Договор транспортной экспедиции

Договор транспортной экспедиции (форма)

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется выполнить или организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, а другая сторона (клиент) обязуется уплатить за это вознаграждение и возместить экспедитору расходы, связанные с выполнением обязанностей.

Договором транспортной экспедиции (перевозки) могут быть предусмотрены следующие транспортно-экспедиционные услуги:

  • организация перевозки груза по маршруту, избранному экспедитором или клиентом;
  • заключение от имени клиента или от своего имени договоров на перевозку груза;
  • обеспечение отправки и получения груза;
  • получение требующихся для экспорта или импорта документов;
  • выполнение таможенных и иных формальностей;
  • проверка количества и состояния груза;
  • погрузка и выгрузка груза;
  • уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
  • хранение груза.

В связи с тем, что перечень транспортно-экспедиционных услуг не является исчерпывающим, экспедитор может оказывать любые услуги, связанные с перевозкой груза, причем допускается любое сочетание транспортно-экспедиционных услуг.

Форма договора транспортной экспедиции – простая письменная, как и форма большинства договоров перевозки.

Правовое регулирование договора транспортной экспедиции

Договор перевозки груза (транспортной экспедиции) регулируется главой 41 ГК РФ, ФЗ от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554, приказом Минтранса РФ от 11 февраля 2008 г. N 23 «Об утверждении порядка оформления и форм экспедиторских документов» и иными нормативно-правовыми актами.

Положения ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» и правил транспортно-экспедиционной деятельности не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.

Экспедиторскими документами, необходимыми при заключении договора транспортной экспедиции, являются:

  • поручение экспедитору, в котором определяется перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг;
  • экспедиторская расписка, которая подтверждает факт получения экспедитором груза от клиента;
  • складская расписка, которая подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение.

Образец договора транспортной экспедиции должен составляться в письменной форме (п.1 ст. 802 ГК РФ). Как правило, клиент выдает исполнителю доверенность, если она необходима для выполнения перевозки.

Существенные и дополнительные условия договора транспортной экспедиции

Существенными условиями договора транспортной экспедиции на перевозку груза являются:

  • предмет;
  • иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение (п.1 ст. 432 ГК РФ).

Дополнительными условиями являются:

  • размер вознаграждения экспедитора;
  • условие об оказании услуг лично или о привлечении для исполнения обязанностей третьих лиц;
  • вид транспорта перевозки груза, последовательность перевозки груза;
  • порядок передачи груза;
  • порядок возмещения расходов экспедитора, связанных с исполнением обязанностей;
  • основания для расторжения сделки;
  • ответственность сторон;
  • порядок разрешения споров.

Кроме того, стороны могут назначить штраф, неустойку и/или пеню за неисполнение обязательств.

Предлагаем вам составить и скачать актуальный на 2019 год образец договора транспортной экспедиции в формате Word или PDF.

С этим шаблоном часто используют:

  • Образец договора доставки груза автомобильным транспортом
  • Форма договора перевозки
  • Договор доставки песка
  • Договор перевозки крупногабаритного груза
  • Договор перевозки молока

Популярные документы и процедуры:

  • Калькулятор госпошлины
  • Счет на оплату
  • Форма р11001
  • Договор поручения
  • Прекращение трудового договора

2.1. Существенные условия договора транспортной экспедиции

1. Существенные условия из предмета договора. Как следует из определения договора транспортной экспедиции, существенным условием такого договора в первую очередь будет являться условие о том, какие именно услуги должны быть оказаны по договору. 2. Что касается существенных условий, требуемых законодательством, то ст. 16 Закона «О ТЭД» напрямую предусматривает, что договор транспортной экспедиции должен содержать конкретный перечень транспортно-экспедиционных услуг, которые обязуется оказать экспедитор. Другие существенные условия договора будут зависеть от того, какие именно услуги обязуется оказать по договору экспедитор. Например, если экспедитор обязуется организовать перевозку груза, то существенными условиями будут дата загрузки, маршрут перевозки, номенклатура груза, его вес и объем.

В то же время условие о включении в текст основного договора конкретного перечня оказываемых клиенту услуг выполнимо только для конкретных разовых договоров перевозки. Однако большая часть договоров транспортной экспедиции заключается на длительный срок. В связи с чем более целесообразным представляется заключение основного договора, который регулирует общие условия деятельности сторон, и заключения приложений к основному договору, где уточняется перечень услуг, которые экспедитор оказывает по каждой конкретной перевозке. В этом случае в договор можно включить лишь часть оказываемых услуг с оговоркой, что экспедитор выполняет обязанности, указанные в настоящем договоре, а также в приложениях и заявках на каждую перевозку, которые являются неотъемлемой частью настоящего договора. При этом приложения и заявки должны содержать ссылку на основной договор.

Кроме того, договоры транспортной экспедиции, заключаемые с нерезидентами, также дополнительно должны содержать все существенные условия, установленные для внешнеэкономических договоров.

2.3. Особенности исполнения договора транспортной экспедиции

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой, стороны (клиента) выполнить или организовать выполнение определенных договором транспортной экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции может быть предусмотрена обязанность экспедитора осуществить перевозку груза своими силами. Отношения по поводу осуществления перевозки груза силами экспедитора или на основании договоров перевозки, заключаемых экспедитором в интересах клиента, регулируются гражданским законодательством. В договоре транспортной экспедиции на стороне экспедитора могут выступать юридические лица и индивидуальные предприниматели, а на стороне клиента — юридические и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели. Договор транспортной экспедиции заключается в письменной форме. В случаях, когда условиями договора транспортной экспедиции предусмотрено, что экспедитор должен заключать от имени клиента договоры с третьими лицами, а также выполнять от имени клиента другие обязанности, связанные с выполнением договора транспортной экспедиции, клиент должен выдать экспедитору доверенность. По исполнении договора транспортной экспедиции или при прекращении договора транспортной экспедиции до его исполнения экспедитор обязан без промедления возвратить клиенту доверенность, срок действия которой не истек. По договорам, заключенным экспедитором с третьими лицами от своего имени, у экспедитора возникают права и обязанности, даже если клиент и был назван в договоре. По договорам, заключенным с третьими лицами от имени клиента, права и обязанности возникают непосредственно у клиента. Если из договора транспортной экспедиции не следует, что экспедитор должен исполнить свои обязанности лично, экспедитор вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора. Любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции как до начала срока течения договора, так и во время течения договора, предупредив об этом другую сторону в разумный срок. При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, обязана возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены выполнение или организация выполнения экспедиционных услуг, связанных с систематическими перевозками грузов. При этом предоставление экспедиционных услуг, связанных с перевозкой конкретной партии груза, может осуществляться на основании выдачи экспедитору клиентом отдельных поручений. В этом случае условия предоставления экспедиционных услуг, согласованные в договоре транспортной экспедиции, распространяются на условия предоставления экспедиционных услуг по отдельному поручению, если иное не предусмотрено договором.

Заключение.

При написании этой курсовой я узнал, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Клиент обязан предоставить экспедитору документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения экспедитором обязанности, предусмотренной договором транспортной экспедиции.

В случае непредоставления клиентом необходимой информации экспедитор вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации (ст. 804 ГК РФ).

Так же экспедитор обязан сообщить клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случае неполноты информации запросить у клиента необходимые дополнительные данные.

Список использованных источников:

  1. Витрянский В.В. Договор транспортной экспедиции. – М.: ЮРИТ-Вестник, 2002. – 96 с.

  2. ГК РФ – М.: ГроссМедиа, 2007. – 496 с. – ISBN 978-5-476-00249-9.

  3. Александров – Дольник М.К. О регламентировании в гражданских кодексах правоотношений, вытекающих из договоров транспортного права / М.К.

  4. Александров – Дольник // СГиП. – 1963. — №2. – С.106.

  5. Алещеев И. Меж двух обязанностей / И. Алещеев // ЭЖ – Юрист. — 2006. — №8.

  6. Андреев С.Е., Сивачева И.А., Федотова А.И. Договор: заключение, изменение, расторжение. — М.: Издательство БЕК, 2004. – С.23-24.

  7. Базанов И.А. Происхождение современного договора транспортной экспедициии / И.А. Базанов. — М.: Издательство Эксмо, 2004. – С.568.

  8. Барон Ю. Система русского гражданского права / Ю.Барон. — СПб.: Издательство ТЕИС, 1908. – С.138.

  9. Белов В.А. Гражданское право: Учебник. Особенная часть. – М., 2003. – С.708.

  10. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право: общие положения / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. — М.: Издательство Титул, 1997. – С.42.

  11. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М., 2003. – С.494.

  12. Витрянский В.В. Существенные условия договора в отечественной цивилистике и правоприменительной практике / В.В. Витрянский // Вестник ВАС РФ. – 2002. — №6. – С.78-79.

  13. Витрянский В. Договоры, регулирующие перевозки грузов в прямом смешанном сообщении / В. Витрянский // Хозяйство и право. – 2003. — №6. – С.32.

  14. Ворожейкин Е.М. Обязательство по транспортно – экпедиционному обслуживанию. М., 1957. – С.87 – 90.

  15. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Текст, комментарии, алфавитно-предметный указтель / Под ред. О.М. Козырь, А.Л. Маковского, С.А. Хохлова. – М., 2004. – С. 431.

  16. Гражданское право. Общая часть. Учеб.пособие / Под общ. ред. В.А. Витушко. — Минск, 1998. С.23.

  17. Гражданское право. Том 2: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М., 2005. – С.394.

9. Прекращение договора транспортной экспедиции

Существенной особенностью договора транспортной экспедиции является наличие у его сторон права на односторонний отказ от исполнения договора. Согласно ст. 806 ГК любая из сторон вправе отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, предупредив об этом другую сторону в разумный срок.

При одностороннем отказе от исполнения договора сторона, заявившая об отказе, возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора.

Данная норма представляет собой специальное правило, относящееся именно к договору транспортной экспедиции. Общее же правило, регулирующее исполнение гражданско-правовых обязательств, основано, напротив, на недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательств и состоит в том, что односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Если же речь идет об обязательстве, связанном с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, то односторонний отказ от исполнения такого обязательства и одностороннее изменение его условий могут иметь место также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства (ст. 310 ГК).

На данное обстоятельство обращалось внимание в юридической литературе. Например, Г.П. Савичев указывает: «Односторонний отказ от исполнения договора транспортной экспедиции не согласуется с общими положениями гражданского права о договоре. Однако в данном случае наличествует одна из особенностей договора транспортной экспедиции, как и иных договоров о представительстве, допускающих односторонний отказ от их исполнения» .

Гражданское право: Учебник. В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. Е.А. Суханов. С. 69.

Объяснение рассматриваемой особенности правового регулирования договора транспортной экспедиции, а именно: предоставление его сторонам — клиенту и экспедитору — права на односторонний отказ от исполнения договора представительским характером этого договора — может быть признано обоснованным лишь в отношении тех договоров транспортной экспедиции, по которым экспедитор вступает в правоотношения с перевозчиком и иными третьими лицами от имени клиента и на основе доверенности последнего. В тех же случаях, когда экспедитор заключает договоры перевозки, совершает другие сделки и иные юридические действия от своего имени в сочетании с фактическими действиями — операциями и услугами (хранение груза, его погрузка и выгрузка и т.п.), договор транспортной экспедиции теряет представительский характер и приобретает облик обычного договора по возмездному оказанию услуг.

Более того, мы знаем, что по договору транспортной экспедиции на экспедитора могут быть возложены обязанности по организации перевозки груза по известному маршруту и с использованием избранного сторонами вида транспорта или его обязательства могут включать в себя собственно перевозку (доставку) груза в пункт назначения и выдачу его грузополучателю. Представим себе, что при использовании сторонами таких договорных моделей транспортной экспедиции на стадии исполнения договора (скажем, груз уже принят экспедитором и находится в пути следования) одна из сторон (например, экспедитор) реализует свое право на односторонний отказ от исполнения договора. Очевидно, что для подобных ситуаций более приемлемым было бы действие общего принципа недопустимости одностороннего отказа от исполнения обязательства.

В связи с изложенным представляется, что ст. 806 ГК нуждается в изменении: возможность одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции для его сторон следовало бы ограничить только теми случаями, когда в соответствии с условиями договора экспедитор заключает сделки и совершает иные юридические действия от имени клиента и по его доверенности.

В настоящее же время, когда нормой о праве любой из сторон отказаться от исполнения договора охватываются все варианты правоотношений, связанных с транспортной экспедицией, в качестве своеобразного ограничения этого права (применительно к определенным ситуациям) могут служить обязанность стороны, отказывающейся от исполнения договора, предупредить об этом другую сторону в разумный срок, а также и возможное последствие отказа от исполнения договора — обязанность возместить контрагенту убытки, причиненные расторжением договора.

Правда, здесь могут возникнуть вопросы по поводу соблюдения стороной, отказывающейся от исполнения договора, требования о предупреждении об этом контрагента в разумный срок. В чем может быть выражено такое предупреждение? Требуется ли предупреждать другую сторону о том, что через определенное время, скажем, через неделю, будет заявлен отказ от исполнения договора или достаточно указать на это в самом уведомлении об одностороннем расторжении договора?

В связи с недостаточностью специальных правил, регламентирующих отношения, связанные с односторонним отказом от исполнения договора транспортной экспедиции, можно обратиться к общим положениям о прекращении гражданско-правовых договоров. Однако и там мы не найдем ответа на поставленные вопросы. Согласно п. 3 ст. 450 ГК в случае одностороннего отказа от исполнения договора, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается расторгнутым.

Видимо, можно сделать вывод о допустимости обоих вариантов, когда сторона, собирающаяся отказаться от исполнения договора транспортной экспедиции, во-первых, сначала предупреждает контрагента о том, что через определенное время (разумный срок) ею будет заявлен такой отказ, — в этом случае договор будет считаться расторгнутым с момента получения другой стороной заявления об отказе от его исполнения; во-вторых, изначально направляет контрагенту уведомление о своем отказе от исполнения договора, указав в нем период времени (разумный срок), по истечении которого договор будет считаться расторгнутым. И в том, и в другом случае достигается цель нормы об обязательном предупреждении контрагента об одностороннем отказе от исполнения договора: расторжение договора становится неминуемым, и контрагенту предоставляется разумный срок для подготовки к этому.

Вместе с тем для обоих случаев в равной мере актуальна проблема оценки разумности срока, предоставляемого контрагенту в договоре транспортной экспедиции для подготовки к расторжению договора. Не исключена ситуация, когда мнения сторон на этот счет окажутся различными и вопрос о разумности соответствующего срока будет поднят заинтересованной стороной при разрешении в суде, арбитражном суде имущественного спора (например, об оплате услуг экспедитора, оказанных клиенту по истечении назначенного последним срока для расторжения договора). Каковы могут быть последствия признания судом, арбитражным судом того обстоятельства, что экспедитор был предупрежден клиентом об отказе последнего от договора в срок, который не может считаться разумным? Что должен делать в этой ситуации суд, арбитражный суд: признать, что расторжение договора не состоялось, а поэтому договор остается действующим, или все же считать договор расторгнутым не с момента, обозначенного клиентом, а по истечении иного срока, который суд, арбитражный суд посчитает разумным применительно к конкретным обстоятельствам спора? И на эти вопросы мы не находим ответов в действующем законодательстве.

Впрочем, норма, наделяющая стороны договора транспортной экспедиции правом на односторонний отказ от исполнения договора, вряд ли найдет широкое применение во взаимоотношениях, складывающихся между грузоотправителями, грузополучателями и экспедиторскими организациями. Стимулом для воздержания от реализации этого права служит положение об обязанности стороны, заявившей об отказе от исполнения договора транспортной экспедиции, возместить другой стороне убытки, вызванные расторжением договора (ст. 806 ГК).

Предоставление клиенту и экспедитору права отказаться в одностороннем порядке от исполнения договора транспортной экспедиции не лишает их возможности использования обычных способов досрочного прекращения договорных правоотношений. Как известно, гражданско-правовой договор может быть расторгнут по соглашению сторон, каковое может быть заключено в любое время по их усмотрению, а также по решению суда, арбитражного суда на основании требования одной из сторон (например, в связи с существенным нарушением контрагентом своих договорных обязательств). В последнем случае требование о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд, арбитражный суд только после получения отказа другой стороны на предложение расторгнуть договор либо в случае неполучения ответа в срок, указанный в самом предложении или в договоре, а при его отсутствии — в тридцатидневный срок (п. 1, 2 ст. 450, ст. 452 ГК).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *