Защита работника от работодателя

Что делать работнику, если его права ущемлены?

Если гражданин считает, что работодатель ущемляет его в правах, он может обратиться в организацию по защите прав работников. Это Государственная инспекция труда, в полномочия которой входят вопросы рассмотрения нарушений со стороны работодателей. Жалоба в инспекцию может быть составлена письменно либо через заполнение специальной электронной формы на веб-ресурсе ОнлайнИнпекция.ру.

Гражданин может обратиться за помощью к юристам, специализирующимся на трудовых спорах. Специалист точно и верно составит жалобу. К содержанию этого обращения закон не предъявляет особых требований, за исключением того, что жалоба должна быть написана грамотно и сжато. Это поможет трудовому инспектору быстрее вникнуть в суть проблемы работника и помочь ему. На жалобу Трудовая инспекция должна ответить в течение 30 дней. Служба по защите прав работников – Трудовая инспекция реагирует на жалобы, поступающие от работающего населения, проверками работодателя, носящими внеплановый характер. По результатам проверки инспектором выносится акт, в котором указываются выявленные нарушения, их характер. В некоторых случаях деятельность работодателя может быть приостановлена.

Комитет по защите прав работников создается на базе профессионального союза. Это объединение граждан, состоящее из работников и представителей работодателя. Профсоюз преследует цель защиты прав работников. Его работа регулируется №82-ФЗ, а также федеральным законом, регулирующим деятельность некоммерческих организаций. Работодатель не имеет права создавать помехи в организации профсоюза.

Работник может также обратиться в Прокуратуру, на территории которой работает компания, нарушившая права сотрудника. Прокуратура следит за соблюдением прав граждан в России, в том числе и трудовых. Жалоба пишется на имя прокурора.

Работник может обратиться в суд. Иск пишется в трех экземплярах. Для того чтобы написать грамотно документ, лучше обратиться к юристам либо самостоятельно изучить правила составления искового заявления. В иске обязательно указывается суд, куда направляется заявление. Истец должен указать полные данные о себе и ответчике с контактами, по которым можно связаться с ними. В иске должны быть указаны факты нарушения работодателем прав работника со ссылками на законы, а также просьба к суду. Если иск составлен неправильно, судья может отправить его обратно заявителю и не рассматривать спор до тех пор, пока не будут устранены нарушения.

недобросовестный работник

Смотреть что такое «недобросовестный работник» в других словарях:

  • НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ — НЕДОБРОСОВЕСТНЫЙ, ая, ое; тен, тна. Нечестно и небрежно делающий что н. или плохо, небрежно сделанный. Н. работник. Недобросовестная информация (необъективная). | сущ. недобросовестность, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю.… … Толковый словарь Ожегова

  • работник — сущ., м., употр. сравн. часто Морфология: (нет) кого? работника, кому? работнику, (вижу) кого? работника, кем? работником, о ком? о работнике; мн. кто? работники, (нет) кого? работников, кому? работникам, (вижу) кого? работников, кем? работниками … Толковый словарь Дмитриева

  • недобросовестный — ая, ое; тен, тна, тно. 1. Нечестно и нерадиво выполняющий свои обязанности, обязательства. Н. человек, работник. 2. Основанный на нечестном, нерадивом отношении к кому , чему л. Н. поступок. Н ое исполнение служебных обязанностей. Н ая работа. ◁… … Энциклопедический словарь

  • недобросовестный — ая, ое; тен, тна, тно. см. тж. недобросовестно, недобросовестность 1) Нечестно и нерадиво выполняющий свои обязанности, обязательства. Недобросо/вестный человек, работник. 2) Основанный на нечестном, нерадивом отношении к кому , чему л. Недобросо … Словарь многих выражений

  • недобросо́вестный — ая, ое; тен, тна, тно. Нечестно или нерадиво выполняющий свои обязанности, обязательства. Недобросовестный человек. Недобросовестный работник. || Основанный на нечестном, непорядочном отношении к кому , чему л. Недобросовестный поступок.… … Малый академический словарь

  • Гастролер — лицо, часто меняющее место работы и, как правило, недобросовестный работник. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

  • ГАСТРОЛЕР — человек, постоянйо меняющий место работы, случайный и, как правило, недобросовестный работник. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

  • бракоде́л — а, м. Недобросовестный работник, допускающий брак2 в работе … Малый академический словарь

  • ГАСТРОЛЕР — (сленг.) человек, постоянно меняющий место работы, случайный, как правило, недобросовестный работник … Энциклопедический словарь экономики и права

  • БРАКОДЕЛ — БРАКОДЕЛ, а, муж. Недобросовестный работник, допускающий брак 2. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

  • БРАК — (нем. Brack). Негодный, поврежденный, а также не отвечающий требуемым условиям товар. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. БРАК негодные товары или слегка попорченные вещи, продаваемые отдельно от… … Словарь иностранных слов русского языка

Вы спрашиваете — юристы отвечают

Судебная практика последнего времени все больше складывается в пользу работодателя, а не работника. И причина этого кроется помимо прочего в юридической безграмотности работника.

Работники очень часто совершают действия, которые можно считать ошибочными в точки зрения их правовых последствий. Раньше более успешно в суде могла «прокатить» такая логика работника – «на меня надавили, вынудили уволиться по собственному желанию, грозили уволить по статье, я не знал, не понимал, зачем им надо от меня такое заявление…». И суды считали – да, работник более слабая сторона, а значит, надо его поддержать.

Теперь суды иначе подходят к этим трудовым спорам, и работодатели оказываются в выигрыше, а работники – у разбитого корыта со своей устаревшей логикой и беспочвенной верой в справедливость.

Изучив ряд дел, по которым работники проиграли споры, я сформировала рекомендации, соблюдая которые работник имеет значительно больше шансов не попасть в ловушки работодателя и защитить себя, если придется судиться с работодателем.

1. Не надо писать заявление по собственному желанию, если кадровик вам говорит, что вашу должность сократили. Так бывает, что работник долго был в отпуске (например, по уходу за ребенком), затем выходит на работу и слышит, что за время его отсутствия должность убрали из штатного расписания, и что рабочего места как такового уже и нет. Работника убеждают, что надо написать заявление на увольнение по собственному желанию, что так полагается. Работник пишет, потом дома «понимает», что поспешил, но… уже поздно.

Теперь суды не поддерживают работников в такой ситуации и считают, что надо вовремя думать, что подписываешь – не маленький ведь уже.

Это значит, что если вы в такой ситуации решите пойти в суд с иском к работодателю о восстановлении, взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула и компенсации морального вреда, то есть 99% вероятности того, что суд вам откажет. Аргументы » растерялся», «это было неожиданно», «на меня давили» – не прокатят. А то, что давили – надо еще доказать, одних слов мало.

2. Уведомляйте официально работодателя о своем льготном статусе, который запрещает работодателю вас увольнять – беременность, статус одинокой матери и т.д.

Раньше суды считали, что не страшно, если работник не сообщил работодателю о таком особом положении, и восстанавливали работника в должности, отменяли приказы об увольнении, присуждали компенсацию за время вынужденного прогула. Теперь практика развернулась, и позиция суда такая – не сообщил вовремя, значит, сам виноват, т.к. работодатель не провидец, мысли читать не умеет и не знает про твои особенности.

Бывает, что работник на самом деле сообщил работодателю о своем положении, к примеру, матери-одиночки, но просто сделал это устно. И получается, что у работника нет доказательств того, что он сообщил, работодатель его увольняет и… суд на стороне работодателя, т.к. работник не доказал, что поставил в известность работодателя о «льготном» статусе.

Как подстраховаться, чтобы потом иметь возможность доказать, что вы сообщили работодателю о своем положении?

Надо составить письмо в двух экземплярах, один из которых вручить работодателю (или его представителю – секретарю, инспектору отдела кадров), а второй – с отметкой адресата-работодателя о приеме – оставить себе. Проследите, чтобы на Вашем экземпляре стояла не просто «закорючка» кадровика (подпись), а расшифровка этой подписи (ФИО), должность и дата приема заявления. Вот теперь можно быть спокойным – вы сообщили работодателю и при необходимости сможете это легко доказать в суде.

3. При необходимости пишите работодателю объяснительную, которая будет в вашу пользу – это лучше, чем совсем ничего. Плюс подумайте дополнительно, кто может выступить в суде свидетелем в Вашу пользу (может, коллеги, пострадавшие от незаконных действий работодателя). И конечно – этот документ тоже вручайте работодателю под роспись, как я указала выше.

Работники думают, что если провинился, то лучше вообще не писать объяснительную, и в таком случае работодатель будет не вправе их уволить. Но это не так.

Раньше суды действительно более формально подходили к вопросу доказательств, и если работник говорил, что с него никто объяснительную не просил, что работал он честно без нарушений и только что узнал о придирках работодателя, который проспал срок привлечения к ответственности, то суды верили кристально чистым глазам работника.

Сейчас же суду хватает свидетельских показаний работодателя: если работник не написал объяснительную, а свидетели подтвердят, что с него эти объяснения спрашивались, то суд вполне поверит работодателю и его аргументам, а значит, решение будет не пользу работника.

4. Аудиозапись может доказать вашу позицию.

Суд с радостью учитывает показания свидетелей в пользу работодателя, но вот показания свидетелей в пользу работника о том, что на него было оказано давление и его принудили написать заявление «по собственному», суд стал все чаще отвергать (если плюс к этому нет других доказательств). Поэтому если вы знаете, что сейчас на вас будет оказано при беседе давление и организована провокация, не стоит брезговать и диктофоном. Причем об этом даже необязательно ставить своих оппонентов в известность – как и вы, они тоже на рабочем месте, а не в бане, а значит, в их личную жизнь вы не вторгаетесь, а лишь защищаете себя.

Как видно, даже простые правила игры порой определяют успех или поражение.

К сожалению, можно хоть сто раз быть супер-специалистом, честно работать, но это не убережет от незаконных «выпадов» работодателя. Поэтому если вы вдруг чувствуете, что складывается такая ситуация, остановитесь, проанализируйте – как вам действовать, как избежать ошибок, как создать себе фундамент для возможной судебной защиты прав. Только не стоит недооценивать и работодателя.

5. Изучайте свои права.

Сейчас мало быть хорошим пекарем, инженером, врачом, водителем. Надо знать правила жизни в этом обществе, свои права и обязанности. И помните, лучшая драка – эта та, которая не состоялась. Проблему лучше предотвратить, чем потом разгребать, все что накрутилось.

Эти рекомендации уже помогли многим моим клиентам защитить себя:

— вместо увольнения по собственному желанию их либо переводили на другую должность или увольняли по сокращению, как и полагается, а не принуждали к увольнению по собственному желанию,

— вместо увольнения за прогул просто делали устное замечание, т.к. работниками была написана «правильная» объяснительная,

— вместо увольнения в связи с утратой доверия работодатель, угрозы которого были записаны на диктофон, выплатил компенсацию в большом размере, лишь бы дело об угрозах не дошло до суда.

Случаев разных много, и во всех них я детально анализировала проблему работника, который обратился ко мне, и мы находили те «ниточки», за которые надо дернуть, чтобы работник смог себя защитить. Ведь главная задача – в идеале выиграть до суда, выйти из конфликта с минимальными затратами по времени, нервам и деньгам. Ну а если суд и неизбежен, то сделать так, чтобы имелись все доказательства для победы работника.

Если вам нужен взгляд со стороны, конкретные советы и разъяснения по вашей ситуации, если чувствуете, что без поддержки юриста можете что-то упустить из вида, то пишите мне на электронную почту или звоните.

Удачи Вам в защите своих прав!

Ваш юрист Елена Могилевская

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *