Закон о радиационной безопасности населения

Содержание

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О радиационной безопасности населения Принят Государственной Думой 5 декабря 1995 года (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607; Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616; Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590; Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596) Настоящий Федеральный закон определяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Основные понятия В целях настоящего Федерального закона применяются следующие основные понятия: радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей от вредного для их здоровья воздействия ионизирующего излучения; ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков; естественный радиационный фон — доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека; техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека; эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности; санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на который уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль; зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль; работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений; радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работников (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды. Статья 2. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности 1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. 2. Федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные настоящим Федеральным законом. 3. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности являются в соответствии с Конституцией Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации в области радиационной безопасности, применяются правила международного договора. Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности 1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. 2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной. Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607); информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. Глава II. ПОЛНОМОЧИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся: определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация; разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением; разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности; лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590); контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения; введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения; реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий; организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; организация и осуществление государственного надзора в области обеспечения радиационной безопасности (в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590); информирование населения о радиационной обстановке; установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием; установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии; создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения; регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий; контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий; регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта; осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации; другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (Статья 5 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности: разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации; разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности; организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий; участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии; обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий; участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории; реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации. (Статья 6 в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607) Глава III. ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАДЗОР В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ. ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (наименование главы в ред. Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) Статья 7. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 2. (Пункт 2 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) 3. (Пункт 3 утратил силу на основании Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 242-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4590) Статья 8. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности 1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются федеральные программы. Федеральные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 2. Региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). 3. Порядок разработки и реализации государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607). Статья 9. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, сводов правил, правил охраны труда и иных нормативных документов по радиационной безопасности. Указанные акты не должны противоречить положениям настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596). 2. Санитарные правила, нормы и гигиенические нормативы в области обеспечения радиационной безопасности утверждаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596). Устанавливаются следующие основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения на территории Российской Федерации в результате использования источников ионизирующего излучения: для населения средняя годовая эффективная доза равна 0,001 зиверта или эффективная доза за период жизни (70 лет) — 0,07 зиверта; в отдельные годы допустимы большие значения эффективной дозы при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,001 зиверта; для работников средняя годовая эффективная доза равна 0,02 зиверта или эффективная доза за период трудовой деятельности (50 лет) — 1 зиверту; допустимо облучение в годовой эффективной дозе до 0,05 зиверта при условии, что средняя годовая эффективная доза, исчисленная за пять последовательных лет, не превысит 0,02 зиверта. Регламентируемые значения основных пределов доз облучения не включают в себя дозы, создаваемые естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, а также дозы, получаемые гражданами (пациентами) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур и лечения. Указанные значения пределов доз облучения являются исходными при установлении допустимых уровней облучения организма человека и отдельных его органов. В случае радиационных аварий допускается облучение, превышающее установленные основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз), в течение определенного промежутка времени и в пределах, определенных санитарными нормами и правилами. Установленные настоящей статьей основные гигиенические нормативы (допустимые пределы доз) облучения населения для отдельных территорий могут быть изменены Правительством Российской Федерации в сторону их уменьшения с учетом конкретной санитарно-гигиенической, экологической обстановки, состояния здоровья населения и уровня влияния на человека других факторов окружающей среды. 3. Правила радиационной безопасности, регламентирующие требования к обеспечению технической безопасности при работах с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующего излучения, и иные нормативные документы по радиационной безопасности разрабатываются и утверждаются федеральным органом исполнительной власти по атомному надзору в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596). 4. (Пункт 4 утратил силу на основании Федерального закона от 19 июля 2011 г. N 248-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 30, ст. 4596) Статья 10. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения 1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения осуществляются только на основании специальных разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования. 2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Статья 10-1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности 1. Государственный надзор в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти при осуществлении ими федерального государственного надзора в области использования атомной энергии и федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (далее — органы государственного надзора) согласно их компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. 2. К отношениям, связанным с осуществлением государственного

ЗАКОН КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

от 17 июня 1999 года № 58

О радиационной безопасности населения Кыргызской Республики

(В редакции Законов КР от 28 февраля 2003 года № 48, 1 августа 2003 года № 168, 28 марта 2014 года № 53)

Настоящий Закон определяет правовые отношения в области обеспечения радиационной безопасности населения и защиты окружающей среды от вредного воздействия источников ионизирующего излучения.

Раздел IОбщие положения

Статья 1. Определение основных понятий

В настоящем Законе применяются следующие основные понятия:

радиационная безопасность населения (далее — радиационная безопасность) — состояние защищенности настоящего и будущего поколений людей и окружающей среды от вредного воздействия ионизирующего излучения. Радиационная безопасность является составной частью безопасности личности, общества, государства и обеспечивается за счет осуществления комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медицинского, воспитательного и образовательного характера;

ионизирующее излучение — излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков;

естественный радиационный фон — доза ионизирующего излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека;

техногенно измененный радиационный фон — естественный радиационный фон, измененный в результате деятельности человека;

радионуклиды — атомы, в которых ядра самопроизвольно распадаются с выделением энергии в виде гамма-квантов, электрически заряженных бета-частиц или альфа-частиц, или нейтронов;

эффективная доза — величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдаленных последствий облучения человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности;

радиоактивное загрязнение — присутствие радионуклидов техногенного происхождения в окружающей среде, которое может привести к облучению в индивидуальной дозе более 0,001 зиверта в год;

облучение ионизирующим излучением — воздействие ионизирующего излучения на биологические объекты, которое может быть внешним (если его источник находится вне организма) и внутренним (если его источник находится внутри организма);

санитарно-защитная зона — территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль;

зона наблюдения — территория за пределами санитарно-защитной зоны, на которой проводится радиационный контроль;

работник — физическое лицо, которое постоянно или временно работает непосредственно с источниками ионизирующих излучений;

радиационная авария — потеря управления источником ионизирующего излучения, вызванная неисправностью оборудования, неправильными действиями работника (персонала), стихийными бедствиями или иными причинами, которые могли привести или привели к облучению людей выше установленных норм или к радиоактивному загрязнению окружающей среды.

Статья 2. Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности

Законодательство Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности основывается на Конституции Кыргызской Республики и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов.

Вступившие в установленном законом порядке в силу международные договоры, участницей которых является Кыргызская Республика, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в области радиационной безопасности являются составной частью правовой системы Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 3. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:

принцип нормирования — непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;

принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением;

принцип оптимизации — поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения;

принцип открытости — открытость и доступность для населения информации о ионизирующем излучении на территории проживания, а также произошедших радиационных авариях.

2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:

предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;

виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.

Статья 4. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности

Радиационная безопасность обеспечивается:

проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера;

осуществлением органами государственной власти Кыргызской Республики, органами местного самоуправления, другими юридическими лицами и гражданами мероприятий по соблюдению правил, норм и нормативов в области радиационной безопасности;

обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности и информированием его о радиационной обстановке.

Раздел IIГосударственное управление в области обеспечения радиационной безопасности, государственный надзор и контроль за ее обеспечением

Статья 5. Система органов исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности

1. Государственное управление в сфере обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Кыргызской Республики.

2. Выработка политики и осуществление надзорно-контрольных функций в сфере обеспечения радиационной безопасности реализуются уполномоченными государственными органами, определяемыми Правительством Кыргызской Республики.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 6. Государственные программы в области обеспечения радиационной безопасности

1. Для планирования и осуществления мероприятий по обеспечению радиационной безопасности разрабатываются национальные и региональные программы.

Национальные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются и реализуются специально уполномоченными государственными органами с участием местных государственных администраций, органов местного самоуправления в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

2. Региональные программы в области обеспечения радиационной безопасности разрабатываются органами местной государственной власти и согласуются со специально уполномоченными государственными органами.

3. Порядок финансирования государственных программ в области обеспечения радиационной безопасности определяется законодательством Кыргызской Республики.

Статья 7. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

Государственное нормирование в сфере обеспечения радиационной безопасности определяется соответствующими техническими регламентами, включающими в себя вопросы санитарных правил и норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, и другими нормативными правовыми актами.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 8. Лицензирование деятельности в области обращения с радиоактивными веществами

Лицензирование деятельности в области обращения с радиоактивными веществами осуществляется в порядке и на условиях, определяемых Законом Кыргызской Республики «О лицензировании.

(В редакции Закона КР от 1 августа 2003 года № 168)

Статья 9. Производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности

1. Организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводят производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности.

2. Порядок проведения производственного контроля определяется для каждой организации с учетом особенностей и условий выполняемых ею работ и согласовывается с уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере обеспечения радиационной безопасности.

3. Должностные лица, осуществляющие производственный контроль за обеспечением радиационной безопасности в соответствующей организации, вправе приостанавливать проведение работ с источниками ионизирующего излучения при выявлении нарушений в области обеспечения радиационной безопасности до устранения обнаруженных нарушений.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Раздел IIIПолномочия государственных органов в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 10. Полномочия Правительства Кыргызской Республики в области обеспечения радиационной безопасности

К полномочиям Правительства Кыргызской Республики в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) обеспечение радиационной безопасности населения, окружающей среды;

2) определение государственной политики в сфере обеспечения радиационной безопасности;

3) определение уполномоченных государственных органов в сфере обеспечения радиационной безопасности;

4) принятие, в пределах компетенции, нормативных правовых актов в сфере обеспечения радиационной безопасности, а также контроль за их соблюдением, в том числе:

а) принятие страновой программы в сфере обеспечения радиационной безопасности;

б) введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

в) установление порядка определения видов и размеров компенсаций за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесение ущерба их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

г) установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 11. Полномочия уполномоченных государственных органов и органов местного самоуправления в сфере обеспечения радиационной безопасности

1. К компетенции уполномоченного государственного органа по чрезвычайным ситуациям в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) разработка и реализация страновых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;

2) экспертная оценка состояния радиационной безопасности на объектах потенциального радиоактивного загрязнения;

3) организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационных аварий;

4) реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующих территориях;

5) информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории;

6) разработка реабилитационных программ по приведению хвостохранилищ и горных отвалов, находящихся в ведении уполномоченного государственного органа по чрезвычайным ситуациям, в соответствие с международными критериями радиационной безопасности;

7) осуществление международного сотрудничества в сфере обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств по международным договорам.

2. К компетенции уполномоченного государственного органа в области здравоохранения в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) участие в разработке и реализации страновых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;

2) разработка нормативных правовых актов, касающихся гигиенических нормативов, правил по работе с источниками ионизирующего излучения;

3) согласование мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующих территориях;

4) информирование населения о состоянии здоровья, обусловленного радиационной обстановкой на соответствующей территории;

5) контроль за радиационной обстановкой на соответствующих территориях и учет доз облучения населения;

6) контроль за состоянием хвостохранилищ и горных отвалов на территории Кыргызской Республики.

3. К компетенции уполномоченного государственного органа в области экологии в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) участие в разработке и реализации страновых программ в сфере обеспечения радиационной безопасности;

2) мониторинг радиоактивного загрязнения окружающей среды;

3) участие в принятии решения о размещении на соответствующей территории организаций, учреждений, в том числе оборонного значения, производящих и использующих, перерабатывающих и утилизирующих источники ионизирующего излучения;

4) информирование населения о радиационной обстановке на соответствующей территории.

4. К компетенции уполномоченного государственного органа в области геологии и минеральных ресурсов в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) содействие в реализации предложений по обеспечению радиационной безопасности;

2) экспертиза проектов на работы горного профиля в части промышленной и экологической безопасности;

3) участие в принятии решения о размещении на соответствующей территории организаций, учреждений горнодобывающего производства, перерабатывающих и утилизирующих источники ионизирующего излучения.

5. К компетенции уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационной аварии;

2) контроль за выполнением мероприятий на территории Кыргызской Республики по обеспечению радиационной безопасности;

3) осуществление контроля за соблюдением требований нормативной документации по обеспечению радиационной безопасности;

4) контроль за выполнением разработанных мероприятий по обеспечению радиационной безопасности хвостохранилищ;

5) контроль за состоянием хвостохранилищ и горных отвалов, находящихся на территории Кыргызской Республики;

6) участие в принятии решения о размещении на соответствующей территории организаций, учреждений, в том числе оборонного значения, производящих и использующих, перерабатывающих и утилизирующих источники ионизирующего излучения;

7) осуществление международного сотрудничества по вопросам организации и проведения контроля и надзора в сфере обеспечения радиационной безопасности совместно с уполномоченными государственными органами;

8) контроль за ввозом радиоактивных материалов на соответствующую территорию, их вывозом за пределы соответствующей территории и их транзитом.

6. К компетенции органов местного самоуправления в сфере обеспечения радиационной безопасности относятся:

1) проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационных аварий и ликвидации их последствий;

2) проведение государственной политики в области экономического стимулирования деятельности физических и юридических лиц по обеспечению радиационной безопасности;

3) организация на подведомственных территориях мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.

7. К компетенции уполномоченного государственного органа в сфере таможенного дела относится проведение радиационного контроля в пунктах пропуска на государственной границе Кыргызской Республики в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 12. Оценка состояния радиационной безопасности

1. При планировании и проведении мероприятий по обеспечению радиационной безопасности, принятии решений в области обеспечения радиационной безопасности местной государственной администрацией и органами местного самоуправления, а также организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, проводится оценка радиационной безопасности.

2. Оценка радиационной безопасности осуществляется по следующим основным показателям:

характеристика радиоактивного загрязнения окружающей среды;

анализ обеспечения мероприятий по радиационной безопасности и выполнения норм и правил, гигиенических нормативов в области радиационной безопасности;

вероятность радиационных аварий и их масштаб;

степень готовности к эффективной ликвидации радиационных аварий и их последствий;

анализ доз облучения, получаемых отдельными группами населения от всех источников ионизирующего излучения;

число лиц, подвергшихся облучению выше установленных пределов доз облучения.

Результаты оценки ежегодно заносятся в экологические паспорта организаций, территорий.

Раздел IVОбщие требования к обеспечению радиационной безопасности

Статья 13. Требования к обеспечению радиационной безопасности при обращении с источниками ионизирующего излучения

При обращении с источниками ионизирующего излучения организации обязаны:

соблюдать требования настоящего Закона и иных нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;

планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;

проводить работы по обоснованию радиационной безопасности новой (модернизируемой) продукции, материалов и веществ, технологических процессов и производств, являющихся источниками ионизирующего излучения, для здоровья человека;

осуществлять систематический производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территориях организаций, в санитарно-защитных зонах и в зонах наблюдения, а также за выбросом и сбросом радиоактивных веществ;

проводить контроль и учет индивидуальных доз облучения работников;

проводить подготовку и аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля, других лиц, постоянно или временно выполняющих работы с источниками ионизирующего излучения, по вопросам обеспечения радиационной безопасности;

организовывать проведение предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров работников (персонала);

регулярно информировать работников (персонал) об уровнях ионизирующего излучения на их рабочих местах и о величине полученных ими индивидуальных доз облучения;

своевременно информировать Правительство Кыргызской Республики, специально уполномоченные государственные органы, местные государственные администрации и органы местного самоуправления об аварийных ситуациях, о нарушениях технологического регламента, создающих угрозу радиационной безопасности;

выполнять постановления, предписания должностных лиц, уполномоченного государственного органа по надзору и контролю в сфере обеспечения радиационной безопасности, осуществляющего государственный надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности;

обеспечивать реализацию прав граждан в области обеспечения радиационной безопасности.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 14. Обеспечение радиационной безопасности при производстве пищевых продуктов и при потреблении питьевой воды

Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности и подлежат производственному контролю в соответствии с настоящим Законом.

Статья 15. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и работников, обусловленное природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.

2. В целях защиты населения и работников от влияния природных радионуклидов должны осуществляться:

выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня гамма-излучения;

проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания гамма-излучения природных радионуклидов;

эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания гамма-излучения природных радионуклидов.

3. Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 16. Обеспечение радиационной безопасности граждан при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур

1. При проведении медицинских рентгенорадиологических процедур следует использовать средства защиты граждан (пациентов).

Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур должны соответствовать нормам в области радиационной безопасности.

2. По требованию гражданина (пациента) ему предоставляется полная информация об ожидаемой или о получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур.

3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.

Статья 17. Контроль и учет индивидуальных доз облучения

Контроль и учет индивидуальных доз облучения, полученных при использовании источников ионизирующего излучения, при проведении медицинских рентгенорадиологических процедур, а также обусловленных естественным радиационным и техногенно измененным радиационным фоном, осуществляется в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения, определяемых Правительством Кыргызской Республики.

Статья 18. Защита населения и работников (персонала) от радиационной аварии

Организации, в которых возможно возникновение радиационных аварий, обязаны иметь:

перечень потенциальных радиационных аварий с прогнозом их последствий и прогнозом радиационной обстановки;

критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;

план мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами местного самоуправления, уполномоченным государственным органом по выработке политики в сфере обеспечения радиационной безопасности и уполномоченным государственным органом по надзору и контролю в сфере обеспечения радиационной безопасности;

средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;

средства индивидуальной защиты от радиационного излучения;

медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

аварийно-спасательные формирования, создаваемые из числа работников (персонала).

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 19. Обязанности организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, по обеспечению радиационной безопасности при радиационной аварии

В случае радиационной аварии организация, осуществляющая деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, обязана:

обеспечить выполнение мероприятий по защите работников (персонала) и населения от радиационной аварии и ее последствий;

проинформировать о радиационной аварии уполномоченный государственный орган по чрезвычайным ситуациям, уполномоченный государственный орган по надзору и контролю в сфере обеспечения радиационной безопасности, а также местную государственную администрацию, органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;

принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;

локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей среде;

провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной аварии и изменений радиационной обстановки при радиационной аварии;

принять меры по нормализации радиационной обстановки на территории организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, после ликвидации радиационной аварии.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 20. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационной аварии

1. Планируемое повышенное облучение граждан, привлекаемых для ликвидации последствий радиационных аварий, допускается один раз за период их жизни при добровольном их согласии и предварительном информировании о возможных дозах облучения и риске для здоровья.

2. Облучение граждан, привлекающихся к ликвидации последствий радиационных аварий, не должно превышать более чем в 10 раз среднегодовое значение основных гигиенических нормативов облучения для работников (персонала).

3. Виды и размеры компенсаций за повышенный риск и возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием здоровью лиц, привлекаемых для выполнения указанных работ, устанавливаются законодательством Кыргызской Республики.

Раздел VПрава и обязанности граждан и юридических лиц в области обеспечения радиационной безопасности. Ответственность за невыполнение требований к обеспечению радиационной безопасности

Статья 21. Право граждан на радиационную безопасность

Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Кыргызской Республики, имеют право на радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения выше установленных норм, правил и нормативов, выполнения гражданами и организациями, осуществляющими деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, требований к обеспечению радиационной безопасности.

Статья 22. Право граждан и юридических лиц на получение информации

Граждане и юридические лица имеют право на получение объективной информации от организаций, осуществляющих деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в пределах выполняемых ими функций о радиационной обстановке и принимаемых мерах по обеспечению радиационной безопасности.

Представители юридических лиц имеют право доступа в организации, осуществляющие деятельность с использованием источников ионизирующего излучения, в порядке и на условиях, которые установлены законодательством Кыргызской Республики.

Статья 23. Социальная защита граждан, проживающих на территориях, прилегающих к организациям, осуществляющим деятельность с использованием источников ионизирующего излучения

Граждане, проживающие на территориях, прилегающих к организациям, которые осуществляют деятельность с использованием источников ионизирующего излучения и в которых существует возможность превышения установленных санитарными нормами основных пределов доз, имеют право на социальную защиту. Порядок предоставления мер социальной защиты устанавливается законодательством Кыргызской Республики.

Статья 24. Право граждан на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, обусловленного облучением ионизирующим излучением, а также в результате радиационной аварии, и на возмещение причиненных им убытков

1. Граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков, обусловленных облучением ионизирующим излучением сверх установленных санитарными нормами основных пределов доз, в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

2. В случае радиационной аварии граждане имеют право на возмещение вреда, причиненного их жизни и здоровью, и (или) на возмещение причиненных им убытков в соответствии с законодательством Кыргызской Республики.

Статья 25. Обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане Кыргызской Республики, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Кыргызской Республики, обязаны соблюдать требования к обеспечению радиационной безопасности и выполнять требования уполномоченных государственных органов в сфере обеспечения радиационной безопасности.

(В редакции Закона КР от 28 марта 2014 года № 53)

Статья 26. Ответственность за невыполнение или нарушение требований к обеспечению радиационной безопасности

Лица, виновные в невыполнении или в нарушении требований к обеспечению радиационной безопасности, несут административную, уголовную и материальную ответственность в порядке, установленном законодательством Кыргызской Республики.

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

(Извлечение)

Принят Государственной Думой 5 августа 2004 года

Одобрен Советом Федерации 8 августа 2004 года

Статья 69

Внести в Федеральный закон от 9 января 1996 года N 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 3, ст. 141) следующие изменения:

1) в абзаце третьем статьи 4 слова «органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти» заменить словами «федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти»;

2) статью 5 изложить в следующей редакции:

«Статья 5. Полномочия Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

К полномочиям Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности относятся:

определение государственной политики в области обеспечения радиационной безопасности и ее реализация;

разработка и принятие федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности, контроль за их соблюдением;

разработка, утверждение и реализация федеральных программ в области обеспечения радиационной безопасности;

определение видов деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения, подлежащих лицензированию;

контроль за радиационной обстановкой на территории Российской Федерации и учет доз облучения населения;

введение особых режимов проживания населения в зонах радиоактивного загрязнения;

реализация мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий;

организация и проведение оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

контроль за перемещением источников ионизирующего излучения;

информирование населения о радиационной обстановке;

установление порядка определения социальных гарантий за повышенный риск причинения вреда здоровью граждан и нанесения убытков их имуществу, обусловленных радиационным воздействием;

установление порядка возмещения причиненных вреда здоровью граждан и убытков их имуществу в результате радиационной аварии;

создание и обеспечение функционирования единой системы государственного управления в области обеспечения радиационной безопасности, в том числе контроля и учета доз облучения населения;

регламентация условий жизнедеятельности и особых режимов проживания на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению в результате радиационных аварий;

контроль за оказанием помощи населению, подвергшемуся облучению в результате радиационных аварий;

регулирование экспорта и импорта ядерных материалов, радиоактивных веществ и иных источников ионизирующего излучения, а также контроль за осуществлением их экспорта и импорта;

осуществление международного сотрудничества Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности и выполнение обязательств Российской Федерации по международным договорам Российской Федерации;

другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности, отнесенные к полномочиям Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.»;

3) статью 6 изложить в следующей редакции:

«Статья 6. Полномочия субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения радиационной безопасности:

разрабатывают в соответствии с положениями настоящего Федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации;

разрабатывают и реализуют региональные (территориальные) программы в области обеспечения радиационной безопасности;

организуют контроль за радиационной обстановкой на соответствующей территории в пределах своих полномочий;

участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;

обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;

участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на соответствующей территории;

реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению субъектов Российской Федерации, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.»;

4) в статье 7:

пункты 1 и 2 изложить в следующей редакции:

«1. Государственное управление в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти в соответствии с положениями об указанных органах.

2. Государственный контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности проводятся федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контроль и надзор в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с положениями об указанных органах.»;

пункт 3 после слова «Деятельность» дополнить словом «федеральных»;

5) в статье 8:

в пункте 1 слова «и региональные (территориальные)» и слова «с участием органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» исключить;

в пункте 2 слово «государственной» заменить словом «исполнительной»;

в пункте 3 слово «финансирования» заменить словом «реализации»;

6) в пункте 4 статьи 9 слова «органами государственной» заменить словами «федеральными органами исполнительной»;

7) в пункте 3 статьи 21 слова «Виды и размеры компенсаций» заменить словами «Социальные гарантии»;

8) в статье 25:

в наименовании слова «социальная защита» заменить словами «социальная поддержка»;

слова «социальную защиту» заменить словами «социальную поддержку», слова «мер социальной защиты» заменить словами «социальной поддержки»;

9) в пункте 1 статьи 28 слова «административную, гражданско-правовую и уголовную» исключить.

О радиационной безопасности в РБ (с изменениями на 30 декабря 2005 года)

РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

О радиационной безопасности в Республике Башкортостан

(с изменениями на 30 декабря 2005 года)
_____________________________
Документ утратил силу на основании:
Закона РБ от 27 ноября 2008 года № 73-з
____________________________________________

Принят Законодательной Палатой Государственного Собрания
Республики Башкортостан 16 ноября 1999 года.
Одобрен Палатой Представителей Государственного Собрания
Республики Башкортостан 22 декабря 1999 года.

Глава 1 Общие положения

Статья 1. Утратила силу: согласноЗакона РБ от 5 октября 2004 года №112-з

Статья 2. Правовое регулирование в области обращения с источниками ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности

1. Правовое регулирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется Федеральным законом «О радиационной безопасности населения» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим Законом и иными нормативными правовыми актами Республики Башкортостан.
2. Законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан не могут устанавливать нормы, снижающие требования к радиационной безопасности и гарантиям их обеспечения, установленные Федеральным законом «О радиационной безопасности населения».(в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 3. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 4. Принципы обеспечения радиационной безопасности

1. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются:
принцип нормирования — не превышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения;
принцип обоснования — запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риска возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением:
принцип оптимизации — поддержание на возможно низком уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения.
2. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах:
предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда;
виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Статья 5. Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности

Государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности.(в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 6. Мероприятия по обеспечению радиационной безопасности Радиационная безопасность обеспечивается:
комплексом мер следующего характера:
правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического и радиоэкологического, медицинского, научного, образовательного, воспитательного;
осуществлением органами исполнительной власти Республики Башкортостан, органами местного самоуправления юридическими и физическими лицами мероприятий по соблюдению нормативных правовых актов в области обеспечения радиационной безопасности;(в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности:
обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности.

Глава II Полномочия в области использования источников ионизирующего излучения и обеспечения радиационной безопасности

Статья 7. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 8. Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в области обеспечения радиационной безопасности

Органы государственной власти Республики Башкортостан в области обеспечения радиационной безопасности:
1) разрабатывают в соответствии с положениями Федерального закона «О радиационной безопасности населения» законы и иные нормативные правовые акты Республики Башкортостан;
2) разрабатывают и реализуют республиканские программы в области обеспечения радиационной безопасности;
3) организуют контроль за радиационной обстановкой на территории Республики Башкортостан в пределах своих полномочий;
4) участвуют в организации и проведении оперативных мероприятий в случае угрозы возникновения радиационной аварии;
5) обеспечивают условия для реализации и защиты прав граждан и соблюдения интересов государства в области обеспечения радиационной безопасности в пределах своих полномочий;
6) участвуют в реализации мероприятий по ликвидации последствий радиационных аварий на территории Республики Башкортостан;
7) реализуют другие полномочия в области обеспечения радиационной безопасности в соответствии с полномочиями, отнесенными к ведению Республики Башкортостан, не отнесенные к полномочиям Российской Федерации.
(в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 9. Утратила силу: согласно Закона РБ от 5 октября 2004 года №112-з

Статья 10. Утратила силу на основании:Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Глава III Контроль в области обеспечения радиационной безопасности

(в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )

Статья 11. Осуществление надзора и контроля в области обеспечения радиационной безопасности
Деятельность органов, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, устанавливается в соответствии с законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )

Статья 12. Радиационный мониторинг
1. В республике организуется и ведется радиационный мониторинг.
2. Радиационный мониторинг ведут государственные уполномоченные органы, эксплуатирующие организации, другие организации, аккредитованные в установленном порядке в рамках единой государственной системы радиационного мониторинга.
3. Эксплуатирующие организации ведут радиационный мониторинг на своих объектах и на территориях санитарно-защитных зон и зон наблюдения в соответствии с нормативными требованиями.
4. Эксплуатирующие организации и иные организации, ведущие радиационный мониторинг в единой государственной системе радиационного мониторинга, Обязаны предоставлять документальные данные мониторинга государственным уполномоченным органам и в единый банк данных мониторинга в соответствии с законодательством.
5. Республиканская система радиационного мониторинга в Республике Башкортостан создается и функционирует в рамках единой государственной системы мониторинга.
6. утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 13. Общественный контроль за радиационной безопасностью
Общественные объединения вправе осуществлять общественный контроль за выполнением норм и правил радиационной безопасности в порядке, установленном законодательством.

Глава IV Требования по обеспечению радиационной безопасности

Статья 14. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующих излучений

1. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области обращения с источниками ионизирующего излучения, проектирование, сооружение источников ионизирующего излучения, конструирование и изготовление для них технологического оборудования, средств радиационной защиты, а также работы в области добычи, производства, транспортирования, хранения, использования, обслуживания, утилизации и захоронения источников ионизирующего излучения, контроль за радиационной обстановкой осуществляются только на основании разрешений (лицензий), выданных органами, уполномоченными на ведение лицензирования.
2. Лицензирование деятельности в области обращения с источниками ионизирующего излучения осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. (в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 15. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 16. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 17. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 18. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 19. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 20. Обеспечение радиационной безопасности при обращении с радиоактивными отходами

1. При проектировании любых объектов, использующих источники ионизирующих излучений, должна быть предусмотрена технология обращения с радиоактивными отходами, образующимися в ходе работ с источниками ионизирующего излучения. Эта технология должна обеспечить:
очистку газо-аэрозольных выбросов и жидких сбросов до установленных нормативных значений;
перевод радионуклидов в форму, гарантирующую локализацию отходов и радиоактивных веществ в пределах границ земельного или горного отвода;
хранение и захоронение радиоактивных отходов только в специально предназначенных для этих целей хранилищах и могильниках.
2. При хранении, переработке и захоронении радиоактивных отходов их надежная изоляция обеспечивается системой естественных и искусственных барьеров.
3. В течение всего времени хранения и захоронения радиоактивных отходов эксплуатирующая организация осуществляет контроль за их состоянием, целостностью барьеров хранилища, радиационной обстановкой в хранилище и окружающей природной среде.
4. При удалении в окружающую природную среду жидких и твердых отходов, содержащих радиоактивные вещества ниже пределов, установленных для категории «радиоактивные отходы», но выше фоновых значений, должна быть обоснована невозможность накопления радионуклидов в элементах экологических систем выше установленных нормами значений.
5.Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з
Статья 21. Обеспечение радиационной безопасности при деятельности организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом

1. Для действующих и вводимых в эксплуатацию организаций добывающих, перерабатывающих отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса, не связанных с ядерно-топливным циклом, проводится экспертиза технологии добывания сырья, образования отходов на наличие радиационного фактора.
2. Организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, проводят техническое обслуживание источников ионизирующего излучения, несут ответственность за радиационную безопасность шламонакопителей, отвалов, шахтных вод и других источников ионизирующего излучения, образованных путем накопления естественных радионуклидов, осуществляют радиационный контроль этих объектов, разрабатывают и выполняют организационно-технические мероприятия по предотвращению загрязнения окружающей природной среды радионуклидами естественного происхождения, образующимися в результате производственной деятельности этих организаций.
3. При наличии радиационного воздействия сверхустановленных пределов организации, указанные в пункте 1 настоящей статьи, незамедлительно сообщают об этом в орган исполнительной власти, осуществляющий надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности. (в ред.Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 22. Учет радиационно-опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов

1. Учет радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов в республике проводится в соответствии с законодательством.
2. Организации независимо от форм собственности и организационно-правовой формы, осуществляющие деятельность по производству, использованию, утилизации, транспортировке, хранению и захоронению радиоактивных веществ и радиоактивных отходов, проводят их учет и контроль.
3. Правильность ведения эксплуатирующими организациями учета радиационно опасных объектов, радиоактивных веществ и радиоактивных отходов контролируется органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
4. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з
Статья 23. Обеспечение радиационной безопасности в эксплуатирующих организациях
(в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )

1. Эксплуатирующие организации, на которых возможно возникновение радиационной аварии, обязаны иметь:
перечень возможных радиационных аварий с прогнозом радиационной обстановки и учетом из последствий;
критерии принятия решений при возникновении радиационной аварии;
инструкцию по предупреждению радиационных аварий (инцидентов) и ликвидации их последствий:
план мероприятий по защите персонала от радиационной аварии и ее последствий, согласованный с органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, и органами местного самоуправления; ( в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
средства для оповещения и обеспечения ликвидации последствий радиационной аварии;
медицинские средства профилактики радиационных поражений и средства оказания медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
аварийно-спасательные формирования, созданные из числа персонала эксплуатирующей организации;
средства индивидуальной защиты для собственных, а также привлекаемых сил для ликвидации последствий радиационных аварий.

2. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з
Статья 24. Требования к персоналу эксплуатирующих организаций

1. К работе на ядерной установке, пунктах хранения, с ядерными материалами и источниками ионизирующего излучения допускаются лица, соответствующие квалификационным требованиям, не имеющие медицинских, в том числе психофизиологических, противопоказаний и получившие допуск к указанной работе.
2. Перечень медицинских противопоказаний и перечень должностей, на которые распространяются данные противопоказания, а также требования к проведению медицинских осмотров и психофизиологических обследований определяются законодательством.
3. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з
Статья 25.Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 26.Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 27. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Статья 28. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Глава V Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения

Статья 29. Обеспечение радиационной безопасности персонала эксплуатирующих организаций

В целях обеспечения радиационной безопасности персонала эксплуатирующая организация обязана:
планировать и осуществлять мероприятия по обеспечению радиационной безопасности;
заблаговременно проводить мероприятия, направленные на предупреждение радиационных аварий, а также на максимально возможное снижение размеров ущерба в случае из возникновения;
осуществлять производственный контроль за радиационной обстановкой на рабочих местах, в помещениях, на территории организации;
проводить учет и контроль индивидуальных доз облучения персонала;
проводить аттестацию руководителей и исполнителей работ, специалистов служб производственного контроля и других лиц, работающих в этих организациях;
организовывать проведение периодических медицинских осмотров персонала;
информировать персонал об уровнях излучения на рабочих местах и величине полученных ими индивидуальных доз облучения;
выполнять предписания и постановления органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 30. Обеспечение радиационной безопасности населения при нормальной работе радиационно-опасных объектов
1. В целях защиты населения в районе размещения радиационно опасного объекта устанавливаются особые территории — санитарно-защитная зона и зона наблюдения.
Размер и границы санитарно-защитной зоны и зоны наблюдения определяются в соответствии с законодательством в области использования атомной энергии и обеспечения радиационной безопасности.
2. В санитарно-защитной зоне запрещается размещение питьевых водозаборов грунтовых и поверхностных вод, жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также не относящихся к радиационно опасному объекту лечебно-оздоровительных учреждений, подсобных и других сооружений и объектов, не предусмотренных проектом санитарно-защитной зоны.
3. В санитарно-защитной зоне вводится режим ограничений на хозяйственную деятельность.
Использование земель санитарно-защитной зоны для сельскохозяйственных целей возможно только с разрешения органов государственного санитарно-эпидемиологического надзора.

4. В санитарно-защитной зоне и зоне наблюдения эксплуатирующая организация должна осуществлять постоянный контроль за радиационной обстановкой, органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, — периодический контроль за радиационной обстановкой.
Статья 31. Обеспечение радиационной безопасности персонала и населения при радиационных авариях

В случае возникновения радиационной аварии эксплуатирующая организация обязана:
обеспечить выполнение мероприятий по защите персонала и населения от радиационной аварии и ее последствий;
проинформировать о радиационной аварии органы государственной власти, в том числе органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, а также органы местного самоуправления, население территорий, на которых возможно повышенное облучение;
(в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
принять меры по оказанию медицинской помощи пострадавшим при радиационной аварии;
локализовать очаг радиоактивного загрязнения и предотвратить распространение радиоактивных веществ в окружающей природной среде, организовать проведение мероприятий по ликвидации аварии согласно плану:
провести анализ и подготовить прогноз развития радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии, принять меры по нормализации радиационной обстановки после ликвидации радиационной аварии.
Статья 32. Обеспечение радиационной безопасности при воздействии природных радионуклидов

1. Облучение населения и персонала, обусловленное радоном, продуктами его распада, а также другими долгоживущими природными радионуклидами, в жилых и производственных помещениях не должно превышать установленные нормативы.
2. В целях защиты населения и персонала от влияния природных радионуклидов должны осуществляться следующие мероприятия:
составление кадастра территорий с повышенным естественным радиационным фоном, радиационно-гигиеническая паспортизация территорий и организаций;
выбор земельных участков для строительства зданий и сооружений с учетом уровня выделения радона из почвы и гамма-излучения;
проектирование и строительство зданий и сооружений с учетом предотвращения поступления радона в воздух этих помещений;
проведение производственного контроля строительных материалов, приемка зданий и сооружений в эксплуатацию с учетом уровня содержания радона в воздухе помещений и гамма-излучения природных радионуклидов;
эксплуатация зданий и сооружений с учетом уровня содержания в них радона и гамма-излучения природных радионуклидов.
При невозможности выполнения нормативов путем снижения уровня содержания радона и гамма-излучения природных радионуклидов в зданиях и сооружениях должен быть изменен характер их использования.
Запрещается использовать строительные материалы и изделия, не отвечающие требованиям к обеспечению радиационной безопасности. (в ред. Закона РБ от 30 декабря 2005 года №274-з)

Статья 33. Обеспечение радиационной безопасности при медицинском рентгенорадиологическом обслуживании

1. При проведении медицинских ренгенорадиологических процедур следует использовать все необходимые средства защиты граждан (пациентов).
Дозы облучения граждан (пациентов) при проведении ренгенорадиологических процедур должны соответствовать установленным нормам и правилам радиационной безопасности и должны фиксироваться в соответствующей медицинской организации в рамках единой государственной системы контроля и учета индивидуальных доз облучения.
2. По требованию гражданина (пациента) при проведении медицинских ренгенорадиологических процедур ему предоставляется полная информация об ожидаемой или получаемой им дозе облучения и о возможных последствиях. Ответственность за непредставление информации или за предоставление недостоверной информации возлагается на медицинскую организацию, проводящую рентгенорадиологические исследования и процедуры.
3. Гражданин (пациент) имеет право отказаться от медицинских рентгенорадиологических процедур, за исключением профилактических исследований, проводимых в целях выявления заболеваний, опасных в эпидемиологическом отношении.
Статья 34. Обеспечение радиационной безопасности при производстве продуктов питания и обеспечении питьевой водой
Продовольственное сырье, пищевые продукты, питьевая вода и контактирующие с ними в процессе изготовления, хранения, транспортирования и реализации материалы и изделия должны отвечать требованиям к обеспечению радиационной безопасности, а также подлежат производственному контролю за соблюдением норм и правил по обеспечению радиационной безопасности.

Глава VI Права и обязанности граждан в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 35. Право граждан на радиационную безопасность

Граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Башкортостан, имеют право на благоприятную среду обитания и радиационную безопасность. Это право обеспечивается за счет проведения комплекса мероприятий по предотвращению радиационного воздействия на организм человека ионизирующего излучения сверхустановленных норм, выполнения гражданами и эксплуатирующими организациями требований, норм, правил и нормативов в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 36. Право граждан и общественных объединений на получение информации

1. Граждане, общественные объединения имеют право на получение объективной информации о радиационной обстановке.
2. Данное право обеспечивается путем периодических публикаций в средствах массовой информации, ответов на запросы общественных организаций, проведения встреч общественности с представителями эксплуатирующих организаций, органов исполнительной власти, осуществляющих надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, местного самоуправления. ( в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
3. Предоставление гражданам информации о радиационной обстановке органами исполнительной власти, осуществляющими надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности, осуществляется бесплатно.
Статья 37. Право граждан на получение документа, подтверждающего полученную дозу облучения

Граждане, подвергшиеся облучению, имеют право на получение соответствующего документа о полученной дозе внешнего и внутреннего облучения. Порядок получения такого документа и его форма определяются в соответствии с законодательством.
Статья 38. Право на проверку состояния радиационной безопасности

1. Граждане и общественные объединения имеют право требовать проведения проверки состояния радиационной безопасности в конкретных условиях.
2. Заключение и оценку состояния радиационной безопасности объекта или территории дают органы исполнительной власти, осуществляющие надзор и контроль в области обеспечения радиационной безопасности.
Статья 39. Обязанности граждан и юридических лиц по соблюдению требований законодательства по обеспечению радиационной безопасности

1. Граждане, постоянно или временно проживающие на территории Республики Башкортостан, а также юридические лица обязаны:
соблюдать требования законодательства по обеспечению радиационной безопасности;
выполнять требования органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области обеспечения радиационной безопасности. ( в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
принимать участие в реализации мероприятий по обеспечению радиационной безопасности.
2. Привлечение граждан для ликвидации последствий радиационных аварий допускается только на добровольной основе, при их письменном согласии и после информирования о возможных дозах облучения при ликвидации аварии и о риске для здоровья. Граждане, привлекаемые в установленном порядке для участия в ликвидации последствий радиационных аварий, должны иметь соответствующую подготовку, подтвержденную в аттестационном порядке.

Глава VII Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения радиационной безопасности

Статья 40. Ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения радиационной безопасности

Граждане, должностные и юридические лица, виновные в нарушении законодательства в области обеспечения радиационной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством. ( в ред. Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з )
Статья 41. Утратила силу на основании: Закона РБ от 10 марта 2005 года №158-з

Глава VIII Заключительные положения

Статья 42. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Статья 43. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Законом
Предложить Президенту Республики Башкортостан и поручить Кабинету Министров Республики Башкортостан в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Законом.

Президент
Республики Башкортостан
М. Рахимов

Документ сверен по:
Ведомости Государственного Собрания, Президента и Кабинета Министров Республики
Башкортостан №5 (107) за март — апрель 2000г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *