Реструктуризация бюджетной сети
Рекомендуется осуществлять реструктуризацию бюджетной сети по трем взаимосвязанным направлениям: оптимизация бюджетной сети, организация процесса изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений (в соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»), привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных (муниципальных) услуг. Реализация данных направлений реструктуризации бюджетной сети способствует повышению эффективности бюджетных расходов, экономии бюджетных средств, созданию конкуренции в предоставлении (производстве) общественных товаров и услуг.
1) Оптимизация бюджетной сети необходима, в том числе, и для приведения размещения бюджетной сети в соответствие со сложившейся структурой расселения. Это позволит сократить число государственных (муниципальных) учреждений, за счет тех организаций, в которых повышенные затраты на единицу предоставляемой услуги не связаны с ее высоким качеством, что даст возможность сэкономить бюджетные ресурсы и, тем самым, повысит платежеспособность региона (муниципального) образования без снижения качества бюджетных услуг а, возможно, и при его повышении. Для оптимизации бюджетной сети необходимо:
— организовать мониторинг бюджетной сети (количество бюджетных учреждений, количество персонала, используемые фонды, объемы и качество предоставляемых государственных (муниципальных) услуг в разрезе бюджетных учреждений);
— оценить потребность в бюджетных учреждениях с учетом необходимого (желаемого) уровня обеспеченности государственными (муниципальными) услугами;
— разработать и утвердить программу реструктуризации бюджетной сети (по отраслям), включая изменение типа существующих государственных (муниципальных) учреждений (создание автономных учреждений), перепрофилирование бюджетных учреждений, присоединение отдельных учреждений (объединение нескольких) к другим организациям, ликвидацию бюджетных учреждений, привлечение частного сектора для предоставления государственных (муниципальных) услуг;
— организовать работу с населением с целью повышения уровня общественной поддержки процесса оптимизации бюджетной сети. Зачастую попытки реструктуризации бюджетной сети не встречают поддержки среди местного населения. В основном это связано с общей для всех реформ ситуацией, когда издержки от изменения очевидны, а результаты — нет. В этой ситуации региональным и местным властям следует подробно разъяснить населению, насколько улучшится качество бюджетных услуг в результате реструктуризации бюджетной сети. Правильно организованная работа с населением косвенно направлена на увеличение платежеспособности региона (муниципального образования), так как повышает уровень поддержки населения реструктуризации бюджетной сети и позволяет избежать дополнительных бюджетных расходов на снятие социальной напряженности;
— обеспечить оценку влияния результатов реструктуризации бюджетной сети на удовлетворенность населения предоставляемыми государственными (муниципальными) услугами (результаты опросов). С учетом этой оценки наметить дальнейшие шаги по реструктуризации бюджетной сети.
Описанные выше мероприятия по реорганизации бюджетной сети улучшают финансовое положение и платежеспособность субъекта Российской Федерации (муниципального образования) следующим образом:
— сокращаются расходы на поддержание бюджетной сети за счет сокращения числа государственных (муниципальных) учреждений;
— увеличивается эффективность расходов регионального (муниципального) бюджета, так как сокращаются наименее эффективные учреждения без снижения качества предоставляемых бюджетных услуг.
При этом возможны дополнительные бюджетные расходы, связанные с необходимостью поддержания либо увеличения качества и сохранения доступности данных услуг для населения.
2) Организация процесса изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений (в соответствии с федеральным законом от 03.11.2006 г. № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях»). Необходимо отметить, что сама организационно-правовая форма «бюджетное учреждение» подразумевает составление сметы доходов и расходов: согласно п. 1. ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение — организация, созданная органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов. Изменение типа государственных (муниципальных) учреждений позволит перейти от сметного финансирования, которое не создает институциональных условий для оптимизации бюджетных расходов, к бюджетированию, связанному с объемом предоставляемых услуг. Данное направление включает в себя:
— утверждение нормативно-правовых актов, необходимых для изменения типа государственного (муниципального) учреждения;
— утверждение порядка и условий изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений; установление критериев, соответствие которым позволяет государственным (муниципальным) учреждениям претендовать на изменение типа;
— утверждение формы предложения на изменение типа бюджетного учреждения, которую предоставляет орган исполнительной власти по инициативе или по согласованию с бюджетным учреждением;
— утверждение плана-графика изменения типа существующих государственных (муниципальных) учреждений.
Изменение типа существующих государственных (муниципальных) учреждений улучшает финансовое положение и платежеспособность субъекта Российской Федерации (муниципального образования), поскольку организационно-правовая форма автономного учреждения позволяет осуществлять финансирования не по смете, вне зависимости от потребности в предоставляемых услугах, а на основе конкурсного размещения государственного (муниципального) заказа на предоставление услуг, что может привести к экономии бюджетных средств на единицу достигаемого результата. Кроме того, на платежеспособность региона (муниципального образования) может позитивно повлиять снятие с регионального (местного) бюджета субсидиарной ответственности по обязательствам учреждения в случае изменения его типа на автономное учреждение.
3) Привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных (муниципальных) услуг включает в себя реализацию следующих мероприятий:
— разработка концепции (программы) привлечения негосударственных поставщиков государственных (муниципальных) услуг, включая социальные услуги;
— внесение в нормативно-правовые акты региона (муниципалитета) изменений, направленных на реализацию концепции (программы) привлечения негосударственных поставщиков государственных (муниципальных) услуг и на создание благоприятных условий для использования контрактной системы оказания государственных (муниципальных) услуг;
— утверждение порядка заключения контрактов на среднесрочный период (включая типовую форму контракта);
— завершение приватизации государственных (муниципальных) унитарных предприятий в секторах, где услуги могут быть предоставлены негосударственными поставщиками.
Привлечение организаций негосударственного сектора к предоставлению государственных (муниципальных) услуг позволит увеличить конкуренцию между поставщиками данных услуг и, таким образом, оптимизирует расходы регионального (местного) бюджета. Приватизация государственных (муниципальных) унитарных предприятий в секторах, где услуги могут быть предоставлены негосударственными поставщиками, может также привести к дополнительным поступлениям неналоговых доходов в региональный (муниципальный) бюджет, а также снимает с регионального (местного) бюджета субсидиарную ответственность в случае банкротства предприятия.
Госдума утвердила реформу бюджетных учреждений
Закон предоставляет бюджетным учреждениям право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами.
Сейчас Гражданский кодекс РФ определяет, что государственное или муниципальное учреждение может быть или бюджетным, или автономным. Закон вводит новый тип учреждений — казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики.
Закон должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период. В рамках первого чтения переходный период предлагалось завершить 1 января 2011 года. Таким образом, он увеличен на 1,5 года для того, чтобы дать время правительству РФ, регионам и муниципалитетам принять необходимые подзаконные акты.
Закон предусматривает внесение изменений в 18 законодательных актов, из которых 15 — в сфере образования, науки, культуры, архивного дела, обороны и других сферах; а также в Гражданский, Бюджетный и Налоговый кодексы РФ.
Новый тип
Статус казенного учреждения, по сути, совпадает с нынешним статусом бюджетного учреждения с дополнительным обязательством зачислять все дополнительные доходы в соответствующий бюджет. Согласно принятой поправке, исключением станет Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН), которая доходы от своей деятельности сможет оставлять себе.
Перевод учреждений в казенные должен быть сведен только к внесению изменений в устав учреждения.
Документ предлагает установить закрытый перечень федеральных государственных учреждений, подлежащих преобразованию в казенные учреждения. Это управления объединений, соединений и воинских частей Вооруженных сил РФ, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками и войсками гражданской обороны.
Также в казенные учреждения будут преобразованы следственные изоляторы и исправительные учреждения ФСИН России, специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, учреждения Главного управления специальных программ президента РФ, Государственной фельдъегерской службы РФ, ФМС, ФТС, ФСБ, СВР, ФСО и ФСКН России, МВД, МЧС, психиатрические больницы (стационары), лепрозории и противочумные учреждения.
Платные услуги и госзаказ
Закон уточняет положения о возможности оказания платных услуг сверх установленного государственного и муниципального заказа.
Вводится норма, что уменьшение субсидий, предоставленных на выполнение государственного заказа, возможно только при соответствующем уменьшении государственного задания. На бюджетные и автономные учреждения будет распространена норма, ранее действовавшая только для унитарных предприятий, — о том, что инвестиции в эти учреждения влекут за собой увеличение стоимости основных средств этих учреждений.
Также сохранен порядок применения упрощенной системы налогообложения для автономных учреждений. Определяется, что автономное учреждение, как и бюджетное, не вправе отказаться от государственного или муниципального задания. После принятия закона не потребуется переназначения руководителей и работников казенных и существующих бюджетных учреждений.
Первоначальные нормативы затрат по оказанию услуг федеральными бюджетными учреждениями будут определяться исходя из базы 2010 года.
Культура и образование
Определяется, что имущество архивных, музейных и библиотечных фондов, включая недвижимость, должно сохраняться, использоваться и ликвидироваться только в соответствии с федеральными законами.
Учредители бюджетного автономного учреждения культуры обязываются в полном объеме финансировать расходы на содержание и пополнение государственных музеев, библиотек, архивных фондов, а также на сохранение и использование объектов культурного наследия.
Согласно закону учредителями вузов могут быть как российские, так и иностранные некоммерческие организации, в том числе общественные и религиозные, а также их объединения (ассоциации и союзы). Образовательные же учреждения всех типов и видов, реализующие военные профессиональные образовательные программы, могут создаваться только государством на федеральном уровне.