Закупка лекарственных препаратов по торговому наименованию

Закупки лекарств совсем тонкая материя и пациенты редко задаются вопросом, как они получают бесплатные лекарства. Этот раздел включен в сайт, чтобы у любознательных пациентов имелось представление о некоторых сложностях в этой сфере.

Так, в силу пункта 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация о закупке должна содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного Федерального закона в праве указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями;

В соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного Федерального законапри осуществлении закупок лекарственных препаратов, необходимых пациенту при наличии медицинских показаний (индивидуальная непереносимость, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии, которое фиксируется в медицинских документах пациента и журнале врачебной комиссии, заказчик вправе осуществлять закупку лекарственных препаратов путем проведения запроса предложений, указав в соответствующей документации торговые наименования рекомендованных лекарственных средств. При этом объем закупаемых лекарственных препаратов не должен превышать объем лекарственных препаратов, необходимых пациенту в течение срока лечения. Кроме того, при осуществлении закупок в соответствии с настоящим пунктом предметом одного контракта не могут являться лекарственные препараты, необходимые для назначения двум и более пациентам. Извещение о проведении запроса предложений в соответствии с настоящим пунктом должно быть размещено в единой информационной системе не позднее следующего рабочего дня после даты осуществления закупки в соответствии с пунктом 28 части 1 статьи 93 указанного Федерального закона. Указанное решение врачебной комиссии должно включаться одновременно с контрактом, заключенным в соответствии с настоящим пунктом, в реестр контрактов, предусмотренный статьей 103 настоящего Федерального закона, при условии обеспечения предусмотренного Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» обезличивания персональных данных;

Пункт 3 Порядка1 назначения и выписывания лекарственных препаратов также устанавливает, что в указанных случаях лекарственный препарат назначается по торговому наименованию, равно как и в случаях отсутствия у лекарственного препарата международного непатентованного и группировочного наименований.

Правительством Российской Федерации были утверждены Правила формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями (постановление от 28 ноября 2013 года № 1086), однако сам перечень на настоящий момент не сформирован. Согласно данному постановлению основанием для включения лекарственного средства в такой перечень является невозможность замены лекарственного средства в рамках одного международного непатентованного наименования лекарственного средства или при отсутствии такого наименования – химического, группировочного наименования, определяемая с учетом показателей эффективности и безопасности лекарственных препаратов (пункт 2); рассмотрение вопроса о возможности включения лекарственных средств в перечень либо исключения лекарственных средств из перечня осуществляется подкомиссией по вопросам обращения лекарственных средств Правительственной комиссии по вопросам охраны здоровья граждан по заявкам физических и юридических лиц (пункт 3).

Невключение же в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, того или иного лекарственного средства может быть обжалована в судебном порядке: в силу статьи 251 ГПК Российской Федерации гражданин, считающий, что нормативным правовым актом органа государственной власти (в частности, постановлением Правительства Российской Федерации) нарушаются его права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части по правилам главы 24 ГПК Российской Федерации2.

Несмотря на утверждение Правил формирования перечня лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, не следует ставить право врачебной комиссии назначать лекарства по торговому наименованию в зависимость от перечня, который будет принят Правительством РФ в соответствии с указанными Правилами. Это следует из того, что данный перечень упоминается только в пункте 6 части 1 статьи 33 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», однако он там дан в перечислении с правом врачебной комиссии, а именно: «Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с пунктом 7 части 2 статьи 83 указанного Федерального закона». Как было показано выше последняя норма отсылает нас к праву врачебной комиссии, которое никаким перечнем не обусловлено.

1утвержден приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 года № 1175н

2Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 4 февраля 2014 года «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Шарафутдиновой Лейсан Ирековны на нарушение ее конституционных прав положениями части 2 статьи 71 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и части 33 статьи 34 Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»

Обзор

Эффективные системы поставок лекарственных средств являются неотъемлемой частью мощных систем здравоохранения. Достаточные кадровые ресурсы, устойчивое финансирование, комплексные информационные системы, координация работы партнеров и учреждений здравоохранения являются важнейшими компонентами для обеспечения постоянного наличия и физической доступности основных лекарственных средств. Долгосрочные стратегии поставок отсутствуют во многих странах, особенно в районах к югу от Сахары.

ВОЗ разработала методики оценки систем управления поставками лекарственных средств в различных странах, стремясь выявить сильные стороны существующей системы, которые можно использовать в дальнейшем, а также ее слабые стороны, которые необходимо устранить в целях совершенствования системы. ВОЗ дает рекомендации и выступает сторонником надежных и эффективных систем поставок лекарственных средств для обеспечения наличия основных лекарственных средств в большем количестве и улучшения доступа к ним.

Цикл управления лекарственными средствами включает: выбор лекарственных средств, определение их количества и прогнозирование спроса, закупки, хранение и распределение. Улучшение доступа к лекарственным средствам может быть достигнуто при рациональном их выборе, доступных ценах, существовании надежных систем здравоохранения и поставок, а также при наличии устойчивого финансирования.

Надежная система поставок в области здравоохранения должна:

  • интегрировать управление поставками в процесс развития системы здравоохранения;
  • развивать эффективные частно-государственные партнерства;
  • поддерживать на должном уровне качество лекарственных средств в каналах распределения;
  • в конечном счете, улучшить доступ к основным лекарственным средствам.

Порядок определения НМЦК, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения (далее – Порядок), утвержденный Минздравом России в соответствии с ч. 22 ст. 22 Закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», определяет единые правила расчета НМЦК в указанном случае, за исключением закупок лекарственных препаратов, изготовленных аптечными организациями (приказ Министерства здравоохранения РФ от 19 декабря 2019 г. № 1064н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), начальной цены единицы товара, работы, услуги при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения»).

Расчет НМЦК в соответствии с Порядком осуществляется посредством:

  • применения методов, предусмотренных подп. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ и 3 ч. 1 ст. 22 Закона № 44-ФЗ;
  • расчета средневзвешенной цены;
  • использования референтной цены.

Приказ Минздрава России от 26 октябяр 2017 г. № 871н «Об утверждении Порядка определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок лекарственных препаратов для медицинского применения» признан утратившим силу.

Приказ Минздрава России от 19 декабря 2019 г. № 1064н вступает в силу с 4 января 2020 года.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *