Статья
Какие нормы выбрать на зиму
Переход на зимние нормы расхода ГСМ начните с решения, какие нормы – свои или официальные – будет применять компания. При расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). Но есть рекомендательные нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (распоряжение Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р). В рекомендованных нормах предусмотрены проценты, на которые можно увеличить в зимний период стандартные летние нормативы. Нормативы на зиму зависят от региона России. Проценты можно увидеть в наглядной таблице ниже.
Значение зимних надбавок к нормам расхода топлив по регионам России
№ пп | Регионы России (по федеральным округам) | Количество месяцев и срок действия зимних надбавок | Предельная величина зимних надбавок не более, % |
1 | 2 | 3 | 4 |
I. Центральный | |||
1 | Москва | 5.0 01.XI..31.III |
10 |
2 | Белгородская обл. | 4.0 15.XL..15.III |
7 |
3 | Брянская обл. | 5.0 01.XI..31.III |
10 |
4 | Владимирская обл. | 5.0 01.XI..31.III |
10 |
5 | Воронежская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
6 | Ивановская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
7 | Калужская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
8 | Костромская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
9 | Курская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
10 | Липецкая обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
11 | Московская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
12 | Орловская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
13 | Рязанская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
14 | Смоленская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
15 | Тамбовская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
16 | Тверская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
17 | Тульская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
18 | Ярославская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
II. Северо-Западный | |||
19 | Санкт-Петербург | 5.0 01.XI..31.III1 |
10 |
20 | Республика Карелия | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
21 | Республика Коми г.Воркута с прилегающим административным районом |
6.0 01.XI…30.IV 6.5 15.X…30.IV |
15 |
22 | Архангельская обл. (без Ненецкого автономного округа) |
6.0 01.XI…30.IV |
15 |
23 | Вологодская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
24 | Калининградская обл. | 4.0 15.XL..15.III |
7 |
25 | Ленинградская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
26 | Мурманская обл. | 6.0 01.XI…30.IV |
15 |
27 | Новгородская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
28 | Псковская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
29 | Ненецкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV |
18 |
III. Северо-Кавказский | |||
30 | Республика Адыгея | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
31 | Республика Дагестан | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
32 | Республика Ингушетия | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
33 | Чеченская Республика | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
34 | Кабардино-Балкарская Республика | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
35 | Республика Калмыкия | 5.0 15.X…15.III |
10 |
36 | Карачаево-Черкесская Республика | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
37 | Республика Северная Осетия — Алания | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
38 | Краснодарский край | 3.0 01.XII… 1.III |
5 |
39 | Ставропольский край | 3.5 01.XII..15.III |
5 |
40 | Астраханская обл. | 5.0 15.X…15.III |
10 |
41 | Волгоградская обл. | 5.0 15.X…15.III |
10 |
42 | Ростовская обл. | 4.0 15.XI..15.III |
7 |
IV. Приволжский | |||
43 | Республика Башкортостан | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
44 | Республика Марий Эл | 5.0 01.XI..31.III |
10 |
45 | Республика Мордовия | 5.0 01.XI..31.III |
10 |
46 | Республика Татарстан | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
47 | Удмуртская Республика | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
48 | Чувашская Республика | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
49 | Кировская обл. | 5.5 15.X…31.III |
12 |
50 | Нижегородская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
51 | Оренбургская обл. | 6.0 15.X…15.IV |
15 |
52 | Пензенская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
53 | Пермская обл. (без Коми-Пермяцкого автономного округа) | 5.5 01.XI…15.IV |
10 |
54 | Самарская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
55 | Саратовская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
56 | Ульяновская обл. | 5.0 01.XI…31.III |
10 |
57 | Коми-Пермяцкий автономный округ | 6.0 15.X…15.IV |
18 |
V. Уральский | |||
58 | Курганская обл. | 5.5 01.XI…15.IV |
10 |
59 | Свердловская обл. | 5.5 01.XI…15.IV |
10 |
60 | Тюменская обл. (без Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
61 | Челябинская обл. | 5.5 01.XI…15.IV |
10 |
62 | Ханты-Мансийский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV |
18 |
63 | Ямало-Ненецкий автономный округ | 6.5 15.X…30.IV |
18 |
VI. Сибирский | |||
64 | Республика Алтай | 5.5 01.XI…15.IV |
15 |
65 | Республика Бурятия | 6.0 01.ХI… З0V |
18 |
66 | Республика Тува | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
67 | Республика Хакасия | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
68 | Алтайский край | 5.5 01.XI…15.IV |
15 |
69 | Красноярский край (без Таймырского и Эвенкийского автономных округов) | 5.5 01.XI…15.IV |
15 |
70 | Иркутская обл. (без Усть-Ордынского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
71 | Кемеровская обл. | 6.0 01.ХI…30.IV |
15 |
72 | Новосибирская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV |
12 |
73 | Омская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV |
12 |
74 | Томская обл. | 5.5 01.XI… 15.IV |
12 |
75 | Читинская обл. (без Агинского Бурятского автономного округа) | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
76 | Таймырский автономный округ | 7.0 15.X…15.V |
18 |
77 | Усть-Ордынский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
78 | Эвенкийский автономный округ | 7.0 15.X….15.V |
18 |
79 | Агинский Бурятский автономный округ | 6.0 01.ХI…30.IV |
18 |
VII. Дальневосточный | |||
80 | Республика Саха (Якутия) (без Чукотского автономного округа) | 7.0 15.X…15.V |
20 |
81 | Приморский край | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
82 | Хабаровский край | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
Охотский район | 6.5 15.X…30.IV |
18 | |
83 | Амурская обл. | 6.0 01.XI…30.IV |
15 |
84 | Камчатская обл. (без Корякского автономного округа) | 6.0 01.XI…30.IV |
15 |
85 | Магаданская обл. | 6.5 15.X…30.IV |
18 |
86 | Сахалинская обл.- южная часть | 5.0 15.XI…15.IV |
12 |
Сахалинская обл. — северная часть (выше 50° сев. широты) | 6.0 01.XI…30.IV |
15 | |
87 | Еврейская автономная обл. | 5.5 01.XI…15.IV |
12 |
88 | Корякский автономный округ | 6.0 01.XI…30.IV |
15 |
89 | Чукотский автономный округ | 6.5 15.X…30.IV |
20 |
90 | Острова Северного Ледовитого океана и морей | 7.0 01.XI…31.V |
20 |
91 | Крымский | 4.0 01.ХI..01.III |
5 |
Но применять официальные нормативы не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Если компания решила установить свои нормы, то лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Образец приказа о нормах ГСМ смотрите ниже.
Реквизиты приказа о зимних нормах
В приказе о зимних нормах надо сказать, с какого числа компания их применяет. В приказе надо детально расписать информацию об автомобиле, для которого компания устанавливает новую норму. Напишите марку машины, ее модификацию, государственный регистрационный знак. Тогда меньше риска запутаться и завысить расходы в налоговом учете.
Чиновники разрешают компаниям для одних автомобилей устанавливать минтрансовские нормативы, а для других — свои. Тогда в приказе надо провести четкие границы между теми и другими, чтобы на проверке не возникло путаницы с тем, какие нормы правильные.
В приказе можно установить, кто из работников будет отвечать в компании за соблюдением зимних норм. Это может быть, к примеру, руководитель АХО или начальник транспортного отдела. С новым приказом надо ознакомить этого сотрудника. Также сообщите работнику бухгалтерии, который отвечает за учет расходов на ГСМ, что компания осуществила переход на зимние нормы расхода ГСМ .
Недавние изменения по нормам ГСМ
В 2015 году Минтранс пересмотрел свои нормативы (распоряжение от 14 июля 2015 г. № НА-80-р). В частности, увеличились надбавки для крупных городов и повысились коэффициенты для технологического транспорта, включая тот, что используют внутри компании. Например, к таким машинам относятся погрузчики, тракторы, краны.
Минтранс повысил коэффициенты для городов-миллионников. Теперь максимальный размер надбавки увеличился с 25 до 35 процентов. И действует это значение для машин, которые используют в городах с населением свыше 5 млн человек. В городах с численностью от 1 до 5 млн человек можно увеличивать норму списания ГСМ на 25 процентов.
По новым правилам повышающие коэффициенты можно применять не только для городов и крупных населенных пунктов, как раньше, но и для любых других населенных пунктов (п. 5 Методических рекомендаций, утв. распоряжением № АМ-23-р). Например, небольших поселков, деревень и сел и т. д. Компании, которые используют автомобили на территории таких населенных пунктов, тоже вправе увеличить нормы расхода топлива на 5 процентов. Единственное условие для применения этой надбавки — наличие регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения.
Автотранспорт — правила, нормы, положения
Надбавки к нормам расхода топлива.
1. Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса РФ № АМ-23-р от 14 марта 2008 года, предусматривают повышение или снижение норм расхода топлива в зависимости от условий эксплуатации автотранспорта.
2. Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов, изменяющих норму расхода топлива, производится при помощи поправочных коэффициентов (надбавок), регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются приказом или распоряжением руководства предприятия, эксплуатирующего АТС, или местной администрации).
3. Норма расхода топлива может снижаться при работе на дорогах общего пользования I, II и III категорий за пределами пригородной зоны на равнинной слабохолмистой местности (высота над уровнем моря до 300 метров) – до 15%. (один случай снижения).
4. В том случае, когда автотранспорт эксплуатируется в пригородной зоне вне границы города, поправочные (городские) коэффициенты не применяются.
5. При необходимости применения одновременно нескольких надбавок норма расхода топлива устанавливается с учетом суммы или разности этих надбавок.
6. Нормы расхода повышаются при следующих условиях:
а) работе автотранспорта в зимнее время года в зависимости от климатических районов страны – от 5 до 20% включительно. Порядок применения, значения и сроки действия зимних надбавок представлены в приложении 2 вышеуказанных методических рекомендаций.
Пример: срок действия зимних надбавок в одном из регионов России – 5 месяцев. Администрация региона,города, района, поселения своим распоряжением может установить срок действия надбавок по месяцам зимнего периода по единой предельной величине (например 10 % на ноябрь, декабрь, январь, февраль, март) или дифференцированно по каждому месяцу. Если распоряжения администрации нет, то предприятие (организация) своим приказом устанавливает зимние надбавки самостоятельно.
б) работе автотранспорта на дорогах общего пользования I, II и III категорий (дорогах с усовершенствованным покрытием) в горной местности, включая города, поселки и пригородные зоны, при высоте над уровнем моря:
– от 300 до 800 метров– до 5% (нижнегорье);
– от 801 до 2000 метров– до 10% (среднегорье);
– от 2001 до 3000 метров– до 15% (высокогорье);
– свыше 3000 метров– до 20% (высокогорье).
в) работе автотранспорта на дорогах общего пользования (I, II и III категорий) со сложным планом, вне пределов городов и пригородных зон, где в среднем на 1 км пути имеется более пяти закруглений радиусом менее 40 м (или из расчета на 100 км пути — около 500 поворотов) – до 10%, на дорогах общего пользования IV и V категорий – до 30%.
К IV категории относятся дороги с твердым покрытием из булыжника и гравия, к V категории относятся профилированные дороги, не имеющие твердого покрытия (проходящие по естественному грунту).
г) работе автотранспорта в городах с населением:
– свыше 5 млн. человек – до 35%;
– от 1,0 до 5,0 млн. человек – до 25%;
– от 250 тысяч до 1,0 млн. человек – до 15%;
– от 100 до 250 тысяч человек – до 10%;
– до 100 тысяч человек – в городах, поселках городского типа и других крупных населенных пунктах (при наличии регулируемых перекрестков, светофоров или других знаков дорожного движения) – до 5%.
д) работа автотранспорта при частых технологических остановках, связанных с погрузкой и выгрузкой, посадкой и высадкой пассажиров, в том числе маршрутных таксомоторов – автобусов, грузопассажирских и грузовых автомобилей малого класса, автомобилей типа «пикап», «универсал», включая перевозки продуктов и мелких грузов, обслуживание почтовых ящиков, инкассацию денег, обслуживание пенсионеров, инвалидов, больных и т.п. (при условии в среднем более чем одна остановка на один километр пробега, при этом остановки у светофоров, перекрестков, и переездов не учитываются) – до 10%;
е) перевозке нестандартных, крупногабаритных, тяжеловесных, опасных грузов, грузов в стекле и т.д., движении в колоннах и при сопровождении, и других подобных случаях с пониженной скоростью движения автомобилей 20-40 км/час – до 15%, с пониженной средней скоростью ниже 20 км/час – до 35%;
ж) при обкатке новых автомобилей и вышедших из капитального ремонта (пробег определяется производителем техники) – до 10%; При централизованном перегоне автомобилей своим ходом в одиночном состоянии или колонной – до 10%; при перегоне – буксировке автомобилей в спаренном состоянии – до 15%, при перегоне – буксировке в строенном состоянии – до 20%;
з) для автомобилей, находящихся в эксплуатации более 5 лет с общим пробегом более 100 тыс.км – до 5%, более 8 лет или с общим пробегом более 150 тыс.км – до 10%;
и) при работе грузовых автомобилей, фургонов, грузовых таксомоторов и т.п. без учета транспортной работы — до 10%;
к) при работе автомобилей в качестве технологического транспорта, включая работу внутри предприятия, — до 20%
л) при работе специальных автомобилей (патрульных, киносъемочных, ремонтных, автовышек, автопогрузчиков и т.п.), выполняющих транспортный процесс при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках, движении задним ходом и т.п. – до 20%;
м) при работе в карьерах, при движении по полю, при вывозке леса и т.п. на горизонтальных участках дорог IV и V категорий:
– для АТС в снаряженном состоянии (без груза) – до 20%;
– для АТС с полной или частичной загрузкой автомобиля – до 40%;
н) при работе в чрезвычайных климатических и тяжелых дорожных условиях в период сезонной распутицы, снежных или песчаных заносов, при сильном снегопаде и гололедице, наводнениях и других стихийных бедствиях для дорог I, II и III категорий – до 35%, для дорог IV и V категорий – до 50%;
о) при учебной езде на дорогах общего пользования – до 20%. При учебной езде на специально отведенных учебных площадках, при маневрировании на пониженных скоростях, при частых остановках и движении задним ходом – до 40%;
п) при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) при движении автомобиля — до 7%;
р) при использовании кондиционера при движении автомобиля — до 7% (применение данного коэффициента совместно с зимней надбавкой в зависимости от климатических районов не допускается);
с) при использовании кондиционера на стоянке нормативный расход топлива устанавливается из расчета за один час простоя с работающим двигателем, то же на стоянке при использовании установки «климат-контроль» (независимо от времени года) за один час простоя с работающим двигателем — до 10% от базовой нормы;
т) при простоях автомобилей под погрузкой или разгрузкой в пунктах, где по условиям безопасности или другим действующим правилам запрещается выключать двигатель (нефтебазы, специальные склады, наличие груза, не допускающего охлаждения кузова, банки и другие объекты), а также в других случаях вынужденного простоя автомобиля с включенным двигателем – до 10% от базовой нормы за один час простоя;
у) в зимнее или холодное (при среднесуточной температуре ниже +5°С) время года на стоянках при необходимости пуска и прогрева автомобилей и автобусов (если нет независимых отопителей), а также на стоянках в ожидании пассажиров (в том числе для медицинских АТС и при перевозках детей), устанавливается нормативный расход топлива из расчета за один час стоянки (простоя) с работающим двигателем – до 10 % от базовой нормы.
7. Примеры применения поправочных коэффициентов к нормам расхода топлива приведены в приложении №5 методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» 2008 года.
8. В условиях конкретного предприятия издается приказ (распоряжение) о значениях применяемых поправочных коэффициентов.
Пример:
8.1. Зимние надбавки: ноябрь – 7%, декабрь, январь, февраль, март -10% (по распоряжению органов власти или же приказом по предприятию);
8.2. Движение в городе (400 тыс чел.) – 15%, движение в городе (1,3 млн.чел.) – 25%, движение в городах до 100 тыс. чел. – 5% (с указанием городов);
8.3. Движение за городом (маршрут – протяженность загородной зоны – снижение 8%);
8.4. Для конкретных марок автомобилей по госномерам – 5 или 10% в зависимости от их возраста;
8.5. При работе без учета массы перевозимого груза – 10%.
Примечание. Если имеют место разовые случаи применения других надбавок (поправочных коэффициентов), то ответственным за использование автомобиля лицом вносится соответствующая запись в графу «Особые отметки».