Аттестация сотрудников ОВД проводится

Основания и порядок проведения внеочередной аттестации сотрудников органов внутренних дел регламентированы ст.33 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ»1 и приказом МВД России от 14 марта 2012 года №170 «О порядке проведения аттестации сотрудников ОВД РФ».

В соответствии со ст.33 Федерального закона аттестация сотрудников ОВД РФ бывает очередной (один раз в четыре года) и внеочередной.

Согласно ч.4 ст.33 Федерального закона внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

1) при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

2) при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 настоящего Федерального закона (п.5 ч.2 ст.82 — контракт может быть расторгнут, а сотрудник органов внутренних дел может быть уволен со службы в органах внутренних дел в связи с несоответствием сотрудника замещаемой должности в органах внутренних дел — на основании рекомендации аттестационной комиссии);

3) по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае, установленном частью 6 статьи 36 настоящего Федерального закона (ч.5, 6 ст.36 — при упразднении (ликвидации) территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения либо сокращении должностей в органах внутренних дел);

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

4) в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия. До вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Следует отметить, что данный перечень оснований для проведения внеочередной аттестации является закрытым и расширительному толкованию не подлежит!!!

Пример: сотрудник органов внутренних дел имеет два и более неснятых дисциплинарных взыскания, наложенных в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя. Только лишь по этим мотивам направление сотрудника для прохождения внеочередной аттестации не представляется возможным. Рассмотрение результатов служебной деятельности такого сотрудника на аттестационной комиссии во внеочередном порядке возможно лишь в случае, когда непосредственным руководителем (начальником) сотрудника органов внутренних дел подготовлен на основании ч.11 ст.33 Федерального закона мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей с выводом о возможном переводе такого сотрудника на нижестоящую должность либо имеется в наличии рапорт самого сотрудника о таком переводе, что подпадает под основание проведения внеочередной аттестации по п.п.1 ч.4 ст.33 Федерального закона.

Следует отметить, что в соответствии с ч.11 ст.33 Федерального закона с мотивированным отзывом непосредственного руководителя (начальника) сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.

Кроме того, согласно ч.10 ст.33 Федерального закона аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 настоящего Федерального закона, а его аттестация переносится.

Таким образом, при проведении внеочередной аттестации необходимо учитывать возможность нахождения сотрудника ОВД в отпуске, на больничном, командировке, так как в этих случаях неявка сотрудника для прохождения аттестации является уважительной, а аттестация такого сотрудника будет перенесена.

В целях соблюдения вышеназванных нормативных предписаний, при вынесении вопроса о проведении внеочередной аттестации сотрудника ОВД на заседание аттестационной комиссии МВД по Республике Марий Эл, соответствующие документы (при решении вопроса об увольнении сотрудника за неоднократное нарушение служебной дисциплины, за грубое нарушение служебной дисциплины, за проступок, порочащий честь сотрудника органов внутренних дел, или переводе его на нижестоящую должность обязательно предоставляются все заключения служебных проверок, приказы о привлечении сотрудника к дисциплинарной ответственности с отметками о письменном ознакомлении сотрудника с этими документами) направляются в ОРЛС МВД по Республике Марий Эл не позднее, чем за три рабочих дня до проведения такой аттестации!!!

На основании ч.13 ст.33 Федерального закона по результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;

2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

Данный перечень рекомендаций аттестационной комиссии также является закрытым и расширительному толкованию не подлежит. При этом члены аттестационной комиссии при принятии решения не связаны с выводами, сделанными в мотивированном отзыве непосредственного начальника (руководителя), подготовленном в соответствии с ч.11 ст.33 Федерального закона!!!

Исходя из действующей судебной практики, при принятии решения об увольнении сотрудника из органов внутренних дел необходимо учитывать следующее:

1. Сотрудник может быть уволен из органов внутренних дел за грубое нарушение служебной дисциплины (исчерпывающий перечень таких нарушений указан в ч.2 ст.49 Федерального закона) либо за проступок, порочащий честь сотрудника ОВД. При этом проступок должен соответствовать тяжести совершенного деяния и степени вины. При определении тяжести проступка принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства.

Например, безусловному увольнению из органов внутренних дел за проступок, порочащий честь сотрудника ОВД, подлежит сотрудник, который вне службы, находясь в состоянии алкогольного опьянения, управлял автомобилем.

2. При решении вопроса об увольнении сотрудника в связи с неоднократным нарушением служебной дисциплины при наличии у сотрудника дисциплинарного взыскания, наложенного в письменной форме приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя необходимо убедиться в том, что именно сам сотрудник совершал правонарушения, причем эти нарушения должны быть достаточно серьезными.

Так, в соответствии с п.40 Дисциплинарного устава ОВД РФ, утвержденного Указом Президента РФ от 14 октября 2012 года №1377, дисциплинарное взыскание должно соответствовать тяжести совершенного проступка и степени вины. При определении вида дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, прежнее поведение сотрудника, совершившего проступок, признание им своей вины, его отношение к службе, знание правил ее несения и другие обстоятельства. При малозначительности совершенного дисциплинарного проступка руководитель (начальник) может освободить сотрудника от дисциплинарной ответственности и ограничиться устным предупреждением.

При этом следует учитывать, что не имеется правовых оснований для принятия решения об увольнении сотрудника, являющегося начальником (руководителем), имеющим несколько дисциплинарных взысканий, наложенных на него за осуществление ненадлежащего контроля за деятельностью подчиненных!!!

В отношении такого начальника (руководителя) можно принять решение о переводе его на другую должность, в том числе нижестоящую.

При принятии аттестационной комиссией решения о переводе сотрудника на нижестоящую должность обязательно учитываются положения ч.16 ст.33 Федерального закона, по которой аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:

1) о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

2) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

3) о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам;

(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ)

4) о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

5) о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел;

6) о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 88 настоящего Федерального закона.

Таким образом, при принятии решения о переводе сотрудника на нижестоящую должность необходимо быть уверенным в том, что такая нижестоящая должность имеется. Кроме того, без письменного согласия самого сотрудника такой перевод осуществить также невозможно!!!

В противном случае в соответствии с ч.10 ст.30 Федерального закона при невозможности перевода сотрудника органов внутренних дел на иную должность в органах внутренних дел или его отказе от такого перевода сотрудник будет уволен со службы в органах внутренних дел.

Во всем остальном при создании аттестационной комиссии, порядке проведения заседания аттестационной комиссии необходимо руководствоваться положениями ст.33 Федерального закона РФ от 30 ноября 2011 года №342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел РФ и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» и приказом МВД России от 14 марта 2012 года №170 «О порядке проведения аттестации сотрудников ОВД РФ».

Подготовлено ПО МВД по Республике Марий Эл

Об утверждении Положения о центральной аттестационной комиссии МВД России

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПРИКАЗ

от 2 июля 2013 года N 500

Об утверждении Положения о центральной аттестационной комиссии МВД России

(с изменениями на 20 февраля 2015 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
приказом МВД России от 20 февраля 2015 года N 273.
____________________________________________________________________

1. Утвердить прилагаемое Положение о Центральной аттестационной комиссии МВД России.

2. Считать утратившими силу приказы МВД России от 7 апреля 2005 года N 245 и от 13 июля 2007 года N 629.

Министр
генерал-полковник полиции
В.Колокольцев

Приложение. Положение о Центральной аттестационной комиссии МВД России

Приложение
к приказу МВД России
от 2 июля 2013 года N 500

(с изменениями на 20 февраля 2015 года)

1. Центральная аттестационная комиссия МВД России создается с целью формирования высококвалифицированного кадрового состава органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск МВД России.

2. В своей работе Комиссия руководствуется Конституцией Российской Федерации, законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.

3. В состав Комиссии входят: председатель, два заместителя председателя, иные члены Комиссии и секретари, назначаемые из числа членов Комиссии. Все члены Комиссии при принятии решений обладают равными правами.

4. В состав Комиссии в обязательном порядке включаются сотрудники Департамента государственной службы и кадров МВД России и Договорно-правового департамента МВД России.

5. Общественный совет при Министерстве внутренних дел Российской Федерации участвует в работе Комиссии посредством направления своих членов для участия в ее заседаниях. Кандидатура члена Общественного совета, подлежащего включению в состав Комиссии, предлагается председателем Общественного совета.

6. Председателем Комиссии по должности является начальник ДГСК МВД России. Заместителями председателя Комиссии по должностям являются заместители начальника ДГСК МВД России.
(Пункт в редакции, введенной в действие приказом МВД России от 20 февраля 2015 года N 273.

7. Члены Комиссии назначаются из числа руководителей (начальников) подразделений центрального аппарата МВД России, их первых заместителей, заместителей, начальников организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

8. Состав Комиссии утверждается Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению председателя Комиссии.

9. К полномочиям Комиссии относятся:

9.1. Проведение в установленном порядке аттестации сотрудников органов внутренних дел:

9.1.1. Замещающих должности высшего начальствующего состава и претендующих на замещение должностей высшего начальствующего состава.

9.1.2. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации.

9.1.3. Замещающих должности и претендующих на замещение должностей руководителей (начальников) организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, назначение на которые осуществляется заместителями Министра внутренних дел Российской Федерации.

9.2. Проведение аттестации военнослужащих внутренних войск МВД России: заместителей главнокомандующего внутренними войсками МВД России, командующих войсками региональных командований внутренних войск МВД России, начальников военных образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России, а также военнослужащих внутренних войск МВД России, аттестационные листы на которых содержат отзывы, составленные главнокомандующим внутренними войсками МВД России.

9.3. Исчисление стажа службы (выслуги лет) для назначения ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за стаж службы (выслугу лет) сотрудников, замещающих должности высшего начальствующего состава, и сотрудников, замещающих должности, назначение на которые осуществляется Министром внутренних дел Российской Федерации.

9.4. Рассмотрение вопросов:

9.4.1. Указанных в пункте 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года N 821, в отношении сотрудников, перечисленных в подпунктах 9.1.2 и 9.1.3 настоящего Положения.

9.4.2. Приема на службу в органы внутренних дел лиц, ранее уволенных с военной службы, со службы в органах внутренних дел, таможенных органах Российской Федерации, следственных органах и учреждениях Следственного комитета Российской Федерации, со службы в федеральной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и иных правоохранительных органах по отрицательным основаниям.

9.5. Рассмотрение списка кандидатов на включение в кадровый резерв МВД России.

9.6. Рассмотрение материалов о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации сотрудников и военнослужащих внутренних войск МВД России, указанных в подпунктах 9.1 и 9.2 настоящего Положения.

9.7. Рассмотрение представлений к присвоению очередных специальных (воинских) званий досрочно или на одну ступень выше специального (воинского) звания, предусмотренного по замещаемой должности.

9.8. Выработка рекомендаций по результатам рассмотрения представлений к занесению и исключению фамилий сотрудников, военнослужащих внутренних войск МВД России и федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России на Доску почета Министерства внутренних дел Российской Федерации.

10. Работа Комиссии осуществляется в соответствии с Планом проведения аттестации Центральной аттестационной комиссией МВД России, утверждаемым Министром внутренних дел Российской Федерации на следующий календарный год ежегодно до 15 декабря. Разработка указанного Плана осуществляется ДГСК МВД России.

11. Заседания Комиссии проводятся, как правило, не реже одного раза в месяц.

12. Рекомендации и решения Комиссии принимаются и оформляются в соответствии с Порядком проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, а при рассмотрении вопросов, указанных в подпункте 9.4.1, — в соответствии с Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.

13. Председатель Комиссии:

13.1. Организует деятельность Комиссии и несет персональную ответственность за состояние ее работы.

13.2. Подписывает протоколы заседаний Комиссии.

13.3. Представляет Министру внутренних дел Российской Федерации соответствующие материалы для принятия решений.

13.4. Осуществляет иные полномочия, отнесенные нормативными правовыми актами к его компетенции.

14. В отсутствие председателя Комиссии его обязанности выполняет заместитель председателя.

15. Сбор и подготовка материалов по рассматриваемым на заседаниях Комиссии вопросам осуществляются секретарями Комиссии.

16. Секретари Комиссии:

16.1. Вносят предложения по рассмотрению вопросов на заседаниях Комиссии.

16.2. Обеспечивают контроль за своевременной и качественной подготовкой материалов по направлениям рассматриваемых Комиссией вопросов.

16.3. Не позднее чем за два рабочих дня до заседания Комиссии докладывают председателю Комиссии о поступивших документах, подлежащих рассмотрению на заседании Комиссии, и правильности их оформления, о времени и месте проведения заседания, о вопросах, выносимых на ее рассмотрение, а также оповещают членов Комиссии и лиц, присутствие которых необходимо на заседании Комиссии.

16.4. Докладывают по поручению председателя Комиссии материалы по направлениям рассматриваемых на заседании Комиссии вопросов.

16.5. Организуют доведение рекомендаций и решений Комиссии до заинтересованных подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, образовательных учреждений системы МВД России, научно-исследовательских и санаторно-курортных организаций, окружных управлений материально-технического снабжения системы МВД России, а также иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, региональных командований и образовательных учреждений высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.

17. Протоколы заседаний Комиссии и прилагаемые к ним материалы в установленном порядке хранятся в ДГСК МВД России.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Санкт-Петербургский университет

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЛУЖБА
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

ПО ТЕМЕ 6:

«Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации»

для обучающихся по специальности

40.05.01 Правовое обеспечение национальной безопасности

(уровень специалитета)

Специализация: уголовно-правовая

(узкая специализация – дознание в органах внутренних дел)

кафедра управления персоналом и воспитательной работы

Санкт-Петербург

2018

УТВЕРЖДАЮ

Начальник кафедры

полковник полиции

Косолапов А. Д..

«13» сентября 2018 г.

РАБОЧАЯ ЛЕКЦИЯ

Тема: Аттестация сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации

Рабочая лекция обсуждена и одобрена

на заседании кафедры от 13 сентября 2018 года протокол № 1

ПЛАН ЛЕКЦИИ

Введение

1. Понятие, цель и периодичность аттестации в органах внутренних дел

2. Работа аттестационной комиссии в органах внутренних дел

3. Аттестационное производство в органах внутренних дел

Заключение

Рекомендуемая литература

Введение

С древних времен, когда управление приобрело форму искусства, появилась необходимость особого подбора людей на государственные должности. Кроме этого появилась потребность в наиболее точном выявлении их способностей, определении их профессиональных качеств, необходимых для исполнения тех или иных служебно-трудовых функций. Необходимость выделять лучших служащих со временем преобразовалась в создание института аттестации управленческого персонала.

Анализ статистических данных МВД России, характеризующих работу с кадрами, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время кадровый корпус органов и учреждений системы МВД России не полностью отвечает тем задачам, которые поставлены перед Министерством. Отдельные категории сотрудников органов внутренних дел (оперативные и участковые уполномоченные, дознаватели и следователи) далеко не всегда отвечают предъявляемым к ним требованиям. В современных социально-экономических условиях сотрудник органов внутренних дел, непосредственно выполняющих задачи по охране общественного порядка, раскрытию и расследованию преступлений, должен быть компетентен в различных отраслях российского законодательства, обладать психологической устойчивостью, быть дисциплинированным и ответственным, уметь выполнять оперативно-служебные задачи в обычных и чрезвычайных условиях. Качественное выполнение сотрудниками органов внутренних дел поставленных задач возможно только при определении уровня их профессионального и личностного развития. Отчасти решить эту проблему может институт аттестации.

Вопрос 1. Понятие, цель и периодичность аттестации
в органах внутренних дел

В условиях современной действительности слово аттестация приобрело широкое значение. Так, в одних случаях это понятие обозначает процесс оценки деятельности различных категорий работников: инженерно-технические работников и специалистов предприятий и организаций промышленности, строительства, сельского хозяйства, транспорта и связи; гражданских служащих, научных и прокурорских работников, работников образования, противопожарной службы; сотрудников таможенных органов и уголовно-исполнительной системы; арбитражных управляющих, бухгалтеров и аудиторов; военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел и другие категории работников. В других случаях, указанный термин относится к оценке деятельности учреждений, в частности, учреждений высшего профессионального образования. Наконец, сегодня имеет место и такая разновидность аттестации, как аттестация рабочих мест.

Разнообразие аспектов аттестации наблюдается также юридической литературе, доктрине и нормативных правовых катах.

Так, Большой юридический словарь характеризует аттестацию (от лат. attestation – свидетельство) как свидетельство, определение квалификации работника, уровня знаний учащихся, отзыв или характеристику.

Схожую трактовку термину «аттестация» дает словарь иностранных слов: «Аттестация (лат. attestation свидетельство) – это, во-первых, определение квалификации, уровня знаний работника или учащегося; в ряде ведомств аттестация является обязательным условием для присвоения работнику звания, ранга и т.п.; во-вторых, отзыв о способностях, знаниях, деловых и других качествах какого-либо лица, его поведении и т.п.; характеристика».

Энциклопедический юридический словарь понимает под аттестацией «определение квалификации работника с целью проверки соответствия занимаемой должности».

Толковый словарь терминов и понятий дает определение аттестации как процессу оценивания соответствия кого-либо или чего-либо некоторым критериям, степени наличия или отсутствия тех или иных признаков, в совокупности характеризующих качество объекта оценки.

Под аттестацией также понимается документ, составленный, согласованный и утвержденный уполномоченными долж­ностными лицами органов внутренних дел в соответствии с уста­новленными правилами.

Кроме того, аттестация рассматривается как разделенная на этапы внутриорганизационная деятельность органа внутренних дел, берущая начало с подготовительных мероприятий и заканчивающаяся сдачей аттестационных материалов в архив.

В рамках же отрасли права аттестация представляет собой правой институт, систему правовых норм, регулирующих аттестационно-должностные отношения, складывающиеся при прохождении государственной службы, по оценке деловых, личных и нравственных качеств служащих, результатов их труда и действенному контролю за работой в целях: определения уровня профессиональной подготовки и соответствия служащего занимаемой должности, повышения эффективности управления.

И, наконец, аттестация оценивается как процедура коллективного обсуждения подготовленной руководителем на подчиненного характеристики, завершающаяся принятием соответствующего ре­шения.

Применительно к органам внутренних дел можно сформулировать следующее определение аттестации.

Аттестация – это проводимая в специальной организационно-правовой форме руководителями органов внутренних дел различных уровней периодическая оценка личных, деловых и моральных качеств сотрудников направленная на совершенствование их деятельности, повышение эффективности работы, улучшение отбора, расстановки, воспитания и обучения кадров, стимулирование роста их профессиональной квалификации, инициативы, творческой активности и ответственности.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности в органах внутренних дел.

Основными задачами аттестации являются:

– максимально объективная и полная оценка нравственных, деловых и профессиональных качеств, знаний, умений и навыков аттестуемых на основе глубокого и всестороннего их изучения;

– определение степени соответствия аттестуемых сотрудников занимаемым должностям и перспективы их служебного использования;

– создание условий для формирования высококвалифицированного кадрового потенциала органов внутренних дел;

– создание стимулов для развития профессиональной активности аттестуемых.

Аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится один раз в четыре года. В случае назначения сотрудника на другую должность в органах внутренних дел его аттестация проводится не ранее чем через один год после назначения.

Внеочередная аттестация сотрудника органов внутренних дел проводится:

– при решении вопроса о переводе сотрудника на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

– при назначении на должность руководителя образовательной организации федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел (за исключением должностей высшего начальствующего состава);

– при решении вопроса о прекращении сотрудником службы в органах внутренних дел в связи с расторжением контракта в соответствии с пунктом 5 части 2 статьи 82 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…»;

– по предложению уполномоченного руководителя при рассмотрении вопросов:

а) о переводе сотрудника на иную должность в органах внутренних дел в случае, установленном частью 6 статьи 36 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…»;

б) об увольнении сотрудника со службы в органах внутренних дел;

– в случае, если сотрудник не прошел проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия (до вынесения решения о соответствии замещаемой должности в органах внутренних дел сотрудник отстраняется от выполнения обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия).

Вопрос 2. Работа аттестационной комиссии в органах внутренних дел

Для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел приказом руководителя федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченного руководителя создается аттестационная комиссия, в состав которой в обязательном порядке включаются сотрудники кадрового и правового (юридического) подразделений федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, его территориального органа, подразделения. В случае необходимости по решению уполномоченного руководителя к работе аттестационной комиссии могут привлекаться с правом совещательного голоса члены общественных советов при федеральном органе исполнительной власти в сфере внутренних дел и его территориальных органах, общественных организаций ветеранов органов внутренних дел и внутренних войск, а также представители образовательных и научных организаций — специалисты по вопросам деятельности органов внутренних дел.

Состав аттестационной комиссии для проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел, замещающих должности в органах внутренних дел, выполнение служебных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Аттестационные комиссии формируются таким образом, чтобы была исключена возможность возникновения конфликта интересов, который мог бы повлиять на рекомендации аттестационной комиссии.

На время аттестации сотрудника органов внутренних дел, являющегося членом аттестационной комиссии, его членство в этой комиссии приостанавливается.

Аттестация проводится, как правило, в присутствии сотрудника органов внутренних дел. В случае неявки на аттестацию без уважительных причин сотрудник привлекается к дисциплинарной ответственности в соответствии со статьями 50 и 51 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…», а его аттестация переносится.

При проведении аттестации непосредственный руководитель (начальник) сотрудника органов внутренних дел подготавливает мотивированный отзыв о выполнении сотрудником своих служебных обязанностей и предложения аттестационной комиссии. С указанным отзывом сотрудник должен быть ознакомлен не менее чем за один рабочий день до проведения аттестации.

Рекомендации аттестационной комиссии принимаются открытым голосованием. Обсуждение и голосование проводятся при наличии не менее двух третей членов аттестационной комиссии. Результаты голосования определяются большинством голосов членов аттестационной комиссии. При равенстве числа голосов сотрудник органов внутренних дел признается соответствующим замещаемой должности в органах внутренних дел. Рекомендации аттестационной комиссии оформляются протоколом, который подписывается всеми членами аттестационной комиссии, принимавшими участие в заседании.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия принимает одну из следующих рекомендаций:

1) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел;

2) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и рекомендуется для назначения на вышестоящую должность в органах внутренних дел;

3) сотрудник соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит включению в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

4) аттестацию сотрудника следует перенести на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника), либо для получения сотрудником дополнительного профессионального образования с последующим переводом на иную должность в органах внутренних дел или без такового;

5) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит переводу на нижестоящую должность в органах внутренних дел;

6) сотрудник не соответствует замещаемой должности в органах внутренних дел и подлежит увольнению со службы в органах внутренних дел.

По результатам аттестации сотрудника органов внутренних дел аттестационная комиссия может принять рекомендацию о его поощрении, а также внести другие предложения.

Рекомендации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел. Аттестационный лист подписывается председателем и секретарем аттестационной комиссии. Сотрудник знакомится с аттестационным листом под расписку до представления его соответствующему руководителю.

Аттестационный лист сотрудника органов внутренних дел представляется руководителю федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или уполномоченному руководителю, которые с учетом рекомендаций аттестационной комиссии не позднее чем через две недели после проведения аттестации принимают одно из следующих решений:

– о включении сотрудника в установленном порядке в кадровый резерв для замещения вышестоящей должности в органах внутренних дел;

– о соответствии сотрудника замещаемой должности;

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, для устранения недостатков и упущений в служебной деятельности, указанных в отзыве его непосредственного руководителя (начальника);

– о переносе аттестации сотрудника на срок, не превышающий одного года, и направлении сотрудника на обучение по дополнительным профессиональным программам;

– о переводе сотрудника на вышестоящую или нижестоящую должность в органах внутренних дел;

– о расторжении с сотрудником контракта и об увольнении его со службы в органах внутренних дел;

– о заключении с сотрудником нового контракта в соответствии с частью 3 статьи 88 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…».

Сотрудник органов внутренних дел вправе обжаловать рекомендации аттестационной комиссии в соответствии со статьей 72 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел…».

Порядок проведения аттестации сотрудников органов внутренних дел определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел (Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации»).

Вопрос 3. Аттестационное производство в органах внутренних дел

В нормативных правовых актах не зафиксировано определение понятия аттестационное производство. Данное понятие можно сформулировать на основе анализа правовых норм, посвященных институту аттестации.

Аттестационное производство – это нормативно урегулированная деятельность, в процессе которой аттестационная комиссия для определения служебного соответствия сотрудника предъявляемым требованиям производит оценку нравственных, деловых, личных и профессиональных качеств сотрудника, процесса и итогов его служебной деятельности.

Аттестационное производство в системе органов внутренних дел Российской Федерации базируется на принципах законности, объективности, гласности, целесообразности и гуманизма, обязательности, реализации принятых решений, защиты аттестуемым своих прав, которые пронизывают все его содержание.

Принцип гласности проявляется во многих аспектах. Во-первых, сама процедура аттестации и все подготовительные мероприятия к ней несут доступность, открытость, информированность (например: издание приказа о проведении аттестации, где оговариваются вопросы, начиная с состава аттестационной комиссии и заканчивая материальным, техническими методическим обеспечением работы по аттестации; предоставлением права сотруднику, подлежащему аттестации, ознакомления с подготовленной аттестацией; объявление сотруднику непосредственным начальником решения по результатам аттестации и т.д.).

Во-вторых, доведение до личного состава результатов аттестации по каждому сотруднику. Это способствует предотвращению нездоровых явлений в коллективе и улучшению его морально-психологического климата; укреплению законности и дисциплины среди сотрудников; улучшению воспитательной работы.

Принцип обязательности аттестования касается всего личного состава органов внутренних дел независимо от занимаемой должности. Во всех органах внутренних дел (независимо от уровня управления) создаются аттестационные комиссии. Правоприменительная практика, связанная с аттестационным производством в органах внутренних дел, порой устанавливает иные сроки, но они протекают в пределах общих сроков. Это связано с тем, что правовой статус сотрудников связан со спецификой осуществления служебной деятельности. В зависимости от этого аттестация, может быть плавной или оперативной. Плановая аттестация проводится тогда, когда истекают сроки, установленные по законодательству, и она проводится по заранее составленным и утвержденным планам. Оперативная аттестация связана с досрочным изменением правового статуса сотрудника, хотя сроки его аттестования по занимаемой должности еще не наступили. Это связано с наступлением определенных событий, например, назначением на вышестоящую или нижестоящую должность, перемещением в другую службу, увольнением сотрудника из органов внутренних дел за грубое нарушения служебной дисциплины и т.д.

Принцип реализации принятых решений связан с конечными организационно-правовыми мероприятиями по итогам предложенных выводов и рекомендаций аттестационной комиссии. Очень важно, чтобы все, что было утверждено начальником, уполномоченным на это, нашло свое практическое завершение. Спектр мероприятий по итогам аттестации сотрудников широк. Они могут касаться не только поощрения сотрудников, но и их привлечения к ответственности. Возможны мероприятия по перезаключению контракта, в том числе, и в случаях продления сотруднику срока службы, в связи с достижением им предельного возраста, установленного законодательном. Распространены организационные моменты, связанные с перемещением сотрудника в другую службу, в связи со статусным изменением должности и т.д.

Принцип защиты аттестуемых своих прав – это сложное правовое явление. Оно выражается в деятельности сотрудника по отстаиванию своих определенных интересов. В этой связи представляется важным выделить правомочия сотрудника, которые составляют содержание этого принципа: ознакомление сотрудника со всеми материалами, представленными на аттестационную комиссию, и внесение своих предложений; обращение в государственные органы или в суд для разрешения споров, связанных с порядком проведения аттестации и их результатом, а в отдельных случаях и предъявлением требования о возмещении причиненного ущерба.

Принцип защиты аттестуем своих прав, как видим, имеет глубокое содержание и в отдельных случаях, он выходит за рамки аттестационного производства и продолжает действовать даже тогда, когда правовой статус изменился, например, в связи с увольнением сотрудника из органов внутренних дел.

Содержание аттестационного производства наглядно проявляется в его функциях, в числе которых можно выделить информационно-аналитическую, организационную, контрольную, регулятивную и правоприменительную.

В рамках информационно-аналитической функции реализуется возможность сбора, обработки, оценки и анализа информации о состоянии профессиональной характеристики кадрового потенциала органа внутренних дел в целях определения путей и выработки действенных мер по ее совершенствованию. Информационно-аналитическая касается не только корректировки работы органа в связи с предстоящим аттестационным процессом, но и каждого аттестуемого, который должен реализовать те права и обязанности, которые связаны с этим процессом.

Организационная функция посредством определения оптимального алгоритма и перечня участников аттестационного производства позволяет наиболее полно и эффективно обеспечить достижение целей и задач аттестации при ее подготовке и проведении. Данная функция связана с решением многих вопросов по проведению аттестации. Это и формирование аттестационной комиссии, утверждение графика проведения аттестации, составление списков сотрудников, подлежащих аттестации, подготовка различных документов на аттестационную комиссию, это и сама процедура заседания аттестационной комиссии, планируемые мероприятия после проведения аттестации и другие вопросы.

Контрольная функция представляет собой процесс оценки качества выполнения сотрудниками своих должностных обязанностей в динамике на протяжении достаточно длительного периода времени, что способствует выявлению перспектив развития состоя­ния дел на конкретном участке работы. Контрольная функция как важный методологический инструментарий проявляет себя на различных этапах подготовки и проведения аттестации. Сюда можно отнести: первоначальную оценку работы сотрудника непосредственным начальником и вышестоящим начальником при подготовке и утверждении отзыва на аттестацию; обсуждение профессиональных и личностных качеств и общую оценку служебной деятельности сотрудника аттестационной комиссией; анализ итоговой работы аттестационной комиссии руководителем органа внутренних дел, а в отдельных случаях и руководителем вышестоящего органа внутренних дел и т.д.

Регулятивная функция обеспечивает реализацию аттестуемыми сотрудниками субъективных интересов по улучшению своего социально-служебного статуса. Имеются ввиду высказанные по итогам аттестации и официально за документированные рекомендации и предложения о поощрении, о повышении должностных окладов либо размеров предусмотренных законодательством доплат, выраженных в альтернативном исчислении, о повышении в должности и т.п.

Правоприменительная функция предполагает возможность использования выводов по аттестации об условном соответствии либо несоответствии занимаемой сотрудником должности для принятия последующих решений руководством органа внутренних дел, ухудшающих социально-служебный статус аттестуемых (лишение либо понижение квалификационного звания, понижение в должности, увольнение и т.п.). Таким образом, правоприменительная функция касается практического воплощения принятых решений, касающихся аттестуемого, а также проведения намеченных мероприятий в органе внутренних дел с целью улучшения работы с кадрами.

Аттестация – это деятельность, процесс, начинающийся с момента принятия решения о проведении аттестации и заканчивающийся принятием решения по итогам аттестации, выполнением всех рекомендаций аттестационных комиссий, а также замечаний и предложений аттестуемых, высказанных ими на заеданиях аттестационных комиссий. Таким образом, на разных стадиях аттестационной процедуры субъектами аттестации становятся многие структурные подразделения правоохранительных органов и различные категории служащих. Очевидно, что опираясь только на характеристику или перечисление субъектов аттестационного производства, мы не сможем полностью раскрыть сущность этого сложного явления. Поэтому будет уместным, на наш взгляд, для уяснения главной сущности и содержания аттестации, разделить все аттестационное производство на соответствующие стадии. За основу подобного деления, в частности, можно принять хронологическую последовательность осуществления рассматриваемой деятельности.

Однако деление аттестационного производства на определенные временные промежутки (стадии), на наш взгляд, должно осуществляться с учетом таких важных моментов, как общность целей, задач, принципов и т.д.

Поэтому выделяя в рамках аттестационного производства те или иные стадии, мы должны придерживаться следующего определения стадии. Стадия – это отдельная часть аттестационного производства, с индивидуальными особенностями временного, процессуального характера, имеющая различный круг субъектов, наделенных определенными правами и обязанностями, и завершающаяся процессуальным документом, преследующая как индивидуальные, так и общие цели, задачи, принципы этого производства.

Анализируя нормативную правовую базу аттестационного производства с позиции определения понятия стадии, можно выделить следующие стадии аттестационного производства:

1) организация подготовки и проведения аттестации;

2) составление текстов аттестации на конкретных сотрудников;

3) заседание аттестационной комиссии;

4) оформление результата заседания аттестационной комиссии и принятых ею решений.

Заключение

Эволюция аттестационного производства свидетельствует обо все усложняющихся формах ее развития. При этом неизменной остается сущность аттестации, определяющая рассматриваемое явление, в первую очередь, как форму контроля, за соответствием государственными служащими занимаемым ими должностям и позволяющая на основе собранной информации принимать решения, способствующие государственным органам осуществлять эффективную кадровую политику.

На сегодняшний день можно констатировать об определенном прогрессе, достигнутом в сфере правового регулирования аттестационного производства и связанным, в первую очередь, с изданием целого ряда подзаконных нормативных правовых актов, более детально регламентирующих процедуру аттестации.

Рекомендуемая литература

Нормативные правовые акты

Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Федеральный закон от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции».

Федеральный закон от 19 июля 2011 года № 247-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный закон от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Приказ МВД России от 1 февраля 2018 года № 50 «Об утверждении Порядка организации прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации».

Основная

Организация работы с личным составом органов внутренних дел: учебное пособие / А. А. Алексеев и др. – СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2018.

Дополнительная

Бялт В. С., Ушаков А. А. Нормативное правовое регулирование условий прохождения службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Альбом схем. – СПб., 2012.

Государственная служба в органах внутренних дел Российской Федерации: курс лекций / Я. Л. Ванюшин и др. – Тюмень: Тюменский институт повышения квалификации сотрудников МВД России, 2016.

Маюров Н. П., Бялт В. С. Институт аттестации в органах внутренних дел Российской Федерации: актуальные проблемы и пути решения// Пробелы в российском законодательстве. 2012. № 3.

Назарова С. П. Институт государственной службы в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – Ростов-на-Дону, 2011.

Новое в законодательстве о прохождении службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Научно-практическое пособие / Маюров Н. П., Константинов Г. Л., Бялт В. С. и др. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета МВД России, 2013.

Организация кадровой работы в органах внутренних дел: Курс лекций / Маюров Н. П., Бялт В. С. и др. – М.: ДГСК МВД России, 2012.

Позднякова Е. В. Правовое регулирование прохождения государственной службы в органах внутренних дел Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. – Воронеж, 2010.

Переаттестация бывших милиционеров стала продолжением процесса создания на Украине патрульной полиции, осуществляемого при финансовой поддержке международных доноров. Эта структура заменила доставшуюся стране в наследство часть милиции и ГАИ советского образца. Органы внутренних дел оказались безнадежно поражены коррупцией, кумовством и некомпетентностью подавляющего большинства сотрудников. Их переаттестация была задумана как мера по очищению правоохранительной системы от балласта старых кадров.

Работа над ошибками

Аттестация всех сотрудников МВД началась в ноябре 2015 года, когда была официально создана Национальная полиция и ликвидирована милиция. Министр внутренних дел Украины Арсен Аваков 15 сентября нынешнего года заявил журналистам о намерении завершить переаттестацию полицейских к концу месяца. Позже он признал, что этот процесс проходил нелегко.

Присяга украинских полицейских в Киеве. Июль 2015

Общественные активисты, юристы и правозащитники дают неоднозначные оценки переаттестации бывших милиционеров Украины. Из-за того, что промежуточные результаты аттестации до сих пор неизвестны общественности, нельзя точно сказать, сколько полицейских прошли это испытание.

Директор Харьковской правозащитной группы Евгений Захаров отметил в интервью DW, что «проведение аттестации на местах, а не в столице, не уберегло от коррупционной составляющей». Кроме того, правозащитник считает, что нормативные документы по аттестации были несовершенны, и многие бывшие милиционеры вернулись на службу через суды.

Противоречивая роль общественности

В начале июня этого года глава Национальной полиции Хатия Деканоидзе заверяла, что восстановленные через суды старые кадры ждет еще одна аттестация. Особой гордостью Деканоидзе стало привлечение к работе аттестационных комиссий представителей общественности, «чего раньше никогда не было».

Патрульная полиция во Львове

Однако буквально через несколько дней сразу несколько общественных организаций заявили о провале аттестации и отозвали из комиссий своих представителей. «Участие общественности в отборе кадров вызвало панику среди старого руководства МВД. Под их давлением руководителям Нацполиции не удалось соблюсти договор с общественностью и работать с нею на равных», — сказала DW адвокат и член центральной аттестационной комиссии Евгения Закревская.

В отличие от нее, координатор Ассоциации украинских мониторов соблюдения прав человека в правоохранительных органах Сергей Перникоза считает, что далеко не все представители общественности активно работали в аттестационных комиссиях, поэтому доля общественных активистов была значительно сокращена. «Несмотря на это, процесс оставался открытым. Я не знаю случаев, когда бы желающим работать в аттестационных комиссиях были какие-то преграды», — отметил в интервью DW Перникоза.

Результаты под сукном

Хатия Деканоидзе в интервью СМИ 24 сентября фактически подтвердила, что результаты переаттестации являются закрытыми для общества, но пообещала обнародовать их через месяц. Евгения Закревская назвала это «нивелированием самой идеи открытой реформы». «Не обнародовать результаты аттестации со всеми именами и званиями — это то же, что смешать аттестованных и не аттестованных, одеть старую милицию в форму новых патрульных полицейских», — считает она.

Украинские полицейские принимают присягу. Июль 2015 года

Однако правозащитник Евгений Захаров убежден, что полицейские, как и все остальные граждане, имеют право на нераспространение своих персональных данных. «Следует обнародовать лишь общую статистическую информацию об аттестации. Имена и полученные во время аттестации баллы является персональной информацией и не подлежат разглашению», — сказал Захаров.

Реформа только начинается

Руководители Нацполиции и опрошенные эксперты считают, что впоследствии должна пройти еще как минимум одна волна аттестации, а реформу правоохранительной системы необходимо углублять. «Реформа будет бесполезной, если полиции не поднимут зарплату, если начальники штабов главных управлений областей будут получать меньше, чем простой патрульный», — отметил Евгений Захаров.

Он выступает за пересмотр законодательства и ведомственных инструкций, чтобы недостойным офицерам было не столь просто обжаловать решение аттестационных комиссий в судах или избегать аттестации путем переводов в другие местности и другие подразделения. В профсоюзе аттестованных сотрудников органов внутренних дел Украины не смогли сообщить, сколько человек было уволено из МВД и где именно они были трудоустроены, поскольку статистика о результатах аттестации пока недоступна.

От любви к разочарованию

Но не приведет ли освобождение большого количества сотрудников правоохранительных органов к их переходу в сомнительные охранные компании или криминальные структуры? Евгения Закревская не исключает, что такая угроза существует. Она считает, что в долгосрочной перспективе жесткие меры вполне оправданны. «Гораздо хуже, если недобродетельный офицер со связями в уголовном мире остается в полиции или переводится в органы прокуратуры», — говорит Закревская.

Между тем доверие украинцев к новой полиции тает на фоне целого ряда происшествий. Резонансное убийство полицейскими стритрейсера в Киеве и местного жителя в поселке Кривое Озеро на глазах у матери, жены и ребенка потрясли всю страну. Прохожие уже не спешат делать селфи с полицейскими на улицах украинских городов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *