Содержание
Структурные подразделения
В небольшой организации каждый сотрудник может выполнять ту или иную функцию или совмещать несколько функций. По мере увеличения численности уже несколько работников начинают выполнять те же самые или подобные обязанности. На этом этапе развития организации возникает необходимость объединить указанных лиц в специальные подразделения (группы, звенья, участки, секции, отделы, цеха) с целью создания более управляемой структуры. Об этом мы расскажем в нашей статье.
Изменение экономического пространства Российской Федерации, связанное с глобализацией бизнеса и усилением международной конкуренции, требует от организации быстрой адаптации к происходящим переменам во внешней среде, а также поиска уникальных способностей, обеспечивающих предложение потребителям интересующих их товаров и услуг.
Достижение стратегических целей компании в современных условиях функционирования невозможно без эффективного управления структурными подразделениями. Усиление централизации в управлении способствует быстрой мобилизации потенциала организации, улучшению показателей эффективности ее функционирования. В то же время ориентация на децентрализацию обеспечивает рост инициативы и творчества сотрудников на среднем и нижнем уровнях управления, повышение качества и оперативности принимаемых решений. В связи с этим перед менеджментом организации стоит проблема выбора определенного соотношения между централизацией и децентрализацией. Правильное ее решение способствует эффективному использованию внутренних возможностей предприятия, повышению его конкурентоспособности.
Российская экономика в период административно-командной системы характеризовалась чрезмерным уровнем централизации управления. В ходе реформ 90-х гг. были утрачены позитивные эффекты крупномасштабного производства, произошел распад хозяйственных связей между предприятиями, а наметившиеся тенденции усиления децентрализации в полной мере так и не проявились.
В настоящее время руководители многих российских предприятий осознали необходимость совершенствования управления структурными подразделениями на основе поиска наиболее рационального сочетания централизации – децентрализации.
Для решения организационных задач, обеспечения координации и контроля деятельности работников и подразделений на предприятиях создаются структуры, которые отличаются друг от друга соотношением централизации и децентрализации, степенью сложности и формализации процессов и другими характеристиками. Как только люди начинают работать совместно, неизбежно возникает проблема разделения труда и специализации работ. В этом случае необходимо решить вопрос, как лучше распределить объем работ и определить, каким образом осуществлять координацию. При этом сущность и содержание системы управления проявляются в ее функциях, а форма – в ее организационной структуре. Важно, чтобы использование различных организационных форм, типов и структур наилучшим образом соответствовало содержанию и методам выполнения работ и способствовало их эффективности.
Структурное подразделение – это официально выделенная часть предприятия или учреждения вместе с относящимися к ней работниками, выполняющими установленный круг обязанностей и отвечающих за выполнение возложенных на них задач. Обычно подразделения выделяются по признаку общности выполняемых работ, различают, например, функциональные и производственные подразделения.
Понятие и сущность структурного подразделения организации несколько уже понятия обособленного подразделения. Из смысла норм законодательства можно проследить некоторую связь этих понятий и сделать соответствующий вывод.
Так, например, в статье 22 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» закреплено, что внутренним структурным подразделением кредитной организации (ее филиала) является ее (его) подразделение, расположенное вне места нахождения кредитной организации (ее филиала) и осуществляющее от ее имени банковские операции, перечень которых установлен нормативными актами Банка России, в рамках лицензии Банка России, выданной кредитной организации (положения о филиале кредитной организации).
Кредитные организации (их филиалы) вправе открывать внутренние структурные подразделения вне мест нахождения кредитных организаций (их филиалов) в формах и порядке, которые установлены нормативными актами Банка России.
Полномочие филиала кредитной организации на принятие решения об открытии внутреннего структурного подразделения должно быть предусмотрено положением о филиале кредитной организации.
Таким образом, можно утверждать, что структурное подразделение может иметь место не только в рамках организации, но и в рамках ее обособленного подразделения. Оно выполняет часть функционала организации либо обособленного подразделения и выделено на основании какого-либо признака (сферы деятельности, разделения труда).
В соответствии с пунктом 9.2 главы 9 Инструкции Банка России от 2 апреля 2010 года № 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» (далее – Инструкция № 135-И) кредитная организация (филиал) при условии отсутствия у кредитной организации запрета на открытие филиалов вправе открывать внутренние структурные подразделения:
– дополнительные офисы;
– кредитно-кассовые офисы;
– операционные офисы;
– операционные кассы вне кассового узла;
– иные внутренние структурные подразделения, предусмотренные нормативными актами Банка России.
Местонахождение своих внутренних структурных подразделений определяется кредитной организацией (филиалом) самостоятельно с учетом требований, установленных нормативными актами Банка России.
Согласно пункту 9.3 Инструкции № 135-И внутренние структурные подразделения кредитной организации (филиала) не могут иметь отдельного баланса и открывать счета для осуществления банковских операций и иных сделок, за исключением случаев, предусмотренных нормативными актами Банка России. Внутренние структурные подразделения кредитной организации (филиала) осуществляют операции в порядке, установленном нормативными актами Банка России.
В пункте 9.5 Инструкции № 135-И закреплено, что дополнительный офис (как вариант структурного подразделения кредитной организации), например, вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале).
Дополнительный офис не может располагаться вне пределов территории, подведомственной территориальному учреждению Банка России, осуществляющему надзор за деятельностью соответствующей кредитной организации (филиала).
Согласование с Банком России кандидатур на должности руководителей и главных бухгалтеров (в случае их наличия) внутренних структурных подразделений не требуется (пункт 9.7 Инструкции № 135-И).
Следует отметить, что определения структурного подразделения организации, в отличие от обособленного подразделения, не приводится в действующем российском законодательстве.
Налоговый кодекс Российской Федерации апеллирует данным понятием, однако самого определения не содержит. Аналогичная ситуация имеет место и в отношении Гражданского кодекса Российской Федерации.
В Трудовом кодексе Российской Федерации (далее – ТК РФ) этот термин используется довольно широко.
Так, например, в статье 57 ТК РФ закреплено, что обязательным для включения в трудовой договор является условие о месте работы, а в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, – место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения.
В основе создания структурного подразделения лежит осуществление одной и той же функции, важной для всей организации в целом.
Например, на производственном предприятии имеются отделы (цеха), занятые изготовлением продукции, транспортом, работой с кадрами, финансами, маркетингом и другими функциями.
Еще одним важным фактором, который необходимо учитывать при создании структурных подразделений, является экономичность деятельности подразделения, оцениваемая исходя из содержания его работы, численности, местоположения и других характеристик.
Специализация структурных подразделений вызывает необходимость координации их действий. Чем больше предприятие или организация, тем более важной и сложной становится данная проблема. Поскольку члены организации должны быть связаны единством целей, им необходимо иметь постоянную информацию о содержании работы и достижениях своих коллег. Осуществление этого становится все труднее, так как по мере роста количества структурных подразделений усложняется и сеть коммуникаций между ними.
При этом важно избегать какой-либо неопределенности относительно того, какая именно работа должна быть сделана конкретным структурным подразделением и кто должен ее выполнять. В противном случае такая неопределенность может приводить к внутриорганизационному конфликту.
Рекомендуем осуществлять структурирование подразделений, исходя из нескольких достаточно ясных критериев. Считается, что при этом неопределенности в той или иной степени избежать невозможно, но необходимо пытаться ее минимизировать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке
Секретарь перестал справляться с делопроизводством в одиночку? Пора создать подразделение для работы с документами. В разных компаниях эти подразделения называются по-разному: канцелярия, отдел делопроизводства, отдел ДОУ (документационного обеспечения управления) и т.п. Новое подразделение полностью возьмет на себя работу с документами и ответственность за то, чтобы все процессы делопроизводства выполнялись качественно.
Давайте рассмотрим шаги, которые нужно пройти от единственного секретаря до полноценно работающей канцелярии.
ШАГ 1. ВЫВОДИМ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВО ИЗ ФУНКЦИОНАЛА СЕКРЕТАРЯ: ОБЩИЕ МОМЕНТЫ
Таким образом, наша цель – создать группу работников, которая будет заниматься исключительно документационным обеспечением управления нашей организации. Возможно, эта группа работников сразу будет оформлена как отдельное структурное подразделение.
ШАГ 2. ФОРМИРУЕМ КАНЦЕЛЯРИЮ
Анализируем состояние системы делопроизводства
Начинать формирование канцелярии традиционно следует с анализа текущей ситуации. Мы однозначно будем проводить реформы, но прежде чем приступать к ним, надо выяснить, что конкретно мы собираемся реформировать.
Канцелярия заберет себе или начнет выполнять «с нуля» следующие функции:
- учет документов;
- контроль исполнения документов (необходимо определить, все ли документы будут автоматически ставиться на контроль или, как прежде, по особому указанию руководства);
- хранение документов;
- унификация форм документов;
- регламентирование процессов делопроизводства.
Определяем численность сотрудников канцелярии
Экономическая ситуация диктует свои условия, и руководство компании наверняка попросит беречь ресурсы компании и максимально задействовать в делопроизводстве уже существующий персонал. В основном это секретари. Конечно, если помощник руководителя, организующий канцелярию, – единственный секретарь в организации, то набирать специалистов по работе с документами придется со стороны. Если же имеются и другие секретари, то целесообразно обучить делопроизводству их, одновременно повысив лояльность этих работников скорым переводом на более высокую должность.
ШАГ 3. ГОТОВИМ ДОКУМЕНТЫ
Официально существование канцелярии в организации начнется с приказа по основной деятельности.
После издания приказа разрабатываются положение о канцелярии и должностные инструкции для ее работников.
ШАГ 4. ГОТОВИМ РАБОЧИЕ МЕСТА
Канцелярии нужны:
- отдельное помещение, расположенное как можно ближе к входу в организацию, в идеале – перед или сразу за постом охраны, чтобы не оформлять пропуск каждому курьеру или почтальону;
- рабочие места, оборудованные стандартным набором оргтехники, а также дополнительно потоковыми сканерами для каждого сотрудника;
- стеллажи и шкафы для хранения документов, в том числе запирающиеся. Количество стеллажей на начальном этапе ограничивается размерами помещения канцелярии, а впоследствии, когда будет формироваться архив, оборудование для хранения документов придется закупать отдельно.