Декларирование доходов государственных служащих

Сведения, предоставляемые в справке

Справка о доходах предоставляются отдельно на служащего, его супруга (супруги) и каждого несовершеннолетнего ребенка. Т.е. на каждого указанного члена семьи составляются отдельные справки.

Если сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера супруги (супруга) и несовершеннолетних детей невозможно представить по объективным причинам, то госслужащиму необходим подать соответствующее заявление, которое как правило предоставляется в кадровую службу нанимателя.

Перечень сведений, предоставляемых претендентом на должность и госслужащим несколько отличаются.

Сведения, предоставляются претендентом по следующим категориям:

  • доходы за отчётный период;
  • сведения о отчуждении движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг в результате безвозмездной сделки в отчетном периоде;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на 1-е число месяца, предшествующего месяцу подачи документов.

Сведения, предоставляются служащим по следующим категориям:

  • сведения о доходах и расходах в отчетном периоде;
  • сведения о отчуждении движимого и недвижимого имущества или ценных бумаг в результате безвозмездной сделки в отчетном периоде;
  • сведения о находящемся в собственности имуществе, банковских счетах, ценных бумагах и других обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.

Примечание: отдельные вопросы, по предоставляемые сведениям, и типичным ошибками при составлении справки приведены в письмах Минтруда РФ и Минфина РФ. Ссылки на данные документы указаны внизу статьи.

Нормативные документы по теме:

  • Указ Президента РФ от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации»;
  • ;
  • Письмо Минфина РФ от 03.04.2018 N 25-03-10/21763 «О направлении обзора типичных ошибок, допускаемых при заполнении справок о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;
  • Письмо Минтруда РФ от 30.03.2018 «Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Правила подачи деклараций

Требование к должностным лицам и членам их семей декларировать свои доходы, имущество и обязательства имущественного характера было установлено федеральным законом от 25 декабря 2008 года. «О противодействии коррупции». 29 декабря того же года в статью 10 федерального конституционного закона «О правительстве РФ» были внесены поправки, обязывающие членов кабинета министров представлять в налоговые органы сведения о своих доходах, ценных бумагах и ином имуществе, принадлежащем по праву собственности им и членам их семей.

18 мая 2009 года президент РФ Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, которыми, в частности, регламентирован круг чиновников и членов их семей, подающих декларации. В него попали не только президент, сотрудники его администрации, члены правительства, но и парламентарии, судьи, сотрудники правоохранительных органов, а также военнослужащие, занимающие командные и управленческие должности в российской армии. С 2012 года отчитываться стали руководители Центробанка РФ, Пенсионного фонда, Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования, их супруги и несовершеннолетние дети.

В соответствии с федеральным законом от 25 декабря 2008 года «О противодействии коррупции» и указом президента от 8 июля 2013 года «Вопросы противодействия коррупции», список лиц, обязанных обнародовать сведения о своих доходах и имуществе, был расширен. В него включены руководители госкомпаний и госкорпораций. В марте 2015 г. правительство РФ освободило руководство ряда компаний с госучастием от публикации таких сведений (ОАО «РЖД», ПАО «Роснефть» и др.). Требование публичной декларации касается лишь сотрудников некоммерческих и бюджетных организаций, фондов, корпораций и компаний, которые на 100% принадлежат государству и руководители которых назначаются правительством РФ. Коммерческие компании (акционерные общества) должны предоставлять сведения о декларациях своих руководителей в правительство, но не обязаны их публиковать.

С 1 января 2013 года российские чиновники отчитываются не только о доходах, но и о расходах, включая расходы жен (мужей) и детей. Проверке подлежат сделки по приобретению земельного участка, недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, если сумма сделки превышает общий доход за последние три года. К декларированию также обязательны источники средств, за счет которых были заключены сделки. 19 августа 2013 года вступил в силу запрет для чиновников иметь счета в зарубежных банках. За невыполнение приведенных выше требований предусматривается административное наказание, вплоть до увольнения с формулировкой «в связи с утратой доверия». Государственные служащие, согласно законодательству, не имеют права заниматься коммерческой или предпринимательской деятельностью.

4 ноября 2015 года вступил в силу закон, который предусматривает возможность досрочного лишения мандатов парламентариев, если они или члены их семей не предоставили в срок декларации о доходах. Ранее ответственность за непредставление или несвоевременное представление деклараций в законодательстве отсутствовала.

В мае 2017 года президент РФ Владимир Путин подписал поправки в действующее законодательство, согласно которым временно исполняющие обязанности глав регионов и атаманы войсковых казачьих обществ также обязаны отчитываться о своих доходах и расходах.

4 августа 2018 года президент подписал закон о контроле за соответствием расходов бывших чиновников их доходам, полученным во время работы на государственных постах. Документом установлено, что такой контроль осуществляется в течение 6 месяцев со дня освобождения от должности или увольнения лиц, «замещавших (занимавших) одну из должностей, осуществление полномочий по которым влечет за собой обязанность представлять сведения о своих расходах, а также о расходах своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей». Речь идет о сделках по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций и др.

Проверки деклараций

Декларации о доходах ежегодно подают около 1,6 млн госслужащих. Полученные сведения проходят проверку в Управлении по вопросам противодействия коррупции Администрации президента РФ. В 2016 году, по словам начальника управления Олега Плохого (ныне — замминистра юстиции), было выявлено около 70 тыс. преступлений коррупционной направленности (в 2015 году — 32 тыс.). 16 тыс. должностных лиц различного ровня (в 2015 году — 18 тыс.) были привлечены к дисциплинарной ответственности за несоблюдение антикоррупционных ограничений и запретов. Более поздние данные об итогах проверки деклараций Администрацией президента РФ не обнародовались.

Всего с формулировкой «в связи с утратой доверия» в России в 2018 году, по словам начальника управления по взаимодействию со СМИ Генпрокуратуры РФ Александра Куренного, были уволены более 1,3 тыс. чиновников (в 2016 году — порядка 400 человек, из них 177 — по итогам проверок деклараций; в 2017 году — 1 тыс. 250 человек).

С 1 января 2018 года вступил в силу закон, согласно которому создан публичный реестр лиц, уволенных с госслужбы в связи с утратой доверия за совершение коррупционных правонарушений. В открытом доступе сроком на 5 лет публикуются ФИО чиновников, сведения о госоргане, откуда они были уволены, дата внесения сведений в реестр и реквизиты правового акта об увольнении.

В этом году в декларациях множества чиновников нужной графы так и не появилось, свидетельствует проведенное РБК исследование. В частности, в Госдуме и Совете Федерации сочли, что обязанность публиковать на сайтах палат сведения о расходах депутатов и сенаторов президентским указом не устанавливается. Это произошло потому, что обязанность членов Совета Федерации отчитываться о доходах, расходах, имуществе и имущественных обязательствах прописана в отдельном законе о статусе депутатов и сенаторов, следует из ответа РБК зампреда Совета Федерации Юрия Воробьева. В статье этого закона, которая устанавливает необходимость публиковать декларации депутатов и сенаторов, слово «расходы» отсутствует, поэтому размещение сведений о них на сайте Совета Федерации «не предусмотрено», указано в письме Воробьева.

Информация о расходах депутатов поступает в комиссию, которая проверяет ее достоверность, и в случае, если нарушение со стороны депутата не выявлено, эта информация не публикуется — публикация происходит при наличии нарушений, сказал РБК замруководителя аппарата Госдумы Юрий Шувалов. Депутаты в соответствии с законом подали декларации о расходах, но комиссия не предоставила информацию для опубликования — из этого можно сделать вывод, что нарушений не выявлено, резюмировал собеседник.

В то же время из письменного ответа на вопрос РБК представителя Министерства труда, которое уполномочено выполнять мониторинг размещения деклараций, следует, что, поскольку депутаты и сенаторы замещают госдолжности, никаких исключений, касающихся публикации на сайтах сведений об их расходах, в законодательстве не содержится. Таким образом, публично отчитываться о расходах депутаты и сенаторы должны, уверены в Минтруде.

Большая часть федеральных министерств, служб и агентств выполнили требование указа. Превысившие трехлетние доходы расходы обнаружились у представителей восьми министерств, 14 служб и пяти агентств, у остальных в декларациях просто появилось необходимое поле. Однако одна федеральная служба, два федеральных агентства, а также 29 региональных правительств и 60 региональных законодательных собраний опубликовали декларации, в которых столбец для сведений о расходах отсутствует.

Еще одна федеральная служба и одно федеральное агентство — Спецстрой и Росприроднадзор — после запросов РБК опубликовали соответствующие файлы заново, добавив туда столбец о расходах, — в них оказались несколько чиновников невысокого уровня. Пресс-служба Федерального медико-биологического агентства ответила, что ее сотрудники крупных расходов не совершали, тем не менее декларации на сайте в ближайшее время будут приведены в соответствие с нормами.

137 смелых

Всего среди высокопоставленных чиновников задекларировали расходы 137 человек, выборочное исследование более мелких чиновников показало, что о расходах заявили сотни госслужащих. Чаще всего чиновники приобретают жилье, декларируемые покупки автомобилей достаточно редки. Среди источников средств наиболее часто указываются семейный доход, продажа имущества, кредиты и субсидии от государства на покупку недвижимости.

Декларирование расходов работает где-то на 60—70%, эта мера в основном затрагивает среднее звено управленческого аппарата федеральных органов, констатирует председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. Существуют целые категории лиц, которые пользуются благосклонностью начальства, — и на них эти меры как бы не распространяются, делает вывод эксперт.

В исследование РБК вошли служащие администрации президента, федеральных министерств, служб и агентств, депутаты Государственной думы, члены Совета Федерации, судьи Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, члены региональных правительств и депутаты региональных заксобраний.

Поправка: во втором абзаце первоначальной версии текста ошибочно упоминался Росстандарт

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *