36 закон Москвы о народной дружине

26 июня 2002 года N 36

З А К О Н

ГОРОДА МОСКВЫ

от 26 июня 2002 г. N 36

О Московской городской народной дружине

(В редакции законов Москвы от 17.11.2004 г. N 73;

от 30.01.2008 г. N 2; от 17.10.2012 г. N 49; от 07.10.2015 г. N 57)

Настоящий Закон устанавливает правовые основы и принципы

деятельности Московской городской народной дружины, определяет ее

организационную структуру и систему управления, обязанности, права

и ответственность народных дружинников, а также гарантии их

правовой и социальной защиты.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Московская городская народная дружина

1. Московская городская народная дружина —

государственно-общественное объединение, которое cоздается в целях

оказания содействия органам государственной власти города Москвы и

правоохранительным органам в обеспечении общественного порядка и

состоит из граждан Российской Федерации, принятых в ее состав в

установленном порядке. (В редакции законов Москвы

от 17.11.2004 г. N 73; от 30.01.2008 г. N 2; от 17.10.2012 г. N 49;

от 07.10.2015 г. N 57)

2. В Московской городской народной дружине не допускается

создание и деятельность структур политических партий или движений.

Запрещается деятельность Московской городской народной дружины

в интересах отдельных политических партий и движений.

Статья 2. Правовая основа и принципы деятельности Московской

городской народной дружины

1. Правовую основу деятельности Московской городской народной

дружины составляют Конституция Российской Федерации, федеральные

законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Устав

города Москвы, настоящий Закон и другие нормативные правовые акты

города Москвы.

2. Деятельность Московской городской народной дружины

основывается на принципах законности, гуманизма, добровольности,

уважения личности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

Статья 3. Основные задачи Московской городской народной

дружины

1. Основными задачами Московской городской народной дружины

являются:

а) содействие органам государственной власти города Москвы и

правоохранительным органам в их деятельности по обеспечению

общественного порядка, предупреждению и пресечению правонарушений,

а также по поиску лиц, пропавших без вести; (В редакции

законов Москвы от 17.11.2004 г. N 73; от 07.10.2015 г. N 57)

б) участие в мероприятиях по обеспечению безопасности

населения и охране общественного порядка при возникновении

стихийных бедствий, катастроф, аварий, эпидемий, иных чрезвычайных

ситуаций и ликвидации их последствий;

в) распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения

в общественных местах. (В редакции Закона Москвы

от 17.11.2004 г. N 73)

2. Формы и методы деятельности Московской городской народной

дружины по выполнению стоящих перед ней задач определяются

Положением о Московской городской народной дружине (далее —

Положение), утверждаемым Правительством Москвы.

3. Московская городская народная дружина решает стоящие перед

ней задачи во взаимодействии с администрациями и трудовыми

коллективами организаций, органами территориального общественного

самоуправления, общественными объединениями и жителями города

Москвы. (В редакции Закона Москвы от 17.11.2004 г. N 73)

Глава 2. Организация деятельности Московской

городской народной дружины

Статья 4. Создание Московской городской народной дружины

(Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 5. Структура Московской городской народной дружины

1. Московская городская народная дружина строится в

соответствии с территориальным делением города Москвы и состоит из

Московского городского штаба народной дружины и территориальных

подразделений. (В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

2. Территориальными подразделениями Московской городской

народной дружины являются народные дружины районов и поселений

города Москвы, которые объединяются в народные дружины

административных округов. (В редакции законов Москвы

от 17.11.2004 г. N 73; от 17.10.2012 г. N 49)

Статья 6. Координация деятельности Московской городской

народной дружины

1. Координацию деятельности Московской городской народной

дружины осуществляет Московский городской штаб народной дружины,

созданный Правительством Москвы.

2. Московский городской штаб народной дружины возглавляет

начальник Московского городского штаба народной дружины, который

назначается на должность и освобождается от должности распоряжением

Мэра Москвы.

(Статья в редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 7. Прекращение деятельности Московской городской

народной дружины

(Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 8. Прием в Московскую городскую народную дружину и

исключение из нее

1. В Московскую городскую народную дружину принимаются в

индивидуальном порядке граждане Российской Федерации, достигшие 18-

летнего возраста, добровольно изъявившие желание участвовать в

деятельности народной дружины, способные по своим моральным

качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять

обязанности народного дружинника. (В редакции Закона Москвы

от 30.01.2008 г. N 2)

2. Гражданин, изъявивший желание быть принятым в Московскую

городскую народную дружину, приобретает статус народного дружинника

после прохождения испытательного срока продолжительностью до трех

месяцев.

3. Порядок приема в Московскую городскую народную дружину,

отчисления из ее состава и прохождения испытательного срока

определяется Положением.

4. В Московской городской народной дружине не могут состоять

граждане:

а) имеющие неснятую или непогашенную судимость;

б) в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

в) ранее осужденные за умышленные преступления;

г) включенные в перечень организаций и физических лиц, в

отношении которых имеются сведения об их причастности к

экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с

Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ

«О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных

преступным путем, и финансированию терроризма»;

д) в отношении которых вступившим в законную силу решением

суда установлено, что в их действиях содержатся признаки

экстремистской деятельности;

е) страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией

или алкоголизмом;

ж) признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по

решению суда, вступившему в законную силу;

з) подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего

дню принятия в Московскую городскую народную дружину, в судебном

порядке административному наказанию за совершенные административные

правонарушения;

и) имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

(Часть в редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

5. Народные дружинники исключаются из Московской городской

народной дружины в следующих случаях:

а) на основании личного заявления народного дружинника;

б) при наступлении обстоятельств, указанных в части 4

настоящей статьи;

в) при совершении народным дружинником, участвующим в охране

общественного порядка, противоправных действий либо бездействии,

повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных

объединений, религиозных и иных организаций;

г) в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником

требований устава Московской городской народной дружины либо

фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

д) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

(Часть в редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

6. (Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 8.1. Удостоверение народного дружинника

и символика Московской городской

народной дружины

1. Гражданину, принятому в Московскую городскую народную

дружину, выдается удостоверение народного дружинника установленного

образца (приложение 1 к настоящему Закону), подтверждающее его

правовой статус.

2. Оформление и выдачу удостоверений народного дружинника,

централизованный учет народных дружинников осуществляет Московский

городской штаб народной дружины.

3. Бланки удостоверений народного дружинника являются

документами строгой отчетности. Удостоверение народного дружинника

выдается на текущий календарный год.

4. Удостоверение народного дружинника подлежит изъятию у

гражданина в случае его исключения из Московской городской народной

дружины.

5. Московская городская народная дружина имеет символику, к

которой относятся эмблема Московской городской народной дружины и

нарукавная повязка народного дружинника. Образцы и описания эмблемы

Московской городской народной дружины и нарукавной повязки

народного дружинника утверждаются настоящим Законом (приложения 2 и

3 к настоящему Закону соответственно).

6. Не допускается использование удостоверения народного

дружинника или символики Московской городской народной дружины во

время, не связанное с участием в охране общественного порядка.

(Статья дополнена — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Глава 3. Обязанности, права и ответственность

народных дружинников

Статья 9. Обязанности народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного

порядка обязаны: (В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

а) знать и соблюдать требования законов и иных нормативных

правовых актов в сфере охраны общественного порядка, соблюдать

права, свободы и законные интересы граждан, общественных

объединений, религиозных и иных организаций, не допускать их

необоснованного ограничения, проявлять корректность и выдержку при

обращении к гражданам, не совершать действий, унижающих честь и

достоинство человека и гражданина; (В редакции Закона Москвы

от 07.10.2015 г. N 57)

б) оказывать в пределах предоставленных ему полномочий

представителям органов государственной власти города Москвы,

правоохранительных органов в случае их обращения содействие в

выполнении ими функций по охране общественного порядка,

предупреждению или пресечению правонарушений, а также выполнять

требования уполномоченных сотрудников правоохранительных органов,

не противоречащие законодательству Российской Федерации;

(В редакции законов Москвы от 17.11.2004 г. N 73;

от 07.10.2015 г. N 57)

в) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях,

травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих

их жизни и здоровью, при наличии соответствующей подготовки и (или)

навыков; (В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

г) принимать меры по предотвращению и пресечению

правонарушений, охране места происшествия и сообщать о выявленных

правонарушениях в правоохранительные органы; (В редакции Закона

Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

д) разъяснять гражданам, в том числе правонарушителям, причины

и основания применяемых к ним в целях охраны общественного порядка

мер по временному ограничению их прав и свобод и возникающее в

связи с этим у граждан право на обжалование этих действий;

е) не разглашать оперативную и иную конфиденциальную

информацию о деятельности правоохранительных органов, ставшую ему

известной в связи с осуществлением деятельности по охране

общественного порядка, а также сведения, относящиеся к частной

жизни, личной и семейной тайне граждан, если иное не установлено

законодательством;

ж) соблюдать установленные в народной дружине дисциплину и

нормы выходов на дежурства, при объявлении сбора народной дружины

прибывать к месту сбора в установленном порядке, выполнять

распоряжения и указания руководителей народной дружины, а при

нахождении на дежурстве — старшего наряда дружинников; (В редакции

Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

з) иметь при себе удостоверение народного дружинника,

нарукавную повязку народного дружинника. При обращении к гражданам

или должностным лицам народный дружинник обязан представиться и

предъявить удостоверение народного дружинника; (В редакции Закона

Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

и) постоянно совершенствовать свои правовые знания, овладевать

навыками оказания доврачебной помощи, изучать формы и методы

предупреждения и пресечения правонарушений, повышать уровень своей

специальной и физической подготовки;

к) выполнять иные требования, установленные федеральным

законодательством. (Дополнен — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

2. (Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

3. Народные дружинники выполняют возложенные на них

обязанности в свободное от основной работы время на безвозмездной

основе. Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране

общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия

руководителя организации по месту их работы или учебы. (В редакции

Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 10. Права народных дружинников

1. Народные дружинники при участии в охране общественного

порядка имеют право: (В редакции Закона Москвы

от 07.10.2015 г. N 57)

а) требовать от граждан и должностных лиц соблюдения

общественного порядка и прекращения правонарушений; (В редакции

Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

б) оказывать сотрудникам правоохранительных органов содействие

в сфере охраны общественного порядка, в том числе:

в проверке у граждан документов, удостоверяющих их личность, в

случаях, когда установление личности необходимо для выяснения

обстоятельств совершения правонарушения или причастности к нему;

в доставлении в случаях и порядке, предусмотренных

законодательством Российской Федерации, в правоохранительные

органы, общественные пункты охраны порядка лиц, совершивших

правонарушения;

в изъятии орудий совершения правонарушений или иных предметов,

осуществляемом в случаях и порядке, установленных федеральным

законодательством;

по обеспечению охраны места происшествия, а также по

обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения

правонарушения с последующей передачей их сотрудникам

правоохранительных органов;

(Пункт в редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

в) применять физическую силу в случаях и порядке,

предусмотренных федеральным законодательством; (В редакции Закона

Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

г) (Утратил силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

д) участвовать по решению уполномоченных органов

государственной власти (должностных лиц) в оцеплении (блокировании)

участков местности, осуществлении пропускного режима при действиях

по охране общественного порядка в условиях чрезвычайных ситуаций,

ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф,

проведении карантинных мероприятий, проведении массовых

мероприятий;

е) (Утратил силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

ж) пользоваться безвозмездно в случаях, не терпящих

отлагательства, для связи с правоохранительными органами или штабом

народной дружины телефонами, принадлежащими организациям независимо

от их форм собственности; (В редакции Закона Москвы

от 07.10.2015 г. N 57)

з) пользоваться иными правами, предусмотренными федеральным

законодательством. (Дополнен — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

2. Народные дружинники Московской городской народной дружины

имеют право на бесплатный проезд при предъявлении удостоверения

дружинника всеми видами городского общественного транспорта (кроме

такси) в пределах города Москвы.

Статья 11. Ответственность народных дружинников

1. За противоправные действие или бездействие народные

дружинники несут ответственность, установленную законодательством.

2. (Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

3. Лицо, полагающее, что действия народного дружинника привели

к неправомерному ограничению его прав и свобод, вправе обжаловать

эти действия в соответствующий орган исполнительной власти, штаб

народной дружины или в суд.

Глава 4. Гарантии правовой и социальной защиты народных

дружинников. Меры поощрения и взыскания

Статья 12. Гарантии правовой защиты народных дружинников

1. Народный дружинник при исполнении возложенных на него

обязанностей находится под защитой государства. Его законные

требования о прекращении правонарушений обязательны для исполнения

всеми гражданами и должностными лицами. (В редакции Закона Москвы

от 07.10.2015 г. N 57)

2. Народный дружинник при исполнении возложенных на него

обязанностей руководствуется только законом и не может быть

ограничен требованиями уставов и иными решениями политических

партий, общественных объединений и движений.

3. Никто не вправе вмешиваться в законные действия народного

дружинника, кроме лиц, уполномоченных на это федеральным

законодательством и настоящим Законом. Никто не имеет право

принуждать народного дружинника исполнять обязанности, которые не

возложены на него настоящим Законом. (В редакции Закона Москвы

от 07.10.2015 г. N 57)

При получении указаний, противоречащих закону, народный

дружинник обязан руководствоваться законом.

4. Воспрепятствование законной деятельности народного

дружинника, а равно насилие в отношении дружинника или угроза его

применения, посягательство на его жизнь, здоровье, честь и

достоинство в связи с исполнением им обязанностей по охране

общественного порядка влечет ответственность в соответствии с

законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Гарантии социальной защиты народных дружинников

Гарантии социальной защиты народных дружинников

устанавливаются Правительством Москвы.

Статья 14. Меры поощрения и взыскания

1. Для поощрения народных дружинников органы государственной

власти, органы местного самоуправления, правоохранительные органы,

руководители организаций, органы территориального общественного

самоуправления в пределах своих полномочий могут применять

различные меры морального и материального поощрения.

Абзац. (Утратил силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

2. За особые заслуги в деле охраны общественного порядка,

проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники могут

быть представлены к награждению государственными наградами

Российской Федерации и наградами города Москвы.

3. Меры поощрения народных дружинников, применяемые Московским

городским штабом народной дружины, а также меры взыскания,

основания и порядок их применения устанавливаются Положением.

Глава 5. Финансирование и материально-техническое обеспечение

народных дружин

Статья 15. Финансирование Московской городской народной

дружины

1. Финансирование Московской городской народной дружины

осуществляется из бюджета города Москвы, а также за счет средств

организаций, общественных объединений и иных поступлений, не

противоречащих законодательству. (В редакции Закона Москвы

от 30.01.2008 г. N 2)

2. Указанные средства направляются на финансирование расходов

по содержанию и ремонту помещений, на приобретение или аренду

необходимого автотранспорта, оборудования и индивидуальных средств

защиты, организацию правового и специального обучения, обеспечение

социальных гарантий народных дружинников, оказание материальной

помощи, изготовление или приобретение, символики, атрибутики и

документации Московской городской народной дружины и другие

расходы, необходимые для обеспечения ее деятельности. (В редакции

Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ,

оказание услуг для государственных нужд Московским городским штабом

народной дружины производится в соответствии с нормативными

правовыми актами Российской Федерации и города Москвы. (Дополнен —

Закон Москвы от 30.01.2008 г. N 2)

3. Выплата денежного содержания работникам аппарата

Московского городского штаба народной дружины осуществляется

исключительно из средств бюджета города Москвы, выделяемых на

содержание Московской городской народной дружины.

Статья 16. Материально-техническое обеспечение деятельности

Московской городской народной дружины

1. Материально-техническое обеспечение деятельности Московской

городской народной дружины осуществляется за счет средств,

выделяемых на ее финансирование.

2. Органы государственной власти города Москвы обеспечивают

Московский городской штаб народной дружины, народные дружины

территориальных единиц города Москвы необходимыми помещениями,

оборудованием и средствами связи в порядке, установленном

нормативными правовыми актами города Москвы. (В редакции Закона

Москвы от 17.11.2004 г. N 73)

3. Здания, строения и помещения, предоставляемые народным

дружинам, передаются Московскому городскому штабу народной дружины

в оперативное управление или безвозмездное пользование и не

подлежат изъятию без предоставления равнозначного помещения.

Глава 6. Заключительные положения

Статья 17. Контроль за деятельностью Московской городской

народной дружины

(Утратила силу — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Статья 18. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней со дня его

официального опубликования.

П.п. Мэр Москвы Ю.М.Лужков

Москва, Московская

городская Дума

26 июня 2002 года

N 36

Приложение 1

к Закону города Москвы

от 26 июня 2002 года

N 36

Образец и описание удостоверения народного дружинника

(В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

1. Образец удостоверения народного дружинника

(См. подлинник)

2. Описание удостоверения народного дружинника

1. Удостоверение народного дружинника представляет собой

двусторонний бланк из плотной бумаги, помещенный в специальный

ламинационный пакет.

2. Бланк удостоверения в разложенном состоянии имеет размер 90

х 120 мм. В процессе оформления бланк складывается пополам по

длинной стороне и приобретает размер 90 х 60 мм.

3. На лицевой стороне бланка размещаются на одной строке год

действия удостоверения и эмблема Московской городской народной

дружины, ниже — надпись в две строки «Московская городская народная

дружина». Текст и эмблема выполняются тиснением золотом на

градиентной растровой заливке. Цвет лицевой стороны бланка меняется

каждый календарный год.

4. На оборотной стороне бланка размещаются надпись «МОСКОВСКАЯ

ГОРОДСКАЯ НАРОДНАЯ ДРУЖИНА», ниже — надпись «УДОСТОВЕРЕНИЕ N»,

выполненные способом высокой печати, номер удостоверения, начиная с

5. Далее в левой части бланка наклеивается цветная фотография

без светлого угла размером 30 х 40 мм. Ниже в три строки

размещается надпись «Начальник Московского городского штаба

народной дружины».

6. В правой части бланка расположены три строки для

впечатывания фамилии, имени и отчества владельца удостоверения,

ниже — надпись «является народным дружинником», ниже — одна строка

для впечатывания названия подразделения народной дружины. Далее

помещается надпись «Действительно до» и указывается срок действия

удостоверения.

7. На бланке используются графическая защита, выполненная

нерегулярными сетками с толщиной линий 50-60 мкм, и фоновый

элемент — розетка в виде эмблемы Московской городской народной

дружины.

8. Бланк имеет линию сгиба, выполненную микроперфорацией.

После оформления сложенный пополам бланк ламинируется в

ламинационный пакет размером 90 х 60 мм.

(Приложение дополнено — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Приложение 2

к Закону города Москвы

от 26 июня 2002 года

N 36

Образец и описание эмблемы

Московской городской народной дружины

(В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

1. Образец эмблемы Московской городской народной дружины

(См.подлинник)

2. Описание эмблемы Московской городской народной дружины

Эмблема Московской городской народной дружины представляет

собой изображение щита синего цвета с красно-желтым кантом. В

центре щита помещен герб города Москвы, вокруг герба города Москвы

изображен венок желтого цвета: слева — из лавровых веток, справа —

из дубовых. Снизу венок перевязан желтой лентой. На ленте — красная

надпись в две строки «НАРОДНАЯ ДРУЖИНА». Сверху венка изображены

желтая пятиконечная звезда и желтая лента с красной надписью

«МОСКВА».

(Приложение дополнено — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Приложение 3

к Закону города Москвы

от 26 июня 2002 года

N 36

Образец и описание нарукавной повязки народного дружинника

(В редакции Закона Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

1. Образец нарукавной повязки народного дружинника

(См. подлинник)

2. Описание нарукавной повязки народного дружинника

Нарукавная повязка народного дружинника (далее — нарукавная

повязка) представляет собой прямоугольник, изготовленный из сукна

приборного красного цвета устойчивого крашения. Лицевая сторона

нарукавной повязки содержит стилизованное изображение герба города

Москвы и надпись «ДРУЖИННИК» желтого цвета. По краю нарукавной

повязки идет кант желтого цвета, по углам нарукавной повязки —

металлические вставки золотистого цвета.».

(Приложение дополнено — Закон Москвы от 07.10.2015 г. N 57)

Раздел 8. Совершенствование правоохранительной практики

МАЙОРОВА С.А., кандидат юридических наук, plavalaguna@inbox.ru Кафедра административной деятельности органов внутренних дел;

Нижегородская академия Министерства внутренних дел Российской Федерации, 603950, г. Нижний Новгород, Анкудиновское шоссе, 3

MAYOROVA S.A.,

Candidate of Legal Sciences,

Chair of administrative activity

of the internal affairs bodies;

Nizhny Novgorod Academy of the Ministry

of the Interior of the Russian Federation;

Ankudinovskoe highway 3,

Nizhny Novgorod, 603600,

Russian Federation

ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В ОХРАНЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА И ОБЕСПЕЧЕНИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Реферат. Добровольное участие граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является важным компонентом гражданского общества. Актуальной научно-теоретической проблемой, связанной с этим, является классификация форм такого участия. Возможность классификации участия граждан по различным основаниям свидетельствует о разнообразии его форм. Законодатель выделяет следующие формы участия граждан в охране общественного порядка: 1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам; 2) участие в поиске лиц, пропавших без вести; 3) внештатное сотрудничество с полицией; 4) участие в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности. Критерием приведенной классификации выступает направление деятельности граждан по охране общественного порядка и формы их взаимодействия с правоохранительными органами. Анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики позволяет заключить, что помимо приведенного законодательного подхода возможны и многие другие классификации участия граждан в охране общественного порядка. Обосновываются следующие классификации форм участия граждан в охране общественного порядка: 1) в зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, — индивидуальные и коллективные формы участия; 2) в зависимости от характера возложения полномочия — право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности и обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности; в зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности — фактическое и опосредованное участие граждан.

Ключевые слова: охрана общественного порядка, граждане, полиция, правоохранительные органы, классификация, общественная безопасность.

FORMS OF PARTICIPATION OF CITIZENS IN MAINTAINING PUBLIC ORDER

AND ENSURING PUBLIC SAFETY

Keywords: public order maintenance, citizens, police, law enforcement agencies, classification, public safety.

Добровольное участие граждан и их объединений в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности является неотъемлемым компонентом гражданского общества. Этот процесс носит характер двустороннего взаимодействия правоохранительных органов и представителей общества, не имеющих к ним отношения, но желающих в той или иной степени принять участие в охране общественного порядка. С одной стороны, граждане проявляют соответствующую инициативу. С другой стороны, правоохранительные органы должны обеспечить возможность практической реализации этой инициативы. Наконец, государство должно создать правовые гарантии для возможности указанного взаимодействия.

В связи с вышеизложенным изучение широкого спектра вопросов, связанных с участием граждан в охране общественного порядка, приобретает в настоящее время особую актуальность. Поскольку в рамках одной статьи невозможно охватить весь спектр вопросов данного проблемного поля, то мы сконцентрируем усилия только на одном из малоизученных аспектов проблемы участия граждан в охране общественного порядка, — целью данной работы является классификация по различным основаниям участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации.

Эффективное взаимодействие полиции и гражданского общества невозможно без доверия граждан к правоохранительным органам. Именно по этой причине законодатель в ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N З-ФЗ «О полиции»* закрепил следующее положение: «Полиция при осуществлении своей деятельности стремится обеспечивать общественное доверие к себе и поддержку граждан».

Приведенная выше норма, на наш взгляд, имеет несколько абстрактный характер. Дело в том, что употребленное в тексте нормативного правового акта понятие «стремится» указывает не на конечный результат, а на процесс, не позволяет точно установить степень «должного» стрем-

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2011. N 7. Ст. 900.

ления и характер стремления (постоянное или временное) обеспечения общественного доверия и поддержки. Конечно, можно было бы вменить в обязанности полиции обеспечение общественного доверия к себе и поддержку граждан, но в данном случае возникает вопрос о критериях реализации этой обязанности.

Полагаем, что существует иной, более объективный, критерий, показывающий наличие или отсутствие поддержки гражданами, обществом деятельности полиции и правоохранительной системы в целом.

Речь идет о вовлеченности по собственной воле, а не по административному, идеологическому или иному принуждению граждан, общественных объединений к решению проблем обеспечения общественного порядка и общественной безопасности.

Соотношение правовых, организационных, методических, стимулирующих и иных основ подключения граждан к совместной с полицией (либо самостоятельному помимо или наряду с государственным механизмом правоохраны) охране общественного порядка и общественной безопасности и реальная, действительная практика такого участия как раз и являются показателем фиктивности, формальности или, наоборот, объективности доверия и поддержки гражданами деятельности полиции.

Участие граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности означает, что они не отчуждены от проблем данной сферы, понимают, что для достижения законности и справедливости в обществе каждый должен, как минимум, поддержать, а лучше помочь государству в лице его органов правопорядка. В отрыве от гражданской поддержки, вне информационного и функционального контакта с гражданами, правоохранительные органы становятся замкнутым, малополезным для общества инструментом. Поэтому на активизацию участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности в установленном законом порядке и должны быть направлены усилия и стремления полиции.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Именно в таком ракурсе следует толковать положения ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О полиции»: «Полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдения законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка».

В пункте 1 ст. 2 Федерального закона от 2 апреля 2014 г. N 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка»* дана дефиниция участия граждан в охране общественного порядка — «оказание гражданами помощи органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в целях защиты жизни, здоровья, чести и достоинства человека, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, совершаемых в общественных местах». В статье 4 того же нормативного правового акта установлены принципы, то есть основополагающие идеи, лежащие в основе документа, в основе регулирования определенной сферы общественных отношений , участия граждан в охране общественного порядка.

В число принципов участия граждан в охране общественного порядка законодатель включил:

1) принцип добровольности;

2) принцип законности;

3) принцип приоритетности защиты прав и свобод человека и гражданина;

4) принцип права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом;

5) принцип взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления;

6) принцип недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Следует отметить, что принципы законности, приоритетности защиты прав и

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. N 14. Ст. 1536.

свобод человека и гражданина и принцип права каждого на самозащиту от противоправных посягательств всеми способами, не запрещенными законом, являются, по сути, дублированием конституционных принципов. А провозглашение в качестве принципов добровольности, взаимодействия с органами внутренних дел (полицией), иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления и недопустимости подмены полномочий органов внутренних дел (полиции), иных правоохранительных органов, органов государственной власти и органов местного самоуправления четко характеризует специфику участия граждан в охране общественного порядка в Российской Федерации.

Реальную картину состояния участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности позволяет представить классификация форм этого участия.

Законодатель в главе 2 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка» дал следующую классификацию форм участия граждан в охране общественного порядка:

1) содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам;

2) участие в поиске лиц, пропавших без вести;

3) внештатное сотрудничество с полицией;

4) участие в деятельности общественных объединений правоохранитель -ной направленности.

Критерием приведенной классификации с определенной долей условности можно назвать направление деятельности граждан по охране общественного порядка и формы их взаимодействия с правоохранительными органами.

Наряду с легальной классификацией форм участия граждан в охране общественного порядка можно выделить и другие классификации, основанные на иных критериях.

1. В зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, различаются индивидуальные и коллективные формы участия.

Индивидуальная форма участия подразумевает действия по охране обще-

ственного порядка и обеспечения общественной безопасности со стороны одного гражданина.

Учитывая важность укрепления в обществе чувства патриотизма, гражданского долга, социальной ответственности, чести, уважения к закону, непримиримости по отношению к правонарушителям, государство активно поощряет гражданскую инициативу и активность по охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности. Важной формой такого поощрения является наградная система Российской Федерации. Например, в соответствии с Указом Президента РФ от 7 сентября 2010 г. N 1099 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации» (вместе с «Положением о государственных наградах Российской Федерации», «Статутами орденов Российской Федерации, положениями о знаках отличия Российской Федерации, медалях Российской Федерации, почетных званиях Российской Федерации, описаниями названных государственных наград Российской Федерации и нагрудных знаков к почетным званиям Российской Федерации»* орденом Мужества награждаются граждане, проявившие самоотверженность, мужество и отвагу при охране общественного порядка, в борьбе с преступностью, при спасении людей во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и других чрезвычайных обстоятельств, а также за смелые и решительные действия, совершенные при исполнении воинского, гражданского или служебного долга в условиях, сопряженных с риском для жизни, а медалью «За отличие в охране общественного порядка» награждаются сотрудники органов внутренних дел Российской Федерации, военнослужащие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, другие военнослужащие за смелость и отвагу, проявленные при охране общественного порядка и в борьбе с правонарушениями, за высокие показатели в служебной деятельности и другие заслуги в период прохождения службы, а также иные граждане за содействие органам внутренних дел Российской Федерации в их работе по охране общественного порядка».

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2010. N 37. Ст. 4643.

Участие граждан в охране общественного порядка поощряется и другими способами на разных уровнях (ведомственные и общественные награды, включая денежные премии и ценные подарки; различные благодарности; освещение поведения отличившегося гражданина в средствах массовой информации и др.).

Индивидуальное участие граждан в охране общественного порядка может осуществляться в виде работы в качестве внештатного сотрудника полиции, а также может заключаться в информировании правоохранительных органов о правонарушениях и об угрозах общественному порядку и в иных формах.

Коллективной формой участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности могут быть общественные советы. Согласно Федеральному закону «О полиции» при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и территориальных органах образуются «общественные советы, которые призваны обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, правозащитных, религиозных и иных организаций, в том числе профессиональных объединений предпринимателей, для решения наиболее важных вопросов деятельности полиции путем:

1) привлечения граждан и общественных объединений к реализации государственной политики в сфере охраны общественного порядка, обеспечения общественной безопасности и противодействия преступности;

2) участия в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив общественных объединений и граждан по наиболее актуальным вопросам деятельности полиции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) проведения общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам деятельности полиции;

4) обсуждения вопросов, касающихся деятельности полиции, в средствах массовой информации;

5) осуществления общественного контроля за деятельностью полиции».

В настоящее время в отдельных регионах Российской Федерации возрождена практика времен еще советского периода — создание добровольных народных дружин. В отличие от СССР народные дружины в современной России создаются действительно на добровольной основе. В научной литературе верно отмечается, что особенностью добровольных народных дружин является то, что они создаются «по инициативе граждан для достижения общих целей членов объединения по обеспечению правопорядка. При этом деятельность народных дружин направлена не только на достижение интересов и целей самих дружинников, но и на содействие в решении важнейшей задачи, стоящей перед государством» . Организация, деятельность и иные вопросы, связанные с функционированием народных дружин, регламентируются главами 3 и 4 Федерального закона «Об участии граждан в охране общественного порядка».

2. В зависимости от характера возложения полномочия различается:

— право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности;

— обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности.

В соответствии с ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»* «организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований — гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний — 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия».

При этом организатор публичного мероприятия вправе «требовать от уполномоченного представителя органа внутренних дел удалить с места проведения

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2004. N 25. Ст. 2485.

публичного мероприятия лиц, не выполняющих законных требований организатора публичного мероприятия».

Однако спектр обязанностей по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности намного шире. Организатор публичного мероприятия, как установлено ч. 4 ст. 5 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», обязан:

— обеспечивать соблюдение условий проведения публичного мероприятия, указанных в уведомлении о проведении публичного мероприятия или измененных в результате согласования с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления;

— требовать от участников публичного мероприятия соблюдения общественного порядка и регламента проведения публичного мероприятия, прекращения нарушения закона;

— обеспечивать в пределах своей компетенции общественный порядок и безопасность граждан при проведении публичного мероприятия, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, выполнять эту обязанность совместно с уполномоченным представителем органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и уполномоченным представителем органа внутренних дел, выполняя при этом все их законные требования;

— приостанавливать публичное мероприятие или прекращать его в случае совершения его участниками противоправных действий;

— принять меры по недопущению превышения указанного в уведомлении на проведение публичного мероприятия количества участников публичного мероприятия, если превышение количества таких участников создает угрозу общественному порядку и (или) общественной безопасности, безопасности участников данного публичного мероприятия или других лиц либо угрозу причинения ущерба имуществу;

— обеспечивать сохранность зеленых насаждений, помещений, зданий, строений, сооружений, оборудования, мебели, инвентаря и другого имущества в месте проведения публичного мероприятия;

— довести до сведения участников публичного мероприятия требование уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления о приостановлении или прекращении публичного мероприятия.

3. В зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности выделяется фактическое и опосредованное участие граждан.

Фактическое участие — это непосредственное совершение действий по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности.

Опосредованное участие подразумевает косвенное, через посредника, вовлечение граждан и их объединений в решение вопросов совершенствования охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности. Это могут быть обращения граждан в органы государственной власти с предложениями, рекомендациями, например, по повышению эффективности деятельности полиции, расстановке приоритетов, устранению недостатков.

Опосредованное участие происходит и в том случае, когда инициатива предложения к участию исходит не от гражданина, а от стороннего для него государственного или общественного органа. Например, основная задача, которую решает Общественная палата Российской Федерации, — это обеспечение взаимодействия граждан Российской Федерации, общественных объединений с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

В соответствии с Федеральным законом от 4 апреля 2005 г. N 32-Ф3 «Об общественной палате Российской Федерации»* целями деятельности Общественной палаты РФ являются:

— учет потребностей и интересов граждан Российской Федерации;

— защита прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики;

* Собр. законодательства Рос. Федерации. 2005. N 15. Ст. 1277.

— осуществление общественного контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

— содействие в реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Общественная палата РФ поддерживает гражданские инициативы, для чего осуществляет сбор и обработку информации об инициативах граждан Российской Федерации и общественных объединений. Кроме того, она проводит гражданские форумы, слушания и иные мероприятия по общественно важным проблемам в порядке, установленном Регламентом Общественной палаты Российской Федерации, а также доводит до сведения граждан Российской Федерации информацию об инициативах. В субъектах Российской Федерации действуют свои общественные палаты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В заключение сделаем следующие выводы:

1. Возможность проведения классификации участия граждан по различным основаниям свидетельствует о разнообразии форм такого участия и характеризует степень демократичности современного российского общества.

2. Анализ нормативных правовых актов и правоприменительной практики приводит к выводу, что кроме классификации, предложенной законодателем в Федеральном законе «Об участии граждан в охране общественного порядка», возможны несколько классификаций участия граждан в охране общественного порядка.

3. Исходя из разных критериев, можно выделить следующие классификации форм участия граждан в охране общественного порядка: 1) в зависимости от числа граждан, участвующих в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, — индивидуальные и коллективные формы участия; 2) в зависимости от характера возложения полномочия — право участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности и обязанность участия граждан в охране общественного порядка и обеспечении

общественной безопасности; в зависимости от практического осуществления участия в охране общественного порядка и

обеспечении общественной безопасности — фактическое и опосредованное участие граждан.

Список литературы

1. Демичев А.А., Исаенкова О.В. Принципы и источники гражданского процессуального права Российской Федерации: учеб. пособие. Н. Новгород: Нижегородская академия МВД России, 2005. 48 с.

3. Яковлев А.А. Проблемы выбора организационно-правовой формы добровольной народной дружины // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2013. N 4. С. 242-246.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

УДК 352/354 № 1 (16) / 2018, с. 70—75

ПОРЯДОК СОЗДАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ НАРОДНЫХ ДРУЖИН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (на примере Челябинской области)

Андрей Иванович Киселёв

Челябинский государственный университет E-mail: a.i.kiselev69@mail.ru

В данной статье раскрываются понятия народных дружин и народных дружинников. Рассматривается порядок принятия граждан в народные дружины. Определен порядок создания народных дружин. Выделены основные направления деятельности народных дружин. Раскрываются права и обязанности народных дружинников. В статье также рассматривается порядокпри влечения народных дружинников натерриторииЧелябинской области и раскрыты основные формы их участия в охране общественного порядка.

Ключевые слова: народная дружина, общественные объединения правоохранительной направленности, народный дружинник, граждане Российской Федерации, общественный порядок, контроль, надзор.

THE ORDER OF CREATION AND ACTIVITY OF NATIONAL DRUZHIN IN THE RUSSIAN FEDERATION

(on an example of the Chelyabinsk area)

A. I. Kiselev

В настоящее время принят и вступил в законную силу Федеральный закон Российской Федерации от 02.04.2014 № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка». Настоящим Законом разграничены понятия добровольных народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности (ООПН).

На территории Российской Федерации действует более 46 тысяч общественных формирований правоохранительной направленности, насчитывающих более 439 тыс. человек, в том числе 14 287 народных дружин (общей

численностью 199 тыс. человек), 970 казачьих дружин — более 72 тыс. человек .

Народная дружина определяется Законом как основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления1.

Рассматривая понятие «народный дружинник» — следует отметить, что это гражданин Российской Федерации, являющийся членом народной дружины и принимающий в ее составе участие в охране общественного порядка. В народные дружины принимаются на добровольной основе граждане Российской Федерации, достигшие возраста восемнадцати лет, способные по своим деловым и личным качествам исполнять обязанности народных дружинников.

При этом народные дружинники проходят подготовку по основным направлениям деятельности народныхдружин, к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, по оказанию первой помощи в порядке, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел .

Срок рассмотрения уведомления главой местного самоуправления соответствующего муниципального образования не должен превышать 7 календарных дней.

Границы территории, на которой может быть создана народная дружина, устанавливаются представительным органом соответствующего муниципального образования. При этом уточняется, что на одной территории, как правило, может быть создана только одна народная дружина.

Народные дружины также как и ООПН могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

Основными направлениями деятельности народныхдружин являются:

1. содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка.

2. участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины.

3. участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций (отличие от ООПН).

4. распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Не могут быть учредителями народных дружин и народными дружинниками граждане:

1. имеющие неснятую или непогашенную судимость;

2. в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. ранее осужденные за умышленные преступления;

4. включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»1;

5. в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

6. страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

7. признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

8. подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения; (отличие от ООПН);

9. имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Запрещается создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах.

Законом установлено, что руководство деятельностью народных дружин осуществляют командиры народных дружин, избранные членами народных дружин

по согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника, а также носить форменную одежду и (или) использовать отличительную символику народного дружинника.

Народные дружинники могут быть исключены из народных дружин в следующих случаях:

1. на основании личного заявления народного дружинника;

2. при наступлении обстоятельств, указанных в части 2 статьи 24ФЗ «Об участи и граждан в охране общественного порядка»1;

3. при совершении народным дружинником, участвующим в охране общественного порядка, противоправных действий либо бездействии, повлекших нарушение прав и свобод граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4. в связи с неоднократным невыполнением народным дружинником требований устава народной дружины либо фактическим самоустранением от участия в ее деятельности;

Б. в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка имеют право:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния;

2) принимать меры по охране места происшествия, а также по обеспечению сохранности вещественных доказательств совершения правонарушения с последующей передачей их сотрудникам полиции;

3) оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее Федеральным законом от 7 февраля 2011 года № З-ФЗ «О полиции» обязанностей в сфере охраны общественного порядка2;

1 Об участии граждан в охране общественного порядка. Федеральный закон РФ от 02.04.2014 № 44-ФЗ,

ч. 2 ст. 24 // СПС «Консультант-Плюс». URL: http://www.consultant.ru (дата обращения: 25.04.17).

4) применять физическую силу в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

5) осуществлять иные права, предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка обязаны:

1) знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов в сфере охраны общественного порядка;

2) при объявлении сбора народной дружины прибывать к месту сбора в установленном порядке;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3) соблюдать права и законные интересы граждан, общественных объединений, религиозных и иных организаций;

4) принимать меры по предотвращению и пресечению правонарушений;

5) выполнять требования уполномоченных сотрудников органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, не противоречащие законодательству Российской Федерации;

6) оказывать первую помощь гражданам при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью, при нали-чии соответствующей подготовки и (или) навыков;

7) иметь при себе и предъявлять гражданам, к которым обращено требование о прекращении противоправного деяния, удостоверение установленного образца.

Народные дружинники могут привлекаться к участию в охране общественного порядка в их рабочее или учебное время с согласия руководителя организации по месту их работы или учебы.

Общие условия и пределы применения народными дружинниками физической силы:

1. Народные дружинники при участии в охране общественного порядка могут применять физическую силу для устранения опасности, непосредственно угрожающей им или иным лицам, в состоянии необходимой обороны или крайней необходимости в пределах, установленных законодательством Российской Федерации.

2. Перед применением физической силы народный дружинник обязан сообщить лицу, в отношении которого предполагается ее применение, что он является народным дружинником, предупредить о своем намерении и предоставить данному лицу возможность для прекращения действий, угрожающих

жизни и здоровью народного дружинника или иныхлиц.

3. Народный дружинник имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, если промедление в ее применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью граждан или народного дружинника либо может повлечь иные тяжкие последствия.

4. Народный дружинник при применении физической силы действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяется физическая сила, характера и силы оказываемого ими сопротивления.

5. Народный дружинник обязан оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, первую помощь, а также в случае необходимости принять меры по обеспечению оказания ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

6. О применении физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина, народный дружинник обязан незамедлительно уведомить командира народной дружины, который не позднее трех часов с момента ее применения информирует об этом соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

7. Народным дружинникам при участии в охране общественного порядка запрещается применять физическую силу для пресечения правонарушений, за исключением случаев, указанных в части 1, а также в отношении женщин с видимыми признаками беремен-ности,лицсявными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен, за исключением случаев совершения указанными лицами вооруженного либо группового нападения.

Деятельность народных дружин строится на основании планов работы, место и время проведения мероприятий по охране общественного порядка, количество привлекаемых к участию в охране общественного порядка народных дружинников подлежат согласованию с органами местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, иными правоохранительными органами.

Контроль за деятельностью народныхдру-жин, указанной в части 6 статьи 12 настоящего Федерального закона (по основным направлениям деятельности дружин), возложен

на федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел в соответствии с законодательством Российской Федерации1.

Надзор за исполнением народными дружинами законов осуществляет прокуратура Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»2.

Гарантии правовой защиты народных дружинников и внештатных сотрудников полиции

Народные дружинники и внештатные сотрудники полиции при исполнении обязанностей народного дружинника или внештатного сотрудника полиции находятся под защитой государства. Их законные требования о прекращении противоправных действий обязательны для исполнения всеми гражданами и должностными лицами

Никто не вправе принуждать народных дружинников или внештатных сотрудников полиции исполнять обязанности, которые не возложены на них настоящим Федеральным законом. При получении указаний, противоречащих законодательству Российской Федерации, народные дружинники или внештатные сотрудники полиции обязаны руководствоваться настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами

Воспрепятствование осуществляемой на законном основании деятельности народного дружинника или внештатного сотрудника полиции в связи с их участием в охране общественного порядка либо невыполнение их законных требований о прекращении противоправных действий влечет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На территории Челябинской области активно ведется работа по привлечению граждан к охране общественного порядка на улицах и в иных общественных местах.

В целях приведения регионального законодательства в соответствие Федеральному закону от 2 апреля 2014 г. № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» внесены необходимые изменения в Закон Челябинской обл. от 31 марта 2015 г. № 148-30 «О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране

общественного порядка на территории Челябинской области».

В целях взаимодействия и координации деятельности народных дружин уполномоченным органом исполнительной власти Челябинской области, органами местного самоуправления муниципальных образований Челябинской области создан координирующий орган (областной штаб), в состав которого вошли представители органов исполнительной власти Челябинской области, органов внутренних дел (полиции) и иных правоохранительных органов, командиры народных дружин, действующих на территориях муниципальных образований Челябинской области1, представители органов местного самоуправления, общественных объединений и иных организаций. Аналогичные органы созданы во всех городских и муниципальных образованиях, что способствует своевременному решению проблемных вопросов по организации деятельности народных дружин.

На 1 января 2017 года в региональном реестре народных дружин и общественных организаций правоохранительной направленности Челябинской области зарегистрировано 75 добровольных народных дружин, общей численностью 1270 человек, прирост составил 20 дружин, количество членов увеличилось на 341 человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Дружина созданы во всех муниципальных образованиях области, из них: 5 дружин, созданных на базе учебных заведений, общей численностью 80 человек, 6 дружин на базе промышленных предприятий, в количестве 72 человека, 5 дружин, созданных на базе предприятиях области, осуществляющих деятельность по линии безопасности дорожного движения, в количестве 88 человек, 8 дружин из числа казачьих обществ, внесенных в государственный реестр казачьих обществ Российской Федерации, общей численностью 105 человек и 1 общественное объединение правоохранительной направленности (г. Сатка) в количестве 16 человек, имеющее статус юридического лица.

Народные дружинники при участии в охране общественного порядка должны иметь при себе удостоверение народного дружинника.

Удостоверение народного дружинника является документом, подтверждающим

1 О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Челябинской области. Закон Челябинской области от 31 марта 2015 г. № 148-30 // Информационная система «Докипедия». URL: http://dokipedia.ru/ (дата обращения: 25.04.2017).

личность и полномочия народного дружинника. Удостоверение народного дружинника изготавливается в соответствии с образцом удостоверения народного дружинника и подписывается руководителем органа местного самоуправления.

Выдача удостоверения народного дружинника осуществляется уполномоченным должностным лицом органа местного самоуправления на основании представления командира народной дружины. Удостоверение выдается при предъявлении народным дружинником документа, удостоверяющего его личность, под роспись в книге учета выдачи удостоверений.

Удостоверение народного дружинника выдается на срок, указанный в представлении командира народной дружины, но не более чем на три года.

Работа народных дружинников материально стимулируется. Размер выплат устанавливается органами местного самоуправления. Выплата осуществляется на основе табеля учета рабочего времени. В целях недопущения фактов необоснованной выплаты осуществляется учет работы каждого дружинника: в территориальных органах МВД России на районном уровне ведутся журналы выхода граждан на охрану правопорядка, на основе которых командирами народных дружин заполняются табеля учета рабочего времени.

Подготовка народных дружинников осуществляется в форме инструктажа продолжительностью не более 30 минут перед проведением мероприятий по охране общественного порядка на основе разработанной программы специализированного курса подготовки.

Инструктажи народных дружинников проводятся должностными лицами территориального органа МВД России на районном уровне с обязательным участием оперативного дежурного по территориальному органу МВД России на районном уровне.

На инструктажах изучаются законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, правовые акты МВД России, регламентирующие деятельность народных дружин, их практическое применение в период участия в мероприятиях по охране общественного порядка, меры личной безопасности и приемы самозащиты, вопросы оказания гражданам первой медицинской помощи.

К участию в инструктажах привлекаются руководители и наиболее опытные сотрудники подразделений полиции, осуществляющих

охрану общественного порядка и оператив-но-розыскную деятельность.

В служебной деятельности ГУ МВД России по Челябинской области применяется следующие формы участия граждан в охране общественного порядка:

♦ совместное с сотрудниками полиции патрулирование улиц;

♦ оказание помощи сотрудникам полиции в пресечении административных правонарушений в сфере оборота алкогольной продукции;

♦ оказание содействия сотрудникам Госавтоинспекции в выявлении нарушений правил дорожного движения в рамках проекта «Ночной патруль».

Совместное с сотрудниками полиции патрулирование улиц осуществляется 4 раза в неделю с 16.00 до 23.00 часов. Дополнительно, в дни привлечения граждан к охране правопорядка, выставляются 557 пеших нарядов полиции. Количество ежедневно участвующих в них граждан составляет около 1 тыс. человек. Наряды выставляются в наиболее криминогенные места, осуществляют патрулирование дворовой территории, проверку мест концентрации молодежи и лиц с девиантным поведением.

Руководители предприятий и организаций поощряют работников, участвующих в охране общественного порядка, посредством предоставления дополнительных дней к отпуску, награждением ценными подарками либо денежными премиями.

В целях привлечения граждан к охране общественного порядка на постоянной основе ведется агитационная работа не только руководителями территориальных органов МВД России на районном уровне, но и непосредственно первыми руководителями ГУ МВД России по Челябинской области.

Также необходимо отметить, что во исполнение Директивы МВД России от 03.11.2016 № 1 «О приоритетных направлениях деятельности ОВД РФ в 2017 году», территориальным и У(0)МВД России по городам Магнитогорск, Озерск, Златоуст, Миасс и Копейск приняты организационные меры, по созданию народных дружин на автотранспортных предприятиях, для поддержания охраны общественного порядка по линии безопасности дорожного движения.

Таким образом, развитие народных дружин способствует формированию кадрового резерва силовых ведомств и государственных структур.

Список литературы

2. О некоторых вопросах правового регулирования участия граждан в охране общественного порядка на территории Челябинской области : закон Челябинской обл. от 31 марта 2015 г. № 148-30 // Инф. сист. «Докипедия». — URL: http://dokipedia.ru/document/5210842/ Дата обращения: 25.04.2017.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2 апреля 2014 года утвержден федеральный закон № 44-ФЗ «Об участии граждан в охране общественного порядка» (далее федеральный закон №44-ФЗ), которым определены принципы и формы участия граждан в охране общественного порядка, порядок создания и деятельности народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности, регламентированы вопросы правовой и социальной защиты граждан, участвующих в обеспечении правопорядка.

Важнейшим условием эффективности деятельности полиции является содействие граждан в охране общественного порядка, их активность участия в оказании помощи правоохранительным органам.

УМВД России по Омской области особое внимание уделяется совместной работе с народными дружинами и общественными объединениями правоохранительной направленности. Различные формы участия граждан, прежде всего с территориальными подразделениями полиции уже подтвердили свою эффективность и востребовательность.

Спектр их деятельности весьма широк: от патрулирования улиц и общественных мест в городах и населенных пунктах нашего региона, обеспечения охраны общественного порядка при проведении публичных и массовых мероприятий до участия в совместных с полицией профилактических операциях.

В настоящее время на территории Омской области наибольшее распространение получило коллективное участие граждан в охране общественного порядка в формах народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности.

Правовую основу участия граждан в охране общественного порядка составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, федеральные конституционные законы, другие федеральные законы и принятые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные нормативные правовые акты.

Народные дружины и общественные объединения правоохранительной направленности могут участвовать в охране общественного порядка только после внесения их в региональный реестр.

Региональный реестр ведет территориальный орган федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, по месту создания народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.

Внесение в региональный реестр народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности осуществляется при представлении следующих документов:

— заявление о внесении народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности в региональный реестр, подписанное уполномоченным лицом;

— устав народной дружины или общественного объединения правоохранительной направленности.

На территории Омской области в соответствии с положениями Федерального закона № 44-ФЗ по состоянию на 01.03.2016 создано 108 народных дружин общей численностью 994 человека и 182 общественных объединения правоохранительной направленности, общей численностью 942 человека.

В ходе проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка сотрудниками полиции совместно с указанной категорией граждан в 2016 году выявлено 63 преступления, пресечено 737 административных правонарушений, профилактировано 4656 граждан, в том числе 944 несовершеннолетних. Принято участие в обеспечении правопорядка при проведении 528 массовых мероприятий.

Порядок создания и деятельности народных дружин

Народная дружина – основанное на членстве общественное объединение, участвующее в охране общественного порядка во взаимодействии с органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами, органами государственной власти и органами местного самоуправления.

Народные дружины создаются по инициативе граждан Российской Федерации, изъявивших желание участвовать в охране общественного порядка, в форме общественной организации в соответствии с федеральным законом от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Общественные объединения создаются по инициативе их учредителей – не менее трех физических лиц.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании. С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные статьей 18 «Обязанности народных дружинников» Федерального закона № 44-ФЗ.

Устав общественного объединения должен предусматривать:

— наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;

— структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;

— условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);

— компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;

— порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;

— источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;

— порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Учредителями, членами и участниками общественных объединений могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица – общественные объединения, если иное не установлено Федеральным законом № 44-ФЗ, а также законами об отдельных видах общественных объединений.

Не могут быть учредителями народных дружин граждане:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

— ранее осужденные за умышленные преступления;

— включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

— страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

— признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

— подвергнутые неоднократно в течение года, предшествовавшего дню создания народной дружины, в судебном порядке административному наказанию за совершенные административные правонарушения;

— имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

Создание народных дружин при политических партиях, религиозных объединениях, а также создание и деятельность политических партий и религиозных объединений в народных дружинах запрещены.

Правоспособность общественного объединения как юридического лица возникает с момента государственной регистрации данного объединения.

В случае государственной регистрации общественной организации ее постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с уставом.

Народные дружины действуют в соответствии с федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами, а также уставом народной дружины.

Основными направлениями деятельности народных дружин являются:

— содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

— участие в предупреждении и пресечении правонарушений на территории по месту создания народной дружины;

— участие в охране общественного порядка в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций;

— распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

Народные дружины решают стоящие перед ними задачи во взаимодействии с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами внутренних дел (полицией) и иными правоохранительными органами.

Участие граждан в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности

1. Граждане, достигшие возраста восемнадцати лет, вправе участвовать в деятельности общественных объединений правоохранительной направленности, создаваемых ими по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы в форме органа общественной самодеятельности без образования юридического лица.

2. Основными направлениями деятельности общественных объединений правоохранительной направленности являются:

— содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам в охране общественного порядка;

— участие в предупреждении и пресечении правонарушений;

— распространение правовых знаний, разъяснение норм поведения в общественных местах.

3. Решения о создании общественных объединений правоохранительной направленности принимаются гражданами на общем собрании по месту жительства, нахождения собственности, работы или учебы с уведомлением органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Порядок создания, реорганизации и (или) ликвидации общественных объединений правоохранительной направленности определяется Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с учетом положений Федерального закона № 44-ФЗ.

5. Не могут быть учредителями или участниками общественного объединения правоохранительной направленности граждане:

— имеющие неснятую или непогашенную судимость;

— в отношении которых осуществляется уголовное преследование;

— ранее осужденные за умышленные преступления;

— включенные в перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

— в отношении которых вступившим в законную силу решением суда установлено, что в их действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

— страдающие психическими расстройствами, больные наркоманией или алкоголизмом;

— признанные недееспособными или ограниченно дееспособными по решению суда, вступившему в законную силу;

— имеющие гражданство (подданство) иностранного государства.

6. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка имеют право в пределах территории, на которой они созданы:

— информировать органы внутренних дел (полицию) и иные правоохранительные органы о правонарушениях и об угрозах общественному порядку;

— оказывать содействие органам внутренних дел (полиции) и иным правоохранительным органам при их обращении в мероприятиях по охране общественного порядка;

— осуществлять иные права, предусмотренные Федеральным законом № 44-ФЗ, другими федеральными законами.

7. Общественные объединения правоохранительной направленности при участии в охране общественного порядка обязаны соблюдать законодательство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, а также нормы, предусмотренные их учредительными документами.

8. Организации, в которых созданы общественные объединения правоохранительной направленности по месту работы или учебы граждан, в пределах своей компетенции могут предоставлять участникам этих объединений льготы и компенсации за счет собственных средств.

Результаты работы народных дружинников и представителей объединений правоохранительной направленности по обеспечению охраны порядка в 2016 году

По состоянию на 01.01.2017 г. в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности внесено 203 народные дружины, общей численностью 1920 человек и 217 общественных объединений правоохранительной направленности, общей численностью 1223 человека.

В ходе проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка сотрудниками полиции совместно с народными дружинниками в 2016 году раскрыто 177 преступлений. Пресечено 3053 административных правонарушения, профилактировано 39120 граждан, в том числе 7109 несовершеннолетних. Принято участие в обеспечении правопорядка при проведении 4010 массовых мероприятий.

Также, сотрудниками полиции совместно с представителями общественных объединений правоохранительной направленности в 2016 году раскрыто 584 преступления. Пресечено 5966 административных правонарушения, профилактировано 35648 граждан, в том числе 8313 несовершеннолетних. Принято участие в обеспечении правопорядка при проведении 2136 дворовых мероприятий.

1 февраля в с. Логиновка Павлоградского района с участием командира народной дружины «Родина» М.Ю. Павлова задержан гражданин, который в помещении магазина под угрозой применения насилия опасного для жизни и здоровья высказывал требования о передаче ему денежных средств, находящихся в кассе. По данному факту возбуждено уголовное дело по ч. 2 ст. 162 УК РФ. 4 марта участковым уполномоченным полиции совместно с членом народной дружины «Камышловская» Любинского муниципального района А.Н. Берендеевым по горячим следам раскрыто преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 119 УК РФ.

11 мая 2016 г. в ОМВД России по Любинскому району поступило сообщение от жителя с. Смоляновка Любинского района о пропаже теленка. В результате проведенных по сообщению мероприятий участковым уполномоченным полиции совместно с членом народной дружины «Замелетеновская» Шарай Галиной Николаевной установлен житель с. Смоляновка, совершивший данную кражу. По данному факту возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 158 УК РФ.

За активное участие в обеспечении общественного порядка в текущем году поощрено 290 граждан.

Результаты работы народных дружинников и представителей объединений правоохранительной направленности по обеспечению охраны порядка в 2017 году

По состоянию на 01.01.2018 г. в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности внесено 226 народных дружин общей численностью 2178 человек и 221 общественное объединение правоохранительной направленности общей численностью 1315 человек.

В ходе проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка сотрудниками полиции совместно с членами народных дружин, в том числе казачьих раскрыто 276 преступлений, пресечено 4993 административных правонарушения, профилактировано 42140 граждан, в том числе 13762 несовершеннолетних. Принято участие в обеспечении правопорядка при проведении 8182 массовых мероприятий.

С участием представителей общественных объединений правоохранительной направленности раскрыто 389 преступлений, пресечено 4798 административных правонарушений, профилактировано 31099 граждан, в том числе 9467 несовершеннолетних.

Результаты работы народных дружинников и представителей объединений правоохранительной направленности по обеспечению охраны порядка в 2018 году

По итогам 12 месяцев 2018 года в региональный реестр внесено 242 народные дружины общей численностью 2266 человек (районы Омской области – 183 народных дружины численностью 1416 человек, областной центр – 60 народных дружин численностью 840 человек) и 207 общественных объединений правоохранительной направленности общей численностью 1027 человек (районы Омской области – 145 ООПН численностью 826 человек и областной центр 62 ООПН численностью 201 человек), в том числе на территориях обслуживания.

В ходе проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка сотрудниками полиции совместно с членами народных дружин раскрыто 262 преступления, пресечено 7304 административных правонарушения, профилактировано 75760 гражданин, в том числе 14 348 несовершеннолетних, принято участие в обеспечении охраны общественного порядка 14 914 раз.

С участием представителей общественных объединений правоохранительной направленности раскрыто 165 преступлений, пресечено 3177 административных правонарушений, профилактировано 31585 граждан, в том числе 9622 несовершеннолетних, принято участие в обеспечении охраны общественного порядка 11 488 раз.

По состоянию на 01.07.2019 в региональный реестр народных дружин и общественных объединений правоохранительной направленности внесены 243 народные дружины, общей численностью 2317 человек и 184 общественных объединения правоохранительной направленности общей численностью 992 человека.

В ходе проведения совместных мероприятий по охране общественного порядка сотрудниками полиции совместно с членами народных дружин раскрыто 58 преступлений, пресечено 915 административных правонарушений, профилактировано 22796 граждан, в том числе 2923 несовершеннолетних, принято участие в обеспечении охраны общественного порядка при проведении 90 массовых мероприятий.

С участием представителей общественных объединений правоохранительной направленности раскрыто 33 преступления, пресечено 468 административных правонарушений, профилактирован 11641 гражданин, в том числе 1497 несовершеннолетних, принято участие в обеспечении охраны общественного порядка при проведении 121 массового мероприятия.

Так, в период проведения крупных мероприятий с массовым участием граждан, посвященных Пасхе и майским праздникам, было задействовано более 200 представителей общественности и 1500 волонтеров, что позволило обеспечить охрану общественного порядка на должном уровне.

За активное содействие органам внутренних дел в обеспечении правопорядка и общественной безопасности в период проведения религиозных и праздничных мероприятий приказом начальника Управления МВД России по Омской области генерал-майора полиции Леонида Коломийца от 18 июня 2019 года № 2195 л/с поощрены наиболее отличившиеся народные дружинники. Благодарственные письма троим из них вручил заместитель начальника полиции УМВД России по Омской области полковник полиции Юрий Виноградов 10 июля 2019 года в ходе совещания по подведению итогов работы УОООП УМВД России по Омской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *