7 6 КоАП РФ

СТ 25.6 КоАП РФ

1. В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

2. Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

3. Свидетель вправе:

1) не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников;

2) давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

3) пользоваться бесплатной помощью переводчика;

4) делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

4. При опросе несовершеннолетнего свидетеля, не достигшего возраста четырнадцати лет, обязательно присутствие педагога или психолога. В случае необходимости опрос проводится в присутствии законного представителя несовершеннолетнего свидетеля.

5. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний.

6. За отказ или за уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, свидетель несет административную ответственность, предусмотренную настоящим Кодексом.

Примечание. В настоящей статье под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки.

Комментарий к Ст. 25.6 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Показания свидетелей являются таким источником доказательств, отсутствие которых невозможно восполнить никакими другими доказательствами. Особенно часто свидетели выступают по делам, связанным с мелким хулиганством, нарушениями Правил дорожного движения, неповиновением законному распоряжению сотрудника полиции и др.

2. Законодатель исключил положение, ранее существовавшее в КоАП РСФСР, о том, что в качестве свидетеля может быть вызвано любое лицо, обладающее соответствующей информацией. Согласно ст. 51 Конституции РФ никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом. Повторив в ч. 3 комментируемой статьи это конституционное положение, законодатель определил в примечании к рассматриваемой статье круг близких родственников (родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки). Статьей 51 Конституции России установлено также, что федеральным законом могут предусматриваться и иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В то же время закон не запрещает вызывать в качестве свидетелей супругов и близких родственников; их нельзя лишь заставлять давать свидетельские показания. Если же они сами желают выступать в качестве свидетелей, родственные связи не могут служить основанием для отказа от привлечения данных лиц к производству по делу.

3. Основанием для вызова лица в качестве свидетеля служит предположение о том, что ему известны какие-либо данные об обстоятельствах, подлежащих доказыванию. Обстоятельствами, подлежащими установлению по конкретному делу об административном правонарушении, являются фактические данные, на основе которых судья, орган, должностное лицо устанавливают наличие или отсутствие административного правонарушения, виновность лица в его совершении и иные факторы, значимые для дела (данные о личности виновного, его имущественном положении, обстоятельствах, смягчающих и отягчающих ответственность, о причиненном ущербе и др.).

4. В качестве свидетелей могут быть вызваны работники полиции, другие лица, которые пресекли правонарушение, задержали лиц, в отношении которых ведется производство по делу, произвели личный досмотр, досмотр вещей, изъятие вещей и документов, иные меры обеспечения производства, а также присутствовавшие при этом понятые (например, в связи с пробелами в соответствующих протоколах). Свидетелями могут быть работники контрольно-ревизионных органов, надзорных органов, инспекций, собиравшие материалы, которые послужили основанием к возбуждению дела. Лица, входящие в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, могут давать свидетельские показания о личности, связях, условиях жизни и воспитания подростка.

5. По правилам комментируемой статьи может быть опрошен и потерпевший, хотя в таком положении нам видится серьезное законодательное противоречие (см. комментарий к ст. 25.2 КоАП РФ).

6. При наличии перечисленных в ч. 2 ст. 25.12 КоАП РФ обстоятельств специалисты, эксперты или переводчики подлежат отводу (см. комментарий к ст. ст. 25.12 и 25.13 КоАП РФ). Между тем, если указанным лицам известны обстоятельства, подлежащие установлению по делу, они также могут быть опрошены в качестве свидетелей.

7. В необходимых случаях свидетелями могут быть и несовершеннолетние, а в исключительных случаях — малолетние (младше 14 лет). При этом, однако, должны быть выяснены степень их развития, другие данные (вплоть до психологической экспертизы), необходимые для правильной оценки их показаний. Малолетних свидетелей рекомендуется опрашивать в привычной для них обстановке, делая частые перерывы. При опросе свидетеля, не достигшего 14 лет, обязательно присутствие педагога или психолога.

8. Комментируемой статьей не установлен запрет на привлечение в качестве свидетелей лиц, имеющих психические заболевания или расстройства. Вопрос о возможности правильного восприятия ими конкретных обстоятельств и дачи адекватных показаний в случае необходимости решается с помощью психиатрической экспертизы.

9. Требования к свидетелю, содержащиеся в ч. 2 комментируемой статьи (явиться по вызову, дать правдивые показания, сообщив все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы), относятся к случаям вызова его как к судье, органу, должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, так и к лицу, уполномоченному составлять протокол об административном правонарушении. Показания свидетеля должны содержать ответы на заданные ему вопросы, которые позволяют оценить правдивость его показаний, возможность объективно воспринять и оценить обстоятельства дела. Если свидетель в своих показаниях ссылается на сведения, полученные им от других лиц, он должен сообщить все известные ему данные об этих лицах. Если речь идет о лицах, незнакомых свидетелю, он должен сообщить в своих показаниях, при каких обстоятельствах и где встретился с ними, описать их, назвать, кто может подтвердить содержание разговора, и т.д. (см. также комментарий к ст. 26.3 КоАП РФ).

10. Свидетель имеет право давать показания на родном языке или на языке, которым владеет. Свидетелю, не владеющему языком, на котором ведется производство по делу, являющемуся немым или глухим, бесплатно предоставляется переводчик или лицо, владеющее навыками сурдоперевода (см. комментарий к ст. 25.10 КоАП РФ).

11. Свидетель вправе делать замечания по поводу правильности записи его показаний в протокол, должен удостоверить (своей подписью) правильность занесения этих показаний. Это относится как к протоколу об административном правонарушении (если туда заносятся свидетельские показания), так и к протоколу рассмотрения дела коллегиальным органом. Свидетельские показания могут быть также оформлены отдельно от указанных протоколов, подписаны свидетелем и приобщены к делу.

12. Свидетеля вызывают повесткой, в которой указывается, куда, когда и к кому он должен явиться для дачи свидетельских показаний. Повестка вручается свидетелю под расписку, а в случае его отсутствия — членам семьи, администрации по месту жительства, работы, учебы либо органу местного самоуправления в районе, поселке. Лица, не достигшие 16-летнего возраста, вызываются через родителей или иных законных представителей.

13. Свидетель предупреждается об административной ответственности за дачу заведомо ложных показаний. Такая ответственность наступает по ст. 17.9 КоАП РФ. За отказ или уклонение от исполнения обязанностей, предусмотренных комментируемой статьей, свидетель несет административную ответственность по ст. 17.7 КоАП РФ. Заявление свидетеля о том, что он ничего не знает об обстоятельствах рассматриваемого дела, не может расцениваться как отказ или уклонение от дачи показаний. Если будет доказано, что это заведомая неправда, свидетель может быть привлечен к административной ответственности за дачу ложных показаний.

Новая редакция Ст. 7.6 КоАП РФ

Самовольное занятие водного объекта или его части, либо использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью, либо водопользование с нарушением его условий —

влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Комментарий к Статье 7.6 КоАП РФ

1. Объект правонарушения — общественные отношения в сфере государственной собственности на водные объекты и установленный порядок пользования ими.

Тем самым комментируемая статья преследует две основные цели. Во-первых, она призвана защищать права собственников, владельцев и других водопользователей, а во-вторых, она призвана обеспечить порядок водопользования.

Правовой режим собственности на водные ресурсы установлен Конституцией РФ, Водным кодексом РФ (далее — ВК РФ) и другими актами.

Предметом права собственности на водные объекты выступает водный объект в целом. Согласно ст. 1 Водного кодекса РФ водный объект представляет собой сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима.

В РФ устанавливается федеральная собственность на водные объекты.

Обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) могут находиться в собственности РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и в частной собственности в соответствии с гражданским законодательством РФ.

В собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы).

Лица, не являющиеся собственниками водных объектов, могут иметь следующие права на водные объекты:

право долгосрочного пользования;

право краткосрочного пользования;

право ограниченного пользования (водный сервитут).

Водопользователи осуществляют владение и пользование водными объектами на условиях и в пределах, установленных ВК РФ. Водопользователи могут распоряжаться правами пользования водными объектами в случаях, предусмотренных ВК РФ. Аренда водных объектов устанавливается федеральным законом об аренде водных объектов.

Право краткосрочного пользования водным объектом устанавливается на срок до трех лет, право долгосрочного пользования — от трех до двадцати пяти лет.

Право пользования водным объектом может быть продлено по инициативе водопользователя в установленном порядке.

Право ограниченного пользования водным объектом выступает в формах публичного и частного водных сервитутов.

Каждый может пользоваться водными объектами общего пользования и иными водными объектами, если иное не предусмотрено законодательством РФ (публичный водный сервитут).

В силу договора права лиц, которым водные объекты предоставлены в долгосрочное или краткосрочное пользование, могут быть ограничены в пользу иных заинтересованных лиц (частный водный сервитут). Частные водные сервитуты могут устанавливаться и на основании судебного решения.

Публичные и частные водные сервитуты могут устанавливаться в целях:

забора воды без применения сооружений, технических средств и устройств;

водопоя и прогона скота;

использования водных объектов в качестве водных путей для паромов, лодок и других маломерных плавательных средств.

Водным законодательством РФ могут быть установлены иные водные сервитуты.

Для осуществления водных сервитутов не требуется получение лицензии на водопользование.

2. Объективная сторона правонарушения состоит в следующих противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части; использование их без документов, на основании которых возникает право пользования водным объектом или его частью; водопользование с нарушением его условий.

Права пользования водными объектами приобретаются на основании лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

Самовольное занятие водного объекта — это его несанкционированный захват с целью дальнейшего использования.

Под пользованием без разрешения понимается изъятие воды, сброс сточных вод и подобные действия без лицензии или заключения соответствующего договора, а также пользование водой по просроченной, аннулированной или приостановленной лицензии, с нарушением условий соответствующей лицензии (например, по объему забираемой воды, месту сброса сточных вод и их количеству).

Права пользования водными объектами при установлении особого пользования приобретаются на основании решения Правительства РФ, лицензии на водопользование и заключенного в соответствии с ней договора пользования водным объектом.

В случае смерти водопользователя — гражданина, реорганизации водопользователя — юридического лица принадлежащие им права пользования водными объектами переходят в порядке правопреемства.

Распорядительная лицензия является основанием приобретения права пользования водным объектом при его переходе от одного лица к другому в случаях, предусмотренных ВК РФ.

Водный сервитут устанавливается водным законодательством РФ или договором.

Права на обособленные водные объекты приобретаются в порядке, предусмотренном гражданским законодательством, земельным законодательством РФ и ВК РФ.

Права пользования водными объектами, за исключением публичного водного сервитута, возникают с момента государственной регистрации договора пользования водным объектом.

Лицензия на водопользование является актом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на выдачу лицензий (лицензирующий орган в области водопользования), который в соответствии с ВК РФ признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами.

При осуществлении лицензирования в области использования и охраны водных объектов должны учитываться наличие водных ресурсов, потребность в них водопотребителей и состояние водных объектов.

Лицензия на водопользование может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов.

Лицензия на водопользование в зависимости от способов и целей использования водного объекта должна содержать:

сведения о водном объекте;

сведения о водопользователе;

сведения о водопотребителях;

указания на способы и цели использования водного объекта;

указание пространственных границ (координат) предоставляемого в пользование водного объекта или его части, а при необходимости мест забора (сброса) воды;

сведения о лимитах водопользования;

сведения об обязательствах водопользователя по отношению к водопотребителям;

сроки действия лицензии;

требования по рациональному использованию, охране водных объектов и окружающей природной среды.

Выдача, оформление, регистрация лицензии на водопользование и распорядительной лицензии осуществляются лицензирующим органом в области водопользования в соответствии с порядком, установленным водным законодательством РФ.

В настоящее время лицензия выдается специально уполномоченным органом государственного управления в сфере охраны и использования водного фонда — Федеральным агентством водных ресурсов. Согласно ВК РФ в лицензии содержатся сведения о водном объекте, водопользователе, водопотребителях, лимитах водопользования, об обязательствах водопользователей по отношению к водопотребителям. Однако сама по себе лицензия не дает права пользования водными объектами: на ее основе заключается договор пользования водными объектами (далее — договор водопользования).

Договоры водопользования до 2005 г. заключались с физическими и юридическими лицами органами исполнительной власти субъектов РФ. С 1 января 2005 г. по 1 января 2006 г. на основе Федерального закона N 122-ФЗ право заключения договоров водопользования осуществлялось федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, а именно Федеральным агентством водных ресурсов. Затем согласно Федеральному закону от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» полномочия по заключению договоров водопользования были возвращены органам исполнительной власти субъектов РФ.

В Послании Федеральному Собранию 26 мая 2004 г. Президент РФ В.В. Путин, анализируя проблемы оптимизации доступа к природным ресурсам, отмечал: «Надо перейти от административных разрешений к полноценным договорам — с четким определением прав и ответственности как государства, так и предпринимателей, обеспечить предсказуемость и стабильность таких отношений». Поэтому при разработке нового ВК РФ лицензирование предлагается отменить. Следовательно, при отмене лицензирования специального водопользования на договор ляжет основная нагрузка по обеспечению бережного использования водных объектов.

3. Субъекты данного правонарушения — водопользователи — граждане и юридические лица, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию.

4. Субъективная сторона правонарушения характеризуется виной в форме умысла.

Другой комментарий к Ст. 7.6 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. В соответствии с Водным кодексом РФ водные объекты являются государственной собственностью. Следовательно, пользование ими может осуществляться только в порядке, установленном уполномоченными государственными органами.

Объектом посягательства данного правонарушения является государственная собственность на водные объекты и установленный порядок пользования ими.

2. Объективная сторона правонарушения выражается в нескольких противоправных действиях: самовольное занятие водного объекта или его части, т.е. без получения соответствующего разрешения (лицензии); пользование водным объектом или его частью без разрешения (лицензии), если получение такового предусмотрено законом. Статья 48 ВК РФ устанавливает, что лицензия на водопользование признается одним из оснований возникновения прав пользования водными объектами, при этом лицензия может выдаваться одновременно для осуществления нескольких целей использования водных объектов; пользование водным объектом без договора. Статья 58 ВК устанавливает, что после выдачи гражданину или юридическому лицу лицензии на водопользование заключение договора пользования водным объектом является обязательным; нарушение условий, предусмотренных разрешением (лицензией) или договором (например, использование водного объекта не в тех целях, что указаны в лицензии или договоре, несвоевременное или неправильное внесение платы за пользование указанным объектом и т.д.).

3. Субъектами рассматриваемого правонарушения признаются водопользователи — граждане и юридические лица, получившие в установленном порядке лицензию на пользование водным объектом, а также должностные лица, на которых возложена обязанность обеспечивать исполнение установленных требований к водопользованию.

4. С субъективной стороны рассматриваемое правонарушение может быть совершено только умышленно.

С 17 июня 2019 г. увеличились штрафы за нарушения при обращении с отходами. Наказания за некоторые из них теперь достигают 1 млн руб. Также предусмотрены штрафы за неуплату экологического сбора и непредставление отчетности в Росприроднадзор. Например, за неуплату экологического сбора минимальный штраф для компаний составит 500 000 руб. Такие поправки содержатся в Федеральном законе от 17.06.2019 № 141-ФЗ.

Президент РФ подписал поправки в КоАП РФ о штрафах за нарушения требований при обращении с отходами (Федеральный закон от 17.06.2019 № 141-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», далее — Закон № 141-ФЗ). Закон с изменениями вступил в силу 17.06.2019.

В КоАП РФ включили новые статьи о нарушениях при обращении с отходами. Теперь этот вопрос регулируют:

  • ст. 6.35 КоАП РФ (о нарушении санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами);

  • ст. 8.2 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами);

  • ст. 8.2.3 КоАП РФ (о несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами животноводства).

В прежней редакции КоАП РФ содержалась только ст. 8.2 о несоблюдении экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами. За все эти нарушения была предусмотрена одна ответственность. Максимальный штраф для компаний составлял 250 000 руб. Теперь наказания за разные правонарушения в сфере обращения с отходами дифференцированы и достигают для юридических лиц 1 млн руб. (см. таблицу).

Еще в Законе № 141-ФЗ преду-смотрены штрафы, связанные с экологическим сбором. Во-первых, за непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории РФ товаров или упаковки. За такое правонарушение должностных лиц оштрафуют на сумму от 3000 до 6000 руб., индивидуальных предпринимателей — от 50 000 до 70 000 руб., юридических лиц — от 70 000 до 150 000 руб.

Если отчетность будет представлена не полностью или с недостоверными сведениями, то штраф для должностных лиц составит ту же сумму — от 3000 до 6000 руб., а для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц — двукратный размер суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров. Однако для индивидуальных предпринимателей такой штраф должен быть не менее 100 000 руб., для юридических лиц — не менее 250 000 руб.

Во-вторых, поправками преду-смотрены штрафы за неуплату экологического сбора. Такой сбор должны платить юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством либо импортом изделий, а также упаковкой изделий, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских качеств, и не утилизируют эти изделия самостоятельно. Например, для юридических лиц штраф составляет трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки, но не менее 500 000 руб.

Еще установлены отдельные штрафы за нарушение требований в области охраны окружающей среды при обращении с веществами, разрушающими озоновый слой, а также при производстве, обращении или обезвреживании потенциально опасных химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов.


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *