Закупка у единственного поставщика

Интеллектуальная собственность – товар, услуга или работа?

Закон о госзакупках – ФЗ №44 – рассматривает всевозможные правоотношения поставщика и заказчика:

  • на открытых торгах;
  • в аукционах на электронных площадках;
  • в запрашивании котировок;
  • в сделках путем закрытого выбора.

В Законе рассматриваются все нюансы осуществления закупок, направленных на реализацию определенного товара, работы или услуги. Относится ли к этой триаде интеллектуальная собственность, а именно программное обеспечение?

СПРАВКА! В тексте ФЗ №44 нет прямых утверждений относительно ПО, поэтому трактовки применения этого закона к программным продуктам могут отличаться.

Распоряжение объектами интеллектуального права нельзя в полной мере отнести к реализации товара, оказанию услуги или выполнению работы. Это самостоятельное правовое отношение, точнее, гражданско-правовое, регулируемое Гражданским кодексом РФ. Поэтому нужно особенно внимательно отнестись к применению ФЗ №44 в отношении ПО:

  • при оформлении госконтрактов;
  • при оформлении тендерных заявок.

Заявка на тендер по закупке ПО

Подавая заявку, участник должен выразить согласие с техническим заданием. Форма заявки отличается в зависимости от того, закупается товар или оказываемая услуга. В первом случае обязательно указывать государство, где произведен товар. Как в такой заявке обстоит дело с интеллектуальной собственностью?

Контролирующие органы расценивают лицензионный договор относительно ПО не как договор поставки, а как договор именно на оказание услуг. Однако рекомендуется для перестраховки все же заявить страну происхождения товара, в большинстве случаев это будет Россия или одна из стран ЕЭС.

Госконтракт на закупку ПО

Приобретая лицензионное ПО, заказчик покупает не просто коробку с программой или электронный вариант, а еще и право на временное владение и использование. Поэтому необходимо заключать не просто контракт, а именно лицензионное соглашение, включающее в себя, помимо основных договоренностей, важные моменты касательно интеллектуальной собственности:

  • границы прав, которые передаются;
  • территориальные ограничения их действия;
  • период актуальности;
  • права и обязанности заказчика и исполнителя.

Это соглашение стоит оформить как приложение к государственному контракту или как «договор присоединения» (дополнительные условия прописаны на упаковке приобретаемого продукта или экземпляре программы).

Ни закупки вне Реестра

В 2016 году программное обеспечение как объект закупок подпало под действие Постановления Правительства РФ от 16 ноября 2016 г. №1236. В этом акте предписывается ограничить приобретаемое ПО тем, что содержится в Едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных. Это значит, что жестко лимитируется иностранный софт в пользу отечественного (это делается с целью реализации программы импортозамещения).

Какой софт ограничен как предмет закупок

Постановлением Правительства декларируется, на какие виды программного обеспечения налагается запрет. Согласно данному нормативному акту запрещается приобретать иностранное ПО при наличии отечественного аналога – ни прямо (по контракту), ни путем покупки лицензии. Под лимитирование попали такие иностранные продукты:

  • программы для электронно-вычислительных машин;
  • базы данных иных государств;
  • какие-либо исключительные права на интеллектуальную собственность;
  • право применять ПО.

Иностранные программы не разрешают приобретать ни в электронной форме, ни записанными на любой материальный носитель.

Также действует запрет на закупку некоторых видов иностранной продукции, относящейся к радиоэлектронике, а именно портативных ПК весом до 10 кг (ноутбуков, планшетов, лэптопов, карманные электронных устройств, в том числе совмещенных с мобильниками и т.п.).

Исключения в лимитировании ПО

Действие данного Постановления не включает в себя несколько оговоренных исключений. По-прежнему покупать иностранное ПО и права на него разрешено:

  • дипломатическим представительствам РФ;
  • консульствам;
  • торговым представительствам России при международных организациях на территории других государств;
  • в случае, если само ПО или данные о его закупке относятся к государственной тайне.

Что изменилось в закупках ПО в 2018 году

С 2016 года заказчики искали способ найти обходные пути в запрещающем постановлении, чтобы приобретать привычный софт. Это побудило Правительство пересмотреть регламент и внести в Постановление ряд изменений. Это произошло в конце 2017 года, так что новая редакция стала актуальной с января 2018 года.

Из ЕЭС – теперь можно

Россия разрешила своим заказчикам покупать не исключительно «родной» программный продукт, как это значилось в начальной редакции, а выбирать вдобавок из предложений, исходящих из Евразийского экономического союза (Армения, Беларусь, Киргизия и Казахстан). Их программные средства отныне входят в Реестр наравне с российским.

В связи с данным разрешением важное изменение коснулось структуры Реестра разрешенных к закупке программ. Его разбили на два:

  • включающий в себя отечественные программы и базы данных;
  • программный продукт и базы данных государств ЕЭС.

Какое ПО не включат в Реестр

Новая редакция Постановления сделала более жесткими требования к продуктам и базам данных, которые могут размещаться в Реестре. Помимо отечественного происхождения и других требований, действовавших и ранее, ПО в Реестре:

  • не должно принудительно управляться или обновляться из-за границы;
  • не вправе препятствовать использованию продукта и его распространению на территории РФ и ее субъектов.

Есть и другие существенные изменения:

  • внесены дополнительные условия включения в Реестр офисного ПО;
  • изменен порядок функционирования Экспертного совета по отечественному ПО;
  • пересмотрен вопрос об обязательности сертификата информационной безопасности.

Алгоритм закупки ПО

Как действовать заказчику, желающему заключить контракт на приобретение ПО? Принципы следующие.

  1. Изучить Реестр.
  2. Если требуемый софт в нем наличествует, оформлять заявку;
  3. Если нужного программного обеспечения нет, просмотреть приведенный перечень в поиске отечественного аналога.
  4. Аналог, принадлежащий к тому же классу, нашелся – оформляется заявка на него.
  5. Аналог есть, но он не вполне подходит заказчику по базовым характеристикам, либо аналогов нет – разрешена закупка искомого софта, даже иностранного.

Доводы в пользу требований заказчика

Тонкий момент: для приобретения иностранного ПО заказчику придется доказать, что его организации не подходит ни один из российских аналогов, числящихся в Реестре. Доказательства должны быть вескими, а не просто содержать пожелание руководства или другие подобные аргументы. Для этого в Единой информационной системе (ЕИС) он обязан разместить исчерпывающее обоснование, включающее в себя:

  • подробные и конкретные требования к закупаемой интеллектуальной собственности (свойства, характеристики);
  • причины закупки программного обеспечения, которого нет в Реестре;
  • класс (или несколько классов) ПО, которое требуется купить;
  • сравнение характеристик аналогов ПО, присутствующих в Реестре, с требуемыми заказчиком (должны обнаружиться существенные расхождения).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Опытные заказчики не рекомендуют использовать обоснование как вариант покупки любого ПО в обход ограничений, кроме исключительных ситуаций. Проверяющие зачастую недостаточно компетентны, чтобы адекватно оценить аргументы обоснования, поэтому могут просто признать их недостаточными. В большинстве случаев целесообразнее оставаться в рамках Реестра отечественного софта.

Применение Закупки у единственного поставщика в рамках 44-ФЗ

Возможность осуществления закупки у единственного поставщика предусмотрена законом в первую очередь для того, чтобы дать право заказчикам заключить прямой договор там, где проведение конкурентных процедур невозможно или по каким-либо причинам является нецелесообразным.

Например, данный способ закупок допускается в следующих случаях.

закупка работ и услуг в области капитального строительства и ремонта объектов недвижимости (в том числе авторский контроль на стадиях разработки проектной документации и строительства);

контракты на покупку уникальных культурных ценностей, произведений искусства, музыкальных произведений;

закупка коммунальных услуг, услуг электро- и теплоснабжения;

закупка товаров и услуг у компаний, относящихся в соответствии с действующим законодательством к субъектам естественных монополий;

контракты на покупку земельных участков и объектов недвижимого имущества;

заключение договоров аренды недвижимости для обеспечения государственных нужд;

закупки в области военной сферы и сферы обеспечения обороноспособности страны (в связи с необходимостью соблюдения режима сохранения государственной тайны и отсутствия конкурентной среды в данном сегменте);

закупки в области обеспечение визитов иностранных делегаций и представительств;

некоторые виды закупок в области культуры и спорта;

закупки лекарственных препаратов? предназначенных для назначения пациенту при наличии медицинских показаний.

Краткие выводы о неконкурентной закупке

Таким образом, Закупка у единственного поставщика по 44 ФЗ позволяет существенно облегчить поиск исполнителей и сокращает время на заключение госконтракта. Однако применение такой процедуры возможно строго в оговоренных законодательством случаях и не способствует заключению контрактов на наиболее выгодных для государства условиях, так как возможности влияния на цену существенно ограничены.

Отчет заказчика о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), обоснование цены контракта и иных существенных условий контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

(наименование казенного/бюджетного учреждения) адрес: _____________________________________, телефон: _______________, факс: ____________,адрес электронной почты: ____________________

Отчет

о невозможности (нецелесообразности) использования иных способов определения поставщика

(подрядчика, исполнителя), обоснование цены контракта и иных существенных условий исполнения контракта при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд

Реквизиты

контракта,

предмет

Основания размещения заказа у единственного

поставщика (обоснование невозможности

или нецелесообразности использования иных

способов определения поставщика,

(подрядчика, исполнителя))

Обоснование

цены

контракта

Обоснование иных

существенных

условий контракта

<1> Информация для сведения: согласно ч. 3 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) для заключения контракта заказчик обязан обосновать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта.

заказчик:

Поставщик

Акт сдачи — приемки

исполнения государственного контракта № _________ от ____________ на поставку с учетом дополнения № ______________ от _________________

Государственный контракт № __________ от _________ «_________________________________________________________________________________»

Наименование федеральной целевой программы ____________________________________

Приемочная комиссия по виду заказа № ________: «___________________________», созданная в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 117-15 «О создании комиссий Федерального агентства по образованию по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по государственным контрактам (договорам)» и наделенная полномочиями в соответствии с распоряжением Федерального агентства по образованию от 27.09.2004 № 118-15 «О наделении приемочных комиссий Федерального агентства по образованию полномочиями по приемке результатов поставки товаров, выполненных работ, оказанных услуг для государственных нужд по видам заказов» осуществила в период с ________2004 по ________2004 экспертизу результатов исполнения Поставщиком государственного контракта № ________ от _______ с учетом дополнения № ___________ от ___________ в следующем составе:

Председатель ________________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

Зам. Председателя ________________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

Секретарь ________________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

Члены Приемочной комиссии __________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

(должность, инициалы, фамилия) __________________________________________

(должность, инициалы, фамилия)

Экспертиза результатов исполнения ПОСТАВЩИКОМ государственного контракта № ____________ от ________ с учетом дополнения к нему № _______ от _________, осуществляется на предмет соответствия поставленных товаров и представленной документации требованиям и условиям заключенного государственного контракта.

Руководствуясь Государственным контрактом № ________ от _________ и Дополнением к нему № __________ от _____________.

Предмет государственного контракта: «________________________________________

____________________________________________________________________________________»

Цена по государственному контракту ____________ (____________) рублей _______ копеек, в т.ч. НДС _______ %, что составляет __________ (_________________) рубля __ копеек.

Авансовый платеж по государственному контракту составил ___________ (__________) рублей ____ копеек, в т.ч. НДС _____ %, что составляет _______________ (____________) рублей _________ копейки .

Приемочная комиссия рассмотрела соответствие поставленных товаров и документацию, подтверждающую поставку товаров.

В состав комплекта поставки стоимостью _______________ (__________) рублей ____ коп., входит:

№№ пп Наименование Товара, торговая марка, модель Единица Товара Количество Товара в комплекте
1. Комплект оборудования в составе: К-т

Рассмотрев представленные отчетные документы и материалы, Приемочная комиссия вынесла следующее Заключение:

  1. Работы по поставке _____________________________выполнены в полном объеме.
  2. Представлен полный комплект документов, подтверждающий передачу товаров грузополучателям.

По результатам экспертизы результатов исполнения государственного контракта приемочная комиссия пришла к выводу, что обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены надлежащим образом.

Представленные Поставщиком отчетные документы на _________ (_______________) листах, передаются на хранение в Управление __________________________________________.

(указывается Управление заказчика-куратора)

Подписи членов Приемочной комиссии:

Председатель Приемочной комиссии

Зам. председателя Приемочной комиссии

Секретарь Приемочной комиссии

Члены Приемочной комиссии

Мы, нижеподписавшиеся:

От лица Государственного заказчика — руководитель Федерального агентства по образованию Балыхин Григорий Артемович.

От лица Поставщика –

  • Обязательства Поставщика по государственному контракту исполнены в полном объеме.
  • Обязательство государственного заказчика по авансовому платежу исполнено в полном объеме.

В рамках исполнения обязательств государственного заказчика по окончательным расчетам с Поставщиком следует к перечислению сумма по государственному контракту № ________ от ________ с учетом дополнения № __________ от _____________ в размере: ____________________ (____________________) рублей _______ копеек, в том числе НДС ____ %, что составляет _____________ (__________________) рублей _____ копейки.

>Как формировать лоты в торгах по 44-ФЗ

Как провести закупки до 100 тыс. руб.

Чтобы провести закупку до 100 тыс. руб., прежде всего нужно убедиться в том, что она целесообразна и возможна. Дело в том, что для таких закупок установлены предельные годовые объемы, поэтому всегда нужно взвешивать, действительно ли вы хотите заключить контракт с единственным поставщиком именно на этом основании.

Далее вы заключаете контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок.

Не забудьте внести данные о закупке в реестр закупок малого объема, если это необходимо.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 г. начал работать сайт единого агрегатора торговли — https://agregatoreat.ru/. Большинство федеральных госзаказчиков обязаны с 1 ноября 2018 г. проводить закупки малого объема с помощью этого сайта. Провести закупку вне агрегатора будет возможно, если нашли цену ниже. При этом информацию о такой закупе нужно будет разместить на этом сайте. Закупки с гостайной также можно проводить вне этого сайта. Остальные заказчики могут использовать сайт при желании (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

Как определить, возможна ли закупка до 100 тыс. руб.

Чтобы определить, возможно ли провести закупку до 100 тыс. руб., вам необходимо:

  • определить СГОЗ;
  • рассчитать предельный годовой объем закупок до 100 тыс. руб.

Если СГОЗ составил менее 40 млн руб., предельный объем закупок — до 2 млн руб., если более 40 млн руб. — до 5% СГОЗ, но не более чем 50 млн руб.

Обратите внимание, что в отношении закупок для муниципальных нужд сельских поселений эти ограничения не действуют. А если вы проводите закупки для нужд госорганов, созданных для обеспечения деятельности Президента РФ или Правительства РФ, рассчитывайте лимиты отдельно для каждого госоргана;

  • сложить цены всех контрактов до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили в этом году или планируете обязательно заключить;
  • вычесть полученную сумму из предельного годового объема.

Если вы получили результат, который превышает цену планируемой закупки, вы можете ее провести. Если же нет — не можете, так как вы превысите предельный объем закупок.

Пример

Вы планируете закупить бумажные конверты формата А4 на сумму 90 тыс. руб. у единственного поставщика по п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, однако при составлении плана-графика не учли эту закупку.

Вы определили, что ваш СГОЗ составляет 35 460 тыс. руб. (то есть менее 40 млн руб.). Значит, за год вы можете провести закупки до 100 тыс. руб. на общую сумму до 2 млн руб.

Далее вы берете все контракты до 100 тыс. руб., которые вы уже заключили или планируете заключить по плану-графику в этом году, и складываете их цены. Допустим, вы получили 1 млн 920 тыс. руб. Если вычесть эту сумму из 2 млн руб., мы получим 80 тыс. руб. Это сумма, на которую вы дополнительно можете заключить контракты до 100 тыс. руб. до конца года.

Мы видим, что цена планируемого контракта превышает наш остаточный лимит в 80 тыс. руб. В этой ситуации мы можем:

  • закупить конверты у ЕП на меньшую сумму;
  • выбрать конкурентный способ закупки;
  • снизить цену или изменить способ закупки иного товара, который вы изначально хотели закупить до 100 тыс. руб., а конверты А4 закупить у единственного поставщика на сумму 90 тыс. руб.

Обратите внимание, что вам нужно будет внести изменения в план-график: включить в него закупку конвертов и при необходимости скорректировать другие закупки.

Учтите, что вам может понадобиться внести изменения в план-график.

Закупки сверх указанных пределов повлекут штраф за неправильный выбор способа определения поставщика.

Как заключить контракт до 100 тыс. руб.

Для заключения контракта до 100 тыс. руб. вам не нужно готовить извещение и обоснование закупки у единственного поставщика. Также вы можете не включать в контракт расчет и обоснование его цены.

Вы заключаете контракт в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ для совершения сделок (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).

В большинстве случаев это следующие варианты:

  • заключение договора.

Стороны составляют и подписывают документ, предусматривающий, какие товары, работы, услуги и на каких условиях будут поставляться, выполняться, оказываться (п. 2 ст. 434 ГК РФ).

При этом некоторые требования ст. 34 Закона N 44-ФЗ к такому контракту заказчик вправе не применять (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ):

— условия об ответственности сторон контракта (ч. 4 — 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— типовые условия контрактов (ч. 11 ст. 34 Закона N 44-ФЗ);

— условия о порядке и сроках оплаты исполнения контракта и иные условия, предусмотренные в ч. 12, 13 ст. 34 Закона N 44-ФЗ.

Каких-либо специальных правил к названию этого документа нет: он может именоваться и как «контракт», и как «договор». Аналогичный вывод сделан в Письме Минэкономразвития России от 17.08.2016 N Д28и-2107;

  • оплата по счету или приобретение без договора.

При таком способе двусторонний документ («договор», «контракт») не оформляется. Контракт заключается непосредственно путем подписания актов (накладных) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) либо оплаты выставленного счета (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ);

  • закупка за наличный расчет.

Закупки за наличный расчет возможны по Закону N 44-ФЗ. Они осуществляются сотрудником заказчика за выданные ему под отчет наличные денежные средства. Если закупка проводится у юрлица или индивидуального предпринимателя, сумма оплаты по ней не должна превышать 100 тыс. руб. (п. п. 2, 5, 6 Указания Банка России от 07.10.2013 N 3073-У).

Двусторонний документ в данном случае также не оформляется. Подтверждением сделки являются товарные или кассовые чеки и другие документы (п. 3 ст. 434, п. 3 ст. 438 ГК РФ).

Сведения о закупках, совершенных без заключения госконтракта, внесите в реестр закупок малого объема.

Как провести закупки до 400 тыс. руб.

Закупки до 400 тыс. руб. может провести только определенная категория заказчиков: учреждения культуры, образовательные организации и другие учреждения, перечисленные в п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ.

При этом также важно учитывать предельный годовой объем закупок такого типа: он составляет до 50% СГОЗ, но не более 20 млн руб.

Рассчитать, можете ли вы провести закупку «до 400 тысяч» исходя из предельного объема, нужно по той же схеме, что и для закупок до 100 тыс. руб.

Имейте в виду, что все заказчики по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ могут заключать контракты как до 100 тыс. руб., так и до 400 тыс. руб., расчет предельных объемов по разным основаниям производят отдельно. Это значит, что такие заказчики могут провести малые закупки в большем объеме.

Пример

СГОЗ университета составляет 60 млн руб. Рассчитаем для него предельный объем закупок до 400 тыс. руб. 50% от 60 млн руб. — 30 млн руб. Это выше, чем 20 млн руб., поэтому университет может заключить контракты «до 400 тысяч» на общую сумму 20 млн руб.

Кроме того, университет может заключить контракты «до 100 тысяч» на общую сумму 3 млн руб. (5% от 60 млн руб.).

А вот заказчик-больница, который не относится к числу заказчиков по п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, при том же СГОЗ может заключить контракты «до 100 тысяч» только на сумму 3 млн руб.

Контракт до 400 тыс. руб. может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ (ч. 15 ст. 34 Закона N 44-ФЗ). Порядок заключения имеет такие же особенности, что и заключение контракта до 100 тыс. руб.

Обратите внимание: с 1 июля 2018 г. начал работать сайт единого агрегатора торговли — https://agregatoreat.ru/. Большинство федеральных госзаказчиков обязаны с 1 ноября 2018 г. проводить закупки малого объема с помощью этого сайта. Провести закупку вне агрегатора будет возможно, если нашли цену ниже. При этом информацию о такой закупе нужно будет разместить на этом сайте. Закупки с гостайной также можно проводить вне этого сайта. Остальные заказчики могут использовать сайт при желании (Распоряжение Правительства РФ от 28.04.2018 N 824-р).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *