Закон о промышленной политике

Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

Принят Закон о промышленной политике (ПП) в Российской Федерации.

Он определяет новые принципы господдержки промышленности, соответствующие требованиям ВТО. Пересмотрены меры стимулирования промышленной деятельности (ПД).

Закон содержит ключевые понятия в названной сфере, закрепляет цели, задачи и принципы ПП, полномочия субъектов рассматриваемых отношений и пр. Он не касается производства спиртосодержащей пищевой продукции, алкогольной продукции и табачных изделий.

Обозначены следующие цели ПП. Во-первых, формирование высокотехнологичной, конкурентоспособной промышленности, обеспечивающей переход экономики России от экспортно-сырьевого к инновационному типу развития. Во-вторых, обеспечение обороны страны и безопасности государства. В-третьих, обеспечение занятости населения и повышение уровня жизни россиян.

В числе основных задач ПП — стимулирование к внедрению результатов интеллектуальной деятельности и освоению производства инновационной промышленной продукции, к повышению производительности труда, внедрению импортозамещающих, ресурсосберегающих и экологически безопасных технологий. Это также увеличение выпуска продукции с высокой долей добавленной стоимости и поддержка ее экспорта, обеспечение технологической независимости национальной экономики и пр.

Выделяются такие виды господдержки ПД, как финансовая (в т. ч. через госфонды развития промышленности), информационно-консультационная, в сфере научно-технической и инновационной деятельности, в целях развития кадрового потенциала, ВЭД и иные.

Особой мерой стимулирования является специальный инвестиционный контракт. Он заключается на срок до 10 лет между Российской Федерацией (ее субъектом, муниципалитетом) и инвестором. Последний обязуется создать либо модернизировать и (или) освоить производство промышленной продукции на территории страны, ее континентальном шельфе или в исключительной экономической зоне. Другая сторона контракта, в свою очередь, предоставляет инвестору господдержку. Также ему гарантируется неповышение величины совокупной налоговой нагрузки в течение действия контракта.

Создается государственная информационная система ПД. Она содержит сведения о состоянии и прогнозе развития промышленности, о субъектах ПД, о фактическом и планируемом выпуске основных видов промышленной продукции, об использовании ресурсосберегающих технологий и возобновляемых источников энергии, о мерах стимулирования ПД, кадровом потенциале и др.

Отдельная глава закона посвящена индустриальным (промышленным) паркам или промышленным кластерам.

Особое внимание уделено ПП в оборонно-промышленном комплексе.

Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после даты его официального опубликования.

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В комментируемой статье определены предмет регулирования законодательства об образовании, а также структура Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Одним из проявлений того, как осуществляется государственное управление в сфере образования, является правовое регулирование отношений, возникающих в этой сфере. Предмет правового регулирования позволяет установить круг общественных отношений, на которые государство воздействует в процессе осуществления государственного управления.

Определение предмета правового регулирования позволяет не только более точно идентифицировать нормативно-правовой массив в сфере образования, но и установить границы между смежными отраслями российского законодательства.

Предмет правового регулирования Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого на его основе законодательства об образовании очерчивает спектр регулируемых общественных отношений. В конечном счете, предмет регулирования Федерального закона об образовании позволяет установить применимость правовых норм, содержащихся в комментируемом Федеральном законе, для регулирования конкретных видов общественных отношений.

При определении предмета законодательства об образовании в целом и комментируемого Закона в частности законодателем используется понятие «отношения в сфере образования».

Важной особенностью подхода законодателя к регулированию отношений в сфере образования является то, что предмет Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и формируемого в соответствии с ним законодательства об образовании составляют не только собственно сами образовательные отношения (то есть общественные отношения по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ), но и общественные отношения, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.

Такой подход к определению предмета законодательства об образовании позволяет, наряду с определением правовых границ конституционного права каждого на образование, регламентировать весь комплекс отношений, возникающих в связи с реализацией права на образование, а также закрепить государственные гарантии прав и свобод человека в сфере образования и создания необходимых условий для реализации права на образование.

В этой связи следует отметить, что к определению понятия «отношения в сфере образования» законодатель в комментируемом Законе обращается фактически дважды — в ст. 1 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и в ст. 2 этого же Закона, в которой дает определение основных понятий, используемых в законодательстве об образовании, в том числе «образование» (п. 1) и «отношения в сфере образования» (п. 30).

Расширительный подход к определению объекта правового регулирования, не ограничивающий предмет законодательства об образовании собственно образовательными отношениями, но включающий в него разнообразные отношения, целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование (экономические, трудовые, организационные и т.д.), повлиял на структуру Федерального закона об образовании и содержание всего законодательства об образовании.

Как это предусмотрено в части 2 комментируемой статьи, Федеральным законом об образовании установлены правовые, организационные и экономические основы образования в Российской Федерации.

Устанавливая правовые основы образования, Федеральный закон об образовании формирует в соответствии к положениями Конституции РФ и международными договорами РФ нормативно-правовую базу для регулирования отношений в сфере образования на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

В Законе определены принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования (с. 3), а также зафиксированы (ст. 4) цели такого правового регулирования:

— установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования;

— создание условий развития системы образования;

— защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.

Там же (ст. 4 Закона) закреплены и основные задачи правового регулирования отношений в сфере образования:

— обеспечение и защита конституционного права граждан Российской Федерации на образование;

— создание правовых, экономических и финансовых условий для свободного функционирования и развития системы образования Российской Федерации;

— создание правовых гарантий для согласования интересов участников отношений в сфере образования;

— определение правового положения участников отношений в сфере образования;

— создание условий для получения образования в Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства;

— разграничение полномочий в сфере образования между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Устанавливая организационные основы образования, Федеральный закон об образовании закрепляет порядок управления как отдельной образовательной организацией, так и всей образовательной системой (главы 1, 2 и 12 комментируемого Закона): полномочия в сфере образования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственная регламентация образовательной деятельности, лицензирование и государственная аккредитация образовательной деятельности, государственный контроль (надзор) в сфере образования и т. д.

Наконец, установление экономических основ образования в Федеральном законе об образовании осуществляется через предписания, содержащиеся в главе 13 «Экономическая деятельность и финансовое обеспечение в сфере образования». Законодательство об образовании определяет особенности финансового обеспечения оказания государственных и муниципальных услуг в сфере образования (ст. 99), использование в этих целях контрольных цифр приема на обучение за счет бюджетных ассигнований (ст. 100), устанавливает порядок осуществления образовательной деятельности за счет средств физических лиц и юридических лиц (ст. 101), образовательного кредитования ст. 104), создания образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности (ст. 103) и т. д.

Осуществляя регулятивную функцию, образовательное право определяет правовое положение участников отношений в сфере образования через закрепление их прав, обязанностей и ответственности: правовой статус лиц, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 3 Закона об образовании; обучающихся, их родителей и законных представителей — в главе 4; педагогических, руководящих и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, — в главе 5; полномочия органов государственной власти и местного самоуправления в сфере образования — в главе 1 и т. д.

Автор — А.Н. Козырин
01 мая 2016 года

Федеральный закон «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» от 10.01.2003 N 17-ФЗ (последняя редакция)

10 января 2003 года N 17-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Принят Государственной Думой 24 декабря 2002 года Одобрен Советом Федерации 27 декабря 2002 года

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 115-ФЗ, от 08.11.2007 N 258-ФЗ, от 22.07.2008 N 141-ФЗ, от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. 28.04.2009), от 30.12.2008 N 313-ФЗ, от 04.05.2011 N 99-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 19.07.2011 N 248-ФЗ, от 07.11.2011 N 303-ФЗ, от 14.06.2012 N 78-ФЗ, от 28.07.2012 N 131-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 01.12.2014 N 419-ФЗ, от 31.12.2014 N 503-ФЗ, от 13.07.2015 N 230-ФЗ, от 13.07.2015 N 247-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 227-ФЗ, от 26.07.2017 N 205-ФЗ, от 20.12.2017 N 400-ФЗ, от 03.08.2018 N 312-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ) (см. Обзор изменений данного документа) Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования.

  • Глава 1. Общие положения
    • Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации
    • Статья 2. Основные понятия
    • Статья 3. Законодательство Российской Федерации о железнодорожном транспорте
  • Глава 2. Государственное регулирование в области железнодорожного транспорта
    • Статья 4. Основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта
    • Статья 5. Лицензирование отдельных видов деятельности в области железнодорожного транспорта
    • Статья 6. Обязательная сертификация и декларирование соответствия на железнодорожном транспорте
    • Статья 7. Стандартизация и обеспечение единства измерений на железнодорожном транспорте
    • Статья 8. Тарифы, сборы и плата на железнодорожном транспорте
    • Статья 9. Особенности государственного регулирования использования земель железнодорожного транспорта
    • Статья 10. Приобретение, проектирование, строительство, реконструкция и содержание объектов железнодорожного транспорта
  • Глава 3. Основные требования к организациям железнодорожного транспорта и объектам железнодорожного транспорта. Управление перевозочным процессом
    • Статья 11. Основные требования к владельцам инфраструктур
    • Статья 12. Основные требования к перевозчику
    • Статья 13. Основные требования к организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим вспомогательные работы (услуги) при перевозках железнодорожным транспортом
    • Статья 14. Основы осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа и грузобагажа
    • Статья 15. Основные требования к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 16. Основные требования к железнодорожным путям необщего пользования, примыкающим к железнодорожным путям общего пользования
    • Статья 17. Основные требования к железнодорожному подвижному составу и контейнерам
    • Статья 18. Организация управления перевозочным процессом на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 19. Регулирование отношений, возникающих при взаимодействии железнодорожного транспорта и других видов транспорта
  • Глава 4. Безопасность на железнодорожном транспорте, охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта, организация работы в особых условиях
    • Статья 20. Организация обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта и иных технических средств
    • Статья 20.1. Государственный надзор в области железнодорожного транспорта
    • Статья 21. Основные положения в области обеспечения безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта
    • Статья 22. Утратила силу
    • Статья 22.1. Обеспечение на железнодорожном транспорте общего пользования экологической безопасности, пожарной безопасности, промышленной безопасности, охраны труда, единства измерений, а также санитарно-эпидемиологического благополучия населения
    • Статья 23. Охрана грузов, объектов железнодорожного транспорта общего пользования и обеспечение общественного порядка на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 24. Организация работы железнодорожного транспорта в чрезвычайных ситуациях
  • Глава 5. Трудовые отношения и дисциплина работников железнодорожного транспорта
    • Статья 25. Трудовые отношения и гарантии работников железнодорожного транспорта
    • Статья 26. Дисциплина труда на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 6. Иные вопросы организации деятельности на железнодорожном транспорте
    • Статья 27. Учетно-отчетное время на железнодорожном транспорте
    • Статья 28. Язык общения, используемый на железнодорожном транспорте
    • Статья 29. Форменная одежда работников железнодорожного транспорта общего пользования
    • Статья 30. Участие Российской Федерации в международном сотрудничестве в области железнодорожного транспорта
    • Статья 31. Страхование на железнодорожном транспорте общего пользования
    • Статья 32. Мобилизационная подготовка и гражданская оборона на железнодорожном транспорте общего пользования
  • Глава 7. Заключительные положения
    • Статья 33. Утратила силу
    • Статья 34. Заключительные положения

Открыть полный текст документа

Глава 2. Стимулирование деятельности в сфере промышленности

Федеральный закон от 31.12.2014 N 488-ФЗ (ред. от 27.06.2018) О промышленной политике в Российской ФедерацииДокумент действующий
1HQQESHpv9LE

  • Главное меню
    • Глава 1. Общие положения
      • Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
      • Статья 2. Правовое регулирование в сфере промышленной политики
      • Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе
      • Статья 4. Цели, задачи и принципы промышленной политики
      • Статья 5. Участники формирования промышленной политики и ее реализации
      • Статья 6. Полномочия Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в сфере промышленной политики
      • Статья 7. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере промышленной политики
      • Статья 8. Полномочия органов местного самоуправления в сфере промышленной политики
    • Глава 2. Стимулирование деятельности в сфере промышленности
      • Статья 9. Меры стимулирования деятельности в сфере промышленности
      • Статья 10. Финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности
      • Статья 11. Государственные фонды развития промышленности
      • Статья 12. Поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики
      • Статья 13. Информационно-консультационная поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности
      • Статья 14. Государственная информационная система промышленности
      • Статья 15. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области развития кадрового потенциала
      • Статья 16. Специальный инвестиционный контракт
      • Статья 17. Поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности
      • Статья 18. Меры стимулирования производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, осуществляемые при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и осуществлении таких закупок отдельными видами юридических лиц
    • Глава 3. Территориальное развитие промышленности
      • Статья 19. Индустриальные (промышленные) парки
      • Статья 19.1. Промышленные технопарки
      • Статья 20. Промышленные кластеры
    • Глава 4. Особенности промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе
      • Статья 21. Формирование и реализация промышленной политики в оборонно-промышленном комплексе
      • Статья 22. Особенности применения мер стимулирования деятельности в сфере промышленности в оборонно-промышленном комплексе
    • Глава 5. Заключительные положения
      • Статья 23. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *