Банкротство ликвидируемого должника

Банкротство и ликвидация предприятия – в чем разница

Банкротство предприятия является одной из самых эффективных мер ликвидации. В банкротство организация входит по решению Арбитражного суда. Только он уполномочен на принятие такого решения. Суд либо вводит в отношении организации-должника какую-либо процедуру, или же отказывает в назначении банкротства.

Ликвидация предприятия на основании банкротства может занять от трех месяцев до нескольких лет. Ведь, такая процедура может проводиться как по упрощенной схеме, так и полноценно, с прохождением нескольких стадий:

  • стадия наблюдения;
  • конкурсного производства;
  • финансового оздоровления.

Инициируется банкротство фирмы по заявлению кредиторов компании: коммерческих или налогового органа. Также заявление вправе подать и сама организация, у которой образовались долги свыше 300 тысяч рублей, а срок исполнения по долгам просрочен свыше трех месяцев с даты, когда задолженность должна была быть погашена.

При рассмотрении заявления о признании организации банкротом, суд рассматривает такие факторы:

  • наличие соответствующего законодательству долга;
  • пропуск срока исполнения по задолженности свыше трех месяцев;
  • наличие средств, достаточных для проведения процедуры банкротства.

Последний пункт означает, что заявитель, будь то сама организация–должник или ее кредитор должны обладать средствами, чтоб профинансировать банкротство предприятия.

Упрощенная система

Предусмотрено и банкротство предприятия по упрощенной системе, в случае, если невозможность погашения долгов выявлена в процессе добровольной ликвидации общества. В таком случае, ликвидатор обязан обратиться в суд с заявлением о признании организации банкротом. При таких обстоятельствах, суд вводит конкурсное производство, минуя введение наблюдения, что в значительной степени экономит время и средства.

При обоих вариантах, на время проведения банкротства, назначается профессиональный арбитражный управляющий. Он призван выполнять функции исполнительного органа, и проводить комплекс необходимых действий:

  • анализ деятельности компании;
  • взыск дебиторской задолженности;
  • формирование реестра требований кредиторов;
  • выявление имущества и проведение его квалифицированной оценки;
  • анализ обоснованности предъявляемых требований, их законность;
  • ответственность за деятельность предприятия во время проведения процедуры;
  • взаимодействие с государственными органами и удовлетворение требований кредиторов.

Управляющий составляет отчеты о своей деятельности, которые выносит на рассмотрение собранию кредиторов и суда.

Выявленное у должника имущество подлежит профессиональной оценке и реализации путем назначения торгов. Средства, вырученные от продажи имущества должника, идут на погашение расходов арбитражного управляющего, его вознаграждение, выплату зарплаты и иные расчеты с кредиторами. Но это происходит, только если имущества и вырученных средств от его продажи оказывается достаточно. Зачастую, средств хватает только на оплату услуг конкурсного управляющего, иногда на невыплаченную заработную плату.

Финальный этап процедуры

После завершения расчетов конкурсный управляющий представляет собранию кредиторов и суду отчет о завершении процедуры, и ходатайствует об окончании процесса и признании предприятия несостоятельным (банкротом). С момента решения суда о признании организации несостоятельной (банкротом), фирма официально прекращает свою деятельность, а долги считаются погашенными. Организация исключается из государственного реестра юридических лиц в связи с вынесением соответствующего решения Арбитражного суда без правопреемства.

Таким образом, банкротство предприятия регламентируется соответствующим Федеральным Законом о несостоятельности (банкротстве), отличается необходимостью наличия определенного размера долгов для возбуждения дела о банкротстве, назначением арбитражного управляющего, прохождением процесса через Арбитражный суд.

В отличие от ликвидации предприятия, банкротство нельзя пройти самостоятельно.

Мы поможем разобраться в тонкостях этого сложного процесса, так как в нашу команду входят профессиональные арбитражные управляющие, юристы, бухгалтера, оценщики, специалисты в области налогового права и представительстве в судах любой юрисдикции.

Что такое банкротство предприятия?

Банкротство юридического лица предполагает создание условий, в рамках которых предприятие обязуется выполнить имеющиеся долговые обязательства. Если упомянутые условия отсутствуют, внесение соответствующих выплат невозможно. Инициатором процедуры банкротства вправе выступать руководитель или владелец компании.

Второй стороной, заинтересованной в банкротстве, выступает кредитор, как правило, это банковское учреждение. В редких ситуациях банкротство происходит по инициативе государственных структур. Чаще всего ситуация объясняется присутствием у компании долга перед сторонними лицами.

Банкротство проходит с непосредственным участием арбитражного суда. Заинтересованное лицо сначала подает заявление в указанную инстанцию. После принятия арбитражем документа проводится собрание комитета, ставящее целью защитить права кредиторов и прочих уполномоченных сторон. В рамках процедуры проходит ряд этапов:

  • наблюдение;
  • внешнее управление;
  • финансовая санация;
  • конкурсное производство.

Если ни на одной из стадий процесса поставленные задачи не полежат адекватному решению, фирма ликвидируется. На любом из этапов остаётся возможность заключения между сторонами мирового соглашения. Если предприятие осуществит расчеты по всем долгам, процедура прекращается. Остановимся на каждом из этапов подробно.

Что такое ликвидация предприятия

Этот термин соответствует одновременно нескольким процедурам, описанным далее

  1. Ликвидация – вынужденное прекращение функционирования организации в результате банкротства. То есть, как уже отмечалось, это последняя стадия процедуры банкротства организации.
  2. Ликвидация — вынужденное прекращение деятельности из-за признания незаконной либо неразрешённой (не имелось лицензии, сертификата, свидетельства).
  3. Ликвидация — добровольное прекращение существования фирмы по решению владельца.

Если рассматривать ликвидацию ооо в рамках банкротства, то, как и в прочих этапах, главенствует здесь арбитражный суд. По завершении процесса конкурсного производства судебный орган рассматривает отчетные документы и выносит решение.

Известна вторая схема мероприятия. Она предполагает факт утраты компанией права на ведение предпринимательства без прекращения действия финансовых и прочих обязательств. Ведь у предприятия могут сохраниться долги перед государственными органами и кредиторами. В случае недостатка ресурсов для исполнения всех обязательств, производится реализация уплаты долгов в рамках конкурсного производства, что сопровождается последующей ликвидацией.

Третий план подразумевает, что собственниками лично принимается решение о прекращении работы в связи с прекращением бизнеса. Но мера производится только в том случае, если все долговые обязательства выполнены.

Сведения о том, что предприятие добровольно или принудительно ликвидируется, поступают в Федеральную налоговую инстанцию. В результате в едином государственном реестре появляется запись, что компания подлежит ликвидации.

Так в чем разница между ликвидацией и банкротством

Установлен ряд причин, запрещающих объединять понятия ликвидации и банкротства.

  1. В случае ликвидации всегда подразумевается прекращение коммерческой работы. В ситуации с банкротством компания перестает функционировать только после безуспешно проведенных вышеописанных мер. Если в ходе одной из процедур цели оказались достигнутыми, процесс банкротства недействителен, то есть, приостанавливается.
  2. Ликвидация порой не подразумевает наличия долгов. Конечно, так происходит не всегда, а только в случае добровольного инициирования процесса. Что касается банкротства, оно как раз происходит по причине нехватки собственных ресурсов для погашения задолженностей.
  3. Ликвидация априори не отождествляется с процедурой банкротства потому, что становится одной из стадий общей процедуры.
  4. Часто мероприятия по ликвидации совершаются без участия арбитражного суда. Это касается ситуаций, когда процесс основывается на добровольном решении участников фирмы закрыться. То есть, если компания решила прекратить работу и успела погасить все долги, все, что потребуется – обратиться в органы ФНС.

Несмотря на колоссальные различия между понятиями, в большинстве ситуаций оба процесса обнаруживают тесную взаимную связь и должны быть рассмотрены как элементы общего контекста.

Если у компании имеются долги, прекратить деятельность она сможет только тогда, когда произведёт расчеты по всем направлениям. Порой для решения поставленной задачи актуальной мерой становится банкротство. Общие выводы о вышесказанных фактах отображены в сводной таблице.

Банкротство ликвидируемого должника

Банкротство ликвидируемого должника — процедура

Этап 1. Начало добровольной ликвидации должника

1. Решение о ликвидации. Участники должника на общем собрании принимают решение о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии или ликвидатора (ст. 61 ГК РФ).

2. Уведомление о ликвидации должника и назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

Участники уведомляют регистрирующий орган о принятом решении в трехдневный срок (ст. 20 ФЗ «О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей») — по форме Р15001

Документы, которые представляет должник в регистрирующий орган:
Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица — по форме Р15001
Оригинал решения о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии.

Регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации (пп.2 ст.20 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Регистрирующий орган выдает:
1) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о нахождении должника в стадии ликвидации,
2) Свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ о назначении ликвидационной комиссии (ликвидатора).

3. Публикация о ликвидации. После получения указанных свидетельств ликвидационная комиссия размещает в органах печати (журнал «Вестник государственной регистрации») сообщение о ликвидации должника, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2 месяцев с момента публикации).

4. Ликвидационная комиссия в любой момент до истечения 2 месяцев со дня публикации о ликвидации должника может обнаружить признаки банкротства.

В случае если конкурсный кредитор подаст заявление о признании должника банкротом после публикации о ликвидации, арбитражный суд на основании ст.225 «Закона о несостоятельности (банкротстве)» принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

Для признания должника банкротом необходимо, чтобы должник отвечал следующим условиям.

Условия для признания должником банкротом:

Признаки банкротства: должник не способен удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, если такие обязательства не исполнены им в течение 3-х месяцев с даты, когда они должны быть исполнены (ст. 3 Фeдepaльного зaкoна oт 26.10.2002 № 127-Ф3 «O нecocтoятeльнocти (бaнкpoтcтвe)» (дaлee — Закон о банкротстве).
Для рассмотрения арбитражным судом дела о банкротстве размер денежных требований к должнику должен составлять в совокупности — не менее 300 000 рублей (пп.2 ст.6 Закона о банкротстве). При этом, учитываются денежные обязательства должника, включая суммы займа с учетом процентов: подлежащие применению за неисполнение (ненадлежащее исполнение) обязательств неустойки, проценты за просрочку и убытки не учитываются при определении признаков банкротства должника (пп. 2 ст.4 Закона о банкротстве).

5. Ликвидационная комиссия обязана направить учредителям (участникам) должника сведения о наличии признаков банкротства (пп.1 ст.30 Закона о банкротстве).

Этап 2. Инициация и ведение процедуры банкротства должника

6. Заявление должника. Должник в лице председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) подает заявление в арбитражный суд о признании должника банкротом (ст.224 Закона о банкротстве). В заявлении должника о банкротстве не указывается кандидатура конкурсного управляющего.

или

Заявление конкурсного кредитора. Заявление должно быть подтверждено вступившим в законную силу судебным актом.

7. Рассмотрение заявления должника арбитражным судом. Арбитражный суд выносит определение о принятии заявления должника. Арбитражный суд направляет определение в саморегулируемую организацию с целью запроса документов арбитражного управляющего, указанного в заявлении должника.

8. Судебное заседание, вынесение решения. Арбитражный суд в судебном заседании может принять только одно решение: о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства, и одновременно о назначении конкурсного управляющего. Наблюдение, финансовое оздоровление и внешнее управление при банкротстве ликвидируемого должника не применяются (пп. 1 ст. 225 Закона о банкротстве).

Далее следует процедура конкурсного производства.

Если имущества предприятия, к которому было принято решение о ликвидации, не хватает для удовлетворения запросов кредиторов, то юридическое лицо будет ликвидировано в порядке, указанном в ФЗ «О несостоятельности».

Ликвидируемым должником называют должника, который находится в процедуре ликвидации. Ликвидация – прекращение деятельности юрлица, при этом не предусмотрен переход прав на предприятие к третьим лицам.

Банкротство ликвидируемого лица – одна из видов упрощенных процедур банкротства, которые применяются в отношении лица, неспособного возместить судебные затраты по делу о банкротстве.

Шаг №1 – начало процесса

Когда начинается добровольная ликвидация:

  1. Принимается решение о необходимости ликвидации юридического лица. Учредители единогласно согласиться (отказаться), затем оформить свое решение в виде протокола. При этом назначается ликвидационная комиссия, что предусмотрено ст. 61 ГК РФ;
  2. Сообщение соответствующих органов о том, что должник будет ликвидирован и назначена комиссия.

Учредители обязаны направить уведомление в регистрирующий орган в продолжение трех суток после принятия решения, что предусмотрено ст. 20 федерального закона «О регистрации юр. лиц и ИП».

К документации, предоставляемой главой ликвидационной комиссии, в регистрационный орган, относится:

  • Уведомление о том, что было принято решение, связанное с ликвидацией (форма Р15001);
  • Уведомление, подтверждающее начало сбора ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Протокол, составленный на собрании учредителей – необходимо предоставить оригинал.

Орган регистрации после получения документации вносит соответствующую пометку в ЕГРЮЛ. С этого момента предприятие официально признается ликвидирующимся юр. лицом.

Последствия:

  • Невозможно провести государственную регистрацию корректировок, вносимых в учредительную документацию предприятия;
  • Запрещена регистрация юридических лиц, участником которых будет являться ликвидируемое на данный момент предприятие.

Регистрирующий орган выдает следующие документы:

  • Справку о внесении должника в ЕГРЮЛ;
  • Свидетельство о том, что ликвидационная комиссия была внесена в ЕГРЮЛ.

Ликвидационная комиссия в продолжение двух месяцев с начала публикации сообщения о ликвидации должника может установить признаки банкротства:

  1. Неспособность удовлетворить запросы кредиторов в течение трех месяцев;
  2. Сумма задолженности в общей сумме должна превышать 100.000 руб.

Узнайте, каков порядок добровольной ликвидации общественной организации.

Подробнее о ликвидации некоммерческой организации Минюст .

Шаг №2 – вводится процедура банкротства

Инициирование процедуры банкротства осуществляется следующим образом:

  1. Заявление от должника. Он должен подать заявление в Арбитражный суд;
  2. Арбитражный суд рассматривает поданное заявление, выносит определение, направляет в предприятие арбитражного управляющего, запрашивает ряд документов;
  3. Назначается судебное заседание по делу о банкротстве. При наличии признаков банкротства может быть вынесено только два решения – признается несостоятельность юридического лица, открывается конкурсное производство или выносится отказ в рассмотрении заявления.

В соответствии со ст. 225 ФЗ «О несостоятельности» при процедуре банкротства ликвидируемого должника не принимаются такие реабилитационные процедуры, как наблюдение, оздоровление и внешнее управление.

Управляющий при инициировании банкротства должен предоставить перечень документов в орган регистрации:

  • Уведомление о формировании ликвидационной комиссии (форма Р15002);
  • Ксерокопию постановление суда о том, что должник признан обанкротившимся, назначено конкурсное производство.

В ответ регистрационный орган оформляет Свидетельство, на основании которого назначается конкурсный управляющий.

Необходимо опубликовать сообщение о несостоятельности.

Последствия начала конкурсного производства:

  1. Приостанавливается добавление к сумме долга штрафных санкций, пенни, неустоек и т.д.;
  2. С момента открытия производства все сведения, касающиеся финансового состояния банкрота, перестают быть тайной;
  3. Любые сделки, влекущие за собой отчуждение имущества банкрота или его передачу, могут проводиться только в соответствии с ФЗ;
  4. Все требования по финансовым обязательствам, договорам, уплате обязательных платежей могут предъявляться только во время конкурсного производства. Исключением из этого является взыскание средств на возмещение вреда здоровью, алименты, указы об истребовании имущества из незаконного распоряжения и т.д.;
  5. Исполнительная документация должна быть передана судебным приставам;
  6. Не допускается после принятия судом распоряжения об открытии конкурсного производства наложения арестов на имущество юридического лица;
  7. С руководителя предприятием снимаются все полномочия.

При этом конкурсный управляющий может осуществлять следующие действия:

  • Провести инвентаризацию имущества;
  • Оценить имущество должника;
  • Уведомить сотрудников должника о том, что они будут уволены. Сделать это требуется не позднее одного календарного месяца с момента введения конкурсного производства;
  • Принятие мер, необходимых для сохранения имущества банкрота;
  • Ведение реестра запросов кредиторов;
  • Исполнение других обязанностей, предусмотренных ФЗ. К примеру, предоставление кредиторам отчетов не меньше, чем один раз в 30 дней. Это положение регулируется ст. 143 ФЗ «О банкротстве».

Особенности

Особенности банкротства ликвидируемого должника:

  1. Постановление об открытии конкурсного производства, утверждении управляющего на этот срок времени и о признании юридического лица банкротом выносится Арбитражным судом;
  2. Кредиторы имеют право предоставить свои запросы ликвидируемому банкроту в продолжение месяца после того, как было опубликовано сообщение о признании юридического лица банкротом. Положение соответствует ст. 71 ФЗ;
  3. Реестр запросов кредиторов будет составлен в порядке, который устанавливается Федеральным законом;
  4. Если производство было возбуждено в соответствии с заявлением собственника, поданным до момента формирования ликвидационной комиссии, то рассмотрение дела происходит без учета особенностей, указанных выше.

Законодательством не устанавливается время первого собрания кредиторов. Однако его рекомендуется проводить по окончанию месяца после публикации информации о том, что должник признан банкротом, после закрытия реестра требований. На первом собрании будет избран комитет кредиторов.

Все это относится к обязанностям конкурсного управляющего, который также направляет соответствующее заявление в арбитражный суд. При этом исключаются действия о подписании мирового соглашения или взыскании дебиторского долга.

Узнайте, что такое реорганизация и ликвидация ЗАО.

Скачать протокол ОАО о ликвидации можно .

Как проходит ликвидация благотворительного фонда, .

Особенности банкротства ликвидируемого должника

Каковы же особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника.

При подтверждении в ходе рассмотрения дела неспособности должника удовлетворить требования кредиторов в полном объеме и наличия решения органа, уполномоченного в соответствии с учредительными документами должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия о ликвидации, арбитражный суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства и назначает конкурсного управляющего.

Конкурсным управляющим может быть назначено арбитражным судом физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя и не являющееся заинтересованным лицом в отношении должника и кредитора (пункт 1 ст. 19 Закона).

Особенностью назначения конкурсного управляющего при банкротстве ликвидируемого должника является то, что обязанности конкурсного управляющего могут быть возложены арбитражным судом на председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) независимо от наличия лицензии арбитражного управляющего.

Права и обязанности конкурсного управляющего определены в статье 20 Закона. Конкурсный управляющий несет ответственность согласно статье 21 Закона о банкротстве.

Анализ Закона о банкротстве позволяет сделать вывод о том, что при банкротстве ликвидируемого должника конкурсным управляющим может быть назначено лицо, не зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Ведь председатель ликвидационной комиссии нередко будет являться физическим лицом, не занимающимся предпринимательской деятельностью.

Хотелось бы обратить внимание на иной срок предъявления требований кредиторов к ликвидируемому должнику.

В течение месячного срока, в отличие от срока, установленного статьей 100 Закона о банкротстве, после опубликования конкурсным управляющим сведений о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства, кредитор вправе предъявить к нему свои требования.

Особенности рассмотрения дела о банкротстве ликвидируемого должника не применяются в том случае, если дело о банкротстве возбуждено по заявлению собственника имущества должника — унитарного предприятия, учредителя (участника) должника или руководителя должника, поданному до создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора).

В указанном случае применяются правила главы VI Закона. В случае выявления органом, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 174 Закона о банкротстве, т.е. при установлении, что стоимость имущества ликвидируемого юридического лица, в отношении которого принято решение о ликвидации, была недостаточна для удовлетворения требований кредиторов, а ликвидация не была произведена в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве, указанный орган отказывает ликвидируемому должнику во внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица.

Для юридического лица, как уже отмечалось, банкротство наступает, когда оно неспособно удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (статья 3 Закона). Это правило применяется и к отсутствующему должнику.

Основанием для признания гражданина банкротом признается неспособность исполнить им в течение трех месяцев денежные обязательства или уплатить налоги и иные обязательные платежи в связи с превышением суммы имеющихся долгов над стоимостью принадлежащего ему имущества. В отношении отсутствующего должника-гражданина данное положение применяется.

§ 2. Особенности банкротства ликвидируемых должников

Упрощенный режим несостоятельности (банкротства) ликвидируемых должников предусматривает особенности, которые касаются:

— субъектов, инициирующих конкурс, и их ответственности;

— применяемых процедур банкротства и порядка установления требований.

Субъектами, которые могут обратиться в суд с заявлением о признании банкротом ликвидируемого должника, являются:

— конкурсный кредитор;

— уполномоченный орган;

— ликвидационная комиссия (ликвидатор).

Первые два субъекта могут инициировать конкурсный процесс на основании общих положений Закона о банкротстве при наличии признаков, необходимых для такого инициирования:

1) наличие требования в сумме не менее чем 300 тыс. руб.(п. 2 ст. 33Закона о банкротстве);

2) просрочка исполнения требования свыше 3 месяцев(п. 2 ст. 33Закона о банкротстве);

3) установленность требования судебным актом для конкурсного кредитора, не являющегося кредитной организацией(п. 2 ст. 7Закона о банкротстве).

Ликвидатор является специальным субъектом, инициирующим конкурс в отношении ликвидируемого должника. Данный субъект, с одной стороны, может реализовать право на обращение с заявлением о признании должника банкротом на основании общей нормы ст. 8Закона о банкротстве в случае предвидения ситуации по неудовлетворению требований кредиторов в ходе ликвидации. С другой стороны, ликвидатор обязан это сделать в силуп. 4 ст. 62ГК РФ ип. 2 ст. 224Закона о банкротстве в случае, если им будет установлена недостаточность стоимости имущества организации для удовлетворения всех известных требований кредиторов (в том числе и кредиторов, опоздавших предъявить требования к ликвидационной комиссии в установленный срок, но успевших сделать это до внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении юридического лица).

В п. 2 ст. 226Закона о банкротстве за неисполнение указанной обязанности установлена субсидиарная ответственность членов ликвидационной комиссии (ликвидатора) за неудовлетворенные требования кредиторов по денежным обязательствам и уплате обязательных платежей.

Основное отличие упрощенного порядка от обычного заключается в том, что в деле о банкротстве ликвидируемого должника не применяются процедуры наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления(п. 1 ст. 225Закона о банкротстве).

Данное ограничение является вполне оправданным и объяснимым. Основной целью наблюдения как процедуры единого входа в процесс банкротства юридических лиц является определение дальнейшей судьбы должника, а именно ответ на главный вопрос, возникающий при рассмотрении дела о банкротстве по существу: можно ли посредством введения реабилитационных процедур, направленных на восстановление платежеспособности, достичь основной цели института банкротства — соразмерного и пропорционального удовлетворения требований кредиторов одновременно с сохранением юридического лица либо единственным возможным вариантом является достижение данной цели при прекращении юридического лица путем признания его несостоятельным (банкротом) и открытия конкурсного производства. Поскольку в отношении ликвидируемого должника его судьба уже определена (ликвидация), то Законустанавливает специальные правила, заключающиеся в неприменении к нему реабилитационных процедур, направленных на восстановление его платежеспособности и продолжение деятельности. Отсутствие выбора при определении судьбы должника предопределяет и ненужность процедуры наблюдения.

Однако некоторые авторы критикуют такой жесткий подход законодателя и допустимость только одного варианта развития событий для ликвидируемого должника.

М.В. Телюкина считает, что «неприменение к ликвидируемому должникувосстановительных процедур не всегда обоснованно. Банкротстводолжника, в отношении которого принято решение оликвидации, осуществляется в порядке упрощенной процедуры независимо от того, принудительным или добровольным было решение оликвидации. Между тем в процессе добровольной ликвидации (в обычном порядке) учредители (участники), принявшие решение оликвидации, имеют возможность передумать, приняв решение о продолжении деятельности юридического лица» <1>. Таким образом, допускается «только одно исключение для ситуаций, когдаликвидируемый должник,осуществляющий добровольнуюликвидацию, принял решение о прекращении ликвидации» <2>.

<1> Телюкина М.В. Комментарий к Федеральному закону от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (журнальный вариант) // Законодательство и экономика. 2003. N 3 — 12 // СПС «Гарант».

<2> Телюкина М.В. Финансовое оздоровление при несостоятельности (банкротстве) должников отдельных категорий // Законодательство. 2006. N 9 // СПС «Гарант».

На наш взгляд, возможность перехода из конкурсного производства в реабилитационную процедуру должна зависеть не от простого волеизъявления какого-либо лица, а иметь под собой экономическую подоплеку и направленность на более полное удовлетворение требований кредиторов. То есть в тех случаях, когда возможные реабилитационные мероприятия будут для кредиторов экономически более выгодны, нежели простая реализация имущества, и появились достаточные основания, в том числе подтвержденные данными финансового анализа, полагать, что платежеспособность должника может быть восстановлена, то можно рассмотреть возможность применения к ликвидируемому должнику механизма, закрепленного в ст. 146Закона о банкротстве, — перехода к внешнему управлению.

Вместе с тем применение данного механизма будет означать, что кредиторы навязывают собственникам имущества юридического лица необходимость дальнейшего осуществления деятельности. Чтобы избежать этого (если лица, принявшие решение о ликвидации, не намерены изменять это решение и продолжать деятельность), кредиторы могут, например, предусмотреть в плане внешнего управления меры, связанные с изменением корпоративной структуры должника (для обществ с ограниченной ответственностью — продажу долей).

Однако для того, чтобы суды могли активно применять данный механизм, необходимо либо соответствующее толкование высшей судебной инстанции, либо дополнение законодателем нормативного регулирования.

Скудное регулирование специального порядка банкротства ликвидируемого должника порождает также и ряд процессуальных проблем.

Согласно абз. 1 п. 1 ст. 225Закона о банкротстве суд принимает решение о признании ликвидируемого должника банкротом и об открытии конкурсного производства. В соответствии сост. 223АПК РФ рассмотрение дела о банкротстве осуществляется по общим правилам АПК РФ с особенностями, установленными Законом о банкротстве.

Для обычной процедуры банкротства Закон о банкротстве содержит специальный порядок подготовки дела к судебному разбирательству, с одной стороны, исключающий проведение предварительного судебного заседания, предусмотренного ст. 136АПК РФ, с другой — устанавливающий гораздо более сложный механизм подготовки дела, включающий в себя в том числе проведение судебного заседания по проверке обоснованности требований заявителя (ст. 48Закона о банкротстве) и в целом процедуру наблюдения. Все это оканчивается судебным заседанием, предусмотреннымст. 75Закона о банкротстве, в котором и принимается судебный акт по существу дела о введении реабилитационной процедуры либо конкурсного производства. Однако какст. 48Закона о банкротстве не предусматривает возможности принятия решения о признании должника банкротом, так ист. 75Закона о банкротстве содержит правила о принятии решения по итогам процедуры наблюдения, которая к ликвидируемым должникам не применяется.

Означает ли это, что к ликвидируемому должнику применяются общие правила арбитражного процесса, включая правила о подготовке дела к судебному разбирательству, сроке рассмотрения дела и проведении предварительного судебного заседания?На наш взгляд, да, поскольку стадия подготовки является обязательной и необходимой, а процедура подготовки, предусмотренная для обычных должников, не может применяться, поскольку ее центральным элементом является процедура наблюдения.Например, нецелесообразно к ликвидируемым должникам применять правила о семимесячном сроке рассмотрения дела о банкротстве, предусмотренном ст. 51 Закона о банкротстве, поскольку данный срок установлен с учетом необходимости проведения процедуры наблюдения.

Специальные нормы Закона, ограничиваясь указанием на эти обстоятельства, никак не регламентируют процессуальные особенности рассмотрения заявления о признании ликвидируемого должника банкротом. В общих нормах Закона о банкротстве такая регламентация также отсутствует.

Последний вопрос, который мы в рамках настоящего учебника хотели бы осветить применительно к ликвидируемым должникам, — вопрос установления требований кредиторов.

Первоначальная редакция п. 2 ст. 225Закона о банкротстве предусматривала, что кредиторы вправе предъявить свои требования к ликвидируемому должнику в течение месяца с даты опубликования объявления о признании ликвидируемого должника банкротом. Однако процедура рассмотрения требований в условиях необходимости обеспечения и защиты множества самостоятельных интересов различных лиц (конкурсных кредиторов) представляет собой очень сложный механизм, главной задачей которого является предоставление каждому кредитору возможности участвовать в обособленном споре по установлению требований других кредиторов в целях реализации права на возражения и защиту собственного интереса.

Закон о банкротстве содержит такой механизм только для установления требований в процедуре наблюдения (ст. 71 Закона о банкротстве), поскольку именно тогда кредиторы в рамках действующей модели «стекаются» к должнику впервые. Нормы п. 1 — 5 ст. 71 Закона о банкротстве предусматривают порядок, в соответствии с которым суд может приступить к рассмотрению требований только по истечении 15-дневного срока на предъявление возражений кредиторами, который начинает течь после окончания 30-дневного срока на предъявление требований (п. 2). Такой порядок призван исключить ситуацию, при которой кредитор, предъявивший требование в последний день, не успеет возразить на требование самого раннего кредитора.

В конкурсном производстве установление требований осуществляется в порядке, предусмотренном ст. 100Закона о банкротстве (п. 1 ст. 142Закона о банкротстве). Принимая во внимание, что реестр требований кредиторов уже в большей части сформирован в процедуре наблюдения, данные нормы не предусматривают такого сложного порядка, поскольку большая часть кредиторов уже являются лицами, участвующими в деле, и могут воспользоваться правом на возражение.

По-видимому, в целях повышенной защиты прав кредиторов ликвидируемого должника п. 2 ст. 225Закона о банкротстве (в редакции Федерального закона от 19 июля 2009 г. N 195-ФЗ) был дополнен указанием на то, что требования кредиторов к ликвидируемому должнику устанавливаются в месячный срок в соответствии сост. 71Закона о банкротстве.

Казалось бы, пусть не идеально, но проблема решена. Однако законодатель Федеральным закономот 29 декабря 2014 г. N 482-ФЗ призналп. 2 ст. 225Закона о банкротстве утратившим силу, тем самым вновь создав неопределенность в вопросе о порядке рассмотрения требований к ликвидируемому должнику.

В качестве одного из вариантов решения проблемы обеспечения права на возражение против требований кредиторов можно предложить допускать к участию в деле по обособленному спору по вопросам установления требований кредиторов всех желающих кредиторов, заявивших свои требования к ликвидируемому должнику в ходе ликвидации. Однако данное решение не идеально для случаев, когда при ликвидации реестр требований не успел сформироваться. Кроме того, чтобы получить возможность участвовать в обособленном споре, кредитору как минимум необходимо предъявить свои требования в деле о банкротстве <1>.

<1> Пункт 30Постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. N 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» // Вестник ВАС РФ. 2009. N 9.

Контрольные вопросы

1. Какое лицо признается ликвидируемым должником?

2. Кто может инициировать дело о банкротстве в отношении ликвидируемого должника? Установлены ли особый критерий и признаки банкротства для ликвидируемого должника?

3. Какие процедуры банкротства не применяются к ликвидируемому должнику? Чем вызвана данная особенность?

4. В каком порядке осуществляется предъявление требований к ликвидируемому должнику?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *