Закон о чрезвычайном положении РФ

Фото: Петр Ковалев/ТАСС

Москва. 6 апреля. INTERFAX.RU — В России на фоне пандемии коронавируса COVID-19 в некоторых субъектах Федерации были введены режимы повышенной готовности и чрезвычайной ситуации (ЧС). На всей территории России режим ЧС не вводился, не объявляли и режим ЧП (чрезвычайного положения). Объясняем, в чем разница между этими режимами и что их введение означает для граждан.

Режим повышенной готовности и режим чрезвычайной ситуации

Режим повышенной готовности и режим ЧС регулируются федеральным законом 21.12.1994 №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

Эти режимы вводят органы государственной власти субъектов РФ (пункт «м» статьи 11 ФЗ-68).

31 марта Госдума приняла закон, который наделяет кабинет министров правом на введение режимов повышенной готовности или ЧС на всей территории РФ. 3 апреля премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила поведения граждан и организаций, обязательные для исполнения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Согласно закону, население имеет право в том числе на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций, право быть информированными о рисках и мерах безопасности, право на компенсации и соцгарантии из-за ущерба от ЧС.

В свою очередь граждане обязаны соблюдать законы и другие нормативные правовые акты РФ и субъектов РФ в области защиты населения и территорий от ЧС, соблюдать меры безопасности в быту и на работе, выполнять установленные в соответствии с ФЗ правила поведения при введении режима повышенной готовности или ЧС.

Правила поведения, обязательные для исполнения гражданами и организациями устанавливают органы госвласти субъектов РФ и органы местного самоуправления.

На примере Москвы

Так, в Москве указом мэра от 5 марта был введен режим повышенной готовности из-за угрозы распространения коронавируса. В соответствии с ним были введены правила поведения для населения и организаций, в том числе обязанность для приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19 самоизолироваться дома на две недели. Позже этот указ дополнялся: 14 марта было введено свободное посещение школ, самоизолироваться нужно было не только приехавшим из стран, где обнаружен COVID-19, но и тем, кто живет с ними вместе. 16 марта были запрещены мероприятия в помещениях с численностью участников более 50 человек и мероприятия на улицах, после чего театры и музеи столицы перешли на онлайн-режим работы. 23 марта указ был снова дополнен, что обязало пожилых москвичей старше 65 лет и тех, кто страдает хроническими заболеваниями или у кого ослаблен иммунитет, самоизолироваться дома. Позже была ограничена работа магазинов, кроме продуктовых, с товарами первой необходимости и аптек, а также закрыты залы в кафе, ресторанах, крупные парки, парикмахерские и т.д.

С 30 марта в столице был введен режим домашней самоизоляции для всех жителей Москвы, вне зависимости от возраста. Покидать дом можно только за экстренной медпомощью, для обязательных поездок на работу, похода в ближайший магазин или аптеку, выгула животных и выноса мусора. Похожие меры приняли в Подмосковье.

В некоторых регионах РФ из-за риска распространения коронавируса был введен режим чрезвычайной ситуации, например, еще в конце января — в поселке Забайкальск на границе с Китаем.

Отличие карантина от самоизоляции

Карантин — это изоляция по решению должностного лица (врача) человека, инфицированного или подозреваемого в возможном заражении коронавирусом. Эта мера применяется, когда человек уже болен, но находится на домашнем лечении, контактировал с больными или может быть заражен по какой-то другой причине. На время его пребывания дома ему выдается больничный лист.

Тем, кто находится под карантином, нельзя выходить из дома, и соблюдение этого правила отслеживается. Так, в Москве за заболевшими коронавирусом, которые остались лечиться дома, следят в том числе с помощью мобильного приложения «Социальный мониторинг» и геолокации телефона.

19 марта глава Роспотребнадзора Анна Попова подписала постановление об обязательной двухнедельной изоляции людей, приехавших из стран с неблагополучной ситуацией по COVID-19.

Нарушение карантина наказывается жестче, чем нарушение режима самоизоляции, при котором максимальное число граждан находятся у себя дома и не контактируют между собой. При этом люди в режиме самоизоляции могут покидать свои жилища в некоторых случаях — для похода в ближайший продуктовый, в аптеку, вынести мусор или выгулять вблизи от дома собаку, а также для поездок на работу и т.д.

Наказание за нарушение и контроль за соблюдением

31 марта Госдума приняла в третьем чтении законопроект об уголовном наказании нарушителей карантина или других санитарно-эпидемиологических правил. За простое нарушение законопроект предусматривает штраф от 500 тыс. до 700 тыс. рублей либо до двух лет лишения свободы. Если в результате нарушения умирает два человека и более, закон предусматривает за это до семи лет лишения свободы. Если нарушение приведет по неосторожности к смерти человека или создаст угрозу массового заболевания, за это предусмотрен штраф от 1 млн до 2 млн рублей, либо до пяти лет колонии.

В России31 марта 2020

Президент России 1 апреля подписал закон об уголовной ответственности за распространение фейков о ЧС. УК РФ был дополнен новой статьей — 207.1, наказание по которой — штраф в размере от 300 тысяч до 700 тысяч рублей либо ограничение свободы на срок до трех лет.

31 марта депутаты также приняли в третьем чтении поправки в КоАП РФ, усиливающие ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения. За такое нарушение для граждан предусмотрены штрафы от 15 тыс. до 40 тыс. рублей, для должностных лиц — от 50 тыс. до 150 тыс. рублей, для юрлиц — от 200 тыс. до 500 тыс. рублей или закрытие на срок до месяца.

Если нарушения повлекут вред здоровью человека или смерть, но не содержат уголовно наказуемого деяния, то штраф для граждан вырастет до 150-300 тыс.рублей, для должностных лиц — до 300-500 тыс. рублей или их могут дисквалифицировать на срок до трех лет. Для ИП и юрлиц за такие нарушения предусмотрены штрафы от 500 тыс. до 1 млн рублей или приостановка работы на срок до 90 дней.

Поправки также вводят в КоАП статью об ответственности за неподчинение правилам при ЧС или угрозе ее возникновения. Если нарушение не повлекло тяжких последствий, штрафы для граждан составит от 1 тыс. до 30 тыс. рублей, для должностных лиц — от 10 тыс. до 30 тыс. рублей, для ИП — от 30 тыс. до 50 тыс. рублей, для юрлиц — от 100 тыс. до 300 тыс. рублей.

Штрафы за повторное нарушение или за нарушения, которое влечет вред здоровью или имуществу человека, будут выше. Для граждан они могут достигать 50 тыс. рублей, для должностных лиц — 500 тыс. рублей, для ИП и юрлиц — до 1 млн рублей.

2 апреля мэр Москвы Сергей Собянин подписал закон о поправках в КоАП Москвы, которыми вводятся штрафы за нарушение режима самоизоляции: граждан за первое нарушение штрафуют на 4 тысячи рублей, а за повторное или за совершенное с использованием автомобиля — на 5 тысяч рублей.

Сейчас режим самоизоляции введен в большинстве субъектов РФ. В некоторых регионах соблюдение режима самоизоляции контролируют, выдавая спецпропуска тем, кому необходимо продолжать ездить на работу, а в Татарстане заработала система выдачи СМС-пропусков на выход из дома. Выйти на улицу жителям республики можно не более двух раз в сутки, и каждый раз необходимо указывать цель — поездку на дачу, в суд, банк, больницу, на почту или чтобы привезти лекарства больным родственникам.

Режим чрезвычайного положения

Согласно статье 56 Конституции РФ, чрезвычайное положение на всей территории России и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом о чрезвычайном положении.

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом президента, который должен быть незамедлительно передан на утверждение Совета Федерации. Срок действия чрезвычайного положения, вводимого на всей территории РФ, не может превышать 30 суток, а вводимого в ее отдельных местностях, — 60 суток, но далее может продлеваться.

На вопрос журналистов о том, почему в России не вводится режим чрезвычайного положения, пресс-секретарь президента Дмитрий Песков ответил, что в борьбе с распространением коронавируса власти принимают те меры, которые считают наиболее эффективными и предпочтительными.

В федеральном конституционном законе о чрезвычайном положении говорится, что он допускает временные отдельные ограничения прав и свобод исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. При этом не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20 (право на жизнь), 21 (право на достоинство личности, запрет на жестокое обращение и медицинские опыты без согласия человека), части 1 статьи 23 (неприкосновенность частной жизни и личной тайны), 24 (недопустимость сбора информации о частной жизни лица без его согласия), 28 (свобода совести и вероисповедания), части 1 статьи 34 (право на свободное использование своих способностей и имущества), части 1 статьи 40 (право на жилище), 46-54 (судебно-юридические аспекты, право не свидетельствовать против себя, право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями органов власти или должностных лиц) Конституции РФ.

Коронавирус и форс-мажор

В некоторых регионах России, как, например, в Москве, распространение коронавируса, повлекшее объявление режима повышенной готовности, было официально признано обстоятельством непреодолимой силы. «Если меры по профилактике распространения инфекции помешали гражданам или бизнесу исполнить свои обязательства, это считается обстоятельством непреодолимой силы. Такие меры снижают формальное юридическое давление на бизнес и граждан, а также позволяют пересмотреть условия исполнения действующих договоров и соглашений», — говорится на сайте мэра Москвы Сергея Собянина. При этом там не уточняется, как именно будет снижено юридическое давление и пересмотрены условия договоров.

Эксперты отмечают, что форс-мажор может быть признан только при наличии договора. Пункт «об обстоятельствах непреодолимой силы» имеется практически в каждом договоре, и в нем прописан порядок действий в случае наступления форс-мажора. Формулировка этого пункта может быть различной.

Из некоторых договоров следует, что если одна из сторон не может исполнить свои обязательства из-за форс-мажора, срок их исполнения продлевается. При этом столкнувшаяся с форс-мажором сторона должна в кратчайшие сроки уведомить об этом вторую.

С точки зрения закона отсутствие средств для выплаты кредита не является форс-мажором. Тем не менее, имеет смысл обратиться в банк, чтобы в индивидуальном порядке узнать о возможности «кредитных каникул».

Что касается ипотеки, то в соответствии с законом у граждан, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, есть возможность взять «ипотечные каникулы», приостановив выплаты по ипотеке или снизив размер платежей на срок до полугода.

Что касается предпринимательской деятельности, то, согласно п. 3 статьи 401 ГК РФ, «если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств».

В конце марта парламент принял закон, разрешающий правительству вводить мораторий на возбуждение дел о банкротстве «в исключительных случаях, например, при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и существенном изменении курса рубля».

Чрезвычайное положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом СФ и ГД, который незамедлительно передается на утверждение СФ. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения подлежит незамедлительному обнародованию по каналам радио и телевидения и официальному опубликованию. После обнародования указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения в срок, не превышающий 72 часов, СФ рассматривает вопрос о его утверждении в качестве первоочередного и принимает соответствующее постановление. Указ Президента РФ о введении чрезвычайного положения, не утвержденный СФ, утрачивает силу по истечении 72 часов с момента его обнародования, о чем население РФ или ее соответствующих отдельных местностей оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о его введении.

ФКЗ определяет: срок действия чрезвычайного положения (при введении на всей территории РФ не может превышать 30 суток, а при введении в ее отдельных местностях – 60 суток. При необходимости срок действия чрезвычайного положения может быть продлен указом Президента РФ); меры и временные ограничения, применяемые при введении чрезвычайного положения в зависимости от обстоятельств его введения (полное или частичное приостановление полномочий органов исполнительной власти субъектов РФ, а также органов местного самоуправления, установление ограничений на свободу передвижения, усиление охраны общественного порядка, введение комендантского часа, ограничение свободы печати и др. средств массовой информации и ряд др.); силы и средства, обеспечивающие режим чрезвычайного положения (органы внутренних дел, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, федеральные органы безопасности, внутренних войск, органы по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (в исключительных случаях на основании указа Президента РФ для обеспечения режима чрезвычайного положения могут привлекаться Вооруженные Силы РФ, др. войска, воинские формирования и органы); должностных лиц и органы, осуществляющие единое управление и координацию действий сил и средств, обеспечивающих режим чрезвычайного положения и их компетенцию; финансирование расходов, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения; гарантии прав граждан и ответственность граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения; вопросы осуществления правосудия и деятельности органов прокуратуры на территории, на которой введено чрезвычайное положение; порядок уведомления и информирования Организации Объединенных Наций, Совета Европы и сопредельных государств о введении чрезвычайного положения, об обстоятельствах, послуживших основанием для его введения, о временных ограничениях прав и свобод граждан, составляющих отступления от международных обязательств РФ по международным договорам, и прекращении периода действия режима чрезвычайного положения.

В соответствии с частью второй статьи 56 Конституции Российской Федерации (РФ) чрезвычайное положение на территории России и в отдельных ее местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленном федеральным конституционным законом.

Действовавший до принятия настоящего Федерального конституционного закона Закон РСФСР «О чрезвычайном положении» во многом не соответствует Конституции РФ и при практическом применении показал свою недостаточную эффективность (на примере чрезвычайного положения на части территории Республики Северная Осетия – Алания и Ингушской Республики).

Закон дает определение понятия «чрезвычайное положение» и цели введения чрезвычайного положения; условия, основания и порядок введения чрезвычайного положения, меры и временные ограничения, применяемые в условиях чрезвычайного положения; силы и средства, привлекаемые для обеспечения режима чрезвычайного положения; органы особого управления, создаваемые на период чрезвычайного положения; гарантии прав граждан и должностных лиц в условиях чрезвычайного положения.

Однако некоторые положения принятого закона противоречат Конституции РФ. В частности, к ним можно отнести следующее положение «приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют нормализации обстановки».

Что необходимо понимать под определением «препятствуют нормализации обстановки»? В соответствии с данной формулировкой можно приостановить деятельность любой партии и общественного объединения, которые будут выступать против конкретных методов нормализации обстановки. Поэтому депутатом от фракции «ЯБЛОКО» А.Г. Арбатовым перед вторым чтением законопроекта была внесена поправка, уточняющая это положение следующим образом: «приостановление или запрещение деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые участвуют:

– в попытках захвата или присвоения власти, насильственного изменения государственного строя;
– в террористических актах, блокаде отдельных местностей;
– в массовых беспорядках».

Такая формулировка давала бы более четкое юридическое определение ситуации, когда можно приостанавливать или запрещать деятельность политических партий в условиях чрезвычайного положения. Однако такая поправка принята не была.

Старые механизмы

Чрезвычайное положение вводится на территории всей страны или её части указом президента при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю России (Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»). К таким обстоятельствам относятся в том числе эпидемии, которые могут повлечь человеческие жертвы и нанесение ущерба здоровью людей. При введении чрезвычайного положения финансирование социальных выплат и компенсаций понесшим ущерб гражданам и организациям осуществляется за счет средств федерального бюджета (ст. 27 № 3-ФКЗ).

«Вероятно, что отказ от введения режима чрезвычайного положения обусловлен стремлением показать, что ситуация находится под контролем и принятия чрезвычайных мер не требуется, чтобы не создавать излишнюю панику у населения», – считает юрист ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства × Елена Дмитриева.

Правительство имеет возможность ввести по всей стране ограничительные мероприятия (карантин), если это предписывает главный государственный санитарный врач или его заместители (п. 6 ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). При введении карантина индивидуальные предприниматели и юридические лица имеют право на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их имуществу (ст. 9 № 52-ФЗ). «Если в результате введения противоэпидемиологических мер снизились доходы, можно ставить вопрос о возмещении ущерба с государства. Правовым основанием для этого может послужить ст. 15 ГК (общие правила о полном возмещении убытков) и ст. 16.1 ГК (компенсация ущерба, причиненного правомерными действиями государственных органов и органов местного самоуправления)», – говорит партнер Пепеляев Групп Пепеляев Групп Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа ВЭД/Таможенное право и валютное регулирование группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Комплаенс группа Налоговое консультирование группа Налоговые споры группа Трудовое и миграционное право группа Фармацевтика и здравоохранение группа Экологическое право группа Антимонопольное право группа Банкротство группа Интеллектуальная собственность группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Семейное/Наследственное право группа ТМТ группа Финансовое/Банковское право группа Цифровая экономика × Алексей Коневский.

Почему власти не объявляют ни карантин, ни режим чрезвычайной ситуации, ни чрезвычайное положение? Ответ простой. При их введении государство гарантирует возмещение причинённого гражданам и юридическим лицам вреда.

Павел Чиков, глава международной правозащитной группы «Агора»

Новые полномочия

Во исполнение недавних поручений президента был принят Федеральный закон от 01.04.2020 № 98-ФЗ, который содержит регулирование достаточно широкого спектра вопросов (госзакупки, права арендаторов, отсрочка по уплате налогов, проверки предпринимателей, техосмотр и другие). Самый важный из них – предоставление правительству права принимать решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на всей территории России либо на ее части. Правительство теперь вправе устанавливать правила поведения граждан в такой обстановке, отложить голосование на выборах и референдумах, объявить мораторий на возбуждение дел о банкротстве на любой срок.

«Конечно, основная задача закона – расширить полномочия правительства для экстренного реагирования на различные чрезвычайные вызовы современной действительности. В частности, на пандемию коронавируса. Закон прямо отнес распространение заболевания, представляющего опасность для окружающих, к чрезвычайной ситуации. Однако, исходя из содержащейся в законе статьи о моратории на возбуждение дел о банкротстве, к его основаниям могут быть отнесены даже изменения курса рубля», – говорит руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры Хренов и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство 14 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 19 место По количеству юристов 26 место По выручке × Дмитрий Лобачев.

Закон устанавливает ведущую роль правительства в чрезвычайных ситуациях и делает его центральным органом, принимающим соответствующие решения и координирующим все действия. Это позволит перенести принятие решений ряда вопросов на более оперативный уровень.

Дмитрий Лобачев, руководитель проектов юркомпании Хренов и партнеры Хренов и партнеры Федеральный рейтинг группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Банкротство 14 место По выручке на юриста (Больше 30 Юристов) 19 место По количеству юристов 26 место По выручке ×

Правительство, а также органы исполнительной власти субъектов получили право устанавливать обязательные для граждан и организаций правила поведения при введении режима чрезвычайной ситуации, которые обязаны выполнять. «Разумным является политика расширения полномочий и коррелирующей им ответственности глав регионов. В условиях, когда решения нужно принимать здесь и сейчас, глава каждого субъекта должен иметь возможность действовать самостоятельно и при этом понимать, что он может понести ответственность не за сам факт самостоятельного решения, а за его корректность либо некорректность в условиях общей борьбы с вирусом», – считает Вахтанг Федоров, партнёр, адвокат, руководитель уголовно-правовой практики Art de Lex Art de Lex Федеральный рейтинг группа Антимонопольное право группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) группа Коммерческая недвижимость/Строительство группа Природные ресурсы/Энергетика группа Разрешение споров в судах общей юрисдикции группа Банкротство группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Финансовое/Банковское право × .

Новые проблемы

По мнению Лобачева, основной проблемой № 98-ФЗ является отсутствие критериев, ограничивающих полномочия правительства. По сути, процесс управления и принятия решений в ситуации повышенной готовности или в чрезвычайной ситуации полностью отдается на откуп исполнительным органам власти. Например, не установлено каких-либо критериев по заболеваниям при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации. Не перечисляются ни конкретные права, которые правительство может ограничивать, ни возможная мера их ограничения. «Возникает серьезный вопрос, насколько легитимна такая передача полномочий без какой-либо конкретизации? Ведь действующая Конституция в ч. 3 ст. 55 предусматривает ограничение прав федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо», – напоминает Лобачев.

Коронавирус «Полная неразбериха»: к чему может привести указ о самоизоляции

«Закон принят быстро, но при этом он довольно сырой, решения половинчатые и слабо проработанные. Нормативная база под некоторыми карантинными решениями, особенно региональными, вообще отсутствовала на дату их принятия, что свидетельствует либо о слабой подготовке правительственных юристов, либо о пренебрежительном отношении чиновников к нормам права», – отмечает управляющий партнер ЮФ Надмитов, Иванов и партнеры Надмитов, Иванов и партнеры Федеральный рейтинг группа Цифровая экономика группа Международные судебные разбирательства × Александр Надмитов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *