Содержание
Премьер-министр России Дмитрий Медведев сделал ряд поручений по итогам встречи с представителями общероссийских общественных организаций инвалидов, состоявшейся 21 ноября 2018 года.
В частности, он поручил Минюсту, Минтруду и Минэкономразвития РФ проработать вопрос об ужесточении наказаний за дискриминацию инвалидов, вплоть до введения уголовной ответственности за совершение таких действий.
Причем лицу, которое нарушит права инвалида, самому придется доказывать отсутствие дискриминации. В документе содержится поручение ведомствам рассмотреть «возможность возложения бремени доказывания факта отсутствия дискриминации инвалида на лицо, которое, по мнению инвалида, нарушило его права».
Проверить, выполняются ли законы о приспособлении жилья и общего имущества в многоквартирных домах к потребностям тех инвалидов, которые там проживают, поручено Минстрою и Минтруду РФ.
Кроме того, ведомства должны изучить, соблюдаются ли права инвалидов на получение приспособленных жилых помещениях в случаях, когда их жилье признается непригодным для приспособления и проживания.
Вопросы обеспечения лекарственными препаратами граждан, нуждающихся в постоянном медикаментозном лечении, независимо от наличия у них инвалидности, должны рассмотреть Минздрав, Минтруд и Минпромторг РФ.
Чтобы упростить процедуру установления инвалидности, ряду ведомств поручено обеспечить поэтапный переход к электронному обмену документами между медицинскими организациями и учреждениями МСЭ.
Всего премьер-министр дал четырнадцать поручений.
«Шесть лет назад Россия присоединилась к Конвенции ООН о правах инвалидов. Внесены изменения в 40 федеральных и 750 региональных законов, которые призваны создать безбарьерную среду. Действует госпрограмма «Доступная среда». Более 50% объектов уже адаптированы под нужды инвалидов. В течение ближайших нескольких лет мы выделим еще более 20 млрд на продолжение этой работы», — заявил он ранее, на встрече с представителями общероссийских организаций инвалидов 21 ноября.
Минтруд России Приказом от 09.11.2017 № 777 утвердил методические рекомендации по выявлению признаков дискриминации инвалидов при решении вопросов занятости (далее — Методические рекомендации).
Этот документ должен помочь работодателям исключить случаи проявления дискриминации при решении вопросов занятости инвалидов, а также организовать работы по выявлению возможных признаков прямой и косвенной дискриминации в сфере труда и занятости инвалидов.
Рассмотрим подробнее положения Методических рекомендаций.
КАК МОЖЕТ ВЫГЛЯДЕТЬ ДИСКРИМИНАЦИЯ ИНВАЛИДОВ
Действующее трудовое законодательство запрещает какую-либо дискриминацию в сфере труда.
Извлечение из Трудового кодекса РФ
Статья 3. Запрещение дискриминации в сфере труда
Каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.
Никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника.
Согласно ст. 3.1 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. от 29.12.2017; далее — Федеральный закон № 181-ФЗ) в Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности.
Извлечение из Федерального закона № 181-ФЗ
Статья 3.1. Недопустимость дискриминации по признаку инвалидности
В Российской Федерации не допускается дискриминация по признаку инвалидности. Для целей настоящего Федерального закона под дискриминацией по признаку инвалид-ности понимается любое различие, исключение или ограничение по причине инвалидности, целью либо результатом которых является умаление или отрицание признания, реализации или осуществления наравне с другими всех гарантированных в Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина в политической, экономической, социальной, культурной, гражданской или любой иной области.
Однако на практике инвалиды довольно часто подвергаются дискриминации при трудоустройстве на работу и в процессе трудовой деятельности.
Отметим, что само определение понятия «дискриминация по признаку инвалидности» появилось в Федеральном законе № 181-ФЗ несколько лет назад.
Статья 3.1 была введена Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» (в ред. от 29.12.2015).
Минтруд России в своих Методических рекомендациях выделяет два вида дискриминации инвалидов: прямую и косвенную.
Прямая дискриминация
Прямая дискриминация в отношении инвалидов при решении вопросов занятости выражается в следующем:
• инвалиду отказывают в приеме на работу и продвижении по службе по причинам, не связанным с его деловыми качествами;
• инвалиду отказывают в профессиональной ориентации и обучении (переподготовке);
• инвалидов трудоустраивают преимущественно на низкоквалифицированные и низкооплачиваемые рабочие места.
Косвенная дискриминация
Косвенная дискриминация представляет собой требования, которые формально являются едиными для всех, но фактически ставят инвалидов в неравное положение.
Косвенная дискриминация имеет место, когда положения локальных нормативных актов (нормативных предписаний) работодателя и практика их применения создают условия, препятствующие или ограничивающие выполнение работы инвалидом по сравнению с другими работниками.
Примеры дискриминации
На практике возможны следующие формы дискриминации инвалидов со стороны работодателя:
• у инвалидов, в том числе по зрению и слуху, нет доступа к информации о вакансиях, о конкурсном избрании. Например, не предоставляется информация о вакансиях, созданных или выделенных для трудоустройства инвалидов в соответствии с установленной квотой, не обеспечена доступность официальных интернет-сайтов федеральных органов государственной власти, государственных органов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, не предоставляются услуги по переводу русского жестового языка (сурдопереводу, тифлосурдопереводу);
• работодатель не проводит мероприятия по сопровождаемому содействию занятости, в которых нуждается инвалид с учетом рекомендуемых в индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида (ИПР) показанных (противопоказанных) видов трудовой деятельности;
• работодатель не создает условия для осуществления сопровождаемого содействия занятости инвалида: не приспосабливает маршрут передвижения инвалида по территории организации с учетом его потребностей, не обеспечивает доступность необходимых служебных помещений, информации, не соблюдает гигиенические требования к условиям труда инвалида;
• работодатель отказывает в разумном приспособлении: не выполняет комплекс мероприятий по дооборудованию основного и вспомогательного оборудования, технического и организационного оснащения и обеспечения техническими приспособлениями рабочего места для инвалида таким образом, чтобы не имелось ограничений или препятствий при выполнении им работы по сравнению с другими работниками;
• работодатель не оказывает помощь в организации труда при дистанционной работе (гл. 49.1 ТК РФ) и работе на дому (гл. 49 ТК РФ);
• за инвалидом не закрепляют наставника в случае необходимости;
• не соблюдаются требования трудового законодательства в отношении условий труда инвалидов;
• инвалидам не предоставляются услуги, связанные с выбором профессии, специальности или повышением профессионального уровня с учетом индивидуальных особенностей и возможностей занятости;
• работодатель не переводит инвалида на другую имеющуюся в организации работу в соответствии с рекомендациями о показанных (противопоказанных) видах трудовой деятельности, содержащимися в ИПР (ст. 73 ТК РФ);
• работодатель отказывает в приеме на работу на основании инвалидности;
• при приеме на работу установлены избыточные требования, не связанные с трудовой деятельностью кандидата и направленные на исключение инвалида из числа претендентов на вакантную должность или работу;
• работников увольняют по признаку инвалидности.
Пункт 2 Методических рекомендаций.
Пункт 3 Методических рекомендаций.
Форма ИПР утверждена Приказом Минтруда России от 13.06.2017 № 486н.
Санитарные правила СП 2.2.9.2510-09 «Гигиенические требования к условиям труда инвалидов» (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2009 № 30).