Содержание
Аудит и анализ бизнес процессов
- НАШ ОПЫТ
- ВАШ РЕЗУЛЬТАТ
- НАША КОМАНДА
ЧТО ЭТО ТАКОЕ Фактически, это исследование и анализ всего бизнеса, который выполняется через призму бизнес процессов. Т.е. с точки зрения операционной деятельности и определения причин и следствий. Аудит или исследование бизнес процессов, проводится для того, чтобы получить информацию о реальном состоянии операционной деятельности компании. Аудит может проводиться быстро, в экспресс варианте, буквально за пару дней. А может более основательно, на уровне due diligence. Уровень проведения зависит от поставленных задач. Анализ, это логическое продолжение проведенного исследования. В зависимости от поставленых задач, анализ проводится с применением разных методик, но абсолютно всегда целью является понимание того, что можно улучшить в компании. Результатом аудита и анализа является отчет, с выявленными и рекомендациями по их реализации. ЭТО ДЛЯ ВАС ЕСЛИ
- Вы хотите понять какие операции являются лишними и не создают никакой ценности
- Где происходят потери ресурсов
- Где происходит потеря качества
- Какие операционные возможности вы упускаете
- Что в операционной деятельности несет в себе потенциальные риски
- Насколько операционная деятельность соответствует стратегии и целям компании
- Вы хотите понять насколько и как можно улучшить операционную деятельность компании
- Вы хотите провести оценку компании для потенциальной продажи
РЕЗУЛЬТАТ
-
- В результате нашей работы, вы получаете развернутый отчет, который включает в себя:
- Цели и задачи аудита
- Обзор исследованных процессов
- Выявленные возможности по оптимизации, способы их реализации и оценка изменений в случае реализации.
- Выявленные риски, способы их снижения и оценка реализации способов.
- Соответствие существующих бизнес процессов целям и показателям компании.
- Общие рекомендации по улучшению операционной деятельности
Отчет может лечь в основу дальнейшей работы по оптимизации бизнеса, вне зависимости от того, кем он будет выполняться. КАК МЫ ЭТО ДЕЛАЕМ
- Первым делом, мы, совместно с вами, определяем из каких процессов состоит ваш бизнес, цели компании, какие сложности вам приходится преодолевать и цели аудита. Это можно сделать как на месте, так и дистанционно.
- Затем мы готовим план работ и контактов. Это необходимо, чтобы каждый участник, с кем мы будем взаимодействовать, зарезервировал свое время и мог подготовиться.
- Следующим шагом является запрос и изучение всех доступных документов – начиная от инструкций и заканчивая финансовой отчетностью.
- После изучения документации, мы готовим список вопросов и проводим интервью с участниками бизнес процессов.
- Только после этого мы приходим непосредственно к вам и изучаем бизнес процессы на месте – наблюдаем и задаем вопросы.
- Когда вся информация получена, мы берем паузу на обработку информации и подготовку отчета и рекомендаций.
- Итоговым шагом является презентация результатов аудита и рекомендаций по оптимизации процессов.
В зависимости от размера компании, аудит может занять от 1 до 6 недель.
Контроль и учет являются взаимозависимыми и взаимодополняющими инструментами управления. При этом эффективность управленческого учета во многом определяется надежностью системы внутреннего контроля организации.
С 1 января 2013 г. вступил в силу Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 6 декабря 2011 г. (далее Закон № 402-ФЗ). Согласно ст. 19 Закона № 402-ФЗ экономические субъекты обязаны организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.
В свою очередь, контроль позволяет менеджменту организации получить информацию о реальном положении объекта управления, оценить качество результатов принятых решений и внести необходимые корректировки. Определение СВК также приведено в федеральном правиле (стандарте) аудиторской деятельности № 8.
Под СВК понимается совокупность процедур и мероприятий, разработанных и утвержденных руководством организации с целью предотвращения ошибок и недобросовестных действий, формирования условий, способствующих достижению запланированных целей, предотвращению кризисных явлений и повышению эффективности финансово-хозяйственной деятельности. Организация системы внутреннего контроля и ее функционирование направлены на устранение каких-либо рисков хозяйственной деятельности, которые угрожают достижению стратегических целей.
К основным функциям внутреннего контроля можно отнести:
- • повышение эффективности системы управления;
- • обеспечение сохранности активов организации;
- • повышение эффективности и качества бизнес-процессов;
- • оперативное выявление и устранение фактов недобросовестных действий и ошибок;
- • выявление и управление рисками организации;
- • формирование достоверной финансовой информации, позволяющей на ее основе всем группам пользователям принимать рациональные управленческие и экономические решения.
Элементами системы внутреннего контроля являются:
- • контрольная среда;
- • процесс оценки рисков сотрудниками самой организации;
- • информационная система;
- • контрольные действия;
- • мониторинг средств контроля.
Роль системы внутреннего контроля возросла после череды скандальных банкротств крупнейших мировых корпораций, среди которых энергетическая компания «Энрон», прекратившая свое существование в 2001 г., несмотря на то, что аудиторские заключения обанкротившейся корпорации «Энрон» были безоговорочно положительными за все периоды проверок. К сожалению, данный случай не единственный. В связи с этим были приняты ответные меры по борьбе с корпоративными недобросовестными действиями. В 2001 г. в США был принят Закон Сарбейнса – Оксли, согласно которому значительно повышалась ответственность руководителей и представителей собственников за создание эффективной системы внутреннего контроля, позволяющей предотвратить факты недобросовестных действий и усилить контроль за формированием достоверной финансовой отчетности. Закон устанавливал дополнительные требования при подготовке корпоративной отчетности в отношении не только менеджмента и представителей собственников организаций, но и внешних аудиторов. Позднее американская Комиссия по ценным бумагам и биржам (SEC) получила большие полномочия по контролю за деятельностью аудиторских организаций. Данный закон затронул и неамериканские организации, акции которых обращаются на американском фондовом рынке. События, связанные с банкротством крупнейшей корпорации «Энрон», показали, что ни внутренний, ни внешний аудит в полной мере не может защитить бизнес от недобросовестных действий, а пользователей отчетности – от негативных последствий, связанных с недостоверным отражением данных в финансовой отчетности. В связи с этим были пересмотрены принципы работы служб внутренних аудиторов.
Так, внутренний аудит (внутренняя проверка), представляя собой элемент системы внутреннего контроля, не является независимой проверкой и в этом смысле не соответствует сущности аудита, поскольку отличительной особенностью аудита, согласно требованиям Федерального закона «Об аудиторской деятельности», является его независимость. В последние годы понятие внутреннего аудита широко используется в сфере деятельности органов исполнительной власти. Согласно положениям ст. 270.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний финансовый аудит (контроль) – это контроль внутри органов исполнительной власти (органы местной администрации), которые вправе создавать подразделения внутреннего финансового аудита (внутреннего контроля), осуществляющие разработку и контроль за соблюдением внутренних стандартов и процедур составления и исполнения бюджета, составления бюджетной отчетности и ведения бюджетного учета, а также подготовку и организацию осуществления мер, направленных на повышение результативности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств. Из-за того, что службы внутреннего аудита не могли в полной мере справиться с поставленными перед ними задачами, положения Закона Сарбейнса – Оксли усилили процедуры, связанные с функционированием системы внутреннего контроля. Так, все организации, акции которых котировались на бирже, обязаны были создавать комитеты по аудиту, в состав которых должны были войти представители собственников и члены совета директоров. Такие меры призваны повысить ответственность за принимаемые решения и степень доведения к данным, содержащимся в финансовой отчетности. В российском законодательстве императивных норм по формированию системы внутреннего контроля не предусмотрено (за исключением банковской сферы и бюджетных учреждений). Вместе с тем обычаи делового оборота привели к тому, что многие крупные российские организации создают комитеты по аудиту с участием представителей собственников. Несмотря на то что многие специалисты проводят разграничения между внутренним аудитом и ревизорами общества, Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (в ред. от 28 декабря 2013 г.) регламентирует только порядок назначения ревизора в обществе. Функции, должностные обязанности других специалистов, осуществляющих внутренний контроль за деятельностью общества, нормативно не урегулированы. Эффективность системы внутреннего контроля во многом зависит от политики менеджмента, мотивации руководителей, стратегических целей организации.
На практике надежность системы внутреннего контроля оценивается посредством тестирования. При этом анализируются следующие элементы:
- • наличие формализованной структуры управления предприятием;
- • наличие положений, приказов, должностных инструкций, где определены функции, права и обязанности следующих органов: совета директоров, ревизионной комиссии, администрации организации, руководства филиалами, руководства подразделениями;
- • информированность о локальных нормативных актах сотрудников соответствующих служб;
- • наличие плана-графика распределения обязанностей по выполнению учетных работ между сотрудниками бухгалтерии и других смежных служб;
- • наличие плана переподготовки и повышения квалификации кадров и степень его выполнения;
- • распределение функций инициирования сделок, подготовки исходной документации, договорной работы, хранения документации, изменения рабочей документации, корректировки допущенных ошибок;
- • степень охвата структурных подразделений контролем;
- • изменения в структуре внутреннего контроля в отчетном периоде и причины этих изменений;
- • корректирующие воздействия по результатам проверок внутренних контролеров;
- • факты организационных (кадровых) выводов на основании результатов внутреннего контроля;
- • меры по предотвращению несанкционированного доступа к информационным система, документам;
- • инвентаризация активов и финансовых обязательств организации.
По результатам тестирования следует оценить надежность системы внутреннего контроля (применяется балльный метод с учетом весовых коэффициентов). Общепринятой считается трехуровневая градация: высокоэффективная, среднеэффективная и низкоэффективная. Если по результатам тестирования система внутреннего контроля является ненадежной (низкоэффективной), необходимо принять меры по устранению недостатков. Пример теста по оценке надежности СВК представлен в табл. 7.3.
Таблица 7.3
Пример теста по оценке надежности системы внутреннего контроля (извлечение)
№ п/п |
Оцениваемый компонент |
Надежность компонента |
||
Низкая |
Средняя |
Высокая |
||
Определение (делегирование) полномочий и ответственности |
Не определены/не делегированы |
Частично определены/делегированы |
Делегированы полномочия, ответственность определена |
|
Анализ соответствия организационной структуры характеру деятельности |
Не соответствует |
Не в полной мере соответствует |
Соответствует |
|
Участие высшего руководства в контрольных процедурах |
Недостаточное |
Умеренное |
Активное |
|
Анализ должностных инструкций |
Отсутствуют |
Частично разработаны |
Разработаны |
|
Кадровая политика |
Определена и формализована |
Частично определена |
Определена и утверждена |
|
Разработка локальных нормативных актов (коллективный договор, правила внутреннего распорядка и т.д.) |
Отсутствуют |
Разработаны частично |
Разработаны и установлены в полной мере |
|
Анализ текучести кадров |
Высокая |
Умеренная |
Низкая |
|
Оценка состояния риск-менеджмента (внутренняя оценка рисков) |
Неэффективная |
Недостаточно эффективная |
Эффективная. Отслеживаются изменения и принимаются необходимые меры |
|
Меры по защите от несанкционированного и нежелательного доступа |
Не установлены |
Частично установлены, нерегулярное проведение |
Установлены постоянное проведение и контроль |
|
Проводится ли анализ выявленных отклонений |
Не проводится |
Проводится нерегулярно |
Производится постоянно |
|
Итоговая оценка/выводы и рекомендации |
По результатам проведенного тестирования можно сделать вывод о том, что в целом система внутреннего контроля является надежной |
Ответственность представителей собственника и руководства организации
Менеджмент и представители собственника ответственны за надлежащую организацию системы внутреннего контроля.
Таким образом, основанная роль системы внутреннего контроля – это способность выявлять риски как в системе управления, так и в финансово-хозяйственной деятельности организации. Являясь индикатором рисков, эффективная СВК сигнализирует менеджменту о необходимости адекватного реагирования на появившиеся проблемы и оказывает существенное влияние на бизнес-процессы организации, в связи с чем вопросы, связанные с оценкой надежности СВК, играют важнейшую роль при диагностике возможных причин неблагоприятных явлений, особенно в условиях нестабильной внешней среды.
АКТУАЛЬНОСТЬ: В современных условиях от предприятия как никогда ожидают повышения эффективности. Одним из способов решения данной задачи может являться внедрение процессного управления с опорой на отраслевые и технологические особенности организации.
Бизнес-процессы позволяют организации добиваться высокой эффективности без потери ключевого фокуса бизнеса и скорости принятия решений.
Процессная ориентация для компании обусловлена необходимостью найти методы, которые смогут обеспечить компании простоту проведения оптимизации ресурсов, задействованных в процессе производства. Вполне ожидаемо предположить, что для каждой компании набор бизнес-процессов будет индивидуальным. Как правило, стандартный перечень отсутствует. Именно поэтому создание и/или аудит бизнес-процессов необходимо начинать с понимания стратегии и стратегических инициатив компании.
Компания SPB TRAINING поможет вам определить направление проверки/аудита бизнес-процессов и дальнейшие шаги по оптимизации системы.
Любое проектирование бизнес-процессов – сложная и ответственная деятельность. Проведение внутреннего аудита бизнес-процессов является основой эффективной работы организации: чем лучше отлажены процессы, тем успешнее будет развиваться предприятие и тем меньше проблем будет возникать. Любой бизнес будет эффективным лишь в случае оптимальной работы. Проведение аудита можно сравнить с настройкой музыкального инструмента: если все правильно отлажено, в результате получается идеальное звучание.
Аудит эффективности бизнес-процессов – понятие, которое по-своему понимают в различных развитых странах.
Аудит эффективности
Как понять, что требуется внутренний аудит бизнес-процессов?
Увидеть, что на предприятии необходим аудит бизнес-процессов, вы сможете по следующим признакам:
- необоснованное увеличение штата, рост затрат на персонал;
- появление невостребованных и убыточных позиций после расширения номенклатуры;
- замораживание денежных средств;
- уход перспективных, доходных клиентов;
- увеличение затрат усилий на клиентов, которые приносят мало дохода;
- рост задолженностей и прочие проблемы, связанные со снижением эффективности работы организации.
Отличие аудита бизнес- процессов от других видов аудита
Сравнительная таблица видов аудита
Проведение аудита бизнес-процессов на предприятии
Проверка внутренних бизнес-процессов фирмы представляет собой ревизию всех деловых процессов организации для выявления и последующего исправления упущений или пробелов. Внутренний аудит бизнес-процессов на предприятии или компании позволяет проверить, насколько объективные и оптимальные механизмы работы заложены в повседневную деятельность компании. Во время проверки аудиторы оценивают работу организации с тем, как она должна работать, выявляют системные разрывы.
Этапы аудита
Результаты проведения аудита бизнес-процессов
После проведения аудита и исправления выявленных недочетов будут заметны следующие положительные изменения:
- снижение издержек, ускорение выполнения процессов;
- повышение качества результатов;
- скоординированные действия разных подразделений;
- разграничение ответственности и усиление контроля.
Аудит производственных процессов
Объект проверки | Источник информации | Процедура |
Сметы, проекты, планы | Журналы работ на объектах, сметы | Пересчет, документальное подтверждение |
Заказы на поставку сырья | Документы, подтверждающие заказ продукции | Аналитика |
Выполнение договоров поставки | Договоры, данные по расчетам с заказчиками | Проверка документов |
Списание в производство сырья и материалов | Документы внутреннего перемещения сырья | Инспектирование, проверка |
Расчет и отражение себестоимости продукции в учете | Карточки расчета себестоимости и регистры бухучета | Пересчет, проверка |
Счета-фактуры | Счета-фактуры | Прослеживание, подтверждение |
Начисление амортизации | Инвентарные карточки | Проверка, пересчет |
Движение материальных ценностей | Карточки складского учета, отчеты по приходу-отпуску МПЗ | Пересчет, проверка инспектирование |
Отражение хозяйственных операций на счетах бухучета | Регистры бухучета | Пересчет, проверка инспектирование |
Расчеты с покупателями и поставщиками | Выписки с банковского счета, акты сверки, приходные/расходные кассовые документы | Прослеживание, подтверждение, проверка |
Стандарт описания регламентации и аудита бизнес-процесса
Любое проведение аудита бизнес-процессов состоит из нескольких этапов, каждый из которых подтверждается документально:
Распоряжение о проведении. Документ должен быть утвержден высшим руководством и содержать такие основные данные, как причины аудита, цели, объекты, члены комиссии. Назначается руководитель для управления процессом, уточняются сроки утверждения программы.
Сбор информации. В рабочие аудиторские документы входят заполненные анкеты сотрудников и результаты опросов, сделанные аудиторами записи, бланки интервью и тестов. Специалисты, выполняющие аудит, должны предоставить нормативные документы со следующей информацией: дата, место проведения анализа работы предприятия, ФИО проверяющего, источники получения информации, способы сбора данных, описание проверяемых бизнес-процессов, итоги выполненных ранее аудитор. Рабочие документы могут заполняться в произвольной форме или заранее установленной – в виде текста, графиков, диаграмм и т.д.
План аудита. В него включены основные разделы: сбор данных и обобщение информации, глубокий анализ бизнес-процессов предприятия, выводу, разработка рекомендаций, составление предложений по улучшению деятельности, составление отчета, презентация полученных результатов. В отчете обязательно указывается цель проверки, описание выбранных для исследования процессов, а также основные мероприятия и этапы аудита. Для каждого этапа отдельно определяются ресурсы, ключевые задачи, сроки выполнения, методы анализа и сбора информации, а также назначаются ответственные за результат.
Формирование отчета. Внутренний аудит бизнес-процессов завершается итогами проделанной работы. В документе подытоживаются сильные, слабые стороны компании, приводятся общие выводы и подробная информация, какие ресурсы были затрачены и каких результатов удалось достичь.
Аудиторское заключение. В нем отображаются важные выводы аудита, а также приводятся результаты по оптимизации.
Аудит эффективности стал внедряться в практику деятельности органов финансового контроля многих развитых стран после принятия на IX Конгрессе международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. Лимской декларации о руководящих принципах финансового контроля. В последние годы он получил высокую оценку своей эффективности и международное признание. В соответствии со стандартами ИНТОСАИ орган высшего государственного финансового контроля, которым является Счетная палата РФ, может проводить проверки эффективности и делать выводы о неэффективном расходовании бюджетных средств при наличии законодательно установленного права на данный вид проверок в отношении всех областей деятельности государства, связанных с расходованием бюджетных средств.
В Федеральном законе «О Счетной палате Российской Федерации» и законах субъектов Федерации о контрольно-счетных органах «аудит эффективности» как вид контроля отсутствует. Для его внедрения и исключения правовых коллизий потребуется соответствующее изменение действующего законодательства.
Введение аудита эффективности в практику государственного финансового контроля диктуется следующими обстоятельствами:
· необходимость повышения результативности, действенности и эффективности государственного финансового контроля;
· необходимость существенного улучшения деятельности исполнительных органов власти и иных организаций, использующих государственные ресурсы;
· потребность усиления прозрачности деятельности организаций, использующих средства налогоплательщиков;
· расширение сферы казначейского обслуживания бюджета;
· перспектива перехода на бюджетирование по результатам деятельности,
Таким образом, аудит эффективности в сравнении с традиционным финансовым аудитом включает новые задачи и значительно расширяет цели и предмет государственного финансового контроля.
Целями аудита эффективности являются:
· анализ и оценка эффективности использования средств федерального и региональною бюджетов и иных государственных ресурсов;
· разработка обоснованных рекомендаций и предложений по оптимизации деятельности органов исполнительной власти и по повышению эффективности использования государственных ресурсов.
В рамках названных целей задачами аудита эффективности могут быть:
· анализ целесообразности выделения бюджетных средств и иных ресурсов бюджетополучателю;
· оценка полноты и своевременности использования бюджетных средств и иных ресурсов;
· анализ и оценка экономичности использования бюджетных средств и иных ресурсов;
· анализ и оценка полноты достижения целей, на которые выделены бюджетные средства и иные ресурсы;
· выявление и оценка ущерба, нанесенного государству при использовании бюджетных средств и иных ресурсов;
· причинно-следственный анализ неэффективного использования бюджетных средств и иных ресурсов;
· разработка рекомендаций и предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и иных ресурсов;
· оценка последствий реализации рекомендаций и предложений по повышению эффективности использования бюджетных средств и иных ресурсов.
Понятие аудита эффективности вытекает из его места в финансовом контроле и может быть определено как «оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти и иных организаций по выполнению государственных функций, использованию государственных ресурсов и разработка рекомендаций по совершенствованию их работы».
Предметом аудита эффективности являются:
♦ направления деятельности и функций федерального (регионального) органа государственной власти или получателя бюджетных средств;
♦ средства федерального (регионального) бюджета» выделяемые на решение государственных задач и целевых программ;
♦ федеральная собственность, природные и иные государственные ресурсы;
♦ международные и межбюджетные договоры и отношения;
♦ отдельные важнейшие вопросы управления государственными ресурсами;
♦ организация исполнения бюджетного процесса.
Объекты аудита эффективности можно классифицировать, исходя из уровня управления бюджетными средствами и государственными ресурсами. В этой связи объектами аудита эффективности будут:
♦ на федеральном уровне — федеральные органы исполнительной власти; получатели бюджетных средств; организации, использующие федеральную собственность, природные и иные государственные ресурсы; организации, имеющие предоставленные федеральным законом налоговые, таможенные и иные льготы; администрации субъектов Федерации в части использования средств федерального бюджета, собственности и природных ресурсов; государственные внебюджетные фонды;
♦ на региональном уровне — администрации субъектов Федерации; исполнительные органы субъектов Федерации; получатели средств регионального бюджета; организации, использующие средства регионального бюджета, собственность субъекта Федерации и имеющие льготы по налогам и иным платежам, установленные региональным законодательством; администрации муниципальных образований, использующие собственность и средства регионального бюджета.
В зависимости от предмета аудита эффективности определяется степень охвата проверкой той или иной деятельности объекта аудита. То есть объектом аудита может быть деятельность как организации в целом, так и отдельного подразделения или ряда подразделений. Но в любом случае объект аудита эффективности — это всегда персонифицированная единица: организация, подразделение, должностное лицо.
Видами аудита эффективности в крупном плане могут быть:
· аудит эффективности исполнения отдельных государственных функций органом исполнительной власти;
· аудит эффективности исполнения государственных функций и заказов получателями бюджетных средств;
· аудит эффективности исполнения федерального (регионального) бюджета;
· аудит эффективности деятельности крупных народнохозяйственных комплексов (топливно-энергетического, военно-промышленного, природоохранного и т. п.);
· аудит эффективности крупных программно-целевых комплексов (космические, научные, технологические, территориальные программно-целевые комплексы);
· аудит эффективности федеральных (региональных) программ;
· аудит эффективности инвестиционных федеральных и региональных программ;
· аудит эффективности использования средств федерального (регионального) бюджета;
· аудит эффективности использования государственной собственности;
· аудит эффективности использования природных и иных государственных ресурсов;
· аудит эффективности использования средств государственных внебюджетных фондов;
· аудит эффективности предпринимательской деятельности.
Принципы аудита эффективности должны обеспечивать высокую его результативность, действенность и экономичность, В этой связи необходимо соблюдение следующих принципов:
· научности, т. е. применения научных методов анализа деятельности объекта аудита и синтеза рекомендаций по совершенствованию его функций, организации и методов управления;
· системности, т. е- анализа всех возможных факторов и связей в деятельности объекта аудита;
· объективности, т. е. устранения всех субъективных оценок и приоритетов;
· независимости, т. е. устраненности от волевых и материальных воздействий любых органов и должностных лиц;
· гласности, т. е. результаты аудита эффективности после соответствующего его рассмотрения должны быть доведены до руководящих органов и общественности.
Критерии и показатели аудита эффективности.
Применительно к аудиту эффективности критерии эффективности — это обобщенная совокупность показателей, отражающих различные стороны деятельности объекта аудита.
Целесообразно использовать следующие критерии эффективности.
1. Результативность — критерий, позволяющий определить результат той или иной деятельности. Он применим, например, для оценки эффективности системы управления, целевых программ, использования финансовых и материальных ресурсов. Совокупность показателей здесь зависит от специфики деятельности проверяемого объекта и будет весьма разнообразной.
2. Экономичность — критерий, определяющий «цену» результативности» т. е. затраты на достижение поставленных целей. Эти затраты могут быть нормативными, т. е. укладывающимися в расчетные значения или утвержденные нормативы; сверхнормативными, т. е, выше расчетных показателей; экономичными, т. е. ниже расчетных показателей.
Показатели аудита эффективности являются составными элементами критериев эффективности и отражают ту или иную сторону деятельности проверяемого объекта.
В крупном плане показатели аудита эффективности можно классифицировать следующим образом:
1. абсолютные показатели эффективности, т. е. те, которые характеризуют степень достижения поставленных целей или запланированных результатов в натуральных или стоимостных показателях;
2. качественные показатели эффективности, т. е. те, которые отражают качество работы объекта или системы управления при использовании тех или иных ресурсов;
3. относительные показатели — те, которые показывают «цену» результативности с точки зрения финансовых затрат на единицу продукции или услуг;
4. динамические показатели, т. е. те, которые показывают динамику как абсолютных, так и относительных показателей во времени.
Системный анализ совокупности абсолютных, качественных, относительных и динамических показателей позволит создать целостную картину эффективности деятельности того или иного органа и использования тех или иных государственных ресурсов.
Источниками информации для расчета критериев и показателей аудита эффективности могут быть:
♦ материалы отчетов участников бюджетного процесса;
♦ результаты оперативного контроля;
♦ результаты проверок исполнения федерального бюджета за отчетный год;
♦ результаты предыдущих финансовых проверок;
♦ данные статистической отчетности;
♦ отчеты и балансы проверяемого объекта;
♦ данные о состоянии аналогичных объектов;
♦ материалы научно-исследовательских организаций;
♦ материалы аудиторских фирм;
♦ внутриобъектные материалы (устав, положение, должностные инструкции);
♦ сметы расходов;
♦ нормативы использования ресурсов;
♦ приказы, распоряжения;
♦ договоры, контракты;
♦ данные зарубежных аналогов;
♦ данные налоговых, таможенных и иных фискальных органов;
♦ данные об обеспеченности законодательной и нормативной базой;
♦ данные, выявленные в процессе контрольного этапа аудита эффективности.
Кроме перечисленных, могут использоваться также: информация периодической печати; данные правоохранительных органов; материалы средств массовой информации.