Что такое зкр

детский сад № 1 «Росинка» общеразвивающего вида с приоритетными направлениями интеллектуально, эстетического и физического развития воспитанников.

Доклад а тему:

» Особенности работы по формированию ЗКР в ДОУ»

Воспитатель

МБДОУ №1 «Росинка»

г. Железнодорожный

Быковец Светлана Николаевна

2015 год

Одна из важнейших задач развития речи в детском саду – воспитание звуковой культуры.

Звуковая культура речи включает в себя фонетическую и орфоэпическую правильность речи, выразительность и четкость речи. Составные компоненты звуковой культуры: речевой слух и речевое дыхание — являются предпосылкой и условием для возникновения звучащей речи.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи: словаря, связной, грамматически правильной речи. Недостатки звуковой культуры речи неблагоприятно отражаются на личности ребенка: он становится замкнутым, резким, неусидчивым, у него падает любознательность. Особенно важно чистое звукопроизношение т. к. это является основой обучения грамоте, правильной письменной речи.

Формирование ЗКР включает задачи:

1.Воспитание речевого слуха (слуховое внимание, фонематический слух, восприятие темпа и ритма речи).

2.Формирование произносительной стороны речи (правильное произношение всех звуков, развитие артикуляционного аппарата, работа над речевым дыханием, над дикцией, темпом, умение пользоваться голосом в условиях общения).

3.Развитие умения произносить слова согласно норма орфоэпии русского литературного языка.

4.Воспитание интонационной выразительности речи, т.е. умение точно выражать мысли, чувства, настроение с помощью логических пауз, ударения, мелодики, темпа, ритма.

Таким образом, задачи воспитания звуковой культуры речи не ограничиваются формированием только правильного звукопроизношения, а охватывают все стороны звучащей речи.

В детском саду работа по звуковой культуре речи проводится в различных формах:

Совместная партнерская деятельность взрослого и детей.

Свободная самостоятельная деятельность детей, которая предполагает деятельность воспитанников в условиях создания педагогами предметно-развивающей среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющая ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально.

Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой.

Рита Филиппова
Что такое ЗКР её значение, особенности культуры речи, что она воспитывает, какие педагоги занимаются данной проблемой.

Звуковая культура речи.

Чтобы правильно говорить, мы должны много читать художественную литературу, тогда наша речь будет красивой, правильной и точной. Сейчас узнаем, что же такое ЗКР?

ЗКР — это понятие широкое, включающая в себя фонетическую, орфоэпическую правильность речи, выразительность и ее четкость.

Что воспитывает ЗКР?

1. формирование правильного звукопроизношения и словопроизношения.

2. воспитание правильной орфоэпической речи, умение говорить согласно нормам литературного произношения.

3. формирование выразительной речи- владение умением пользоваться высокой силой голоса, темпом и ритмом, интонацией.

4. выработка дискуссии- отчетливого внятного произношения каждого звука в отдельности и фразы в целом.

5. воспитание культуры- речевого общения, т. е. этикета общения.

Вопросами ЗКР занимаются выдающие педагоги как Соловьева, Бородич, Фамичева.

Они же и выделяют 2 раздела в ЗКР:

1. культура речи произношения.

2. речевой слух.

Работа по ЗКР должна быть направлена на

— артикуляцию

— голос

— речевое дыхание

— и на этой основе происходит формирование произношения.

В развитии восприятия речи выделяют звуковые единицы языка, они различаются по их роли в речи:

1. линейные — это звуковые единицы (слог, слово, фраза)

2. надлинейные – это просодемы (мелодика, сила голоса, темп речи)

Первые слова ребенок произносит к концу года. У ребенка появляются первые слова и начинается период формирования развития речи. К началу 2-го года дети начинают различать звуки, гласные и согласные и т. д.

Также имеются некоторые причины нарушений в речи:

1. органические – нарушения, прирожденные и приобретенные в результате травмы и заболеваний, изменений нервной системы.

2. функциональные нарушения – это нарушения несвязанные с изменением анатомических структур, т. е. речевых органов, нет нарушений в ЦНС, но наблюдаются функциональные нарушения из- за неправильного педагогического воздействия врослых.

Имеются 2 формы обучения ЗКР: внезанятия и на занятиях – проводится в течении 4 недель, на одной неделе- знакомство со звуком, во второй- изолированно в слогах, на третьей- в словах, а на четвертой – связанно с речью в произношении.

Обучение проходит по следующим этапам:

-подготовительные

-постановка звука

-закрепление

-дифференцизация

Используют методы и приемы: игровые упражнения, объяснения, проговаривание, артикуляция.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *