145 ст НК РФ

Кто может не платить НДС на основании ст. 145 НК РФ

Главное условие для получения освобождения – выручка за 3 последних последовательных календарных месяца должна составлять менее 2-х миллионов рублей (без учета НДС).

Т.е. считается выручка не за квартал, а именно за 3 последовательных месяца. Например, чтобы получить освобождение с 1 апреля, берется выручка за январь-март, с 1 мая — февраль-апрель и т.д. Организации исчисляют размер выручки по данным бухгалтерского учета (кроме организаций, перешедших с УСН на ОСНО, поскольку они представляют не выписку из бухгалтерского баланса, а выписку из книги доходов-расходов). У индивидуальных предпринимателей нет бухгалтерского учета, поэтому выручка всегда определяется по данным книги учета доходов и расходов.

При исчислении выручки, дающей право на освобождение, берется выручка только от операций, облагаемых НДС. Т.е. выручка от операций, указанных в статье 149 НК РФ, не учитывается. Такое мнение было высказано в Постановлении Президиума ВАС от 27.11.2012 N 10252/12. С этим мнением были вынуждены согласиться Минфин и ФНС. Так же при исчислении выручки не включаются доходы от операций, облагаемых ЕНВД и/или ПСН. При исчислении выручки не учитываются и полученные авансы, потому что они не являются выручкой от реализации товаров (работ, услуг).

Если у организации или ИП нет выручки за три последних месяца, то, по мнению Минфина, они не могут получить освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС.

Однако судебная практика на стороне налогоплательщиков уже много лет (Постановления ФАС Уральского округа от 02.05.2007 № Ф09-3020/07-С2, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2006 № А56-35928/2005, 17 арбитражного апелляционного суда от 22.05.2015 N 17АП-5352/2015-АК (оставлено без изменений АС Уральского округа 16.09.2015 №Ф09-6077/15). Если же организация еще не проработала три месяца, то права на освобождение она не имеет, потому что не выполнено условие по лимиту выручки за 3 последовательных месяца.

Если налогоплательщик реализует подакцизные товары, то выручка по реализации этих товаров не включается в расчет суммы выручки для получения освобождения. Но чтобы получить право воспользоваться статьей 145 НК РФ, он должен вести раздельный учет по торговле подакцизными товарами и другой своей деятельностью. Дело в том, что по операциям реализации подакцизных товаров налогоплательщик не вправе использовать освобождение от НДС.

Какие документы необходимо предоставить

Для того, чтобы получить освобождение, налогоплательщики должны представить: уведомление об использовании права на освобождение; выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); выписку из книги продаж; выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели). Организации и ИП, применявшие УСН, представляют книгу доходов и расходов по УСН, а ИП, применявшие ЕСХН, книгу доходов и расходов индивидуальных предпринимателей.

В Налоговом кодексе не конкретизировано, что же из себя представляет выписка из бухгалтерского баланса. Некоторые налоговые инспекторы требуют Отчет о финансовых результатах, однако этот отчет не дает представления о выручке за последние три месяца. Поэтому рекомендуется представлять выписку в свободной форме, где просто указывать размер выручки по данным бухгалтерского учета с такой-то по такой-то период. Подобную же выписку можно делать из книг доходов и расходов поскольку эти книги предусматривают ведение учета кассовым методом и в графах «доходы» указываются в том числе и полученные авансовые платежи.

Чтобы получить право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС, документы и уведомление надо представить не позднее 20 числа месяца, начиная с которого будет применяться освобождение. Несмотря на установленный кодексом срок подачи документов, много лет велись споры о том, имеет ли право получить освобождение налогоплательщик, пропустивший срок подачи документов. Точку в спорах поставил Пленум ВАС РФ в Постановлении от 30.05.2014 N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость». В этом Постановлении судьи указали, что «…лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов». С этим пришлось согласиться и Минфину. Таким образом, организации и ИП получили возможность подавать уведомление и документы «задним» числом.

Как потерять право на освобождение от уплаты НДС

Освобождение дается на 12 календарных месяцев, по истечении которых можно продлить его еще на 12 месяцев, представив документы, подтверждающие, что в течение срока освобождения сумма выручки от реализации за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей. Так же представляется уведомление о продлении права на освобождение (по той же форме, что и при получении освобождения). Если же не планируется применять освобождение в следующие 12 месяцев, подается уведомление об отказе от использования этого права (в свободной форме).

Если организация или ИП не подтвердит документами право использовать освобождение по ст.145 НК РФ, то это право теряется с даты начала применения такого освобождения. При этом придется восстановить сумму налога и уплатить в бюджет за все 12 месяцев применения освобождения. Однако при расчете НДС к уплате можно воспользоваться вычетами, при наличии правильно оформленных счетов-фактур (и других документов) от контрагентов. Хотя Минфин считает, что лица, потерявшие право на освобождение, права на вычеты не имеют.

Что будет, если организация или ИП опоздает с подачей документов на подтверждения права на освобождение? Налоговые органы много лет считали, что такое опоздание лишает права применять статью 145 НК РФ, а судебная практика по этому поводу колебалась. Однако Постановление Пленума ВАС № 33 и в этом споре поставило точку, склонив чашу весов правосудия в пользу организаций и ИП.

Постановление Президиума ВАС РФ от 24.09.2013 N 3365/13 по делу N А52-1669/2012

п.3 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33

Письмо ФНС России от 12.05.2014 N ГД-4-3/8911@

п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33

Письмо Минфина России от 16.06.2015 N 03-07-14/34600

Письмо Минфина России от 23.07.2013 N 03-07-14/29077

Налоговые проверки становятся жестче. Научитесь защищать себя в онлайн-курсе «Клерка» — «Налоговые проверки. Тактика защиты».

Посмотрите рассказ о курсе от его автора Ивана Кузнецова, налогового эксперта, который раньше работал в ОБЭП.

Заходите, регистрируйтесь и обучайтесь. Обучение полностью дистанционно, выдаем сертификат.

1. Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога (далее в настоящей статье — освобождение), если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.

2. Положения настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев, а также на организации, указанные в статье 145.1 настоящего Кодекса.

3. Освобождение в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи не применяется в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, подлежащих налогообложению в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, указанные в пункте 6 настоящей статьи, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Указанные уведомление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица используют право на освобождение.

Форма уведомления об использовании права на освобождение утверждается Министерством финансов Российской Федерации.

4. Организации и индивидуальные предприниматели, направившие в налоговый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения), не могут отказаться от этого освобождения до истечения 12 последовательных календарных месяцев, за исключением случаев, когда право на освобождение будет утрачено ими в соответствии с пунктом 5 настоящей статьи.

По истечении 12 календарных месяцев не позднее 20-го числа последующего месяца организации и индивидуальные предприниматели, которые использовали право на освобождение, представляют в налоговые органы:

документы, подтверждающие, что в течение указанного срока освобождения сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), исчисленная в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца в совокупности не превышала два миллиона рублей;

уведомление о продлении использования права на освобождение в течение последующих 12 календарных месяцев или об отказе от использования данного права.

5. Если в течение периода, в котором организации и индивидуальные предприниматели используют право на освобождение, сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысила два миллиона рублей либо если налогоплательщик осуществлял реализацию подакцизных товаров, налогоплательщики начиная с 1-го числа месяца, в котором имело место такое превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров, и до окончания периода освобождения утрачивают право на освобождение.

Сумма налога за месяц, в котором имело место указанное выше превышение либо осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке.

В случае, если налогоплательщик не представил документы, указанные в пункте 4 настоящей статьи (либо представил документы, содержащие недостоверные сведения), а также в случае, если налоговый орган установил, что налогоплательщик не соблюдает ограничения, установленные настоящим пунктом и пунктами 1 и 4 настоящей статьи, сумма налога подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

6. Документами, подтверждающими в соответствии с пунктами 3 и 4 настоящей статьи право на освобождение (продление срока освобождения), являются:

выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации);

выписка из книги продаж;

выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

абзац пятый утратил силу с 1 января 2015 г.

Для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог).

7. В случаях, предусмотренных пунктами 3 и 4 настоящей статьи, налогоплательщик вправе направить в налоговый орган уведомление и документы по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления в налоговый орган считается шестой день со дня направления заказного письма.

8. Суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со статьями 171 и 172 настоящего Кодекса до использования им права на освобождение в соответствии с настоящей статьей, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинает использовать право на освобождение, предусмотренное настоящей статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Суммы налога, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным налогоплательщиком, утратившим право на освобождение в соответствии с настоящей статьей, до утраты указанного права и использованным налогоплательщиком после утраты им этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, принимаются к вычету в порядке, установленном статьями 171 и 172 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в Решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в п. 1 ст. 145 НК РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за 3 предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. При этом нормами п. 1 ст. 145 НК РФ не предусмотрено исключений из суммы выручки, полученной от реализации товаров (работ, услуг), операций, не подлежащих налогообложению НДС либо не признаваемых объектом налогообложения по НДС.

Вместе с тем согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 27 ноября 2012 г. N 10252/12, по смыслу указанной нормы НК РФ институт освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика направлен на снижение налогового бремени в отношении налогоплательщиков, имеющих незначительные обороты по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС. В связи с этим предельный показатель выручки, дающий право на применение освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, согласно позиции ВАС РФ должен рассчитываться только применительно к операциям по реализации, облагаемым НДС.

При этом в Постановлении ВАС РФ указывается на возможность пересмотра на основании п. 5 ч. 3 ст. 311 АПК РФ вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов по делам со схожими фактическими обстоятельствами, принятых на основании нормы права в истолковании, расходящемся с содержащимся в данном Постановлении толкованием.

Таким образом, постановления Пленума и Президиума ВАС РФ для налоговых органов являются сложившейся судебной практикой, которой налоговым органам следует руководствоваться при рассмотрении вопроса о целесообразности доначисления сумм НДС в рассматриваемом случае.

Учитывая изложенное, согласно выводам ФНС России, изложенным в Письме от 12 мая 2014 г. N ГД-4-3/8911@, размер выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения положений ст. 145 НК РФ следует рассчитывать только применительно к операциям по реализации товаров (работ, услуг), облагаемых НДС.

Аналогичные выводы содержатся также и в абз. 2 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33 «О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость» (далее — Постановление Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также не учитываются при решении вопроса о наличии оснований для использования права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика доходы, полученные от совершения операций по реализации подакцизных товаров, поскольку на основании п. 2 ст. 145 НК РФ в отношении таких операций организации и индивидуальные предприниматели не вправе применять освобождение (абз. 3 п. 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

Также и выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается (Письмо Минфина России от 26 марта 2007 г. N 03-07-11/72). Кроме того, не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в ст. 162 НК РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров (Письмо УФНС России по г. Москве от 23 апреля 2010 г. N 16-15/43541). Также в связи с тем, что стоимость товаров (работ, услуг), реализованных на безвозмездной основе, не соответствует понятию «выручка», стоимость таких товаров (работ, услуг) для целей применения п. 1 ст. 145 НК РФ не учитывается (Письмо Минфина России от 30 сентября 2013 г. N 03-07-15/40261).

Отметим, что Налоговый кодекс РФ не дает ответа на вопрос о том, включается ли выручка от осуществления операций, перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, в выручку для целей применения ст. 145 НК РФ.

В таком случае можно обратить внимание на разъяснения Минфина России, изложенные в Письме от 20 сентября 2012 г. N 03-07-07/94. В нем Минфин России указал, что выручка от реализации земельного участка, не являющейся согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ объектом налогообложения НДС, подлежит учету при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) в целях применения ст. 145 НК РФ. Отметим, что реализация земельных участков входит в число операций, которые согласно п. 2 ст. 146 НК РФ не признаются объектом налогообложения по НДС. В связи с изложенным можно прийти к выводу, что выручка от реализации иных товаров (работ, услуг), перечисленных в п. 2 ст. 146 НК РФ, также подлежит учету в целях применения ст. 145 НК РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 145 НК РФ освобождением от исполнения обязанностей плательщика НДС не вправе пользоваться:

а) организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары в течение 3

предшествующих последовательных календарных месяцев;

б) организации, указанные в ст. 145.1 НК РФ.

Подакцизными товарами, в частности, признаются:

этиловый спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый (далее также в настоящей главе — этиловый спирт); спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком

виде) с объемной долей этилового спирта более 9%; алкогольная продукция (водка, ликеро-водочные изделия, коньяки, вино, фруктовое вино, ликерное

вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, сидр, пуаре, медовуха, пиво, напитки, изготавливаемые на основе пива, иные напитки с объемной долей этилового спирта более 0,5 процента, за исключением пищевой продукции в соответствии с Перечнем, установленным Правительством Российской Федерации; табачная продукция; автомобили легковые;

мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); автомобильный бензин; дизельное топливо;

моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин;

топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки и (или)

вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия.

Однако в данном случае следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О, в котором был сделан вывод, что норма п. 2 ст. 145 НК РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь, согласно п. 3 ст. 145 НК РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров.

Следовательно, в соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

Лица, использующие право на освобождение, должны представить соответствующее письменное уведомление и документы, которые подтверждают право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета.

Также в силу п. 3 ст. 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, должны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление и документы, подтверждающие, что объем полученной ими выручки не превышает предельный размер, установленный п. 1 ст. 145 НК РФ.

При толковании данной нормы судам необходимо исходить из того, что по ее смыслу налогоплательщик лишь информирует налоговый орган о своем намерении использовать указанное право

на освобождение, а последствия нарушения срока уведомления законом не определены. При этом в силу закона такое уведомление может быть произведено и после начала применения освобождения.

Поэтому лицам, фактически использовавшим в соответствующих налоговых периодах освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, не может быть отказано в праве на такое освобождение только лишь по мотиву непредставления в установленный срок уведомления и документов.

Аналогичным подходом следует руководствоваться и в случае ненаправления (несвоевременного направления) в налоговый орган уведомления о продлении использования права на освобождение и необходимых документов (п. 4 ст. 145 НК РФ) (п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 г. N 33).

В соответствии с п. 6 ст. 145 НК РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

— соответствующее письменное уведомление;

— выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации); — выписку из книги продаж;

— выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);

— копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Отметим, что Федеральный закон от 20 апреля 2014 г. N 81-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 2015 г., внес изменения в положения п. 6 ст. 145 НК РФ. Согласно им с 1 января 2015 г. отменяется требование о необходимости представлять в числе прочих копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы и уведомление представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма уведомления утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Организации и индивидуальные предприниматели, которые перешли с «упрощенки» на общий режим налогообложения и собираются воспользоваться предусмотренным правом и получить освобождение от уплаты НДС, уже будучи на общем режиме, предоставляют в налоговую инспекцию выписку из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Напомним: ее форма утверждена Приказом Минфина России от 22 октября 2012 г. N 135н.

Для индивидуальных предпринимателей, перешедших на общий режим налогообложения с системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единого сельскохозяйственного налога), документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов индивидуальных предпринимателей, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Для плательщиков единого сельхозналога форма книги утверждена Приказом Минфина России от 11 декабря 2006 г. N 169н.

Пункт 7 ст. 145 НК РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со ст. 31 НК РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы, либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с п. 8 ст. 145 НК РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Обратим внимание, что с 1 января 2015 г. п. 8 ст. 145 НК РФ (в ред. Федерального закона от 24 ноября 2014 г. N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации») предусматривается, что суммы налога, принятые налогоплательщиком к вычету в соответствии со ст. ст. 171 и 172 НК РФ до использования им права на освобождение в соответствии со ст. 145 НК РФ, по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, но не использованным для указанных операций, после отправки налогоплательщиком уведомления об использовании права на освобождение подлежат восстановлению в последнем налоговом периоде перед началом использования права на освобождение, а в случае, если организация или индивидуальный предприниматель начинают использовать право на освобождение, предусмотренное данной статьей, со второго или с третьего месяца квартала восстановление сумм налога производится в налоговом периоде, начиная с которого указанные лица используют право на освобождение.

Также хотелось бы обратить внимание на еще одну опасность, которая подстерегает налогоплательщиков, получивших освобождение. Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик, пользующийся освобождением в соответствии со ст. 145 НК РФ, оформляет расчетные документы, первичные учетные документы и счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Если же такой налогоплательщик, уступив просьбе покупателя, выделит в счете-фактуре НДС, этот налог придется перечислить в бюджет. Этого требует п. 5 ст. 173 НК РФ.

Если организация в такой ситуации откажется от уплаты НДС, ей грозит штраф. Согласно ст. 122 НК РФ налогоплательщик за неуплату или неполную уплату сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога будет оштрафован в размере 20% от неуплаченных сумм налога. Но если нарушение совершено умышленно, штраф составит 40% от неуплаченных сумм налога.

>
Ст. 145 НК РФ (2017): вопросы и ответы

В чем заключаются плюсы и минусы освобождения от НДС по ст. 145 НК РФ?

У освобождения от обязанности платить НДС пост. 145 НК РФ есть свои положительные и отрицательные стороны.

Плюсы заключаются в том, что:

  • освобождение дается на длительный срок (1 год) и может продлеваться;
  • НДС начислять и уплачивать не нужно (за исключением некоторых операций);
  • не надо сдавать декларацию по НДС (за исключением некоторых ситуаций) и вести книгу покупок (письма ФНС РФ от 04.04.2014 № ГД-4-3/6138 и 29.04.2013 № ЕД-4-3/7895@).

Отрицательные моменты:

  1. НДС, выделенный в документах поставщиков, придется включать в стоимость оприходованных товаров (работ, услуг) согласно подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ. При этом по ТМЦ, приобретенным до освобождения и не использованным до начала его применения, а также по ОС, самортизированным неполностью, НДС нужно будет восстановить.
  2. Сохранится обязанность ведения книги продаж и оформления счетов-фактур на реализацию (п. 5 ст. 168 НК РФ). Особенностью счетов-фактур будет проставление в графах, предназначенных для ставки и суммы НДС, записи: «Без НДС» (подп. «ж» и «з» п. 2 раздела 2 приложения 1 к постановлению Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137). При этом на реализацию подакцизных товаров счета-фактуры будут выставляться в обычном порядке с начислением и выделением суммы НДС. Кроме того, с выделением НДС придется составлять счета-фактуры налогового агента.

О правилах ведения книги продаж читайте в материале «Книга покупок и книга продаж: ведение и оформление для расчетов по НДС».

  1. Обязанность начисления и уплаты НДС, подачи декларации сохранится для ситуаций продажи подакцизных товаров, исполнения обязанностей налогового агента и выставления счетов-фактур с выделенной суммой НДС по товарам, продаваемым без акциза. Кроме того, нужно будет платить НДС при импорте товаров.

Об особенностях составления деклараций по НДС за 2017 год читайте в статье «Образец заполнения и бланк налоговой декларации по НДС — 2017».

Можно ли применять освобождение, если нарушен срок подачи уведомления?

Применение освобождения по ст. 145 НК РФ является правом налогоплательщика и имеет заявительный характер. Текст ст. 145 НК РФ устанавливает срок направления сообщения об этом в ИФНС: это нужно сделать до 20-го числа месяца, в котором фактически начато применение освобождения.

О том, что нужно сделать, чтобы начать применение освобождения по ст. 145 НК РФ, читайте в материале «Как правильно освободиться от НДС».

До июня 2014 года фирмы или ИП, нарушившие этот срок, могли получить от ИФНС отказ в таком праве. Однако после вывода постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2015 № 33 о том, что нарушение срока представления уведомления само по себе не может служить достаточным основанием для такого отказа (важно, чтобы факт направления уведомления вообще имел место), ИФНС будет руководствоваться другими правилами. Решения Пленума ВАС для ИФНС более обязательны к исполнению, чем письма МФ РФ или ФНС РФ (письмо ФНС РФ от 26.11.2013 № ГД-4-3/21097).

Это может быть полезным для тех налогоплательщиков, которые по каким-либо причинам ошибочно не уплачивали НДС. Например, когда они:

  • неверно применяли освобождение от налогообложения по ст. 149 НК РФ;
  • или продолжали работать без НДС после утраты права на применение УСН, ЕНВД или ПСН.

Если при этом они вправе были воспользоваться освобождением по ст. 145 НК РФ, то есть смысл направить в ИФНС (пусть и с опозданием) уведомление об освобождении. Это даст им возможность получить законное основание не начислять и не уплачивать НДС за период ошибочной его неуплаты и, соответственно, не представлять декларацию по НДС, не платить пени, не подвергаться санкциям.

О возможности освобождения от НДС при утрате права на ПСН читайте в статье «ИП, слетевший с патента, может сразу освободиться от НДС».

Направить такое уведомление можно даже в ходе налоговой проверки (письмо МФ РФ от 08.07.2015 № 03-07-14/39360). Важно помнить, что к направляемому с опозданием уведомлению, так же как и к представляемому в срок, необходимо приложить комплект документов, подтверждающих право налогоплательщика на освобождение.

См. также «Как получить освобождение от уплаты НДС в 2014-2016 году?».

Получаем освобождение от НДС по статье 145 НК РФ

Статья 145 НК РФ предоставляет возможность организациям и предпринимателям сложить с себя обязанности плательщика НДС при соблюдении двух условий:

  • выручка за предшествующие освобождению три месяца не должна превышать 2 млн руб. (без налога);
  • в течение этих месяцев не должно быть операций по реализации подакцизных товаров.

Что касается последнего условия, наложенное им ограничение оказалось для некоторых налогоплательщиков настолько важным, что судебные прения по данному вопросу закончились Определением КС РФ от 10.11.2002 N 313-О, где было указано, что получить освобождение можно при наличии раздельного учета выручки по реализации подакцизных товаров и прочих. Эта позиция нашла отражение и в более позднем Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33, подтвердившем, что доходы от реализации подакцизных товаров не нужно учитывать при определении порога выручки для применения освобождения по ст. 145 НК РФ. Однако, прежде чем брать на вооружение эти судебные решения, следует принять во внимание, что суды рассматривали очень узкий, конкретный вопрос об определении размера выручки, но подводные камни для налогоплательщика не заканчиваются на п. 2 рассматриваемой статьи Налогового кодекса. Согласно п. 5 налогоплательщик, получивший право на освобождение, утратит его сразу после проведения операции по реализации подакцизных товаров. На это обстоятельство указал Минфин России в Письме от 31.10.2013 N 03-07-14/46542. В обозначенном Письме приведены положения ст. 145 НК РФ и высказано однозначное мнение, что толковать их следует буквально: реализация подакцизных товаров означает утрату права на освобождение независимо от наличия раздельного учета. Полагаем, следует прислушаться к этому разъяснению, поскольку Минфин — основное ведомство, уполномоченное разъяснять для налогоплательщиков налоговую политику и определять корректную позицию при применении ее положений, тем более что частичное освобождение от уплаты НДС сводит на нет основные плюсы от его применения — возможность не представлять налоговые декларации и уменьшить документооборот.

Какие выгоды можно получить, освободившись от обязанностей налогоплательщика? Прежде всего, не нужно начислять НДС при реализации товаров, работ и услуг. «Входящий» НДС будет учитываться в стоимости товаров, права на применение налоговых вычетов в этом случае нет, следовательно, вести книгу покупок не нужно. Декларация по НДС также не представляется.

Какие дополнительные действия придется совершить при использовании права на освобождение? Главное — до начала работы по новым правилам восстановить НДС, принятый ранее к зачету, со стоимости материально-производственных запасов, не использованных к этому моменту. Аналогичное правило действует в отношении не полностью самортизированных основных средств (п. 8 ст. 145 НК РФ).

Обратите внимание! С 01.01.2015 п. 8 ст. 145 действует в новой редакции с уточнением периода восстановления НДС при применении освобождения от обязанностей налогоплательщика со второго или третьего месяца квартала. В этом случае следует восстановить НДС не в предыдущем отчетном периоде, а в периоде использования этого права до начала осуществления операций в новых условиях.

В дальнейшем потребуется постоянно контролировать соблюдение условия по объему выручки за каждые последовательные три месяца в течение всего периода освобождения. И нельзя забывать о книге продаж. Ее ведение обязательно. На это обращено внимание в Письме ФНС России от 29.04.2013 N ЕД-4-3/7895@: лица, использующие освобождение, выставляют счета-фактуры с надписью «Без налога (НДС)», записывают их в книге продаж и представляют выписку из данной книги при подтверждении соблюдения условий для использования права.

Кроме упомянутой выписки для получения освобождения налогоплательщики должны представить в налоговую инспекцию по месту регистрации выписку из бухгалтерского баланса с указанием выручки за три последних месяца. Выписка составляется в свободной форме и заверяется руководителем организации. Эти две выписки являются приложением к уведомлению по форме, утвержденной Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342. Ее используют при первоначальном уведомлении и при уведомлении о продлении права.

Утверждено
Приказом МНС России
от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342

В Межрайонную ИФНС по Московской обл.
От ООО «Аптека-плюс»
ИНН 5047060380 / КПП 504701001
Московская обл., г. Химки,
Юбилейный проспект, 60,
8-495-793-20-84

УВЕДОМЛЕНИЕ
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ПРАВА НА ОСВОБОЖДЕНИЕ
ОТ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА, СВЯЗАННЫХ
С ИСЧИСЛЕНИЕМ И УПЛАТОЙ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ

В соответствии со статьей 145 Налогового кодекса Российской Федерации уведомляю об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, Обществом с ограниченной ответственностью «Аптека-плюс» на двенадцать последовательных календарных месяцев начиная с 01.05.2015

1. За предшествующие три календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) составила в совокупности 1800 тыс. рублей, в том числе за февраль 2015 г. — 600 тыс. руб., за март 2015 г. — 600 тыс. руб., за апрель 2015 г. — 600 тыс. руб.

2. Документы, подтверждающие соблюдение условий предоставления освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, прилагаются на 2 листах:

2.1. Выписка из бухгалтерского баланса (представляют организации) (в выписке должна быть отражена сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг), заверенная печатью организации, подписями руководителя и главного бухгалтера) на 1 листах.

2.2. Выписка из книги продаж на 1 листах.

2.3. Выписка из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели) на — листах.

2.4. Копии журналов полученных и выставленных счетов-фактур на — листах.

3. Деятельность по реализации подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья в течение 3-х предшествующих последовательных календарных месяцев отсутствует.

Руководитель организации,
индивидуальный предприниматель: Иванова С.И.
М.П.

Главный бухгалтер Петрова М.Т.

Дата 18 мая 2015 г.

—————————————————————-
отрывная часть

Отметки налогового органа о получении уведомления и документов:

«Получено документов» __________________ М.П.

«__» __________ 200_ г. __________________________________________

Несмотря на то что Налоговый кодекс определенно устанавливает дату представления документов (20 мая в нашем случае), было много споров о последствиях несоблюдения этой даты. ФНС долгое время настаивала на том, что при пропуске положенного срока налогоплательщик может не получить право на освобождение. Однако не согласные с этой позицией налогоплательщики неоднократно обращались за поддержкой в суды. В результате в уже упомянутом Постановлении от 30.05.2014 N 33 ВАС РФ заявил, что при наличии условий для применения права налогоплательщик уведомляет налоговый орган о его использовании, а не обращается за разрешением, при этом последствия нарушения срока уведомления не определены. В 2015 г., в очередной раз отвечая на подобный вопрос от налогоплательщика, ФНС России согласилась с позицией ВАС и признала, что лицам, фактически использующим право на освобождение в соответствии с условиями ст. 145 НК РФ, не может быть отказано в этом праве по мотиву непредставления уведомления в установленный срок (Письмо от 16.03.2015 N ГД-4-3/4108@).

И последнее, о чем следует знать, используя возможность освобождения от НДС по ст. 145, — порядок действий при нарушении условий поименованной статьи. Обратимся за комментариями к Письму Минфина России от 06.05.2010 N 03-07-14/32. Итак, с 1-го числа месяца, в котором произошло превышение предельного значения выручки от реализации (по совокупности за три последовательных месяца), нужно по всем операциям реализации исчислить сумму НДС. Отдельно отмечено, что расчетные ставки в этом случае применять нельзя, то есть начислить «сверху» на всю сумму выручки, причем уплатить налог придется из своих средств, поскольку крайне редко покупатель соглашается на увеличение суммы сделки при обозначенных обстоятельствах.

Завершая наш обзор, напомним, что налогоплательщик, использующий право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, не может отказаться от данного права в течение последующих 12 месяцев (за исключением нарушения условий применения), поэтому решение должно быть взвешенным, учитывающим плюсы и минусы работы в таком режиме.

О преградах

Первой преградой является ограничение по выручке. Согласно п. 1 ст. 145 НК РФ воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС могут только те организации и индивидуальные предприниматели, у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за минусом налога за три предшествующих последовательных календарных месяца не превысила в совокупности 2 млн руб. При этом, как указали столичные налоговики, отсутствие у организации выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не лишает ее права на применение такого освобождения (Письмо от 04.09.2006 N 19-11/077487). Ведь в данном случае выполнено установленное Налоговым кодексом ограничение по сумме выручки (Письмо УМНС по г. Москве от 26.12.2001 N 02-14/59579).

Второй камень преткновения — п. 2 ст. 145 НК РФ, в котором предусмотрено, что льготой не могут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, реализующие подакцизные товары опять же в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев. Чтобы прокомментировать данное положение, обратимся к Определению КС РФ от 10.11.2002 N 313-О. В нем судьи отметили, что при одном и том же объекте налогообложения, каковым является реализация товаров (работ, услуг), возможность освобождения лица от исполнения обязанностей плательщика НДС исключается, если оно осуществляет операции по реализации подакцизных товаров, и допускается, если оно осуществляет операции по реализации других товаров (работ, услуг). Иными словами, запрет на освобождение от исполнения обязанностей плательщика налога на добавленную стоимость распространяется законодателем только на операции с подакцизными товарами, но не касается операций с иными товарами (работами, услугами), осуществляемыми тем же лицом <1>. При этом должно быть соблюдено не только условие по ограничению выручки, но и другие требования законодательства, включая ведение раздельного учета реализации подакцизных и неподакцизных товаров (Постановление ФАС ЦО от 28.02.2007 N А68-АП-18/10-05).

<1> Такого же мнения придерживаются и судьи на местах (см., например, Постановления ФАС УО от 28.06.2006 N Ф09-5519/06-С2, ФАС ЦО от 02.09.2004 N А08-520/03-7, от 18.02.2004 N А08-3608/03-23-20), и налоговые органы (Письмо от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).Обратите внимание: применение льготы по НДС не освобождает от установленной пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ обязанности уплачивать этот налог при ввозе товаров на таможенную территорию РФ (п. 3 ст. 145 НК РФ). А вот право на вычет уплаченной суммы налога у «льготников» не возникает в силу того, что они не признаются плательщиками НДС (Письма ФНС России от 04.07.2005 N 03-4-03/1142/28@, от 31.05.2005 N ММ-6-03/450, УФНС по Московской обл. от 11.03.2005 N 21-25/14).

Пример 1. ОАО «Троя» хочет использовать право на освобождение от уплаты НДС с 01.07.2006. Есть ли у общества такая возможность, если выручка от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. вместе с налогом составила 2 301 000 руб., в том числе:

  • за апрель — 590 000 руб., в том числе НДС — 90 000 руб.;
  • за май — 944 000 руб., в том числе НДС — 144 000 руб.;
  • за июнь — 767 000 руб., в том числе НДС — 117 000 руб.?

В совокупности сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за II квартал 2007 г. без учета налога равна 1 950 000 руб. (590 000 — 90 000 + 944 000 — 144 000 + 767 000 — 117 000). Поскольку предел в 2 млн руб. не преодолен, ОАО «Троя» может воспользоваться льготой по НДС.

Чтобы на законном основании не исполнять обязанность плательщика НДС и не потерять эту возможность, организациям и индивидуальным предпринимателям необходимо выполнить ряд требований налогового законодательства. В первую очередь — подтвердить данное право.

Имею право

Пунктом 3 ст. 145 НК РФ предусмотрено, что лица, использующие право на освобождение, обязаны представить в налоговый орган по месту своего учета письменное уведомление <2> и документы, подтверждающие право на освобождение, а именно:

  • выписку из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (для индивидуальных предпринимателей);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

<2> Форма уведомления об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, утверждена Приказом МНС России от 04.07.2002 N БГ-3-03/342.

Эти документы необходимо представить в налоговую инспекцию не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого используется право на освобождение. Причем если они направляются по почте заказным письмом, то днем их представления считается шестой день со дня направления этого письма (п. 7 ст. 145 НК РФ).

В случае невыполнения указанного требования считается, что право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, не возникло (Решение Арбитражного суда Нижегородской обл. от 11.10.2006 N А43-7795/2006-16-194). Учтите, Налоговым кодексом не предусмотрена обязанность налогового органа направлять какие-либо уведомления о предоставлении льготы в адрес организации. Таким образом, освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС носит не разрешительный, а уведомительный характер, то есть, направив уведомление, лицо реализует свое право на применение данной льготы (Постановление ФАС ВВО от 26.04.2007 N А43-8946/2006-34-220).

Необходимо помнить еще об одном моменте, закрепленном в п. 4 ст. 145 НК РФ. Лица, использующие право на освобождение плательщика НДС, не вправе отказаться от него до истечения 12 последовательных календарных месяцев, то есть срока действия предоставленного освобождения (за исключением случаев, когда это право будет утеряно). Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 05.02.2004 N 43-О, такое ограничение установлено законодателем для того, чтобы не допустить незаконное обогащение налогоплательщика, получившего данную льготу, за счет иных налогоплательщиков, а также для того, чтобы его контрагенты могли предвидеть условия их совместной деятельности в обозримом будущем. Кроме того, добровольный отказ налогоплательщика от этой налоговой льготы до истечения периода ее действия нарушал бы сам механизм исчисления и уплаты НДС, чем создавались бы препятствия для реализации конституционной обязанности платить законно установленные налоги и сборы, как того требует ст. 57 Конституции РФ, и существенно затруднялся налоговый контроль.

НДС отдай обратно

Лица, решившие воспользоваться возможностью, предоставляемой ст. 145 НК РФ, должны проследить, не подлежит ли восстановлению ранее предъявленный к вычету НДС. Итак, восстановить необходимо суммы НДС, относящиеся к товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам <3> и нематериальным активам, приобретенным для осуществления операций, признаваемых объектом обложения НДС, но не использованным для указанных целей. Сделать это нужно в последнем налоговом периоде перед отправкой уведомления об использовании права на освобождение путем уменьшения налоговых вычетов. Об этом сказано в п. 8 ст. 145 НК РФ. В противном случае организации (индивидуальному предпринимателю) грозит не только доначисление налога, пеней, но и привлечение к ответственности по ст. 122 НК РФ. Примером тому служит арбитражная практика (см., например, Постановление ФАС ЗСО от 15.05.2007 N Ф04-6576/2006(33999-А75-29)).

<3> По объектам основных средств сумма НДС восстанавливается с недоамортизированной части их стоимости, то есть с остаточной (Письмо УФНС по Московской обл. от 30.11.2004 N 06-21/29390).

Восстановленные суммы НДС по остаткам товаров (работ, услуг), числящимся на первое число месяца, начиная с которого налогоплательщик пользуется освобождением, увеличивают стоимость приобретения этих товаров (работ, услуг) и отражаются на счетах учета материальных ценностей (Письмо УМНС по г. Москве от 26.12.2001 N 02-14/59579). В дальнейшем, согласно пп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы «входного» НДС также включаются в стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), в том числе ОС и НМА.

Пример 2. ООО «Сливки» использует право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.06.2007. Когда документы, подтверждающие право на освобождение, и уведомление должны быть представлены в налоговый орган?

01.06.2007 14.06.2007 20.06.2007
¦ ¦ ¦
+——————————+ ¦
¦ По почте ¦ ¦
¦ ¦
+————————————————————+
¦ Лично ¦

ООО «Сливки» должно восстановить ранее предъявленные к вычету суммы НДС в мае 2007 г., если налоговый период по НДС — календарный месяц, или во II квартале этого года — при налоговом периоде, равном кварталу.

Ловушка

В п. 5 ст. 145 НК РФ перечислены случаи, когда право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС может быть утеряно. Во-первых, это произойдет, если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за каждые три последовательных календарных месяца превысит установленный барьер, то есть 2 млн руб. В Налоговом кодексе не прокомментировано, что следует понимать под «каждыми тремя последовательными календарными месяцами». Поэтому обратимся к арбитрам — судебным органам. Так, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12.08.2003 N 2500/03 указал, что проверке соответствия суммы выручки установленному ограничению может подвергаться выручка за любые трехмесячные промежутки в течение 12 месяцев. Причем судьи на местах при принятии решений руководствуются именно этой позицией (см., например, Постановление ФАС СЗО от 24.07.2006 N А05-180/2006-26).

В случае продления срока использования льготы сумма выручки определяется только за три последовательных месяца, относящихся к одному периоду освобождения (Постановление ФАС ПО от 27.02.2007 N А49-3926/2006). Например, организация торговли пользовалась льготой с 01.02.2006 по 31.01.2007. Затем срок ее использования был продлен. Очередной период освобождения — с 01.02.2007 по 31.01.2008. Для проверки правомерности использования льготы складывается выручка за любые три последовательных месяца в каждом из периодов освобождения. При этом общая сумма выручки, например, за декабрь 2006 г., январь и февраль 2007 г. не влияет на возможность использования освобождения от уплаты НДС даже в том случае, если она превышает 2 млн руб.

Вторая ситуация, когда льгота может быть утрачена, — это реализация только подакцизных товаров или отсутствие раздельного учета при продаже подакцизных и неподакцизных товаров. Утрата права на освобождение начинается с 1-го числа месяца, в котором имело место превышение лимита или реализация подакцизных товаров, до окончания периода освобождения.

Пример 3. ООО «Магия» пользуется льготой по НДС с 01.03.2007. Выручка от реализации товаров (работ, услуг) за март 2007 г. составила 400 000 руб., апрель — 550 000 руб., май — 750 000 руб., июнь — 800 000 руб., июль — 500 000 руб., август — 600 000 руб.

Сумма выручки с марта по май 2007 г. составляет 1 700 000 руб. (400 000 + 550 000 + 750 000), с июня по август — 1 900 000 руб. (800 000 + 500 000 + 600 000). При такой проверке превышение лимита отсутствует. Однако проверять необходимо любые три последовательных месяца, поэтому определим общую выручку с апреля по июнь 2007 г. Она равна 2 100 000 руб. (550 000 + 750 000 + 800 000). Таким образом, ООО «Магия» утратило право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС с 01.06.2007 по 29.02.2008.

А что же НДС?

Сумма НДС за месяц, когда было потеряно право на использование льготы, подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке (п. 5 ст. 145 НК РФ). Как заметили финансисты в Письме от 29.05.2001 N 04-03-11/89, термин «восстановление» означает исчисление сумм НДС в соответствии со ст. 166 НК РФ. Это же относится и к ситуациям, когда налогоплательщик не выполнит требования п. п. 1, 4 ст. 145 НК РФ или представит документы, содержащие недостоверные сведения. Так, непредставление хотя бы одного из документов, подтверждающих право на освобождение, является основанием для отказа организации в использовании права на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС.

Пример 4. Воспользуемся данными примера 3.

Поскольку ООО «Магия» утратило право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС в июне 2007 г., общество должно восстановить и уплатить в бюджет сумму НДС в размере 144 000 руб. (800 000 руб. x 18%). Этот НДС уплачивается либо за счет собственных средств, либо, если это возможно, выставляется покупателю (в последнем случае пересматривается стоимость, указанная в договоре, оформляются новые первичные документы) (Письмо Минфина России от 29.05.2001 N 04-03-11/89).

Суммы «входного» НДС, уплаченные по товарам (работам, услугам), приобретенным до утраты права на освобождение и использованным после утраты этого права при осуществлении операций, признаваемых объектами обложения НДС, можно предъявить к вычету в порядке, предусмотренном ст. ст. 171, 172 НК РФ (п. 8 ст. 145 НК РФ).

УСНО и освобождение

Остановимся на таком вопросе: могут ли организация и индивидуальный предприниматель, которые переходят с упрощенной системы налогообложения на обычную, сразу же воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС? Ответ на сегодняшний день отрицательный. Это связано с тем, что у таких организаций отсутствует возможность документально подтвердить право на такое освобождение. Ведь в момент применения УСНО они не являлись плательщиками НДС и поэтому не вели книгу продаж и журнал полученных и выставленных счетов-фактур. Такая возможность у них появится только через три месяца после того, как они перестанут применять УСНО и перейдут на обычную систему налогообложения (Письмо МНС России от 13.05.2004 N 03-1-08/1191/15@).

Обратите внимание: ситуация изменится с 1 января 2008 г., когда вступит в силу Федеральный закон N 85-ФЗ <4>, согласно которому п. 6 ст. 145 НК РФ будет дополнен двумя новыми абзацами. Один из них следующего содержания: для организаций и индивидуальных предпринимателей, перешедших с упрощенной системы налогообложения на общий режим налогообложения, документом, подтверждающим право на освобождение, является выписка из книги учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения. Таким образом, со следующего года ответ на наш вопрос будет положительным. <4> Федеральный закон от 17.05.2007 N 85-ФЗ «О внесении изменений в главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса Российской Федерации».

Итак, мы разобрали ситуацию, когда организация (предприниматель) переходит с УСНО на обычную систему налогообложения. Теперь посмотрим, может ли лицо, использующее право на освобождение, перейти на УСНО.

Лица, не имеющие права применять УСНО, перечислены в п. 3 ст. 346.12 НК РФ. Наши льготники в нем отсутствуют. Отсюда налоговики делают вывод: плательщики НДС, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, могут применять УСНО, причем даже до истечения 12 месяцев со дня использования этого права (Письмо от 24.03.2003 N ВГ-6-03/337@) <5>. Поскольку лица, применяющие УСНО, не являются плательщиками НДС, на них с момента перехода на УСНО не распространяются нормы ст. 145 НК РФ. Так, им не надо восстанавливать суммы НДС за период пользования правом на освобождение. Кроме того, если на момент перехода на УСНО не истекли 12 месяцев освобождения, они не должны представлять в налоговый орган документы, предусмотренные п. 4 ст. 145 НК РФ.

<5> У столичных налоговиков аналогичный подход (Письмо УМНС по г. Москве от 07.04.2003 N 24-14/18664).

Отметим, что указанная позиция нашла отражение и в арбитражной практике (Постановления ФАС ЗСО от 26.09.2006 N Ф04-6578/2006(27046-А03-29), ФАС ПО от 31.03.2006 N А55-9270/05-31, ФАС УО от 24.05.2005 N Ф09-2208/05-АК). Более того, такой же точки зрения придерживается и Минфин (Письмо от 27.03.2003 N 04-03-11/33). Однако из этого ряда мнений выбивается Постановление ФАС ЗСО от 25.04.2007 N Ф04-1465/2007(32495-А03-14). В нем судьи пришли к выводу, что переход на УСНО до истечения 12 месяцев со дня освобождения от уплаты НДС не может служить основанием для освобождения предпринимателя от обязанности подтверждения своего права на пользование вышеуказанной льготой в период до перехода на УСНО. Судебные органы подчеркнули: переход на упрощенную систему налогообложения не предусмотрен налоговым законодательством в качестве основания для освобождения предпринимателя от обязанности документально подтвердить право на пользование льготой в порядке, установленном ст. 145 НК РФ.

Стоит ли вспоминать о налоговой декларации?

Естественно, для организаций и предпринимателей, использующих льготу по НДС, важно знать, надо ли им составлять налоговую декларацию по НДС?

К сведению: согласно п. 5 ст. 168 НК РФ эти лица должны составлять расчетные и первичные учетные документы, а также выставлять счета-фактуры. При этом на этих документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)».

Для получения ответа на наш вопрос обратимся к Порядку заполнения налоговой декларации по НДС, утвержденному Приказом Минфина России от 07.11.2006 N 136н. Пунктом 3 этого Порядка предусмотрены два случая, когда организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС, должны представить в налоговый орган декларацию по НДС.

Первый случай — это выставление покупателю счета-фактуры с выделенной в нем суммой НДС. В налоговую инспекцию представляются титульный лист и разд. 1 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет (возмещению из бюджета), по данным налогоплательщика» декларации. Это требование основано на положениях п. 5 ст. 173 НК РФ, в котором обязанность по уплате в бюджет суммы НДС закреплена за лицами, выставившими покупателю счет-фактуру с выделенной в нем суммой налога. Декларацию необходимо представить в налоговую инспекцию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ).

Представляет интерес Определение КС РФ от 05.02.2004 N 43-О, в котором отмечено, что налогоплательщик, использующий льготу, не вправе включать сумму НДС в цену товара. Поэтому нарушение этого правила — выставление НДС покупателю — влечет предусмотренную Налоговым кодексом ответственность налогоплательщика — уплату в бюджет суммы незаконно полученного дохода. Более того, в этом случае суммы «входного» НДС не принимаются к вычету (Постановление ФАС СКО от 23.03.2005 N Ф08-873/2005-352А).

Вторая возможная ситуация, когда нужно составить налоговую декларацию по НДС, — это осуществление операций, предусмотренных ст. 161 НК РФ. Эта статья посвящена особенностям определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами. Налоговая декларация формируется из титульного листа и разд. 2 «Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, по данным налогового агента».

Делаем окончательный вывод. Организации и индивидуальные предприниматели, использующие право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС и в период этого освобождения не выставлявшие покупателям счета-фактуры с выделенной в них суммой НДС, а также не исполняющие обязанности налогового агента по данному налогу, в налоговый орган по месту своего учета декларацию по НДС не представляют (Письма Минфина России от 30.08.2006 N 03-04-14/20, УФНС по г. Москве от 21.02.2006 N 19-11/14572). В судебной практике аналогичная позиция сформировалась уже давно (Решение ВАС РФ от 13.02.2003 N 10462/02, Постановление ФАС СЗО от 08.07.2003 N А26-7038/02-28).

О.В.Давыдова

Редактор журнала

«Торговля:

бухгалтерский учет

и налогообложение»

Статья 145 НК РФ. Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика

Статья 145 Налогового кодекса РФ дает возможность при определенных условиях получить освобождение от обязанностей плательщика НДС. При этом налогоплательщик вправе не представлять в налоговый орган декларацию по НДС, что подтвердил ВАС России в решении от 13 февраля 2003 г. N 10462/02.

Первое и самое важное условие для получения освобождения изложено в пункте 1 статьи 145 Налогового кодекса РФ. Согласно этому пункту организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей плательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей не превысила в совокупности 2 000 000 руб. Эта сумма берется без учета НДС.

Однако выручка, полученная от реализации товаров (работ, услуг) при осуществлении деятельности, облагаемой единым налогом на вмененный доход, в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не включается. Также не включаются в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг) денежные поступления, перечисленные в статье 162 Налогового кодекса РФ, включая средства, полученные в виде санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение договоров. И наконец, при определении выручки от реализации товаров (работ, услуг) для получения освобождения не учитываются операции:

  • по реализации товаров (работ, услуг) на безвозмездной основе;
  • по передаче на территории Российской Федерации товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль;
  • по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • по ввозу товаров на таможенную территорию Российской Федерации;
  • не признаваемые реализацией в соответствии с пунктом 3 статьи 39 Налогового кодекса РФ;
  • по передаче на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального на значения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов — специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);
  • по передаче имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;
  • по выполнению работ (оказанию услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;
  • по передаче на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также бюджетным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;
  • по реализации земельных участков (долей в них);
  • по передаче имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);
  • осуществляемые налоговыми агентами.

Для профессиональных участников рынка ценных бумаг при осуществлении ими дилерской деятельности на рынке ценных бумаг, а также для любых других организаций, осуществляющих операции купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет, выручкой от реализации ценных бумаг для целей получения освобождения является продажная стоимость ценных бумаг.

В соответствии с пунктом 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождением не вправе пользоваться налогоплательщики, реализующие подакцизные товары. Однако здесь следует учитывать мнение Конституционного Суда РФ, изложенное в Определении от 10 ноября 2002 г. N 313-О. Судьи заявили, что норма пункта 2 статьи 145 Налогового кодекса РФ не может служить основанием для отказа лицу, осуществляющему одновременно реализацию подакцизных и неподакцизных товаров, в предоставлении освобождения от исполнения обязанностей плательщика НДС по операциям с неподакцизными товарами.

В свою очередь согласно пункту 3 статьи 145 Налогового кодекса РФ освобождение от обязанностей плательщика НДС не распространяется на импорт товаров. Следовательно, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса РФ импортеры при ввозе товаров на территорию Российской Федерации должны уплачивать НДС по этим операциям, даже получив освобождение.

В соответствии с пунктом 6 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация или предприниматель, претендующие на освобождение, должны представить в налоговые органы по месту своего учета следующие документы:

  • соответствующее письменное уведомление;
  • выписку из бухгалтерского баланса (представляют организации);
  • выписку из книги продаж;
  • выписку из книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций (представляют индивидуальные предприниматели);
  • копию журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Документы представляются не позднее 20 числа месяца, начиная с которого налогоплательщик хочет воспользоваться освобождением. Форма утверждена Приказом МНС России от 4 июля 2002 г. N БГ-3-03/342.

Пункт 7 статьи 145 Налогового кодекса РФ позволяет направить перечисленные документы в налоговый орган по почте заказным письмом. В этом случае днем их представления считается шестой день со дня направления заказного письма. При этом при проведении камеральной проверки налоговый орган в соответствии со статьей 31 Налогового кодекса РФ вправе истребовать другие необходимые документы, служащие основанием для исчисления и уплаты (удержания и перечисления) НДС, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания и перечисления) налога.

Если налогоплательщик письменно не уведомил налоговую инспекцию об использовании права на освобождение от исполнения обязанностей плательщика НДС или не представил подтверждающие документы, то, по мнению налоговиков, данная организация или предприниматель не имеют оснований для использования права на освобождение.

Освобождением от обязанностей плательщика НДС организация или предприниматель должны пользоваться в течение 12 календарных месяцев. По истечении этого срока налогоплательщик может вновь представить в налоговый орган уведомление и перечисленные выше документы, чтобы продлить освобождение еще на 12 месяцев.

Если в течение периода, в котором налогоплательщик пользовался освобождением, выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за каждые три последовательных календарных месяца превысила 2 000 000 руб., то, начиная с 1 числа месяца, в котором имело место такое превышение, организация (предприниматель) утрачивают право на освобождение. Также право на освобождение утрачивается при реализации подакцизных товаров.

Обратите внимание, что при проверке соответствия суммы выручки установленному лимиту налоговые органы могут взять в расчет любые трехмесячные промежутки. К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлении от 12 августа 2003 г. N 2500/03.

Сумма НДС за месяц, в котором были нарушены условия освобождения, подлежит восстановлению и уплате в бюджет. Также, если налогоплательщик не представил необходимые документы либо представил документы, содержащие недостоверные сведения, сумма НДС подлежит восстановлению и уплате в бюджет в установленном порядке с взысканием с налогоплательщика соответствующих сумм налоговых санкций и пеней.

В соответствии с пунктом 8 статьи 145 Налогового кодекса РФ организация, получившая освобождение от обязанностей плательщика НДС, обязана восстановить налог по имуществу, которое не было использовано до освобождения. НДС необходимо восстанавливать в конце месяца, предшествующего освобождению. Налог восстанавливается путем уменьшения налоговых вычетов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *