Закон об образовании в республике Крым

Три этапа переходного периода

Соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней

Филиалы иностранных образовательных организаций

Особенности проведения государственной итоговой аттестации

Прием на бюджетные отделения вузов и ссузов

Льготы при приеме в вузы и ссузы

Гарантия сохранения бюджетного места

Гарантия выдачи документа об образовании

Признание образования и квалификаций, полученных на территории Украины

Гарантия сохранения стажа педагогической деятельности

Гарантия сохранения квалификационной категории

Основным нормативным правовым актом, регулирующим особенности переходного периода для Республики Крым и города федерального значения Севастополь в части адаптации к системе образования России, является Федеральный закон от 5 мая 2014 г. № 84-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в сфере образования в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 84-ФЗ).

Во исполнение данного Федерального закона к настоящему моменту принят целый ряд подзаконных актов, направленных на более полное правовое регулирование переходного периода. Целью настоящего обзора является краткое и структурное описание переходного периода со ссылкой на принятые нормативные правовые акты, размещенные на нашем сайте.

Основной принцип переходного периода – не допустить ухудшения правового статуса участников образовательных отношений. Все изменения направлены если не на повышение, то на сохранение льгот, дипломов, категорий, действовавших до момента вступления Республики Крым в состав России.

Например, в п. 2 ст. 3 Федерального закона № 84-ФЗ гарантируется предоставление обучающимся мер социальной поддержки и стимулирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в объеме не меньше объема таких мер, предоставляемых им на день принятия, до завершения обучения по соответствующим образовательным программам.

Три этапа переходного периода

До 1 сентября 2014 года образовательные организации обязаны привести образовательную деятельность в соответствие с законодательством РФ об образовании. Под образовательной деятельностью понимается деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ч. 1 ст. 2 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ)), следовательно, изменению подлежит весь образовательный процесс, от содержания образовательных программ и наличия необходимых учебников до договоров на обучение и локальных нормативных актов, регулирующих прием, дисциплинарную ответственность, промежуточную аттестацию и информационную открытость образовательного процесса.

До 1 января 2016 года образовательные организации должны привести в соответствие с требованиями гражданского законодательства и законодательства об образовании РФ свои наименования и уставы. Этот же срок установлен для приведения в соответствие с новым законом об образовании всех российских образовательных организаций (ч. 5 ст. 108 Федерального закона № 273-ФЗ).

Помимо общих требований гражданского законодательства требования к наименованиям образовательных организаций закреплены в ч. 5 и 6 ст. 23 Федерального закона № 237-ФЗ. Наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму (перечислены в Федеральном законе «О некоммерческих организациях») и тип образовательной организации (перечислены в ст. 23 Федерального закона № 273-ФЗ).

Переименование образовательных организаций должно производиться с учетом следующего соответствия (ст. 4 Федерального закона № 84-ФЗ):

Наименования организаций по украинскому законодательству

Наименования организаций по российскому законодательству

дошкольные учебные учреждения (за исключением домов ребенка и дошкольных учебных учреждений (детских домов) интернатного типа)

дошкольные образовательные организации

общеобразовательные учебные учреждения

общеобразовательные организации

профессионально-технические учебные заведения

профессиональные образовательные организации

высшие учебные заведения первого уровня аккредитации

профессиональные образовательные организации

высшие учебные заведения второго, третьего и четвертого уровней аккредитации

образовательные организации высшего образования

внешкольные учебные заведения

организации дополнительного образования

заведения последипломного образования

организации дополнительного профессионального образования

Требования к уставу образовательной организации закреплены в ст. 25 Федерального закона № 273-ФЗ.

До 1 сентября 2016 года образовательные организации должны пройти лицензирование и государственную аккредитацию. До тех пор имеющиеся лицензии и свидетельства о государственной аккредитации признаются действующими до истечения их срока. Учитывая, что эти процедуры являются последовательными, а прохождение их с первого раза не гарантируется, рекомендуется начать подготовку документов для лицензирования, а затем и для аккредитации как можно раньше, не дожидаясь истечения установленного законом срока.

Положение о лицензировании образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28 октября 2013 г. № 966.

Положение о государственной аккредитации образовательной деятельности утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 18 ноября 2013 г. № 1039.

Законодательство переходного периода содержит и другие важные даты, которые следует иметь ввиду. В частности:

-1 января 2015 года – дата вступления в силу на территории вновь созданных субъектов РФ бюджетного и налогового законодательства России (ст. 13 и 15 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»).

-1 января 2016 года – дата вступления в силу на территории вновь созданных субъектов РФ требования об обязательном применении контрольно-кассовой техники при расчетах с физическими лицами (Федеральный закон от 05 мая 2014 г. № 111-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» и Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности»).

Соответствие образовательных и образовательно-квалификационных уровней

Соответствие уровней четко прописано в ст. 2 Федерального закона № 84-ФЗ. В наглядном виде это соответствие можно представить следующим образом.

Образовательные уровни по украинскому законодательству

Образовательные уровни по российскому законодательству

начальное общее образование

начальное общее образование

базовое общее среднее образование

основное общее образование

полное общее среднее образование

среднее общее образование

профессионально-техническое образование

среднее профессиональное образование, получаемое по программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих

неполное высшее образование

среднее профессиональное образование, получаемое по программам подготовки специалистов среднего звена

базовое высшее образование

высшее образование – бакалавриат

полное высшее образование

высшее образование – специалитетили магистратура

Образовательно-квалификационные уровни по украинскому законодательству

Уровни образования и квалификации по российскому законодательству

квалифицированный работник

квалификация по профессии среднего профессионального образования, подтверждаемая дипломом о среднем профессиональном образовании

младший специалист

квалификация по специальности среднего профессионального образования, подтверждаемая дипломом о среднем профессиональном образовании

бакалавр

квалификация по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемая дипломом бакалавра

специалист

квалификация по специальности высшего образования, подтверждаемая дипломом специалиста

магистр

квалификация по направлению подготовки высшего образования, подтверждаемая дипломом магистра

Министерством образования и науки РФ установлены перечни соответствия направлений и специальностей по различным уровням высшего образования:

1) Приказ Минобрнауки России от 19 мая 2014 г. № 554 «Об установлении соответствия направлений и специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационными уровнями бакалавра, специалиста и магистра до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, специальностям и направлениям подготовки, установленным в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2014 г. № 32476).

2) Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2014 г. № 584 «Об установлении соответствия профессий, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем квалифицированного работника до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, профессиям, установленным в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2014 г. № 32644)

3) Приказ Минобрнауки России от 26 мая 2014 г. № 585 «Об установлении соответствия специальностей, по которым осуществлялась подготовка в соответствии с образовательно-квалификационным уровнем младшего специалиста до дня принятия в Российскую Федерацию Республики Крым, специальностям среднего профессионального образования, установленным в Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте России 06 июня 2014 г. № 32599).

В Письме от 30 мая 2014 г. № 05-1385 Минобрнауки разъясняет, что на основании опубликованного перечня соответствия специальностей образовательная организация самостоятельно определяет по каждому направлению бакалавриата, специалитета или магистратуры соответствующие российские направления.

Филиалы иностранных образовательных организаций

Филиалы иностранных образовательных организаций, расположенные на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, вправе осуществлять образовательную деятельность как самостоятельные образовательные организации в соответствии с требованиями Федерального закона № 273-ФЗ и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов до приведения их образовательной деятельности в соответствие с законодательством Российской Федерации, но не позднее чем до 1 сентября 2014 года (п. 3 ст. 4 Федерального закона № 84-ФЗ).

Деятельность филиалов иностранных организаций в России регулируется общими положениями Гражданского кодекса РФ (ст. 55) с учетом особенностей, установленных ч. 5-10 ст. 27 Федерального закона № 273-ФЗ.

Особенности проведения государственной итоговой аттестации

В соответствии со ст. 5 Федерального закона № 84-ФЗ в 2014 году и 2015 годах сдавать ЕГЭ в крымских школах не обязательно. Государственная итоговая аттестация обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в образовательных организациях, расположенных на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя, проводится в переходный период по выбору обучающихся: либо в форме ЕГЭ, либо в иных формах, установленных Минобрнауки РФ.

Так, в виде исключения для крымских школьников в 2014 и 2015 году установлена возможность сдать государственный выпускной экзамен после 9 класса и после 11 класса в форме письменных и устных экзаменов с использованием текстов, тем, заданий, билетов (см. Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 декабря 2013 г. № 1394 и Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 декабря 2013 г. № 1400).

Прием на бюджетные отделения вузов и ссузов

По общему правилу ч. 3 ст. 100 Федерального закона № 273-ФЗ контрольные цифры приема распределяются по результатам публичного конкурса и устанавливаются организациям, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального и высшего образования.

В виде исключения в 2014 году контрольные цифры приема на бюджетные отделения вузов и ссузов жителей Крыма, признанных гражданами РФ, устанавливаются Минобрнауки РФ без проведения публичного конкурса. Контрольные цифры установлены Приказом Минобрнауки России от 29 мая 2014 г. № 604 «Об установлении образовательным организациям контрольных цифр приема на обучение по специальностям и направлениям подготовки за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета лиц, признанных гражданами Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя», по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования в 2014 году».

Для поступления по данному основанию ЕГЭ не требуется как на бесплатное, так и на платное отделение. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона № 84-ФЗ прием вышеуказанных лиц на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета осуществляется в 2014 году по результатам вступительных испытаний, проводимых образовательной организацией высшего образования самостоятельно.

Соответствующие изменения внесены в Порядок приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 3.

Например, для данной категории поступающих устанавливается отдельный перечень вступительных испытаний и свой проходной балл (п. 136 Порядка), а также особый перечень документов для поступления (п. 144 Порядка). В данный перечень входит, например, подлинник документа, подтверждающего, что они признаны гражданами РФ, документы об образовании, полученные на Украине, которые освобождаются от легализации, при этом, поступая в вузы, расположенные на территории Республики Крым, граждане вправе представить заявление о приеме на обучение на украинском или крымско-татарском языке.

Льготы при приеме в вузы и ссузы

Лицам, признанным гражданами России, и поступающими в порядке, предусмотренном Федеральным законом № 84-ФЗ, гарантируются особые права при поступлении в случае, если они являются победителями и призерами IV этапа всеукраинских ученических олимпиад, членами сборных команд Украины, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам. Такие особые права предоставляются при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета. Они приравниваются к победителям и призерам заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников, членам сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам (ч. 4 ст. 71).

Гарантия сохранения бюджетного места

В переходном законе № 84-ФЗ предусмотрены гарантии сохранения бюджетных мест для лиц, признанных гражданами РФ, в случае, если по каким-либо причинам, например, в силу прекращения деятельности филиалов украинских вузов на территории Республики Крым, они не завершили освоения образовательных программ в 2014 году и были отчислены с бюджетного отделения.

Такие граждане зачисляются в 2014 году на обучение по соответствующим образовательным программам в организации, осуществляющие образовательную деятельность, на соответствующий год обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета вне зависимости от наличия свободных мест, финансируемых за счет таких бюджетных ассигнований.

Особенности приема граждан по данному основанию закреплены в пунктах 149-150 обновленного Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры на 2014/15 учебный год, утв. Приказом Минобрнауки РФ от 9 января 2014 г. № 3.

Так, например, гарантируется их зачисление на основании заявления, без каких бы то ни было вступительных и иных испытаний. Подтверждение их обучения по соответствующим программам выдается им органами управления образования Республики Крым и города Севастополя.

В случае если указанные лица в полном объеме выполнили учебный план (индивидуальный учебный план), но не прошли государственную итоговую аттестацию, они вправе поступить в организации только для прохождения государственной итоговой аттестации.

В Письме Минобрнауки от 6 июня 2014 г. № АК-1533/05 очень подробно, практически пошагово, расписан порядок поступления таких граждан в российские вузы.

Дополнительной гарантией зачисления является необязательность предоставления российского паспорта в том случае, если гражданин не успел его оформить до момента подачи документов в образовательную организацию. В этом случае допускается предоставление украинского паспорта, но только в том случае, если до поступления в украинскую образовательную организацию у него была постоянная регистрация в Республике Крым или в городе федерального значения Севастополе.

Гарантия выдачи документа об образовании

В связи с переходным периодом может возникнуть ситуация, при которой лица, успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию в 2014 году на территории Украины по каким-то причинам не получат документы об образовании украинского образца. В таком случае им гарантируется получение документа об образовании соответствующего уровня российского образца (п. 6 ст. 5 Федерального закона № 84-ФЗ).

Минобрнауки РФ определило порядок выдачи таких документов и внесло необходимые изменения в формы документов государственного образца об образовании и инструкции по их заполнению. Полномочия по выдаче таких документов закреплены за ограниченным числом образовательных организаций, их перечень утвержден Приказом Минобрнауки РФ от 28 мая 2014 г. № 596.

Для обеспечения получения крымскими школьниками аттестатов об основном общем и среднем общем образовании соответствующие изменения внесены в Порядок заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 февраля 2014 г. № 115.

Глава VI Порядка регулирует особенности оформления и выдачи аттестатов для выпускников крымских школ, прошедших государственную итоговую аттестацию, но не получивших аттестаты, или зачисленных в российские школы для прохождения итоговой аттестации или для продолжения обучения. Так, в приложение к аттестату вносятся сведения об изученных учебных курсах, предметах, дисциплинах по имеющимся документам, при этомотметки, полученные в период обучения на Украине, переводятся в пятибалльную систему оценивания на основании Письма Минобрнауки РФ от 04 сентября2013 г. № 16-11204 (10-12 баллов – 5; 7-9 баллов – 4; 4-6 баллов – 3; 1-3 балла –неудовлетворительно). При отсутствии у организации, выдающей аттестат, печати, полученной в соответствии с законодательством Российской Федерации, аттестаты, выдаваемые в 2014 году, заверяются печатями органов исполнительной власти, осуществляющих государственное управление в сфере образования.

На уровне высшего образования внесены изменения внесены в Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 13 февраля 2014 г. № 112.

По аналогии со школьными аттестатами, Порядок предусматривает особую процедуру выдачи дипломов крымским студентам, которые закончили освоение программы, но не получили диплом, не прошли итоговую аттестацию или вынуждены перевестись для дальнейшего обучения в российский вуз.

Выпускники, прошедшие аттестацию, но не получившие диплом украинского образца, получают соответствующий диплом в Минобрнауки РФ. При этом в дипломе указывается российская специальность (направление подготовки). Для определения соответствия специальностей и направлений подготовки используется Приказ Минобрнауки от 19 мая 2014 г. № 554.

Оценки переводятся в пятибалльную систему. В дипломах не указывают сведения о переименовании организации высшего образования, как того требует п. 7.10. Порядка, а фамилия и инициалы председателя Государственной экзаменационной комиссии не указываются. Вместо этого в указанной строке ставится подпись уполномоченного должностного лица Минобрнауки. При отсутствии у организации, выдающей диплом, российской печати, дипломы, выдаваемые в 2014 году, заверяются печатью Минобрнауки.

Аналогичные изменения внесены и в Порядок заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном образовании и их дубликатов, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25 октября 2013 г. № 1186.

Также следует отметить, что Минобрнауки РФ внесло изменения в образцы документов об образовании на уровне основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования. Изменения сводятся к добавлению двух новых субъектов РФ и их цифровых обозначений к перечню субъектов: Республика Крым – 82 и Севастополь – 81.

Признание образования и квалификаций, полученных на территории Украины

В соответствии с ч. 1 ст. 106 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» признание иностранных документов об образовании может производиться как на основании международного соглашения, так и на основании законодательства РФ.

В настоящее время документы об образовании и (или) квалификации, выданные на территории Украины, признаются на основании Соглашения Правительства Российской Федерации и Кабинета Министров Украины от 26 мая 2000 г. № б/н «O взаимном признании и эквивалентности документов об образовании и ученых званиях». Действующий порядок предполагает признание без прохождения экспертизыдокументов из перечня, указанного в Соглашении, выданных после даты его принятия. Документы подтверждаются путем проставления на них апостиля (ч. 2 ст. 106 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»)

Для лиц, признанных гражданами России в порядке, установленном законодательством о переходном периоде, сделано исключение. В соответствии с п. 1 ст. 6 Федерального закона № 84-ФЗ в отношении таких лиц образование, образовательно-квалификационные уровни, ученые степени и ученые звания, полученные на территории Украины, признаются без каких бы то ни было дополнительных условий в виде даты получения документа об образовании или его типа и вида. Более того, указанные граждане освобождаются от соблюдения требования по легализации (проставлению апостиля) на документах об образовании.

Cоответствие научных специальностей, указанных в документах об ученых степенях, полученных на территории Украины, научным специальностям, указанным в номенклатуре научных специальностей, утвержденной Министерством образования и науки Российской Федерации, установлено Приказом Минобрнауки России от 21 мая 2014 г. № 569 (Зарегистрировано в Минюсте России 17 июня 2014 г. № 32707).

Гарантия сохранения стажа педагогической деятельности

В соответствии с п. 1 ст. 7 Федерального закона № 84-ФЗ лицам, признанным гражданами России, периоды работы в должностях педагогических и научно-педагогических работников в образовательных организациях на территории Украины засчитываются в стаж педагогической работы. Эта важная гарантия имеет значение для выхода на пенсию педагогических работников по возрасту или досрочно, «по выслуге лет».

При этом соответствие установленных Кабинетом Министров Украины должностей педагогических и научно-педагогических работников номенклатуре должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должно быть установлено Минобрнауки РФ, но в настоящее время документ находится на рассмотрении.

Особенности пенсионного обеспечения в переходный период будут установлены отдельным федеральным законом, в настоящее время он находится на рассмотрении в Госдуме РФ и принят в первом чтении 23 мая 2014 г. (Проект Федерального закона № 521585-6 «Об особенностях пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Законопроект содержит ряд важных гарантий, в частности, предполагается, что периоды работы и иной деятельности, учитываемой при назначении пенсии, приобретенные на территории Украины с1 января 2002 года до 18 марта 2014 года, и на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя с 18 марта 2014 года до 1 января 2015 года приравниваются к периодам работы и иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, и включаются в страховой стаж, стаж на соответствующих видах работ в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Для расчета размера среднего заработка до 1 января 2002 года суммируется заработок за любые 60 месяцев подряд. При этом используется фиксированный курс (56 рублей за 10 украинских гривен). Из уже назначенных пенсий не вычитаются излишне выплаченные суммы. При перерасчете размера пенсии право на пенсию не пересматривается.

Поскольку окончательное принятие законопроекта может затянуться, было принято решение осуществить экстренные меры поддержки граждан, получающих пенсии в Республике Крым. Постановлением Правительства РФ от 08 апреля 2014 г. № 276 «Об осуществлении ежемесячной выплаты к пенсии гражданам, являющимся получателями пенсий на территориях Республики Крым и г. Севастополя» установлено поэтапное повышение пенсии до среднего российского уровня. Так, в дополнение к назначенной пенсии лицам, признанным гражданами РФ, устанавливается ежемесячная выплата: с 1 апреля 2014 года — в размере 25%, с 1 мая 2014 года — в размере 50%, с 1 июня 2014 года — в размере 75%, с 1 июля 2014 года — в размере 100% от назначенной пенсии.

Аналогичным образом решен вопрос и с повышением заработной платы работникам бюджетной сферы. В соответствии с Указом Президента РФ от 31 марта 2014 г. № 193 «О повышении заработной платы работников бюджетной сферы и сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя» предусмотрено поэтапное повышение с 1 апреля 2014 г. по 1 августа 2014 г. заработной платы работников бюджетной сферы Республики Крым и г. Севастополя — до уровня средней заработной платы работников бюджетной сферы по Российской Федерации по соответствующим категориям работников за 2013 год; сотрудников государственных и муниципальных органов Республики Крым и г. Севастополя — до уровня средней заработной платы федеральных государственных гражданских служащих территориальных органов федеральных органов исполнительной власти за 2013 год.

Гарантия сохранения квалификационной категории

В соответствии с п. 3 ст. 7 Федерального закона № 84-ФЗ педагогические работники Республики Крым, признанные гражданами России, и имеющие категории педагогических работников, предусмотренные Кабинетом Министров Украины, признаются в Российской Федерации имеющими квалификационные категории педагогических работников на срок их присвоения.

Порядок признания категорий установлен Приказом Минобрнауки России от 23 мая 2014 г. № 579 (Зарегистрировано в Минюсте России 10 июня 2014 г. № 32633). В указанном Порядке установлено, что лица, имеющие категории педагогических работников «специалист», «специалист второй категории» и «специалист первой категории», признаются имеющими первую квалификационную категорию педагогических работников на срок их присвоения, а лица, имеющие категорию педагогических работников «специалист высшей категории», признаются имеющими высшую квалификационную категорию педагогических работников на срок ее присвоения.

Это означает, что на период действия категорий, присвоенных к моменту вступления Республики Крым в состав Российской Федерации, прохождение аттестации педагогических работников не требуется. Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность утвержден Приказом Минобрнауки России от 07 апреля 2014 г. № 276 (Зарегистрировано в Минюсте России 23 мая 2014 г. № 32408).

Порядок проведения аттестации предполагает, что обязательная аттестация на соответствие занимаемой должности проводится аттестационной комиссией образовательной организации один раз в пять лет (п. 5 Порядка). От обязательной аттестации освобождаются педагогические работники, имеющие квалификационную категорию (п. 22 Порядка). Аттестация на квалификационную категорию является добровольной и проводится по желанию работника раз в пять лет в аттестационной комиссии субъекта РФ (п. 24-25 Порядка).

В отношении педагогических работников Республики Крым, имеющих квалификационные категории, прохождение обязательной аттестации не требуется вплоть до окончания срока действия категории. После окончания срока действия педагогический работник вправе получить квалификационную категорию в порядке, установленном Приказом Минобрнауки № 276, или пройти обязательную аттестацию на соответствие занимаемой должности в образовательной организации.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *