Денежное содержание

Анализ структуры денежного содержания федерального гражданского служащего Российской Федерации

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации.

Денежное содержание является основным средством материального обеспечения и стимулирования служебной деятельности по замещаемой должности гражданского служащего.

В отличие от Федерального закона от 31 июля 1995 года № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации» в Федеральном законе № 79-ФЗ от 27 июля 2004 года «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплена сложная структура денежного содержания государственного гражданского служащего, включающая оклад месячного денежного содержания (должностной оклад и оклад за классный чин), дополнительные выплаты и иные дополнительные выплаты, которые устанавливаются федеральными законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет;

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющую государственную тайну;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;

7) материальная помощь.

Федеральный закон предусматривает новую особую схему оплаты труда государственных гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности его деятельности. Такой порядок оплаты труда может устанавливаться для отдельных должностей гражданской службы, при котором оплата труда производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, определяемых в срочном служебном контракте.

Оклад месячного денежного содержания

Основными элементами денежного содержания гражданского служащего являются должностной оклад и оклад за классный чин, которые составляют оклад месячного денежного содержания. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин федеральных государственных гражданских служащих устанавливаются Указом Президента Российской Федерации от 25 апреля 2006 года № 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих». Размеры окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы ежегодно увеличиваются (индексируются) в соответствии с федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год с учетом уровня инфляции (потребительских цен). Для федеральных гражданских служащих индексация окладов производится указом Президента Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации. Индексация окладов денежного содержания по должностям федеральной гражданской службы в 2007 году произведена Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2006 года № 1490 «О повышении окладов месячного содержания лиц, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы».

Федеральным гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, денежное содержание выплачивается в иностранной валюте и в рублях в порядке и размерах, установленных Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации (часть 13 статьи 50 Федерального закона). Вопросы денежного содержания федеральных гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы в государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, урегулированы Указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2006 года № 764 «О денежном содержании федеральных государственных гражданских служащих, замещающих должности федеральной государственной гражданской службы в федеральном государственном органе, находящемся за пределами территории Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 1999 года № 788 «О порядке исчисления и выплаты денежного содержания федеральных государственных служащих, замещающих государственные должности федеральной государственной службы в представительствах Российской Федерации, представительствах федеральных органов исполнительной власти и представительствах государственных органов при федеральных органах исполнительной власти за рубежом, в дипломатических представительствах и консульских учреждениях Российской Федерации».

Статья 17. Денежное содержание государственного служащего.

1. Денежное содержание государственного служащего состоит из должностного оклада, надбавок к должностному окладу за квалификационный разряд, особые условия государственной службы, выслугу лет, а также премий по результатам работы.
2. Размер должностного оклада, размеры и порядок установления надбавок к должностному окладу государственного служащего определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Комментарий к статье 17
1. Согласно статье денежное содержание государственного служащего состоит из трех составных частей (элементов):
1) должностного оклада;
2) надбавок к должностному окладу, которые устанавливаются по трем основаниям: а) квалификационный разряд, б) особые условия государственной службы (повышенная нагрузка, переработки и т.п.), в) выслуга лет;
3) премии по результатам работы.
2. Первые два элемента (размеры должностных окладов и надбавок) согласно п. 2 устанавливаются только федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Однако эти законы пока не приняты.
Размер премии определяется исходя из результатов деятельности федерального государственного служащего и никаким максимумом не ограничивается.
В органах государственной власти, в их аппаратах устанавливаются условия выплаты ежемесячной надбавки и премии.
Федеральным государственным служащим производятся и иные, предусмотренные законом выплаты. Им также выплачивается материальная помощь.
При утверждении фондов оплаты труда федеральных государственных органов в них, кроме сумм, направляемых для выплаты должностных окладов, включают следующие средства:
на ежемесячные надбавки за квалификационный разряд, классный чин, дипломатический ранг — в размере 4 должностных окладов;
на ежемесячные надбавки за особые условия государственной службы — в размере 2,5 должностного оклада;
на ежемесячные надбавки за выслугу лет — в размере 3 должностных окладов;
премий по результатам работы — в размере 3 должностных окладов;
материальной помощи — в размере 2 должностных окладов.
Кроме того, для федеральных государственных служащих сохраняются следующие выплаты:
ежемесячная надбавка за сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы (в процентах) — до установления ежемесячной надбавки за квалификационный разряд;
ежемесячная надбавка за классный чин или дипломатический ранг — до установления им этой надбавки в размерах, предусмотренных Указом Президента РФ.
Расходы на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих финансируются за счет средств федерального бюджета. Запрещено привлекать для этого внебюджетные источники, за исключением случаев, когда эти средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.

Следующая статья «
К тексту закона «

75. Денежное содержание государственных гражданских служащих

Оплата труда гражданского служащего производится в виде денежного содержания, являющегося основным средством его материального обеспечения и стимулирования профессиональной служебной деятельности по замещаемой должности гражданской службы.

Денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного должностного оклада и месячного оклада за классный чин, а также дополнительных выплат.

Размеры окладов федгрслуж устанавливаются указом Президента РФ по представлению Правительства РФ.

По отдельным может устанавливаться денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Размеры окладов гос грх служащих S РФ устанавливаются в соответствии с НПА S РФ.

К дополнительным выплатам относятся:

1) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет

2) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы в размере до 200 процентов этого оклада;

3) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, в размерах и порядке, определяемых законодательством РФ;

4) премии за выполнение особо важных и сложных заданий, порядок выплаты которых определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента (максимальный размер не ограничивается);

5) ежемесячное денежное поощрение;

6) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальная помощь, выплачиваемые за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих.

Размеры ежемесячного денежного поощрения, выплачиваемого федеральным гражданским служащим, устанавливаются по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента РФ.

Порядок выплаты ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

Порядок выплаты материальной помощи за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих определяется соответствующим положением, утверждаемым представителем нанимателя.

В случаях, установленных законодательством РФ, к денежному содержанию гражданского служащего устанавливается районный коэффициент (коэффициент).

76. Дисциплинарная ответственность государственного гражданского служащего

1. За совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;

5) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 настоящего Федерального закона.

2. За каждый дисциплинарный проступок может быть применено только одно дисциплинарное взыскание.

Порядок применения и снятия дисциплинарного взыскания

1. До применения дисциплинарного взыскания представитель нанимателя должен затребовать от гражданского служащего объяснение в письменной форме. В случае отказа гражданского служащего дать такое объяснение составляется соответствующий акт. Отказ гражданского служащего от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

2. Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка.

3. При применении дисциплинарного взыскания учитываются тяжесть совершенного гражданским служащим дисциплинарного проступка, степень его вины, обстоятельства, при которых совершен дисциплинарный проступок, и предшествующие результаты исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей.

4. Дисциплинарное взыскание применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки.

5. Дисциплинарное взыскание не может быть применено позднее шести месяцев со дня совершения дисциплинарного проступка, а по результатам проверки финансово-хозяйственной деятельности или аудиторской проверки — позднее двух лет со дня совершения дисциплинарного проступка. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

6. Копия акта о применении к гражданскому служащему дисциплинарного взыскания с указанием оснований его применения вручается гражданскому служащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.

7. Гражданский служащий вправе обжаловать дисциплинарное взыскание в письменной форме в комиссию государственного органа по служебным спорам или в суд.

8. Если в течение одного года со дня применения дисциплинарного взыскания, гражданский служащий не подвергнут новому дисциплинарному взысканию, он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

9. Представитель нанимателя вправе снять с гражданского служащего дисциплинарное взыскание до истечения одного года со дня применения дисциплинарного взыскания по собственной инициативе, по письменному заявлению гражданского служащего или по ходатайству его непосредственного руководителя.

10. При освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы в связи с дисциплинарным взысканием он включается в кадровый резерв для замещения иной должности гражданской службы на конкурсной основе.

Расчет денежного содержания государственного гражданского служащего в различных ситуациях (Волкова М.Н.)

Быстрая навигация: Каталог статей Иные вопросы Расчет денежного содержания государственного гражданского служащего в различных ситуациях (Волкова М.Н.)

Дата размещения статьи: 22.08.2014

Вначале напомним, что нюансы исчисления денежного содержания федерального государственного гражданского служащего установлены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 «Об утверждении Правил исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих» (далее — Правила N 562). Данные Правила определяют порядок исчисления денежного содержания служащего:
1) на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске;
2) на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения им медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения;
3) на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки служащего;
4) на период его нахождения в служебной командировке;
5) при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы;
6) на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей);
7) на период проведения служебной проверки;
8) в случае прекращения служебного контракта в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ <1>, если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине;
9) на период безвестного отсутствия федерального государственного гражданского служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим по решению суда, вступившему в законную силу.
———————————
<1> Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Итак, рассмотрим порядок исчисления денежного содержания в конкретных случаях.
Расчет отпускных. В п. 6 Правил N 562 сказано, что размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска.
Обратите внимание! В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 55-ФЗ <2> в ст. 139 ТК РФ, при расчете среднего дневного заработка для оплаты отпусков и выплаты компенсаций за неиспользованные отпуска необходимо использовать новое среднемесячное число календарных дней, равное 29,3, вместо ранее установленного показателя — 29,4.
———————————
<2> Федеральный закон от 02.04.2014 N 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» и Трудовой кодекс Российской Федерации».
Кроме того, при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.
Приведем пример расчета отпускных.
Пример 1. Гражданскому служащему предоставлен отпуск с 16.07.2014 на 35 календарных дней. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Кроме того, гражданскому служащему выплачены:
— материальная помощь в размере одного оклада месячного денежного содержания (в апреле 2014 г.). Отметим, что согласно ч. 2 ст. 50 Закона N 79-ФЗ оклад денежного содержания состоит из месячного оклада гражданского служащего в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада гражданского служащего в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы. Таким образом, материальная помощь была выплачена ему в размере 6600 руб. (5300 + 1300);
— квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в январе 2014 г. за IV квартал 2013 г. — 2650 руб., в апреле 2014 г. за I квартал 2014 г. — 2650 руб., в июле 2013 г. за II квартал 2013 г. — 2650 руб., в октябре 2013 г. за III квартал 2013 г. — 2650 руб.).
Рассчитаем сумму отпускных.
Итак, согласно п. 6 Правил N 562 при расчете отпускных необходимо учитывать премии и суммы материальной помощи за период с 01.07.2013 по 30.06.2014. Таким образом, при исчислении денежного содержания на период отпуска сумма указанных выплат составляет 1433,33 руб. ((6600 руб. + 2650 руб. + 2650 руб. + 2650 руб. + 2650 руб.) / 12 мес.).
В силу п. п. 2 и 6 Правил N 562 размер денежного содержания на период отпуска определяется исходя из ежемесячного денежного содержания, а также из премий и материальной помощи. Напомним, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью гражданской службы и месячного оклада согласно присвоенному ему классному чину гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также из ежемесячных и иных дополнительных выплат (ч. 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ). Таким образом, денежное содержание служащего на период отпуска составит 27 113,33 руб. (5300 + 1300 + 530 + 5300 + 13 250 + 1433,33).
Итак, размер сохраняемого денежного содержания гражданского служащего за 35 календарных дней отпуска будет равен 32 387,94 руб. (27 113,33 руб. / 29,3 дн. x 35 дн.).
Выплата денежного содержания государственному гражданскому служащему на период прохождения им военных сборов. На основании п. 2 ст. 5 Закона N 53-ФЗ <3> гражданам, участвующим в мероприятиях по обеспечению исполнения воинской обязанности, поступлению на военную службу по контракту или поступлению в мобилизационный людской резерв, за время участия в указанных мероприятиях по месту их постоянной работы выплачивается средний заработок, им возмещаются расходы, связанные с наймом (поднаймом) жилья и оплатой проезда в другую местность и обратно, а также командировочные расходы.
———————————
<3> Федеральный закон от 28.03.1998 N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
Однако вопрос сохранения денежного содержания государственным гражданским служащим на время прохождения ими военных сборов Законом N 79-ФЗ не урегулирован. Кроме того, данный Закон не содержит понятия «средний заработок». В связи с этим наиболее близким к указанному понятию является понятие денежного содержания государственного гражданского служащего, исчисляемого на период его нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске. Порядок его расчета установлен п. 6 Правил N 562. При расчете суммы компенсации по выплате денежного содержания за время нахождения государственных гражданских служащих на военных сборах должны учитываться рабочие (служебные) дни.
Такие разъяснения представлены в Письме Минздравсоцразвития России от 25.06.2009 N 4125-17.
Расчет денежного содержания на период профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации или стажировки государственного гражданского служащего. Согласно п. 5 Правил N 562 на данный период гражданскому служащему сохраняется денежное содержание за весь соответствующий период как за фактически отработанное им время. При этом сказано, что сохраняемое денежное содержание состоит из единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» — «г» п. 2 указанных Правил. К таким дополнительным выплатам относятся:
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;
— ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;
— ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
— ежемесячное денежное поощрение.
Обратите внимание, что аналогично расчету, описанному выше, производится расчет денежного содержания государственного служащего в следующих случаях:
— на период его нахождения в служебной командировке;
— на период урегулирования конфликта интересов при отстранении от замещаемой им должности федеральной государственной гражданской службы (недопущении к исполнению должностных обязанностей);
— на период проведения служебной проверки.
Приведем пример расчета денежного содержания при направлении государственного служащего в командировку.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1. Рассчитаем денежное содержание работника за период с 14.07.2014 по 18.07.2014 (пять дней) при направлении его в командировку.
Отметим, что при расчете денежного содержания будут учтены не все дополнительные выплаты, установленные работнику, а только те, которые указаны в пп. «а» — «г» п. 2 Правил N 562.
Таким образом, его денежное содержание составит 25 680 руб. (5300 + 1300 + 530 + 5300 + 13 250).
Согласно производственному календарю за 2014 г. в июле 23 рабочих дня. Это значит, что за период нахождения государственного служащего в командировке ему будет начислено денежное содержание в размере 5581,61 руб. (25 680 руб. / 23 раб. дн. x 5 раб. дн.).
Расчет денежного содержания государственного гражданского служащего на период предоставления ему выходных дней по уходу за детьми-инвалидами. Статьей 262 ТК РФ установлено, что одному из родителей (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами по его письменному заявлению предоставляются четыре дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц, которые могут быть использованы одним из указанных лиц либо разделены между собой по их усмотрению. Оплата каждого дополнительного выходного дня производится в размере и порядке, которые установлены федеральными законами. Отметим, что оплата таких дополнительных дней Законом N 79-ФЗ не урегулирована. При этом согласно ст. 73 Закона N 79-ФЗ к отношениям, связанным с гражданской службой, в части, не урегулированной Федеральным законом, применяются федеральные законы, иные нормативные правовые акты РФ, законы и другие нормативные правовые акты субъектов РФ, содержащие нормы трудового права.
Ввиду того что федеральный закон, которым бы регулировались данные вопросы, не принят, следует руководствоваться п. 10 Разъяснения Минтруда России N 3, ФСС РФ N 02-18/05-2256 от 04.04.2000, в котором сказано, что оплата каждого дополнительного выходного дня родителю (опекуну, попечителю) для ухода за детьми-инвалидами производится в размере дневного заработка за счет средств ФСС. При этом под дневным заработком следует понимать средний дневной заработок, определяемый в порядке, устанавливаемом Минтрудом.
Согласно ст. 50 Закона N 79-ФЗ оплата труда государственных гражданских служащих производится в виде денежного содержания, следовательно, понятие «средний заработок» к ней не применяется. Значит, оплата дополнительного выходного дня производится на основании п. 5 Правил N 562.
Такие разъяснения приведены в Письме Минздравсоцразвития России от 02.03.2010 N 5669-17.
Итак, в соответствии с п. 5 Правил N 562 денежное содержание за дополнительные выходные дни рассчитывается исходя из оклада денежного содержания и ежемесячных дополнительных выплат (надбавки за выслугу лет, надбавки за особые условия гражданской службы, процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, и ежемесячного денежного поощрения).
Расчет денежного содержания при увольнении с федеральной государственной гражданской службы в связи с реорганизацией или ликвидацией федерального государственного органа, изменением его структуры либо сокращением должностей федеральной государственной гражданской службы. В силу п. 8 Правил N 562 в этом случае гражданскому служащему выплачивается компенсация в размере месячного денежного содержания за четыре месяца и один месяц соответственно. Месячное денежное содержание исчисляется исходя из установленных служащему на дату расторжения с ним служебного контракта размеров единого денежного вознаграждения или оклада денежного содержания и дополнительных выплат, предусмотренных пп. «а» — «г» п. 2 этих Правил, а также из 1/12 размера установленных пп. «д» — «ж» п. 2 данных Правил дополнительных выплат, фактически начисленных ему в течение 12 календарных месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта.
Кроме того, необходимо обратить внимание на следующее: в случае если на день расторжения служебного контракта гражданский служащий замещал должность гражданской службы менее 12 месяцев, при расчете месячного денежного содержания дополнительные выплаты также учитываются в размере 1/12 дополнительных выплат, фактически начисленных ему за отработанное время.
Приведем пример расчета денежного содержания.
Пример 3. Гражданский служащий уволен с 01.07.2014 в связи с реорганизацией федерального государственного органа. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Кроме того, гражданскому служащему выплачены:
— материальная помощь (в апреле 2014 г.) — 6600 руб.;
— квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий — за каждый квартал в размере 3000 руб.
Рассчитаем денежное содержание, которое необходимо выплатить служащему при увольнении.
Согласно ч. 2 ст. 50 Закона N 79-ФЗ денежное содержание состоит из должностного оклада и оклада за классный чин. В данном примере оно будет равно 6600 руб. (5300 + 1300).
Далее в него необходимо включить дополнительные выплаты, предусмотренные пп. «а» — «г» п. 2 Правил N 562. В нашем случае эти дополнительные выплаты составляют 18 900 руб. (350 + 5300 + 13 250).
После этого в расчет нужно включить дополнительные выплаты, установленные пп. «д» — «ж» п. 2 Правил N 562, но с учетом п. 8 данных Правил.
Отметим, что пп. «д» — «ж» п. 2 Правил N 562 определены следующие дополнительные выплаты:
— премии за выполнение особо важных и сложных заданий;
— материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;
— единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.
Итак, за 12 месяцев, предшествующих дате расторжения служебного контракта (в нашем примере — в период с 01.07.2013 по 30.06.2014), работнику были выплачены четыре премии по 3000 руб. Таким образом, данные дополнительные выплаты будут учитываться в размере 1550 руб. ((4 x 3000 руб. + 6600 руб.) / 12 мес.).
Таким образом, денежное содержание будет равно 27 050 руб. (6600 + 18 900 + 1550). Следовательно, денежное содержание госслужащего при увольнении в связи с реорганизацией федерального государственного органа составит 108 200 руб. (27 050 руб. x 4 мес.).
Аналогичный расчет применяется при выплате денежного содержания государственному гражданскому служащему в случае прекращения с ним служебного контракта в соответствии с п. 11 ч. 1 ст. 33 Закона N 79-ФЗ, если нарушение установленных обязательных правил заключения служебного контракта допущено не по его вине.
Расчет денежного содержания на период безвестного отсутствия служащего до признания его безвестно отсутствующим или объявления умершим по решению суда, вступившему в законную силу. Согласно п. 7 Правил N 562 за данный период за гражданским служащим сохраняется денежное содержание, установленное ему на начало указанного периода, которое не начисляется и не выплачивается.
Расчет денежного содержания на период временной нетрудоспособности, а также на период прохождения служащим медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения. В соответствии с п. 9 Правил N 562 за данный период гражданскому служащему выплачивается пособие в порядке, установленном Законом N 255-ФЗ <4>.
———————————
<4> Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующие году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей). При этом в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС в соответствии с Законом N 212-ФЗ <5> (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).
———————————
<5> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
Частью 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ определено: объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предмет которых — выполнение работ, оказание услуг. При этом база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 указанного Закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, названных в ст. 9 этого же Закона (ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ).
Обратите внимание на Письмо Минздравсоцразвития России от 05.04.2010 N 5905-17, в котором даны разъяснения о порядке определения среднего заработка федерального государственного гражданского служащего, исходя из которого рассчитываются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком.
Специалисты этого ведомства уточнили, что в базу для начисления страховых взносов полностью включаются следующие выплаты:
а) средства материального стимулирования гражданских служащих и сотрудников территориальных органов ФНС сверх установленного фонда оплаты труда;
б) компенсация за неиспользованный отпуск;
в) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска;
г) единовременные поощрения.
Рассмотрим некоторые нюансы, связанные с начислением денежного содержания.
Для всех составляющих денежного содержания гражданского служащего, указанного в п. п. 2 и 3 Правил N 562, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях и коэффициент за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (п. 4 Правил N 562).
Приведем пример расчета денежного содержания с применением районного коэффициента.
Пример 4. Гражданский служащий уволен с 01.07.2014 в связи с реорганизацией федерального государственного органа. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Районный коэффициент — 1,4.
Рассчитаем денежное содержание госслужащего с учетом районного коэффициента.
Денежное содержание госслужащего будет равно 35 952 руб. ((5300 руб. + 1300 руб. + 530 руб. + 5300 руб. + 13 250 руб.) x 1,4).
В случае если в период сохранения денежного содержания произошло увеличение (индексация) единого денежного вознаграждения, оклада денежного содержания и (или) дополнительных выплат, исчисленное денежное содержание индексируется со дня вступления в силу решения об увеличении (индексации) и до окончания указанного периода (п. 11 Правил N 562).
Приведем пример расчета денежного содержания в таком случае.
Пример 5. Гражданскому служащему был предоставлен отпуск с 01.07.2014 по 30.07.2014. Его ежемесячное денежное содержание состоит:
— из должностного оклада — 5300 руб.;
— из оклада за классный чин — 1300 руб.;
— из надбавки за выслугу лет — 10% должностного оклада (530 руб.);
— из надбавки за особые условия гражданской службы — 100% должностного оклада (5300 руб.);
— из ежемесячного денежного поощрения — 13 250 руб.
Отметим, что с 14.07.2014 произошло увеличение должностного оклада (коэффициент 1,2). Рассчитаем денежное содержание служащего на период отпуска.
Согласно п. 11 Правил N 562 необходимо проиндексировать денежное содержание с даты повышения оклада до окончания отпуска, то есть с 14.07.2014 по 30.07.2014 (17 дней).
Денежное содержание служащего в период отпуска с 01.07.2014 по 13.07.2014 (13 дней) составит 11 393,85 руб. ((5300 + 1300 + 530 + 5300 + 13 250) руб. / 29,3 дн. x 13 дн.).
Денежное содержание в период отпуска с 14.07.2014 по 30.07.2014 (17 дней) будет равно 16 191,19 руб. ((5300 руб. x 1,2 + 1300 руб. + (5300 руб. x 1,2 x 10%) + (5300 руб. x 1,2 x 100%) + 13 250 руб.) / 29,3 дн. x 17 дн.).
Таким образом, денежное содержание служащего на весь период отпуска с учетом индексации — 27 585,04 руб. (11 393,85 + 16 191,19).
В заключение обратим ваше внимание на следующее. Правила N 562 не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в соответствии с ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда (п. 10 Правил N 562).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *