Аттестация рабочих мест срок действия

Аттестация рабочих мест: срок действия

Периодичность аттестации рабочих мест бывает следующей:

  • Плановое проведение спецоценки 1 раз каждые 5 лет.
  • Внеплановое проведение по мере возникновения необходимости.

Внеплановая аттестация рабочих мест может быть проведена в следующих случаях:

  • появление новых рабочих мест,
  • несчастный случай или профзаболевания в связи с воздействием опасных факторов,
  • изменения, произошедшие в технологическом процессе,
  • предписание инспекторов ГИТ или по предложению представительного органа работников.

Для таких ситуаций статья 17 Закона устанавливает предельный срок от 6 до 12 месяцев на проведение внеплановой спецоценки, в зависимости от причины, ее повлекшей.

Еще один вопрос, возникающий у нанимателей, которыми до вступления в силу Закона была проведена аттестация рабочих мест: на сколько лет действительна такая проверка, нужно ли проводить вместо нее спецоценку? Закон гласит, что, если нет предпосылок для проведения внеплановой оценки, аттестация будет действительна в течение 5 лет. То есть, если предприятия провели ее до конца 2013 года, впервые проводить спецоценку им нужно только в 2018 году.

Как оплатить аттестацию и вернуть часть потраченных на нее средств

Как правило, вопрос по учету затрат возникает у бюджетных организаций, которыми оплачивается аттестация рабочих мест. КОСГУ (Классификация операций госсектора) в этом случае отсылает к статье 220 «Оплата работ, услуг» (приказ Минфина от 01.07.2013 № 65н).

Другой вопрос, как может быть частично компенсирована аттестация рабочих мест? ФСС разрешает оплачивать ее из взносов по «травматизму». Для этого нужно подать в Фонд соответствующий пакет документов. Получить средства можно как на уже проведенную работу, так и на планируемую. Главное условие – отсутствие задолженности по страхвзносам.

Аттестация рабочих мест по условиям труда включает в себя совокупность процедур, измерений и вычислений, которые позволяют выявить, насколько безопасно то или иное рабочее место. Данная процедура должна проводиться всеми работодателями с определенной периодичностью. Какие установлены сроки проведения аттестации рабочих мест регламентирует Закон № 426-ФЗ (О проведении спецоценки). Ее виды подразделяются на плановые и внеплановые.

Аттестация рабочих мест

Для чего нужна аттестация рабочих мест? Аттестация рабочих мест по условиям труда – это оценка условий труда на рабочих местах, которая проводится для выявления вредных или опасных производственных факторов и приведения условий труда в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда. Установленные классы (подклассы) условий труда влияют не только на размер допвзносов в ПФР, но и на объем гарантий и компенсаций, который предоставляется работникам в соответствии с ТК РФ.

С 01.01.2014 понятие «аттестация рабочих мест» заменено термином «специальная оценка условий труда» или «спецоценка условий труда». И если раньше вопросы аттестации рабочих мест регламентировались Приказом Минздравсоцразвития от 26.04.2011 № 342н, то теперь спецоценка проводится в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 426-ФЗ.

Но учитывая, что аттестация рабочих мест и их спецоценка по сути одно и то же, то несмотря на замену в ТК РФ термина «аттестация» на термин «спецоценка», данные понятия часто до сих пор используются как равнозначные. Как синонимичные понятия «спецоценка» и «аттестация» будут использоваться и в нашей консультации.

Аттестация рабочих мест обязательна или нет?

ТК РФ предусматривает, что работодатель обязан обеспечить проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о спецоценке (ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Поэтому проведение спецоценки обязательно в отношении рабочих мест всех работников, кроме (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ):

  • надомников;
  • дистанционных работников;
  • работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями-физлицами, которые не являются ИП.

Абсолютно все работодатели обязаны провести спецоценку до 31.12.2018 (ч. 4 ст. 8, ч. 6 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Если до 01.01.2014 работодатель проводил аттестацию рабочих мест по старым правилам, он может не проводить спецоценку условий труда в отношении таких рабочих мест в течение 5 лет со дня завершения последней аттестации (ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ). Это правило не касается случаев, когда у работодателя возникает обязанность провести внеплановую спецоценку (например, при вводе в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест, при получении предписания государственного инспектора труда или при замене производственного оборудования, которое может повлиять на уровень воздействия вредных или опасных факторов) (ст. 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ).

Подробнее о порядке оценки условий труда и аттестации рабочих мест мы рассказывали в отдельном материале.

Аттестация рабочих мест по условиям труда и ее сроки – законодательное регулирование

Стоит начать с того, что эта процедура является комплексной, и на нее оказывает влияние множество факторов. И, что самое важное, она обязательна для любого работодателя, имеющего производство или ведущего иную хозяйственную деятельность на территории Российской Федерации. Подобная проверка проводится самим начальником предприятия.

Он обязан собрать необходимую комиссию из экспертов, привлечь к проверке сторонние организации, прошедшие соответствующую аккредитацию и, в конце аттестации, получить нужные сертификаты. Сроки аттестации рабочих мест установлены в законодательстве – она должна проходить не реже одного раза в 5 лет.

Тот факт, что подобная проверка является обязательной для всех работодателей Российской Федерации, закреплен в соответствующем законодательном акте – ст. 209 ТК РФ. Там же указаны сроки проведения аттестации, а также её основные цели и задачи. В Трудовом Кодексе говорится, что проверка рабочих мест по условиям охраны труда нужна для того, чтобы установить, насколько рабочее место соответствует законодательным нормам, есть ли там факторы, которые могут навредить здоровью сотрудника или представлять для него опасность.

И если такие факторы будут найдены, то в результатах должны быть указаны решения, которые помогут привести рабочее место к соответствию с законодательными нормами. Все действия, которые направлены на улучшение условий труда на производстве, не обязаны укладываться в срок аттестации рабочих мест по условиям труда.

Если по результатам аттестации выявлены факторы, которые угрожают жизни и здоровью сотрудника, то комиссия должна составить проект по приведению рабочего места к надлежащему виду. А порядок проведения всех составленных мероприятий перенаправляется в федеральные органы, которые занимаются контролем условий труда на предприятиях.

Также в законодательстве установлено, что работодатель обязан предоставить всё необходимое для того, чтобы проверка рабочих мест и проведение последующей сертификации прошли нормально. Если начальник предприятия случайно или умышленно нарушил процедуру, сроки или каким-нибудь другим образом препятствовал проведению аттестации, то он может быть привлечен к ответственности.

Кроме самого ТК РФ, есть и другие документы, которые влияют, напрямую или косвенно, на то, какие есть сроки прохождения аттестации

  • ГОСТ 12.4.011-89, где утверждены стандарты и критерии, распространяющиеся на индивидуальные и коллективные защитные средства.
  • ГОСТ 12.1.005-88, где утверждены стандарты, распространяющиеся на качество и состав воздуха на рабочем месте трудящегося.
  • СанПиН 2.2.4.548-96, где установлены и узаконены стандарты, распространяющиеся на гигиену и микроклимат производственных помещений.
  • СанПиН 2.6.1.1202-03, где рассказывается о специфических требованиях, выдвигаемых к источникам ионизирующего излучения.
  • СанПиН 2.2.4.1329-03, где выдвигаются требования, касающиеся защиты персонала от импульсных и электромагнитных полей, излучаемых любым электрическим оборудованием на предприятии.
  • СанПиН 2.2.4/2.1.8.055-96, где говорится о стандартных и критериях, которые выдвигаются к излучениям, имеющим радиочастотный диапазон.
  • СанПиН 2.2.4.1294 03, где говорится о санитарных и гигиенических требованиях, касающихся ионизации воздуха внутри рабочих и производственных помещений.
  • Руководство Р 2.2.2006-5 устанавливает нормы и методы, при помощи которых специалисты, состоящие в экспертной комиссии, могут оценить, насколько четко условия работы на производстве соответствуют нормам гигиены.
  • Приказ Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 №290, где утверждены и узаконены правила, по которым работодатель обязан предоставлять сотрудникам одежду для работы на предприятии, особенно если это касается вредных мест работы.
  • Руководство Р 2.2.013-94, где приведены правила и методы, которыми должны пользоваться эксперты, состоящие в комиссии, чтобы верно оценить гигиенические факторы, могущие угрожать жизни и здоровью сотрудников.

Вся информация, которая будет собрана экспертной комиссией во время проведения проверки рабочих мест, обрабатывается и анализируется не только специалистами, но и федеральной службой по труду и занятости РФ. Такие факторы, как сроки аттестации работников, методы и критерии, по которым оцениваются условия труда, описаны в Приказе федеральной службы по труду и занятости от 25.08.2008 №166.

Если работодатель решает привлечь к оцениванию рабочего места по условиям труда стороннюю организацию, то он имеет право получить у этой организации самый широкий спектр информации. Она может включать стаж работников, которые имеют право проводить аттестацию, уровень их образования, наличие аккредитации лаборатории, работающей при организации и другие факты, могущие повлиять на выбор работодателя. Также стоит отметить, что в соответствующем Приказе, регулирующем деятельность подобных организаций, закреплена невозможность ограничения конкуренции между ними.

Порядок проведения аттестации и точные её сроки

Результаты прохождения аттестации рабочих мест крайне важны для работодателя. По их результатам станет понятно, какие мероприятия нужно провести для улучшения трудовой деятельности. И стоит ли ждать каких-нибудь законодательных последствий. И чтобы оценка условий работы прошла нормально, а её результаты были признаны легитимными, начальник предприятия и аттестационные специалисты должны соблюдать определенный порядок проведения. Один из этапов экспертизы – перечень обязательных документов, необходимых для проведения оценки:

  • Работодатель должен издать приказ по предприятию, в котором будет говориться о начале аттестации, составе экспертной комиссии и утверждении её состава;
  • График, по которому будут проводиться аттестационные работы;
  • Договор, заключенный между руководителем предприятия и организацией, которая будет проводить аттестацию. Стоит отметить, что аттестационная организация должны быть независимой и никак не связанной лично с руководителем;

Этот список не является окончательным. Для того, чтобы аттестация началас,ь могут потребоваться и другие документы, но в каждом отдельном случае они будут разными. Этот список указывает только на те бумаги, без которых аттестация точно не пройдет.

После того, как аттестационная комиссия утверждена, начинается сам процесс проверки. Эксперты обязаны проверить все рабочие места, которые есть на предприятии, оценить все негативные факторы и проанализировать всю информацию, которую удалось собрать. После этого они должны сформировать отчет о прошедшей проверке, утвержденный большинством голосов. В этом документе должны быть следующие пункты:

  • Перечень тех рабочих мест, которые прошли аттестацию по условиям труда;
  • Карты, по которым каждое из этих рабочих мест проверялось;
  • Общая ведомость, куда сведены все результаты всех проверок;
  • Общая таблица, куда занесена информация по всем классам условий труда, а также компенсаций, которые необходимо выплатить сотрудникам, работающим там;
  • План работ, цель которых – улучшение условий труда на каждом рабочем месте;
  • Протокол заседания особой комиссии, куда будут занесены результаты обсуждений и анализов условий труда на предприятии;
  • Сведения об организациях, которые были привлечены к аттестации;
  • Если государственные органы проводили на производстве свою экспертизу, то её отчеты должны быть вложены в пакет документов;
  • Если комиссия отметила какие-либо нарушения, то она должна составить об этом отчет;

После того, как аттестация завершилась, руководитель организации обязан издать указ, где будет закреплен факт проведения проверки. Также в этом документы должны быть утверждены полученные комиссией результаты.

Вся процедура аттестации на условия труда для впервые созданных рабочих мест должна быть проведена не более, чем за 60 дней. Этот срок установлен в законодательстве и начинается с того момента, как руководитель организации издал и утвердил соответствующий приказ о создании новых рабочих мест.

Также в законодательстве установлено, что проверка всех рабочих мест на условия труда должна проводиться не реже 1 раза в 5 лет. Руководитель сам назначает частотность проведения подобной аттестации и, если нет документов, регулирующих его сферу деятельности, то он имеет право указать любой срок. В пределах указанных выше рамок.

После того, как аттестация закончилась, руководитель обязан собрать все результаты и отправить их в структурное подразделение государственной инспекции труда. Кроме этого, в пакете документов должны находиться сведения об независимых организациях, которые принимали участие в общей оценке.

Наказания за нарушение правил и сроков аттестации

В большинстве случаев ответственность за то, как и в какие сроки будет проведена аттестация, несет работодатель, инициировавший проверку. Если он нарушает правила проведения этого мероприятия, то на руководителя будет наложен штраф в размере 20-30 его минимальных заработных плат. Если дело касается целой организации, то она будет оштрафована в размере от 200 до 300 минимальных заработных плат. Об этом говорится в Федеральном законе от 30.03.99 No52-ФЗ.

Также этого вопроса касается ст. 5.27 КоАП РФ, где говорится, что лицо, нарушающее правила проведения аттестации, нарушает и законы о труде. А это влечет за собой наказание в виде штрафа, размером от тысячи до пятидесяти тысяч рублей (в зависимости от действующих факторов). Также человека, ответственного за такое нарушение, могут отстранить от его деятельности на срок до 90 суток.

Ответственность тех независимых организаций, которые помогают в проведении аттестации, законодательно до конца не установлена. Отношения между подобными организациями и работодателем, который привлек их к подобной работе, регулируются и проходят в рамках гражданско-правового договора. И если государственные органы контроля обнаружат нарушения в процедуре, которые не были обнаружены при работе аттестационных организаций, вся ответственность, а как следствие и наказание, ляжет на работодателя, заключившего договор.

Стоит помнить, что наказание для людей, которые уже замечались в нарушении порядка проведения аттестаций, отличается от того, что указано выше. Если такой человек совершает это правонарушение ещё раз, то его отстранят от деятельности на достаточно внушительный срок – от одного и до трех лет.

Тяжесть наказаний и величина штрафов четко говорит о том, что государство прямо заинтересованно в том, чтобы аттестация рабочих мест проходило вовремя и по всем правилам. Только так правительство Российской Федерации может гарантировать работникам, занятым на предприятии, безопасность их трудовой деятельности. А учитывая, что цель современной охраны труда – обеспечить сохранность жизни и здоровья работника, в этом нет ничего удивительного. Тем более, что в связи с этим фактом работодателю всегда стоит ожидать того, что критерии, стандарты, а также наказания за их нарушение, будут становиться только жестче.

Что такое аттестация рабочих мест по условиям труда

Аттестация рабочих мест по условиям труда — это комплекс мероприятий, проводимый для оценки безопасности рабочей зоны. В процессе аттестации должны быть обнаружены вредные и опасные факторы при осуществлении производственных операций. Это один из важных элементов производственной культуры, а также профилактика несчастных случаев в производственной деятельности, которые отражаются в специальном журнале.

О том, как правильно вести регистр несчастных случаев, читайте в статье «Журнал регистрации несчастных случаев на производстве».

Аттестация рабочих мест проводилась еще в СССР. Но тогда она не получила должного распространения. Вероятно, причиной тому была «вертикальная» иерархия системы управления экономикой страны. В конце 80-х годов было сформировано типовое положение для оценки условий труда на производственных местах. В него вошел список компенсаций и льготных условий для того персонала, производственная деятельность которых соприкасалась с вредными условиями труда. Здесь можно вспомнить известную еще с советских времен фразу «Молоко за вредность!». Она весьма точно отражала реальное положение дел в стране и отношение советских властей к аттестации рабочих мест. В те времена была развита система выдачи продуктов питания за работу во вредных условиях. Хотя именно выдача молока имела обоснованность с медицинской точки зрения. Считается, что его регулярное употребление способно выводить из организма человека вредные соединения.

После распада СССР Министерство труда и занятости ставило перед аттестацией рабочих мест следующие задачи:

  • изучение влияния вредных факторов на здоровье человека в результате рабочей деятельности;
  • экономическая обоснованность применения к отдельным категориям профессий льгот и компенсаций за вредные условия труда;
  • разработка мер по улучшению уже существующих рабочих условий и уменьшению вредного влияния на физическое здоровье человека.

Вышеперечисленные цели остаются актуальными и в настоящее время.

В 1997 году аттестация рабочих мест стала ключевым правилом для того, чтобы получить сертификацию профессий и соответствующих им видов работ. По тем правилам должностные лица получали право проверять аттестацию рабочих мест. Это стало своего рода прорывом в охране труда. С тех пор эта процедура выступает в качестве ведущего метода контроля со стороны государства за безопасной составляющей рабочей деятельности.

Нормативное регулирование аттестации рабочих мест в 2018 году

Аттестация рабочих мест регулируется нормативно-правовыми актами различного уровня.

Во-первых, это Трудовой кодекс РФ, ст. 212 которого напрямую указывает работодателю на его обязанность осуществлять проведение аттестации рабочих мест.

Во-вторых, с 01.01.2014 сама процедура подверглась некоторым изменениям. К примеру, понятие «аттестации рабочих мест» было заменено на «специальную оценку условий труда».

О том, чем различаются аттестация и спецоценка, читайте в материале «Как проводится специальная оценка условий труда (нюансы)?».

Тогда же стали актуальны и 2 новых федеральных закона:

  • закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ;
  • закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 28.12.2013 № 421-ФЗ (в связи с принятием предыдущего федерального закона).

В 2016 году в закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ были внесены изменения и дополнения (закон «О внесении изменений…» от 01.05.2016 № 136-ФЗ), которые помимо уточняющих поправок ввели:

  • возможность использования предложений работников для оценки условий их труда;
  • дополнительные права для проверяющих (в частности, право детально знакомиться с трудовым процессом);
  • дополнительные обязанности для работодателей (в частности, обязанность направить в проводившую проверку организацию согласованную копию отчета о проведенной спецоценке).

В список регулирующих документов можно также включить документы на уровне управления предприятием:

  • внутренние локальные акты предприятия, например, положения;
  • распорядительную документацию, например, приказы руководителя предприятия.

Таким образом, аттестация рабочих мест — это обязанность работодателя, возложенная на него государством, в целях обеспечения безопасности труда персонала.

Об иных обязанностях работодателя в части охраны труда читайте в статье «Ст. 212 ТК РФ: вопросы и ответы».

Какие рабочие места подлежат обязательной аттестации

Итак, мы выяснили, что аттестация рабочих мест — процедура неизбежная. Но не все рабочие места подлежат обязательной аттестации.

Аттестация рабочих мест проводится с периодичностью 1 раз в 5 календарных лет. Однако такой срок применяется не для всех производственных мест. Процедуру проходят те рабочие зоны, которые:

  • после завершения предыдущей процедуры включены в список вредных и опасных;
  • требуют прохождения первичных и последующих медицинских комиссий.

Аттестуются те места, которые связаны со следующими рабочими процессами:

  • рабочие действия на механизированных средствах труда, транспорте;
  • проведение испытательных и ремонтных работ вышеперечисленных средств труда;
  • применение в процессе труда ручных инструментов;
  • работа с предметами и средствами труда, которые могут оказывать неблагоприятное излучение на человека;
  • работы, связанные с сырьем и материалами;
  • вновь созданные места.

Во время работы на человека оказывает влияние ряд факторов, которые и оцениваются при проведении аттестации рабочих мест:

  • биохимические факторы;
  • наличие полей и других излучений с ионизацией и без нее;
  • акустика, например, уровень шума;
  • уровень освещенности;
  • уровень вибраций;
  • степень травмоопасности;
  • микроклиматические условия;
  • тяжесть и напряженность трудовой деятельности;
  • важность применения барьерных средств для защиты.

Аттестация недавно оборудованного рабочего места проводится не сразу после его создания, а в течение последующего года. Это необходимо для полноты оценки всех факторов, которые оказывают влияние на человека.

Проведение аттестации рабочих мест по условиям труда

Рассмотрим основные этапы проведения процедуры аттестации рабочих мест. При проведении аттестации рабочих мест работодатель несет лишь функции управления процессом. Но он ответственен за сам факт проведения процедуры. Первым действием работодателя является подписание приказа о создании комиссии для проведения аттестации рабочих мест, члены которой:

  • определяют точные сроки, в рамках которых будет проведена аттестация;
  • занимаются поиском нужных производственных мест;
  • ищут ту организацию, которая способна качественно провести эту процедуру;
  • занимаются финальной стадией процесса, оформляя карты аттестации рабочих мест по условиям труда.

Работодатель может предложить сотрудничество и работникам профессиональных союзов в качестве членов комиссии.

В нашей стране аттестацию рабочих мест проводит не сам работодатель, а внешняя независимая специализированная компания. Это является обязательным условием с 01.01.2014. До этого момента работодатель мог проводить аттестацию рабочих мест своими силами, но в большинстве случаев процедура носила формальный характер. Специализированная организация оказывает услуги по проведению процедуры на возмездной, то есть платной основе.

Аттестующая компания должна соответствовать нескольким условиям:

  • быть юридическим лицом;
  • быть свободной в своих действиях;
  • быть независимой от предприятия;
  • быть компетентной по вопросам безопасности трудовых процессов;
  • располагать всеми необходимыми приборами и средствами труда;
  • проводить аккредитацию в установленном законом порядке;
  • входить в реестр компаний, которые оказывают услуги в сфере охраны труда.

После заключения договора на проведение аттестации рабочих мест компания, проводящая аттестацию, должна выполнить ряд мероприятий:

  • определить присутствие вредных и опасных условий работы;
  • произвести с помощью специальных приборов замеры тех самых факторов;
  • подготовить необходимый пакет документов по завершении аттестации;
  • выдать экспертное мнение на заключительном этапе;
  • подготовить перечень мер по улучшению условий рабочей деятельности.

Результаты аттестации рабочих мест для работодателя

Итак, аттестация рабочих мест проведена. Ее результаты окажут влияние на дальнейшую деятельность работников. В зависимости от оценки условий рабочих мест сотрудники могут получить право:

  • на добавление дней к основному ежегодному отпуску (не менее 7);
  • уменьшение по часам длительности рабочей недели;
  • доплату к заработной плате в виде определенного процента (но не менее 4%), рассчитываемого от оклада.

Подробнее о том, что положено работнику, трудящемуся во вредных условиях, читайте в материале «Что относится к вредным условиям труда (нюансы)?».

Результаты процедуры повлияют на уплату дополнительных взносов работодателя на ОПС. Речь идет о начислениях в отношении работников, которые имеют право на досрочный выход на пенсию. Величина дополнительного тарифа зависит:

  • от вида работ;
  • класса условий труда.

Если сотрудник не занят на соответствующих работах, то дополнительные страховые взносы на его заработную плату и другие вознаграждения не начисляются. При этом неважно, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации рабочих мест. Если после проведения процедуры установлен вредный или опасный класс условий труда, но сотрудники при этом не имеют права на досрочную трудовую пенсию, то на выплаты данным лицам дополнительные страховые взносы не начисляются.

Взносы в ФСС РФ на страхование от несчастных случаев также зависят от проведения аттестации рабочих мест. Перед каждым работодателем стоит выбор: не заниматься улучшением условий труда персонала и перечислять взносы по повышенным тарифам либо проводить аттестацию рабочих мест, определять вредный или опасный класс условий труда, повышать безопасность рабочего места и платить взносы по пониженным тарифам.

Карта аттестации рабочего места по условиям труда

Сторонняя организация занимается процессом аттестации рабочих мест у работодателя и оформляет заключительную документацию. Эта документация служит в качестве подтверждения итогов проведения процедуры. Одним из важных документов выступает карта аттестации рабочего места по условиям труда. Такой документ — доказательство аттестации конкретной рабочей зоны.

В нее должна войти следующая информация:

  • фактические и аналитические сведения о каждой рабочей зоне, рассчитанные по итогам проведения измерительных процедур;
  • рекомендации по совершенствованию уже существующих условий;
  • обоснованность использования компенсаций и льготных условий для персонала.

Специалисты аттестующей компании, измеряющие влияние факторов, подводят итоги процедуры в протоколах. Руководствуясь ими, члены назначенной комиссии оформляют карты аттестации рабочих мест по условиям труда. Среди аналогичных документов не может быть повторяющихся номеров, каждый из них уникален. В нём указываются данные о компании и — самое главное — непосредственные рабочие условия и их влияние на физическое здоровье человека. Каждый из вредных факторов причисляется к определенному классу. Если рабочие условия являются вредными или опасными, то, работая в них, персонал претендует на льготные условия и компенсации.

Карта аттестации заполняется на каждое рабочее место. Но для аналогичных рабочих мест достаточно нескольких карт. Места считаются аналогичными, если:

  • присущи для повторяющейся профессии, должности;
  • осуществляются одинаковые рабочие процессы;
  • используются подобные средства труда, например, одинаковые механизированные станки;
  • присутствуют абсолютно идентичные рабочие условия, например, одно и то же помещение, рабочая зона.

Поэтому при проведении аттестации оцениваются, в первую очередь, условия труда, которые могут быть присущи нескольким рабочим местам. В качестве примера аналогичных мест можно назвать рабочие места сварщиков, грузчиков, кладовщиков, поваров, кондитеров и рабочих подсобных помещений.

Если рабочие места идентичны друг другу и считаются аналогичными, то карта аттестации составляется не менее чем на 20% рабочих мест. К примеру, на предприятии имеется 20 аналогичных рабочих мест сварщиков, следовательно, карту аттестации нужно оформить не менее чем на 4 рабочих места. Но в любом случае при наличии одинаковых рабочих мест карта аттестации должна быть заполнена не менее чем на 2 места. Например, на предприятии есть всего 3 идентичных друг другу места, карту необходимо будет заполнить минимум на 2 места.

С 2012 года те сотрудники, чьи рабочие условия, согласно карте аттестации, признаны опасными или вредными, должны своевременно посещать медицинские учреждения и проходить профилактические осмотры. Это важно для контроля за состоянием их здоровья. Об этом свидетельствует приказ Минздравсоцразвития России «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, … и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников…» от 12.04.2011 № 302н.

О положениях ТК РФ в части обязательных медосмотров читайте в статье «Ст. 213 ТК РФ: вопросы и ответы».

Штрафы за отсутствие аттестации рабочих мест

Ст. 11 закона № 421-ФЗ ввела в действие новую версию КоАП с 01.01.2015. Как это касается работодателей?

Ст. 5.27.1 КоАП устанавливает штраф для предприятий за отсутствие аттестации рабочих мест, нарушение правил и порядка ее проведения.

Вид нарушений

Величина штрафных санкций

Для должностных лиц

На юрлицо

Нарушение нормативных требований по охране труда

Предупреждение или штраф от 2 до 5 тыс.руб

От 50 до 80 тыс.руб

Отсутствие или нарушение порядка проведения аттестации рабочих мест

Предупреждение или штраф от 5 до 10 тыс.руб.

От 60 до 80 тыс.руб.

Допуск сотрудника к работе без предварительного медосмотра, а также без прохождения им обучения и проверки знаний техники безопасности

Штраф от 15 до 20 тыс руб.

От 110 до 130 тыс. руб.

Необеспечение сотрудников средствами индивидуальной защиты

Штраф от 20 до 30 тыс.руб.

От 130 до 150 тыс. руб.

Повторное нарушение из вышеуказанных

Штраф от 30 до 40 тыс. руб. или дисквалификацию на срок до 3-х лет

От 100 до 200 тыс.руб. или приостановку деятельности до 90 суток

Если же нарушение требований охраны труда принесло тяжкий вред здоровью сотрудника, то работодателя ждет штраф в размере 400 тыс. руб. Если же сотрудник погиб в результате несчастного случая, работодателю грозит уголовная ответственность по ст.143 УК РФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *