Антимонопольный орган не вправе

Деятельность Федеральной антимонопольной службы

Основные полномочия ФАС России, которые она осуществляет в процессе своей деятельности, перечислены в ст. 23 закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ:

  1. Возбуждение и рассмотрение административных дел при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  2. Оформление предписаний в случае выявления нарушений, направленных на прекращение определенных действий, таких как злоупотребление доминирующим положением или совершение действий, способствующих ограничению конкуренции.
  3. Оформление и выдача органам власти (исполнительные органы, местное самоуправление, их должностные лица) предписаний, основными из которых являются отмена или изменение принятых актов, недопущение заключения соглашений, при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства, обеспечение защиты конкуренции.
  4. Оформление и направление в ЦБ РФ предложений о внесении изменений в акты при обнаружении нарушения антимонопольного законодательства.
  5. Направление в арбитражные суда исков, а том числе об изменении, расторжении договоров, ликвидации компаний, привлечении к ответственности и пр.
  6. Участие в судебных заседаниях по вопросам несоблюдения антимонопольного законодательства.
  7. Ведение реестра хозяйствующих субъектов в отношении лиц, привлеченных к административной ответственности при выявлении фактов несоблюдения антимонопольного законодательства.
  8. Ведение и размещение в общедоступной сети интернет решений по вопросам, затрагивающим неопределенный круг лиц.
  9. Установление доминирующего положения компании.
  10. Проверка соблюдения законодательства всеми предприятиями.
  11. Другие полномочия, указанные в иных нормативных актах.

Полномочия ФАС — это обширный перечень действий, которыми наделена эта служба для осуществления контроля и надзора в сфере защиты конкуренции и недопущения формирования монополизации на рынке. Указанные функции содержатся в нескольких нормативных актах.

При реализации законов о контрактной системе 44-ФЗ и о закупках отдельными категориями юридических лиц 223-ФЗ важное значение принадлежит контролю за законностью действий заказчика.

Что такое Федеральная антимонопольная служба

ФАС РФ, или Федеральная антимонопольная служба – это особое ведомство, в задачи которого входит защита конкуренции или недопущение формирования монополии на современном рынке. Ведомство было утверждено по указу Президента №314 от 2004 года.

Порядок работы антимонопольной службы регламентируется следующими документами:

  1. Положением о ФАС, утвержденное Постановлением Правительства от 2004 года №331.
  2. Законом «О защите конкуренции» от 2006 года №135-ФЗ.
  3. Постановлением Правительства «Вопросы ФАС» от 2004 года №189.
  4. Локальными нормативно-правовыми актами, в которых содержатся ссылки на законодательство о рекламе, торговле и пр.

Функции службы

ФАС РФ в сфере закупок является основным контрольным органом. Понятие о контролере в сфере закупок приведено в п. 13 ст. 3 ФЗ-44. Контрольная инстанция наделена правами осуществления деятельности на разных уровнях власти: региональном, федеральном и местном.

Функции контролера в сфере госзакупок прописаны как в самом законе о контрактной системе, так и отдельными нормативно-правовыми актами. В своей деятельности Федеральная антимонопольная служба опирается на Положение №331, утвержденное Постановлением Правительства и некоторыми иными постановлениями Правительства, которые редактировали его положения.

В Постановлении Правительства №1489 от 2014 года детально прописан функционал, которым наделена ФАС. Это выполнение контрольно-надзорных мероприятий в части исполнения закона:

  1. О конкуренции на товарных и финансовых рынках.
  2. О рекламе.
  3. О гособоронзаказе.
  4. В сфере закупок.
  5. О естественных монополиях.

Правительство наделило ФАС согласовывать закрытые процедуры, контролировать иностранные инвестиции и разрабатывать определенные правовые документы.

Помимо государственного контроля со стороны ФАС, сфера госзакупок и закупок отдельными видами юрлиц контролируется со стороны уполномоченного ведомства или общественности.

Основные полномочия

Под полномочиями ФАС понимается определенный перечень прав, предоставленных данной инстанции для выполнения определенных действий, которые направлены на реализацию ее функционала.

ФАС РФ по российскому законодательству наделена следующими полномочиями:

  1. Сбор информации о контролируемых субъектах: заказчиках, контрактных управляющих, комиссиях по закупке, операторов ЭТП, уполномоченных органов, специализированных инстанций.
  2. Проведение плановых и внеплановых проверок заказчика. Они проводятся не чаще раза в полгода.
  3. Возбуждение административных дел в процессе выявления нарушений антимонопольного законодательства и их рассмотрение.
  4. Оформление предписаний при выявлении правонарушений (например, при совершении нарушений, которые ведут к нарушению конкуренции).
  5. Участие в судебных заседаниях.
  6. Оформление предписаний и предложений об устранении законодательных недочетов.

Если рассмотрение жалоб по 44-ФЗ фигурирует в указанном документе в качестве отдельного полномочия антимонопольной службы, то про 223-ФЗ здесь нет упоминания. При этом рассмотрение поступивших обращений по этому вопросу можно включить в перечень «иных полномочий» ФАС. Проверки заказчика или закупочной комиссии могут осуществляться не чаще раза за весь период проведения закупки.

Для инициации внеплановой проверки заказчика у ФАС должны быть веские основания. Это могут быть:

  1. Поступившая жалоба на действия (бездействие) заказчика со стороны участников закупочных мероприятий.
  2. Полученная информация о нарушении закупочного законодательства.
  3. Окончание срока для устранения замечаний в предписании по п. 2 ч. 22 и п. 3 ч.2 7 ст. 99.

В ходе проверочных мероприятий ФАС может пользоваться результатами предыдущих проверок. Полномочия ФАС не распространяются на гособоронзаказ и закупки, сведения которых образуют гостайну.

Как найти решение ФАС

Регламент по рассмотрению жалоб, поступивших на участников закупки, приведен в Приказе ФАС от 2014 года №727/14.

В случае принятия жалобы к рассмотрению ФАС должна принять соответствующее решение, уведомить о нем заявителя и разместить информацию в открытом доступе.

Но в некоторых случаях антимонопольная служба не разбирает поступившие обращения по существу, а возвращает их назад заявителю, согласно ч. 11 ст. 105 44-ФЗ. Например:

  • если в документе отсутствуют нужные сведения по ч. 8 ст. 105 (контактные данные заявителя и пр.);
  • документ подписало лицо, которое не имело прав на это;
  • нарушены сроки подачи жалобы (так, на обжалование результатов торгов у участника есть 10 дней с момента подписания протокола) и пр.

Все поступившие в ФАС обращения регистрируются в специальном реестре жалоб, а итоги их обработки размещаются в базе. Все решения составляются со следующей структурой:

  1. Во вводной части приводится наименование всех участников, состав комиссии, реквизиты тендера, номер документа.
  2. В описательной части прописываются доказательства, которые учитывались в процессе работы комиссии.
  3. В мотивировочной части приводятся обстоятельства, которые были установлены при проведении проверочных мероприятий.
  4. В результативной части приводятся выводы о признании жалобы необоснованной, частично или полностью обоснованной.

В некоторых случаях дополнительно выносится решение о возбуждении административного дела или материалы передаются в правоохранительные органы для возбуждения уголовного дела.

ФАС может вынести предписание об устранении нарушений и указать на этот факт в вынесенном решении. База данных решений ФАС представлена по .

Таким образом, Федеральная антимонопольная служба наделена широким перечнем полномочий в области контроля за сферой государственных закупок.

Дорогие читатели, информация в статье могла устареть. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Образовательный портал — все для студента юриста.

Полномочия антимонопольного органа (статья 23 ФЗ «О защите конкуренции»):
Федеральная антимонопольная служба имеет следующие функции и полномочия:
1) возбуждает и рассматривает дела о нарушениях антимонопольного законодательства;
2) выдает хозяйствующим субъектам обязательные для исполнения предписания:
а) о прекращении ограничивающих конкуренцию соглашений и (или) согласованных действий хозяйствующих субъектов и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
б) о прекращении злоупотребления хозяйствующим субъектом доминирующим положением и совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
в) о прекращении нарушения правил недискриминационного доступа к товарам;
г) о прекращении недобросовестной конкуренции;
д) о недопущении действий, которые могут являться препятствием для возникновения конкуренции и (или) могут привести к ограничению, устранению конкуренции и нарушению антимонопольного законодательства;
е) об устранении последствий нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
з) о восстановлении положения, существовавшего до нарушения антимонопольного законодательства;
и) о заключении договоров, об изменении условий договоров или о расторжении договоров в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
к) о перечислении в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
л) об изменении или ограничении использования фирменного наименования в случае, если при рассмотрении антимонопольным органом дела о нарушении антимонопольного законодательства лицами, права которых нарушены или могут быть нарушены, было заявлено соответствующее ходатайство, либо в случае осуществления антимонопольным органом государственного контроля за экономической концентрацией;
м) о выполнении экономических, технических, информационных и иных требований об устранении дискриминационных условий и о предупреждении их создания;
н) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции, в том числе об обеспечении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке доступа к производственным мощностям или информации, о предоставлении в установленном федеральным законом или иными нормативными правовыми актами порядке прав на объекты охраны промышленной собственности, о передаче прав на имущество или о запрете передачи прав на имущество, о предварительном информировании антимонопольного органа о намерении совершить предусмотренные предписанием действия;
3) выдает федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям, а также государственным внебюджетным фондам, их должностным лицам, обязательные для исполнения предписания:
а) об отмене или изменении актов, нарушающих антимонопольное законодательство;
б) о прекращении или об изменении соглашений, нарушающих антимонопольное законодательство;
в) о прекращении иных нарушений антимонопольного законодательства;
г) о совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции;
4) направляет в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг, Центральный банк Российской Федерации предложения о приведении в соответствие с антимонопольным законодательством принятых ими актов и (или) прекращении действий, в случае если такие акты и (или) действия нарушают антимонопольное законодательство;
5) привлекает к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства коммерческие организации и некоммерческие организации, их должностных лиц, должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также должностных лиц государственных внебюджетных фондов, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в случаях и в порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации;
6) обращается в арбитражный суд с исками, заявлениями о нарушении антимонопольного законодательства, в том числе с исками, заявлениями:
а) о признании недействующими либо недействительными полностью или частично противоречащих антимонопольному законодательству нормативных правовых актов или ненормативных актов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, а также государственных внебюджетных фондов, Центрального банка Российской Федерации;
б) о признании недействительными полностью или частично договоров, не соответствующих антимонопольному законодательству;
в) об обязательном заключении договора;
г) об изменении или о расторжении договора;
д) о ликвидации юридических лиц в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством;
е) о взыскании в федеральный бюджет дохода, полученного вследствие нарушения антимонопольного законодательства;
ж) о привлечении к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства лиц, допустивших такое нарушение;
з) о признании торгов недействительными;
и) о понуждении к исполнению решений и предписаний антимонопольного органа;
7) участвует в рассмотрении судом или арбитражным судом дел, связанных с применением и (или) нарушением антимонопольного законодательства;
8) ведет реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов. Порядок формирования и ведения реестра устанавливается Правительством Российской Федерации;
9) размещает на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет» решения и предписания, затрагивающие интересы неопределенного круга лиц;
10) устанавливает доминирующее положение хозяйствующего субъекта при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства и при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией;
11) проводит проверку соблюдения антимонопольного законодательства коммерческими организациями, некоммерческими организациями, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, физическими лицами, получает от них необходимые документы и информацию, объяснения в письменной или устной форме, в установленном законодательством Российской Федерации порядке обращается в органы, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность, с просьбой о проведении оперативно-розыскных мероприятий;
12) осуществляет в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, контроль за деятельностью юридических лиц, обеспечивающих организацию торговли на рынках определенных товаров, например на рынке электрической энергии (мощности), в условиях прекращения государственного регулирования цен (тарифов) на такие товары;
13) осуществляет иные предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации полномочия.
Также антимонопольный орган:
1) утверждает формы представления в антимонопольный орган сведений при осуществлении сделок и (или) действий;
2) утверждает по согласованию с Центральным банком Российской Федерации методику определения необоснованно высокой и необоснованно низкой цены услуги кредитной организации и методику определения обоснованности цены, установленной занимающей доминирующее положение кредитной организацией, на услугу, не оказываемую иными финансовыми организациями;
3) утверждает порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения кредитной организации утверждается федеральным антимонопольным органом по согласованию с Центральным банком Российской Федерации);
4) издает нормативные правовые акты;
5) дает разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства;
6) дает в установленном порядке заключения о наличии или об отсутствии признаков ограничения конкуренции при введении, изменении таможенных тарифов или прекращении их действия и при введении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер;
7) вносит в лицензирующие органы предложения об аннулировании, отзыве лицензий на осуществление хозяйствующими субъектами, нарушающими антимонопольное законодательство, отдельных видов деятельности или о приостановлении действия таких лицензий;
8) осуществляет сотрудничество с международными организациями, государственными органами иностранных государств, принимает участие в разработке и реализации международных договоров Российской Федерации, в работе межправительственных или межведомственных комиссий, координирующих международное сотрудничество Российской Федерации, в осуществлении международных программ и проектов по вопросам защиты конкуренции;
9) обобщает и анализирует практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывает рекомендации по его применению;
10) ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации и размещает его на сайте антимонопольного органа в сети «Интернет».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *