Содержание
Факторы, влияющие на расход топлива.
Чтобы правильно измерить расход топлива, нужно помнить о факторах, которые непосредственно влияют на расход топлива — это погодные условия, заставляющие нас пользоваться кондиционером, печкой, включать подогрев сидений или заднего стекла), привычный стиль вождения, уровень давления в шинах и состояние износа (последнее очень сильно влияет), а также техническое состояние самого автомобиля.
Также нужно учитывать следующие нюансы:
— Указатель уровня топлива на автомобиле обычно показывает только примерное значение количества топлива. А нам нужно знать значение с точностью до десятых литра.
— Большинство указателей уровня топлива не имеет точной шкалы, и показывает примерный его уровень. Если под разными углами смотреть на стрелку, то можно значительно ошибиться в количестве топлива.
— Указатель уровня топлива показывает более-менее корректное значение, только в случае, когда автомобиль стоит на ровной, горизонтальной поверхности, а так происходит далеко не всегда.
— После дозаправки топлива многие указатели уровня адаптируются через какое-то время и начинают показывать правдивое значение. Некоторые автовладельцы об этом не знают.
— Именно поэтому, для точного замера расхода топлива не стоит обращать внимание на стрелку указателя уровня.
Учитываем все эти ньюансы и переходим непосредственно к замерам:
Вариант 1. Наиболее распространенный замер на 100 км.
1.Заливаем полный бак бензина;
2.Обнуляется счетчик расчета километража;
3.Проехать некоторое расстояние, лучше 100 километров, чтобы не рассчитывать пропорцию;
4.Снова заехать на заправку и залить полный бак;
5.Записать сколько залили бензина и какое расстояние проехали от предыдущей заправки (где обнулялся счетчик);
6.Разделить количество километров пробега на количество литров топлива, долитого при 2-ой заправке;
7.Подсчитать результат — расход топлива
Вариант 2.
На АЗС заправляете полный бак, не до момента когда пистолет отщёлкнется, а именно ПОЛНЫЙ, до самого края горловины. Можете это сделать самому, либо попросить работника заправочной станции, но проследить, как он это делает.
Засекаете на одометре пробег и далее ездите в своем привычном режиме пока не израсходуете почти весь бак.
Снова заправляетесь НА ТОЙ ЖЕ САМОЙ ЗАПРАВКЕ и снова ПОД ГОРЛЫШКО.
На чеке можно записать показания одометра, на котором вы засечен пробег с момента предыдущей заправки под горлышко.
У вас есть две цифры – количество израсходованных литров бензина (пробито на чеке), количество пройденных километров (прописано от руки). Делим литры на километры, умножаем на 100 и вы узнаете какой расход топлива в литрах на 100 километров у вашего автомобиля.
- Как проверить качество бензина самостоятельно и без специального оборудования и реагентов?
- Попала вода в бензобак: чем это грозит и как ее удалить?
- Катализатор горения топлива: эффективен ли он?
Акт контрольного замера: обосновываем расход топлива
Как известно, учреждения при списании ГСМ руководствуются Нормами расхода топлива и смазочных материалов, утвержденными Минтрансом России. Также не секрет, что эти Нормы далеки от совершенства: расход топлива в реальных условиях может отличаться от установленных нормативов, кроме того, каждый год появляются все новые модели автомобилей, которых в документе попросту нет. Что делать в таких случаях, расскажем в статье.
Необходимость нормирования расхода топлива вызвана как минимум двумя причинами. Установление реальных норм позволяет:
- эффективно использовать ресурсы организации;
- обосновывать расход ГСМ в целях исчисления налога на прибыль (если топливо приобретается за счет средств от приносящей доход деятельности).
Однако повторимся: для качественного планирования и учета топлива нормы должны соответствовать действительности. Завышение нормативов может привести к хищению неизрасходованного топлива. Кроме того, если установленные в учреждении нормы будут больше подходить для реактивных самолетов, чем для обычных автомобилей, списание стоимости топлива в расходы наверняка вызовет вопросы у налоговых инспекторов.
Если же нормы окажутся заниженными, придется постоянно обосновывать перерасход. Ввиду некорректного нормирования организация может закупить недостаточный объем топлива, что приведет к необходимости дополнительных закупок ГСМ.
Установленные ориентиры
Нормы расхода топлива и смазочных материалов для автомобилей конкретных марок, моделей или модификаций утверждены Распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р (Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», далее — Методические рекомендации).
Чиновники рекомендуют определять норму расхода по специальной формуле, в которой используются такие показатели, как:
- базовые нормы расхода топлива для данной модели (марки) автомобиля;
- пробег автомобиля;
- поправочный коэффициент. Он позволяет учитывать дорожно-транспортные, климатические и другие эксплуатационные факторы (например, время года, эксплуатацию автомобиля на определенной высоте над уровнем моря). Как правило, коэффициент устанавливается распоряжением руководителя организации (в пределах, допускаемых Методическими рекомендациями).
Впрочем, даже если организации удастся учесть все условия и математически точно рассчитать норму расхода, никто не даст гарантии, что она будет соответствовать реальности. Поэтому многие организации устанавливают свои собственные нормы. Но законно ли это?
С одной стороны, уже из названия можно сделать вывод, что применение Методических рекомендаций не носит обязательный характер. С другой стороны, анализ судебной практики показывает, что арбитры зачастую относятся к Методическим рекомендациям как к нормативному акту и считают, что им должны пользоваться все без исключения организации.
Пример. Территориальное управление Росфиннадзора провело проверку государственного образовательного учреждения — колледжа. Проверяющие в числе прочего выявили неправильное составление расчета, определяющего списание ГСМ и обосновывающего расход топлива.
Суд вслед за проверяющими пришел к выводу, что колледж неправильно применил поправочные коэффициенты, предусмотренные Методическими рекомендациями. В результате учреждение приняло нормы расхода топлива для автомобиля Ford Mondeo при эксплуатации за городом в размере 16 л на 100 км, в то время как по данным сервисной книжки норма расхода топлива на данный автомобиль при движении за городом составляет 6,7 л на 100 км. Кроме того, суд установил, что колледж неправильно применял поправочные коэффициенты на возраст и пробег автомобилей.
Доводы колледжа о том, что Методические рекомендации не обязательны к применению, суд отклонил. Арбитры указали: они утверждены федеральным органом исполнительной власти и применение данного документа по вопросам расчета норм расхода топлива является обязательным (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 07.07.2010 N Ф03-4439/2010 по делу N А04-2074/2009).
Обращает на себя внимание тот факт, что правильность применения норм права в приведенном деле подтверждена высшими арбитрами. Определением от 11.10.2010 N ВАС-11613/10 они отказали в передаче этого дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора.
Впрочем, встречаются и обратные решения. Так, ФАС Центрального округа в Постановлении от 04.04.2008 по делу N А09-3658/07-29 указал, что Нормы Минтранса России (правда, предыдущие — от 2003 г.) носят рекомендательный характер. Любопытно, что ВАС РФ Определением от 14.08.2008 N 9586/08 тоже отказал в передаче данного дела в Президиум.
Как видно, отношение судов к применению Методических рекомендаций противоречиво. Поэтому во избежание проблем лучше использовать Нормы, установленные Минтрансом России.
Но что делать, если фактический расход топлива отличается от расчетного?
Отклонение от нормы
Если фактический расход топлива для конкретной модели автомобиля превышает норму, установленную Минтрансом России, учреждению все же имеет смысл установить собственную норму. Но она должна быть обоснованной!
Так, если расход топлива автомобиля по паспорту 7 л на 100 км, по формуле из Методических рекомендаций — 10 л, а учреждение утвердило норматив в 20 л, такие действия наверняка будут расценены проверяющими как нарушение. Да и с практической точки зрения дешевле устранить неисправность (а она при таком расходе есть), чем тратить астрономические суммы на топливо.
Другое дело, если фактический расход топлива отклоняется от нормативного незначительно. Чтобы оправдать перерасход, учреждение должно документально подтвердить «аппетит» машины. Для этого обычно проводят контрольный заезд.
Перед началом поездки комиссия, которая будет контролировать расход топлива, регистрирует показания одометра (штатного счетчика, фиксирующего пробег автомобиля) и уровень топлива в баке. Далее члены комиссии ездят с водителем в течение нескольких часов, как говорится, в боевых условиях.
Следует учесть! При установлении собственной нормы расхода топлива за ориентир можно принять нормы, указанные в технической документации на автомобиль. Но при этом нужно иметь в виду, что производители зачастую приводят минимально возможный расход при оптимальных оборотах двигателя в идеальных погодных и дорожных условиях. Практика показывает, что расход по факту и по документам может сильно отличаться, ведь на него влияет множество разных факторов, начиная от правильной «обкатки» автомобиля в самом начале использования, заканчивая пробегом, по мере увеличения которого расход естественным образом увеличивается.
Таким образом, установленные учреждением нормы не обязательно должны соответствовать заводским, однако любые отклонения следует должным образом обосновать в документах, оформляемых профильной комиссией.
После поездки вновь регистрируются данные одометра и количество топлива в баке. Полученный фактический расход сравнивается с нормативным. Если первый окажется немного больше второго и этому есть разумное объяснение, учреждение может утвердить повышенные нормы. Для этого руководитель издает приказ (образец приведен в конце статьи).
Результаты контрольного заезда оформляются актом контрольного замера расхода топлива. Законодательно утвержденной формы этого документа нет, составить его можно, например, так:
Государственное учреждение Утверждаю
«Центр дополнительного образования»
Россия, 105064, г. Москва, Директор ГУ
Староватутинский проезд, д. 3 «Центр дополнительного образования»
3 февраля 2014 г.
Петрашкин
——— Д.С. Петрашкин
Акт
контрольного замера расхода топлива
В связи с несоответствием фактического расхода топлива автомобилем
ВАЗ-211440 (заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер —
Т422ОУ177, инвентарный номер — 78) паспортным данным и нормам,
установленным Методическими рекомендациями «Нормы расхода топлив и
смазочных материалов на автомобильном транспорте» (Приложение к
Распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 N АМ-23-р), комиссия в составе
председателя — директора ГУ «Центр дополнительного образования»
Петрашкина Д.С. и членов — механика Семенова С.С., главного бухгалтера
Козловой О.Д. составила настоящий акт контрольного замера расхода топлива
при движении в населенном пункте — в г. Москве.
Марка, модель, государственный регистрационный знак автомобиля |
Марка топлива |
На начало контрольного замера |
|
показания одометра, км |
количество топлива в баке, л |
||
ВАЗ-211440 заводской номер — ХТА2140А4899677, регистрационный номер — Т422ОУ177 |
Регуляр-92 ГОСТ Р 51105-97 |
37 596 |
На конец контрольного замера |
Фактический пробег, км |
Расход бензина на фактический пробег, л |
Расход бензина на 100 км пробега, л/100 км |
|
показания одометра, км |
количество топлива в баке, л |
|||
37 796 |
Председатель комиссии
Директор ГУ «Центр дополнительного образования» Петрашкин
Члены комиссии:
Механик Семенов
Главный бухгалтер Козлова
Новые модели
С момента издания Методических рекомендаций прошло уже шесть лет. За это время автопроизводители успели выпустить немало новых моделей, о которых в этом документе ничего не сказано. В таких ситуациях Минтранс России предлагает руководителям вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам научными организациями на основе специальной программы-методики (п. 6 Методических рекомендаций).
Но ведь до момента ответа на заявку автомобиль нужно эксплуатировать, следовательно, списывать расходы на ГСМ. Чиновники предлагают в таких ситуациях руководствоваться технической документацией завода-изготовителя (Письма Минфина России от 10.06.2011 N 03-03-06/4/67, от 22.06.2010 N 03-03-06/4/61, от 14.01.2009 N 03-03-06/1/6). Указанный в ней расход можно использовать по аналогии с базовыми нормами из Методических рекомендаций. При этом формула расчета нормы расхода топлива, в которой учитываются пробег автомобиля и поправочные коэффициенты, будет неизменной.
Кроме того, по нашему мнению, при отсутствии возможности обратиться в научную организацию учреждение может установить норму расхода топлива самостоятельно на основании контрольного замера в порядке, изложенном выше.
Приказ руководителя учреждения об утверждении и введении в действие норм расхода топлива может выглядеть, например, так:
Государственное учреждение
«Центр дополнительного образования»
Россия, 105064, г. Москва,
Староватутинский проезд, д. 3
Приказ N 56
г. Москва 05.02.2014
Об утверждении и введении в действие
Норм расхода топлива
В связи с изменением состава парка автотранспортных средств
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Утвердить и ввести в действие Нормы расхода топлива.
2. Контроль за соблюдением Норм расхода топлива возложить на начальника
административно-хозяйственного отдела Гараганова Сергея Ивановича.
3. Приказ от 09.04.2007 N 45 «Об утверждении и введении в действие Норм
расхода топлива» считать утратившим силу.
Петрашкин
Директор ——— Д.С. Петрашкин
Приложение 1
к приказу от 05.02.2014 N 56
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Контрольный замер расхода топлива.
1.Контрольный замер расхода топлива производится в двух случаях.
Первый случай.
При получении нового автомобиля, на который в Нормах расхода топлива от 2008 года отсутствует значение базовой или транспортной нормы, владелец разрабатывает ( самостоятельно или через стороннюю организацию) свою норму расхода. При эксплуатации автомобиля может возникнуть ситуация, когда этой нормы будет не хватать. Тогда и производится контрольный замер расхода топлива.
Второй случай.
Владелец (пользователь) автотранспорта на основе базовых (транспортных) норм и корректирующих коэффициентов разработал эксплуатационные нормы расхода топлива, которые позволяют производить расчет расхода топлива по несложной схеме, а именно с применением всего двух показателей – эксплуатационной нормы и пробега. А чтобы быть уверенным в правильности расчета эксплуатационной нормы расхода топлива, и делается контрольный замер.
2. Контрольный замер расхода топлива оформляется актом произвольной формы.
3. Форма акта и технология замера расхода топлива (пример).
Утверждаю:
Директор (Главный инженер) ________________________
Акт
контрольного замера нормы расхода топлива автомобиля (марка, гос .номер).
12 февраля 2014 года.
Комиссия в составе инженера по транспорту (фамилия, И.О.), техника по учету (фамилия, И.О.), бухгалтера (фамилия, И.О.) составила настоящий акт о том, что на автомобиле марки________________ гос. номер _________ произведен контрольный замер расхода топлива.
Замер производился следующим образом.
На АЗС бак автомобиля был заправлен полностью. Показание спидометра — км. Затем в присутствии _________________ автомобиль под управлением водителя _______________ совершил пробег в 100 км по маршруту обычной работы. Показание спидометра — км. Пробег в 100 км завершен на АЗС. Затем на АЗС до полного бака было залито ______ литров, что и явилось уточненной нормой расхода топлива.
Расчет норм расхода топлива
Стоимость расчета норм расхода топлива составляет 3000 рублей (НДС не облагается согласно п. 2 ст. 346.11 НКРФ), за единицу транспортного средства. Срок выполнения расчета от 2-х дней. (постоянным клиентам предоставляется скидка).
По согласованию с заказчиком, производится расчет эксплуатационных норм, с учетом особенностей эксплуатации (работа кондиционера, дополнительного оборудования и т.п.). На использование программы-методики имеется лицензионное соглашение.
Расчеты осуществляется на основании следующих документов:
— Р 03112134-0367-97 «МЕТОДИКА ОПРЕДЕЛЕНИЯ БАЗОВЫХ НОРМ РАСХОДА ТОПЛИВА НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ» (утвержденная Министерством транспорта России 14 октября 1996 г.)
— «Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте»», введенные в действие распоряжением Министерства транспорта Российской Федерации от 14 марта 2008 г. № АМ-23р
— МДС 12-38.2007 Нормирование расхода топлива для строительных машин
В соответствие с Методическими рекомендациями, для моделей, марок и модификаций автомобильной техники, поступающей в автопарк страны, на которую Минтрансом России не утверждены нормы расхода топлив (отсутствующие в данном документе), руководители местных администраций регионов и предприятий могут вводить в действие своим приказом нормы, разработанные по индивидуальным заявкам в установленном порядке научными организациями, осуществляющими разработку таких норм по специальной программе-методике.
Методика Р 03112134-0367-97, регламентирует стандартные условия и порядок установления базовых норм для различных категорий автомобильной техники и базируется на пакете компьютерных программ МВК. Данное программное обеспечение предназначено для комплексного исследования автомобилей расчетными методами. На основе кратковременных экспериментов, без применения стендовых устройств и специального оборудования, моделировать различные условия эксплуатации и проводить дорожные испытания автомобилей.
Базовая норма расхода топлив зависит от конструкции автомобиля, его агрегатов и систем, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемых топлив, учитывает массу автомобиля в снаряженном состоянии, типизированный маршрут и режим движения в условиях эксплуатации в пределах «Правил дорожного движения».
Эксплуатационная норма устанавливается по месту эксплуатации АТС на основе базовой или транспортной нормы с использованием поправочных коэффициентов (надбавок), учитывающих местные условия эксплуатации.
Документация и другие файлы:
Нормы расхода топлива, разные мнения
Лицензионный договор на программу методику