Инвестиционный налоговый кредит

Статья 67. Порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита.

1. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:

1) по основаниям, указанным в подпункте 1 пункта 1 настоящей статьи, — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;

2) по основаниям, указанным в подпунктах 2 и 3 пункта 1 настоящей статьи, — на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией.

3. Основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией.

4. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией.

Форма договора об инвестиционном налоговом кредите устанавливается уполномоченным органом, принимающим решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита. — (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

5. Решение о предоставлении организации инвестиционного налогового кредита принимается уполномоченным органом по согласованию с финансовыми органами (органами внебюджетных фондов) в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса в течение одного месяца со дня получения заявления. Наличие у организации одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с этой организацией другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основаниям. — (в ред. Федерального закона от 29.07.2004 N 95-ФЗ)

6. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать порядок уменьшения налоговых платежей, сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон. — (в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускаются в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).

Не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Копия договора представляется организацией в налоговый орган по месту ее учета в пятидневный срок со дня заключения договора.

7. Законом субъекта Российской Федерации и нормативными правовыми актами, принятыми представительными органами местного самоуправления по региональным и местным налогам, соответственно могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки действия инвестиционного налогового кредита и ставки процентов на сумму кредита.

оглавление |

УТВЕРЖДАЮ
Первый заместитель главы
администрации области
Н.А.Малаков
20 сентября 1999 г.

ПОЛОЖЕНИЕ
о предоставлении инвестиционного налогового кредита
в Архангельской области ( далее — Положение )

___________________________________________________________________
Утратил силу на основании постановления Главы администрации
Архангельской области от 6 мая 2003 года N 76
___________________________________________________________________

Настоящее Положение разработано в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, Уставом (основным законом) Архангельской области, Положениями о финансовом управлении и департаменте экономической политики и развития администрации области и определяет условия, порядок предоставления инвестиционного налогового кредита за счет платежей, зачисляемых в областной бюджет.

1. Общие положения

1.1. Инвестиционный налоговый кредит представляет собой изменение срока уплаты налога, при котором предприятию или организации (далее — предприятие) предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать причитающиеся с него налоговые платежи, с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов при наличии оснований, указанных в статье 2 настоящего Положения.
1.2. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход), налогу на имущество, другим региональным налогам за счет налоговых платежей, зачисляемых в областной бюджет.
1.3. Предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
Уменьшение производится по каждому платежу за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная предприятием в результате таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором.
1.4. Если предприятие заключило более одного договора об инвестиционном налоговом кредите, срок действия которых не истек к моменту очередного платежа по налогу, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров.
1.5. В каждом отчетном периоде (независимо от числа договоров об инвестиционном налоговом кредите) суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате предприятием за этот налоговый период. Если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога, установленные настоящим пунктом, для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период.
Если предприятие имело убытки по результатам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо убытки по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.
1.6. За пользование инвестиционным налоговым кредитом с предприятия, которому он был предоставлен, взимается плата в виде процентов, размер которой рассчитывается исходя из ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации и в соответствии с настоящим Положением.
Обязательным условием предоставления инвестиционного налогового кредита является заключение договора залога имущества либо договора поручительства в порядке, установленном настоящим Положением.
1.7. Законом области об областном бюджете на очередной финансовый год может устанавливаться лимит предоставления инвестиционных налоговых кредитов.
1.8. Инвестиционный налоговый кредит может быть представлен на срок от одного года до пяти лет.

2. Порядок и условия предоставления
инвестиционного налогового кредита

2.1. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется инвесторам — предприятиям и организациям, являющимся налогоплательщиками на территории Архангельской области, в порядке и на условиях, предусмотренных Налоговым кодексом Российской Федерации и областными законами, в целях реализации инвестиционных проектов, при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) проведение предприятием научно — исследовательских или опытно — конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или на защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
б) осуществление предприятием внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
в) выполнение предприятием особо важного заказа по социально — экономическому развитию региона.
2.2. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется при условии отсутствия у налогоплательщика задолженности по налоговым платежам перед областным бюджетом и при положительном заключении в отношении инвестиционного проекта соответствующих подразделений администрации области и (или) областных государственных унитарных предприятий, уполномоченных в установленном порядке.
2.3. Инвестиционный налоговый кредит предоставляется:
а) по основаниям, указанным в подпункте «а» пункта 2.1. — на сумму кредита, составляющую 30 процентов стоимости приобретенного заинтересованным предприятием оборудования, используемого исключительно для перечисленных в этом подпункте целей;
б) по основаниям, указанным в подпунктах «б» и «в» пункта 2.1., — на суммы кредита, определяемые по соглашению между финансовым управлением администрации области и заинтересованным предприятием.
2.4. За предоставленный инвестиционный налоговый кредит взимается плат в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.
2.5. Администрацией Архангельской области могут быть установлены иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита, включая сроки его действия и ставки процентов на сумму кредита.

2.6. Основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении инвестиционного налогового кредита является заявка предприятия, направляемая на имя главы администрации области.
В заявке должны быть указаны вид и сумма налога(ов), по которому (ым) запрашивается инвестиционный налоговый кредит, с указанием сроков уплаты, установленных законодательством о налогах и сборах, а также на какой срок запрашивается инвестиционный налоговый кредит.
К заявке должны быть приложены документы:
— бизнес — план предприятия или технико — экономическое обоснование с пояснительной запиской;
— копии учредительных документов (устав, учредительный договор) и свидетельства о государственной регистрации предприятия;
— копии бухгалтерских балансов предприятия за последний отчетный год и последний отчетный период с подробной расшифровкой по строкам актива баланса «Долгосрочные финансовые вложения» и «Краткосрочные финансовые вложения», отчет о прибылях и убытках (форма N 2);
— справка налогового органа о состоянии расчетов с бюджетом;
— план движения денежных потоков (расчет срока погашения кредита);
— документы, подтверждающие возникновение оснований для получения инвестиционного налогового кредита;
— документы об имуществе, которое может быть предметом залога, либо поручительство, подтверждающие обеспечение исполнения обязательства.
Данный перечень представляемых документов не является исчерпывающим. Администрация области вправе запросить иные документы у предприятия, претендующего на предоставление инвестиционного налогового кредита.
2.7. Экспертизу представленных документов осуществляет департамент экономической политики и развития (далее — департамент экономики) с привлечением соответствующих комитетов и управлений администрации области и (или) областные государственные унитарные предприятия, уполномоченные в установленном порядке (уполномоченная организация).Департамент экономики представляет финансовому управлению заключение о наличии оснований на получение кредита заинтересованной стороной.
2.8. Решение о предоставлении инвестиционного налогового кредита принимается финансовым управлением администрации области с учетом результатов экспертизы в течение одного месяца со дня получения заявки предприятия.
2.9. Договор об инвестиционном налоговом кредите должен предусматривать сумму кредита (с указанием налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит), срок действия
договора, начисляемые на сумму кредита проценты, порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов, документы об имуществе, которое является предметом залога, либо поручительство, ответственность сторон.
Договор об инвестиционном налоговом кредите должен содержать положения, в соответствии с которыми не допускается в течение срока его действия реализация или передача во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления инвестиционного налогового кредита, либо определяются условия такой реализации (передачи).
2.10. Наличие у предприятия одного или нескольких договоров об инвестиционном налоговом кредите не может служить препятствием для заключения с эти предприятием другого договора об инвестиционном налоговом кредите по иным основания.
2.11. Копия договора представляется налогоплательщиком в налоговый орган по месту его учета в пятидневный срок со дня заключения договора.
2.12. Примерная форма договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита представлена в Приложении к настоящему Положению.
2.13. Обязательным условием предоставления инвестиционного налогового кредита является заключение договора залога имущества либо договора поручительства в порядке, установленном настоящим Положением.

3. Залог имущества и поручительство

3.1. Договоры о залоге имущества и (или ) поручительства должны быть заключены в течение трех дней со дня вынесения решения финансовым управлением администрации области о предоставлении заинтересованному предприятию инвестиционного налогового кредита в порядке, установленном настоящим Положением.
3.2. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и (или) уполномоченной организацией (залогодержателем) и заинтересованным предприятием (залогодателем). Залогодателем может быть как само предприятие, так и третье лицо.
3.3. При неисполнении предприятием, которому был предоставлен инвестиционный налоговый кредит, обязанностей по уплате задолженности и начисленных на нее процентов в соответствии с настоящим Положением, налоговый орган и (или) уполномоченная организация осуществляет исполнение этих обязанностей за счет стоимости заложенного имущества в порядке, предусмотренном гражданским законодательством Российской Федерации.
3.4. Предметом залога может быть имущество, в отношении которого может быть установлен залог по гражданскому законодательству Российской Федерации, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Предметом залога по договору между налоговым органом и (или) уполномоченной организацией и залогодателем не может быть предмет залога по другому договору.
3.5. При залоге имущество может оставаться у залогодателя либо передаваться за счет залогодателя налоговому органу и (или) уполномоченной организации (залогодержателю) с возложением на последнего обязанности по обеспечению сохранности заложенного имущества.
3.6. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами и (или) уполномоченной организацией исполнить в полном объеме обязанность предприятия, получившего инвестиционный налоговый кредит, по уплате задолженности и начисленных на нее процентов в соответствии с настоящим Положением, если последнее (заинтересованное предприятие) не уплатит в назначенный срок сумму задолженности и процентов по ней. Поручительство оформляется в соответствии с Гражданским кодексом РФ договором между налоговым органом и (или) уполномоченной организацией и поручителем.
3.7. Пр неисполнении предприятием, которому был предоставлен инвестиционный налоговый кредит, обязанностей по уплате задолженности, а также начисленных процентов данное предприятие и поручитель несут солидарную ответственность.
3.8. Поручителем, при наличии документов, подтверждающих его платежеспособность, вправе выступать юридическое или физическое лицо. По одной обязанности по уплате суммы задолженности по инвестиционному налоговому кредиту и начисленных на нее процентов допускается одновременное участие нескольких поручителей.

4. Прекращение действия
инвестиционного налогового кредита

4.1. Действие инвестиционного налогового кредита прекращается в следующих случаях:
а) по истечении срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите;
б) досрочно — при уплате налогоплательщиком всей суммы налога и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
в) досрочно — при нарушении условий договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита по решению финансового управления администрации области по результатам проверок выполнения условий договора;
г) досрочно — по соглашению сторон или по решению суда.
4.2. При досрочном прекращении действия договора об инвестиционном налоговом кредите налогоплательщик должен в течение 30 дней после получения соответствующего решения уплатить неуплаченную сумму задолженности, а также пени за каждый день, начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты этой суммы включительно.
4.3. Извещение о расторжении договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита направляется финансовым управлением налогоплательщику по почте заказным письмом не позднее пяти рабочих дней со дня принятия решения. Извещение о расторжении договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Копия этого решения в те же сроки направляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика.
4.4. В случае прекращения действия договора об инвестиционном налоговом кредите из-за нарушения предприятием условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основание предоставления инвестиционного налогового кредита, это предприятие в течение 30 дней со дня расторжения договора обязано уплатить все не уплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога(ов), начисленные за каждый день действия договора об инвестиционном налоговом кредите, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей в период от заключения до расторжения указанного договора.
4.5. Если предприятие, получившее инвестиционный налоговый кредит по основаниям, указанным в подпункте «в» пункта 2.1. настоящего Положения, нарушает свои обязательства, в связи с исполнением которых получен инвестиционный налоговый кредит, в течение установленного договором срока, то не позднее трех месяцев со дня расторжения договора оно обязано уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму, которые начисляются за каждый день действия договора, исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

5. Учет и контроль

1. Финансовое управление администрации области ведет раздельный учет предоставленных инвестиционных налоговых кредитов, а также средств, поступивших в счет погашения инвестиционного налогового кредита и процентов за его использование.
2. Обязательным условием предоставления налогового инвестиционного кредита является проведение предварительной проверки финансового состояния получателя данного кредита финансовым управлением администрации области.
3. Финансовое управление, департамент экономики и (или) уполномоченная организация имеют право на проверку целевого использования инвестиционного налогового кредита, финансового состояния налогоплательщика, состояния залогового имущества и условий использования оборудования или иного имущества, приобретенного в счет инвестиционного налогового кредита, в любое время действия договора.
4. Налогоплательщик, пользующийся инвестиционным налоговым кредитом, обязан обеспечить ведение учета на отдельных субсчетах соответствующих счетов бухгалтерского учета.

Приложение
к Положению о предоставлении инвестиционного
налогового кредита в Архангельской области

ДОГОВОР
о предоставлении инвестиционного налогового кредита
(примерная форма)

1. Предмет договора

2. Обязанности сторон

3. Срок действия договора

Настоящий договор действует с момента его подписания до полного исполнения
сторонами своих обязательств по договору.

4. Обеспечение возврата кредита

5. Ответственность сторон

1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение условий настоящего договора
стороны несут ответственность, предусмотренную настоящим договором и
законодательством РФ,
2. В случае, когда Заемщик не возвращает в срок кредит, на эту сумму подлежат
уплате проценты в размере, предусмотренном п.1 ст.396 ГК РФ, со дня, когда она
должна быть возвращена Кредитору, независимо от уплаты процентов,
предусмотренных п.2. ст.2 настоящего договора.

6. Прочие условия

1. Настоящий договор вступает в силу с момента подписания его сторонами.
2. Договор составлен в двух экземплярах: для Заемщика и Кредитора. Копия
договора подлежит направлению предприятием в налоговый орган по месту его учета
в пятидневный срок со дня заключения договора.
3. Споры, возникающие при исполнении настоящего договора, рассматриваются
арбитражным судом.

7. Юридические адреса сторон

Об учете и налогообложении инвестиционного налогового кредита

О.З. Закариев,
начальник отдела общего аудита ООО «Аудиторская фирма «ОСБИ-М», эксперт Аудиторской Палаты России, к.э.н.

1. Основания предоставления инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит представляет собой самостоятельный вид целевого налогового кредита, связанный исключительно со стимулированием инвестиционной и инновационной деятельности организаций. Понятие, порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита регламентируются ст. 66 и 67 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), где он определен как изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать при наличии соответствующих оснований свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
Перечень оснований предоставления инвестиционного налогового кредита в значительной степени отличается от оснований, предусмотренных НК РФ для предоставления отсрочки, рассрочки или налогового кредита. Инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен организации-налогоплательщику по следующим основаниям:
— проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами. По данному основанию кредит предоставляется в размере 30 % стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для перечисленных целей;
— осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
— выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению. В последних двух случаях сумма кредита определяется соглашением между заинтересованной стороной и уполномоченным органом.
Согласно п. 3 ст. 67 НК РФ основания для получения инвестиционного налогового кредита должны быть документально подтверждены заинтересованной организацией. Например, проведение организацией НИОКР либо технического перевооружения собственного производства, создание новых или совершенствование применяемых технологий, использование новых видов сырья или материалов должно быть подтверждено документами о закупке оборудования, необходимого для выполнения этих видов работ.
В отличие от иных форм изменения срока уплаты налога инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по одному из федеральных налогов — налогу на прибыль (доход) организации.
Что касается региональных и местных налогов, то здесь ограничений не существует и инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен по любому из них. Следует также отметить, что законодательным органам государственной власти субъектов Российской Федерации и представительным органам местного самоуправления предоставлено право расширять перечень оснований, по которым может быть заключен договор об инвестиционном налоговом кредите в части региональных и местных налогов (п. 7 ст. 67 НК РФ).
Еще одна важная особенность инвестиционного налогового кредита — это обязательное начисление процентов на сумму кредита независимо от того, по какому основанию он предоставлен. Проценты на сумму кредита устанавливаются в размере не менее одной второй, но и не более трех четвертых ставки рефинансирования Банка России.

2. Оформление инвестиционного налогового кредита

Инвестиционный налоговый кредит оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и заинтересованной организацией после принятия решения о его предоставлении. Срок принятия решения — один месяц со дня получения заявления.
В договоре об инвестиционном налоговом кредите должны быть предусмотрены следующие условия:
— порядок уменьшения налоговых платежей;
— сумма кредита с указанием налога, по которому он предоставлен;
— срок действия договора;
— начисляемые на сумму кредита проценты (в пределах от одной второй до трех четвертых ставки рефинансирования Банка России);
— порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов;
— условия реализации заинтересованной организацией в течение срока действия договора или передачи ею во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого организацией явилось условием для предоставления кредита, либо запрет на такую реализацию или передачу;
— сведения о документах на имущество, которое является предметом залога, либо о поручительстве;
— ответственность сторон.
Иные основания и условия предоставления инвестиционного налогового кредита могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации и нормативными актами представительных органов местного самоуправления соответственно по региональным и местным налогам.

3. Размер инвестиционного налогового кредита

Общая сумма производимых в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите уменьшений налоговых платежей не должна превышать сумму кредита. Если таких договоров два или более и срок их действия не истек к моменту очередного платежа по налогу, соотношение суммы уменьшений и суммы кредита определяется отдельно по каждому из договоров.
При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого по сроку заключения договора, а при достижении этой накопленной суммой кредита размера, предусмотренного указанным договором, налогоплательщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору.
Независимо от числа договоров суммы уменьшений налоговых платежей в каждом отчетном периоде не могут превышать 50 % соответствующих платежей, определенных без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите. При этом накопленная в течение налогового периода сумма уменьшений не может превышать 50 % суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.
Может возникнуть ситуация, при которой организация имеет убытки по итогам отдельных отчетных периодов в течение налогового периода либо по итогам всего налогового периода. В этом случае сумма уменьшений в налоговом периоде может превысить установленные пределы. Этот излишек переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода.

4. Основания и последствия прекращения действия измененного срока уплаты налога

Законодательно предусмотрены следующие основания прекращения действия измененного срока уплаты налога:
— истечение срока действия отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита;
— досрочное исполнение обязанным лицом налоговых обязательств в полном объеме;
— решение уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки или рассрочки;
— соглашение сторон о досрочном прекращении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите;
— решение суда о расторжении договора о налоговом кредите или договора об инвестиционном налоговом кредите.
Действие отсрочки, рассрочки, налогового кредита или инвестиционного налогового кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора и соответствующих процентов до истечения установленного срока.
Основанием решения уполномоченного органа о досрочном прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть только нарушение заинтересованным лицом условий ее предоставления. Такое нарушение может выразиться в несоблюдении сроков и порядка уплаты суммы задолженности и процентов, нарушении заинтересованным лицом условий договора о залоге, если оно само является залогодателем. Решение о прекращении действия отсрочки (рассрочки) может быть обжаловано в соответствии со ст. 137-142 НК РФ.
Последствия досрочного прекращения действия отсрочки (рассрочки) по этому основанию предусмотрены п. 4 ст. 68 НК РФ. Обязанное лицо в течение 30 дней после получения им решения о прекращении действия отсрочки (рассрочки) должно уплатить:
— неуплаченную сумму задолженности, которая определяется как разница между суммой задолженности, зафиксированной в решении о предоставлении отсрочки (рассрочки), увеличенной на сумму процентов, исчисленную в соответствии с этим решением за период действия отсрочки (рассрочки), и фактически уплаченными в этот период суммами и процентами, а также
— пени за каждый день начиная со дня, следующего за днем получения этого решения, по день уплаты неуплаченной суммы задолженности включительно.
При исчислении процентов под периодом действия отсрочки (рассрочки) понимается период со дня вступления в действие решения об отсрочке (рассрочке) по день получения обязанным лицом решения о прекращении ее действия.
В ст. 68 НК РФ не указаны основания и последствия досрочного расторжения договора об инвестиционном налоговом кредите в судебном порядке. Исходя из п. 1 ст. 11 НК РФ налогоплательщикам следует ориентироваться на ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), определяющую основания расторжения договора. К рассматриваемому случаю применимо такое основание, как существенное нарушение договора заинтересованным лицом.
Согласно п. 2 ст. 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Поскольку при заключении договора инвестиционного налогового кредита уполномоченный орган рассчитывает на то, что суммы налога и проценты будут уплачены в установленный договором срок, существенным нарушением здесь считается значительное отступление от предусмотренного договором порядка погашения задолженности и процентов.
В договоре об инвестиционном налоговом кредите должна быть предусмотрена ответственность за его нарушение. Последствия двух наиболее существенных видов нарушений этого договора прямо предусмотрены в п. 8 и 9 ст. 68 НК РФ. Одно из них — нарушение заинтересованной организацией предусмотренных договором условий реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления кредита (п. 8 ст. 68 НК РФ).
В этом случае заинтересованная организация в течение 30 дней со дня вступления в силу решения суда о расторжении договора (этот день является днем расторжения договора) обязана уплатить:
— все неуплаченные в соответствии с договором суммы налога, а также
— проценты на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога исходя из действовавшей в этот период ставки рефинансирования Банка России, а также
— пени по ставке, определяемой в соответствии со ст. 75 НК РФ, на каждую из неуплаченных сумм налога, начисленные на каждый день действия договора в отношении такой суммы налога.
Сумма этих трех составляющих фиксируется на день расторжения договора, и в течение 30 дней пени на нее не начисляются. Если в этот срок совокупная сумма задолженности не будет уплачена, начисление пени на эту сумму производится в обычном порядке со дня расторжения договора.
Иные последствия наступают в случае, если организация, получившая инвестиционный налоговый кредит согласно подпункту 3 п. 1 ст. 67 НК РФ, нарушает свои обязательства по выполнению особо важного заказа или услуг.
В этом случае не позднее трех месяцев со дня расторжения договора эта организация обязана уплатить всю сумму неуплаченного налога и проценты на эту сумму за каждый день действия договора исходя из ставки, равной ставке рефинансирования Банка России.

5. Учет и налогообложение инвестиционного налогового кредита

Особенности учета и налогообложения инвестиционного налогового кредита, предоставленного в связи с техническим перевооружением организации, рассмотрим на следующем примере.
Пример.
С 1 апреля 2005 года организации предоставлен инвестиционный налоговый кредит по налогу на прибыль сроком на два года в сумме 600 000 руб. Процентная ставка, установленная по кредиту в течение первого года, — 6,5% (1/2 ставки рефинансирования Банка России). Сумма авансового платежа, рассчитанного к уплате по итогам I квартала 2005 года, — 44 700 руб., по итогам полугодия — 87 850 руб., по итогам 9 месяцев — 131 550 руб.
Пример рассмотрен на основе порядка заполнения декларации по налогу на прибыль за 2005 год.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате организацией во II квартале текущего налогового периода, принята равной одной трети суммы авансового платежа, исчисленного за первый отчетный период текущего года, в рассматриваемой ситуации — 14 900 руб. (44 700 руб. : 3). Эта сумма, рассчитанная в соответствии с правилами, установленными налоговым законодательством, могла уменьшаться организацией ежемесячно на 50 %. Таким образом, за апрель — июнь 2005 года организация уменьшила платежи по налогу на прибыль на сумму 22 350 руб. (14 900 руб. х 50% х 3).
По итогам полугодия исчисленная к уплате сумма авансового платежа по налогу на прибыль составила 87 850 руб. и была отражена по строке 250 декларации по налогу на прибыль, а с учетом авансового платежа за I квартал 2005 года составила 43 150 руб. (87 850 руб. — 44 700 руб.).
По строке 290 декларации по налогу на прибыль были указаны суммы начисленных авансовых платежей за отчетный период, которые для организаций, уплачивавших ежемесячные авансовые платежи, представляли собой суммы, причитавшиеся к уплате согласно декларациям за предыдущий отчетный период данного налогового периода, и суммы ежемесячных авансовых платежей, причитавшиеся к уплате до 28-го числа каждого месяца в течение отчетного квартала. В рассматриваемой ситуации по этой строке была приведена сумма 89 400 руб. (44 700 руб. + 14 900 руб. х 3).
При этом по итогам полугодия по строке 380 была отражена определенная расчетным путем сумма налога к уменьшению, равная 1550 руб. (89 400 руб. — 87 850 руб.).

Вышеуказанная сумма, являвшаяся налогом на прибыль, представляла собой согласно п. 11, 14, 17 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02, утвержденного приказом Минфина России от 19.11.2002 N 114н, вычитаемую временную разницу, формировавшую отложенный налоговый актив, отражавшийся по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».
Статьей 66 НК РФ установлено, что если накопленная сумма кредита превышает предельные размеры, на которые допускается уменьшение налога для такого отчетного периода, то разница между этой суммой и предельно допустимой суммой переносится на следующий отчетный период. В рассматриваемой ситуации по итогам полугодия накопленная сумма кредита составила 22 350 руб., а предельно допустимая сумма — 21 575 руб. (43 150 руб. х 50%). Следовательно, разница между вышеуказанными суммами — 775 руб. (22 350 руб. — 21 575 руб.) должна была переноситься на следующий отчетный период — девять месяцев 2005 года.
Сумма ежемесячного авансового платежа, подлежавшего уплате в III квартале текущего налогового периода, принимается равной одной трети разницы между суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам полугодия, и суммой авансового платежа, рассчитанной по итогам I квартала (п. 2 ст. 286 НК РФ), и в рассматриваемой ситуации была равна 14 383,33 руб. (43 150 руб. : 3).
В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита, а также с учетом суммы налога к уменьшению в июле 2005 года организация была вправе уменьшить авансовый платеж по налогу на прибыль на сумму 7191,67 руб. , в августе и сентябре — на сумму 7191,67 руб. (14 383,33 руб. х 50%).
В декларации по налогу на прибыль за девять месяцев по строке 370 была отражена сумма налога к доплате, равная 550 руб. (131 550 руб. — 87 850 руб. — 14 383,33 руб. х 3). В связи с предоставлением инвестиционного налогового кредита организации следовало доплатить в бюджет по итогам девяти месяцев сумму авансового платежа по налогу, равную 275 руб. (550 руб. х 50 %), при этом сумма накопленного кредита не превышала предельно допустимую величину.
Организациям следует учитывать, что сумма предоставленного инвестиционного налогового кредита по налогу на прибыль признается налогооблагаемой временной разницей, приводящей к образованию отложенного налогового обязательства, равного сумме накопленного инвестиционного кредита. Ежемесячно при накоплении определенной суммы кредита в течение срока действия договора о его предоставлении производится запись по кредиту счета 77 «Отложенные налоговые обязательства» в корреспонденции со счетом 68 (п. 15 ПБУ 18/02; письмо Минфина России от 24.11.2003 N 16-00-14/354).

В бухгалтерском учете проценты за пользование заемными средствами отражаются в составе прочих операционных расходов (п. 11 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н), для учета которых предназначен счет 91 «Прочие доходы и расходы». Включение в текущие расходы затрат по кредитам осуществляется в сумме причитающихся платежей согласно заключенным организацией договорам независимо от того, в какой форме и когда фактически производятся указанные платежи (п. 14 Положения по бухгалтерскому учету «Учет займов и кредитов и затрат по их обслуживанию» ПБУ 15/01, утвержденного приказом Минфина России от 02.08.2001 N 60н).
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 265 НК РФ расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида для целей налогообложения прибыли включаются в состав внереализационных расходов. Статьей 69 Бюджетного кодекса Российской Федерации предоставление налогоплательщикам отсрочки по уплате налога рассматривается как предоставление бюджетных кредитов. При этом налоговые органы придерживаются мнения, что проценты, уплачиваемые за отсрочку, рассрочку, предоставление налоговых и инвестиционных налоговых кредитов, не учитываются для целей налогообложения прибыли, поскольку к внереализационным расходам относятся проценты по долговым обязательствам в части гражданских договоров кредита и займа (письмо ФНС России от 02.02.2005 N 02-1-07/2). Вывод налоговых органов находит подтверждение и в судебной практике (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 16.11.2004 N 5665/04).
Расходы в виде процентов, формирующие бухгалтерскую прибыль, но не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, в соответствии с п. 4 ПБУ 18/02 признаются постоянной разницей.
Возникновение постоянной разницы приводит к образованию постоянного налогового обязательства, которым является сумма налога, увеличивающая налоговые платежи по налогу на прибыль в отчетном периоде (п. 7 ПБУ 18/02).
В бухгалтерском учете организации были сделаны следующие проводки:

Условия кредитования:

Инвестиционные кредиты предоставляются предприятиям и организациям (в том числе АПК) вне зависимости от формы собственности.

I. В области инвестиционного кредитования Банк следует государственной политике восстановления и развития современной материально-технической базы агропромышленного комплекса экономики страны.

Приоритетными направлениями кредитования являются вложения, направленные на:

  • строительство, реконструкцию, модернизацию по проектам в области: растениеводства; животноводства; рыбоводства, вылова рыбы и других водных биоресурсов; производства комбикормов; переработки и хранения сельскохозяйственного сырья и продукции; сбыта сельскохозяйственного сырья и продукции (сельскохозяйственные рынки и торговые площадки);
  • закладку многолетних насаждений и виноградников;
  • внедрение новых технологий и расширение производства, в том числе на приобретение высокотехнологичных машин для растениеводства и кормопроизводства, сельскохозяйственной техники отечественного и импортного производства, оборудования, племенных животных, земель сельскохозяйственного назначения с целью расширения производства и пр.;
  • реализацию проектов по производству импортозамещающей продукции;
  • развитие смежных отраслей агропромышленного комплекса;
  • реализацию проектов по созданию и развитию объектов социальной и инженерной инфраструктуры села и других проектов развития сельских территорий;
  • осуществление других затрат капитального характера.

Проекты, подлежащие в соответствии с Постановлениями Правительства Российской Федерации субсидированию процентной ставки, рассматриваются Банком в приоритетном порядке. Решение о предоставлении субсидии принимают соответствующие региональные органы управления (министерства и управления сельского хозяйства).

Срок кредитования – до 15 лет (в зависимости от целей кредитования).

Уплата процентов – ежемесячно/ежеквартально.

Инвестиционные кредиты предоставляются путем:

  • выдачи разовых кредитов;
  • открытия кредитной линии с «лимитом выдачи»,
  • открытия кредитной линии одновременно с «лимитом выдачи» и «лимитом задолженности.

Не принимаются к рассмотрению заявки предприятий при наличии: постоянных убытков от основной деятельности, нереструктурированной просроченной задолженности перед бюджетом, картотеки в банках.

II. Проектное финансирование позволяет предоставлять инвестиционные кредиты на создание новых предприятий (производств) в агропромышленном комплексе и смежных отраслях, при отсутствии или недостаточности имеющихся средств от текущей деятельности Заемщика для возврата кредита.

Важным аспектом подготовки документов на проектное финансирование является предоставление детального бизнес-плана проекта. Основное условие проектного финансирования – обязательное участие инициатора (заемщика, учредителя, участника, акционера, управляющей компании) в данном проекте в размере не менее 25% от общей суммы необходимых капитальных вложений (инвестиций).

Кармадонова Е.А. финансист, бухгалтерское агентство «Актив», г. Новосибирск
Российский экономический интернет-журнал, №2 за 2014 год

В соответствии со ст. 68 НК РФ действие инновационного налогового кредитования (ИНК) прекращается по истечении срока действия соответствующего решения или договора, по соглашению сторон или по решению суда .

Действие данного кредита прекращается досрочно в случае уплаты налогоплательщиком всей причитающейся суммы налога и сбора, а также соответствующих процентов до истечения установленного срока.

Если в течение срока действия договора об ИНК заключившая его организация нарушит предусмотренные договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления ИНК, эта организация в течение 30 дней со дня расторжения договора об ИНК обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия договора об ИНК, исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения указанного договора .

Напомним, что в соответствии с п. 1 ст. 67 НК РФ ИНК может быть предоставлен организации, являющейся налогоплательщиком соответствующего налога.

ИНК, на основании ст. 66 НК РФ, представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации при наличии оснований, предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.

Такими основаниями по данным ст. 67 НК РФ являются :

  • проведение этой организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление этой организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Данный кредит может быть предоставлен как по налогу на прибыль организации, так и по региональным и местным налогам, на срок от одного до пяти лет. Организация, получившая данный кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.

В статье Антипиной О. В. написано, что уменьшение платежей по налогам, по которому предоставлен ИНК, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной соответствующим договором. При этом необходимо помнить, что конкретный порядок уменьшения налоговых платежей определяется заключенным договором об ИНК .

В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50%-ов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об ИНК. При этом накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50%-ов размеров суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.

ИНК предоставляется на основании заявления организации и оформляется договором установленной формы между соответствующим уполномоченным органом и этой организацией, который предусматривает порядок уменьшения налоговых платежей; сумму кредита (с указанием налога, по которому организации предоставлен ИНК); срок действия договора; начисляемые на сумму кредита проценты; порядок погашения суммы кредита и начисленных процентов; документы об имуществе, которое является предметом залога .

Отсутствие задолженности по налогам и возбужденных уголовных дел совершенно не приближает вас к «заветному кредиту», ведь единственный фактор, зримо подтверждающий ваши отличия от иных добропорядочных заемщиков — это бизнес-план . От тщательности, глубины и реалистичности составления данного документа зависит не только сама возможность получения кредита, но и будущее вашей компании на весь срок кредитования. Вся будущая финансово-хозяйственная деятельность заемщика в дальнейшем сравнивается и оценивается (в том числе налоговыми органами) на основе параметров, заданных и утвержденных в бизнес-плане.

Поэтому, следует доверить составление бизнес-плана опытным специалистам. Особо следует учитывать, что практически при всех администрациях (региональных и местных) существует список аккредитованных консалтинговых компаний, специально уполномоченных на разработку бизнес-планов. Такие компании учитывают всю «специфику местных требований» к документу и за «определенное вознаграждение», чаще легальное, помогут вам согласовать основные параметры бизнес-плана с профильным комитетом, что практически гарантирует получение инвестиционного кредита.

Сложившаяся практика деятельности аккредитованных консалтинговых компаний совершенно не исключает «рыночную конкуренцию». Однако бизнес-планы, подготовленные не аккредитованными компаниями, естественно, за плату, подлежат обязательной «экспертизе» аккредитованными консультантами. Подобные требования устанавливаются внутренними распоряжениями региональных и местных администраций, заинтересованных в наличии «специально уполномоченных и профессиональных» специалистов в бизнес-планировании.

Наряду с требованиями к процедуре разработки бизнес-плана, следует учитывать и требования к его содержанию.

Нечаев А.С. в своей статье ссылается на содержание, требования и форма бизнес-плана установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 № 1470 «Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ» .

В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, структура бизнес-плана выглядит следующим образом:

  1. Вводная часть (резюме проекта), описывающая общую характеристику, название, цели и доказательства его выгодности;
  2. Анализ положения дел в отрасли, общую характеристику потребности в выпускаемой продукции и объемы ее производства в регионе (стране, мире — в зависимости от планируемого ареала продвижения продукта). Значимость данного производства для экономического и социального развития региона;
  3. Производственный план с программой производства и реализации продукции;
  4. Маркетинговый план, учитывающий: организацию сбыта и качественные характеристики сбытовой сети; обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции; расчет торгово-сбытовых издержек;
  5. Организационный план состоит из общих сведений о претенденте, его юридическом статусе, размере уставного капитала;
  6. Финансовый план, который является ключевым разделом, где детализируются статьи затрат по проекту и определяется экономическая эффективность проекта.

Наряду с обязательными требованиями, установленными федеральным законодательством, субъекты РФ и муниципальные образования вправе предъявлять дополнительные требования к бизнес-плану, предусматривающему получение инвестиционного налогового кредита . Как правило, такие требования издаются в форме метод рекомендаций (например, постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 № 11 «Об утверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения»).

Получение инвестиционного налогового кредита

Порядок и условия представления, а также основания и порядок прекращения действия ИНК регулируется статьями 66, 67, 68 НК РФ, а также иными нормативными документами. Основные «инвестиционные» моменты показаны в табл. 1.

Таблица 1. Порядок и условия предоставления ИНК

Критерий Условия Регулирующая норма
Цель кредита Стимулирование инновационной и исследовательской деятельности в РФ
Получатель Любое ЮЛ п. 1 ст. 66 НК РФ
По каким налогам выдается — по налогу на прибыль;
— по региональным и местным налогам
Срок кредита От1 до5 лет
Основания для выдачи кредита (достаточно хотя бы одного основания) 1) проведение фирмой научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
2) осуществление внедренческой или инновационной деятельности;
3) содействие развитию региона или оказание населению особо важных услуг
Преимущества кредита Возможность уменьшать платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите п. 2 ст. 66 НК РФ
Порядок уменьшения платежей Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная фирмой в результате уменьшений(накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита по договору. п. 2 ст. 66 НК РФ
Ограничения 1. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать50 процентов от размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам без учета наличия договоров об инвестиционном налоговом кредите.
2. Накопленная в течение налогового периода сумма кредита не может превышать 50 процентов от размеров суммы налога, который подлежит уплате фирмой за этот налоговый период
п. 3 ст. 66 НК РФ
Проценты Определяются соглашением сторон, но размер процентов не может быть ниже 1/2 и выше 3/4 ставки рефинансирования Банка России. п. 6 ст. 67 НК РФ
«Наказание» при нарушении условий договора Фирма обязана уплатить пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные за каждый календарный день действия договора (исходя из ставки рефинансирования Банка России, которая действовала за период от заключения до расторжения указанного договора). п. 8 ст. 68 НК РФ

Основания для получения кредита

Вопросам получения и использования ИНК посвящены статьи 66 и 67 НК РФ. Там указано, что получить ИНК может только организация на срок от 1 года до 5 лет. Кредит может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организаций, а также по региональным и местным налогам. Основания для получения кредита могут быть следующие :

  • проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ (НИОКР) либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;
  • осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;
  • выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Расчет процентов.

Договор на предоставление ИНК должен предусматривать порядок возвращения кредита и процентов за пользование им, причем:

  • устанавливается срок, в течение которого будет возвращаться кредит и проценты по нему;
  • определяется, будут это ежемесячные или ежеквартальные платежи;
  • утверждается график возврата средств (до подписания договора на предоставление ИНК он согласовывается с Министерством финансов РФ, а в случае необходимости может быть уточнен после полного накопления суммы кредита).

Проценты по предоставленному ИНК начисляются до момента полного возврата суммы кредита и погашаются одновременно с возвратом кредита. В соответствии со ст. 67 НК РФ не допускается устанавливать проценты на сумму кредита по ставке, менее одной второй и превышающей три четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ. На основании указания Банка России от 25.12.2009 № 2369-У «О размере ставки рефинансирования Банка России» 8,75%-ов годовых.

При этом за основу расчета процентов за пользование средствами бюджета при предоставлении отсрочек, рассрочек по уплате налогов и других обязательных платежей можно взять Письмо МНС РФ «О порядке расчета процентов за пользование бюджетными средствами».

Процентная ставка за ИНК устанавливается в зависимости от многочисленных факторов, в основу которых берутся:

  • источники погашения данного кредита;
  • залог;
  • ликвидность имущества или иных средств налогоплательщика;
  • бизнес — план;
  • рентабельность;
  • необходимость производства данного вида продукции; учредители данной организации и их доля собственности.

Ставка процентов на сумму ИНК по краевым налогам устанавливается от одной десятитысячной до трех четвертых ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Основные отличия ИНКот других форм изменения срока уплаты налоговых платежей.

  1. ИНК в отличие от налогового кредита носит целевой характер и предоставляется для поощрения инвестиционной активности получателя кредита. Поэтому получение ИНК связывается с необходимостью осуществления определенных затрат (например, по НИОКР).
  2. В отличие от отсрочки, рассрочки уплаты налога размер процентов по кредиту не зависит от основания предоставления ИНК.
  3. ИНК предоставляется по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным и местным налогам. По другим формам изменения срока уплаты налоговых платежей конкретные виды налогов в НК РФ не определены.
  4. Существенным является отличие по субъекту кредита. ИНК предоставляется исключительно организациям.
  5. Наличие особых правил накопления и погашения задолженности по налогу и процентов.
  6. В отличие от договора о налоговом кредите, в договоре об ИНК указываются специальные условия, ограничивающие право заинтересованного лица распоряжаться оборудованием или иным имуществом, приобретение которого явилось условием предоставления ИНК.

Для первоначального понимания сути налогового кредитования необходимо определиться с терминологий. НК РФ выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговых платежей: налоговый кредит и ИНК. Налоговый кредит — это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности .

Итак, по НК РФ налоговый кредит представляет собой разновидность отсрочки или рассрочки (в зависимости от того, какой порядок исполнения налогового обязательства предусмотрен в договоре), несмотря на ряд отличий (срок, на который переносится уплата налога, порядок предоставления кредита — не только решение уполномоченного органа, но и договор о предоставлении кредита, основания его предоставления, размер процентной ставки), что позволяет нам говорить о несколько поспешном использовании понятия налогового кредита в данном случае. В пользу этого свидетельствуют, в частности, исследования категории налогового кредита правоведами и экономистами.

Для удобства восприятия данных проведем сравнение в форме табл. 2.

Таблица 2. Сравнение налогового кредита и ИНК

Критерий Налоговый кредит Инвестиционный кредит
Условия (случаи) предоставления 1) причинение заемщику ущерб в результате стихийного бедствия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
2) задержки заемщику финансирования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом государственного заказа;
3) угрозы банкротства заемщика в случае единовременной выплаты им налога.
1) проведение заемщиком научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ, либо технического перевооружения собственного производства;
2) осуществление заемщиком внедренческой или инновационной деятельности, в т. ч. создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья и материалов;
3) выполнение заемщиком особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление им особо важных услуг населению
Срок кредитования от 3 месяцев до 1 года от 1 года до 5 лет
Размер кредита не более суммы ущерба или задержки финансирования от 30% до 100% стоимости работ (имущества)
Процентная ставка по кредиту от 0% до 6,5% годовых от 6,5% до 13% годовых
Виды налогов, по которым производится кредитование федеральные, региональные, местные налоги налог на прибыль(в части, зачисляемой в региональный и местные бюджеты), а также по региональным и местным налогам
Возможность досрочного возврата кредита (зачет) да, без процентов возможен зачет в счет переплаты (например, по экспортному НДС) да, без процентов
Статус кредитора Федеральная, региональная и местная налоговые службы федеральная, региональная и местная налоговые службы, с участием профильных комитетов региональных органов исполнительной власти субъектов РФ и/или муниципальных образований
Статус заемщика налогоплательщик налогоплательщик
Поручительство преимущественно, да преимущественно, нет
Общие требования к заемщикам отсутствие:
— возбужденного уголовного дела по налогам и сборам;
— административного производства по налогам и сборам;
— оснований полагать, что кредит получается с целью уклонения от налогов;
— отсутствие задолженности по региональным и местным налогам;
— наличие оснований на право получения кредита

ИНК отличается от банковского кредита и тем более от отсрочки (рассрочки) по уплате налоговых платежей — у них разные основания для получения и цели, преследуемые кредитором.

Цель банковского кредита — извлечение прибыли банком. При этом основания для получения кредита могут быть любыми, банку достаточно быть уверенным, что заемщик способен предоставить соответствующее обеспечение и выплатить начисленные %-ты.

Цель предоставления отсрочки (рассрочки) по уплате налогов и сборов -недопущение банкротства налогоплательщика. При этом количество оснований для получения отсрочки (рассрочки) ограничено.

ИНК преследует цель поддержки инновационного развития экономики или выполнения организациями ряда важных социально-экономических задач, не имеющих высокой финансовой рентабельности. При этом изменение срока уплаты налога дает организации при наличии соответствующих оснований уменьшать в течение определенного срока и в определенных пределах платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой сумм уменьшения и начисленных на них процентов.

Другие отличия: число оснований для предоставления ИНК ограничено по сравнению с банковским кредитом, и заемщик не является финансово несостоятельным, как это имеет место в случае с предоставлением отсрочки (рассрочки) (табл. 3). Прокопьева А.В. пишет, что кроме того, государственные органы при предоставлении ИНК не ставят своей целью получение финансовой выгоды, поскольку процентная ставка по данному виду кредита не может превышать ставки рефинансирования Банка России .

Таблица 3. Сравнительные характеристики разных способов кредитования

Характеристики ИНК Банковский кредит Отсрочка (рассрочка) по уплате налогов и сборов
Основания для предоставлений Устанавливаются государством Зависят только от экономической политики банка Устанавливаются государством
Обеспечение Залог, поручительство Залог, поручительство, гарантия В ряде случаев – не обязательно
Обязательность предоставления для кредитора Не обязателен Не обязателен В ряде случаев обязательна
Цель действий кредитора Инновационное развитие экономики Получение прибыли Недопущение банкротства налогоплательщика
Размер процентов Устанавливается государством Зависит от условий заключенного кредитного договора Устанавливается государством(в ряде случаев не начисляются)
Характер предоставляемых средств Средства налогоплательщика Собственные средства банка Средства не предоставляются
Органы, принимающие решение Государственные Руководство банка Государственные

Вопреки распространенному заблуждению, ИНК не является разновидностью бюджетного кредита.

Во-первых, нормы БК РФ не могут быть применены к налоговым правоотношениям в силу положений ст. 1 БК РФ и ст. 2 НК РФ. Бюджетное законодательство регулирует отношения по распределению и использованию денежных средств, в то время как налоговое законодательство — порядок их аккумулирования.

Во-вторых, ИНК не соответствует установленному в ст. 6 БК РФ определению понятия «бюджетный кредит» — формы финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств ЮЛ-ам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах. То есть без предоставления заемщику денежных средств непосредственно из бюджета кредит рассматриваемого вида не образуется.

Между тем денежные средства считаются бюджетными (зачисленными в доход соответствующего бюджета) только с момента совершения Банком России или кредитной организацией операции по зачислению (учету) денежных средств на счет органа, исполняющего бюджет, что следует из ст. 40 БК РФ.

Библиографический список

1. Антипина О. В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

2. Антипина О.В. Инновационно-инвестиционное развитие территорий в системе муниципального управления. — Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Иркутский государственный технический университет. Иркутск, 2011.

6. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: с изм. и доп. на 1 января 2012 г. — М.: Эскимо, 2012. — 954 с.

7. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов. — Путеводитель предпринимателя. 2009. № III. С. 219-230.

8. Нечаев А.С. Факторы роста производительности труда на предприятиях России. — Труд и социальные отношения. 2009. № 9. С. 52-58.

9. Нечаев А.С., Старков Р.Ф. Некоторые аспекты инвестирования в организацию производственных процессов в современных экономических условиях. — Вестник Иркутского государственного технического университета. 2013. — №11 (82). С. 365-371.

10. Нечаев А.С. Управление инвестиционным проектом как основа обновления основных производственных фондов. — Путеводитель предпринимателя. 2009. №3. С. 219-230.

11. Ованесян С. С., Будаева М. С Применении корректирующих коэффициентов для расчета условий кредита и лизинга. — Вестник Новосибирского государственного университета. Серия: Социально-экономические науки. 2008. Т. 8. № 3. С. 61-67.

14. Прокопьева А. В. Обоснование единой классификации инновационных рисков. — Вестник Иркутского государственного технического университета. 2012. Т. 64. № 5. С. 236-239.

15. Прокопьева А. В. Существование инновационного риска в деятельности хозяйствующего субъекта. — Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. №3. С. 12.

Версия для печати

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *