конечному потребителю с расчетами через РРО, банк или платежное устройство, плательщик может выбрать способ составления АН – оформить сводную за месяц или итоговую АН за день (это прямо предусмотрено п. 231.3 НК).

Также сводные АН за месяц можно оформить:

  • на беспрерывные поставки не обязательно в адрес СХ;
  • на объемы горючего, использованного на собственные нужды или для переработки, утраченного, испорченного, уничтоженного из-за форс-мажорных обстоятельств или по другим причинам, связанным с естественным результатом, а также вследствие испарения в процессе производства, обработки, переработки, хранения или транспортировки.

Напомним, что оформлять сводную АН за месяц при собственном использовании и переработке можно было и раньше на основании абзаца восьмого п. 3 разд. ІІ Порядка № 262.

Оформление АН в одном экземпляре

Случаи оформления АН в одном экземпляре дополнены такими операциями (п. 231.3 НК):

  • реализация горючего (спирта этилового) плательщику акцизного налога, либо СХ, который не является плательщиком этого налога, либо лицу, которое не является СХ, – в топливный бак ТС через топливораздаточную или маслораздаточные колонку с розничного АС;
  • реализация горючего плательщику налога – в топливный бак ТС через топливораздаточную или маслораздаточные колонку с АС, который не является местом розничной торговли горючим;
  • продажа горючего с АС в потребительской таре емкостью до 5 л (включительно);
  • отпуск горючего с ПАС в топливный бак ТС, оборудования или устройства;
  • заправка с ПАС воздушных судов бензинами авиационными или топливом для реактивных двигателей;
  • вывоз горючего или спирта этилового на основании таможенной декларации.

В связи с этим сделано уточнение (п. 232.3 НК), что у налогоплательщика – получателя горючего на показатель ∑АНаклОтр не влияют объемы топлива, которое залито в баки ТС, тару потребителя, оборудование (и не только от розничного поставщика), а именно получено:

  • с АС, который является местом розничной торговли горючим, на которое получена лицензия на право розничной торговли горючим – через топливораздаточные или маслораздаточные колонки в топливный бак ТС или в тару потребителя;
  • с АС, который не является местом розничной торговли горючим – через топливораздаточные или маслораздаточные колонки в топливный бак NC;
  • с ПАС – в топливный бак ТC, оборудование или устройство.

Новые сроки регистрации АН в ЕРАН

Установлен срок для регистрации сводных АН, оформляемых в розничной торговле, – в течение 15 к. д., следующих за датой их составления.

Кроме того, нормы НК дополнены новыми сроками для регистрации АН, которые составляют (п. 231.6 НК):

  • 3 к. д., следующих за днем фактического получения горючего, – в случае его реализации с ПАС в топливный бак ТС или оборудования, или устройства, или к месту хранения, которое не является АС;
  • 15 к. д., следующих за датой составления АН, – для первого экземпляра сводной АН;
  • 15 к. д., следующих за датой составления АН, – для операций СХ, указанных в пп. 1 пп. 229.8.10 НК (см. выше);
  • 3 к. д., следующих за днем фактического вывоза горючего, что подтверждено надлежаще оформленной таможенной декларацией – для первого экземпляра АН, составленной при вывозе горючего за пределы Украины.

Исправление ошибок в АН (п. 231.7 НК)

Теперь в самом НК появилась норма о том, как исправить ошибки в АН при помощи РК. Допустим, в АН неправильно указан получатель горючего или ошибка допущена в реквизитах АС или ПАС, на который получено горючее, либо АН составлена на операцию по реализации горючего, которая не состоялась. В таких случаях РК оформляется в одном экземпляре:

  • для корректировки АН, составленной в одном экземпляре;
  • для корректировки АН, составленной в двух экземплярах, если ее второй экземпляр не зарегистрирован получателем в ЕРАН.

В двух экземплярах РК оформляется для корректировки АН, составленной в двух экземплярах, если второй экземпляр АН зарегистрирован получателем в ЕРАН.

РК регистрируется в ЕРАН:

  • лицом, которое реализует горючее, – если составлен в одном экземпляре;
  • получателем горючего – если составлен в двух экземплярах.

Новые Переходные положения (п. 29 подразд. 5 разд. ХХ НК)

До 20 января 2020 года можно внести остатки горючего в СЭАРГ И СЭ в двух случаях:

  • если горючее находилось на хранении у распорядителей АС, которые до 1 июля 2019 года не подпадали под определение плательщиков налога, а с этой даты были зарегистрированы плательщиками, и по состоянию на 1 июля 2019 года это горючее принадлежало другим СХ, которые до этой даты не были плательщиками налога;
  • если горючее было реализовано плательщиками до 30 июня 2019 года включительно, а получено новыми плательщиками – после 1 июля 2019 года.

Для этого предусмотрена разовая подача заявок на пополнение объемов остатков горючего в системе без уплаты акцизного налога. Заявка подается отдельно по каждому АС и ПАС вместе с заявлением о проведении контролирующим органом документальной проверки достоверности данных, указанных в заявке. Ее подача – основание для документальной внеплановой проверки (новый пп. 78.1.20 НК). Такую проверку налоговики должны назначить не позднее 1 апреля 2020 года, а на подтвержденные проверкой остатки – должны увеличить регистрационный лимит.

Прочие изменения в НК

В случае возникновения в работе СЭАРГ И СЭ различных технических ошибок, в результате которых невозможно зарегистрировать АН в ЕРАН, перемещение горючего теперь разрешено на основании ТТН и бумажного экземпляра АН, подписанного уполномоченным на ее составление лицом (п. 231.6 НК).

Ввезенное в Украину горючее может распределяться в том числе между АС, которые являются лицензионными таможенными складами, где осуществляется таможенное оформление (п. 232.1 НК).

Информация о зарегистрированных АС с их унифицированными номерами и адресами обнародуется на сайте налоговой службы (п. 232.1 НК).

Сопоставление данных СЭАРГ и СЭ и счетчиков отсрочено (вступление в силу ст. 233 НК перенесено на более поздний срок). А именно: сопоставлять показатели объемов оборота и остатков горючего из СЕАРГ и СЭ с данными из Единого государственного реестра расходомеров-счетчиков и уровнемеров-счетчиков уровня горючего в резервуаре начнут с 1 апреля 2020 года. Причем до 1 июля 2020 года автоматическое сопоставление будет проходить в тестовом режиме.

Лицензирование горючего: изменения

Предусмотрели минимальный объем без лицензирования

В случае хранения, оптовой и розничной торговли горючим исключительно в потребительской таре объемом до 5 л получать лицензию не нужно. То есть в случае хранения горючего в такой потребительской таре в лицензии нет необходимости. Если же горючее переливается в другой резервуар (предусмотренный для хранения, но бак транспорта таковым не является) и его объемы всего составляют больше 5 л, тогда придется получить лицензию.

Заметим: потребительская тара – это тара, которая поступает к потребителю вместе с товаром.

Получение лицензии для кого-то упростили

Как и ранее, деятельность по хранению горючего подлежит обязательному лицензированию. Но теперь предусмотрели упрощенный вариант ее получения – путем подачи заявления и квитанции на оплату лицензии за год. При этом не каждый субъект хозяйствования (далее – СХ) имеет право получить лицензию по упрощенной процедуре, а только тот, кто выполняет определенные несложные условия.

Заметьте! Деятельность по хранению горючего в течение любого времени подлежит лицензированию в порядке, определенном Законом от 19.12.95 г. № 481/95-ВР «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков, табачных изделий и горючего» (далее – Закон № 481). Лицензию должны иметь СХ любой формы собственности, которые хранят горючее. Законом № 481 не предусмотрены исключения для отдельных категорий налогоплательщиков или особенности их деятельности. Даже сельхозпроизводители, которые являются плательщиками единого налога четвертой группы и используют горючее исключительно для собственных потребностей во время осуществления сельхоздеятельности, обязаны иметь лицензию.

Статья 15 Закона № 481 дополнена новой частью, согласно которой СХ могут получить лицензию по упрощенной процедуре, подав только отдельные документы.

Подавать уменьшенный пакет документов можно, если одновременно выполняются следующие условия:

  • горючее используется исключительно для потребностей собственного потребления или промышленной переработки;
  • горючее не реализуется другим лицам.

Как видим, под эти условия подпадают большинство СХ, которые не занимаются продажей горючего, а только закупают его и хранят в собственных емкостях для последующего использования в хоздеятельности. В частности, это аграрии.

Поэтому отныне для получения лицензии по упрощенной процедуре достаточно подать два документа: заявление и документ о годовой оплате лицензии в сумме 780 грн. Копии других документов подавать не нужно.

Форму заявления, как и раньше, можно найти на веб-сайте ГНС (https://tax.gov.ua) в разделе Налоги, сборы, платежи – общегосударственные налоги – акцизный налог – лицензирование. Кроме общих сведений о заявителе в заявлении указываются:

  • цель использования горючего (для нужд собственного потребления или переработки);
  • общая вместимость резервуаров/емкостей, которые используются для хранения горючего;
  • местонахождение таких мест хранения горючего (резервуаров/емкостей).

Таким образом, в настоящий момент существуют два варианта получения лицензии:

  • общий (подается полный пакет документов: документ на землю, емкость хранения, разрешение Гоструда, квитанция);
  • упрощенный (подается только заявление и квитанция).

Каким способом получать лицензию, зависит от двух условий (хранение горючего исключительно для себя и отсутствие реализации). Если у вас нет возможности соблюдать эти условия или вы их нарушили, остается один вариант: получить лицензию с представлением полного пакета документов.

Последствия нарушения условий упрощенной процедуры

Конечно, не все так просто. Подав упрощенный пакет документов для получения лицензии, СХ должен соблюдать два вышеуказанных условия (хранить горючее только для себя и не реализовывать кому-либо другому) не только на этапе получения лицензии, но и в дальнейшем.

А в случае нарушения этих двух условий нарушителя ожидает штраф в размере 500 тыс. грн (ст. 17 Закона № 481). К тому же для дальнейшего хранения горючего ему придется оформлять лицензию не по сокращенному, а по полному пакету документов (см. выше).

Начало применения штрафа перенесли: успеете получить лицензию!

Не забыли позаботиться и об отсрочке применения штрафных санкций. Так, начало применения штрафа в размере 500 тыс. грн за осуществление деятельности по хранению горючего без лицензии опять отсрочено, теперь до 31.03.20 г. (изменения в ст. 18 Закона № 481).

То есть СХ имеет время на представление документов по любой процедуре (упрощенной или общей). До конца марта 2020 года штрафные санкции за хранение горючего без лицензии не будут применять.

Со Зинаида Козюк

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *