Земельный кодекс РСФСР 1980 года

«Признано право общедолевой собственности на земельный участок (с первоначальным признанием наличия права постоянного бессрочного пользования) за собственниками жилого дома в отсутствие у них землеотводных документов и наличии договора аренды на этот участок между Администрацией города и неким застройщиком».

Заочное решение районного суда г. Екатеринбурга Свердловской области

Требование:

Признать право собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ул….

Обстоятельства:

Впервые собственником домовладения по ул…. на праве единоличной собственности была зарегистрирована г-жа У на основании протокола регистрации строений №…По договору купли-продажи, удостоверенному..г. реестровый №.. ГНК г.Свердловска, У произвела отчуждение доли в праве собственности К. По договору купли-продажи, удостоверенному, реестровый номер ГНК г.Свердловска, К произвела отчуждение доли в праве собственно­сти Ш (регистрация в БТИ …).По договору дарения, удостоверенному … реестровый №.. ГНК г.Свердловска У произвела отчуждение доли в праве собственности П (регистрация в БТИ).По договору купли-продажи, удостоверенному …. реестровый № ГНК г.Свердловска, Ш произвела отчуждение доли в праве собственности З (регистрация в БТИ…).Соглашением об изменении размера доли, удостоверенным …. реестровый № ГНК г.Свердловска, установлено следующее новое долевое участие: П — 2/3 доли; З — 1/3 доли (регистрация в БТИ …).По договору купли-продажи, удостоверенному …. реестровый № ГНК г.Свердловска, П, произвел отчуждение 2/3 доли в праве собственности Ус (регистрация в БТИ …).По договору купли-продажи, удостоверенному …. реестровый № г.Свердловска, Ус произвела отчуждение 2/3 доли в праве собственности С (регистрация в БТИ …).По договору дарения, удостоверенному … реестровый № ГНК г.Свердловска, С, произвел отчуждение 2/3 доли в праве собственности N (регистрация в БТИ …).По договору купли-продажи, удостоверенному …. реестровый № ГНК г.Свердловска, З произвела отчуждение 1/3 доли в праве собственности О (регистрация в БТИ …).По договору купли-продажи, удостоверенному … реестровый № ГНК г.Свердловска, О произвела отчуждение 1/3 доли в праве собственности Бк (регистрация в БТИ …).По договору купли-продажи Пе, получившая 1/3 долю в праве собственности на основании свидетельства о праве на наследство по закону, оставше­гося после смерти Бк. от 15.07.2003г., выданного нотариусом г.Екатеринбурга, зарегистрированного в реестре за №, произвела отчуждение 1/3 доли в праве собственности В, А, X,Y, Б по 1/15 доли каждому (регистрация в УФРС по СО ….).

Таким образом, в настоящее время собственниками домовладения по ул.Татищева, 122 являются истцы в следующих долях: N — 2/3 доли в праве собственности, В, А, X, Y, Б по 1/15 доли в праве собственности каждый, что подтверждается правоустанавливающими документами и правоподтверждающими документами и никем не оспорено.В соответствии со свидетельством о переменен имени Б изменил свою фамилию на Б.

Истцы обратились в суд с исковым заявлением, в котором просят признать за ними право общедолевой собственности на земельный участок площадью 1 620 кв.м., располо­женный по ул… пропорционально долям в домовладении.

В судебном заседании истцы Б, N исковые требования поддержали, просили иск удовлетворить в полном объеме, указывая на то, что к ним как и к остальным истца перешло в порядке универсального правопреемства право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, которое они в силу действующего законо­дательства вправе переоформить на право собственности. Согласились на рассмотрение дела в порядке ч.4 ст. 169 ГПК РФ.

Остальные истцы в судебное заседание не явились о времени, месте и дате судебного заседания были извещены надлежащим образом и своевременно. Просили дело рассмотреть в свое отсутствие.

Ранее представитель истцов М, действующая на основании доверенности, на исковых требованиях настаивала, указывая на то, что к истцам в порядке универсального правопреемства перешло право постоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, возникшее ранее у первоначального собственника домовладения в силу положе­ний законодательства, существующего на тот период. В соответствии с действующим законодательством (п.9.1 ст.З Закона «О введении в действие ЗК РФ») истцы имеют право переоформить свое право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком на право собственности. Считает, что предоставление земельного участка ООО «Ж» в массив, которого входит и спорный земельный участок, не может явиться основанием для отказа истцам в иске, поскольку истцы на момент предоставления участка ООО «Ж» в аренду уже обладали правом постоянного (бессрочного) пользования земель­ным участком, данное право у них не прекращалось.

Представитель ответчика Администрации г.Екатеринбурга в судебное заседание не явился, о времени, месте и дате судебного заседания был извещен надлежащим образом и своевременно, в суд своего представителя не направил, не просил о рассмотрении дела в свое отсутствие, с учетом мнения истцов, суд полагает возможным рас­смотреть дело в заочном порядке. Ранее представитель ответчика Е, дейст­вующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признава­ла, указывая на то, что у истцов отсутствуют землеотводные документы, подтверждающие возникновение права постоянного (бессрочного) пользования, в связи с чем доказательств возникновения такого права и его перехода нет. Считает, что истцы осуществляют фактическое землепользование. Подтвердила, что право постоянного (бессрочного) пользования зе­мельным участком не прекращалось по той причине, что оно и не возникало. Кроме того, указала, что спорный земельный участок в массиве другого предоставлен в аренду ООО «Ж». Сам спорный земельный участок не обладает индивидуальными при­знаками, соответственно, не является объектом прав. Площадь земельного участка считает неустановленной в связи с тем, что по КПЗУ площадь участка 1 620 кв.м. ориентировочная. Указала, что озаявлению истцов Администрацией г.Екатеринбурга подготовлен проект гра­ницы участка, по которому площадь составляет 1 623 кв.м., однако он не утвержден.

Третьи лица Ку, являющийся смежным землепользователем земельного участка, расположенного по ул…, И, являющаяся смежным земле­пользователем земельного участка, расположенного по ул… и Ма, яв­ляющаяся смежным землепользователем земельного участка, расположенного по ул…, в судебном заседании не возражали против удовлетворения заявленных исковых требований, указывая на отсутствие спора по фактическим границам между земель­ными участками, которое сложилосьдавно и существует продолжительное время.

Остальные третьи лица, являющиеся смежными землепользователями земельных участков по ул…., а также представитель третьего лица отдел опеки и попечительства,отделРоснедвижимости в судебное заседание не явились, извещались о времени, месте и дате судебного заседания надлежащим образом и своевременно. Явившиеся третьи лица подтвер­дили, что названные выше в качестве третьих лиц физические лица являются их родственни­ками и о настоящем судебном заседании извещены, о чем расписались в приложении к про­токолу №1. Ранее в судебном заседании представитель третьего лица ООО «Ж» оставил вопрос о разрешении исковых требований на усмотрение суда. Подтвердил, что ответчиком ООО «Ж» передан в аренду земельный участок, в массив которого входит спорный земельный участок. Договор аренды заключен на неопределенное время, в связи с чем, регистрации не подлежитне был зарегистрирован.

Суд, заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав доказатель­ства по делу, приходит к следующему.

В судебном заседании установлено, что впервые собственником домовладения по ул. … была зарегистрирована У на основании протокола регистрации строений № параграф от….

Согласно ответа БТИ землеотводные документы на земельный участок по ул….в материалах инвентарного дела отсутствуют. Согласно справе МУ «ЦПРДС» от …ул… в районе г.Екатеринбурга до 1921г. называлась ул…., в 1921г. она была переименована в ул….. После, на основании Постановления Президиума Свердлов­ского Городского Совета Р.К. и К.Д. №…., переименована в ул…., в 1962г. улица получила название ул… на основании Решения ис­полкома Свердловского городского совета депутатов трудящихся №…Согласно сведениям из Кадастрового плана земельного участка зе­мельный участок по ул… зарегистрирован, определен как земельный участок с разрешенным использованием индивидуальная жилая застройка, кадастровый номер …, имеет ориентировочную площадь 1 620 кв.м.. Без каких-либо ограничений (обременений) право пользования земельным участком перешло к истцам.Согласно справке ответчика им подтвержден адрес существования домовладения по ул….. Согласно сведениям ФГУ «ЗКП» сведений оземельном участке с адресным ориентиром — ул…. отсутствуют. Согласно ответа Администрации г.Екатеринбурга от … на планах города значится ад­рес: ул…Адрес строения а отсутствует. Этот же факт подтвержден отве­том БТИ. Согласно топографической съемке, изготовленной … домовладения по ул…..строениеа не существует. Ошибочно домовладение истцов было указано с адресным ориентиром — ул. Строение а, в дальнейшем данная не­точность в съемке была устранена, о чем свидетельствует печать МУ «ЦПРДС».

Исходя из указанной неточности в внесении адреса, а также учитывая отсутствие домовладения по ул….а, а также земельного участка, суд приходит к выводу о том, что Кадастровый план земельного участка по ул….а, из­готовлен на спорный земельный участок по ул… Указание литера «а» произве­дено ошибочно.

Ранее действовавшее законодательство не представляло возможности представления земельных участков в собственность, гражданам они могли быть предоставлены только в постоянное или временное пользование.

Во время первичного предоставления земельного участка, возникшие правоотноше­ния по предоставлению земельного участка регулировались ГК РСФСР 1922г., предусматри­вающим возможность предоставления гражданам земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.

В силу ст.11, 12 Земельного кодекса РСФСР 1922г. право на землю, предоставленное в трудовое пользование, в том числе в виде права на земельный участок в одном или не­скольких местах, являлось бессрочным.

В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», отвод гражданам земельных участков как в городе, так и вне города для строительства индивидуальных жи­лых домов производится в бессрочное пользование.

Данное право также закрепляли Указ Президиума Верховного Совета РСФСР от 01 февраля 1949 года «О внесении изменений в законодательство РСФСР в связи с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26.08.1948г. «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», ст.71 ГК РСФСР, на основании которых земельные участки для строительства жилого дома следовало считать предоставленным в постоянное (бессрочное) пользование.

Поскольку жилой дом, собственниками которого являются истцы, задолго был по­строен первоначальным застройщиком на земельном участке, предоставленном под строи­тельство индивидуальной жилой застройки, а в соответствии с п.2 Указа Президиума Вер­ховного Совета СССР от 26.08.1948г. «О праве граждан на покупку и строительство индиви­дуальных жилых домов» отвод земельных участков для строительства индивидуальных до­мов производился в бессрочное пользование, то и последующие собственники дома, чье пра­во собственности основано на купле-продажи, наследовании, дарении и пр. также приобрели право пользования соответствующей частью земельного участка на тех же условиях, что и первоначальный собственник недвижимости.

Таким образом, из анализа вышеперечисленных норм, регулирующих правоотноше­ния того периода, суд приходит к выводу о том, что земельным участком У владе­ла на праве постоянного (бессрочного) пользования. Иного не доказано, хотя ст.56 ГПК РФ обязывает стороны представлять доказательства своих доводов и возражений.

Факт отсутствия землеотводного документа не может умалять само право, возникшее в соответствии с законом.

В дальнейшем в ходе проведения указанных выше сделок право собственности на указанное домовладение перешло к истцам.

В соответствии со ст. 87 ЗК РСФСР 1970г., действовавшей на момент приобретения прав N был предусмотрен переход права пользования земельным участкомили его частью при переходе права собственности на строение в городах. Данное же поло­жение было закреплено и в последующем в ст.37 ЗК РСФСР 1991г.

Статья 35 ЗК РФ 2001г., действующая на момент приобретения прав на дом осталь­ными истцами предусматривала переход права пользования земельным участком или его ча­стью при переходе права собственности на строение в городах.

Принципом земельного законодательства согласно ст.1 п.п.5 ЗК РФ является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков.

В силу ст.20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до ведения в действие ЗК РФ, т.е. до 29.10.2001г., сохраняет­ся.

Таким образом, земельный участок, расположенный по адресу: г.Екатеринбург, ул…, в соответствии с ранее действующим законодательством, был предоставлен первоначальному собственнику для жилищного строительства в установленном законом по­рядке до 2001г., у первоначального пользователя данного участка возникла право постоянно­го (бессрочного) пользования, поскольку сведений о предоставлении в пользование земель­ного участка на определенный срок не имеется, а ранее действовавшее законодательство, в частности ст. 11 ЗК РСФСР 1922г., ст. 109 ЗК РСФСР 1991г., не предусматривало возможно­сти предоставления земельных участков в собственность граждан. Они могли быть предос­тавлены в постоянное или временное пользование. Это право переходило в последствии к иным собственникам дома в результате законных сделок.

При таких обстоятельствах суд считает доказанным факт перехода права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком к истцам.

В судебном заседании установлено, что согласно постановлению Главы г.Екатеринбурга от …. ООО «Ж» был передан в аренду на неопре­деленный срок массив земельного участка, в который входит земельный участок истцов.

На момент заключения данного договора от… истцы обладали правом постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, входящим в массив предоставленного в аренду земельного участка. Каких-либо ограничений, обременений прав на спорный земельный ответчиком не производилось.

Основания и порядок прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены Земельным кодексом Российской Федерации.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком в силу п. 1 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации прекращается при отказе землепользователя от принадлежащего ему права на земельный участок либо прекращается принудительно по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 45 Земельного кодекса Российской Федерации.

При отказе лица от права постоянного (бессрочного) пользования земельным участ­ком исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимают решение о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земель­ным участком (п. 4 ст. 53 Земельного кодекса Российской Федерации).

Решения о принудительном прекращении прав на земельные участки принимаются судом в соответствии со ст. 54 Земельного кодекса Российской Федерации.

Иной порядок прекращения прав на земельный участок законом не предусмотрен.

Как видно из материалов дела, решение о прекращении права постоянного (бессроч­ного) пользования спорным земельным участком ни органом местного самоуправления, ни судом, в частности, не принималось, стороны на наличие таких обстоятельств не ссылались, иного ответчиком не доказано, в связи с чем право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, возникшее ранее и перешедшее к землепользователям спорного зе­мельного участка является действительным и не прекращенным.

Само по себе решение Администрации г.Екатеринбурга о предоставлении ООО «Ж» земельного участка на праве аренды не может являться правовым ос­нованием для прекращения ранее возникшего права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, поскольку прекращение права постоянного (бессрочного) пользования должно производиться либо путем волеизъявления самого землепользователя, либо в су­дебном порядке.

Таким образом, администрация г.Екатеринбурга, принимая решение о предоставлении спорного земельного участка ООО «Ж» на праве аренды, грубо нарушила права землепользователей этого участка, на котором расположено их домовладение. Требо­вания действующего земельного законодательства (ст. 45 ЗК РФ) соблюдены не были. Изъя­тия произведено не было, что подтверждается фактическими обстоятельствами дела.

До предоставления земельного участка Администрация города обязана за свой счет изъять земельный участок у прежних землепользователей и изъять их имущество путем вы­купа и только после этого предоставлять юридически и фактически свободный участок под застройку.

Как установлено ранее к землепользователям истцам по делу перегшло право постоян­ного (бессрочного) пользования, в связи с чем нельзя говорить о том, что они самовольно заняли участок. Пользование земельным участком собственниками домовладения осуществ­ляется на праве, фактического бесправного пользования ими не осуществляется.

Действующее законодательство не допускает владение одним участком на разном титульном владении (праве аренды и праве постоянного (бессрочного) пользования), что, по сути, в настоящее время возникло в отношении спорного участка.

Поскольку право постоянного (бессрочного) пользования у истцов не прекращалось в установленном законом порядке, суд констатирует, что право аренды у ООО «Ж» в части спорного участка не возникло, противное бы противоречило закону.

Как установлено ранее к землепользователям истцам по делу перешло право постоян­ного (бессрочного) пользования, в связи с чем нельзя говорить о том, что они самовольно заняли участок. Пользование земельным участком собственниками домовладения осуществ­ляется на праве, фактического бесправного пользования ими не осуществляется.

В силу абз.1 п.9.1 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001г. №137 -ФЗ «О введении в действие Земель­ного кодекса РФ» если земельный участок предоставлен до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огород­ничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строи­тельства на праве пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования, гражданин, обладающий таким земельным участком на таком праве, вправе за­регистрировать право собственности на такой земельный участок, за исключением случаев, если в соответствии с федеральным законом такой земельный участок не может предостав­ляться в частную собственность.

Согласно п.3 ст.3 указанного закона не ограничено каким-либо сроком предоставле­ние в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных на праве постоян­ного (бессрочного) пользования.

Право постоянного (бессрочного) пользования возникло до введения в действие Земельного кодекса РФ уУ, от которой оно в порядке универсального правопреем­ства переходило к последующим собственникам.

Статьей 25.2 Федерального закона от 21.07.1997г. №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (в ред.ФЗ от 30.06.2006г. №93-Ф3) предусматривается государственная регистрация права собственности гражданина на зе­мельный участок, предоставленный до введение в действие Земельного кодекса РФ для ве­дения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуально­го гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, по­жизненно наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования.

В силу п.п.2,4 ст.28 ЗК РФ представление земельных участков, находящихся в госу­дарственной и муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц за плату. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях предусмотренных настоящим кодексом, феде­ральными законами и законами субъектов РФ.

По смыслу закона приватизация гражданами земельных участков на добровольной и безвозмездной основе означает не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставлений им земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Судом установлено, что у истцов (ранее у предыдущих собственников дома) возникло правопостоянного (бессрочного) пользования спорным земельным участком, в связи с чем считает, что истцы имеют право переоформить свое право на право собственности.

Несостоятельна ссылка ответчика и на то, что земельный участок не индивидуализи­рован, не имеет установленных границ и соответственно не является объектом прав. Так, как видно из КПЗУ земельный участок является ранее учтенным, имеет кадастровый номер. Провести же установление границ земельного участка истцы, не имея правоподтверждающего документа на земельный участок, не могут.

Исходя из отсутствия оснований для отказа в переоформлении титула владения земельным участком, суд признает требования истцов о признании за ними права собственно­сти на земельный участок обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцы просят признать за ними право собственности на земельный участок площадью 1 620 кв.м., ссылаясь при этом на КПЗУ, сведения ИФНС, а также сведения о площади зе­мельного участка из договоров.

При этом, истцы согласны с тем, что земельный участок имеет ориентировочную площадь, согласны на ее уточнение при межевании по фактическим границам, с чем также соглисны третьи лица, о чем стороны расписались в приложении к протоколу судебного заседания. Согласно сведениям из ИФНС по г.Екатеринбурга истцы оплачивают земельный налог из площади 1 620 кв.м. Представитель ответ­чика указала, что в проекте схемы расположения земельного участка установлена площадь участка как 1 623 кв.м.

При таких обстоятельствах, суд считает возможным признать за истцами право обще долевой собственности на земельный площадью 1 620 кв.м., указав пи этом, на необходи­мость ее уточнения при межевании участка.

По действующему законодательству истцы вправе переоформить титул своего владе­ния участком на право собственности. Земельный участок свободен от прав третьих лиц, обременений не имеет. Истцы согласны на возникновение права общедолевой собственности на земельный участок.

Иных исковых требований, как и требований по иным основаниям не заявлялось, от предоставления иных доказательств стороны отказались, посчитав возможным рассмотреть дело при наличии имеющихся в деле доказательств.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198, 233 ГПК РФ,суд

Решение:

Исковые требования N, X, Б, В, Y, А к Администрации г.Екатеринбурга о признании права собственности на земельный участок удовлетворить в полном объеме.

Признать право общедолевой собственности на земельный участок площадью 1 620 кв.м., подлежащей уточнению при межевании, расположенный по адресу…., категории земель: населенных пунктов, разрешенное использование: индивидуальная жилая застройка, кадастровый номер: …..

за N2/3 доли в праве общедолевой собственности,

за X1/15 доли в праве общедолевой собственности,

за Б 1/15 доли в праве общедолевой собственности.

за В 1/15 доли в праве общедолевой собственности.

за Y 1/15 доли в праве общедолевой собственности,

за А 1/15 доли в праве общедолевой собственности

Заказать представительство в суде или консультацию юриста вы можете
по телефону: +7 (343) 237-27-27
или по e-mail: ap10@aprior.biz
Позвоните или напишите, мы обязательно с вами свяжемся, чтобы уточнить все детали.

<p>ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РСФСР Великая Октябрьская социалистическая революция уничтожила полукрепостнический земельный строй царской России, обрекавший крестьянство на нищету и тормозивший развитие производительных сил страны. Декретом «О земле» Второго Всероссийского съезда Советов от 26 октября (8 ноября) 1917 года частная собственность на землю была отменена навсегда, вся земля обращена во всенародное достояние и бесплатно передана трудящимся в пользование. Государственная собственность на землю, возникшая в результате национализации, составляет основу земельных отношений в СССР, в состав которого входит на основе добровольного объединения и равноправия с другими союзными республиками Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Земля, служившая в условиях частной собственности орудием эксплуатации человека человеком, используется в СССР для развития производительных сил страны в интересах всего народа. Государственная собственность на землю сыграла огромную роль в обеспечении победы социализма в СССР. Она создала возможность наиболее целесообразного размещения всех отраслей народного хозяйства и явилась одним из важнейших условий перехода к социалистическим формам землепользования. С созданием в ходе социалистического строительства условий для массовой коллективизации разрозненных индивидуальных хозяйств крестьянство под руководством Коммунистической партии, при всемерной помощи и поддержке рабочего класса встало на путь социализма. В результате претворения в жизнь ленинского кооперативного плана и победы колхозного строя крестьянский вопрос получил свое подлинное разрешение. Государственная собственность на землю содействует созданию в нашей стране материально-технической базы коммунизма, постепенному переходу к коммунистическим общественным отношениям и ликвидации различия между городом и деревней. Земля — важнейшее богатство советского общества — является главным средством производства в сельском хозяйстве и пространственным базисом размещения и развития всех отраслей народного хозяйства. Научно обоснованное, рациональное использование всех земель, охрана их и всемерное повышение плодородия почв являются общенародной задачей. Раздел I ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Статья 1. Задачи Земельного кодекса РСФСР Задачами Земельного кодекса Российской Советской Федеративной Социалистической Республики являются регулирование земельных отношений в целях обеспечения рационального использования земель, создания условий повышения их эффективности, охрана прав социалистических организаций и граждан, укрепление законности в области земельных отношений. Статья 2. Земельное законодательство Союза ССР и РСФСР Земельные отношения в РСФСР регулируются Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и издаваемыми в соответствии с ними другими актами земельного законодательства Союза ССР, Земельным кодексом РСФСР и иными актами земельного законодательства РСФСР. Настоящий Кодекс в соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик регулирует земельные отношения как по вопросам, предусмотренным Основами, так и по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Горные, лесные и водные отношения в РСФСР регулируются специальным законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 3. Государственная собственность на землю В соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР земля является государственной собственностью, то есть всенародным достоянием. Земля состоит в исключительной собственности государства и предоставляется только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на землю, запрещаются. Статья 4. Единый государственный земельный фонд Вся земля в РСФСР входит в состав единого государственного земельного фонда, который в соответствии с основным целевым назначением земель состоит из: 1) земель сельскохозяйственного назначения, предоставленных в пользование колхозам, совхозам и другим землепользователям для сельскохозяйственных целей; 2) земель населенных пунктов (городов, рабочих, курортных, дачных поселков и сельских населенных пунктов); 3) земель промышленности, транспорта, курортов, заповедников и иного несельскохозяйственного назначения; 4) земель государственного лесного фонда; 5) земель государственного водного фонда; 6) земель государственного запаса. Статья 5. Порядок отнесения земель к категориям и перевода их из одной категории в другую Отнесение земель к категориям, указанным в статье 4 настоящего Кодекса, производится в соответствии с основным целевым назначением земель. Перевод земель из одной категории в другую производится в случаях изменения основного целевого назначения этих земель. Отнесение земель к указанным категориям и перевод их из одной категории в другую производится в соответствии с перспективными планами использования единого государственного земельного фонда органами, принимающими решения о предоставлении этих земель, если иной порядок не предусмотрен законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 6. Компетенция Союза ССР в области регулирования земельных отношений В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик ведению Союза ССР в области регулирования земельных отношений подлежат: 1) распоряжение единым государственным земельным фондом в пределах, необходимых для осуществления полномочий Союза ССР в соответствии с Конституцией СССР; 2) установление основных положений землепользования и землеустройства; 3) установление перспективных планов рационального использования земельных ресурсов страны, обеспечивающих потребности сельскохозяйственного производства и других отраслей народного хозяйства; 4) установление планов общесоюзных мероприятий по мелиорации земель и других мероприятий по повышению плодородия почв, а также установление основных положений по охране почв от эрозии, засоления и других процессов, ухудшающих состояние почв; 5) установление государственного контроля за использованием земель; 6) установление единой для Союза ССР системы государственного учета земель, государственной регистрации землепользований и порядка ведения земельного кадастра; 7) установление порядка составления ежегодного земельного баланса СССР. Статья 7. Компетенция РСФСР в области регулирования земельных отношений Ведению Российской Советской Федеративной Социалистической Республики в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом и установление перспективных планов его использования, установление порядка пользования землей и организация землеустройства, установление планов по мелиорации земель, борьбе с эрозией и повышению плодородия почв, а также регулирование земельных отношений по другим вопросам, если они не отнесены к компетенции Союза ССР. Статья 8. Компетенция автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений Ведению автономных советских социалистических республик в области регулирования земельных отношений подлежат распоряжение в пределах республики единым государственным земельным фондом, руководство и контроль за порядком пользования землей в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР. Статья 9. Землепользователи Земля в РСФСР предоставляется в пользование: колхозам, совхозам, другим сельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; промышленным, транспортным, другим несельскохозяйственным государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям и учреждениям; гражданам СССР. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР, земля может предоставляться в пользование и иным организациям и лицам. Статья 10. Бесплатность пользования землей Колхозам, совхозам, другим государственным, кооперативным, общественным предприятиям, организациям, учреждениям и гражданам СССР земля предоставляется в бесплатное пользование. Статья 11. Сроки землепользования Земля предоставляется в бессрочное или временное пользование. Бессрочным (постоянным) признается землепользование без заранее установленного срока. Земля, занимаемая колхозами, закрепляется за ними в бессрочное пользование, то есть навечно. Временное пользование землей может быть краткосрочным — до трех лет и долгосрочным — от трех до десяти лет. В случае производственной необходимости эти сроки могут быть продлены на период, не превышающий соответственно сроков краткосрочного или долгосрочного временного пользования. Продление сроков временного пользования земельными участками производится органами, предоставившими эти земли. Пастбища для отгонного животноводства и оленьи пастбища могут предоставляться в долгосрочное пользование колхозам, совхозам и другим сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям на срок до 25 лет. ГЛАВА II. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬ В ПОЛЬЗОВАНИЕ Статья 12. Основания предоставления земельных участков Предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода. Отвод земельных участков производится на основании постановления Совета Министров РСФСР или Совета Министров автономной республики либо решения исполнительного комитета соответствующего Совета депутатов трудящихся в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. В постановлениях или решениях о предоставлении земельных участков указываются цель, для которой они отводятся, и основные условия пользования землей. Порядок возбуждения и рассмотрения ходатайств о предоставлении земельных участков устанавливается Советом Министров РСФСР. Статья 13. Органы, имеющие право предоставления земельных участков Исполнительные комитеты сельских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель, не входящих в состав землепользования колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, в пределах сельских населенных пунктов. Исполнительные комитеты поселковых Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель поселков. Исполнительные комитеты районных Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса общей площадью до 10 гектаров, а также в случаях, предусмотренных статьями 104 и 110 настоящего Кодекса, из земель государственного лесного фонда в случаях, предусмотренных статьей 110 настоящего Кодекса. Исполнительные комитеты городских Советов депутатов трудящихся предоставляют земельные участки из земель городов. Исполнительные комитеты областных, краевых Советов депутатов трудящихся, Советы Министров автономных республик предоставляют земельные участки — из земель государственного запаса, независимо от размера земельных участков, из земель предприятий, организаций, учреждений, совхозов — общей площадью до 50 гектаров, а из земель колхозов — до 25 гектаров, из земель государственного лесного фонда общей площадью до 50 гектаров в районах с лесистостью от 50 процентов и выше и до 25 гектаров — в районах с лесистостью ниже 50 процентов, из земель государственного лесного фонда, земель колхозов и совхозов, земель предприятий, организаций и учреждений для строительства оросительных и осушительных каналов, железных, автомобильных и иных видов дорог, линий электропередачи, трубопроводов и других линейных сооружений — по нормам предоставления земель для этих видов строительства, утвержденным в установленном порядке. Во всех других случаях, а также в случаях предоставления пастбищных угодий для нужд отгонного животноводства межреспубликанского (АССР), межкраевого и межобластного значения, земельных участков для строительства санаторно-курортных и туристско-оздоровительных учреждений в курортных местностях и зонах отдыха в соответствии с перечнем, утверждаемым Советом Министров РСФСР, и в случаях предоставления, связанных с изъятием орошаемых и осушенных земель, пашни, земельных участков, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками, для несельскохозяйственных нужд, а также земель, занятых водоохранными, защитными и другими лесами первой группы, для использования в целях, не связанных с ведением лесного хозяйства, — земельные участки, независимо от их размеров, предоставляются по постановлению Совета Министров РСФСР. Статья 14. Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю Предоставление земельного участка, находящегося в пользовании, другому землепользователю производится только после изъятия данного участка в порядке, предусмотренном статьями 33-35 настоящего Кодекса. Статья 15. Предоставление земель для нужд сельского хозяйства Земли, признанные в установленном порядке пригодными для нужд сельского хозяйства, прежде всего должны предоставляться сельскохозяйственным предприятиям, организациям и учреждениям. Признание земель пригодными для нужд сельского хозяйства производится органами, которые принимают решения об их предоставлении. Статья 16. Предоставление земель для несельскохозяйственных нужд Для строительства промышленных предприятий, жилых объектов, железных и автомобильных дорог, линий электропередачи, магистральных трубопроводов, а также для иных несельскохозяйственных нужд предоставляются земли несельскохозяйственного назначения или не пригодные для сельского хозяйства, либо сельскохозяйственные угодья худшего качества. Предоставление для указанных целей земельных участков из земель государственного лесного фонда производится преимущественно за счет не покрытых лесом площадей или площадей, занятых кустарниками и малоценными насаждениями. Предоставление земельных участков под застройку на площадях залегания полезных ископаемых производится по согласованию с органами государственного горного надзора. Линии электропередачи, связи и прочие коммуникации проводятся главным образом вдоль дорог, существующих трасс и т. п. Статья 17. Недопустимость пользования земельным участком до оформления землепользования Приступать к пользованию предоставленным земельным участком до установления соответствующими землеустроительными органами границ этого участка в натуре (на местности) и выдачи документа, удостоверяющего право пользования землей, запрещается. Статья 18. Документы, удостоверяющие право землепользования Право землепользования колхозов, совхозов и других землепользователей удостоверяется государственными актами на право пользования землей, которые выдаются исполнительными комитетами районных, городских Советов депутатов трудящихся. В соответствии с Основами земельного законодательства Союза ССР и союзных республик формы актов устанавливаются Советом Министров СССР. Статья 19. Порядок оформления временного пользования землей Временное пользование землей оформляется договорами или удостоверениями на право временного пользования землей. Порядок заключения договоров и выдачи удостоверений, а также их формы устанавливаются Советом Министров РСФСР. ГЛАВА III. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ Статья 20. Использование земельных участков по целевому назначению Землепользователи имеют право и обязаны пользоваться земельными участками в тех целях, для которых они им предоставлены. Землепользователи обязаны рационально использовать предоставленные им земельные участки, не совершать на своем участке действий, нарушающих интересы соседних землепользователей. Использование земли для извлечения нетрудовых доходов запрещается. Статья 21. Права землепользователей В зависимости от целевого назначения каждого земельного участка, предоставленного в пользование, землепользователи имеют право в установленном порядке: возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные строения и сооружения; производить посевы сельскохозяйственных культур, посадку лесных, плодовых, декоративных и других насаждений; проводить оросительные, осушительные и другие мелиоративные работы, строить пруды и иные водоемы; пользоваться сенокосами, пастбищами и другими угодьями; использовать для нужд хозяйства имеющиеся на земельном участке общераспространенные полезные ископаемые, торф и водные объекты, а также эксплуатировать другие полезные свойства земли. Права землепользователей могут быть ограничены законом в государственных интересах, а также в интересах других землепользователей. Статья 22. Охрана прав землепользователей Права землепользователей охраняются законом. Нарушенные права землепользователей подлежат восстановлению в порядке, предусматриваемом законодательством Союза ССР и РСФСР. Убытки, причиненные землепользователям, подлежат возмещению. Статья 23. Приведение земли в пригодное для дальнейшего использования состояние Предприятия, организации и учреждения, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым или подземным способом, проводящие геологоразведочные, строительные или иные работы на предоставленных им во временное пользование сельскохозяйственных землях или лесных угодьях, обязаны за свой счет приводить эти земельные участки в состояние, пригодное для использования в сельском, лесном или рыбном хозяйстве, а при производстве указанных работ на других землях — в состояние, пригодное для использования их по назначению. Приведение земельных участков в пригодное состояние производится в ходе работ, а при невозможности этого — не позднее, чем в течение года после завершения работ. Условия приведения земельных участков в пригодное для дальнейшего использования состояние определяются органами, предоставляющими эти участки. Статья 24. Сохранение плодородного слоя почвы для рекультивации земель Предприятия, организации и учреждения, осуществляющие промышленное или иное строительство, разрабатывающие месторождения полезных ископаемых открытым способом, а также проводящие другие работы, связанные с нарушением почвенного покрова, обязаны снимать и хранить плодородный слой почвы в целях использования его для рекультивации земель и повышения плодородия малопродуктивных угодий. Условия хранения и порядок использования снятого плодородного</p>

Постановление Правительства РФ от 26.02.1992 N 119 (ред. от 13.01.2020) «Об изменении и признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с Земельным кодексом РСФСР»

В связи с Земельным кодексом РСФСР (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991 г., N 22, ст. 768) Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Признать утратившими силу решения Правительства РСФСР согласно прилагаемому перечню.

Приказ МЧС РФ N 528, Минтранса РФ N 143 от 02.10.2007 «Об утверждении Методики определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии судоходных гидротехнических сооружений» (вместе с «Методикой определения размера вреда, который может быть причинен жизни, здоровью физических лиц, имуществу физических и юридических лиц в результате аварии СГТС»)

8. Земельный кодекс РСФСР, 1991 г.

9. Нормативы стоимости освоения новых земель взамен изымаемых сельскохозяйственных угодий для несельскохозяйственных нужд. Утверждены положением Правительства РФ от 27.11.1995, N 1176.

Постановление Госстроя РФ от 03.06.1999 N 43 «О принятии руководящего документа системы нормативных документов в строительстве «Инструкция о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в городских и сельских поселениях» (вместе с «Инструкцией…» N РДС 30-202-99)

Земельный кодекс РСФСР от 25 апреля 1991 г.;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (Ведомости Верховного Совета РСФСР, 1984, N 27, ст. 909);

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ;

Приказ Министра обороны РФ от 31.01.2001 N 10 (ред. от 30.12.2011) «Об утверждении наставления по правовой работе в Вооруженных Силах Российской Федерации»

Земельный кодекс РСФСР;

Лесной кодекс Российской Федерации;

Водный кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской Федерации;

Кодекс РСФСР об административных правонарушениях;

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе»;

«Методические рекомендации по разработке условий (требований) инвестора (заказчика) при подготовке подрядных торгов» (утв. Минстроем России, Протокол от 17.02.1995 N 5)

Земельный кодекс РСФСР, утвержденный 25 апреля 1991 г.

Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» от 26 июня 1991 г.

Закон РСФСР «О поставках продукции и товаров для государственных нужд» от 28 мая 1992 г.

Определение Конституционного Суда РФ от 06.07.2000 N 133-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Волгоградской областной Думы о проверке конституционности пункта 1 и абзаца второго пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации»

1. В запросе Волгоградской областной Думы оспаривается конституционность пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 года N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», признающего недействующим ряд статей Земельного кодекса РСФСР, принятого 25 апреля 1991 года, и абзаца второго пункта 3 того же Указа, исключающего из текста Земельного кодекса РСФСР слова «пожизненное наследуемое владение».

3. КНИ разработан в соответствии с «Федеральной целевой программой создания автоматизированной системы ведения Государственного земельного кадастра» с учетом требований законодательства Российской Федерации: Гражданского кодекса РФ, Земельного кодекса РСФСР, Градостроительного кодекса РФ, Федерального закона о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, других федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения по поводу недвижимого имущества и порядка ведения государственного земельного кадастра.

Послание Президента РФ Федеральному Собранию «Не будет ни революций, ни контрреволюций»

Несколько слов о земельном вопросе. Его решение сильно затянулось. Выходом из тупиковой ситуации может стать отказ от попыток вместить в Земельный кодекс все аспекты государственного регулирования земельных отношений. Главное сегодня — не мешать развитию рынка земли там, где он уже есть. Закрепить в Кодексе самые современные представления о формах и методах регулирования земельных отношений. И признать, что земли несельскохозяйственного назначения уже сейчас не подлежат ограничению в гражданском обороте.

Постановление Правительства РФ от 04.09.1992 N 708 (ред. от 03.08.1998) «О порядке приватизации и реорганизации предприятий и организаций агропромышленного комплекса»

9. Трудовые коллективы реорганизуемых колхозов, совхозов и приватизируемых государственных сельскохозяйственных предприятий принимают решение о выборе формы собственности на землю, предусмотренной Земельным кодексом Российской Федерации.

С учетом принятого решения в районную комиссию по приватизации земель и реорганизации сельскохозяйственных предприятий подается заявка на предоставление земли в ту или иную форму собственности, а также на выкуп или аренду сельскохозяйственных угодий сверх причитающихся хозяйству бесплатно по среднерайонной норме.

Приказ Госстроя РФ от 02.03.1994 N 17-14 (ред. от 06.12.1994) Об утверждении Инструкции о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель по вопросам, отнесенным к компетенции Госстроя России

6. За нарушения земельного законодательства юридические лица, граждане и должностные лица, в соответствии с Земельным кодексом РСФСР и Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. N 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы», подвергаются штрафу, налагаемому в административном порядке, в следующих размерах:

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

26 января 2010 года

Копейский городской суд Челябинской области в составе:

председательствующего Михалина В.П.,

при секретаре Эмих О.Н.,

с участием истца М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску М. к Администрации Копейского городского округа, Управлению имуществом Копейского городского округа о признании за мужем Ю., умершим 04 июня 2003 года, права собственности на земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, включении указанного имущества в наследственную массу,

У С Т А Н О В И Л:

Истец М. обратилась в суд с иском к Администрации КГО, Управлению имуществом КГО о признании за мужем Ю., умершим 04 июня 2003 года, права собственности на земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, включении указанного имущества в наследственную массу. В обоснование исковых требований указала, что она является супругой покойного Ю., умершего 04 июня 2003 года. После смерти супруга открылось наследство, состоящее из жилого дома, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина. Правоустанавливающие документы на вышеуказанные земельные участки ею и покойным мужем надлежащим образом не оформлялись. В настоящее время выяснилось, что земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, с кадастровым номером: 74:30:0401002:163 является государственной собственностью, а её покойный муж Ю. является лишь правообладателем, а не собственником, хотя данная информация, представленная Управлением Агентства Кадастра противоречит сведениям из архивной выписки, где сказано, что Исполнительным комитетом Копейского городского Совета народных депутатов от 04 апреля 1990 года № 73-1 было принято решение об отведении данного земельного участка для строительства индивидуального жилого дома на праве личной собственности её покойному мужу Ю. Так же у неё — М. имеется доказательство о том, что земельный участок площадью 382,5 кв.м., расположенный по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, в 1991 году был предоставлен её покойному мужу Ю. в собственность дополнительно к ранее отведенному участку в 600 кв.м., данный факт подтверждается Решением Совета народных депутатов от 19 ноября 1991 года № 35 – 12.

Истец М. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Ответчики – Администрация Копейского городского округа, Управление имуществом Копейского городского округа о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, представители в судебное заседание не явились. Администрация Копейского городского округа просит дело рассмотреть без участия своего представителя (л.д. 36, 37).

В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей ответчиков.

Заслушав истца М., исследовав материалы дела, суд считает исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Гражданское законодательство РФ определило, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение должны подлежать государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней (п. 1 ст. 131 ГК РФ).

В п. 2 ст. 223 ГК РФ говорится, что в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом. При этом государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 1997 года № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним»).

Статья 37 ЗК РСФСР (положения которой применялись к сделкам, совершенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации) предусматривала, что при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.

Согласно ч. 4 ст. 3 Федерального закона Российской Федерации «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» от 25.10.2001 года граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенными ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06 марта 1990 года «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право зарегистрировать право собственности на земельные участки в соответствии с правилами, установленными ст. 20 ЗК РФ.

Судом установлено, что на основании заявления и в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов» исполнительным комитетом Копейского городского Совета народных депутатов Челябинской области 04 апреля 1990 года было принято Решение № 73-1 об отводе «Ю., земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по ул. Есенина, в р.п. Потанино со стенами из кирпича, жилой площадью 42,75 кв.м., общей площадью 80,88 кв.м.». При этом застройщик был предупрежден о строительстве в строгом соответствии с согласованным проектом и планом застройки, выданном в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома; о необходимости оформления государственного акта на право пользования землей, договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности в течение 6 месяцев после принятия решения горисполкома, что неиспользование в течение двух лет подряд земельного участка или использование не в соответствии той целью, для которой он предназначен, право пользования участком будет прекращено на основании ст. 32 Земельного Кодекса РСФСР (л.д. 11 – архивная выписка архивного отдела администрации КГО).

Решением Потанинского поселкового Совета народных депутатов исполнительного комитета города Копейска Челябинской области от 19 ноября 1991 года № 35-12 «О дополнительном отводе земельного участка для индивидуального жилого дома на праве личной собственности» Ю. отведен дополнительный земельный участок площадью 382,5 кв.м.

Пункт 5 ст. 20 ЗК РФ предусматривает, что граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок.

Статьей 36 ЗК РФ предусмотрено, что граждане, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим кодексом.

Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.

Судом установлено, что Ю. и К. заключили брак 21 июля 1989 года. После заключения брака присвоены фамилии: мужу – М., жене – М. (л.д. 7 – свидетельство о заключении брака)

На основании заявления, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», исполнительным комитетом Копейского городского Совета народных депутатов Челябинской области 04 апреля 1990 года было принято Решение № 73-1 об отводе «Ю., земельного участка площадью 600 кв.м., расположенного по ул. Есенина, в р.п. Потанино со стенами из кирпича, жилой площадью 42,75 кв.м., общей площадью 80,88 кв.м.». При этом застройщик был предупрежден о строительстве в строгом соответствии с согласованным проектом и планом застройки, выданном в управлении архитектуры и градостроительства горисполкома; о необходимости оформления государственного акта на право пользования землей, договора о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности в течение 6 месяцев после принятия решения горисполкома, что неиспользование в течение двух лет подряд земельного участка или использование не в соответствии той целью, для которой он предназначен, право пользования участком будет прекращено на основании ст. 32 Земельного Кодекса РСФСР (л.д. 11 – архивная выписка архивного отдела администрации КГО).

Решением Потанинского поселкового Совета народных депутатов исполнительного комитета города Копейска Челябинской области от 19 ноября 1991 года № 35-12 «О дополнительном отводе земельного участка для индивидуального жилого дома на праве личной собственности» Ю. отведен дополнительный земельный участок площадью 382,5 кв.м., расположенный по ул. Есенина, в р.п. Потанино, к ранее отведенному земельному участку площадью 600 кв.м. При этом Ю. обязали внести изменения площади земельного участка в договор и государственный акт на право пользования землей (л.д. 12).

В соответствии с п.п. 2-5 Постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов», подписанного Председателем Совета Министров Союза ССР И. Сталиным, «земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся за счет земель городов, поселков, госземфонда и земель гослесфонда в бессрочное пользование, а построенные на этих участках дома являются личной собственностью застройщиков. Размер участков в каждом отдельном случае определяется исполкомами областных, городских и районных Советов депутатов трудящихся, в зависимости от размера дома и местных условий, в пределах следующих норм: в городах — от 300 до 600 кв. метров; вне города — от 700 до 1200 кв. метров. За пользование земельными участками взимается земельная рента в установленном законом размере. Постройка индивидуальных домов должна осуществляться в соответствии с проектами планировки и застройки городов, пригородов и поселков на пригодных для этой цели территориях». Из пункта 2 Постановления Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 следует, что земельные участки для строительства индивидуальных жилых домов отводятся в бессрочное пользование. В материалах дела имеется договор № 32 от 23 апреля 1990 года заключенный исполнительным комитетом Копейского городского Совета народных депутатов и Ю. о возведении индивидуального жилого дома на праве личной собственности на отведенном земельном участке. Пунктом 1 указанного договора предусмотрено, что «Застройщик» (Ю.) обязан построить жилой дом на земельном участке в городе Копейске по ул. Есенина площадью 600 кв.м., отведенном на основании решения исполнительного комитета Копейского городского Совета народных депутатов от 4 апреля 1990 года и закрепленном в бессрочное пользование государственным актом на право пользования землей № 426 от 19 апреля 1990 года. В договоре № 32 от 23 апреля 1990 года имеется дописка начальника УКХ К. о том, что на основании распоряжения от 19 ноября 1991 года № 35-12 считать фактическую площадь земельного участка 982,5 кв.м., вместо 600 кв.м. по договору (л.д. 15-17). Таким образом, судом достоверно установлено, что земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пос. Потанино, ул. Есенина, были предоставлены Ю. в бессрочное пользование. Данный факт подтверждается сообщением начальником Потанинского территориального отдела от 11 декабря 2009 года № 196, согласно которому Потанинский территориальный отдел не располагает сведениями о передаче земельного участка по адресу: ул. Есенина, в собственность или в аренду (л.д. 13). Ю. умер – 04 июня 2003 года (л.д. 6 – свидетельство о смерти).

Истцом М. не представлено доказательств, что её муж Ю. владел спорными земельными участками на праве собственности.

Действующим земельным законодательством предоставление в собственность граждан земельных участков, ранее предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование и пожизненное наследуемое владение, сроком не ограничивается (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»). Гражданский и Земельный кодексы рассматривают право постоянного (бессрочного) пользования среди других прав на земельные участки, подробно регламентируя права и обязанности землевладельцев и землепользователей. Однако следует иметь в виду, что в интересах каждого гражданина, имеющего право на бесплатное получение используемого им земельного участка в собственность, осуществить это право. Только обладание земельным участком на праве собственности предполагает возможность в полном объеме и по своему усмотрению осуществлять права владения, пользования и распоряжения земельным участком, все иные права на землю предполагают некоторые ограничения в осуществлении этих прав. В соответствии со ст. 264 ГК РФ лицо, не являющееся собственником земельного участка, осуществляет принадлежащие ему права владения и пользования участком на условиях и в пределах, установленных законом или договором с собственником. Владелец земельного участка, не являющийся собственником, не вправе распоряжаться этим участком, если иное не предусмотрено законом или договором. Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком будет в дальнейшем сохраняться — но только для определенных, установленных законом, категорий юридических лиц. Гражданам следует использовать предоставленное законом право оформить право собственности на земельный участок. Однако каждый гражданин имеет право бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении земельный участок только однократно.

Только 15 декабря 1990 года в Конституцию РСФСР в отношении прав на землю были внесены изменения, предусматривалась возможность предоставления земельных участков в собственность. На законодательном уровне вводилась частная собственность для граждан и только на земли, предназначенные для сельскохозяйственного производства. В апреле 1991 года был принят Земельный кодекс (ЗК) РСФСР, подтвердивший существование частной собственности на землю.

С принятием 12 декабря 1993 года Конституции РФ на самом высоком нормативном уровне закреплялось право частной собственности на землю и право свободно ею распоряжаться.

При таких обстоятельствах к сообщению ИО заместителя начальника территориального отдела № 4 (Копейский городской округ) Управления Роснедвижимости по Челябинской области Е. от 16 сентября № 478 о том, что земельный участок площадью 600 кв.м., расположенный по адресу: г. Копейск, ул. Есенина, кадастровый номер 74:30:0401002:163. предоставлен в собственность Ю. на основании Решения ИК ГСНД от 04 апреля 1990 года №73-1, правоустанавливающий документ не оформлялся, суд относится критически. Материалами дела достоверно установлено, что земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, пос. Потанино, ул. Есенина, были предоставлены Ю. в бессрочное пользование, в соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 26 августа 1948 года № 3211 «О порядке применения Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 августа 1948 года «О праве граждан на покупку и строительство индивидуальных жилых домов». В то время, когда вопрос о предоставлении гражданину земельного участка на праве собственности был равносилен преступлению против государственного строя.

Согласно п. 1 ст. 4 ГК РФ акты гражданского законодательства обратной силы не имеют и применяются к правоотношениям, возникшим после ведения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Действующее земельное законодательство обратной силы не имеет.

Право бессрочного пользования, на основании которого Ю. владел спорными земельными участками, не является правом собственности, и не дает право наследования спорного недвижимого имущества.

При таких обстоятельствах в удовлетворении исковых требований М. к Администрации КГО, Управлению имуществом КГО о признании за Ю., умершим 04 июня 2003 года, права собственности на земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, включении указанного имущества в наследственную массу, следует отказать.

Отказ в удовлетворении исковых требований М. о признании при жизни за Ю., умершим 04 июня 2003 года, права собственности на земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, включении указанного имущества в наследственную массу, не лишает истца М., после оформления права собственности на жилой дом на основании свидетельства о праве на наследство по закону, получить в аренду или собственность спорные земельные участки в соответствии с действующим законодательством, а также не лишает её права на судебную защиту.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 198 ГПК, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении исковых требований М. к Администрации Копейского городского округа, Управлению имуществом Копейского городского округа о признании за мужем Ю., умершим 04 июня 2003 года, права собственности на земельные участки площадью 600 кв.м. и 382,5 кв.м., расположенные по адресу: Челябинская область, г. Копейск, ул. Есенина, включении указанного имущества в наследственную массу, отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Челябинского областного суда через Копейский городской суд в течение 10-ти дней.

Председательствующий: подпись Михалин В.П.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *