Содержание
НАЦИОНАЛЬНЫЙ РЕЖИМ ЗАКУПОК В 2019 ГОДУ
О.Л. Лобанова,
консультант по управлению закупками Академии промышленного менеджмента
им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль
Система государственных закупок в настоящее время является важным элементом стимулирования развития национального производства и обеспечения продовольственной безопасности. При этом в рамках контрактной системы предусмотрены отдельные механизмы, устанавливающие приоритетность закупок российских товаров (работ, услуг).
Условия применения национального режима
Прежде всего отметим, что действующее законодательство в сфере закупок допускает возможность закупки товаров (работ, услуг), происходящих из иностранных государств. Так, в соответствии со статьей 14 Федерального Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ о контрактной системе (далее – Закон № 44-ФЗ) в целях защиты внутреннего рынка России, а также развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей Правительством РФ могут устанавливаться запреты на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. При этом Минфин России вправе определить условия допуска к системе госзаказа товаров, происходящих из иностранного государства (или группы иностранных государств).
В настоящее время в рамках контрактной системы действует более десятка подзаконных актов в рамках национального режима закупок товаров, работ, услуг (далее – продукция). В зависимости от предмета контракта нормативный правовой акт в рамках нацрежима устанавливает либо запрет на допуск иностранной продукции, либо ограничения допуска, либо ограничения и условия допуска (рисунок 1).
Нормативное регулирование национального режима в закупках для обеспечения государственных и муниципальных нужд | |||
Условия допуска товаров | Ограничения допуска | Ограничения и условия допуска | Запрет на допуск иностранных товаров |
Приказ Минфина России от 04.06.2018 № 126н – условия допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров для обеспечения государственных и муниципальных нужд |
Постановление Правительства РФ от 20.09.2018 № 1119 – ограничения допуска оружия спортивного огнестрельного с нарезным стволом, патронов и боеприпасов прочих и их деталей, происходящих из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 22.08.2016 № 832 – ограничения допуска отдельных видов пищевых продуктов, происходящих из иностранных государств |
Постановление Правительства РФ от 26.09.2016 № 968 – ограничения и условия допуска отдельных видов радиоэлектронной продукции, происходящих из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 05.02.2015 № 102 – ограничения и условия допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 04.12.2017 № 1469 – ограничения и условия допуска стентов для коронарных артерий металлических непокрытых, стентов для коронарных артерий, выделяющих лекарственное средство, происходящих из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 30.11.2015 № 1289 – ограничения и условия допуска происходящих из иностранных государств лекарственных препаратов, включенных в перечень ЖНВЛП |
Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 656 – запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 № 1236 – запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств; Постановление Правительства РФ от 05.09.2017 № 1072 – запрет на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (до 1 декабря 2019 года); Постановление Правительства РФ от 11.08.2014 № 791 – запрет на допуск товаров легкой промышленности, происходящих из иностранных государств, и (или) услуг по прокату таких товаров; Постановление Правительства РФ от 14.01.2017 № 9 – запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок товаров, работ (услуг) для нужд обороны страны и безопасности государства |
Обратите внимание. Доступ к полному содержимому данного документа ограничен.
В данном случае предоставлена только часть документа для ознакомления и избежания плагиата наших наработок.
Для получения доступа к полным и бесплатным ресурсам портала Вам достаточно зарегистрироваться и войти в систему.
Удобно работать в расширенном режиме с получением доступа к платным ресурсам портала, согласно прейскуранту.
Запреты товаров машиностроения
Запрет на допуск отдельных видов импортной продукции машиностроения включает большой перечень, в том числе:
- Строительная техника: бульдозеры, тракторы, грейдеры, катки, погрузчики, экскаваторы.
- Средства для перевозки людей: автомобили, автобусы, троллейбусы.
- Специальные автомобили: пожарные, скорой медицинской помощи, для аварийно-спасательных служб, полиции.
- Прочие автотранспортные средства.
Однако имеются и исключения, когда можно закупить перечисленную продукцию зарубежного происхождения. Перечислим некоторые из них:
- Производство по специальному инвестиционному контракту (абзац 2, подпункт «а», Постановление № 656). Подтверждающим документом в таком случае является копия данного контракта.
- Если нет аналогов российского производства и при этом она соответствует требованиям РФ к такой продукции, которые перечислены в Постановлении № 719 от 17.07.2015 (монтаж двигателей, системы электрооборудования, органов управления, наличие сервисных центров на территории стран ЕАЭС и др.). Подтверждающим документом является акт экспертизы, который выдается Торгово-промышленной палатой РФ.
- Страной происхождения является государство — член ЕАЭС. Подтверждающим документом является сертификат о происхождении, который выдается уполномоченным органом государства — члена ЕАЭС.
Нормы не распространяются на деятельность дипломатических и консульских учреждений при заказах не на территории РФ.
Нормативный акт | ПП РФ № 656 от 14.07.2014. |
Когда применять | В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика. |
Как применять | Запрещено приобретать иностранную продукцию. |
Что нужно приложить к заявке на участие | Любой из документов:
|
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА |
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров. |
Запреты в легкой промышленности
Запрет на допуск товаров иностранного происхождения устанавливает ограничения при покупке товаров легкой промышленности, а также услуг по их прокату, к которым относятся:
- ткани текстильные;
- одеяла;
- белье постельное, столовое, туалетное;
- ковры и прочее.
Предусмотрены два перечня: отдельно для федеральных нужд и отдельно для нужд субъекта и муниципальных нужд. Федеральный перечень охватывает большее количество групп.
Дополнительным требованием к поставщикам является не только поставка продукции, произведенной в ЕАЭС, но и использование при их производстве или оказании услуг материалов или полуфабрикатов также из стран ЕАЭС. К примеру, при покупке одеял нитки, из которых они сделаны, также не должны быть иностранного происхождения.
Подтверждающим документом является декларация поставщиков о стране происхождения.
Есть исключение: если такая продукция легкой промышленности не производится на территории ЕАЭС. Заключение об этом выдает Министерство промышленности и торговли РФ.
Нормативный акт | ПП № 791 от 11.08.2014 |
Когда применять |
Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика. Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ). ПП № 791 не применяется, если заказчик получил заключение Минпромторга, что на территории РФ не производятся товары из перечня (Приказ Минпромторга от 10.09.2014 № 1776). |
Как применять |
Запрещено приобретать иностранную продукцию. Дополнительное требование: использовать при производстве отечественные материалы и полуфабрикаты (ЕАЭС). |
Что нужно приложить к заявке на участие | Декларация страны происхождения товара, материалов и полуфабрикатов, из которых изготовлен товар (в свободной форме). |
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА |
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров. |
Программное обеспечение также под запретом
Правительством установлен запрет на закупку иностранного программного обеспечения. Министерство связи и массовых коммуникаций РФ ведет единый реестр российских программ и евразийского программного обеспечения для электронных вычислительных машин и баз данных. Если заказчик планирует закупить программное обеспечение и в этом реестре содержится информация о российских и евразийских программах, которые по функциональным характеристикам полностью соответствуют требованиям заказчика, запрещено закупать аналоги иностранного производства.
Подтверждающим документом является декларация поставщика. Актуальный единый реестр российских программ для ЭВМ и баз данных размещен на официальном сайте Минсвязи.
Нормативный акт | ПП РФ № 1236 от 16.11.2015. |
Когда применять |
В любых конкурентных процедурах, а также в закупках у единственного поставщика. Исключение: заказчик подготовил и включил в документацию обоснование невозможности соблюсти запрет. |
Как применять | Запрещено приобретать иностранную продукцию. |
Что нужно приложить к заявке на участие |
Ничего. Подтверждается происхождения ПО сведениями из реестра российского программного обеспечения или реестра ПО ЕАЭС. |
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА |
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров. |
Продукция оборонного значения в табу
Сейчас введены запреты на госзакупки иностранных товаров, которые предназначены для нужд обороны страны и безопасности государства, за исключением случаев, когда аналоги не производятся на территории ЕАЭС. Постановление Правительства 9 от 14.01.2017 к такой продукции относит:
- запрет на закупки авиационных изделий и техники (вертолеты);
- автомобили, автотранспортные средства;
- строительную технику: бульдозеры, катки, отвалы, грейдеры;
- пластмассовые изделия;
- текстильные изделия;
- прокат, трубы, камень, известняк, песок и др.
Перечень состоит из наименования товара и кода согласно ОКПД-2 (ОК 034-2014 (КПЕС 2008)). К примеру, Постановление Правительства РФ 9, п. 42 — это круги отрезные (23.91.11.150).
Нормативный акт | ПП РФ № 9 от 14.01.2017. |
Когда применять |
В любых конкурентных процедурах и закупках у единственного поставщика в целях выполнения:
Исключения из ПП № 9 перечислены в пункте 4. Например, правила не применяются в случае необходимости обеспечения взаимодействия закупаемых товаров с товарами, которые использует заказчик, закупки запчастей и т. д. |
Как применять |
Запрещено приобретать любую иностранную продукцию. Исключение: на территории ЕАЭС такие ТРУ не производятся. До 16.01.2019 действует запрет на допуск иностранных товаров (включая ЕАЭС), если они указаны в приложении к ПП № 9. В перечне станки, инструменты, продукция легкой промышленности, стройматериалы, автотранспорт, спецтехника, электрооборудование. |
Что нужно приложить к заявке на участие |
Заключение о подтверждении производства промышленной продукции в России. Оно выдается Минпромторгом по правилам ПП № 719 от 17.07.2015. Если продукция не включена в приложение к ПП № 719 от 17.07.2015, то ПП № 9 не устанавливает требований, каким конкретно документом подтверждать страну происхождения. Учтите п. 6 обзора судебной практики Верховного суда от 28.06.2017. Суд решил, что если установлен запрет по ПП № 9, то участник аукциона должен предоставить документ, подтверждающий страну происхождения товара. Таким документом может быть сертификат СТ-1. |
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА | Нельзя. |
Иностранную мебель запрещено закупать
ПП № 1072 от 05.09.2017 запрещает приобретать мебель иностранного производства, причем не важно, из чего она сделана: дерево, пластмасса или металл. Сюда же попала и мягкая мебель, включая матрасы, кушетки, софы с деревянным каркасом. Запрет действует до 01.12.2019.
Установлены исключения для мебели, которая:
- произведена в государствах — членах ЕАЭС;
- закупается по специальному инвестиционному контракту;
- не имеет аналогов в ЕАЭС и соответствует критериям ПП № 719 от 17.07.2015.
Также установлено дополнительное требование к участникам — деревянные плиты, из которых собирается мебель, также должны быть произведены из материалов и полуфабрикатов из ЕАЭС.
Все правила для товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности собраны в таблице.
Нормативный акт | ПП РФ № 1072 от 05.09.2017. |
Когда применять |
Применяется с 01.12.2017 по 01.12.2019. Запрещено закупать иностранные товары по перечню при проведении любых конкурентных процедур, а также закупок у единственного поставщика. Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) при проведении конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов (ч. 2 ст. 31 закона № 44-ФЗ). |
Как применять |
Запрещено приобретать иностранную продукцию (кроме ЕАЭС). Дополнительное требование: использовать отечественные материалы (ЕАЭС) из пунктов 1 и 2 перечня при производстве товаров из пунктов 4-6 и 12-28 перечня. |
Что нужно приложить к заявке на участие |
Любой из документов из пунктов 2-4 критериев подтверждения производства промышленной продукции на территории РФ (утверждены ПП № 550 от 10.05.2017):
|
Можно ли включить в закупку товары как не из НПА, так и из НПА |
Не запрещено, но не рекомендуется. При совмещении будьте готовы подтвердить технологическую и функциональную взаимосвязь товаров. |
Ограничение и запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств 44-ФЗ
Нормами статьи 14 44-ФЗ вводится ряд запретов и ограничений на допуск товаров происходящих из иностранных государств. Такая политика направлена на стимулирование российской экономики и поддержание отечественного производителя. Введение национального режима доставляет немало неудобств, как заказчикам, так и поставщикам. Госучреждениям важно правильно составить документацию перед проведением процедуры, а участникам подтвердить соответствие предлагаемой ими продукции установленным требованиям.
Запреты
В соответствии с нормами статьи 14 44-ФЗ Правительство получает право накладывать запрет на закупку госучреждениями отдельных товаров иностранного происхождения. Для этого оно выпускает соответствующие постановления, которые становятся обязательными к исполнению всеми заказчиками. На сегодняшний день подобные запреты действуют в отношении следующих видов продукции:
- Программное обеспечение.
- Товары для нужд обороны страны и безопасности государства.
- Продукция машиностроения.
- Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности.
- Изделия легкой промышленности.
Эти запреты распространяются на товары, произведенные в любых странах, за исключением России, Армении, Беларуси, Киргизии и Казахстана (ЕАЭС). Информацию о наличии такого запрета заказчик обязан отобразить в закупочной документации. В противном случае он привлекается к административной ответственности.
Программное обеспечение
С 01 января 2016 года постановлением Правительства России №1236 вводятся ограничения на закупку программного обеспечения, разработанного на территории иностранных государств. Эта норма распространяется на исключительные права и права эксплуатации.
На Министерство связи наложена обязанность по ведению единого реестра программного обеспечения российского производства. С ним заказчик должен сверяться перед проведением закупки. Правила его создания и ведения также прописаны в постановлении Правительства за номером 1236.
Когда требуемая программа отсутствует в реестре или ее технические характеристики не совпадают с параметрами, указанными в документе, разрешено назначать тендер на иностранную продукцию. Запрет, установленный Постановлением №1236, не распространяется на закупки, проводимые консульствами, дипломатическими представительствами, а также торговыми представительствами РФ при ведении ими деятельности за рубежом. Запрет не применяется также при закупках, составляющих государственную тайну.
Товары для нужд обороны
Постановлением Правительства №9 от 14.01.2017 (до него — ПП №1224 от 24.12.2013) вводится запрет на закупку товаров иностранного производства, необходимых для нужд безопасности и обороны страны. Исключение составляет лишь та продукция, которая не производится на территории России или государств, входящих в Евразийский экономический союз.
К поставке в рамках госконтракта допускаются не только товары, фактически произведенные в России, но и продукция, отвечающая одному из следующих требований:
- Ее создание или модернизация проводилось в рамках специального инвестиционного контракта.
- Изделие соответствует требованиям, установленным постановлением Правительства №719 от 17.07.2015г.
- Товары произведены в странах ЕАЭС.
Запрет не распространяется на закупки, проводимые МВД, ФСБ, ФСО, СВР, ФСТЭК, а также Управлением делами Президента России. Полный перечень продукции, которая подпадает под действие постановление, приведен в приложении к нему. В этот перечень входят: обрабатывающие центры, токарные, металлорежущие, шлифовальные заточные и другие виды станков, измерительные и контрольные приспособления.
Продукция машиностроения
Запрет на поставку в рамках государственных контрактов объектов машиностроения вводится постановлением Правительства №656 от 14.07.2014 г. Запрещено осуществлять закупки следующих иностранных товаров:
- Трамвайных вагонов.
- Прицепов.
- Снегоочистителей.
- Различных транспортных средств.
- Автокранов.
- Тракторов.
Полный перечень приведен в приложении к постановлению. Такие запреты не распространяются на закупки, реализуемые дипломатическими и торговыми представительствами, а также консульствами.
Мебель и изделия деревообрабатывающей промышленности
Запрет на поставку мебели и отдельных изделий деревообрабатывающей промышленности устанавливается постановлением Правительства №1072 от 05 сентября 2017 года. Закупать продукцию, о которой идет речь в постановлении, можно только, если:
- Она произведена на территории России или стран ЕАЭС.
- Товары изготавливаются в рамках специального инвестиционного контракта.
- Продукция соответствует требованиям постановления Правительства №719 от 17.07.2015г.
Запрет распространяется на различные виды мебели, в том числе металлическую и пластмассовую, матрасные основы, матрасы, диваны, древесно-волокнистые плиты. Такое постановление действует до 1 декабря 2019 года.
Изделия легкой промышленности
Постановлением Правительства №108 от 17 февраля 2016 года устанавливается запрет на приобретение государственными учреждениями отдельных изделий легкой промышленности, изготовленных в иностранных государствах. Исключение составляют лишь товары, произведенные в странах ЕАЭС. Дополнительным требованием является использование при выпуске изделий российских полуфабрикатов и материалов.
В перечень товаров, попадающих под запрет входят:
- Ткани.
- Кожаная одежда.
- Спецодежда.
- Обувь.
- Пластмассовые изделия.
- Ковры.
- Верхняя одежда.
- Нижнее белье.
Указанные товары должны быть исключительно российского производства. В постановлении приводится отдельный список продукции, которая может быть произведена на территории стран ЕАЭС. В него включены ткани, текстильные изделия, огнестойкая одежда и некоторые другие изделия.
Ограничения
На отдельные виды товаров законодатель установил ограничения. Это значит, что заявки, содержащие изделия иностранного производства, допускаются к участию в процедуре только в том случае, если отсутствуют предложения с продукцией российского производства, соответствующей установленным характеристикам. Это справедливо для следующих видов товаров:
- Радиоэлектроника.
- Медицинские изделия.
- Лекарственные препараты.
- Продукты питания.
При проведении таких закупок участники, предложившие продукцию отечественного производства, получают ценовые преференции. Если победу в тендере одерживает компания, в заявке которого имеются иностранные товары, то итоговая цена контракта будет уменьшена на 15%.
Радиоэлектронная продукция
Ограничения на закупку товаров радиоэлектроники установлены постановлением Правительства №968 от 29 сентября 2016 года. В список изделий, попавших под действие нормативного акта, включены:
- Фоторезисторы.
- Светодиодные изделия.
- Интегральные электронные схемы.
- Вычислительны машины.
- Электронные книги.
- Запоминающие устройства.
- Радиоэлектронные средства связи.
- Антенны.
- Видеокамеры.
Полный список приведен в приложении к постановлению. Установленные ограничения не применяются в случае проведения закупки на территории иностранного государства для обеспечения собственной деятельности.
Медицинские изделия
При закупке медицинских изделий, включенных в перечень, указанный в постановлении Правительства №102 от 05 февраля 2015 года, устанавливаются ограничения. В этот список попали:
- Медицинская одежда.
- Санитарно-гигиеническое белье.
- Реагенты.
- Салфетки.
- Тампоны.
- Повязки.
- Диагностическое и реанимационное оборудование.
Список товаров огромен, поэтому поставщикам и заказчикам необходимо внимательно с ним ознакомиться перед участием в процедуре. Запрет не распространяется на закупки, проводимые на территории иностранных государств.
Лекарственные препараты
Введение ограничений при закупке лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов устанавливается постановлением Правительства №1289 от 13.11.2015 года. Актуальный перечень конкретных медикаментов, попадающих под действие нормативного акта, приведен в распоряжении Правительства №2323-р от 23.10.2017 года.
Если в результате проведения закупки товаров, на которые распространяются ограничения, был заключен контракт с поставщиком, предложившим российскую продукцию, то замена препаратов, предложенных в заявке, иностранными аналогами в процессе исполнения обязательств не допускается. Это установлено пунктом 3 постановления Правительства №1289.
Продукты питания
Ограничения на поставку иностранных продуктов питания установлены постановлением Правительства №832 от 22.08.2016 года. В перечень таких продуктов входят:
- Мороженая и свежая рыба.
- Морепродукты.
- Различные сорта мяса.
- Соль.
- Сливочное масло, сыры, творог, молоко.
- Рис.
- Сахар.
Исключением из данного постановления становятся закупки, осуществляющиеся на территории иностранных государств.
Действия заказчика
Действия заказчика при проведении закупок товаров, попадающих под действие ограничений, будут зависеть от типа приобретаемой продукции:
- Если заказчику необходима какая-либо программа, то перед составлением закупочной документации он должен свериться с реестром ПО. Если такое обеспечение найдено в реестре, то закупать иностранные аналоги запрещено. Информация об этом должна быть обязательно отражена в документации. В случае, если требуемая программа отсутствует в реестре заказчику нужно подготовить обоснование необходимости приобретения именно такого ПО.
- Перед закупкой товаров, предназначенных для обеспечения нужд обороны страны заказчик должен проверить, существует ли производство требуемой продукции на территории России. Получить такую информацию можно в Министерстве промышленности и торговли.
- При проведении закупок отдельных видов товаров машиностроения или мебельной продукции заказчик обязан прописать в документации необходимость приложить во второй части заявок сертификат о происхождении товара. Заявки, в которых этот документ не приложен, должны быть отклонены.
- Если проводится закупка товаров, на которые правительством наложены ограничения, то заказчик обязан отклонять заявки, содержащие изделия иностранного производства, при условии, что поданы не менее двух предложений с российской продукцией. При этом товары, предлагаемые в этих двух заявках не должны быть одного и того же вида.
За невыполнение возложенных обязательств заказчик привлекается к административной ответственности. Если организатор закупки допускает к участию в процедуре заявку, не соответствующую требованиям национального режима, то он будет вынужден выплатить штраф в размере 1% от НМЦК (от 5000 до 30000 рублей) при проведении аукционов и 5% от НМЦК (не более 30000 рублей) при осуществлении запроса котировок.
Действия поставщика
Для участия в закупках товаров, на которые действуют запреты или ограничения, участник должен подтвердить соответствие предлагаемой им продукции требованиям законодательства. Сделать это можно при помощи следующих документов:
- Копия инвестиционного контракта, в рамках которого осуществляется производство изделий.
- Сертификат по форме СТ-1.
- Акт экспертизы, проведенной Торгово-промышленной палатой России.
- При закупке продуктов питания, на которые установлены ограничения. Участнику достаточно задекларировать в заявке страну происхождения. Наименование государства должно соответствовать ОКСМ.
- Если проводится закупка радиоэлектроники, то в отдельных случаях допускается прикладывать к заявке уведомление о стране происхождения товара, полученное от Минпромторга.