Жалобы по 44 ФЗ

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:

а) в ЕИС:

  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

На кого можно подать жалобу в ФАС

Жалоба после заключения контракта – что сделает контрольный орган

Из статьи вы узнаете:

  • Что будет, если жалобу доставили с опозданием;
  • Когда суд встанет на сторону участника, а когда на сторону ФАС;
  • Стоит ли обращаться в суд;
  • В какие сроки подать жалобу, чтобы не опоздать.

Смотрите в статье «

Оспорить действия или бездействие заказчика может любой участник закупки. Жалобу можно подать на:

  • самого заказчика;
  • контрольный орган в сфере закупок;
  • специализированную организацию;
  • комиссию по осуществлению закупок;
  • должностных лиц контрактной службы;
  • контрактного управляющего;
  • оператора электронной площадки.

Для получения полного доступа к порталу Про-госзаказ.ру необходимо зарегистрироваться.
Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Право любого физического или юридического лица обратиться с жалобой в ФАС относительно проведения закупок закреплено ч.1 ст. 105 закона 44-ФЗ. Поводом для обращения в надзорный орган могут стать:

  1. Действия (или бездействие) заказчика, либо его представителей;
  2. Положения закупочной документации;
  3. Действия (бездействие) оператора электронной торговой площадки.

Жалоба на госзакупки может касаться любых действий, которые нарушают права и законные интересы участника или могут нарушить их в будущем. В федеральном законе о контрактной системе говорится о том, что участник закупки одновременно может обратиться в ФАС и в суд.

Подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ не требует никаких специальных навыков, главное – четко определить суть претензий (пункт документации или действие заказчика). Изучите существующую практики по данному вопросу – возможно, регулятор уже выносил решения по похожим случаям. Это поможет вам удостовериться в своей правоте или, напротив, прийти к выводу о необоснованности претензий.

«Управление закупками (120 часов)»
Программа разработана согласно методическим рекомендациям Минэкономразвития России и Минобрнауки России и полностью соответствует Профстандарту.

Обратиться в надзорный орган можно в любой удобной форме – письменной, электронной или факсимильной. Образец такого документа, а также реестр всех обращений, находящихся на рассмотрении у регулятора, можно найти на сайте ФАС или на нашем портале. Подача жалобы по 44-ФЗ в электронном виде возможна только в том случае, если она подтверждена электронной подписью, полученной в установленном порядке. (письмо Минэкономразвития России от 06.05.2014 № 10073-ЕЕ/Д28и)

Порядок подачи жалобы в ФАС довольно прост:

  1. Документ должен содержать данные заказчика и заявителя, сведения о закупке, а также описание сути обжалуемых положений и бумаги, которые доказывают обоснованность позиции заявителя;
  2. Он должен быть подписан подающим бумаги лицом или его представителем, чьи полномочия документально подтверждены;
  3. Закон также требует приложить перечень всех бумаг, которые подаются в ФАС.

Образец жалобы на действия заказчика по 44-ФЗ

Применяйте форму жалобы как пример, если обжалуете действия заказчика по статье 105 Закона № 44-ФЗ.

Что должно быть в жалобе по 44-ФЗ:

  • данные заказчика: адрес и реквизиты;
  • сведения об авторе обращения – наименование или ФИО, контакты, адрес;
  • информация о закупке, по которой возникла спорная ситуация;
  • суть жалобы;
  • документы, подтверждающие нарушения, допущенные заказчиком или отдельным должностным лицом.

Подавайте жалобу в письменном виде в региональное Управление ФАС. Жалобу на действия заказчика можно подать по Закону о защите конкуренции. Образец жалобы на заказчика в ФАС, который работает по 44-ФЗ, вы найдете на нашем сайте.

Направить претензию можно в бумажном или электронном виде, подписанную электронной подписью:

Сроки подачи жалобы в ФАС по 44-ФЗ

Обратиться к регулятору можно в любое время с момента публикации извещения о проведении закупки, однако не позднее 10 дней после подведения итогов определения поставщика.

Срок подачи жалобы в ФАС зависит и от ее предмета. Если основанием для обращения стали положения документации, его необходимо успеть подать до окончания сроков приема заявок. Обратиться к регулятору по такому вопросу может кто угодно. В двух других случаях составить обращение можно только после рассмотрения первых частей заявок или вскрытия конвертов, сделать это может предприниматель, принимавший участие в конкурсе.

Если обжалуются действия (бездействие) оператора электронной площадки, сделать это можно в течение 30 дней с совершения предполагаемого нарушения.

Затем ФАС в течение 2 рабочих дней принимает решение о том, принять жалобу или вернуть ее. Причины возврата обращений:

  1. Документы оформлены неправильно;
  2. Сведения, содержащиеся в обращении, не соответствуют действительности;
  3. По данному вопросу уже вынесено решение суда или регулятора.

Срок рассмотрения жалобы по 44-ФЗ составляет не более 5 дней с момента ее поступления. Заказчик может направить в контролирующий орган возражение, однако сделать это нужно не позднее, чем за 2 рабочих дня до даты рассмотрения обращения. Участник закупки также может отозвать свое обращение, если пришел к выводу, что его права нарушены не были.

Как правильно составить жалобу в ФАС?

Составление жалобы регламентировано ст. 105 закона № 44-ФЗ а также информацией, указанной на официальном сайте ФАС РФ. Для грамотного написания жалобы стоит придерживаться определенной структуры. Обязательны к указанию следующие сведения:

  • название структуры заказчика и контактные данные, реквизиты;
  • название организации истца, контактные данные, реквизиты;
  • номер закупки;
  • подробное описание предмета жалобы, доказательная база (если есть);
  • перечень прилагаемых документов

Помимо самой жалобы необходимо приложить документ, подтверждающий полномочия подающего жалобу (приказ/протокол о назначении директора или доверенность)

Подать жалобу можно как в бумажной, так и в электронной форме в срок не позднее 10 дней с момента размещения протокола подведения итогов закупки. Данное ограничение связано с тем, что после 10 дней может быть заключен контракт с победителем, и тогда истцу придется оспаривать нарушения через Арбитражный суд, так как полномочия ФАС после заключения контракта уже не действуют.

В какие сроки можно подать жалобу в ФАС

Жалоба на положения документации о закупке подается любым участником, общественным объединением до окончания срока подачи заявок.

Обжалование решения комиссии, указанное в протоколе проведения процедуры (второй случай из списка), возможно в течение 10 дней с даты размещения в Единой информационной системе (далее — ЕИС) протоколов, указанных в ч. 3 и 4 ст. 105, а в случае проведения аукциона при рассмотрении вторых частей заявок — до заключения контракта. При этом только участник, подавший заявку на тендер, имеет право обжаловать решение комиссии по закупке.

В третьем случае, противоправные действия, которые произошли после признания победителя торгов на стадии заключения контракта, можно обжаловать до его заключения.

И последнее, 30 дней дается заинтересованному лицу на обжалование порядка аккредитации оператором торговой площадки. Нарушения, связанные с проведением аукциона, вызванные некорректной работой площадки, к примеру, невозможностью подачи ценового предложения, обжалуются в течение 10 дней с даты размещения на торговой площадке протокола проведения аукциона.

Если же эти сроки истекли, участник имеет право обжаловать действия в суде.

Рассмотрение

В течение двух рабочих дней после поступления жалобы контрольный орган принимает решение о ее возврате по причине ее несоответствия требованиям 44-ФЗ (ч. 11 ст. 105) или о принятии к рассмотрению. При этом в ЕИС публикуется соответствующее уведомление, а также ставятся в известность заказчик, поставщик и оператор торгов.

Не позднее чем за два рабочих дня до даты рассмотрения спора его участники вправе направить в антимонопольную службу возражения и обоснования. Контрольный орган на коллегиальной основе рассматривает информацию по делу в течение пяти рабочих дней с даты поступления документа о противоправных действиях, при этом он может заблокировать процедуру заключения контракта, то есть запретить подписание контракта заказчиком.

Решение по результатам рассмотрения может быть следующим:

  1. Необоснованная претензия.
  2. Частично обоснованная.
  3. Обоснованная.

В последних двух случаях выдается предписание устранить нарушения, выявленные в ходе разбирательства — изменить закупочную документацию, пересмотреть итоги закупки или вовсе аннулировать их. Решение ФАС публикует в ЕИС в течение трех рабочих дней с даты принятия, а одновременно направляет их поставщику, заказчику и оператору. Если решение ФАС не удовлетворяет любого из участников процесса, как заказчика, поставщика, так и оператор торгов, они вправе в течение трех месяцев обратиться в суд для обжалования (ч. 1, 4 ст. 198 АПК РФ).

Ответы юристов (2)

Добрый день, Иван!

Обратиться с жалобой на действия заказчика вправе:

1) участник закупки (ч. 10 ст. 3 Закона N 223-ФЗ).
Закон не указывает, когда лицо приобретает данный статус. Представляется, что это происходит в момент подачи заявки на участие в закупке. Такой вывод следует из ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции. Согласно названной норме лицо, подавшее заявку, вправе обратиться в антимонопольный орган с жалобой независимо от характера предполагаемого нарушения;

2) лицо, не подавшее заявку на участие в закупке, при наличии двух условий (ч. 2 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции):
— обжалуется нарушение порядка размещения информации о закупке, порядка подачи заявок (например, не соблюдены сроки размещения в ЕИС извещения о закупке или установлены невыполнимые сроки подачи заявки);
— обжалуются действия (бездействие) заказчика, которые могут ущемить или нарушить права заявителя.

Если у вас закупка по закону 44-ФЗ, то вы можете подать жалобу в ФАС на несоответствие закону закупочной документации до истечения срока на подачу заявок по данной закупке.

Не знаю, к чему коллега привела выдержки из не относящихся к делу законов. В вашем случае возможность подачи жалобы следует из самого определения участника закупки из ст. 3 закона 44-ФЗ:

4) участник закупки — любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее — офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя;

То есть пока срок подачи заявок не истек, кто угодно считается участником закупки — он ведь потенциально может подать заявку.

Если срок подачи заявок истек то да, ФАС выясняет вопрос, подана ли заявка и если нет, а жалоба на положения документации, то обычно считает что права подателя жалобы не нарушены.

>Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

Жалоба в ФАС по 44-ФЗ: как происходит рассмотрение

При проведении государственных закупок иногда требуется подать жалобу в ФАС по 44-ФЗ. Подробно о том, как происходит подача жалобы в ФАС по 44-ФЗ, как подготовить такую жалобу и куда ее необходимо подавать, мы рассказали в нашей статье http://trdat.ru/obzhalovanie-rezultatov-zakupki-po-44-fz-v-fas/. В настоящем материале мы расскажем о том, как происходит рассмотрение жалобы по закупкам в ФАС.

В своей работе контрольный орган должен руководствоваться регламентом ФАС по рассмотрению жалоб по 44-ФЗ. Данный документ утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2014 года № 727/14. Регламент носит название – «Об обжаловании действий заказчиков и иных участников контрактной системы». Согласно указанному документу при поступлении жалобы контрольный орган должен совершить следующие действия.

  1. Размещение в ЕИС информации о поступлении жалобы и о ее содержании (исключение – выбор поставщика, подрядчика через закрытые способы, например, закрытый аукцион, закрытый конкурс – в этом случае информация по жалобе в ЕИС не размещается). Уведомление о жалобе направляется следующим лицам: лицу, которое подало жалобу, заказчику, оператору электронной площадки, уполномоченному органу или комиссии, на действиях которых подается жалоба. В данном уведомлении указываются данные о ее содержании, а также о месте и времени ее рассмотрения. Такие действия ФАС должен совершить в течение 2 рабочих дней с момента получения жалобы.
  2. Возражение на жалобу. Если права и интересы каких-либо лиц затронуты жалобой, то они имеют право – направить возражение на жалобу, а также присутствовать при ее рассмотрении. Возражение должно быть направлено в ФАС не позднее 2 рабочих дней до даты рассмотрения жалобы. В возражении должны быть отражены следующие данные:

  • название, фирменное наименование (если есть), адрес место нахождения, почтовый адрес, номер телефона — для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, номер телефона – для граждан. Эта данные указываются в отношении лица, которое подало жалобу;
  • название, фирменное наименование, адрес место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для компаний; ФИО, место жительства, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер телефона и факса – для граждан. Указанные данные отражаются в отношении подателя возражений;
  • сведения по закупке, которая проводилась с нарушением и которую предстоит обжаловать. Про закупку ничего указывать не нужно, если жалоба была подана на действия/бездействия оператора электронной площадки, и жалоба связана с аккредитацией участника на этой площадке;
  • информация о тех действиях, которые обжалуются и возражения на доводы, приведенные в жалобе.
  1. Запрос необходимых документов и информации. В компетенции ФАС при рассмотрении жалоб находится направление запросов о предоставлении информации и документов – заказчику, уполномоченному органу, комиссии по осуществлению закупок, контрактному управляющему и т.д. В обязанности заказчика и других лиц, чьи действия или бездействие обжалуются, входит предоставление в контрольный орган следующих документов:
  • документация о закупке;
  • заявки на участие в государственной закупке;
  • протоколы;
  • аудио- и видеозаписи;
  • другие документы и информация, которые были составлены в ходе определения поставщика, подрядчика или аккредитации желающих стать участниками закупок на электронной площадке.

У самого подателя жалобы контрольный орган не может запрашивать те документы, которые имеются в распоряжении государственных органов или муниципальных властей.

  1. Приостановление определение поставщика, подрядчика. ФАС может приостановить выбор поставщика, подрядчика в части подписания контракта. Данный вопрос приостанавливается до того, как жалоба будет рассмотрена по существу. В этом случае контрольный орган в сфере закупок должен направить требование о приостановлении выбора стороны контракта – заказчику, уполномоченному органу или другим лицам, проводящим закупку. Когда такое требование будет получено, контракт не может быть заключен, пока жалоба не будет рассмотрена.
  2. Рассмотрение жалобы и возражений по существу. 5 рабочих дней с момента поступления жалобы – столько времени у контрольного органа в сфере закупок есть, чтобы рассмотреть жалобу и возражения, а также направить уведомление о результатах рассмотрения жалобы – лицу, которое направило ее и лицам, которые предоставили возражения. При рассмотрении жалобы по существу вы можете не только лично присутствовать, но и направить своего представителя. Юрист по 44-ФЗ сможет оказать грамотную помощь в отстаивании ваших интересов.

Как податель жалобы может подтвердить свои полномочия для присутствия на заседании? Если вы подаете жалобу как гражданин или индивидуальный предприниматель, вам достаточно будет предъявить паспорт или другой документ, удостоверяющий личность. Руководителям компании необходимо будет предоставить – решение об избрании на должность, которая позволяет выступать от имени компании без доверенности. Для представителя необходимо наличие доверенности или другого документа, который подтверждает полномочия.

Жалоба будет рассмотрена, даже если податель жалобы и заказчик отсутствуют на заседании комиссии.

Вы можете вести видео- и аудиозапись заседания комиссии по рассмотрению жалобы. Для этого необходимо предварительно уведомить комиссию.

Обратите внимание! Жалоба может быть возвращена ее подателю без рассмотрения по существу в следующих случаях:

  • не соблюдены требования, предъявляемые законом к жалобе;
  • жалобу не подписали или её подписало лицо, которое не наделено соответствующими полномочиями;
  • податель не уложился в сроки, предусмотренные для направления жалобы;
  • уже есть решение суда или контрольного органа в сфере закупок по жалобе на те же действия или бездействие.

Решение о возвращении жалобы с указанием причины возврата ФАС направляет подателю по почте в течение 2 рабочих дней.

Чтобы ваша жалоба не была оставлена без рассмотрения, например, по причине того, что не соблюдены требования к жалобе по 44-ФЗ, воспользуйтесь консультацией юриста 44-ФЗ — +7 (812) 409-49-30. Специалист подробно расскажет вам о том, как подготовить документы и куда подавать жалобу по 44-ФЗ.

  1. Решение по жалобе. После того, как жалоба по 44-ФЗ будет рассмотрена, ФАС должна вынести одно из решений – жалоба признается необоснованной или обоснованной. В последнем случае контрольный орган может выдать предписание об устранении нарушений или совершении других действий. Само решение и предписание (если оно выдано) должны быть направлены подателю жалобы и лицам, чьи действия обжалуются в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения, а также размещены в ЕИС в указанный срок.
  2. Обжалование решения ФАС. Если вы считаете, что решение по жалобе было вынесено с нарушением норм закона, то можно обжаловать его уже в суде.

Срок для такого обжалования составляет 3 месяцев с даты, когда решение ФАС было принято. Исковое заявление по 44-ФЗ необходимо подавать в арбитражный суд.

Пример. Вы занимались подготовкой жалобы в ФАС по 44-ФЗ и обратились в территориальное орган ФАС – УФАС по Санкт-Петербургу. Решение контрольного органа вас не удовлетворило и необходимо обжаловать его в судебном порядке. В этом случае вам могут потребоваться услуги юриста по 44-ФЗ, чтобы подать иск и необходимые документы в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Обжаловать незаконные действия заказчика и других лиц, которые ограничили ваше участие в закупке и нарушили другие нормы закона, поможет юрист по 44-ФЗ в Санкт-Петербурге +7 (812) 409-49-30.

Нам вы можете доверить составление различных жалоб в рамках закона о государственных закупках: на документацию по закупке, на обоснование цены закупки заказчиком, на техническое задание, на критерии оценки и по другим вопросам.

Наш специалист не только подготовит жалобу, но и сможет представлять ваши интересы в контрольном органе при ее рассмотрении. А при необходимости обжалует решение ФАС в суде.

Действия (бездействие) оператора электронной площадки: как реагировать

Система госзакупок является важнейшим элементом государственного финансового хозяйства и одним из наиболее выгодных и прибыльных направлений осуществления предпринимательской деятельности.

В настоящее время система госзакупок претерпевает серьезные изменения. Всего пять электронных площадок решило оставить себе государство для проведения торгов. Напомним, что конкурс по отбору операторов электронных площадок был объявлен в конце ноября прошлого года, заявки на него подали 18 участников.

Победителями стали две правительственные электронные площадки — это Москва (ОАО «Единая электронная торговая площадка») и Татарстан (ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям РТ»), две биржи — ММВБ и РТС, и Сбербанк. Именно эти электронные площадки займутся всеми закупками, которые по предварительным данным Минэкономразвития России составят около 3 триллионов рублей. Правда, здесь необходимо добавить, что, как заявил глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев, позднее к ним возможно присоединится шестая электронная площадка Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи, на которой будут проводиться только госзакупки нефтепродуктов.

Разработчики данных инициатив надеются, что новые правила позволят значительно увеличить прозрачность госзакупок, усилить конкуренцию и снизить риски недобросовестности как заказчиков, так и поставщиков. Сложно согласиться, что фактическое отсутствие здоровой конкуренции, и особенно недобросовестность участников размещения заказа в новых электронных аукционах уйдут в прошлое. Во все времена люди находили лазейки и скользкие стороны закона, поэтому какие бы преграды государство не чинило, в том числе и в госзакупках, везде найдутся «умники», ломающие эти преграды.

Правительство решило, что для реализации поставленных целей пяти электронных площадок вполне достаточно. Участники рынка во мнениях разошлись.

Решение правительства и результаты конкурса вызвали массу споров и вопросов у участников рынка. Иначе и не могло быть, ведь цена вопроса баснословная — на счетах операторов окажутся миллиарды (открытый аукцион в электронной форме требует в обязательном порядке внесения всеми поставщиками солидных средств, которые будут в том числе использоваться для обеспечения заявки на участие: до 5 % от начальной цены каждого контракта).

Кстати, об операторах электронных площадок. Это новое, «невидимое» лицо в системе госзакупок. Согласно закону, на операторов электронных площадок возлагается ответственность по:

  • предоставлению участнику размещения заказа средств идентификации и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению конфиденциальности средств идентификации участника размещения заказа и доступа к электронной площадке;
  • обеспечению надежности функционирования программных и технических средств, используемых для проведения электронного аукциона, равный доступ участникам размещения заказа к участию в электронном аукционе;
  • нарушению сроков возврата денежных средств и правил документооборота при проведении открытого аукциона в электронной форме;
  • порядку ведения реестра УРЗ.

Кроме того операторы электронных площадок в ответе за разглашение сведений об участниках размещения заказа, подавших заявки на участие в электронном аукционе. Операторы электронных площадок просто обязаны обеспечить конфиденциальность сведений, содержащихся во второй части заявки до подведения результатов открытого аукциона в электронной форме. Суть такой конфиденциальности и заключается в том, чтобы обеспечить сохранность получаемых документов, а также исключить возможность передачи документов либо разглашения содержащихся в них сведений третьим лицам.

Что же получается? В госзакупках появилось лицо, которое играет ключевую роль между заказчиком и поставщиком? Несомненно, да. Теперь возникнет еще одна проблема в госзакупках — добросовестность операторов электронных площадок. Да-да, именно добросовестность! Однозначно: если есть ответственность, то будет и нарушение.

Возникновение различного рода проблем в отношении действий (бездействий) операторов электронных площадок неизбежно. Например, где гарантия, что один из поставщиков не позвонит другому поставщику и «не предложит» отозвать свою заявку? Нигде. А кто в ответе за конфиденциальность сведений? Оператор электронной площадки. Мириться с нарушениями — дело уже каждого участника размещения заказа. Но не нужно забывать о том, что действия (бездействие) оператора электронной площадки можно обжаловать так же, как и действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки допускается в любой момент проведения процедуры госзаказа.

Положение о возможности обжалования в любое время было специально введено в ФЗ № 94-ФЗ одновременно с введением новых электронных аукционов. При этом ФЗ № 94-ФЗ допускает обжалование действия (бездействие) оператора электронной площадки и в период аккредитации участника размещения заказа на электронной площадке.

Самое главное, во-первых, не запутаться в сроках обжалования.

«Общий» срок обжалования — не позднее 10 дней со дня размещения на электронной площадке:

  • протокола рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме;
  • протокола проведения открытого аукциона в электронной форме в случае признания такого открытого аукциона несостоявшимся;
  • протокола подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.

Обжалование действия (бездействия) оператора электронной площадки, связанного с проведением открытого аукциона в электронной форме, допускается в течение тех же 10 дней.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены после начала рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе, обжалование таких действий (бездействия) может осуществляться только участником размещения заказа, подавшим заявку на участие в электронном аукционе.

Внимание! Если обжалуемые действия (бездействие) совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении государственного или муниципального контракта, обжалование таких действий (бездействия) возможно до заключения государственного или муниципального контракта.

Федеральный закон № 94-ФЗ устанавливает и «специальный» срок обжалования относительно действий (бездействий) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке. Такой срок составляет 30 дней с момента совершения обжалуемых действий (бездействий).

Во-вторых, необходимо четко разграничивать, что проведение проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) оператора электронной площадки, в том числе связанных с аккредитацией участника размещения заказа на электронной площадке, осуществляются исключительно в центральном аппарате Федеральной антимонопольной службы России.

Поэтому, если поступит обращение либо жалоба от участника размещения заказа на действия (бездействие) оператора электронной площадки в территориальный орган ФАС России, то такой орган по подведомственности передаст такое обращение либо жалобу в центральный аппарат ФАС России для рассмотрения по существу в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом ФАС России.

Проведение же проверок, рассмотрение жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, аукционной комиссии, также остается за территориальными органами ФАС России.

И последнее, если все же по тем или иным причинам не удалось подать жалобу и истекли сроки обжалования, то дальнейшее обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки возможно осуществить только в судебном порядке.

Мезина Алла Александровна
специалист Единого центра консультаций по госзакупкам,
юрист-консультант ЮТЦ «Ориентир»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *