Закрытый запрос предложений

Запрос предложений по 44-ФЗ

  • РусТендер
  • Вопрос-ответ
  • 44-ФЗ
  • Запрос предложений по 44-ФЗ

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Среднее цена контракта, заключенного по итогам проведения запроса предложений в 2017 году, составляет 20,1 млн руб. Этот показатель вырос на 87,03% по сравнению с 2016 годом.

Доля запроса предложений в общем объеме торгов в 2017 году составила 1%. По сравнению с тенденцией предыдущих лет, этот показатель немного снизился и прервал динамику роста, которая стала вырисовываться начиная с 2014 года.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг. В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты. Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение — быть зафиксировано документально. Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений. Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок — условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного.

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Форма или образец заявки на участие в запросе предложений по 44-ФЗ или 223-ФЗ не предусмотрены.

Подготовка заявки на запрос предложений

от 1 рабочего дня с оплатой за результат

Заказать

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Аудиозаписи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок. Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:
    — цена контракта;
    — расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
    — качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
    — квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения — на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Запрос предложений по 44-ФЗ. Пошаговая инструкция

Запрос предложений — это конкурентный способ определения поставщика, победителем которого признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует требованиям к объекту закупки, установленным заказчиком (ч. 2 ст. 24, ч. 1 ст. 83 44-ФЗ).

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак. часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.Когда можно проводить запрос предложений

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено проводить закупку путем запроса предложений. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать закупку в таком виде.

  1. Не состоялся повторный конкурс (ч. 4 ст. 55, п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). При этом повторный конкурс должен быть признан несостоявшимся, например, если не было подано ни одной заявки на участие либо все поступившие заявки были отклонены. Остальные основания перечислены в ч. 2 ст. 55 44-ФЗ. Если повторный конкурс признан несостоявшимся по иным основаниям, заказчик не вправе провести запрос предложений.
  2. Не состоялся электронный аукцион (п. 8 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). В отличие от конкурса требование о повторности в отношении аукциона не установлено.
  3. Необходимо закупить товары, работы, услуги, составляющие неисполненную часть расторгнутого контракта (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ). Только, если заказчик в одностороннем порядке расторг контракт в соответствии с ч. 9 или ч. 15 ст. 95 44-ФЗ. НМЦК и объем новой закупки должны быть уменьшены с учетом исполненных обязательств (п. 6 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  4. Требуется закупить товары и услуги, указанные в п. п. 2, 3, 7, 9, 10 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ. К примеру, лекарственные препараты, назначенных пациенту по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости (п. 7 ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).

Этапы проведения запроса предложений

1 этап. Заказчик готовит и публикует извещение о проведении запроса предложений в соответствии с ч. 4 ст. 83 44-ФЗ, документацию в соответствии с ч. 6 ст. 83 44-ФЗ и проект контракта, который будет заключен с победителем по результатам проведенной процедуры. Информация о проведении запроса предложений должна быть размещена в ЕИС не позднее чем за пять календарных дней до его проведения. Согласно ч. 5 ст. 83 44-ФЗ с момента размещения в ЕИС извещения о проведении запроса предложений заказчик не вправе отменять процедуру или вносить изменения в извещение и закупочную документацию.

2 этап. Прием заявок. Заявки на участие подаются в письменном виде, включают в себя документы, указанные в документации, а также платежное поручение, подтверждающее внесение обеспечения заявки (в случае установления такого обеспечения в документации).

3 этап. Рассмотрение заявок. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации. Участники, которые не соответствуют требованиям, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если такие есть). После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с установленными критериями, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения запроса предложений, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. Важно отметить, что любой участник имеет право присутствовать при рассмотрении заявок, а также проводить аудио и видеосъемку.

4 этап. Выбор победителя. После рассмотрения и оценки заявок комиссия готовит протокол проведения запроса предложений и оглашает условия исполнения контракта, содержащиеся в заявке, признанной лучшей, или условия, содержащиеся в единственной заявке на участие (ч. 11 ст. 83 44-ФЗ). После этого участникам предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения запроса предложений (ч. 12 ст. 83 44-ФЗ).

Если все присутствующие участники отказались направить окончательное предложение, запрос предложений завершается.

Отказ участников направлять окончательные предложения фиксируется в протоколе и окончательными предложениями признаются первоначальные поданные заявки на участие. Открытие доступа к заявкам с окончательными предложениями осуществляются на следующий рабочий день после даты завершения проведения запроса предложений.

5 этап. Оценка окончательных предложений, подведение итогов запроса предложений. Комиссия проводит оценку окончательных предложений и готовит итоговый протокол. Итоговый протокол и протокол проведения запроса предложений размещаются в ЕИС в день подписания итогового протокола.

Выигравшим окончательным предложением является окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам.

Если в нескольких окончательных предложениях содержатся одинаковые условия исполнения контракта, выигравшим окончательным предложением признается окончательное предложение, которое поступило раньше.

Критерии оценки заявок в запросе предложений (ст. 32 44-ФЗ):

  • цена контракта;
  • расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
  • качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
  • квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.

6 этап. Заключение контракта. Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса предложений и окончательным предложением победителя, не ранее чем через 7 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола и не позднее чем через 20 дней с даты подписания протокола. Контракт заключается только после предоставления победителем обеспечения исполнения контракта.

Что такое запрос предложений?

В соответствии с решением Арбитражного суда города Москвы от 23.10.2015 по делу № А40-164411/2015 (обсуждалось здесь — https://zakon.ru/blog/2015/11/06/ob_obyazannosti_zakazchika_zaklyuchit_dogovor_po_itogam_zakupochnyx_procedur_reshenie_arbitrazhnogo_) и постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2016 по тому же делу отказано в удовлетворении требований ОАО «Корпорация космических систем специального назначения «Комета» о признании недействительными решения и предписания Московского УФАС России от 07.07.2015 по делу N 1-00-1021/77-15 о нарушении процедуры торгов и порядка заключения договоров.

Как указали суды, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В случае выражения (реализации) волеизъявления на возникновение гражданских прав и обязанностей в рамках правоотношений, урегулированных нормами ГК РФ, выбранная форма реализации должна соответствовать всем предусмотренным законом требованиям к содержанию этих правоотношений.

Следовательно, лицо, реализуя свои субъективные права в урегулированных законом правоотношениях, должно соблюдать все предусмотренные законом требования к их реализации. При этом волеизъявление на реализацию прав в конкретном правоотношении должно регулироваться соответствующими нормами права, предусмотренными для данного правоотношения.

Оценка положений закупочной документации ответчиком и судом первой инстанции показала, что проведенная корпорацией процедура соответствует понятию «торги» в контексте гражданского и антимонопольного законодательства.

Иное наименование, присвоенное заказчиком проводимой процедуре, не может повлиять на существо спорных правоотношений, вступая в которые, стороны, добросовестно пользующиеся своими правами, расценивают и относят их к сфере гражданского законодательства, регламентирующего торги.

Поскольку в соответствии с закупочной документацией заказчика победителем запроса предложений являлся участник, предложивший лучшие условия исполнения договора и предложению которого присвоен первый номер в соответствии с правилами оценки предложений, то суды сделали вывод о полном соответствии этой процедуры правовой природе конкурса (несмотря на заявление заказчика о том, что проведенная процедура являлась запросом предложений).

Судебные акты по делу № А40-164411/2015 вплотную поставили перед заказчиками товаров, работ и услуг, закупаемых по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», вопрос о том, что же такое запрос предложений, и какие требования к нему могут предъявляться.

В соответствии с частью 3 статьи 24 и частью 1 статьи 48 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» признаками открытого конкурса являются следующие:

— конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

— информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц;

— к участникам закупки предъявляются единые требования;

— победителем признается тот, кто предложит лучшие условия исполнения контракта.

В свою очередь, запрос предложений (часть 2 статьи 24, часть 1 статьи 83 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд») – это:

— конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя);

— информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц;

— победителем признается тот, чье окончательное предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге

Исходя из изложенного, при запросе предложений заказчик устанавливает требования к товару, работе или услуге, например, качественные, количественные и ценовые характеристики, участники закупки предлагают свои товары, работы, услуги, и победителем становится тот, чей товар, работа или услуга наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям, то есть наиболее близки к ним по цене, количеству и качеству.

Однако, изложенное справедливо лишь к закупкам по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Что касается закупок по Федеральному закону от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», то следует отметить, что часть 2 статьи 2 и часть 3 статьи 3 этого Закона наделяют заказчиков правом самостоятельно определять порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, что в совокупности с положениями пункта 2 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации дает заказчикам бОльшую свободу действий, в том числе и право сокращать сроки опубликования извещения о проведении закупки, осуществляемой не способом конкурса или аукциона.

Казалось бы, что при запросе предложений по процедурам Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» подлежат оценке лишь такие критерии, которые относятся к товару, работе и услуге, но не к условиям исполнения договора, то есть не к сроку поставки или сроку оплаты и др. Однако, в соответствии со статьей 32 этого Закона для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает такой критерий, как квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации. При проведении запроса предложений заказчик вправе не применять предусмотренные Законом критерии, вправе устанавливать по своему усмотрению не предусмотренные Законом критерии оценки заявок, окончательных предложений, их величины значимости, а также вправе не применять установленные Законом величины значимости критериев. Это еще больше нивелирует признаки конкурса и запроса предложений и дает почву для споров о том, есть ли вообще разница между этими двумя способами закупки.

К сожалению, во-первых, указанные судебные акты содержат некоторые неясности. В частности, довод заявителя о том, что ч. 4 ст. 447 ГК РФ, ст. 17 Закона о защите конкуренции запрос котировок и запрос предложений исключены из числа торгов суды отклонили, как «основанный на неправильном толковании приведенных норм права» безо всякого объяснения, какое толкование является в таком случае правильным.

Далее суды сделали вывод о том, что положения ГК РФ, регулирующие проведение торгов, в полной мере применяются к иным торгово-закупочным процедурам, основанным на конкурентном отборе контрагента, предложение которого в наибольшей степени удовлетворяет потребностям заказчика. Однако такой вывод не соответствует положениям статьи 17 Закона о защите конкуренции, которая различает торги и запрос предложений.

Во-вторых, существуют судебные акты, которые не относят запрос предложений к торгам, например, по делам № А40-69448/2014, А40-176170/2013 (обсуждались здесь: https://zakon.ru/discussion/2015/01/30/sootnoshenie_zakona_o_zakupkax_223fz_i_st_447%E2%80%93449_gk_rf_mozhet_li_subekt_podchinennyj_dejstviyu_223g).

Таким образом, применение содержащихся в судебных актах по делу № А40-164411/2015 правовых позиций в настоящее время затруднительно, а вопрос о том, что такое запрос предложений, остается открытым.

223-ФЗ: закрытый запрос предложений и отклонение заявки

Разъясните, пожалуйста, действия организатора закупки согласно закону №223-ФЗ в следующей ситуации: проводится закрытый запрос предложений, один из внешних поставщиков, не являющийся участником этого запроса, предлагает рассмотреть его заявку. Правомочен ли организатор закупки отклонить такую заявку? Как правильно обосновать действия организатора закупки?
Отвечает доктор юридических наук Оьга Беляева.
Точный ответ на ваш вопрос можно дать только на основании текста документации запроса предложений. Поскольку я с ним не знакома, поделюсь своими предположениями. Дело в том, что в своих положениях о закупке заказчики по-разному определяют понятие «закрытый запрос предложений». Во-первых, закрытым запросом называют такие закупки, информация о проведении которых не подлежит размещению на официальном сайте (сведения, относящиеся к государственной тайне, закупки на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.). Иными словами, запрос является закрытым с точки зрения его информационного сопровождения.
Во-вторых, «закрытым» запрос предложений называют в тех случаях, когда он представляет собой второй этап процедуры закупки. Первый этап проводится открыто, в нем могут принять участие все желающие, этот этап – что-то вроде предварительного квалификационного отбора. Во втором этапе приглашаются принять участие только те лица, которые успешно прошли первый этап, т.е. были отобраны (квалифицированы) заказчиком. Информация о проведении закупки, разбитой на два этапа (открытый и закрытый запросы) размещается на официальном сайте.
В-третьих, «закрытым» называют запрос предложений, к участию в котором изначально приглашаются только конкретные лица, а не все желающие. Информация о таком запросе также размещается на официальном сайте, однако она носит уведомительный характер, примерно как в случае с размещением извещения о закупке у единственного поставщика.
На мой взгляд, проводя закрытый запрос предложений, организатор закупки не вправе принимать и рассматривать заявку участника, который к участию в процедуре не приглашался. Обоснование отказа зависит от того, что понималось под закрытым запросом предложений согласно документации о закупке. К примеру, если закрытый запрос предложений был вторым этапом закупки, то обоснование отказа в приеме заявки – неучастие лица в первом этапе закупочной процедуры. Если закрытый запрос предложений изначально организовывался для избранного круга, то обоснование отказа в приеме заявки – отсутствие приглашения.
Кстати сказать, проведение процедур для избранных участников на практике вызывает сомнения из-за принципа, закрепленного в п. 2 ч. 1 ст. 3 закона №223-ФЗ: «отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки». Есть случаи, когда антимонопольный орган предписывает заказчику отменить результаты проведенной закрытой процедуры и внести изменения в положение о закупке, закрепив него исключительно открытые процедуры. Один из подобных прецедентов стал предметом рассмотрения Арбитражного суда Республики Татарстан, который в решении от 23.04.2013 г. по делу №А65-1633/2013 отметил, что закон №223-ФЗ не содержит запрета на проведение закрытых процедур закупки.
Судом, в частности, было отмечено: «закрытый конкурс проводится в целях обеспечения экономичности, эффективности и срочности проведения закупки в случаях, когда товары, работы, услуги по причине их сложного или специализированного характера могут быть закуплены только у ограниченного числа поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или когда затраты, требующие для рассмотрения и оценки предполагаемого большого количества заявок, превышают ожидаемую экономию от проведения открытых торгов, или в иных случаях».
Еще больше вопросов и ответов в каждом номере Аукционного Вестника http://auctionvestnik.ru/

Открытый запрос предложений: правила участия.

В сегодняшней статье я Вам раскрою секреты участия в открытом звпросе предложений.

Система закупок предусматривает обстоятельное отношение к интересам всех участников. Именно для этого существует открытый запрос предложений, благодаря которому заказчик может ознакомиться с тем, что предлагают ему поставщики. Запрос предложений в открытой форме не относится к обязательным торгам, у него есть свои особенности:

— для участия конкурсантам не нужно вносить сумму обеспечения заявки, что упрощает доступ к запросу. Особенно этот пункт касается тех собственников, чье финансовое положение не является стабильным;

— заказчику открытый запрос предложений позволяет оценить ситуацию на рынке интересующих его товаров или услуг. Он может просмотреть технические аспекты и узнать ценовой диапазон;

— каждому конкурсанту предоставляется возможность заявить о себе как о поставщике с лучшей стороны;

— заказчик не обязан заключать контракт по итогам проведения запроса. Но у него есть право выбрать исполнителя и подписать с ним договор.

Фактически, предложения помогают заказчику наладить контакты с потенциальными исполнителями, при этом строгие обязательства с обеих сторон отсутствуют.

Практика открытого запроса предложений

Процедура проведения отличается от закрытого спроса предложений — публичность является существенным признаком. Объявление о запросе предложений публикуется сначала на официальном ресурсе предприятия, а затем непосредственно на электронной площадке.

Открытый запрос предложений проводится в три основных этапа:

1. Подготовка требований к участникам. Заказчик формулирует свои условия, согласно которым конкурсанты будут оформлять предложения.

2. Публикация извещения о начале процедуры. На сайте и ЭТП размещается объявление для всех заинтересованных лиц.

3. Подача заявок с предложениями.

4. Рассмотрение итогов запроса и выбор лучшего предложения.

Заказчик вправе вносить изменения в условия задания или вовсе отменить его действие, без каких-либо последствий.

Для многих крупных компаний открытый запрос предложений является хорошим способом отбора претендентов. Такие корпорации как РАО «ЕЭС России» и ОАО «ТНК» уже давно пользуются этим внеконкурсным методом выбора контрагентов. Явное отличие от стандартных торгов и запроса котировок лежит в основе практики опытных заказчиков. Отсутствие строгих рамок и возможность рассмотрения всех предложений позволяют выяснить все нюансы до заключения контракта.

Андрей Якутов

Ваш проводник в мир тендеров.

Вы еще не получаете все самое Интересное и Полезное о новых секретных технологиях участия и победы в тендерах?!

ТОГДА СРОЧНО ДЕЙСТВУЙТЕ И ЗАБИРАЙТЕ СВОЙ ВИДЕОБОНУС!

Ваше имя: *

Ваш e-mail: *

Читайте по теме:

Как выиграть тендер

Обучение тендерам

Запрос цен: плюсы и минусы

Запрос котировок цен: инструкция по применению.

Запрос предложений как оптимальный вариант для заказчика.

Открытый электронный аукцион: правила участия и оформления.

>Виды электронных торгов

Конкурс (запрос предложений)

Конкурс — это процедура торгов, при которой оценка предложений участников производится по нескольким критериям. Конкурс проводится в соответствии со статьями 447 и 448 Гражданского кодекса РФ.

Запрос предложений – это тоже самое, что и конкурс, но он не попадает под действие Гражданского кодекса РФ, поэтому не обязывает Заказчика заключать договор с победителем, а также может иметь любые сроки проведения и может быть отменен в любой момент.

Конкурс и запрос предложений может быть:

  • Открытым или закрытым;
  • С предварительным квалификационным отбором или без него;
  • С переторжкой или без нее;
  • С применением или без применения электронно-цифровой подписи.

Критерии могут быть:

  • измеряемыми (например, цена, срок поставки);
  • экспертно-оцениваемыми (например, опыт и репутация поставщика, функциональные характеристики).

Мы выделяем следующие критерии оценки:

Критерий

Способ оценки

Цена товара, услуги

Измеряемый

Стоимость обслуживания

Измеряемый

Условия оплаты

Экспертная оценка

Стоимость эксплуатации

Измеряемый, экспертная оценка

Изменение цены в процессе работы

Экспертная оценка

Срок поставки

Измеряемый

Производственные возможности поставщика

Измеряемый, экспертная оценка

Способ доставки

Экспертная оценка

Санкции за срыв срока

Экспертная оценка

Срок хранения

Измеряемый

Срок гарантии качества

Измеряемый

Опыт и репутация поставщика

Экспертная оценка

Объем гарантии качества

Экспертная оценка

Функциональные, качественные характеристики товара (услуги)

Экспертная оценка

Срок службы изделия

Измеряемый

Возможность гарантийного ремонта

Экспертная оценка

При проведении конкурса может использоваться переторжка. Особенно часто переторжка используется на электронных торговых площадках энергетиков. Ее проведение предусмотрено разработанными для РАО ЕЭС стандартами закупочной деятельности С-ЕЭС ЗД, которые в настоящее время применяются большинством предприятий энергетики. Переторжка проводится среди участников торгов, чьи предложения удовлетворяют условиям конкурса и определены конкурсной комиссией как наилучшие.

На электронной торговой площадке «ЗМС» предусмотрено два типа проведения переторжки:

  • Разовая подача ценового предложения;
  • Электронный аукцион на понижение цены.

Аукцион

Аукцион – это способ электронных торгов, при котором оценка предложений производится только по цене. Данный способ применяется при закупке стандартных товаров и услуг с предсказуемым качеством.

В целях избежания обязательного соблюдения норм статей 447 и 448 Гражданского кодекса РФ, при создании электронной торговой площадки, можно назвать эту электронную торговую процедуру не «аукцион», а например «редукцион». Таким образом, Вы избежите обязательное заключение договора с победителем, сможете отменить проведение процедуры в любой момент.

При создании электронной торговой площадки на базе программного продукта «ЗМС» можно гибко настроить правила проведения электронных аукционов на закупку. Электронные аукционы могут быть с фиксированным шагом, имеющим относительное значение (процент от первоначальной стоимости), абсолютное значение (фиксированная сумма), со свободной подачей ценовых предложений, с изменяемым шагом.

Время проведения аукциона также может гибко настраиваться. Электронный аукцион может завершаться по прошествии заданного времени от начала его проведения, от подачи последней заявки, либо при наступлении одного из этих условий.

Электронный аукцион может быть:

  • Открытым или закрытым;
  • С предварительным квалификационным отбором или без него;
  • С применением или без применения электронно-цифровой подписи.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *