Закупка грибов у населения

СБЫТ И ПРОДАЖА ГРИБНОГО УРОЖАЯ. ПОМОЩЬ СО СБЫТОМ ГРИБОВ.

Очень часто именно вопросы реализации своей продукции, в том числе ее сертификация, становятся камнем преткновения для начинающих предпринимателей. Что бывает особенно досадно для человека, который стоит в одном шаге от реализации своей мечты – создания доходного экологически чистого грибного производства. Центр Экологических Программ готов предоставить поддержку со сбытом готовой продукции всем, кто хочет реализовать свою мечту!

Попробуем перечислить все возможные каналы сбыта грибов:

1. Розничная торговля – с ее магазинами различных форматов приходит на ум в первую очередь. Грибовод может предложить свою продукцию на реализацию другому предпринимателю, который имеет свой небольшой магазин. Возможно, также арендовать место на рынке и торговать грибами самостоятельно. Крупные сетевые магазины, скорее всего не пустят небольшого производителя на свои полки – их интересуют объемы поставок от нескольких тонн.

Разумеется, чтобы в нашей стране быть допущенным к торговле продуктами питания нужно оформить соответствующую документацию:

А-необходимо зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель или как юридическое лицо;

Б-иметь на руках легально полученные технические условия на вашу продукцию (их, скорее всего, придется купить);

В-оформить сертификат соответствия на свою продукцию в Центре государственного санитарно-эпидемиологического надзора;

Г-предоставлять качественные удостоверения на каждую предлагаемую к продаже партию продукции.

2. Оптовая торговля – вполне возможно ваше предложение заинтересует перекупщика на оптовой базе или собственник небольшой сети овощных ларьков. В таком случае проиграв в цене, вы сэкономите время и силы.

3. Столовые, кафе, рестораны – то, что раньше называли общепитом, а сейчас новомодным словом хорека. Естественно, что владельцы предприятий общественного питания заинтересованы в свежести и качестве продуктов и конечно будут рады вашим поставкам.

4. Продажи через знакомых – у вас (а возможно и у ваших сотрудников) наверняка есть знакомые, которые любят грибы, у них есть свои знакомые с такими же вкусами. Организовав торговлю «под запись» и подсуетившись с доставкой, вы найдете большое число потребителей своей продукции.

5. Переработка – недостатком всех вышеперечисленных каналов сбыта является сезонность спроса. Как правило, в России есть огромный спрос на грибы в зимнее время. В особенности в период праздников и постов. Летом спрос значительно сокращается. Чтобы не испытывать перебоев с реализацией грибов лучше всего иметь возможность предложить их перерабатывающим производствам. Ведь грибы можно заморозить, высушить, замариновать, засолить. Также их используют при приготовлении различных видов сыров, паштетов, в варениках, пельменях и пиццах, в конце концов.

6. И наконец самый удобный вариант, который страхует все ваши риски. Вы можете сдать свежие грибы в нашу компанию. При этом вам не надо регистрироваться как юридическое лицо или И.П., не надо покупать технические условия, не надо сертифицировать свои грибы, не надо оформлять качественное удостоверение. Даже нет необходимости что-то покупать в нашей компании. Мы просто примем у вас все грибы по цене до 120 руб. за 1 килограмм без всяких заморочек.

Поле деятельности граждан

Согласно п. 2 ст. 1 Закона N 112-ФЗ <1> гражданин один или совместно с членами своей семьи в целях удовлетворения личных потребностей может вести личное подсобное хозяйство на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для этих целей.

<1> Федеральный закон от 07.07.2003 N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве».

Определение. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции (п. 1 ст. 2 Закона N 112-ФЗ).

Произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства сельхозпродукция является собственностью гражданина, который имеет право ее реализовать. В этом случае реализация продукции не является предпринимательской деятельностью. В то же время гражданин самостоятельно или совместно с другими физическими лицами может создать крестьянское (фермерское) хозяйство, деятельность которого признается предпринимательской и осуществляется без образования юридического лица.

Определение. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее — КФХ) — объединение граждан, связанных родством <2> и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии (п. 1 ст. 1 Закона N 74-ФЗ <3>).

<2> Супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. При этом дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в его члены только по достижении ими возраста шестнадцати лет.
<3> Федеральный закон от 11.06.2003 N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».

В качестве предпринимателя регистрируется глава КФХ. Если КФХ — объединение граждан, то его главой по взаимному согласию членов хозяйства признается один из них, что фиксируется в соглашении о создании КФХ. В случае создания КФХ одним гражданином он и является его главой.

К сведению: максимальное количество граждан, не состоящих в родстве с главой КФХ, — пять человек.

Итак, гражданин продает свою продукцию, а организация общепита ее покупает. Какие документы необходимо оформить при совершении этой сделки?

Закупочный акт — всему голова

На основании п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ <4> все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными (первичными учетными) документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет. Эти документы составляются по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а если такой формы нет, то документ должен содержать обязательные реквизиты, предусмотренные п. 2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ.

<4> Федеральный закон от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете».Обратите внимание: если относительно конкретной ситуации форма документа разработана на законодательном уровне, то именно она и применяется. На это, в частности, указал Минфин в Письме от 15.08.2006 N 03-03-04/1/628.

При закупке сельхозпродуктов у населения представитель организации общепита составляет в двух экземплярах закупочный акт по форме N ОП-5 <5>. Об этом сказано и в пп. 7.6 п. 7 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли <6> (далее — Методические рекомендации).

<5> Утверждена Постановлением Госкомстата России от 25.12.1998 N 132 «Об утверждении Унифицированных форм первичной учетной документации по учету торговых операций».
<6> Методические рекомендации по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утвержденные Письмом Роскомторга от 10.07.1996 N 1-794/32-5.

К сведению: как правило, в качестве представителя организации выступает подотчетное лицо, которому выданы денежные средства на закупку продукции. Организация общественного питания заключает договор о материальной ответственности с работником, производящим закупку (пп. 7.2 п. 7 Методических рекомендаций) <7>.

Правда, например, УМНС по г. Москве разрешила применять закупочный акт при приобретении у физического лица стройматериалов, указав, что его можно использовать в качестве образца для составления акта при покупке у физических лиц любых товарно-материальных ценностей (Письмо от 23.12.2002 N 27-08н/62778 «Об ответах на вопросы»). В свою очередь, налоговики при осуществлении проверки требуют обязательного применения данного акта. Однако судьи их не поддерживают. Так, ИФНС по Кировскому району г. Самары настаивала на необходимости применения закупочного акта формы N ОП-5 при покупке на рынке товаров, используемых в процессе эксплуатации дома. Судьи руководствовались тем, что эта форма предусмотрена только для учета операций в общественном питании (Постановление ФАС ПО от 06.05.2005 N А55-7016/04-44).

Закупочный акт подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом, а также утверждается руководителем организации. Один его экземпляр передается продавцу, второй остается у покупателя. Отметим, что в закупочном акте указываются Ф.И.О. продавца, его паспортные данные и домашний адрес, сведения справки о наличии личного подсобного хозяйства и др.

Помните, что правильно оформленный акт является документальным подтверждением затрат для целей налогообложения прибыли (п. 1 ст. 252 НК РФ). Ведь, как указал Высший Арбитражный Суд в Информационном письме от 14.11.1997 N 22 «Обзор судебной практики применения законодательства о налоге на прибыль», в случае уменьшения на сумму соответствующих расходов налогооблагаемой прибыли способ их подтверждения имеет существенное значение.

Так, если закупочный акт не подписан продавцом, то налогоплательщик обязан доказать факт приобретения сырья и материалов. В подтверждение совершения данных хозяйственных операций и размера понесенных расходов могут быть представлены акты оприходования сырья и материалов, а также акты, по которым они были отпущены в производство. На основании этих документов ФАС МО пришел к выводу о подтвержденности факта несения налогоплательщиком спорных расходов и их размера и удовлетворил иск (Постановление ФАС МО от 20.03.2001 N КА-А40/1059-01).

Налог на доходы физических лиц

Перед организацией-покупателем встает вопрос: надо ли удерживать НДФЛ? В п. 13 ст. 217 НК РФ указано, что не подлежат обложению НДФЛ доходы физических лиц, получаемые ими в результате продажи выращенных в личных подсобных хозяйствах, находящихся на территории РФ:

  • скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц в живом виде, а также продуктов их убоя в сыром или переработанном виде;
  • продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде.

Данная льгота для физических лиц действует при условии, если гражданин предъявил документ, выданный соответствующим органом местного самоуправления, правлениями садового, садово-огородного товариществ. Этот документ подтверждает, что продаваемая продукция произведена продавцом на принадлежащем ему или членам его семьи земельном участке, используемом для ведения личного подсобного хозяйства, дачного строительства, садоводства и огородничества.

Таким образом, организация общепита при закупке сельхозпродукции у населения не удерживает НДФЛ, причем даже если указанный документ отсутствует. В этом случае обязанность исчисления и уплаты НДФЛ, а также представления в налоговый орган налоговой декларации возложена на физических лиц, то есть организация не является налоговым агентом. Согласно пп. 2 п. 1 ст. 228 НК РФ величину налога определяет физическое лицо исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего ему на праве собственности. Изложенное подтверждается и сложившейся арбитражной практикой (например, Постановления ФАС ЗСО от 25.08.2005 N Ф04-5649/2005(14251-А67-27), ФАС ПО от 03.05.2005 N А57-14752/04-33, ФАС СЗО от 05.04.2005 N А52-6745/2004/2).

Кроме того, с указанных сумм организация не должна уплачивать ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 1 ст. 236 НК РФ, п. 2 ст. 10 Закона N 167-ФЗ <8>).

<8> Федеральный закон от 15.12.1996 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации.

Для справки, или Если продавец — предприниматель

При закупке товаров у индивидуального предпринимателя закупочный акт можно не составлять, так как факт покупки подтверждается чеком ККТ, накладной (актом приемки-передачи, товарным чеком). Обязанность оформления первичных учетных документов при выполнении хозяйственных операций возложена на индивидуального предпринимателя п. 9 Порядка учета доходов и расходов <9>. Кроме того, он может выставить и счет-фактуру (в соответствии со ст. 143 НК РФ индивидуальные предприниматели признаются плательщиками НДС).

<9> Порядок учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утвержденный Приказом Минфина России N 86н, МНС России N БГ-3-04/430 от 13.08.2002.

При этом предприниматель должен предъявить документы, подтверждающие его государственную регистрацию в качестве предпринимателя без образования юридического лица и постановку на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 230 НК РФ). Как указало МНС России в Письме от 19.04.2004 N 04-3-01/217 «О порядке представления сведений о выплаченных доходах индивидуальным предпринимателям», сведения о государственной регистрации и постановке на учет могут быть отражены в закупочном акте, товарном чеке, накладных, счетах-фактурах либо в ином документе, подтверждающем покупку товарно-материальных ценностей у индивидуального предпринимателя.

Налог на добавленную стоимость

Организация общепита при реализации продукции, закупленной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, налоговую базу по НДС определяет с учетом порядка, установленного ст. 154 НК РФ. Так, при реализации сельхозпродукции и продуктов ее переработки, закупленных у физических лиц, по перечню, утверждаемому Правительством РФ <10> (далее — Перечень), налоговая база по НДС рассчитывается как разница между стоимостью, определяемой в соответствии со ст. 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанной продукции (п. 4 ст. 154 НК РФ). В Перечень входит такая продукция, как:

  • скот, птица и кролики в живом весе;
  • мясо и субпродукты скота и птицы;
  • молоко и молокопродукты;
  • отходы при переработке скота, птицы, кроликов, молока, перо-пухового сырья (продукт переработки);
  • яйца;
  • рыба всех видов (любительское рыболовство);
  • мед пчелиный, воск пчелиный, вощина;
  • зерновые и зернобобовые культуры;
  • масличные культуры (кроме конопли);
  • свекла сахарная;
  • папоротник;
  • картофель;
  • овощи открытого и защищенного грунта;
  • бахчевые продовольственные и кормовые культуры;
  • плоды семечковых и косточковых культур;
  • ягоды культурные и дикорастущие;
  • грибы культурные и дикорастущие (свежие).

<10> Перечень сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденный Постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 N 383.Обратите внимание: если у физического лица будут закуплены уже переработанные им продукты (например, соленые грибы, соленый папоротник и т.д.), отсутствующие в Перечне, то при их реализации организацией налоговая база по НДС определяется в общем порядке (Письмо Минфина России от 26.01.2005 N 03-04-04/01).

К сожалению, п. 4 ст. 154 НК РФ прописан нечетко и его можно толковать по-разному. Предусмотренный этим пунктом порядок определения налоговой базы по НДС применяется, если:

  • закупленные у физических лиц продукты или продукты переработки, указанные в Перечне, только перепродаются;
  • продается продукция, изготовленная из продуктов или продуктов переработки, перечисленных в Перечне и приобретенных у физических лиц.

В данном случае обратимся к п. 7 ст. 3 НК РФ, в котором указано, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

Именно поэтому ФАС ПО в Постановлении от 10.11.2005 N А12-6918/05-С29 встал на сторону налогоплательщика, который воспользовался п. 4 ст. 154 НК РФ при реализации продукции собственного производства. Судьи отметили, что буквальное толкование п. 4 ст. 154 НК РФ с учетом имеющейся неясности данной правовой нормы позволило обществу определить налоговую базу как разницу между ценами реализации и приобретения, в том числе и при продаже продуктов переработки сельхозпродукции, приобретенной у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС. Такого мнения придерживаются и другие суды (см., например, Постановления ФАС ЦО от 09.02.2004 N А48-2429/03-13, ФАС УО от 14.12.2004 N Ф09-5297/04-АК).

К сожалению, Минфин настаивает на том, что указанный порядок определения налоговой базы по НДС применяется, только если организация лишь перепродает закупленный продукт или продукт переработки, указанный в Перечне. По мнению специалистов ведомства, при реализации товаров, произведенных из сельхозпродукции и продуктов ее переработки, налоговая база определяется согласно п. 1 ст. 154 НК РФ исходя из их полной стоимости (Письма от 27.04.2002 N 04-03-11/18, от 27.04.2002 N 03-03-11/17). Именно такую позицию занимают проверяющие налоговые органы. Однако судьи встают на сторону налогоплательщиков.

Так, ФАС ВВО в Постановлении от 05.09.2005 N А38-6578-4/362-2004(4/14-2005) указал, что положения п. 1 ст. 154 НК РФ подлежат применению, если нет условий для использования п. 4 данной статьи. В рассматриваемой ситуации, как постановили судьи, общество при реализации продуктов переработки закупленного у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС, молока (сыр, масло, казеин) правомерно исчисляло налоговую базу по НДС в соответствии с п. 4 ст. 154 НК РФ.

Если организация общепита воспользуется положениями данного пункта, то сумма НДС будет определяться расчетным методом. В этом случае налоговая ставка рассчитывается как процентное отношение налоговой ставки, предусмотренной п. п. 2 или 3 ст. 164 НК РФ, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п. 4 ст. 164 НК РФ).

Пример 1. ООО «Милый дом» реализовало кипяченое молоко на сумму 1350 руб. Молоко было приобретено у физического лица, не являющегося плательщиком НДС, через подотчетное лицо за 800 руб.

В бухгалтерском учете необходимо сделать следующие проводки.

Юридическое лицо может закупать пшеницу у физического лица?

Добрый вечер. Можно. https://www.buhonline.ru/blanks-documents/documents/520
Закупочный акт № ОП-5 применяется для закупки продуктов у населения.
Составляется в двух экземплярах в момент совершения закупки сельхозпродуктов у населения (продавца) представителем организации. Код по форме ОКУД 0330505.
Подписывается лицом, закупившим продукты, и продавцом. Утверждается руководителем организации.
Один экземпляр закупочного акта передается продавцу, второй — остается у покупателя.
По информации газеты «Российский налоговый курьер»
Чем обернется покупка имущества у физического лица — не предпринимателя
31 июля 2014
Приобрести необходимые товары, материалы или даже оборудование можно не только у юридического лица. Нередко продавцом является гражданин, не осуществляющий предпринимательскую деятельность. Как правильно оформить документы, определить стоимость имущества и исчислить налоги в подобной ситуации?
Любая сделка между юридическим лицом и гражданином обязательно заключается в письменной форме. Исключение — сделки, требующие нотариального удостоверения.
Об этом говорится в пункте 1 статьи 161 Гражданского кодекса. Договор купли-продажи с физическим лицом должен содержать наименование, количество, ассортимент и стоимость товара, а также права, обязанности и ответственность сторон, срок передачи товара, порядок оплаты и другие условия, предусмотренные главой 30 ГК РФ. Какие данные о продавце — физическом лице нужно отразить в разделе договора «Реквизиты сторон»? Прежде всего это фамилия, имя, отчество, наименование и данные документа, удостоверяющего личность, место жительства, и ИНН (если имеется). В случае, когда договор предусматривает безналичную оплату, указывают данные банковского счета физического лица, на который будут перечисляться денежные средства.
Закупочный актФакт передачи имущества подтверждается составлением закупочного акта. Для организаций общественного питания используется акт по унифицированной форме № ОП-51. Она применяется, в частности, для закупки продуктов у населения, например мяса в живом весе, молока, картофеля, моркови и других продуктов питания, полученных в личном подсобном хозяйстве.
1: Унифицированная форма № ОП-5 утверждена постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132.
Остальные организации самостоятельно разрабатывают форму закупочного акта, тем более что у гражданина может быть куплена не только сельхозпродукция, но и любые другие товары, а также основные средства. При этом необходимо, чтобы в документе были указаны следующие обязательные реквизиты (п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» ).
наименование; дата составления; наименование организации, от имени которой составлен документ; содержание хозяйственной операции; измерители хозяйственной операции в натуральном и денежном выражении;наименование должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;личные подписи указанных лиц.При разработке указанного документа за основу может быть взята унифицированная форма № ОП-5.
Закупочный акт составляется в двух экземплярах, один из которых остается у физического лица — продавца, а второй — у организации-покупателя.
Операции по закупке товарно-материальных ценностей у населения отражаются в бухгалтерском учете организации в общем порядке.
Пример 1ООО «Парус» приобрело у А.Б. Василькова строительные материалы: 20 мешков цемента (по 25 кг) по цене 100 руб. за мешок (4 руб. за 1 кг) и 1 куб. м доски обрезной по цене 4000 руб./куб. м. В дальнейшем десять мешков цемента планируется израсходовать для собственных нужд организации, а остальные товарно-материальные ценности — продать. На продукцию был оформлен закупочный акт в двух экземплярах, его форму ООО «Парус» разработало самостоятельно. Образец составления акта приведен на рисунке.
При оприходовании строительных материалов в бухучете ООО «Парус» были сделаны следующие записи:
дебет 10 кредит 60 субсчет «расчеты с населением»
1000 руб. (100 руб. ? 10 мешков) — оприходован цемент, подлежащий использованию организацией;
дебет 41 кредит 60 субсчет «расчеты с населением»
1000 руб. (100 руб. ? 10 мешков) — оприходован цемент, подлежащий перепродаже;
дебет 41 кредит 60 субсчет «расчеты с населением»
4000 руб. (4000 руб./куб. м ? 1 куб. м) — оприходована доска обрезная, приобретенная для продажи;
дебет 60 кредит 50
6000 руб. (1000 руб. + 1000 руб. + 4000 руб.) — произведена оплата стройматериалов А.Б. Василькову через кассу организации.
Варианты расчетов с физическими лицами .
В зависимости от условий покупки расчеты с физическими лицами могут производиться как безналичным путем, так и наличными деньгами. При перечислении денежных средств на расчетный счет продавца, который указывается в договоре, кроме платежного поручения на перечисление денег другие документы для подтверждения факта оплаты не требуются.
Если в договоре установлено, что покупка оплачивается наличными деньгами, возможны два варианта расчетов: либо продавец получает деньги в кассе организации, либо представитель организации-покупателя рассчитывается с ним сразу в момент покупки. Какими документами организации следует оформлять эти операции?
Выплата денег физическому лицу из кассы организации осуществляется по расходному кассовому ордеру, который заполняется в соответствии с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации, утвержденным Указанием Банка России от 11.03.14 № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства». В этом случае продавец в закупочном акте не расписывается в получении денег. На проведение закупки ответственному лицу выдаются подотчетные суммы из кассы организации. Покупка оформляется закупочным актом, в котором подпись физического лица является подтверждением получения денег от представителя предприятия. Никакой другой документ о выплате денег при этом не составляется. Приобретенная продукция сдается на склад по накладной. Лица, получившие деньги под отчет, должны представить авансовый отчет о фактическом использовании выданных им сумм с приложением утвержденного руководителем предприятия закупочного акта и копии накладной о сдаче продукции.
Существует ли ограничение в сумме сделки при наличных расчетах с гражданами?
Указанием Банка России от 07.10.2013 N 3073-У-установлен предельный размер расчетов наличными деньгами. Согласно пункту 1 названного документа расчеты наличными деньгами в Российской Федерации, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности в рамках одного договора, могут производиться в размере, не превышающем 100 000 руб.
Действует ли данный предельный размер в отношении расчетов между юридическими лицами и гражданами, не являющимися индивидуальными предпринимателями? Ограничение на расчеты наличными деньгами в РФ распространяется на отношения в рамках одного договора между:
юридическими лицами; юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем; индивидуальными предпринимателями.Таким образом, предельный размер расчетов между юридическим лицом и физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, не предусмотрен. Поэтому организация вправе выплатить физическому лицу наличными деньгами в рамках одного договора сумму, превышающую 100 000 руб.
Покупаем бывшее в употреблении основное средство
Сегодня в условиях финансового кризиса организации нередко приобретают у физических лиц объекты основных средств. Это может быть как совершенно новое, так и бывшее в употреблении имущество.
Документальное оформление покупки основных средств у физических лиц не отличается от оформления их приобретения у юридических лиц. Так, в общем порядке составляются необходимые унифицированные формы, указанные в постановлении Госкомстата России от 21.01.2003 № 7.
Сложности могут возникнуть с определением срока полезного использования объекта и амортизационной группы, в которую его следует включить. Напомним, что срок полезного использования основного средства предприятие определяет самостоятельно на дату ввода его в эксплуатацию в соответствии с Классификацией основных средств (п. 1 ст. 258 НК РФ).
Организация, приобретающая основное средство, бывшее в употреблении, вправе определять норму амортизации для такого объекта с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками. Основание — пункт 7 статьи 258 Налогового кодекса. Естественно, время эксплуатации объектов основных средств предыдущими собственниками должно быть документально подтверждено в порядке, указанном в главе 25 НК РФ.
Предположим, фирма покупает у гражданина подержанный автомобиль. Сведения о продолжительности его эксплуатации содержатся в паспорте транспортного средства. Таким образом, организация сможет уменьшить срок полезного использования объекта на основании данных паспорта транспортного средства2. Если физическое лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, не может представить документальное подтверждение срока использования основного средства, самостоятельно уменьшать срок его эксплуатации организация не вправе.
2: Аналогичные разъяснения были даны представителем Федеральной налоговой службы. Они опубликованы в материалах круглого стола на тему «Проблемные вопросы формирования налоговой базы по налогу на прибыль» // РНК, 2008, № 23. — Примеч. ред.
Исчисление НДС
Физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, не являются плательщиками налога на добавленную стоимость (ст. 143 НК РФ). Таким образом, граждане при продаже организациям материальных ценностей не начисляют НДС и не выставляют им счета-фактуры. Соответственно у организации отсутствуют суммы «входного» налога, которые она могла бы принять к вычету.
Пример 2А.С. Ромашов, не являющийся индивидуальным предпринимателем, купил у завода — производителя электроинструментов дрель в личное пользование за 11 800 руб. (в том числе НДС 18% — 1800 руб.) и получил от него счет-фактуру. Затем А.С. Ромашов продал дрель за ту же сумму (11 800 руб.) строительной компании ООО «Строим Дом» и передал ей счет-фактуру, полученный от завода.
ООО «Строим Дом» не имеет права принимать к вычету НДС по счету-фактуре, полученному от А.С. Ромашова. Приобретенная дрель будет оприходована по стоимости 11 800 руб.
Предположим, приобретенное у физических лиц имущество затем будет реализовано, тогда организация-продавец обязана начислить НДС (ст. 146 НК РФ). По общему правилу налоговой базой признается стоимость имущества, рассчитанная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 НК РФ. Об этом говорится в пункте 1 статьи 154 Налогового кодекса.
Мнение эксперта Т.Ю. Афонина, руководитель консультационного отдела аудиторской компании МКПЦН
Согласно изменениям, внесенным Федеральным законом от 04.12.2008 № 251-ФЗ и вступившим в силу с 1 апреля 2009 года, в отношении операций по реализации автомобилей, приобретенных для перепродажи у физических лиц, которые не являются плательщиками НДС, действует особый порядок определения налоговой базы по этому налогу. Так, с указанной даты налоговая база по таким операциям определяется как разница между продажной ценой с учетом налога и ценой приобретения автомобиля. При этом цена реализации автомобиля должна соответствовать требованиям статьи 40 НК РФ. Сумма исчисленного НДС рассчитывается с применением расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Поясню порядок расчета налога на примере. Допустим, ООО «Альфа» в 2008 году приобрело у физического лица автомобиль за 80 000 руб. В апреле 2009 года общество продало автомобиль за 100 000 руб. Таким образом, налоговая база по НДС составила 20 000 руб. (100 000 руб. — 80 000 руб.), а сумма исчисленного налога — 3051 руб. (20 000 руб. ? 118 ? 18).
Замечу, что в отношении операций, указанных в пункте 5.1 статьи 154 Налогового кодекса, в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914 (далее — Правила), были внесены поправки, которые начали действовать с 9 июня текущего года. Теперь в счете-фактуре в графе 5 следует указывать налоговую базу, определенную в соответствии с особым порядком, в графе 7 — ставку налога на добавленную стоимость, рассчитанную согласно пункту 4 статьи 164 НК РФ, а в графе 8 — исчисленную сумму налога. Поэтому порядок заполнения счета-фактуры в соответствии с данными примера будет следующим: в графе 5 указывают 20 000 руб., в графе 7 — 18/118, а в графе 8 — 3051 руб. (20 000 руб. ? 118 ? 18).
Что касается порядка исчисления НДС при реализации указанного автомобиля в I квартале 2009 года, то сумма налога исчисляется в общем порядке, действовавшем ранее (п. 1 ст. 154 НК РФ), — по ставке 18% исходя из налоговой базы, определяемой как рыночная цена реализованного автомобиля без включения в нее НДС
Кстати Условия применения особого порядка расчета налоговой базы
Как уже отмечалось, в пунктах 4 и 5.1 статьи 154 НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по НДС. Он применяется при реализации организациями сельхозпродукции или автомобилей, ранее приобретенных у физических лиц, не являющихся плательщиками НДС.
Напомним, что налогоплательщиками не признаются, во-первых, физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями (п. 1 ст. 143 НК РФ), а во-вторых, индивидуальные предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы: ЕСХН (п. 3 ст. 346.1 НК РФ), УСН (п. 3 ст. 346.11 НК РФ) и ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ).
Таким образом, НДС может быть исчислен в особом порядке и в ситуации, когда организация покупает соответствующие товары у предпринимателей, применяющих перечисленные выше спецрежимы. Естественно при выполнении остальных требований, установленных в пунктах 4 и 5.1 статьи 154 НК РФ
Пример 3ООО «Ассоль» купило у М.И. Семеновой 20 банок эмалированной краски по 100 руб. за банку и продало их другой организации по 200 руб. за банку (без учета НДС). При реализации ООО «Ассоль» начислило НДС в размере 720 руб. (200 руб. ? 20 банок ? 18%). При покупке краски у М.И. Семеновой права на налоговый вычет у ООО «Ассоль» не возникает.
Таким образом, в результате рассмотренной операции организация уплатит в бюджет НДС в сумме 720 руб.
В то же время в пунктах 4 и 5.13 статьи 154 НК РФ предусмотрен особый порядок определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, который применяется только при реализации:
сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц; автомобилей, приобретенных у физических лиц для перепродажи. Реализация сельхозпродукции, закупленной у населения . Рассмотрим подробнее порядок исчисления НДС при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у населения. В данном случае налоговая база по НДС рассчитывается как разница между ценой реализации, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом НДС и ценой приобретения указанной продукции. Такое правило установлено в пункте 4 статьи 154 Налогового кодекса.
3: Пункт 5.1 введен в статью 154 НК РФ Федеральным законом от 04.12.2008 № 251-ФЗ и начал действовать с 1 апреля 2009 года.
Названная норма применяется в отношении продукции, поименованной в Перечне сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки (за исключением подакцизных товаров), закупаемых у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками), утвержденном постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 № 383 (далее — Перечень).
Исчисление НДС при реализации сельхозпродукции в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Налогового кодекса производится по расчетной ставке 18/118 или 10/110 (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Пример 4ЗАО «Мечта» приобрело у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 кг картофеля, выращенного им на приусадебном участке. Закупочная цена составила 10 руб./кг. Затем картофель был реализован другой организации по цене 21 руб./кг.
Картофель указан в Перечне, поэтому налоговая база по НДС при его реализации определяется с учетом положений пункта 4 статьи 154 НК РФ и равна 5500 руб. (21 руб./кг ? 500 кг — 10 руб./кг ? 500 кг). Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, рассчитывается по ставке 10/110 (подп. 1 п. 2 и п. 4 ст. 164 НК РФ). Таким образом, исчисленная с выручки сумма налога составит 500 руб. (5500 руб. ? 110 ? 10).
Обратите внимание: наименование продукции должно точно соответствовать наименованию, указанному в Перечне. Так, в письме Минфина России от 26.01.2005 № 03-04-04/01 рассмотрена следующая ситуация. Организация закупила у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, папоротник соленый, который является продуктом переработки папоротника — вида продукции, поименованной в Перечне. При этом такой продукции, как папоротник соленый, Перечень не содержит. Следовательно, при реализации названной продукции организация должна начислить налог на добавленную стоимость с ее полной стоимости в порядке, установленном в пункте 1 статьи 154 НК РФ. Правила исчисления налога, приведенные в пункте 4 статьи 154 НК РФ, она использовать не вправе.
Положения пункта 4 статьи 154 НК РФ также не применяются, если предприятие приобретает продукцию, включенную в названный Перечень, перерабатывает ее, а затем реализует. В частности, в письме Минфина России от 27.04.2002 № 04-03-11/17 указано, что при реализации товаров (в том числе колбасных изделий), произведенных из мяса, закупленного у физических лиц, налоговая база определяется согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ исходя из полной стоимости реализованных товаров.
Мнение эксперта В.Л. Бахтин, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»
Применение особого порядка определения налоговой базы по НДС, указанного в пункте 5.1 статьи 154 НК РФ, зависит только от даты продажи автомобиля и не зависит от даты его приобретения. Напомню, этот пункт был введен в статью 154 НК РФ Федеральным законом от 04.12.2008 № 251-ФЗ, вступившим в силу с 1 апреля 2009 года. Значит, при продаже организацией автомобиля, ранее приобретенного у физического лица, в II квартале 2009 года налоговая база по НДС определяется как разница между полной ценой продажи и ценой приобретения этого автомобиля. Причем независимо от даты его приобретения. При этом налог в соответствии с новой редакцией пункта 4 статьи 164 НК РФ рассчитывается по расчетной ставке 18/118 или 15,25%. Например, если автомобиль был приобретен за 200 000 руб., а продан за 220 000 руб., сумма НДС составит 3051 руб. .
Счет-фактура оформляется в соответствии с абзацами 17, 19 и 20 приложения № 1 к Правилам (в редакции постановления Правительства РФ от 26.05.2009 № 451, которое начало действовать с 9 июня 2009 года).
Так, в графе 5 счета-фактуры отражается налоговая база с учетом налога (разница между доходами и расходами от продажи автомобиля) — 20 000 руб., в графе 7 — ставка НДС 18/118, а в графе 8 счета-фактуры, предъявляемого к оплате покупателю, указывается исчисленная в соответствии с пунктом 4 статьи 164 НК РФ сумма налога на добавленную стоимость — 3051 руб. Прочие графы счета-фактуры заполняются в прежнем порядке.
Если указанный автомобиль был реализован в I квартале 2009 года, то НДС придется исчислить по общим правилам, то есть с полной цены продажи с применением расчетной ставки налога. Исходя из данных примера, сумма НДС в этом случае составила бы 33 559 руб. (220 000 руб. ? 118 ? 18). То есть в 11 раз больше, чем при расчете по новым правилам
Продажа автомобиля, приобретенного у физического лица — не предпринимателяОсобый порядок определения налоговой базы по НДС при реализации автомобилей, приобретенных у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками, для перепродажи начал действовать с 1 апреля 2009 года. Согласно новому пункту 5.1 статьи 154 НК РФ налоговая база по НДС в данном случае рассчитывается как разница между ценой, определяемой в соответствии со статьей 40 НК РФ, с учетом налога и ценой приобретения указанных автомобилей.
Предположим, организация купила для перепродажи автомобиль у физического лица и реализовала его в I квартале 2009 года. В такой ситуации налоговую базу по НДС следовало рассчитывать исходя из полной стоимости автомобиля согласно пункту 1 статьи 154 НК РФ.
Если сделка по реализации автомобиля осуществлена в II квартале 2009 года, то эта операция подпадает под действие нормы пункта 5.1 статьи 154 НК РФ. Налоговая база по НДС будет равна разнице между ценой реализации с учетом налога и ценой приобретения автомобиля у физического лица.
Важный момент: НДС при реализации автомобиля исчисляется в особом порядке только в том случае, когда он изначально приобретался для перепродажи (то есть в качестве товара). Допустим, фирма приобрела автомобиль для использования в производственной деятельности (объект принят на учет в качестве основного средства), а в дальнейшем принято решение его продать. В подобной ситуации при продаже автомобиля налог на добавленную стоимость исчисляется в общем порядке (п. 1 ст. 154 НК РФ).
При реализации автомобилей в соответствии с пунктом 5.1 статьи 154 НК РФ сумму НДС следует определять расчетным методом (п. 4 ст. 164 НК РФ).
Особенности оформления счетов-фактурПостановлением Правительства РФ от 26.12.11 № 1137 внесены изменения в Правила ведения журналов учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж при расчетах по налогу на добавленную стоимость (далее — Правила). Напомним, что данный документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.12.2000 № 914. Новая редакция Правил начала действовать с 6 ноября 2013 года. В частности, благодаря поправкам уточнены особенности заполнения счетов-фактур в случаях реализации:
сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, закупленной у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками (п. 4 ст. 154 НК РФ);автомобилей, приобретенных у физических лиц (не являющихся налогоплательщиками) для перепродажи (п. 5.1 ст. 154 НК РФ).В названных ситуациях в соответствии с новой редакцией приложения № 1 к Правилам в графе 5 счета-фактуры указывается налоговая база, определяемая в порядке, указанном в пунктах 4 и 5.1 статьи 154 НК РФ. Соответствующая этой базе сумма налога отражается в графе 8. Напомним, что налоговая ставка (в данном случае 18/118 или 10/110) вписывается в графу 7 счета-фактуры.
Пример 5ООО «Грибное лукошко» покупает грибы у населения с целью их дальнейшей реализации ресторанам и кафе в свежем и соленом виде. У МЛ. Петренко было куплено 20 кг свежих опят по цене 100 руб./кг и 50 кг соленых груздей по цене 80 руб./кг. Перед продажей 10 кг свежих опят было замариновано, а остальные грибы реализованы без дальнейшей переработки.
Таким образом, всего продано 10 кг свежих опят, 10 кг маринованных опят и 50 кг соленых груздей.
Порядок исчисления НДС в результате данной операции будет следующим. Налоговая база с межценовой разницы в соответствии с пунктом 4 статьи 154 НК РФ определяется только в отношении свежих опят (продукция «грибы культурные и дикорастущие (свежие)» указана в Перечне). Предположим, их продажная цена — 120 руб./кг (с учетом НДС), общая стоимость — 1200 руб. (120 руб./кг ? 10 кг).
Налоговая база по НДС составит 200 руб. (1200 руб. — 100 руб./кг ? 10 кг), а сумма налога — 30,51 руб. (200 руб. ? 118 ? 18).
Расчет налога при продаже соленых груздей и маринованных опят производится в общеустановленном порядке (п. 1 ст. 154 НК РФ). Цена продажи с учетом НДС составляет 140 руб./кг и 150 руб./кг соответственно. Сумма налога на добавленную стоимость, исчисленная при реализации соленых груздей, равна 1067,8 руб. , маринованных опят — 228,81 руб. .
Образец заполнения счета-фактуры приведен в приложении к статье.
НДФЛ
Теперь рассмотрим, должна ли организация удерживать НДФЛ с дохода, который выплачивается физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, при покупке у них имущества. Доходы от реализации имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу, признаются объектом обложения налогом на доходы физических лиц. Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 208 и статьи 209 НК РФ. При этом в статье 217 Налогового кодекса установлен перечень доходов, освобождаемых от налогообложения. К таковым, в частности, относятся доходы от продажи:
выращенных в личных подсобных хозяйствах и находящихся на территории РФ скота, кроликов, нутрий, птицы, диких животных и птиц (как в живом виде, так и продуктов их убоя в сыром или переработанном виде), продукции животноводства, растениеводства, цветоводства и пчеловодства как в натуральном, так и в переработанном виде (п. 13);заготовленных дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов и других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), недревесных лесных ресурсов для собственных нужд (п. 15);пушнины, мяса диких животных и иной продукции, получаемой при осуществлении любительской и спортивной охоты (п. 17).При продаже иного имущества у гражданина возникает налогооблагаемый доход. Однако удерживать НДФЛ в качестве налогового агента фирме-покупателю не нужно. Исчисление и уплату НДФЛ физические лица с доходов, полученных от продажи имущества, принадлежащего им на праве собственности, производят самостоятельно. Такое правило установлено в подпункте 2 пункта 1 статьи 228 НК РФ. Поэтому, какое бы имущество ни приобрела организация у физического лица, удерживать НДФЛ при выплате ему денежных средств не требуется.
Нужно ли подавать сведения в налоговые органы о выплаченных гражданину доходах? Особенности исчисления налога на доходы физических лиц налоговыми агентами установлены в статье 226 Налогового кодекса. Обязанность налогового агента сообщать в налоговый орган о неудержанных им суммах НДФЛ зафиксирована в пункте 5 данной статьи. Однако положения названной статьи не применяются в отношении доходов, указанных в статье 228 НК РФ (п. 2 ст. 226 НК РФ).
Как уже отмечалось, порядок исчисления НДФЛ с доходов физического лица от продажи им собственного имущества предусмотрен в статье 228 Налогового кодекса. Следовательно, организации, не являющиеся налоговыми агентами, не обязаны предоставлять информацию о суммах НДФЛ, которые физические лица обязаны уплатить самостоятельно. Кроме того, организации освобождены и от необходимости ежегодно представлять сведения в соответствии со статьей 230 Налогового кодекса4.
4: Аналогичные разъяснения неоднократно давались специалистами Минфина России, например, в письмах от 28.03.2008 № 03-04-05-01/89 и от 30.10.2007 № 03-04-06-01/364.

Примерами таких форм являются:

  • кассовые документы, предусмотренные Указанием Банка РФ от 11.03.2014 г. №3210-У (приходные и расходные кассовые ордера, кассовая книга и книга учета принятых и выданных кассиром денежных средств, расчетно-платежные и платежные ведомости);
  • первичные документы по учету денежных расчетов при осуществлении торговых операций с применением ККТ, разработанные на основании Федерального закона от 22.05.2003 г. №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт» (утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. №132, Письмо ФНС РФ от 23.06.2014 г. №ЕД-4-2/11941) То есть, в данном случае по-прежнему следует применять унифицированные формы первичной учетной документации по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением ККМ (формы №КМ-1 — №КМ-9);
  • транспортная накладная (утв. постановлением Правительства РФ от 15.04.2011 г. №272), которая подтверждает заключение договора перевозки (Письма Минфина РФ от 28.01.2013 г. № 03-03-06/1/36, от 23.04.2013 г. №03-03-06/1/14014).

Важно! На практике при оформлении закупочного акта за основу берут унифицированную форму №ОП-5, разработанную для организаций общественного питания, утв.постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. №132. Форму применяемого закупочного акта необходимо утвердить в приложении к учетной политике компании.

Образец закупочного акта представлен ниже:

:УТВЕРЖДАЮ Генеральный директор «ООО «Лютик .Незабудкин П.П (подпись, расшифровка подписи)
ЗАКУПОЧНЫЙ АКТ №1 от 26.05.2017 г.
Город Челябинск
Мною, специалистом отдела закупок ООО «Лютик» — Одуванчиковой М.М., действующего (ей) на основании доверенности №56/23 от 28.04.2017 г.

ПРИОБРЕТЕНЫ ЗА НАЛИЧНЫЙ РАСЧЕТ

у физического лица — Ивановой Ирины Ивановны, зарегистрированной по адресу:

454017, г.Челябинск, ул.Богдана Хмельницкого, д.7 кв.33.

Паспортные данные: серия 74 00, №874562, выдан УФМС по металлургическому району г.Челябинска, 20 мая 2015 г.

Код налоговой инспекции, присвоившей ИНН 745120000123

Справка о наличии личного подсобного хозяйства (для жителей РФ) выдана Администрацией Кунашакского района г.Челябинска №125 от 01.02.2016 г.
СЛЕДУЮЩИЕ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ ПРОДУКТЫ:

Сельскохозяйственные продукты

Единица измерения

Количество

Цена,
руб. коп.

Сумма,
руб. коп.

наименование, характеристика

код

наиме-
нова
ние

код по ОКЕИ

Морковь

кг

Картофель

кг

1 000

Лук — репка

кг

1 140

Молоко

л

ИТОГО:

3 540

Оборотная сторона закупочного акта

ИТОГО на общую сумму 3 540 (Три тысячи пятьсот сорок) рублей 00 копеек.

Продавец – физическое лицо Иванова И.И. передала приведенную выше сельcкохозяйственную продукцию специалисту отдела закупок ООО «Лютик» — Одуванчиковой М.М.

Претензий к их состоянию переданной продукции не имею.

Продавец – физическое лицо Иванова И.И. получила денежные средства за проданную сельскохозяйственную продукцию в размере 3 540 (Три тысячи пятьсот сорок) рублей 00 копеек.

Деньги получила: Иванова И.И.

Продукты получила: Одуванчикова М.М.

ПОДПИСИ СТОРОН

Покупатель: ООО «Лютик»

Продавец: Иванова Ирина Ивановна

ОГРН

Паспортные данные:

серия 74 00, №874562,

ИНН/КПП

выдан УФМС по Металлургическому району г.Челябинска, 20 мая 2015 г.

Юридический адрес:

454038, г. Челябинск, ул.Ленина, 2, офис 12

Адрес:

454017, г.Челябинск, ул.Богдана Хмельницкого, д.7 кв.33

Одуванчикова

М.М. Одуванчикова

Иванова

И. И. Иванова

(подпись)

(расшифрова подписи)

(подпись)

(расшифровка подписи)

ОФИС БИЗНЕСМЕНА В ЖИЛОМ ПОМЕЩЕНИИ: МОЖНО ЛИ ПРИЗНАТЬ РАСХОДЫ?

Иные налоги, возникающие у компании при приобретении продуктов у населения

Расходы на приобретение сельскохозяйственной продукции учитываются в составе материальных расходов в целях исчисления налога на прибыль (п.2 ст.254, п.2 ст.272 НК РФ).

Кроме того, все признаваемые в налоговом учете расходы должны быть экономически обоснованы, документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение дохода.

Для того, чтобы учесть затраты в составе материальных расходов необходимо иметь документальное подтверждение понесенных расходов – закупочный акт, примерная форма которого представлена выше.

Приобретая продукцию у физических лиц, бизнесмены — плательщики НДС не могут принять входной НДС к вычету. В этом случае налоговая база в части НДС представляет собой межценовую разницу, которая представляет собой разницу между продажной стоимости и ценой приобретения продукции (п.4 ст.154 НК РФ). Таким правом обладают бизнесмены в случае реализации закупленной у физических лиц сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки, если продукция включена в специальный Перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.05.2001 г. №383 (далее по тексту – Перечень). Например, Перечень содержит такую продукцию как мясо и субпродукты скота и птицы, молоко и молокопродукты, яйца, рыба всех видов, пчелиный мед, пчелиный воск, вощина, зерновые и зернобобовые культуры, масличные культуры, сахарная свекла, картофель, овощи открытого и защищенного грунта, бахчевые продовольственные и кормовые культуры, плоды семечковых и косточковых культур, виноград, плоды цитрусовых культур, чайный лист, культурные и дикорастущие орехи и ягоды, культурные и дикорастущие (свежие) грибы.

Важно! Если физическое лицо, без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, систематически закупает у физических лиц сельскохозяйственную и сопутствующую ей продукцию, а впоследствии перепродает, то данная деятельность квалифицируется как предпринимательская с соответствующим доначислением НДС, пени и штрафов (Определение ВС РФ от 20.07.2016 г. №306-КГ16-9087).

Налоговая база по НДС составит:

4 000 кг (30 рублей – 20 рублей) = 40 000 рублей.

Сумма НДС к уплате в бюджет составит: 40 000 рублей х 10/110 = 3 636,36 рублей.

При реализации овощей (картофеля) применяется расчетная ставка НДС — 10/110 (в п.2 ст. 164 НК РФ п.4 ст. 164 НК РФ).

Рассмотрим порядок оформления счетов-фактур, исходя из условий примера №1 (Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 г. №1137).

В графе 5 («Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав без налога – всего») указывается межценовая разница – 40 000 рублей.

В графе 6 («В том числе сумма акциза») указывается «без акциза».

В графе 7 («Налоговая ставка») указывается расчетная ставка 10/110.

В графе 8 («Сумма налога, предъявляемая покупателю») приводится рассчитанная сумма НДС с межценовой разницы — 3 636,36 рублей.

В графе 9 («Стоимость товаров (работ, услуг), имущественных прав с налогом – всего») указывается стоимость реализованной продукции с учетом налога – 120 000 рублей (4 000 кг х 30 рублей).

По условиям примера бизнесмен купил картофель оптом для последующей его розничной продажи.

СТОИМОСТЬ БУХГАЛТЕРСКИХ УСЛУГ ДЛЯ ООО

В том случае, если картофель будет переработан, то, по мнению контролирующих органов, НДС будет исчисляться со всей стоимости готовой переработанной продукции, а не с межценовой разницы (п.1 ст.154 НК РФ, Письмо Минфина РФ от 26.01.2005 г. №03-04-04/01).

То есть при реализации товаров, произведенных из сельскохозяйственной продукции, налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров. Например, бизнесмен приобрел свежие грибы, а продает в розницу нарезанные грибы в замороженном виде.

ПРИМЕР №2

Компания закупала КРС в живом весе, перерабатывала и осуществляла реализацию говядины 1-ой и 2-ой категории, субпродуктов, полученных в результате забоя скота, закупленного у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками.

При этом объем (количество в единицах измерения) закупленного скота практически может не соответствовать объему (количеству в единицах измерения) мяса и субпродуктов в результате забоя скота и его переработки, поскольку при переработке образуются отходы.

Суд признал правомерным к продукции промышленной переработки и реализации применение общеустановленного порядка исчисления НДС, при котором налоговая база определяется исходя из полной стоимости реализованных товаров без уменьшения ее на стоимость приобретенного у физических лиц сельскохозяйственного сырья (Решение АС Алтайского края от 23.12.2015 г. №А03-11035/2015).

Но такая позиция небесспорна.

В другом деле судьи на основании буквального толкования с учетом правил грамматики русского языка указали на то, что норма п.4 ст.154 НК РФ распространяется на реализацию сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки по перечню, утверждаемому Правительством РФ. Например, компания осуществляла реализацию мяса конины 1-ой и 2-ой категории, говядины 1-ой и 2-ой категории, полученного в результате забоя скота, закупленного у физических лиц, не являющихся налогоплательщиками. При этом в Перечень, включены как скот, птица и кролики в живом весе, так и мясо и субпродукты скота и птицы.

Как отметили судьи, правило определения налоговой базы п.4 ст. 154 НК РФ распространяется не только на ситуации, когда приобретенная у физических лиц продукция и продукты ее переработки перепродаются в неизменном (непереработанном) виде, но и в случае реализации готовой продукции, произведенной из указанных продуктов и продуктов их переработки. Например, скот в живом весе не является готовой продукцией, а является сырьем для производства мяса. Следовательно, компания вправе была применить п.4 ст.154 НК РФ, то есть рассчитать НДС с межценовой разницы (Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 30.07.2015 г. №А78-7926/2014).

Бухгалтерский учет операций по закупке продуктов у населения

У торговых компаний учет приобретенной продукции ведется на счете 41 «Товары» (п.7.9 Методических рекомендаций по учету и оформлению операций приема, хранения и отпуска товаров в организациях торговли, утв. письмом Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г. №1-794/32-5), а наценка отражается с использованием счета 42 «Торговая наценка».

В том случае, если сельскохозяйственная продукция используется в качестве сырья, то она принимается к учету в качестве материально-производственных запасов по фактической себестоимости — расходов на ее приобретение (п.2, п.5, п.6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов», утв. Приказом Минфина РФ от 09.06.2001 г. №44н).

При передаче сырья в производство его фактическая себестоимость учитывается в составе расходов по обычным видам деятельности (п.5, п.7, п.8 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации», утв.Приказом Минфина РФ от 06.05.1999 г. №33н).

Как правило, расчеты с физическими лицами за приобретенную сельскохозяйственную продукцию, проводятся через подотчетное лицо.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *