Дежурный врач должностное лицо

18. Там же. Ст. 2.

19. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 147. Ст. 6.

20. Закон Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета. 1993. № 49. Ст. 13.

21. Мартене Ф. О консулах и консульской юрисдикции на востоке / СПб.: Типография министерства путей сообщения, 1873. С. 504.

22. Федеральный закон от 05.07.2010 № 154-ФЗ «Консульский устав Российской Федерации» // Российская газета. 2010. № 147. Ст. 26.

23. Закон Российской Федерации от 11.02.1993 г. № 4462-1 «Основы законодательства Российской Федерации о нотариате» // Российская газета. 1993. № 49. Ст. 38.

УДК 614.255.14

Т. Е. Сучкова

К ВОПРОСУ О НАДЕЛЕНИИ ВРАЧА СТАТУСОМ ДОЛЖНОСТНОГО ЛИЦА

В работе автором проводится анализ действующего законодательства Российской Федерации с точки зрения использования дефиниций «врач» и «должностное лицо». Раскрывая тему работы, автор обосновывает необходимость наделения врачей государственных и муниципальных медицинских учреждений статусом должностного лица.

Ключевые слова: медицинская деятельность, врач, юридически значимые действия, должностное лицо.

Keywords: medical activity, doctor, legally significant actions, official.

К числу конституционно охраняемых и защищаемых ценностей в Российской Федерации относится право на охрану здоровья и медицинскую помощь как неотъемлемое благо, принадлежащее человеку от рождения. Данное положение закреплено в ст. 41 Конституции и является одним из важнейших элементов социальной политики государства, направленной на достижение благосостояния человека.

Понятие медицинской помощи закреплено в ст. 2 федерального закона № 323 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» , согласно которой под медицинской помощью понимается комплекс мероприятий,

© Сучкова Т. Е., 2012

направленных на поддержание и(или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг , однако в научной литературе понятие медицинской помощи, как правило, более разнообразно по содержанию .

Исходя из данного определения, медицинскую помощь могут оказывать не только «специально подготовленные для этой цели лица» , но и лица, не являющиеся профессионалами в сфере медицины, т. е. ухаживающие за больными детьми матери (лечение простуды, ссадин и т. п.), оказывающие первую медицинскую помощь спасатели и пожарные и т. п. Однако такая «непрофессиональная» медицинская помощь не относится к медицинской деятельности, поскольку, согласно ст. 2 ФЗ № 323, медицинская деятельность — это профессиональная деятельность по оказанию медицинской помощи .

К лицам, имеющим право на осуществление медицинской деятельности в соответствии с действующим законодательством, относятся врачи всех специальностей, а также средний медицинский персонал: фельдшеры, акушерки, медицинские сестры. Однако ни в предыдущих, ни в действующих «Основах охраны здоровья граждан» дефиниций этих понятий нет.

Имеющееся в ФЗ № 323 понятие «медицинский работник» значительно шире по содержанию. В него помимо лиц, непосредственно ведущих медицинскую деятельность, можно включить тех, кто, не всегда обладая медицинским образованием, способствует оказанию профессиональной медицинской помощи — это не только санитарки, медицинские регистраторы, нянечки или сестры-хозяйки, которых относят к младшему медицинскому персоналу, но и высококвалифицированные техники, обслуживающие сложные медицинские приборы или аппараты.

Итак, несмотря на доминирование понятия «врач» в действующем законодательстве легального определения нет, хотя «понятие «врач» как раз общее понятие, поскольку оно обозначает всех представителей класса врачей» .

Имеющееся в законе понятие лечащего врача как врача, «на которого возложены функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи в период наблюдения за ним и его лечения» , не решает этой проблемы, так как частное понятие в соответствии с законами логики не может раскрыть общее. По этой причине существование термина «лечащий врач» не может устранить имеющейся в законодательстве неясности по поводу содержания понятия «врач».

Таким образом, определение статуса врача согласно роду деятельности в современной юридической науке и практике остается на сегодняшний день открытым. В этом смысле трудно

не согласиться с точкой зрения А. В. Риффеля, который считает, что «в настоящий момент назрела необходимость в законе, который, во-первых, определил бы реальные права и обязанности врачей, а во-вторых, соответствовал бы уровню развития медицинской науки и закрепил положение врача в нашем обществе, содержал бы правовые механизмы точного и чёткого регулирования и определения прав и обязанностей врачей и других медицинских работников» .

К тому же в законе «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» не установлено соотношение по объему полномочий между врачом и должностным лицом.

Профессиональной функцией врачей, среднего медицинского персонала в силу полученного образования является непосредственно лечебная деятельность, поскольку «профессия — род трудовой деятельности человека, предмет его постоянных занятий, а также свидетельство наличия у него знаний и умений, опыта, позволяющих квалифицированно выполнять данный вид работ» .

Понятие профессии не является тождественным понятию должности: «должность — служебное положение работника, определяющее круг его полномочий и ответственности; может быть занимаемой постоянно и замещаемой, занимаемой временно, а также замещаемой периодически, по конкурсу» .

В советской административной науке под должностью понимался «официально установленный комплекс обязанностей и прав, определяющий место и роль служащего в органе, предприятии, учреждении организации» . С этих позиций, по мнению В. С. Орлова, «врачи являются служащими тех или иных учреждений и занимают определенные должности» .

На сегодняшний день при определении служебных обязанностей врачей и среднего медицинского персонала правоприменителем также используется термин «должность». К примеру, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2006 г. № 191 врач — это должность , приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» , также использует такие категории, как «должность» и «должностные обязанности».

Таким образом, можно сделать вывод о том, что все медицинские работники, осуществляющие медицинскую деятельность в государственных и муниципальных медицинских учреждени-

ях, занимают определенную должность — «служебное место, связанное с исполнением определенных обязанностей» .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Однако «каждая должность сопровождается наделением лица, ее замещающего, определенным объемом служебных обязанностей, прав и полномочий» , и в зависимости от этих критериев все должности, существующие в бюджетных медицинских учреждениях, необходимо разделять на должности должностных лиц и должности иных служащих учреждения.

В принятом 21 ноября 2011 г. федеральном законе № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» одним из основных принципов охраны здоровья декларируется «ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья» , то есть привлечение к ответственности должностных лиц в случае ненадлежащего исполнения ими своих должностных обязанностей признается законодателем одним из основных принципов в области охраны здоровья. Однако, поскольку понятие «должностное лицо» в законе отсутствует, необходимо определить, кого следует считать должностным лицом в сфере осуществления медицинской деятельности.

Исходя из существующих сегодня в юридической науке признаков должностного лица, можно сделать вывод, что должностным лицом следует считать работника, осуществляющего функции представителя власти либо выполняющего организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции. Иными словами, это субъект, наделенный властными полномочиями на постоянной, временной основе, или властная деятельность осуществляется по специальному полномочию.

«Медицинские и фармацевтические работники относятся к должностным лицам, если занимают руководящие должности, выполняя организационно-распорядительные функции (главный врач, зав. фармацевтическим предприятием, их заместители, зав. отделами, отделениями, лабораториями), а также лица, временно исполняющие эти обязанности, к которым относится дежурный врач, либо административно-хозяйственные функции (старшая медсестра)» .

Как лицо, обладающее правом осуществления властных полномочий, главный врач лечебного учреждения или заведующий отделением осуществляет подбор кадров, от него зависит применение мер дисциплинарного характера в отношении подчиненных ему по службе врачей и медицинских работников в целом. Безусловно, к должностным лицам следует отнести дежурного врача, которому властные полномочия предос-

тавляются на время дежурства. Старшая медсестра больницы ответственна, например, за учет и отпуск лекарственных средств, то есть ей переданы отдельные властные полномочия по осуществлению административно-хозяйственных функций в лечебном учреждении.

Таким образом, «под должностным лицом в сфере медицинской деятельности следует понимать лицо, обладающее властными полномочиями в сфере медицинской деятельности, осуществляющее организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции в органах управления здравоохранением, лечебно-профилактических, санитарно-гигиенических и других учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения» .

Тем не менее правовой статус врача, который осуществляет только прием пациентов, на сегодняшний день недостаточно четко определен действующим законодательством и требует более внимательного рассмотрения и доработки.

Общепризнанным сегодня является постулат о том, что врач, не наделенный полномочиями представителя власти, а также не выполняющий организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций, свойственных должности руководителя, не имеет статуса должностного лица, поэтому «в российской судебной практике при рассмотрении профессиональных преступлений, совершенных медицинскими работниками, не используется понятие «должностное лицо»» . Более того, в юридической литературе ставится вопрос о необходимости разграничения «сугубо профессиональных функций медицинского работника и его функций в качестве должностного лица» .

При отсутствии законодательно закрепленного понятия в правовой науке «профессиональные обязанности медицинских работников» обозначены достаточно неопределенно, как неразрывно связанные с оказанием медицинской помощи , тогда как должностные обязанности медицинских работников содержатся в Приказе Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минздравсоцраз-вития России) от 23 июля 2010 г. № 541н .

В соответствии с данными должностными обязанностями, по мнению В. А. Латышева, «врач государственной поликлиники, больницы или санатория имеет право отдавать обязательные распоряжения, связанные с профессиональной деятельностью (лечением), среднему и низшему медицинскому персоналу, выписывать лекарства, содержащие наркотические или сильнодействующие средства, на специально оформляемых рецептных бланках» .

Итак, в соответствии с данным приказом среди обязанностей врача государственного или

муниципального медицинского учреждения обозначена обязанность давать указания находящемуся в подчинении работнику среднего медицинского персонала (медицинской сестре, акушерке), то есть можно говорить о наличии в деятельности врача определенных организационно-распорядительных функций, а значит, о возможности наделения врачей, осуществляющих медицинскую деятельность, статусом должностного лица.

Подобная точка зрения, согласно которой любого врача необходимо признать должностным лицом, сформировалась в правовой науке уже достаточно давно. В частности, А. К. Квици-ния считает, что «любой врач, работающий в медицинском учреждении, является должностным лицом, а чисто профессиональная деятельность хотя и не порождает прямо юридических последствий и не связана с организационно-распорядительными функциями, однако неотделима от статуса советского медицинского работника» .

Однако, соглашаясь с тем, что любого врача, работающего в медицинском учреждении, следует признать должностным лицом, необходимо, на наш взгляд, скорректировать аргументы, послужившие основанием для данного вывода.

Не останавливаясь на утверждении о «неотделимости» профессиональной деятельности врача от «статуса советского медицинского работника» в силу его идеологизированности, считаем невозможным согласиться с мнением А. К. Кви-цинии, согласно которому профессиональная деятельность врача «не порождает прямо юридических последствий».

Применительно к врачебной деятельности следует обратить внимание на тот факт, что в специальной литературе высказывались мнения о том, что врачи наряду с другими «служащими, осуществляющими специальные функции», относятся к должностным лицам, так как «совершают действия, которые влекут правовые последствия» .

В частности, в отличие от врача, занимающегося частной практикой, врач, работающий в бюджетном медицинском учреждении, имеет право при осуществлении экспертизы временной нетрудоспособности выдать в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Мин-здравсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. № 624н листок временной нетрудоспособности.

Это действие врача, с точки зрения Н. Е. Крыловой и Н. В. Павловой, «влечет за собой юридически значимые последствия как для самого пациента, так и для других физических и юридических лиц (работодателей, МСЭК и др.)» . Более того, по мнению А. В. Кузнецова, «врачи

государственных учреждений здравоохранения -больниц выполняют публичную деятельность, выдавая больничные листы и являясь самым важным звеном в системе обязательного медицинского страхования и, что самое главное, реализуя конституционное право граждан на охрану здоровья» .

Помимо этого в обязанности врача входит ведение медицинской документации в установленном порядке , то есть заполнение амбулаторных и стационарных карт пациента, ведение статистической отчетности, выдача справок для детских дошкольных и школьных учреждений, оформление рецептов и т. д.

Такой широкий перечень действий врача, являясь частью его профессиональной деятельности, также влечет наступление правовых последствий, что, по мнению А. В. Кузнецова, позволяет сказать: «Врач государственного и муниципального здравоохранения — это такой же чиновник, большая часть работы которого состоит в заполнении больничных листов, рецептов и документов медицинского страхования» .

Итак, на основании вышесказанного можно сделать вывод, что не только «отдельные медицинские работники являются должностными лицами в силу своего статуса, поскольку руководят определенным участком, отделением, подразделением медицинского учреждения (главный врач, заведующий отделением, их заместители)»

, по мнению В. С. Орлова, необходимо говорить о возможности признания врачей должностными лицами «не в связи с их профессией, а в связи с исполнением обязанностей по службе»

Таким образом, следует на законодательном уровне закрепить статус должностных лиц за всеми врачами, работающими в государственных и муниципальных медицинских учреждениях.

Примечания

1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // С3 РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

3. Там же

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Сер Ю. Д. Основы медицинского права России. С. 5.

6. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // С3 РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

7. Там же.

8. Моисеев В. И. Философия и методология науки. URL: info@sbiblio.com

9. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // С3 РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

10. Риффель А. В. Избранные вопросы медицинского права. URL: http://www.rae.ru/monographs/24

11. Райзберг Б. А, Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. 6-е изд., перераб. и доп. М.: ИНФРА-М, 2010. С. 336.

12. Там же. С. 115.

13. Административное право. Общая и особенная части: учеб. / под ред. А. П. Коренева. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С.75.

14. Орлов В. С. Субъект преступления по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 260.

15. 12. Постановление Правительства РФ от 3 апреля 2006 года № 191 «Об утверждении Перечня должностей, подлежащих обязательному страхованию медицинских, фармацевтических и иных работников государственной и муниципальной систем здравоохранения, занятие которых связано с угрозой жизни и здоровью этих работников» // С3 РФ. 2006. № 15. Ст. 1621.

16. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минзд-равсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета Федеральный выпуск. 2010. 27 сент.

18. Козлов Ю. М. Административное право: учеб. М.: Юристъ, 2001. С. 108.

19. Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» // С3 РФ. 2011. № 48. Ст. 6724.

20. Акопов В. И., Маслов Е. Н. Страдания Гиппократа. Ростов н/Д: изд-во «Приазовский край», 2006. URL: http://www.m-pravda.ru.

21. Стеценко Г. С. Медицинское право: учеб. СПб., 2004. С. 320.

22. Сучков А. В. О предмете доказывания по профессиональным преступлениям, совершенным медицинскими работниками // Медицинское право. 2011. № 3. С. 31-35.

25. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минзд-

равсоцразвития России) от 23 июля 2010 г. № 541н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения» // Российская газета Федеральный выпуск. 2010. 27 сент.

26. Латышев В. А. Понятие должностного лица. URL: http:// www.latyshev-va.ru/ materials/ page537/ index.html

27. Квициния А. К. Взяточничество и борьба с ним. Сухуми, 1980. С. 154.

28. Административное право. Общая и особенная части: учеб. / под ред. А. П. Коренева. М.: МВШМ МВД СССР, 1986. С.75.

29. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минзд-равсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета. 2011. 8 июля.

32. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Минзд-равсоцразвития России) от 29 июня 2011 г. № 624н «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности» // Российская газета. 2011. 8 июля.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

35. Орлов В. С. Субъект преступления по советскому уголовному праву. М., 1958. С. 260.

УДК 340

И. Д. Хомяков

ПРОБЛЕМЫ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА КАК ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА

Исследуя понятие «охрана общественного порядка», автор приходит к выводу, что эта деятельность государства является формой реализации правоохранительной функции государства.

Ключевые слова: общественный порядок, охрана общественного порядка, правопорядок, правоохранительная деятельность, функции государства.

Keywords: public order, public order protection, law and order, law-enforcement activity, state functions.

Существует научная позиция, в соответствии с которой первоначально появилось понятие «общее благо», которое было идентично понятию «общий правопорядок» . Этой позиции придерживается А. В. Сумин, который приходит к выводу, что взгляды древнегреческих и древнеримских юристов, например Аристотеля и Цицерона, на «общее благо» и «общий правопорядок» содержательно наиболее приближены к сегодняшнему пониманию общественного порядка . Важность понятия общественного порядка подтверждается использованием его в Конституции РСФСР от 11 мая 1925 г. Согласно ст. 64, регламентирующей компетенцию исполнительных комитетов Советской власти, «обеспечение в пределах данной территории революционной законности и охраны государственного порядка и общественной безопасности» являлось одним из важных направлений их деятельности . Рассматривая развитие исследуемого понятия в России, можно констатировать, что с конца XIX в. понятие «общественный порядок» вытесняет из оборота свои синонимы, такие как «общее благо» и «общий порядок», и получает окончательное закрепление в 1950-1960-х гг. В середине XX в. государство охране общественного порядка уделяло огромное внимание. Так, 17 августа 1962 г. постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению деятельности советской милиции» МВД РСФСР и другие республиканские министерства, а также учреждения в краях, областях и городах были пе-

Принят Первым национальным съездом врачей Российской Федерации (г. Москва, 5 октября 2012 г.)

«ВСТУПАЯ В ЧЛЕНЫ МЕДИЦИНСКОГО СООБЩЕСТВА:

• Я ТОРЖЕСТВЕННО ОБЯЗУЮСЬ посвятить свою жизнь служению идеалам гуманности;

• Я БУДУ ОТДАВАТЬ моим учителям дань уважения и благодарности, которую они заслуживают;

• Я БУДУ ИСПОЛНЯТЬ мой профессиональный долг по совести и с достоинством;

• ЗДОРОВЬЕ МОЕГО ПАЦИЕНТА будет моей первой наградой;

• Я БУДУ УВАЖАТЬ доверенные мне тайны, даже после смерти моего пациента;

• Я БУДУ ПОДДЕРЖИВАТЬ всеми моими силами честь и благородные традиции медицинского сообщества;

• МОИ КОЛЛЕГИ станут моими братьями и сестрами;

• Я НЕ ПОЗВОЛЮ соображениям пола или возраста, болезни или недееспособности, вероисповедания, этнической, национальной или расовой принадлежности, партийно-политической идеологии, сексуальной ориентации или социального положения встать между исполнением моего долга и моим пациентом;

• Я БУДУ проявлять высочайшее уважение к человеческой жизни с момента ее зачатия и никогда, даже под угрозой, не использую свои медицинские знания в ущерб нормам гуманности;

• Я ПРИНИМАЮ НА СЕБЯ ЭТИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА торжественно, свободно и честно».

Женевская декларация Всемирной Медицинской Ассоциации

Принята 2-ой Генеральной Ассамблеей Всемирной Медицинской Ассоциации,

Женева, Швейцария, сентябрь 1948

дополнена 22-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Сидней, Австралия, август 1968

35-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Венеция, Италия, октябрь 1983 и

46-ой Всемирной Медицинской Ассамблеей, Стокгольм, Швеция, сентябрь 1994

Положения настоящего Кодекса обязательны для врачей, выполняющих свои профессиональные функции, а также для студентов высших медицинских учебных заведений, временно замещающих врача или ассистирующих врачу.

I ВРАЧ И ОБЩЕСТВО

СТАТЬЯ 1

Миссия врача состоит в охране здоровья и глубоком уважении личности и достоинства человека. Врачебная деятельность основана на высоких этических, моральных и деонтологических принципах. Эти требования остаются незыблемымидаже после смерти человека.

СТАТЬЯ 2

Врач обязан добросовестно выполнять весь комплекс лечебно-диагностических мероприятий независимо от пола, возраста, расовой и национальной принадлежности пациента, его социального статуса и материального положения, вероисповедания, политических взглядов человека.

СТАТЬЯ 3

Врач обязан оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь. Он обязан учитывать преимущества, недостатки и последствия различных диагностических и лечебных методов. При отсутствии в медицинской организации необходимых условий и ресурсов врач обязан направить пациента в соответствующее медицинское учреждение.

СТАТЬЯ 4

В установленном законом порядке врач свободен в выборе диагностических и лечебных методов. Врач обязан, с учетом преимуществ, недостатков и последствий различных диагностических и лечебных методов, оказать качественную, эффективную и безопасную медицинскую помощь.

СТАТЬЯ 5

Врач любой специальности, оказавшийся рядом с человеком вне лечебного учреждения, находящимся в угрожающем жизни состоянии, должен оказать ему возможную помощь, или быть уверенным в том, что он ее получит.

СТАТЬЯ 6

Право врача, ни при каких обстоятельствах, не изменять принципам профессионального долга и отклонять любые попытки давления со стороны физических и юридических лиц, требующих от него действий, противоречащих этическим принципам, профессиональному долгу или закону.

СТАТЬЯ 7

Врач, обследующий или лечащий лицо, лишенное свободы, не может ни прямо, ни косвенно способствовать посягательству на физическую или психологическую неприкосновенность этого лица, на его достоинство. Врач должен уделять особое внимание тому, чтобы пребывание в местах лишения свободы не стало препятствием для получения своевременной и качественной медицинской помощи. Если врач констатирует, что человек, лишенный свободы, стал жертвой насилия или же плохого обращения с ним, он должен уведомить об этом своего работодателя и органы прокуратуры.

СТАТЬЯ 8

Врачебная тайна относится ко всему, что стало известно врачу при выполнении им профессионального долга. Не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, без разрешения пациента или его законного представителя, в том числе после смерти человека, за исключением случаев, предусмотренных российским законодательством.

СТАТЬЯ 9

Каждый врач должен постоянно совершенствовать свои медицинские знания и навыки, регулярно принимать участие в образовательных мероприятиях, которые помогают поддерживать их на современном уровне и совершенствовать уровень компетенции и профессионализма. Врач имеет право на повышение квалификации в системе непрерывного медицинского образования на бесплатной основе.

СТАТЬЯ 10

Врач обязан знать существующие Стандарты, Протоколы, Порядки и Клинические рекомендация и соблюдать их в зависимости от клинической ситуации и своего профессионального опыта.

СТАТЬЯ 11

Врач должен знать и соблюдать все действующие законы и иные нормативно-правовые акты, имеющие отношение к его профессиональной деятельности.

СТАТЬЯ 12

Врач должен воздерживаться от какой-либо формы рекламы, относящейся к его профессиональной деятельности.

СТАТЬЯ 13

Врач должен доступными ему средствами через СМИ (газеты, журналы, радио, телевидение, беседы и пр.), сеть «Интернет» ( интернет-сайты, интернет-газеты и журналы, форумы и другие формы) пропагандировать здоровый образ жизни. Врач несет всю полноту ответственности за свои действия и советы в указанных средствах информации перед гражданами и медицинским сообществом.

СТАТЬЯ 14

Запрещается всякий сговор, а также коррупционные отношения между врачами и другими физическими и юридическими лицами.

СТАТЬЯ 15

Врачу запрещается мошенничество в любой форме, выдача заведомо ложных заключений.

СТАТЬЯ 16

Врач не должен вмешиваться в семейную и личную жизнь пациента, не имея на то законных оснований.

СТАТЬЯ 17

Деятельность врача имеет личный и социальный характер; каждый врач ответственен за свои решения и действия.

СТАТЬЯ 18

При все возрастающем многообразии и активности современных методов диагностики и лечения, каждый врач обязан обеспечить максимальную безопасность оказания медицинской помощи, чтобы снизить риск возникновения ятрогенных заболеваний, действуя в пределах обоснованного риска.

СТАТЬЯ 19

Врач обязан сообщать в уполномоченный орган о выявленных нежелательных эффектах при применении лекарственных препаратов.

СТАТЬЯ 20

В интересах обеспечения жизни и здоровья граждан врач не должен пропагандировать и применять в целях профилактики и лечения методы и средства оккультного характера.

СТАТЬЯ 21

Каждый врач должен быть честен и откровенен при оформлении историй болезни, написании отчетов, заполнении и подписании форм и других документов.

СТАТЬЯ 22

Врач, привлеченный для осуществления контроля (надзора) в сфере охраны здоровья, не должен вмешиваться в лечебный процесс. В своем отчете врач-эксперт указывает только те данные, которые помогают ответить на поставленные перед ним вопросы.

СТАТЬЯ 23

Врач, на которого возложена функция контроля, должен сохранять конфиденциальность. Сведения, содержащиеся в медицинской документации, составленной врачом-экспертом, не могут быть переданы сторонним организациям, за исключением случаев, установленных действующим законодательством.

СТАТЬЯ 24

Никто не имеет права быть одновременно врачом–экспертом и лечащим врачом в отношении одного и того же случая оказания медицинской помощи.

СТАТЬЯ 25

Врач имеет право на защиту своих прав и интересов. Защита прав врачей в сферах трудовых отношений, социального обеспечения, административной и уголовной ответственности осуществляется при содействии медицинских профессиональных некоммерческих организаций.

СТАТЬЯ 26

Врач Российской Федерации обязан воздерживаться от поступков, способных подорвать авторитет и уважение в обществе к профессии врача.

II ВРАЧ И ПАЦИЕНТ

СТАТЬЯ 27

При оказании медицинской помощи врач должен помнить, что его профессия – это не бизнес. При организации лечебно-диагностического процесса, включая лекарственное обеспечение, приоритет для врача – оказание необходимой и качественной медицинской помощи, а не извлечение коммерческой выгоды для себя лично и лечебного учреждения, в котором он работает.

СТАТЬЯ 28

Врач должен уважать честь и достоинство пациента и при лечении учитывать все особенности его личности; побуждать пациента заботиться о состоянии здоровья; относиться с уважением к его личной жизни и праву на конфиденциальность.

СТАТЬЯ 29

Если интересы пациента, связанные с его здоровьем или с оказанием ему медицинской помощи, противоречат интересам других лиц, врач обязан отдать предпочтение интересам пациента, если это не причиняет прямого ущерба самому пациенту или окружающим. Врач не вправе препятствовать пациенту, решившему доверить свое дальнейшее лечение другому врачу.

СТАТЬЯ 30

Врач должен строить отношения с пациентом на основе взаимного доверия и взаимной ответственности. Объективная информация о состоянии здоровья пациента дается доброжелательно; план медицинских действий разъясняется в доступной форме, включая преимущества и недостатки существующих методов обследования и лечения, не скрывая возможных осложнений и неблагоприятного исхода.

СТАТЬЯ 31

Врач не должен использовать отсутствие медицинских знаний, страх перед болезнями, доверчивость пациента и свое профессиональное превосходство в целях получения коммерческой выгоды.

СТАТЬЯ 32

Взаимоотношения врача и пациента должны строиться на партнёрской основе и принципах информационной открытости. Врач должен в доступной форме информировать пациента о состоянии его здоровья, возможных изменениях, методах лечения, включая те, с которыми связана определённая доля риска или неуверенность в результате. Врач должен убедиться в том, что пациент удовлетворен полученной информацией.

СТАТЬЯ 33

Если физическое или психическое состояние пациента не допускает возможность доверительных отношений, их следует установить с его законным представителем.

СТАТЬЯ 34

При оказании медицинской помощи врач должен руководствоваться исключительно интересами пациента, знаниями современных методов и технологий лечения с доказанной клинической эффективностью и личным опытом. При возникновении профессиональных затруднений врач обязан обратиться за помощью к коллегам, а также оказать помощь коллегам, обратившимся к нему.

СТАТЬЯ 35

Информированное добровольное согласие или отказ пациента на медицинское вмешательство и любой конкретный его вид должны быть оформлены письменно в соответствии с законодательством и нормативными документами.

СТАТЬЯ 36

Медицинское вмешательство без согласия гражданина или его законного представителя допускается по экстренным показаниям, прежде всего, в случаях: угрозы жизни человека, опасности для окружающих, тяжелых психических расстройствах, общественно опасных деяниях (преступлениях) и других состояниях, предусмотренных действующим законодательством.

СТАТЬЯ 37

При любых обстоятельствах врач обязан стремиться к тому, чтобы облегчить страдание пациента; поддержать его морально и избегать неразумной настойчивости в проведении диагностических и лечебных процедур.

СТАТЬЯ 38

При оказании медицинской помощи несовершеннолетнему или же находящему под опекой пациенту, врач должен получить согласие родителей ребенка или его законного представителя.

СТАТЬЯ 39

Врач должен защитить права ребенка любым законным способом, если считает, что окружающие плохо понимают проблемы его здоровья или же не берегут его должным образом.

СТАТЬЯ 40

Если врач осознает, что человеку, к которому его вызвали, причинен вред в результате противоправных действий, он должен проинформировать органы внутренних дел о фактах вызовов к таким пациентам в порядке, установленном действующим законодательством, а также по возможности проинформировать иные органы, в компетенцию которых входит защита прав граждан.

СТАТЬЯ 41

Врач обязан облегчить страдания умирающего всеми доступными и легальными способами. Врач обязан помочь пациенту реализовать его право воспользоваться духовной поддержкой служителя любой религии.

СТАТЬЯ 42

Медицинским работникам запрещается осуществление эвтаназии, то есть ускорение по просьбе пациента его смерти какими либо действиями (бездействием) или средствами, в том числе прекращение искусственных мероприятий по поддержанию жизни пациента.

III ВРАЧ И ВРАЧЕБНЫЙ КОЛЛЕКТИВ

СТАТЬЯ 43

Врач обязан охранять честь и благородные традиции медицинского сообщества. Врачи должны относиться друг к другу с уважением и доброжелательно, быть готовыми бескорыстно передавать свой опыт и знания.

СТАТЬЯ 44

В течение всей жизни врач обязан сохранять уважение и благодарность к своим учителям.

СТАТЬЯ 45

Врач обязан делать все от него зависящее для консолидации врачебного сообщества, активно участвовать в работе профессиональных общественных организаций, защищать честь и достоинство своих коллег. Врачи должны помогать друг другу в беде.

СТАТЬЯ 46

Врач не имеет права допускать как публичных негативных высказываний о своих коллегах и их работе, так и в присутствии пациентов и их родственников. Профессиональные замечания в адрес коллеги должны быть аргументированными, доброжелательными и определяться защитой интересов больного.

СТАТЬЯ 47

При участи в диагностическом и лечебном процессе нескольких врачей они должны информировать друг друга о полученных результатах. Каждый врач несет личную ответственность за информированность пациента.

СТАТЬЯ 48

Врачи обязаны с уважением относиться к медицинскому персоналу и представителям иных профессий, принимающим участие в охране здоровья населения и оказании медицинской помощи.

IV ВРАЧ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, БИОЭТИКА

СТАТЬЯ 49

Этический комитет решает профессионально-этические и профессионально-правовые вопросы, связанные с научно-исследовательской деятельностью при вмешательстве в психическую и физическую целостность человека, а также при использовании материалов или данных, принадлежащих определенному человеку.

СТАТЬЯ 50

Врач, занимающийся научно-исследовательской деятельностью, не должен использовать свои научные знания в ущерб здоровью и безопасности пациента или общества. Интересы науки и общества не могут превалировать над интересами человека.

СТАТЬЯ 51

Планируя эксперимент с участием пациента, врач обязан быть честным и порядочным в своих действиях, сопоставить степень риска причинения ущерба пациенту и возможность достижения предполагаемого положительного результата.

СТАТЬЯ 52

Испытания и эксперименты могут проводиться лишь при условии получения добровольного согласия пациента после предоставления ему полной информации. Пациент имеет право отказаться от участия в исследовательской программе на любом ее этапе.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *