Закупки в электронной форме

Содержание

Электронные закупки по 223-ФЗ: что изменится в 2018 году?

1 июля 2018 года в силу вступают поправки в Закон № 223-ФЗ, которые касаются закупок в электронной форме. Напомним, что новеллы предусмотрены Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ. Начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н., Дмитрий Казанцев подготовил краткий обзор нововведений.

Закупки в электронной форме и статус ЭТП

Конкурентные закупки по умолчанию проводятся в электронной форме (ч. 2 ст. 3). Исключения из этого правила должны быть прямо установлены в Положении о закупках.

Вводится понятие электронной закупки как конкурентной закупки, проводимой на электронной площадке (ч. 1 ст. 3.3). Требования к оператору электронной площадки сводятся к его организационно-правовой форме и структуре собственности (ч. 2 ст. 3.3). Иных требований к операторам электронных площадок для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ новеллами не установлено.

Лишь для проведения электронных закупок, участниками которых являются только субъекты МСП, оператор электронной площадки должен отвечать ещё одному требованию: она должна быть включена в утверждённый Правительством РФ перечень площадок, на которых проводятся такие закупки по правилам Закона № 223-ФЗ (ч. 11 ст. 3.4).

Войти в такой перечень площадка может, если одновременно соответствует:

а) единым требованиям, предусмотренным Законом № 44-ФЗ.

б) дополнительным требованиям, установленным Правительством РФ для электронных площадок, на которых проводятся закупки с участием исключительно субъектов МСП по правилам Закона № 223-ФЗ.

В настоящее время Правительство не утвердило ни единые требования, ни дополнительные требования.

При этом для проведения электронных закупок по правилам Закона № 223-ФЗ Правительство РФ утвердит отдельный перечень электронных площадок (прямое указание ч. 11 ст. 3.4).

Способы закупок в электронной форме

Сформулирован закрытый перечень способов закупки, применяемых при проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП (ч. 2 ст. 3.4). Такие закупки проводятся исключительно в электронной форме.

Для всех остальных закупок перечень разрешённых способов является открытым (прямое указание п. 2 ч. 3.1 ст. 3). Заказчик, как и раньше, вправе проводить закупку теми способами, которые установлены в его Положении о закупках. Заказчик сохранил право устанавливать дополнительные элементы этих закупок – такие, как первый этап, предквалификацию, переторжку. Только эти дополнительные элементы теперь должны именоваться этапами (ч. 24 ст. 3.2).

Предусматривается обязательное участие закупочной комиссии в определении победителя каждой конкурентной закупки (ч. 8 ст. 3.2). Состав такой комиссии и порядок её работы, как и раньше, заказчик определяет самостоятельно.

Заказчик лишён права отказаться от закупки после вскрытия конвертов независимо от способа и формы проведения конкурентной закупки (ч. 5 ст. 3.2). Права на отказ от заключения контракта новеллами также не предусмотрено.

Использование терминов «конкурс», «аукцион», «запрос котировок» и «запрос предложений», установленных п. 1 ч. 3.1 ст. 3, в силу сказанного выше является желательным, но не обязательным.

При проведении этих закупок заказчик ограничен сроками, установленными ст. 3.2 для публикации извещения и документации в ЕИС:

  • Конкурс — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 17 ст. 3.2);
  • Аукцион — 15 дней до окончания приёма заявок (ч. 19 ст. 3.2);
  • Запрос котировок — 5 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 21 ст. 3.2);
  • Запрос предложений — 7 рабочих дней до окончания приёма заявок (ч. 23 ст. 3.2).

При проведении закупки с участием исключительно субъектов МСП ч. 3 ст. 3.4 установлены иные сроки.

В силу того, что эти сроки установлены в ст. 3.2, посвящённой общему порядку проведения конкурентной закупки безотносительно к форме такой закупки, то контроль этих сроков возлагается на заказчика. Однако при проведении закупки в электронной форме заказчик может настроить автоматизированный контроль сроков (при наличии соответствующей функциональности электронной площадки), не позволяющий объявить электронную закупку с нарушением этих сроков.

Договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки (ч. 15 ст. 3.2). При проведении закупок с участием исключительно МСП такой договор заключается только на электронной площадке, во всех остальных случаях – в порядке, определённом заказчиком.

Информационное обеспечение закупки

Помимо требований к составу извещения и документации закупки в Законе № 223-ФЗ теперь установлены требования к протоколам. В ч. 13 ст. 3.2 установлены требования к составу протокола, формируемого в процессе закупки. Это может быть протокол вскрытия конвертов, протокол предквалификации, протокол первого этапа и т.п.. В ч. 14 ст. 3.2 установлены требования к содержанию итогового протокола.

В силу указания ч. 1 ст. 3.3 при проведении закупки в электронной форме обе категории протоколов формируются на электронной площадке полуавтоматизировано на основании сведений, загруженных на электронную площадку заказчиком. Подписываются протоколы в любом случае усиленной квалифицированной подписью заказчика.

А вот закупочная документация в силу своего объёма и специфики не может быть сформирована путём заполнения полей и форм электронной площадки, а потому контроль её состава не возложен ст. 3.3 на электронную площадку. Особенно важно обратить внимание на то, что ч. 10 ст. 4 расширены требования к составу такой документации. В частности, теперь заказчик обязан указать сроки проведения каждого этапа, а также критерии оценки заявки и порядок их применения. Незначительно расширены и требования к составу извещения о закупке в ч. 9 ст. 4.

Формализовано поправками и разъяснение документации. Участник вправе подать запрос разъяснений не менее чем за три рабочих дня до окончания приёма заявок. В течение трех рабочих дней с даты поступления запроса заказчик публикует в ЕИС разъяснение с указанием предмета запроса, но без указания его автора. При проведении электронной закупки заказчик может игнорировать запрос, поступивший не через электронную площадку. Площадка со своей стороны отклоняет запрос, поступивший без усиленной квалифицированной подписи. Однако в силу отсутствия специальных норм в ст. 3.3 контроль содержания запроса, равно как и сроков его поступления, остаётся за заказчиком.

Часть 6 ст. 3.3 фактически возлагает на электронную площадку обязанность по интеграции с ЕИС и часовой срок размещения информации, публикуемой в ходе электронной закупки, в Единой информационной системе. Норма статьи сформулирована не вполне ясно – «информация должна быть размещена» — без указания субъекта обязанности.

Поправки в ч. 5 ст. 4 разрешают заказчику по умолчанию не размещать в ЕИС информацию о неконкурентной закупке. Разумеется, исключение из этого правила заказчик вправе прописать в своём Положении о закупках.

Наконец, ч. 12 ст. 3.2 обязывает заказчика хранить не менее трёх лет протоколы, заявки, документацию и иные документов, составляемые при проведении конкурентной закупки. Хотя ответственным за хранение остаётся заказчик, но при проведении закупки в электронной форме в качестве места хранения этих материалов логично указать электронную площадку. Такое указание стоит сделать в Положении о закупках.

Электронная подпись

Электронная площадка не имеет право принимать ни от заказчика, ни от участника закупки документы и сведения, не подписанные усиленной квалифицированной электронной подписью (ч. 5 ст. 3.3).

Сопоставление предложений

При проведении закупки в электронной форме не только заявки участников подаются посредством электронной площадке, но и сопоставление цен происходит там же (ч. 1 ст. 3.3). Для этого при объявлении закупки необходимо в составе извещения и закупочной документации установить обязанность участника закупки подавать предложения о цене путём заполнения соответствующей формы в интерфейсе электронной площадки.

На оператора электронной площадки возложена обязанность обеспечивать до подведения итогов закупки конфиденциальность сведений об участнике, подавшем документы (ч. 8 ст. 3.3). Проще говоря, не только иные участники, но и сам заказчик не имеет право знать имени подателя заявки до того момента, когда определит место этой заявки в итоговом ранжировании. Для этого необходимо обязать участника закупки подавать сведения о себе (де-факто – вторые части заявки) отдельным файлом. Включение сведений о поставщике в состав файла с коммерческим предложением должно влечь автоматическое отклонение этого предложения.

Кроме того, оператор электронной площадки не даёт возможности заказчику ознакомиться и с коммерческими предложениями до момента окончания приёма заявок (ч. 10 ст. 3.3). Исключение составляет лишь аукцион в электронной форме (п. 2 указанной части). Да и то лишь в том, что участники, не видя имён и состава предложений друг друга, имеют возможность видеть по крайней мере поданные конкурентами цены. Это исключение необходимо для проведения ценового соревнования в онлайн режиме в рамках электронного аукциона. Проведение ценовых, а тем более неценовых соревнований в режиме реального времени при проведении электронных закупок любым другим способом заказчику с 1 июля 2018 года запрещено.

Обеспечение заявки

Заказчику предоставлено право устанавливать требование об обеспечении заявки при проведении закупки с начальной ценой более 5 млн. рублей (ч. 25–27 ст. 3.2). При этом размер обеспечения заявки не может быть более 5% от начальной цены.

Способы обеспечения заявки заказчик, как и раньше, указывает в документации. Конкретный способ обеспечения из числа указанных заказчиком выбирает сам участник закупки.

Случаи возврата обеспечения заявки предусмотрены ч. 26 ст. 3.2. Она возвращается участнику во всех случаях, не предусмотренных перечнем данной части. Однако ни право по контролю возврата обеспечения, ни даже право по контролю его размера и факта его внесения при проведении электронной закупки оператору электронной площадки не предусмотрено. Контроль исполнения всех этих требований, таким образом, остаётся за заказчиком.

Виды электронных закупок

Электронные госзакупки по 44-ФЗ бывают четырех видов:

  • конкурсы (в том числе двухэтапные и с ограниченным участием);
  • аукционы;
  • запросы котировок;
  • запросы предложений.

Эти виды электронных закупок прописаны в 44-ФЗ, использовать другие способы госзаказчики не вправе.

Чтобы определить поставщика, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться. Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки. Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений. Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок.

Пошаговая инструкция

Далее расскажем о порядке проведения каждого вида закупочных процедур. Рассмотрим особенности проведения электронных закупок разных видов. Они отличаются сроком подачи заявок, составом закупочной документации, сроками рассмотрения заявок и регламентом.

↻ Вернуться к началу

Электронный аукцион

Аукцион — первый способ определения поставщика, который начали проводить в электронной форме. Сроки публикации извещения зависят от начальной цены контракта. Если она меньше 3 млн руб., извещение должно быть опубликовано за 7 дней до даты, когда закончится срок подачи заявок, а если больше 3 млн руб., — за 15 дней. Помимо извещения в состав документации входят проект контракта, информационная карта, образец заявки, техзадание.

Участники подают заявки в двух частях. В первой участник дает свое согласие поставку товара и указывает характеристики, соответствующие прописанным в документации. Во второй части предоставляет свои данные, подтверждающие документы, бумаги о преимуществах.

Сначала комиссия заказчика рассматривает первые части заявок. На это дается 7 дней, а при начальной цене контракта до 3 млн руб. — 1 день. Сведения проверяют на соответствие требованиям документации о закупке и выносят решение о допуске каждого из участников.

Следующий этап — процедура снижения цены. В назначенный день участники в режиме онлайн снижают цену на «шаг аукциона» — это 0,5 процента от пяти процентов его цены. Каждое последующее предложение о цене меньше предыдущего. Позже оператор ЭТП заносит в протокол 10 участников с самыми низкими ценами. После этого идет рассмотрение вторых частей заявок. На это закон дает 3 дня. Побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, а его заявка (и первая, и вторая часть) полностью отвечают требования документации.

Обратите внимание: процедура заключения контракта по итогам аукциона идентична для всех электронных процедур. Порядок такой. После публикации итогового протокола в ЕИС у заказчика есть 5 дней на то, чтобы опубликовать проект контракта в ЕИС без своей подписи. Далее победитель должен подписать его также в течение 5 дней (если что-то не соответствует, можно направить протокол разногласий). В течение трех дней заказчик подписывает проект и выкладывает в ЕИС. С этого момента контракт считается заключенным.

Смотрите подробный алгоритм такой закупки. Смарт-статья покажет, как действовать в электронных аукционах с разной НМЦК. Выберите подходящие для вас условия и читайте персональную инструкцию, которая подходит именно для закупки вашего объема.

↻ Вернуться к началу

Электронный конкурс

Конкурс стал проводиться в электронной форме с июля 2018 года. Заказчик отбирает победителя по нескольким критериям: стоимостным (цена или стоимость жизненного цикла) и нестоимостным (характеристики товара, квалификация участника, его опыт и хорошая репутация).

Извещение публикуют как минимум за 15 рабочих дней до конца срока подачи заявок. Участники одновременно подают 2 части своих заявок. В первой дается согласие на исполнение контракта, указываются характеристики ТРУ, а во второй предоставляется информация об участнике и документы, подтверждающее соответствие требованиям.

На рассмотрение первых частей у комиссии есть 5 дней, а если НМЦК меньше 1 млн руб. на это дается только 1 рабочий день. Вторая стадия — подача окончательных предложений. Она происходит в обозначенный день на ЭТП. Направить предложение о цене можно в течение 3 часов. Все цены оператор указывает в итоговом протоколе.

Финальный этап — оценка вторых частей заявок. На это комиссии дается 3 дня, а при цене контракта меньше миллиона — 1 день. Победителем становится участник, который набрал больше всего баллов после оценки по нескольким критериям.

Пошаговый алгоритм открытого электронного конкурса смотрите в журнале «Госзакупки.ру»
Читайте также, как теперь выглядят заявки участников и из чего они состоят. В конце статьи эксперты смоделировали 10 спорных ситуаций в электронном конкурсе в форме теста, где вы узнаете, какую заявку допустить, а какую отклонить.

↻ Вернуться к началу

Электронный запрос котировок

Извещение об электронном запросе котировок заказчик размещает в ЕИС за 5 дней до конца срока подачи заявок. К извещению нужно приложить проект контракта. Другая документация не нужна.

Заявка на участие состоит из предложения о предлагаемых товаре, работе, услуге, а также о цене контракта. На рассмотрение поданных заявок комиссии дается 1 рабочий день. Победителем признается участник, который подал отвечающую всем требованиям заявку и предложил наиболее низкую цену контракта.

Как провести электронный запрос котировок по 44-ФЗ расскажет эксперт системы Госзаказ «

↻ Вернуться к началу

Электронный запрос предложений

При проведении электронного запроса предложений заказчик размещает извещение в ЕИС как минимум за 5 дней до конца срока подачи заявок. Наряду с извещением заказчик может направить приглашения на участие потенциальным поставщикам. Участники подают заявки в электронной форме со следующей информацией:

  • наименование и адрес юрлица;
  • контакты;
  • ИНН;
  • документы, подтверждающие соответствие ТРУ требованиям;
  • документы, подтверждающие соответствие участника требованиям;
  • бумаге о праве на получение преимуществ;
  • документы, подтверждающие квалификацию;
  • предложение об условиях исполнения контракта.

Участники направляют свои заявки, их рассматривает комиссия. После этого у участников есть возможность подать окончательные предложения. Их рассматривают в течение 1 дня. Победителем считается участник, чье предложение наиболее соответствует требованиям заказчика.

Как провести электронный запрос предложений по 44-ФЗ читайте в статье системы Госзаказ. В помощь – шаблоны извещения, документации и протоколов.

В 2019 году для электронных закупок используйте новые формы протоколов запроса котировок, запроса предложений и конкурса. Редакция журнала «Госзакупки» собрала шесть образцов протоколов, которые заполняют по-новому.

↻ Вернуться к началу

Электронные закупки по 223-ФЗ

Каким образом законодательство регулирует электронные закупки по 223-ФЗ? Электронным закупкам посвящена ст. 3.3 Закона 223-ФЗ. В ней говорится, что электронные закупки проводятся на ЭТП. Используется электронный документооборот. Стороны подписывают бумаги усиленной квалифицированной электронной подписью.

Кроме того, статья регулирует следующие вопросы:

  • получение аккредитации на ЭТП;
  • размещение информации о закупке в ЕИС, сроки такого размещения;
  • порядок доступа участников к информации о закупке;
  • порядок внесения изменений в документацию об электронной процедуре;
  • обмен документами между оператором ЭТП и заказчиком;
  • конфиденциальность информации;
  • права участников на отзыв и изменение заявок.

В отличие от 44-ФЗ, здесь можно использовать любые способы определения поставщика, главное, чтобы они были прописаны в положении заказчика. Еще одно отличие от 44-ФЗ: больший выбор электронных площадок для проведения торгов.

Особые правила установлены для закупок у малого и среднего бизнеса. Заказчики обязаны проводить такие процедуры в электронной форме. При этом можно выбрать из следующих видов закупок: конкурс в электронной форме, аукцион в электронной форме, запрос котировок в электронной форме и запрос предложений в электронной форме.

Екатерина Маковлева, руководитель направления дирекции по развитию ЗАО «Сбербанк-АСТ»
Екатерина Маковлева рассказывает в лекции, как меняется работа заказчиков и участников в связи с появлением новых электронных способов закупки. Участники узнают, как пройти аккредитацию на ЭТП, что такое специальные счета, кто должен платить за пользование электронной площадкой.
Заказчики узнают, какое обеспечение заявок устанавливать с 1 июля, что нового в закупках по 223-ФЗ у МСП, как проводить закрытые закупки.

Смотреть видео

↻ Вернуться к началу

>Электронные закупки по 223-ФЗ: реальность и изменения

Способы закупок в электронной форме по 44-ФЗ и 223-ФЗ

В настоящее время обязанности по проведению закупки в электронной форме есть у госзаказчиков (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ). Они обязаны проводить электронный аукцион для закупок продукции, входящей в определенный Правительством перечень. Аукционный перечень аукционный перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-Р. То есть, здесь закрепляется не только форма проведения закупки: электронная, но и предлагается единственно возможный способ определения поставщика.

Есть еще заказчики, которые работают по Закону № 223-ФЗ. Для них установлен перечень продукции, закупки которой они проводят в электронной форме, но каким способом – они решают сами. Это может быть конкурс, может быть аукцион, а может – запрос котировок, запрос предложений или что-то еще, самостоятельно придуманное заказчиком и закрепленное в Положении о закупке. То есть для них обязательна именно электронная форма, а способ они выбирают самостоятельно. Региональные органы власти, органы местного самоуправления могут установить дополнительные ограничения для отдельных категорий заказчиков по выбору способа электронной закупки.

Добровольно проводить закупки в электронном виде могут все категории заказчиков по 223-ФЗ.

223-ФЗ: перечень закупок в электронной форме:

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики по 223-ФЗ обязаны закупать в электронной форме исчерпывающий, утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. В него входят:

  • пряжа бумажная;
  • шнуры, изделия канатные и веревочные, не включенные в другие группировки;
  • одежда для поддержания физической формы (противоперегрузочные, профилактико­нагрузочные, профилактические костюмы) специальная;
  • тара деревянная;
  • целлюлоза, бумага и картон;
  • полный перечень товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме по 223-ФЗ.

Каждый раз, когда заказчику нужен товар, работа или услуга из этого перечня, он обязан проводить закупку по 223-ФЗ в электронном виде.

А что делать, если заказчик проводит закупку, в которую входит как номенклатура, включенная в Перечень, так и товары (работы, услуги), закупки которых ничем дополнительно не регламентированы? Закупки, которые надо проводить в электронной форме, рекомендуется вычленять в самостоятельный лот. Если этого сделать нельзя, лучше ориентироваться на порог 5%.

По общей практике контролирующих органов разрешается включать в лот, который содержит в себе смешанную продукцию, не более 5% тех товаров, работ и услуг, закупка которых должна осуществляться в электронной форме. Речь идет о стоимостном выражении по отношению к начальной максимальной цене.

Закупки по 223-ФЗ – дистанционный курс повышения квалификации в Школе электронных торгов. Обучение проводится с учетом всех законодательных изменений. Заказчик научится грамотно составлять документы, а поставщик – правильно их читать и понимать. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Удостоверение о повышении квалификации 72 часа.

Исключения из правил

Есть ли исключения, когда закупку продукции из Перечня № 616 разрешается проводить не в электронной форме? Оказывается, есть:

  • сумма сделки не превышает 100 000 рублей;
  • сделка или товар (группа товаров) входят в утвержденный перечень, информация о которых не подлежит размещению на официальном сайте;
  • информация, содержащаяся в извещении, документации о закупке или проекте договора содержит сведения, относящиеся к государственной тайне;
  • потребность в закупке возникла вследствие аварийной ситуации, непреодолимой силы, необходимости срочного медицинского вмешательства, чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а также в целях предотвращения угрозы их возникновения. В этой части заказчикам рекомендуется иметь документальное подтверждение, что действительно сложились обстоятельства непредвиденной силы, которые было невозможно предсказать. Если возникла авария, лучше составить подтверждающий акт. В идеале такой акт должен быть подписан не только сотрудниками заказчика, но и третьими незаинтересованными лицами. Но если у заказчика возникает слишком много чрезвычайных и непредвиденных ситуаций – это повод контролерам задуматься, соответствуют ли данные акты действительности. Возможно, акты поддельные;
  • закупка подходит под условия закупки у единственного поставщика в соответствии с Положением о закупке, утвержденным заказчиком. Эта норма означает, что, по сути, заказчик может вовсе не проводить закупку из Перечня № 616 в электронном виде, а обойтись закупкой у единственного поставщика. Если пропишет такое право в своем Положении о закупке, конечно. Но такая находчивость заказчика фактически является злоупотреблением, т.к. «в чистом виде» не соответствует целям и принципам законодательства о контрактной системе. Скорее всего, по мере вступления в силу поправок в 223-ФЗ, такая практика станет невозможной. Поэтому заказчикам рекомендуется адаптироваться к электронным формам закупочных процедур и учиться работать на электронных торговых площадках.

Заказчик своим Положением может расширить перечень товаров, работу, услуг, который он будет закупать в электронной форме. Принимая добровольно на себя такую обязанность, заказчик несет и ответственность за исполнение этих обязанностей.

Как заказчику организовать электронную форму закупки по 223-ФЗ

Как только заказчик определился, что товары, работы, услуги подлежат закупке в электронной форме, он должен понять, как организовать эту форму закупки. На сегодня нет однозначного определения, что такое закупка в электронной форме и как ее проводить. Заказчик обязан в своем Положении установить правила и порядок проведения такой закупки.

Можно ориентироваться на межправительственные соглашения и руководствоваться аналогичными нормами Контрактной системы:

  • «Электронная форма (формат) закупок» — процедура закупок, осуществляемая с использованием сети Интернет, веб‑портала и (или) электронной торговой площадки (электронной площадки), а также программно‑аппаратных средств (Соглашение о государственных (муниципальных) закупках, заключено 09.12.2010).

Схожее определение есть в 44-ФЗ:

  • В рамках отношений, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, допускается обмен электронными документами, предусмотренными законодательством РФ и иными НПА о контрактной системе в сфере закупок, между участниками контрактной системы в сфере закупок, в том числе подача заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений (ч. 1 ст. 5 Закона о контрактной системе).
  • Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, проведение которого обеспечивается на электронной площадке ее оператором (ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе).

Но эти подходы не закреплены в рамках 223-ФЗ. А значит, не могут быть истиной в последней инстанции. Единственный регулятор, который давал разъяснения по электронной форме закупки по 223-ФЗ, – это антимонопольная служба.

В письме ФАС России от 02.07.2014 № АЦ/26473/14 сказано: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться обмен электронными документами между заказчиком и участником закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, установленными в положении о закупке». Некоторые заказчики трактовали это разъяснение субъективно и расширительно: не гнушались истребовать документы на бумажных носителях параллельно к электронной форме, обязывали участника закупки явиться на ту или иную стадию закупочной процедуры. Были случаи, когда заказчики собирали заявки в электронном виде, но на подачу ценовых предложений участники должны были явиться лично.

Чтобы устранить подобные неверные трактовки, ФАС России уточняет: «… в качестве закупки в электронной форме может рассматриваться закупочная процедура, при которой исключается обмен бумажными документами между заказчиком и участниками закупки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к определенному способу закупки, а также обязанность участника закупки присутствовать на тех или иных стадиях закупочной процедуры». Заказчикам рекомендуется руководствоваться этим разъяснением ФАС, пока не вступят в силу поправки в 223-ФЗ, и не появится однозначной формулировки понятия «закупка в электронной форме».

Позиция ФАС находит отражение на практике

Рассмотрим несколько примеров.

Решение № 223ФЗ-119/15 по результатам рассмотрения жалобы ФГУП «Спецстройсервис при Спецстрое России» на действия (бездействие) заказчика ОАО «ЦИУС ЕЭС». Заказчик требовал представить конверты на бумажном носителе по адресу и месту нахождения заказчика. Рассматривая жалобу, комиссия ФАС России признала действия заказчика необоснованными, неправомерными, не соответствующими нормам Положения о закупке и выявила нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках.

Ситуация в московском метрополитене. Заказчик закупал систему видеонаблюдения для московского метрополитена. Проводился конкурс. По ценовым параметрам и прочим характеристикам конкурс действительно был уместен. Но в Положении о закупке обнаружилось противоречие: заказчик прописал условия проведения электронного аукциона, составив себе электронный перечень, куда вошли товары, работу, услуги, входящие в состав лота, в отношении которого подавалась жалоба. С одной стороны, заказчику целесообразнее и эффективнее провести конкурс, с другой стороны, – прямая норма Положение о закупке обязывала его провести электронный аукцион. Закупочная процедура была аннулирована. Заказчик изменил Положение о закупке и все-таки провел конкурсную процедуру, которая отражала его объективные потребности.

На основе двух этих решений нельзя делать вывод, что контролеры всегда стоят на стороне участника закупочной процедуры. Нет. Если заказчик правильно прописал порядок проведения электронной формы закупки и строго его соблюдает, любой контролирующий орган будет на стороне заказчика. Вот пример.

Решение № 223ФЗ-137/14 по результатам рассмотрения жалобы ООО «УВЗ – Сервис», ООО «ГТР», ООО «БТ (Рус)». Заказчик проводил закупку в электронной форме. Участник поленился или не захотел проходить аккредитацию на электронной площадке и привез заявку на бумаге. Заявка была укомплектована в полном соответствии с документацией, содержала все нужные документы, но порядок представления заявки участник нарушил. Заказчик так и не дождался заявки в электронном виде до окончания срока подачи заявок. Заявку в бумажном виде участнику вернули, не рассматривая. Участник подал жалобу, которую признали необоснованной. Заказчик обоснованно руководствовался Положением и соблюдал принципы электронной формы закупки. Принимать заявку в бумажном виде он был не обязан.

Подобную позицию поддерживают некоторые суды. В целом судебная практика противоречива, но постепенно приближается к пониманию, сформированному антимонопольной службой. В частности, ФАС Московского округа в постановлении от 02.12.2013 № Ф05-14297/2013 по делу № А40-4091/13-152-41 отметил: «…указанная в Законе о закупках и Постановлении Правительства РФ от 21 июня 2012 года N 616 «Об утверждении перечня товаров, работ и услуг, закупка которых осуществляется в электронной форме» электронная форма подразумевает осуществление лицами, участвующими в закупке, в том числе заказчика всех действий при помощи электронных средств и таким образом исключает возможность использования бумажного документооборота». Интересно, что московские суды выносили и противоположные решения, допуская представление части заявки на бумажном носителе. Но ориентироваться на такую позицию не стоит. Ее не поддержит антимонопольная служба или прокуратура. ФАС России и правоохранительные органы настаивают, что электронная форма закупки полностью исключает бумажный документооборот.

Электронные закупки по 223-ФЗ в Положении о закупке

Рассмотрим два возможных варианта для заказчика. Оба рискованны, но иначе организовать процесс пока невозможно.

Вариант 1: принимать заявки по электронной почте

Допустим, заказчик установил в Положении о закупке, что для него электронная форма закупки – это обмен письмами через электронный ящик. Придется обеспечить равенство и справедливость, начиная с этапа подачи заявок. Заказчик принимает на себя обязательства, исполнение которых от него, по сути, не зависит. Он должен обеспечить бесперебойность работы электронного ящика, который может перестать работать по техническим причинам провайдера.

Возможен вариант, когда участник подал заявку от лица, не имеющего права на подачу заявки. В этом случае заказчик несет риски неисполнения обязательств по договору.

Допустим, все прошло гладко, и все заявки пришли в нужном виде. Открытым остается вопрос: как заказчик гарантирует одномоментное открытие доступа к заявкам? Высока вероятность, что заказчик вскроет заявки до обозначенной в документации даты, создав преимущественные условия участия тем или иным лицам.

На стадии подачи заявок и их вскрытия – наибольшие коррупционные риски. Велика вероятность нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, когда заказчик может координировать действия участников процедуры, предоставлять информацию о содержании заявок участников иным лицам, в том числе конкурирующим.

Еще одна проблема – в проведении закупочной процедуры. Как заказчику организовать аукцион или переторжку силами электронного ящика? Возможно, но не прозрачно.

Вывод: для заказчика слишком рискованно проводить закупку в электронной форме посредством обмена электронными письмами через электронный ящик. Это возможно, но создаст больше сложностей, чем облегчит работу.

Вариант 2: организовать электронную форму закупки через оператора электронной площадки

Если в Положении о закупке прописано, что электронная форма закупки предполагает использование услуг оператора электронной торговой площадки, заказчик несет полную ответственность за действия данного оператора. Ведь пока нет поправок в 223-ФЗ, нет и такого субъекта как «Оператор электронной площадки»: ни субъекта как участника закупочного цикла, ни субъекта ответственности в рамках 223-ФЗ.

К сожалению, не все площадки гарантируют надлежащую и бесперебойную работу. Возможные сбои и нарушения в работе оператора будут отнесены к вине заказчика. В случае жалобы именно заказчик, а не оператор площадки получит соответствующее предписание. И если оператор площадки не идет навстречу заказчику и не позволяет совершить действия, предписанные антимонопольным органом, заказчика могут оштрафовать за неисполнение предписания контролирующего органа. Сумма такого штрафа составляет до 500 000 рублей!

Совет заказчикам: выбирайте оператора с осторожностью. Прописывайте, как вы будете делить ответственность.

Рекомендуем заказчикам сделать следующую оговорку в Положении о закупке. Укажите, что порядок проведения конкретного способа закупки, который прописан в вашем Положении, и порядок проведения на ЭТП, могут отличаться с учетом функционала оператора ЭТП.

В противном случае, если оператор площадки не гарантирует 100% соблюдения вашего Положения о закупке, то любые действия в рамках данной закупочной процедуры, можно будет признавать необоснованными, несоответствующими Положению о закупке, и действия заказчика будут квалифицированы как нарушение части 1 статьи 2 Закона о закупках. Это нарушение не влечет за собой административных последствий, но на основании такого решения заказчик может получить предписание, заставляющее его внести изменения в порядок проведения закупочной процедуры, переиграть ту или иную стадию закупки.

Электронные закупки по 223-ФЗ. Законодательные инициативы

Комментирует Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, Корпоративная Академия Росатома, ведущая вебинара «Закупка в электронном виде по 223-ФЗ» в Школе электронных торгов:

Согласно законопроекту, закупка в электронной форме – закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, залеченным между заказчиком и оператором электронной площадки.

Ждем новый список универсальных операторов ЭТП

Идет процесс по ужесточению правил работы электронных торговых площадок. Как известно, сегодня действует пять площадок, которые обслуживают государственный муниципальный заказ. Эти площадки отбирались еще в рамках 94-ФЗ, а сейчас на них проводятся все открытые электронные аукционы по 44-ФЗ:

  1. ЗАО «Сбербанк–АСТ»;
  2. ОАО «Единая электронная торговая площадка»;
  3. ГУП «Агентство по государственному заказу РТ»;
  4. ЗАО «ММВБ-Информационные технологии»;
  5. ООО «РТС-тендер».

Сегодня мы полноценно работаем на этих площадках по 44-ФЗ, но «переотбор» площадок так и не был проведен, как того требовал закон. Минэкономразвития, ФАС России, Казначейство формируют блок инициатив по созданию универсального оператора, который позволит проводить закупки, предполагающие любой торг: и в сторону покупок, и в сторону продаж.

Универсальные операторы электронных площадок будут обеспечивать государственный муниципальный заказ; корпоративный заказ в рамках 223-ФЗ; процедуры, связанные с торгом по приватизации, банкротству и любыми другими процедурами, где торги являются обязательными в силу закона. Сюда подтянутся правоотношения по реализации имущественных, земельных отношений, по градостроительному кодексу, когда проведение торгов обязательно.

Каждая площадка, которая будет работать в сфере корпоративного заказа, должна быть многофункциональна и обеспечивать потребность рынка по любым электронным торгам. Планируется установить единые требования, критерии отбора этих площадок. Предполагается, что список электронных площадок мы увидим до конца 2016 года. Не исключено, среди них появятся и корпоративные площадки, которые могут побороться за статус универсального оператора.

Как только отберут универсальные площадки, все закупки будем проводить с использованием услуг этих операторов. Обмен информацией, связанной с проведением закупки, будет осуществляться только через оператора электронной площадки.

Документы и информация будут подписываться электронной подписью. Сопоставление ценовых предложений участников – только через оператора ЭТП.

Закупки в электронном виде по 223-ФЗ – вебинар в Школе электронных торгов.

Квоты на закупки в электронной форме по 223-ФЗ для заказчиков

У Правительства РФ появится право установить квоту закупок в электронном виде. Что это за квота? С 1 января 2017 года у заказчиков появится обязанность совершить определенный объем закупочных процедур в электронной форме. Эта норма не подменяет Постановления Правительства РФ № 616 – этот документ и в 2017 году сохранит свою силу. Когда у заказчиков возникнет необходимость закупить товар, работу, услугу из этого перечня, заказчик будет закупать их в электронном виде (помним, есть исключения, о которых сказано в начале статьи). Плюс к таким закупкам заказчик должен будет «добрать» квоту электронных закупок. В противном случае на заказчика будут наложены санкции.

Правила документооборота в рамках электронной закупки по 223-ФЗ

Правила документооборота будут максимально приближены и аналогичны правилам закупок в контрактной системе. Заказчикам и участникам необходимо будет получить сертификаты электронной подписи (усиленные неквалифицированные).

Чтобы привести практику к единообразию и сократить расходы заказчиков и участников, электронная форма закупки по 223-ФЗ будет идентична правилам государственного заказа. Это связано также с тем, что с 2017 года больше заказчиков будут работать по 44-ФЗ и 223-ФЗ, для работы важны унифицированные подходы.

Лица, которые работают по 44-ФЗ и по 223-ФЗ: госкорпорации «Роскосмос», «Росатом»; бюджетные учреждения; ряд унитарных автономных учреждений; ряд заказчиков, реализующих денежные средства по 44-ФЗ в рамках инвестпроектов. С 2017 года все унитарные предприятия и автономные учреждения будут применять правила 44-ФЗ (за исключением собственных средств, полученных через гранты и в рамках исполнения госконтрактов)*. Автономные учреждения и унитарные предприятия в плане применения 44-ФЗ и 223-ФЗ станут похожими на бюджетные учреждения.

* Проект закона находится на рассмотрении Госдумы, по экспертным оценкам, изменения вступят в силу с 2017 года.

С 2017 года увеличится количество субъектов рынка, которые будут обязаны применять два закона одновременно. Для таких компаний, конечно, будет комфортнее применять унифицированные правила.

В рамках электронного документооборота будут максимально внедрены правила 44-ФЗ в части взаимодействия с ЕИС. Для корпоративного сектора будут доступны ресурсы ЕИС, которые открыты для государственных заказчиков. Заказчики по 223-ФЗ также смогут пользоваться разделами, связанными с каталогами товаров, работ, услуг и ориентироваться на каталоги при определении объекта закупки.

Государственные заказчики обязаны пользоваться каталогом с 1 января 2017 года. Для заказчиков корпоративного сектора такая норма не предусмотрена. Но не исключено, что изменения затронут и корпоративный сектор.

Электронные закупки: сложные моменты

Закупки в электронной форме уже прочно вошли в практику размещения государственных и коммерческих заказов. Удобство и эффективность электронных закупок способствуют тому, что все больше заказчиков выбирают именно электронную форму при проведении закупок. Распространенность этой практики требует и от заказчика, и от поставщика знания специфических моментов, связанных с проведением электронных закупок

09.09.2015 Дмитрий Казанцев, начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center, к.ю.н.

Хотя электронные закупки и стали неотъемлемой частью любого хоть сколь-нибудь развитого бизнеса, но по сей день эта технология подчас воспринимается как новая и непонятная. Большинство сложностей, связанных с электронными закупками, уходят корнями именно в проблемы с пониманием правоотношений и механизмов выбора контрагента в сети Интернет. Такие проблемы в большинстве своем можно объединить в несколько групп:

1. Проблемы с пониманием сущности электронной формы закупки.

2. Проблемы с использованием электронного документооборота.

3. Проблемы с пониманием статуса и необходимости электронной подписи.

4. Проблемы с пониманием статуса и механизма работы электронной торговой площадки.

5. Проблемы с пониманием механизма и возможностей открытой и закрытой формы подачи предложений в рамках электронной закупки.

Ниже каждая из этих групп будет рассмотрена отдельно.

Электронная форма закупки

Проблемы с пониманием сущности электронной формы сводятся к двум крайностям — либо электронная закупка воспринимается как некий специфический, обособленный, ни на что не похожий новый способ закупки, либо электронной закупкой называют закупку в классической бумажной форме с минимальным использованием электронных средств. Оба эти подхода неверны.

Прежде всего, стоит напомнить различие между способом закупки и формой закупки. На сегодня существуют лишь две формы закупки: электронная, при которой обеспечивается полное взаимодействие заказчика и поставщика в сети Интернет по упорядоченным правилам от момента объявления закупки до момента публикации ее результатов, и традиционная, часто называемая бумажной, при которой такого взаимодействия не обеспечивается. Способы же закупки, в отличие от формы закупки, определяют не режим взаимодействия заказчика и поставщиков, а принцип выбора победителя закупки и механизм такого выбора. В настоящее время в электронной форме реализуются все возможные способы закупок — это и прямо регламентированные Гражданским кодексом торги (которые реализуются в виде конкурсов или аукционов), и неторговые способы закупок (такие, как запросы котировок и запросы предложений), проведение которых регулируется общими гражданско-правовыми нормами о заключении договора.

Важнейшей особенностью электронной формы проведения закупок является то, что, независимо от способа закупки, все действия и заказчик, и поставщик совершают на специализированном портале в сети Интернет. В связи с этим необходимо отличать использование электронных средств при проведении закупки от использования собственно электронной формы. Так, использование электронной почты, скайпа или смс-уведомлений при проведении закупки еще не делает такую закупку закупкой в электронной форме. Исполнение всех действий, во-первых, в сети Интернет, а во-вторых, с использованием специализированного портала и, при необходимости, в режиме реального времени обусловлено потребностью обеспечить всем участникам закупки открытые и одинаковые для всех правила игры, минимизирующие риск антиконкурентных нарушений и иных манипуляций.

В связи с этим электронная форма закупки подразумевает обязательное использование электронной торговой площадки. В настоящее время такое требование прямо регламентировано лишь Законом «О контрактной системе» (Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ), однако позиции правоприменительных органов не оставляют сомнений в том, что именно такое понимание распространяется даже на те компании, которые не являются участниками отношений по размещению государственного и муниципального заказа. Работа на электронной торговой площадке подразумевает использование для всех стадий закупки электронного документооборота и удостоверение всех юридически значимых действий электронной подписью, которая позволяет идентифицировать сторону и тем самым подтвердить принятие ей тех или иных обязательств, возникающих в процессе закупки, будь то обязательство заказчика заключить договор с победителем или обязательство победителя поставить продукцию на предложенных им условиях с учетом требований закупочной документации.

Все эти особенности электронной формы будут подробнее рассмотрены ниже. При этом, с другой стороны, не стоит забывать о том, что электронная форма является лишь формой закупки и не меняет ни принципов выбора победителя, ни общих требований о защите конкуренции при проведении закупки. Иными словами, все то, что запрещено при проведении закупки в традиционной форме, запрещено и при проведении закупки в электронной форме.

Документооборот при электронных закупках

При проведении закупки в электронной форме весь документооборот, начиная от извещения о проведении закупки и заканчивая итоговым протоколом, проходит исключительно в электронной форме. Такая особенность прямо следует из сущности электронной формы закупки как закупки, вся коммуникация по поводу которой идет в сети Интернет по упорядоченным правилам.

Действующее гражданское законодательство рассматривает электронное сообщение, в том числе электронный документ, в качестве одной из разновидностей письменной формы документа. Электронный документ, надлежащим образом удостоверенный, обладает точно такой же юридической силой, как и документ на бумажном носителе. В связи с этим неправомерно требовать от участника закупки или ее организатора представления бумажных документов при проведении закупки в электронной форме. Кроме того, необходимо понимать, что совершение юридически значимых действий путем направления электронного сообщения — такого, как предложение об условиях договора, разъяснение закупочной документации и т.п. — влечет принятие на себя юридических обязательств точно так же, как и любое совершение юридически значимых действий в письменной форме.

Важно понимать, что оригиналом электронного документа является файл, а распечатанный вариант этого файла — лишь копия такого документа. А потому излишним может быть признано требование отдельных заказчиков загружать на электронную площадку в составе заявки непременно скан — копии документов, скрепленных синей печатью. Точно так же, как оригинал бумажного документа визируется подписью и печатью, оригинал электронного документа удостоверяется и скрепляется электронной подписью.

Электронная подпись

Действующее гражданско-правовое законодательство и законодательство об электронной подписи приравнивает электронную подпись в юридической силе к подписи на бумажном документе. Этот реквизит необходим каждому электронному сообщению для придания ему юридической силы. Электронная подпись служит в том числе и для того, чтобы идентифицировать отправителя сообщения и при необходимости доказать факт соответствующего волеизъявления с его стороны. При этом стоит помнить, что виды электронных подписей различны.

Хотя действующим Законом «Об электронной подписи» предусмотрены три вида таких подписей, на практике в подавляющем большинстве случаев используются два из них — простая электронная подпись и усиленная квалифицированная электронная подпись. В качестве первой может выступать любое сочетание символов, позволяющее однозначно идентифицировать отправителя сообщения, в частности логин и пароль личного кабинета на портале в сети Интернет, в том числе и личного кабинета электронной торговой площадки. Усиленная квалифицированная электронная подпись известна как флешка, хотя сегодня она может функционировать и без USB-носителя. Принципиальное отличие усиленной квалифицированной подписи от простой для пользователя состоит в том, что усиленная квалифицированная подпись выдается удостоверяющим центром и для ее использования нужно специальное программное обеспечение. Тот же удостоверяющий центр в случае спора по поводу подлинности электронного документа подтверждает целостность проставленной на нем электронной подписи.

Простая электронная подпись фигурирует в законодательстве в качестве аналога собственноручной подписи. Усиленная квалифицированная электронная подпись служит цифровым аналогом подписи, скрепленной печатью организации. Закономерно, что первая из этих подписей, как правило, используется для удостоверения сделок физических лиц (например, в том же личном кабинете интернет-банка), а вторая необходима прежде всего для удостоверения действий юридических лиц.

Важно помнить о том, что электронной подписью удостоверяются не только отдельные документы или пакеты документов, но и каждое юридически значимое действие, например, ставка, поданная при проведении электронного аукциона или иного ценового соревнования. В частности, при проведении электронного аукциона ставка считается поданной не тогда, когда соответствующая сумма была указана участником аукциона в форме электронной торговой площадки, а тогда, когда эта сумма была удостоверена электронной подписью.

Не стоит забывать о том, что, хотя уполномоченный сотрудник зачастую использует электронную подпись как представитель компании, эта подпись удостоверяет его действие. Так же, как и автограф, каждая электронная подпись принадлежит конкретному гражданину и легально может быть использована лишь им. Как уполномоченный сотрудник даже при наличии доверенности не может подделывать автограф генерального директора на договоре, точно так же не вправе он и использовать директорскую электронную подпись вместо своей. То, что на практике подобную подмену бывает непросто доказать, не отменяет ответственности за подделку документов.

Электронная торговая площадка

Электронная торговая площадка является необходимым инструментом для проведения закупки в электронной форме. Это сложный программно-аппаратный комплекс, который для пользователя представляет собой сайт в сети Интернет, после регистрации на котором уполномоченные сотрудники юридического лица могут от имени этого юридического лица объявлять закупки в качестве заказчика или участвовать в них в качестве поставщиков. В рамках действующего законодательства площадка предоставляет пользователям «линейку» способов закупок, алгоритмы которых регулируются регламентом данной электронной площадки и ее внутренними правилами. Ни регламент, ни правила проведения процедур не могут противоречить законодательству.

При этом ни электронная торговая площадка, ни ее оператор не являются ни заказчиком, ни поставщиком в рамках закупки, проводимой на данной электронной площадке. Для соблюдения антимонопольного законодательства при проведении закупки любым способом и в любой форме необходимо избегать смешения как форм проведения процедур, так и полномочий сторон соответствующих правоотношений. Так, в электронной закупке участвуют три стороны: организатор торгов (заказчик), участники торгов и оператор электронной торговой площадки. Каждая из этих сторон обладает уникальным правовым статусом и не имеет права вмешиваться в деятельность или реализовывать полномочия другой стороны, поскольку в противном случае резко возрастает риск манипуляций при проведении закупки и, как следствие, нарушения порядка отбора победителя.

Электронная площадка является именно инструментом проведения закупки, а оператор площадки обязан обеспечивать исправную работу этого инструмента. При этом оператор электронной площадки не обладает ни полномочиями органа государственной власти, ни полномочиями третейского судьи, а значит, не может и не имеет права официально оценивать правомерность действий заказчиков и поставщиков, а тем более применять к ним меры властного воздействия. При проведении закупки в электронной форме, как и при проведении любой закупки, полномочиями по пресечению незаконных действий заказчика либо поставщика обладают исключительно государственные контролирующие органы и суд.

Исполнение антимонопольных требований к закупкам диктует необходимость проведения каждой отдельной закупки на одной электронной площадке от объявления закупки до публикации итогового протокола. Проведение одной и той же закупки одновременно на разных площадках ставило бы участников закупки в формально неравное положение и фактически создавало бы преференции для отдельных из них. А потому если после объявления закупки на какой-то электронной площадке заказчик начинает принимать заявки от потенциальных поставщиков за пределами этой площадки (например, на другой электронной площадке или вовсе в бумажных конвертах), то это считается проведением новой закупки, отличной от первоначально объявленной. Соответственно, по результатам этих двух различных закупок заказчик обязан будет заключить два отдельных договора (пусть даже с идентичными предметами закупки) либо, в случае поступления жалобы от потенциального поставщика, доказывать в контролирующих органах отсутствие стремления к сговору или манипуляциям при проведении данной закупки.

Режим подачи предложения при электронных закупках

Электронная форма упрощает соревнование между поставщиками в режиме реального времени. Эта возможность может использоваться не только при проведении электронного аукциона, но и при проведении электронного запроса котировок (запроса цен), и даже при проведении электронного запроса предложений.

Ценовое соревнование при проведении аукциона — аукционный торг — проводится по классическому принципу внесения участниками торга ставок, улучшающих цену контракта на величину, кратную установленному в аукционной документации «шагу аукциона». Те же самые ставки участники электронного аукциона в режиме реального времени делают с помощью электронной площадки, удостоверяя свои предложения о цене электронной подписью.

Однако использование электронной формы делает возможным ценовое соревнование и при проведении запроса котировок. Традиционный запрос котировок хотя и подразумевает выбор победителя исключительно по цене, но проводится по образцу конкурса с подачей ценовых предложений в запечатанных конвертах, их одновременным вскрытием и сравнением поступивших предложений после завершения подачи предложений. Иными словами, каждый потенциальный поставщик подает лишь одно предложение о цене в надежде, что именно оно окажется лучшим. Такая технология, именуемая закрытой формой подачи предложения (не путать с закрытой закупкой!), может быть реализована и в рамках электронного запроса котировок. Однако именно в рамках электронного запроса котировок организатор может предусмотреть открытую форму подачи предложений, которую нельзя реализовать при проведении традиционной бумажной процедуры.

Открытая форма подачи предложений приближает запрос котировок к конкурсу не только по принципу выбора победителя, но и по технологии проведения. Так, в отведенный заказчиком период потенциальные поставщики, видя ценовые предложения друг друга, могут соревноваться в режиме реального времени и не просто надеяться на то, что их предложение окажется лучшим, а активно влиять на это. После завершения такого аналога аукционного торга, именуемого иногда котировочной сессией, каждому наглядно виден победитель — тот, кто в итоге предложил лучшую цену. Правда, наименование такого победителя, как и при проведении аукциона, должно быть опубликовано лишь в итоговом протоколе, но это уже не относится к специфике электронной формы, а служит лишь мерой по сокращению рисков нерыночной конкуренции или иного давления на участников ценового соревнования. Как и при проведении аукциона, после завершения ценового соревнования организатор запроса котировок с открытой формой подачи предложений изучает сведения о победителе, предоставленные им во второй части собственной заявки, и оценивает соответствие этих сведений требованиям закупочной документации.

Проведение соревнования в режиме реального времени в рамках запроса предложений в традиционной форме невозможно вообразить даже технически: потенциальные поставщики просто не успеют записывать на табличке новые условия, дабы, подобно аукционному торгу, взметнуть их над головой, а размахивающий молоточком организатор такого соревнования не всегда сможет разглядеть, что же именно нового предложил поставщик… В электронной форме эта проблема снимается, а потому соревнование в режиме реального времени при открытой форме подачи предложений проводится не только в рамках электронных запросов котировок, но и в рамках электронных запросов предложений. Проводится оно по схеме, описанной выше, за исключением разве что того, что победитель определяется не автоматически, а после подсчета закупочной комиссией набранных участниками баллов в соответствии с критериями, установленными закупочной документацией, поскольку для победы в запросе предложений имеет значение не только цена, но и вся совокупность предложенных условий.

Резюмируя все сказанное выше, можно утверждать, что избежать ошибок и сложностей при проведении электронных закупок помогут знания о правилах проведения конкурентной закупки как таковой и знания об электронной коммуникации и электронном документообороте, а также навык применения этих знаний с помощью инструментария электронной торговой площадки.

Актуальная бухгалтерия

Подписка Разместить:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *