Доктрина конституционализма

Тема 9: Политическая власть и механизмы ее функционирования

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 13

Задание 182

«Легитимность» как фундаментальная характеристика политической власти свидетельствует о том, что …

— общество добровольно принимает существующую власть, проявляет готовность подчиниться ее воле

— любая сила, захватившая власть, может считаться законной

— права и свободы человека не могут быть нарушены со стороны власти

— отношения господства и подчинения должны сроиться на страхе и силе

Задание 183

Отсутствие серьезных структурных изменений или снижение эффективности выполнения правительством своих главных задач – составления бюджета и распределения политических функций среди элиты, свидетельствует о(об) …

— кризисе легитимности

— укреплении демократических тенденций в обществе

— уравновешенности ветвей власти

стабильности властных отношений

Задание 184

К нормативным ресурсам власти относят …

— политические традиции, законы и подзаконные акты

-силовые структуры, обеспечивающие правопорядок и безопасность

-каналы официальной связи и информации

-совокупность групп и слоев общества, лояльных к власти

Задание 185

Карл Дойч видел во власти аналог _______ в экономической жизни, который в политике срабатывает там, где нет добровольного согласования действий.

— денег

— спроса

— конкуренции

— товара

Задание 186

Теория обмена Питера Блау, основанная на идее неравного распределения ресурсов между индивидами и группами, принадлежит к ______________ концепциям власти.

-реляционистским

— элитарным

— постмодернистским

-коммуникативным

Задание 187

В случае, когда власть не осознается людьми как чье-то персональное господство, а воздействует методами ________, речь идет о «четвертом лице» власти. — символического принуждения

— невидимого воздействия

— побуждения к определенным действиям

— предотвращения нежелательных действий

Задание 188

С точки зрения ___________, стремление к власти и обладание ею может выступать в качестве компенсации физических или духовных недостатков индивида.


-психоанализа

— бихевиоризма

— структурализма

— постмодернизма

Задание 189

Способом доступа к политической власти не является(-ются) …

— кооптация

-силовой способ (революция, переворот)

— наследование

— выборы

Задание 190

Правом на легальное использование принуждения и насилия обладает только _________ власть. — государственная

— религиозная

— патриархальная (родительская)

— партийная (по отношению к постоянным членам партии)

Задание 191

Наряду с явной (публичной), полутеневой формами власти, есть и теневая (скрытая) форма, которая получила название …

— криптоправления

— кратологии

— манипуляции

— легитимности

Задание 192

Согласно двухмерному подходу к пониманию власти, к «ликам (лицам) власти» относят …

— побуждние к действию и предотвращение нежелательных действий

— публичность и легальность

— тотальность и авторитет

— принуждение и стимулирование

Задание 193

Согласно Конституции Российской Федерации исполнительную власть осуществляет … — Правительство Российской Федерации

— Федеральное Собрание

— Президент Российской Федерации

— Государственный совет

Задание 194

Вид власти, влияние индивида (института), обусловленное добровольным признанием другими чьего-то права вводить нормы и установления либо распоряжаться, рассчитывая на повиновение, называется …

— авторитетом

— манипуляцией

— легитимностью

— легальностью

Тема 10: Политическая система общества. Политические режимы

Задание 195

Политическая система, согласно определению Д. Истона, — это …

-саморегулирующийся, саморазвивающийся организм, реагирующий на импульсы извне (модель «вход-выход»)

— способ организации верховной власти в обществе

— государственная власть во всех своих проявлениях

— все многообразие социальных связей и взаимодействий, обеспечивающих динамичное развитие системы управления

Задание 196

Структурный компонент политической системы, который характеризует устоявшийся в обществе тип принятия решений, отражает господствующие методы политического принуждения, называется …

— нормативным

— информационным

— социальным

— институциональным

Задание 197

Подсистема политической системы, которая выступает интегрирующим фактором и способна с помощью системы ценностей, традиций и обычаев стабилизировать политическую жизнь, называется …

— культурной

— нормативной

— организационной

— коммуникативной

Задание 198

Термин «тоталитаризм» в политике означает …

— «полный контроль» государства над обществом

— властный режим, основанный на «авторитете» лидера

— абсолютную (полную) легитимность власти

— «полную» свободу личности

Задание 199

Признаком тоталитарного режима является __________ ветвей власти – законодательной, исполнительной, судебной.

— срастание

— разделение

— неразвитость

— эффективность

Задание 200

По определению Ханы Арендт, внешнюю политику тоталитарных режимов отличает …

— открытая ориентация на мировое господство

-использование институциональных механизмов международного сотрудничества

— преемственность с политикой предыдущего режима

— мирная ориентация на компромисс и признание ценности договорных форм сотрудничества

Задание 201

Одним из признаков авторитарного политического режима является …

— ограниченный плюрализм

— наличие одной официальной идеологии

— полный контроль средств массовой информации

— признание фактического равноправия граждан

Задание 202

Политический порядок, который характеризуется высокой терпимостью к оппозиции и достаточно широкими возможностями участия общества в принятии социально значимых решений, называется …

— демократическим режимом

— тоталитаризмом

— авторитаризмом

— конституционализмом

Задание 203

Понятие «полиархия», введенное в оборот американским политологом Робертом Далем, применяется для характеристики ______________ политической системы.

— демократической

— тоталитарной

— авторитарной

— смешанной

Задание 204

К современной конституционной демократии относят принцип …

-взаимной ответственности государства и общества

— государственной монополии на информацию и СМИ

— подчинения человека политической власти

— всеобщей идеологизации общества и власти

Задание 205

___________ имеет целью выражение интересов и ценностей, не представленных в деятельности правящего режима.

-оппозиция

— партия

— бизнес-элита

— лидер

Задание 206

Процесс осознания и формирования интересов индивидами и малыми группами, основным субъектом которого выступают группы интересов, называется … — артикуляцией

-агрегацией (агрегированием)

— коммуникацией

— властвованием

Задание 207

Референдум – инструмент __________ демократии, предполагающий вынесение какого-либо принципиального вопроса (принятие конституции или внесение в нее изменений, согласование важных законов и т.п.) на всенародное обсуждение.

-прямой

— представительной

— плебисцитарной

— плюралистической

Тест 29_05_2013

демократическим режимом

тоталитаризмом

авторитаризмом

конституционализмом

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

К современной конституционной демократии относят принцип …

взаимной ответственности государства и общества

государственной монополии на информацию и СМИ

подчинения человека политической власти

всеобщей идеологизации общества и власти

ЗАДАНИЕ N 23 Тема: Политическая система общества. Политические режимы

Термин «тоталитаризм» в политике означает …

«полный контроль» государства над обществом

властный режим, основанный на «авторитете» лидера

абсолютную (полную) легитимность власти

«полную» свободу личности

=====

ЗАДАНИЕ N 18 Тема: Политическая элита и лидерство

Привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно принимает участие в принятии политических решений, называется …

политической элитой

группой давления

плюралистической элитой

лоббистской группой

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическая элита и лидерство

Основателями элитологии (учения об элитах) как научного направления считаются …

Г. Моска и В. Парето

К. Маркс и Ф. Энгельс

Дж. Локк и Т. Гоббс

Д. Истон и Т. Парсонс

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая элита и лидерство

Для обозначения правящей элиты советского государства в политологической литературе используют термин …

«номенклатура»

«аристократия»

«тимократия»

«государственники»

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическая элита и лидерство

Под рекрутированием политической элиты понимают …

        1. способ (механизм) формирования и ротации элитарных групп во властных структурах

        2. разделение общества на властное меньшинство и пассивное большинство

        3. систему получения социальных привилегий и льгот

        4. технологии согласования и принятия политических решений в рамках элитарных групп

ЗАДАНИЕ N 15 Тема: Политическая элита и лидерство

В типологизацию лидерства по способу легитимации власти, предложенную М. Вебером, входит ____________ лидерство.

легальное (бюрократическое)

теократическое

олигархическое

мажоритарное

======

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая культура и социализация

Уклонение гражданина от политического участия, отказ от голосования на выборах, в референдумах называется …

абсентеизмом

популизмом

эгалитаризмом

авантюризмом

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическая культура и социализация

Совокупность типичных для конкретной страны образцов поведения людей в публичной сфере, воплощающих их ценностные представления о целях развития мира политического, называют политической …

культурой

идеологией

концепцией

теорией

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая культура и социализация

Под политической социализацией понимают процесс …

  1. усвоения индивидами и группами норм, правил и моделей поведения, позволяющих реализовывать свои интересы и исполнять политические роли в рамках политической системы, обеспечивать воспроизводство политической жизни

  2. воспитания и образования подрастающего поколения, формирования социально активной личности, способной соотносить свою свободу со свободой других людей

  3. вовлечения социальных групп и общностей в преобразовательную социальную деятельность на принципах самоорганизации и самоуправления

  4. наделения от имени гражданского общества представительными политическими функциями индивидов и элитарные группы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Политическая культура и социализация

Интегративная функция политической культуры …

  1. характеризует процесс объединения людей через систему ценностей

  2. формирует чувственную среду политической системы

  3. регулирует политическое поведение, определяя «правила игры» в политической сфере

  4. обеспечивает политическое общение и информационный обмен между властью и обществом

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Категория «политическое» ближе всего к содержанию понятия …

«государственное»

«социальное»

«общественное»

«частное»

ЗАДАНИЕ N 26 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

К форме политики принято относить …

  1. организационно-институциональные структуры, позволяющие регулировать политическое поведение людей

  2. цели и ценности политики

  3. мотивы и механизмы принятия политических решений

  4. взаимодействие между различными социальными группами и индивидами

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Объяснение политики как «концентрированного выражения экономики», как «надстройки над экономическим базисом» характерно для концепции …

экономического детерминизма

бихевиаризма

волюнтаризма

социального детерминизма

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

С точки зрения Аристотеля, человек по природе своей есть существо …

политическое

экономическое

божественное

биологическое.

ЗАДАНИЕ N 20 Тема: Политическая жизнь и властные отношения

Взаимодействие субъектов политической жизни в процессе завоевания, перераспределения и реализации политической власти — это __________ отношения.

политические

социальные

властные

нормативные

ЗАДАНИЕ N 1 Тема: Роль и место России в мировой системе

Согласно Конституции РФ, приоритеты внешней политики страны определяет …

Президент РФ

Глава правительства

Министр иностранных дел

Государственная Дума

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Роль и место России в мировой системе

Деятельность государства за пределами его границ именуется …

внешней политикой

иностранными делами

международными отношениями

мировой политикой

ЗАДАНИЕ N 21 Тема: Роль и место России в мировой системе

Окончание «холодной войны» большинство экспертов связывают с …

выводом советских войск из Афганистана в 1989 г.

Югославским кризисом конца 90-х гг. ХХ в.

событиями 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке

развалом СССР в начале 90-х гг. ХХ в.

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Роль и место России в мировой системе

К региональному приоритету в Концепции внешней политики отнесено …

сотрудничество со странами СНГ

международное сотрудничество в рамках ООН

вхождение в ВТО (Всемирную торговую организацию)

формирование нового мироустройства в условиях новых приоритетов и угроз

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Роль и место России в мировой системе

Под национальной безопасностью в широком смысле слова понимается …

        1. обеспечение физического существования, территориальной неприкосновенности и целостности государства

        2. поддержание международной безопасности и мира в условиях возникновения и развития новых угроз

        3. демократизация мировой политики и международных отношений

        4. установление единого стандарта демократии для большинства стран мира

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Политическое прогнозирование

Коллективная экспертная оценка прогнозных исследований, которая проводится в несколько этапов, что позволяет говорить о ее объективности, называется …

методом Дельфы

экстраполяцией

моделированием

контент-анализом

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическое прогнозирование

Предупредительная (охранительная) функция политического прогноза заключается в …

  1. исследовании возможных негативных отклонений в сценарии развития политического процесса, явления

  2. разработке новых правил, норм и моделей поведения под перспективы развития

  3. желании познать будущее как идеала развития

  4. ограничении исследования по срокам и территории

ЗАДАНИЕ N 13 Тема: Политическое прогнозирование

Методы прогнозирования, опирающиеся на процессы ввода данных, которые могут независимо воспроизвести другие исследователи и при этом получить аналогичные результаты, являются …

объективными

абсолютными

субъективными

интуитивными

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Политическое прогнозирование

Исследование перспектив развития социально-политических процессов, возможных будущих состояний объектов и субъектов политики – это область научного знания политической …

футурологии

антологии

антропологии

кратологии

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Политическое прогнозирование

Политический прогноз, в основе которого лежит научно разработанная модель будущего под заданные параметры и возможные сценарии ее достижения, называется ______________ прогнозом.

нормативным

поисковым

сценарным

эвристическим

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Технологии управления политическими процессами

Роль и место СМИ в политическом управлении и менеджменте определяются …

политическим режимом

внешнеполитическим курсом

национальным интересом

международной практикой

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Технологии управления политическими процессами

Скрытое воздействие на политическое сознание электората с целью побудить избирателей к выгодным для субъекта политики действиям, называется политическим …

манипулированием

программированием

проектированием

взаимодействием

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Технологии управления политическими процессами

Средства массовой информации, выполняя лоббистскую функцию в политике, обеспечивают …

представительство интересов различных групп влияния

распространение политических ценностей и норм

организацию политической активности масс

мировоззренческую ориентацию масс в политической сфере

ЗАДАНИЕ N 17 Тема: Технологии управления политическими процессами

Важнейшей функцией политической коммуникации является …

        1. распространение и передача политической информации в рамках политической системы

        2. разработка и принятие социальнозначимых решений

        3. выработка норм, правил и моделей поведения для избирательного процесса

        4. контроль и надзор за исполнением норм и правил «политической игры» на выборах

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Технологии управления политическими процессами

Совокупность приемов, способов и процедур, посредством которых субъекты политики реализуют свои интересы и цели в рамках политических процессов, называют политическими …

технологиями

решениями

ритуалами

традициями

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Мировая политика и геополитика

Система международных отношений в период «холодной войны» характеризовалась, как …

биполярный мир

мировое партнерство

мировой хаос

многополярный мир

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Мировая политика и геополитика

На внешнюю политику современных государств и международные отношения определяющее влияние оказывает …

глобализация

империализм

холодная война

изоляционизм

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Мировая политика и геополитика

Термин «геополитика» в начале ХХ в. ввел в научный оборот …

Р. Челлен

Д. Истон

Г. Алмонд

Р. Арон

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Мировая политика и геополитика

Полицентризм в международных отношениях проявляется в …

росте влияния разных субъектов мировой политики

усилении власти сверхдержав

сохранении биполярности мира

«вестернизации» международных отношений

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Мировая политика и геополитика

Мировая политика – это …

деятельность и взаимодействие государств на международной арене

культурное сотрудничество народов в рамках ООН

контроль государств над соблюдением международных норм

совокупность соглашений между государствами

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Целью ООН, которая была определена изначально как центральная и важнейшая, является …

  1. принятие коллективных мер для предупреждения и устранения угрозы миру

  2. установление единообразия мира под европейский стандарт демократии

  3. соблюдение принципа суверенитета вне зависимости от проводимой внешней политики государства

  4. поддержание паритета (баланса) между мировыми системами в военной сфере и сфере политики

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Одним из финансовых рычагов мировой экономики и мирового рынка выступает …

  1. Международный банк реконструкции и развития

  2. Всемирная торговая организация

  3. Международная организация труда

  4. Организация Объединенных Наций

ДАНИЕ N 1 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Международные организации, допускающие членство как национальных государственных структур, так и частных и негосударственных общественных объединений, называются …

гуманитарными

политическими

межправительственными

военно-политическими

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

Постоянными членами Совета Безопасности ООН наряду с Россией и США являются …

Великобритания, Франция и Китай

Германия, Франция и Италия

Великобритания, Франция и Германия

Великобритания, Китай и Япония

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Международные организации и их роль в международных отношениях

К международным политическим организациям относят …

Организацию Объединенных Наций

Парижский Клуб

Всемирную торговую организацию

Международное агентство по атомной энергии

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Прикладная политология и ее цели

Прикладная политология, в первую очередь, ориентирована на …

  1. активное использование достижений политической науки в реальной политике и принятии решений

  2. популяризацию академических знаний при подготовке специалистов

  3. углубление теоретического познания

  4. развитие понятийно-категориального аппарата науки

ЗАДАНИЕ N 2 Тема: Прикладная политология и ее цели

Опросные технологии активно используются, в первую очередь, политической …

социологией

философией

астрологией

антропологией

ЗАДАНИЕ N 5 Тема: Прикладная политология и ее цели

Задачей прикладной политологии является …

  1. формулирование конкретных рекомендаций к принятию политических решений, исходя из реальной ситуации

  2. разработка критериев оценки эффективности политических действий и решений

  3. объяснение политических процессов в рамках категориально-понятийного аппарата

  4. разработка новых политических теорий и концепций

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Прикладная политология и ее цели

Политическая конфликтология изучает …

        1. закономерности возникновения, протекания, завершения и разрешения политических конфликтов

        2. тенденции развития социально-экономических конфликтов в постиндустриальном обществе

        3. все социальные конфликты на уровне общества в целом

        4. идеологические конфликты между политологическими школами

ЗАДАНИЕ N 3 Тема: Прикладная политология и ее цели

Способ получения первичной информации о политическом процессе или явлении посредством обращения к субъекту с целевыми вопросами и анкетами называется …

опросом

моделированием

экспериментом

экспертизой

ЗАДАНИЕ N 8 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

«Легитимность» как фундаментальная характеристика политической власти свидетельствует о том, что …

        1. общество добровольно принимает существующую власть, проявляет готовность подчиниться ее воле

        2. любая сила, захватившая власть, может считаться законной

        3. права и свободы человека не могут быть нарушены со стороны власти

        4. отношения господства и подчинения должны сроиться на страхе и силе

ЗАДАНИЕ N 14 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

В системе политических наук выделяют как специализированное знание «кратологию», которая является наукой о(об) …

власти

идеологии

партиях

демократии

ЗАДАНИЕ N 16 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

К нормативным ресурсам власти относят …

политические традиции, законы и подзаконные акты

силовые структуры, обеспечивающие правопорядок и безопасность

каналы официальной связи и информации

совокупность групп и слоев общества, лояльных к власти

ЗАДАНИЕ N 9 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Правом на легальное использование принуждения и насилия обладает только _________ власть.

государственная

религиозная

патриархальная (родительская)

партийная (по отношению к постоянным членам партии)

ЗАДАНИЕ N 19 Тема: Политическая власть и механизмы ее функционирования

Власть политического лидера, основанная на законе или иных правовых нормах, относится к _____________ типу легитимности.

рационально-легальному

традиционному

харизматическому

ситуативному

ЗАДАНИЕ N 12 Тема: Политическое моделирование

Сущность политического моделирования заключается в …

  1. исследовании политических процессов и явлений путем разработки и изучения их моделей

  2. обосновании методов политического прогнозирования

  3. изучении условий разрешения идеологических споров

  4. аргументации важности приобретенного опыта

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое моделирование

Компьютерное моделирование в политической науке активно используют при исследовании …

  1. сложных масштабных систем с большим объемом количественных показателей

  2. имиджевых и репутационных характеристик субъектов политики

  3. деятельности политических лидеров в конкретных ситуациях

  4. предвыборных программ кандидатов и партий

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Политическое моделирование

Проверка на соответствие имитационной модели реальной политической системы или организации называется …

оценкой адекватности

проблемным анализом

институциализацией

оценкой оптимальности

ЗАДАНИЕ N 10 Тема: Политическое моделирование

Моделирование избирательного процесса используется для …

составления электорального прогноза по выборам

подсчета голосов избирателей на выборах

коррекции избирательного законодательства

анализа результатов выборов

ЗАДАНИЕ N 4 Тема: Политическое моделирование

Модели воздействия в виде совокупности приемов, способов и процедур, которые используют субъекты политической деятельности для достижения желаемого результата на выборах, называются …

избирательными технологиями

политическими институтами

избирательными структурами

представительными организациями

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Содержание и структура политологического знания

Исследования поведения конкретных индивидов и малых групп в реальной политической среде относят к ___________ политологического познания.

микроуровню

макроуровню

мезоуровню

мегауровню

ЗАДАНИЕ N 25 Тема: Содержание и структура политологического знания

Отрасль политологии, в рамках которой путем сравнения выделяют общие черты и специфические различия политических процессов и явлений, — это …

сравнительная политология

прикладная политология

политический менеджмент

политический маркетинг

ЗАДАНИЕ N 7 Тема: Содержание и структура политологического знания

Бихевиористский подход в политологии обращает основное внимание на …

  1. поведение человека в сфере политики, изучая его стимулы и реакции в процессе политических взаимодействий

  2. зависимость политики от социальных процессов, в особенности от социальной и экономической структуры общества

  3. культурные традиции, нормы, правила, которые лежат в природе политической власти, обеспечивая преемственность

  4. саморегулирующие механизмы, взаимосвязи и взаимодействия между субъектами политики, которые в своей совокупности обеспечивают целостность политической системы

ЗАДАНИЕ N 11 Тема: Содержание и структура политологического знания

Анализ динамики политического процесса с использованием вектора исследования от прошлого к настоящему характеризует __________ подход в политологии.

исторический

компаративный

институциональный

нормативный

ЗАДАНИЕ N 24 Тема: Содержание и структура политологического знания

К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят …

дедуктивный анализ

наблюдение

социальный эксперимент

анкетный опрос

Решение:К научно-теоретическим методам исследования в политологии относят дедуктивный анализ, в основе которого лежит выделение конкретного знания из общего (дедукция — это общелогический метод познания «от общего к частному»). Методы познания, основанные на анализе, обобщении, суждениях называются научно-теоретическими, их результатом являются теории, законы, гипотезы. Наблюдение, эксперимент и опрос относятся к эмпирическому уровню познания.

Политология: Словарь-справочник / М. А. Василик, М. С. Вершинин и др. — М. : Гардарики, 2000. — С. 152-156.

ЗАДАНИЕ N 22 Тема: Политическое развитие и кризисы

Одна из форм политического процесса, отражающая изменения политической системы и адаптацию к новым социально-политическим условиям, называется политическим …

развитием

конфликтом

Рецензия астафичев п.а. Муниципальное право России *

<*> Астафичев П.А. Муниципальное право России. М.: РИОР, 2009.

Шугрина Е.С., доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного и муниципального права России МГЮА имени О.Е. Кутафина.

Учебное пособие «Муниципальное право России» предназначено для студентов (слушателей), обучающихся по направлению и специальности высшего профессионального образования «Юриспруденция». Работа представляет собой улучшенную дополненную и переработанную версию учебного пособия по муниципальному праву России, написанного автором и изданного в 2008 году в г. Орле. Материал излагается на основе действующей Конституции РФ, а также новейшего законодательства, включая Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Вопросы современного муниципального права, становления и развития местного самоуправления освещаются в ней в соответствии с государственным образовательным стандартом для высших учебных заведений по специальности «Юриспруденция».

Материал, излагаемый в учебном пособии, разделен на 15 глав. После каждой главы приводятся контрольные вопросы. В конце книги содержатся тесты на знание норм Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и список рекомендуемой литературы для изучения курса «Муниципальное право России». В целом структурирование учебного материала отличается сочетанием теоретических и практически-прикладных аспектов муниципально-правовой проблематики; акцентированием внимания студентов на ряде спорных вопросов в теории, законодательстве и правоприменительной практике.

В структурном отношении работа позволяет студентам получить общее представление о методологии муниципально-правового регулирования общественных отношений, а также весьма подробно уяснить содержание базовых муниципально-правовых институтов. Автор останавливается на проблематике местного самоуправления как объекта правового регулирования, выявляя признаки местного самоуправления, его отличия от других видов организации публичной власти, что позволяет акцентировать внимание читателя не только на формальном, но и сущностном аспекте муниципального права на самых первых стадиях изучения данной дисциплины.

Любопытным выглядит подход профессора П.А. Астафичева к анализу форм муниципальной демократии. Отдельные главы посвящаются прямой императивной демократии, муниципальному народному представительству, консультативным формам участия населения в муниципальной деятельности. Каждая из форм, указанных в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», получает свое самостоятельное освещение в рамках рецензируемого пособия, что позволяет сочетать работу студентов с учебником и нормативной литературой в их единстве и неразрывной взаимосвязи.

Достаточно подробно автор характеризует территориальные основы местного самоуправления. Дополнительно к требованиям государственного образовательного стандарта П.А. Астафичев раскрывает ряд вопросов, связанных с процедурой создания, преобразования и упразднения муниципальных образований, механизмом установления и изменения их границ. Существенной новизной по сравнению с имеющимися источниками отличаются подходы автора к исследованию особенностей столичного, городского и сельского самоуправления.

При изучении главы о механизме разграничения предметов ведения и полномочий в муниципальном праве читатель обнаруживает не только традиционные параграфы о полномочиях органов местного самоуправления, но и получает более широкое представление о функционировании данного механизма в целом с учетом полномочий федеральных и региональных органов публичной власти. Это позволяет прослеживать взаимосвязь между конституционными и муниципальными методами правового регулирования.

Заслуживает поддержки предоставленная автором возможность для подробного изучения студентами устава муниципального образования как особого нормативного правового акта, обладающего специфическими юридическими свойствами. При этом П.А. Астафичев достаточно подробно освещает вопросы содержания устава муниципального образования, методики его разработки, принятия, вступления в силу и регистрации.

Важно отметить, что выделение отдельной главы о муниципальном народном представительстве не помешало автору уделить самостоятельное внимание системе органов местного самоуправления и их правовому статусу. Подобная методология позволяет более подробно изучить механизм формирования, деятельности и прекращения полномочий каждого из органов местного самоуправления, видеть их общие и отличительные черты.

В пособии заметное место отводится муниципальной избирательной системе. Ценность работы автора состоит в том, что из всего многообразия нормативного материала об организации публичных выборов в учебнике показывается лишь та часть регулятивного механизма, которая касается специфики местного самоуправления. Данное обстоятельство помогает поддерживать методологическую связь между смежными юридическими дисциплинами и позволяет глубже понять особенности муниципальных выборов.

Самостоятельная роль в познании действующего муниципального права отводится проблематике организации нормотворческого процесса. При этом автор не замыкается на традиционных рамках нормотворческой процедуры в представительном органе муниципального образования. Дополнительно к данному блоку в работе освещаются особенности регулирования нормотворческого процесса в иных органах местного самоуправления.

Существенным достоинством учебного пособия является усиленное внимание автора к вопросам правового регулирования организации и деятельности исполнительных органов местного самоуправления, которое предполагает не только анализ наиболее распространенных видов муниципальной исполнительно-распорядительной деятельности, но и подробное изучение института муниципальной службы.

Содержание рецензируемой работы замыкают три итоговых главы о финансово-экономических основах местного самоуправления, в которых довольно подробно освещаются вопросы содержания и режима муниципальной собственности, статуса муниципальных юридических лиц, эмиссии и обращения муниципальных ценных бумаг, муниципальных лотерей, полномочий органов местного самоуправления в обеспечении рыночной конкуренции, муниципальных налогов и сборов, муниципального бюджетного устройства и процесса.

Рассмотрение широкого спектра проблем местного самоуправления и муниципального права не могло не привести к выявлению некоторых дискуссионных вопросов. Поэтому следует высказать автору ряд предложений.

В работе довольно большое внимание уделяется характеристике представительной демократии, системе и структуре органов местного самоуправления. Вместе с тем в ней отсутствует отдельная глава, посвященная институту ответственности в муниципальном праве.

Аналогичные пожелания можно высказать и в отношении иных вопросов, которые не раскрываются в работе — история местного самоуправления в России; зарубежный опыт местного самоуправления.

Характеризуя систему источников муниципального права, автор фактически ограничивается исследованием нормативных правовых актов и решений Конституционного Суда РФ. Вместе с тем такая большая группа источников, как договоры и соглашения, заключаемые органами местного самоуправления, остались за пределами главы (например, соглашения о перераспределении полномочий между муниципальными районами и поселениями, находящимися на их территории). Ограниченность материала данного параграфа подчеркивается отсутствием специальной главы, посвященной общей характеристике правовых основ местного самоуправления.

По работе можно высказать и отдельные мелкие замечания, указать на некоторые неточности. Например, в параграфе 2.1 автор утверждает, что формы прямой муниципальной демократии редки в использовании. Такой вывод вызывает определенное недоумение, поскольку именно на местном уровне формы прямой демократии используются чаще всего. Например, по данным Минрегионразвития РФ, только в 2007 году было проведено около 50 тысяч публичных слушаний; в период 2004 — 2005 гг. было проведено около 400 местных референдумов.

При изложении материала автор демонстрирует глубокое знание реального местного самоуправления. Вместе с тем использование в работе примеров из практики местного самоуправления (в том числе примеров региональных нормативных актов, муниципальных правовых актов, судебных решений) только украсили бы сухую теорию и сделали излагаемый материал более ярким и наглядным.

Высказанные пожелания касаются скорее требований к учебникам по муниципальному праву и, возможно, являются необязательными для учебного пособия; они не умаляют общего позитивного впечатления о работе.

В пособии нет слепого воспроизведения текстов анализируемых автором нормативных правовых актов. Работа больше ориентирована на подготовленного читателя, способного критически оценивать окружающую действительность. Пособие в целом отличают высокий научно-практический и методологический уровень изложения материала, актуальность проблематики освещаемых вопросов. Это должно обеспечить студентам и другим читателям рецензируемой работы возможность глубокого фундаментального освоения проблем становления и развития местного самоуправления и муниципального права России.

Учебное пособие П.А. Астафичева «Муниципальное право России» рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы высшего профессионального образования по дисциплине «Муниципальное право Российской Федерации» по направлению и специальности «Юриспруденция». Оно, несомненно, займет достойное место в ряду учебной литературы и будет интересно и полезно не только студентам, но и самому широкому кругу читателей.

ТЕМА 17. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ

ПЛАН:

1. Политический режим (regime — фр.) является содержательной характеристикой политической системы общества. Функционирование власти осуществляется в виде политического режима, обеспечивающего осуществление определенного политического курса. Исследуя политический режим, можно установить, как правящие социальные и политические группы формируют органы государственной власти.
Изучение данной проблемы восходит к идеям Аристотеля — о формах государственного устройства, Цицерона — о республике и Монтескье — о форме и духе правления. На современной стадии развития политических наук обычно анализируются: тип взаимодействия государства и общества, тип организации верховной власти в государстве и тип территориально-государственного устройства.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
Тип взаимо-действия
государства и общества
Тип организации
верховной власти
в государстве
Тип
территорильно-государственного устройства
Монархия Республика
Тоталитаризм
Авторитаризм
Демокртия
Абсолютная
Дуалистическая
Конституционная
Президентская
Полупрезидентская
Парламентская
Унитарное
государство
Федерация
Конфедерация

В современном понимании политический режим это:

  • совокупность средств и методов, с помощью которых господствующие элиты осуществляют экономическую, политическую и идеологическую власть в стране
  • сочетание партийной системы, способов голосования и принципов принятия решений, образующих конкретный политический порядок данной страны на определенный период;
  • политический климат в стране, т.е. совокупность методов политической деятельности осуществления власти.

2. Исследование типологических свойств взаимодействия между государством и обществом позволяет выявить отличия между тоталитарными, авторитарными и демократическими режимами.
Термин “тоталитаризм” происходит от латинских слов totalitas — полнота, целостность и totalis — весь, целый, полный. Термин “тоталитарный” служит для обозначения политического режима, тяготеющего к установлению абсолютного контроля над всеми сторонами жизни общества. При этом Б.Муссолини и один из ведущих идеологов фашистского движения в Италии Д.Джентиле впервые употребили этот термин в положительном значении. Они имели в виду, что цель их политики — обеспечить единство личности, партии, государства во имя высшей, национальной идеи. Естественно, что в лексиконе антифашистов термин “тоталитарный” приобрел негативный характер, стал синонимом понятий “антидемократический”, “репрессивный”.
Теория тоталитаризма складывается в 40 — 50-е годы ХХ века. Среди наиболее известных работ по данной проблеме были исследования Ф.Хайека “Дорога к рабству” (1944) и Х.Арендт “Истоки тоталитаризма” (1951). В исследовании Карла Фридриха и Збигнева Бжезинского “Тоталитарная диктатура и автократия” (1956) предпринята плодотворная попытка выявить типологические характеристики тоталитаризма как политического режима.
К числу признаков тоталитаризма были отнесены следующие: 1) политическая система опирается на тщательно разработанную идеологию, которой пронизаны все сферы общества; 2) существует единственная массовая партия, членство в которой открыто лишь для небольшой части населения; партия обладает олигархической структурой, переплетаясь с государственной бюрократией или ее контролируя; управление осуществляется посредством террора направляемой партией и тайной полицией; 4) средства массовой информации находятся под жестким контролем властей; средства вооруженной борьбы монополизированы партией и правительством; 6) последние контролируют также экономическую жизнь.
В соответствии с данными признаками выделялись такие разновидности тоталитаризма, как фашизм, национал-социализм и коммунизм.
В 70-е годы политическая мысль Западной Европы и США в значительной мере отходит от концепции тоталитаризма, а сама концепция подвергается критике. При этом подчеркивается, что термин “тоталитаризм” носит скорее идеологический, чем аналитический характер. Более продуктивным является подход, при котором политические режимы делятся на демократические и недемократические.
Авторитарный политический режим (auctoritas — лат. “власть”, “влияние”) можно определить как неограниченную власть одного человека или группы лиц, не допускающую политическую оппозицию, но предоставляющую автономию личности во внеполитической сфере.
Для авторитарного политического режима характерны определенны черты: неограниченность власти (при этом власть может править и при помощи законов, но их она принимает по своему усмотрению); монополизация власти; опора на силу. Авторитарный политический режим обычно не прибегает к массовым политическим репрессиям, но преследует инакомыслящих; рекрутирование политической элиты путем кооптации, назначение сверху, а не в результате конкретного политического соревнования; полномочия местных органов власти минимальны; население при авторитарных режимах превращается в объект политических манипуляций, широко применяется демагогия и популизм. Поощряются расовые, националистические и другие предрассудки, пропагандируется “образ врага”.
Авторитарные режимы могут существовать в форме монархий, деспотических диктаторских режимов, военных хунт. Авторитарное общество порождает глубокую пропасть между народом и властью.
Большинство современных политических режимов заявляют о своей демократической природе. В результате термин “демократия”, означающий “власть народа” стал слишком расплывчатым. В истории человечества выделяются две формы демократии: классическая и либеральная.
Классическая форма демократии возникла в V в. до н.э. в некоторых полисах (городах-государствах) Древней Греции. Классическая демократия предполагала политическое общение свободных и равных граждан, участие в управлении всего народа (глав семейств), стремление к формированию общего мнения по ключевым вопросам политической жизни.
Для либеральной демократии, по мнению Роберта Даля, характерны следующие признаки: 1) эффективное политическое участие граждан; 2) равенство граждан по отношению к процессу принятия решений; 3) возможность получать достоверную политическую информацию и, значит, делать выбор самостоятельно и со знанием дела (принцип “просвещенного понимания”); 4) наличие механизма контроля граждан над политической повесткой дня.
Наиболее распространенными демократическими режимами являются парламентские и президентские разновидности демократии. При всем разнообразии государственных институтов существуют свойства, объединяющие современные демократические режимы.
Во-первых, государственные руководители страны избираются на свободных выборах, отвечающих трем главным требованиям: свободное выдвижение кандидатур, которое предполагает свободное формирование и функционирование политических партий; свободное участие граждан в выборах; свободное голосование, которое обязательно должно быть тайным и равным для доступа к средствами массовой информации и пропаганды в ходе избирательной кампании.
Во-вторых, власть осуществляет большинство, которое определяется либо прямым (президентские выборы), либо косвенным (парламентские выборы) голосованием. С момента победы на выборах “правительство большинства” обладает необходимой легитимностью и любая попытка противопоставлять его какому бы то ни было “молчаливому большинству” противоречит демократическим устоям государственности.
В-третьих, обязанность большинства уважать меньшинство, что означает признание за последним права на критику правительства.
В-четвертых, демократия покоится на принципе конституционализма, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции. Государственные органы, в первую очередь, правительство, должны в этих условиях подчиняться необходимости конституционного контроля за своей деятельностью, а политические партии — проявлять “максимум согласия” по поводу существующих институтов.
В-пятых, с принципом конституционализма связана такая фундаментальная черта демократических режимов, как гарантия в отношении основных свобод граждан.
Анализируя различные типы политических режимов, следует иметь в виду, что в “чистом” виде как демократические, так и антидемократические режимы существуют редко.
3. Тип организации верховной власти в государстве — это порядок образования взаимоотношений между высшими органами власти. В современных условиях существуют две основные формы правления: монархия и республика.
В монархиях формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.
Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) — всевластие главы государства; конституционная монархия — государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично — законодательной, и парламентскую (Великобритания, Швеция, Норвегия), здесь монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично — исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий — парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, парламенту.
Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в 1/3 стран, в которых проживают примерно 450 млн. человек. Среди европейских государств монархическая форма правления существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции.
В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.
Парламентская республика (Италия, Германия) во многом схожа и однотипна с парламентской монархией. Ее главная особенность — образование парламентом правительства, которое перед парламентом несет ответственность. Правительство обладает исполнительской властью, а нередко и законодательной инициативой. Президент не располагает какой-нибудь значительной властью, а выполняет в основном представительские и протокольно-церемониальные функции.
Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия) характеризуется, прежде всего, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти (правительства). Президент избирается независимо от парламента (непосредственно избирателями или особой коллегией выборщиков). Поэтому президент юридически независим и не подотчетен парламенту. Президент самостоятельно формирует правительство, кабинет министров. Кабинет министров подчинен президенту и ответственен перед ним. Парламент, кроме законотворческой деятельности, формирует бюджет, контролирует деятельность кабинета и обладает правом вынесения вотума недоверия президенту. Президент, в свою очередь, имеет право вето на решения парламента. Поэтому два этих высших органа власти должны сотрудничать между собой, чтобы не допускать конституционного кризиса в стране.
Полупрезидентская республика (Австрия, Франция) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта — двойная ответственность правительства — перед президентом и перед парламентом.
Своеобразие данных форм правления можно рассмотреть на примере полномочий президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках.
Если сравнивать объем конституционных полномочий Президента России с объемом полномочий Государственной Думы, то выясняется, что Президент обладает значительно большим объемом властных полномочий. Основные функции Президента России как главы государства таковы: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; применяет меры по охране суверенитета государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет интересы государства внутри страны и в международных отношениях. Объем полномочий президента свидетельствует, что Россия является президентской республикой.

Президентская
республика
Полупрезидентская
республика
Парламентская
республика
Президент — глава гсударства и правтельства Президент — глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства Президент — глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства
Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства. Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен глава правительства
Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством

Воспользовавшись таблицей Морса Дюверже, можно сравнить функции президентов в европейских государствах: в президентских (Финляндия и Португалия) и полупрезидентских (Франция и Австрия) республиках, а также в Российской Федерации.

Полномочия президента Россия Финляндия Португалия Франция Австрия
Назначение
Премьер-министра
Х Х Х Х Х
Отзыв премьер-министра Х = Х Х Х
Роспуск парламента Х Х 0 Х Х
Законодательная
инициатива
Х 0 = = =
Законодательное вето 0 Х Х 0 =
Назначение референдума Х = 0 0 =
Издание указов и
временных законов
Х = Х Х =
Дипломатические функции 0 Х 0 0 0
Назначение членов
Конституционного суда
0 = Х Х =

Примечание: Х — функция, которая осуществляется президентом единолично, 0 — функция, которая осуществляется Президентом совместно с другим органом, или Президент имеет право заблокировать решение, = — отсутствие функции.
4. Форма территориального устройства — это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.
Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административно-территориальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для унитарного государства характерны следующие черты:

система гражданства
система права
ЕДИНАЯ государственный аппарат
СИСТЕМА судебная система
система налогов

Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенция которых определяется центральной властью.
Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные унитарные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административно-управленческими структурами. Однако в отличии от субъектов федерации в области налогообложения их компетенция сильно ограничена, что ставит их в финансовую зависимость от центра.
Федерация — это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.
Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования (земли, республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.
Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строится на основе распределения функций между субъектами федерации и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

федеральные органы власти
Федеральный и управления
Уровень федеральные нормативные
акты
органы власти и управления
Уровень субъектов субъектов федерации
Федерации нормативные акты субъектов
федерации

При этом одна часть вопросов является исключительно компетенцией союзных органов, другая — субъектов федерации, третья — совместная компетенция союза и его членов. На федеральном уровне создается двухпалатный парламент. Верхняя палата призвана, в первую очередь, выражать интересы субъектов федерации, нижняя палата — страны в целом.
Конфедерация — постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенции союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (1776-1787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (1815-1867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается.

Pages: | 1 | … | 13 | 14 || 16 | 17 | … | 24 |

Вовторых, власть осуществляет большинство, которое определяется либо прямым (президентские выборы), либо косвенным (парламентские выборы) голосованием. С момента победы на выборах “правительство большинства” обладает необходимой легитимностью и любая попытка противопоставлять его какому бы то ни было “молчаливому большинству” противоречит демократическим устоям государственности.

Втретьих, обязанность большинства уважать меньшинство, что означает признание за последним права на критику правительства.

Вчетвертых, демократия покоится на принципе конституционализма, т.е. обязанности властей и граждан придерживаться конституции. Государственные органы, в первую очередь, правительство, должны в этих условиях подчиняться необходимости конституционного контроля за своей деятельностью, а политические партии проявлять “максимум согласия” по поводу существующих институтов.

Впятых, с принципом конституционализма связана такая фундаментальная черта демократических режимов, как гарантия в отношении основных свобод граждан.

Анализируя различные типы политических режимов, следует иметь в виду, что в “чистом” виде как демократические, так и антидемократические режимы существуют редко.

3. Тип организации верховной власти в государстве это порядок образования взаимоотношений между высшими органами власти. В современных условиях существуют две основные формы правления: монархия и республика.

В монархиях формальным источником власти является одно лицо. Глава государства получает свой пост по наследству, независимо от избирателей или представительных органов власти.

Существует несколько разновидностей монархического правления: абсолютная монархия (Саудовская Аравия, Катар, Оман) всевластие главы государства; конституционная монархия государство, в котором полномочия монарха ограничены конституцией. Конституционная монархия делится на дуалистическую (Иордания, Кувейт, Марокко), в которой монарх наделен преимущественно исполнительной властью и лишь частично законодательной, и парламентскую (Великобритания, Швеция, Норвегия), здесь монарх считается главой государства, но фактически обладает представительскими функциями и лишь частично исполнительскими, а иногда имеет право на отмену решения парламента, которым практически не пользуется. Подавляющее большинство современных демократических монархий парламентские монархии. Правительство в них формируется парламентским большинством и подотчетно не монарху, парламенту.

Монархия была господствующей формой правления на протяжении тысячелетий. В специфической форме она сохраняется и сегодня в 1/3 стран, в которых проживают примерно 450 млн. человек. Среди европейских государств монархическая форма правления существует в Бельгии, Великобритании, Дании, Лихтенштейне, Люксембурге, Монако, Нидерландах, Норвегии, Швеции.

В республиках источником власти является народное большинство, высшие органы власти избираются гражданами. В современном мире существуют три основные разновидности республики: парламентская, президентская и полупрезидентская.

Парламентская республика (Италия, Германия) во многом схожа и однотипна с парламентской монархией. Ее главная особенность образование парламентом правительства, которое перед парламентом несет ответственность. Правительство обладает исполнительской властью, а нередко и законодательной инициативой. Президент не располагает какойнибудь значительной властью, а выполняет в основном представительские и протокольноцеремониальные функции.

Президентская республика (США, Аргентина, Бразилия) характеризуется, прежде всего, соединением в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти (правительства). Президент избирается независимо от парламента (непосредственно избирателями или особой коллегией выборщиков). Поэтому президент юридически независим и не подотчетен парламенту. Президент самостоятельно формирует правительство, кабинет министров. Кабинет министров подчинен президенту и ответственен перед ним. Парламент, кроме законотворческой деятельности, формирует бюджет, контролирует деятельность кабинета и обладает правом вынесения вотума недоверия президенту. Президент, в свою очередь, имеет право вето на решения парламента. Поэтому два этих высших органа власти должны сотрудничать между собой, чтобы не допускать конституционного кризиса в стране.

Полупрезидентская республика (Австрия, Франция) сочетает сильную президентскую власть с эффективным контролем парламента за деятельностью правительства. Ее главная характерная черта двойная ответственность правительства перед президентом и перед парламентом.

Своеобразие данных форм правления можно рассмотреть на примере полномочий президента при президентской, полупрезидентской и парламентской республиках.

Если сравнивать объем конституционных полномочий Президента России с объемом полномочий Государственной Думы, то выясняется, что Президент обладает значительно большим объемом властных полномочий. Основные функции Президента России как главы государства таковы: он является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина; применяет меры по охране суверенитета государства, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти; определяет основные направления внутренней и внешней политики; представляет интересы государства внутри страны и в международных отношениях. Объем полномочий президента свидетельствует, что Россия является президентской республикой.

Президентская республика Полупрезидентская республика Парламентская республика Президент глава гсударства и правтельства Президент глава государства, разделяет высшую исполнительную власть с главой правительства Президент глава государства. Исполнительная власть принадлежит главе правительства Правительство ответственно перед президентом и не ответственно перед парламентом Правительство ответственно перед парламентом и частично перед президентом. Президент не ответственен за действия правительства.

Правительство ответственно только перед парламентом. За действия правительства ответственен глава правительства Президент имеет право издавать указы, имеющие силу закона Президент имеет право издавать указы, получившие санкцию правительства Президент имеет право отдавать распоряжения, согласованные с правительством Воспользовавшись таблицей Морса Дюверже, можно сравнить функции президентов в европейских государствах: в президентских (Финляндия и Португалия) и полупрезидентских (Франция и Австрия) республиках, а также в Российской Федерации.

Полномочия президента Россия Финляндия Португалия Франция Австрия Назначение Премьерминистра Х Х Х Х Х Отзыв премьерминистра Х = Х Х Х Роспуск парламента Х Х Х Х Законодательная инициатива Х = = = Законодательное вето Х Х = Назначение референдума Х = = Издание указов и временных законов Х = Х Х = Дипломатические функции Х Назначение членов Конституционного суда = Х Х = Примечание: Х функция, которая осуществляется президентом единолично, 0 функция, которая осуществляется Президентом совместно с другим органом, или Президент имеет право заблокировать решение, = отсутствие функции.

4. Форма территориального устройства это внутреннее деление государства, правовое положение его частей, их взаимоотношение друг с другом и с центральными органами власти.

Унитарное государство представляет собой единую, политически однородную организацию, состоящую из административнотерриториальных единиц, не обладающих собственной государственностью. Для унитарного государства характерны следующие черты:

система гражданства система права ЕДИНАЯ государственный аппарат СИСТЕМА судебная система система налогов Унитарные государства сформировались преимущественно в странах с мононациональным населением, хотя некоторые из них, например Испания, имеют в своем составе инонациональные образования, пользующиеся автономией, компетенция которых определяется центральной властью.

Унитарные государства бывают централизованными (Великобритания, Швеция, Дания) и децентрализованными (Франция, Италия, Испания). Централизованные унитарные государства могут предоставлять достаточно широкую самостоятельность (самоуправление) местным, низовым органам управления. Однако в них средние уровни управления не обладают значительной автономией и непосредственно ориентированы на выполнение решений центра. В децентрализованных унитарных государствах крупные регионы пользуются широкой автономией и даже располагают собственными парламентами, правительствами, административноуправленческими структурами. Однако в отличии от субъектов федерации в области налогообложения их компетенция сильно ограничена, что ставит их в финансовую зависимость от центра.

Федерация это устойчивый союз государств, самостоятельных в пределах распределенных между ними и центром компетенций, имеющих собственные законодательные, исполнительные и судебные органы и, как правило, конституцию, а часто и право на двойное гражданство.

Главное отличие федерации от унитарного государства состоит в том, что источником власти, субъектами государственного суверенитета в ней выступают как крупные территориальные образования (земли, республики, штаты), так и весь народ, состоящий из равноправных граждан.

Федерации (Российская Федерация, США, Швейцария, ФРГ) строится на основе распределения функций между субъектами федерации и центром, зафиксированного в союзной конституции, которая может быть изменена только с согласия субъектов федерации.

федеральные органы власти Федеральный и управления Уровень федеральные нормативные акты органы власти и управления Уровень субъектов субъектов федерации Федерации нормативные акты субъектов федерации При этом одна часть вопросов является исключительно компетенцией союзных органов, другая субъектов федерации, третья совместная компетенция союза и его членов. На федеральном уровне создается двухпалатный парламент. Верхняя палата призвана, в первую очередь, выражать интересы субъектов федерации, нижняя палата страны в целом.

Конфедерация постоянный союз самостоятельных государств для осуществления совместных конкретных целей. Ее члены полностью сохраняют государственный суверенитет и передают в компетенции союза решение ограниченного числа вопросов, чаще всего в области обороны, внешней политики, транспорта и связи, денежной системы. Конфедерации существовали в США (17761787), в Швейцарии (до 1848), в Германии (18151867) и некоторых других странах. Эта форма государственного объединения непрочна и обычно либо эволюционирует в федерацию, либо распадается. Раздел IV. Политические акторы и процессы ТЕМА 18.ПОЛИТИЧЕСКИЕ ЭЛИТЫ ПЛАН:

1. Концепция политического класса Г.Моска.

2. Концепция политической элиты В.Парето.

3. Рекрутирование и типология элит.

1. Слово “элита” в переводе с французского означает “лучшее”, “отборное”, “избранное”. В политических науках данное понятие характеризует носителей наиболее ярко выраженных политикоуправленческих качеств и функций.

Понятие “политический (правящий) класс”, впервые введенное в научный оборот Гаэтано Моска (18581941), занимает центральное место в его социологической концепции. Используя исторический метод, итальянский исследователь пришел к выводу, что у всех народов, находящихся на разных стадиях развития, всегда существует разделение общества на два класса класс правящий и класс управляемый. Эта идея обрела четкую формулировку в работе “Основы политической науки”. “Во всех обществах, писал Моска, начиная со слаборазвитых и с трудом достигших основ цивилизации вплоть до наиболее развитых и могущественных, существуют два класса людей: класс правящих и класс управляемых. Первый, всегда менее многочленный, выполняет все политические функции, монополизирует власть и наслаждается теми преимуществами, которые она дает, в то время как второй, более многочисленный класс, управляется и конролируется первым в форме, которая в настоящее время более или менее законна, более или менее произвольна и насильственна и обеспечивает первому классу, по крайней мере, внешне, материальные средства существования и все необходимое для жизнедеятельности политического организма.” Г.Моска исследовал качества, открывающие правящему классу доступ к власти. К этим качествам относятся: воинская доблесть, богатство, происхождение, личные качества, место в церковной иерархии и искусство управления.

Доктрина конституционализма

Слово «Конституция» — латинского происхождения, от constitutio, — установление, устроение. Традиционно этим термином определяется основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий его политическую и экономическую систему, устанавливающий принципы организации и деятельности органов власти, управления, суда основные права, свободы и обязанности граждан.

Происхождение самого термина конституция точно научно не установлено. Высказывается мнение что, он воспринят от технического оборота «rem pubicm constiture», которым начинались акты римских императоров.

Конституция в современном понятии — это система правовых норм, имеющих высшую юридическую силу и регулирующих основы отношений между человеком и обществом, основной закон, своеобразный признак государственности и, в известном смысле, общества в целом. Конституция выступает юридическим фундаментом государственной и общественной жизни, главным источником национальной системы права, гарантом законности, правопорядка и стабильности институтов власти. Конституция современного демократического государства закрепляет суверенитет народа, основы социально-политического строя, права и свободы человека и гражданина, форму государственного устройства, механизм реализации власти. Конституция – это первое необходимое условие государства, основанного на господстве права.

Конституция в так называемом материальном смысле (значении) представляет собой писаный акт, совокупность актов или конституционных обычаев, которые, прежде всего, провозглашают и гарантируют права и свободы человека и гражданина, а равно определяют основы общественного строя, форму правления и территориальное устройство, основы организации центральных и местных органов власти, их компетенцию и взаимоотношения. Однако в материальном смысле термин «конституция» употребляется редко. Чаще о конституции говорят в формальном смысле.

В формальном смысле юридическая конституция — это основной закон государства, закрепляющий общественно-экономический строй, форму правления, форму государственного устройства и правовое положение личности. Это документ, предписывающий то, что должно быть. Однако в ходе его практического применения обстановка меняется. На практике складывается такой порядок осуществления государственной власти, который может существенно отличаться от порядка, предписанного юридической конституцией. Этот реальный порядок осуществления государственной власти называется фактической конституцией или конституцией в материальном смысле слова. Фактическая и юридическая конституции мо­гут, как совпадать, так и расходиться.

Конституцию от всех других правовых актов отличает следующее:

1 особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;

2 учредительный, первичный характер конституционных установлений;

3 всеохватывающий объект конституционной регламентации, т.е. сфера общественных отношений, воз­действие на которые она распространяет;

4 особые юридические свойства: верховенство, высшая юридическая сила, порядок принятия, внесение в нее поправок, специфические формы охраны и др.

Конституция считается легитимной тогда, когда она принята законным путем, то есть в том порядке, который предусмотрен в действовавшей до этого конституции. Такое свойство, как реальность, характери­зует конституцию тогда, когда ее предписания исполнимы и гарантированы в условиях режима законности и правопорядка. Стабильность конституции проявляется в незыблемости ее предписаний, в сохранении высокой степени устойчивости и неподверженности воздействию политических сил, меняющихся у власти. Стабильность и жесткость конституции не только не исключает возможности ее изменения, но и предпола­гает приведение ее в соответствие с новыми условиями социальной действительности. Поскольку конституция оказывает глубокое воздействие на весь общественный и правовой порядок, неопределенность хотя бы отдельных ее норм может привести к нестабильности в обществе.

Определяя верховенство конституции в правовой системе, важно отметить, что она не просто основной закон, но такой закон, который обладает особой юридической силой по сравнению с другими законами. При этом конституция является актом наивысшей юридической силой, и это особое свойство выражается в следующем: ее нормы являются основополагающим источником не только конституционного права, но и других отраслей права. Верховенство конституции в правовой системе обеспечивается эффективным механизмом ее реализации и охраны.

История конституционного развития России

  • •Понятие и предмет конституционного права России. Место конституционного права в системе права и тенденции его развития
  • •Конституционно-правовые нормы: понятие, классификация, особенности
  • •Конституционно-правовые отношения
  • •Источники конституционного права России
  • •Конституционное право как отраслевая юридическая наука. Предмет, система и источники науки конституционного права
  • •Конституция рф как основной источник конституционного права. Юридические свойства Конституции рф
  • •История конституционного развития России
  • •Доктрина конституционализма. Проблемы конституционного развития современной России
  • •Понятие и сущность конституционного строя рф
  • •Конституционные основы гражданского общества
  • •Сущность и конституционные основы народовластия. Непосредственная и представительная демократия
  • •Человек, его права и свободы как высшая конституционная ценность
  • •Конституционный принцип разделения властей
  • •Конституционный принцип равноправия и его реализация в законодательстве и правоприменительной практике
  • •Правовое государство как основа конституционного строя России
  • •Государственный суверенитет России: понятие, содержание, конституционно-правовые формы выражения
  • •Республиканская форма правления как основа конституционного строя России
  • •Конституционно-правовое положение негосударственных организаций. Политические партии, массовые общественные организации и движения
  • •Церковь и государство. Конституционный статус религиозных объединений
  • •Понятие и конституционно-правовое регулирование гражданства рф. Принципы российского гражданства
  • •Порядок приобретения и прекращения гражданства рф
  • •Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в рф
  • •Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в рф
  • •Концепция прав человека и ее отражение в конституции государства. Международные стандарты в области прав человека
  • •Система конституционных прав, свобод и обязанностей человека и гражданина
  • •Право человека на жизнь. Проблемы применения смертной казни в России
  • •Конституционное право человека на достоинство личности
  • •Право человека на свободу и личную неприкосновенность. Конституционные принципы ограничения неприкосновенности человека и их реализация в законодательстве
  • •Право человека на неприкосновенность жилища: сущность, правомочия, ограничения
  • •Конституционное право человека определять и указывать национальную принадлежность. Право человека на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества
  • •Свобода передвижения и поселения, ее юридические ограничения в законодательстве России
  • •Свобода совести и вероисповедания в системе конституционных прав и свобод человека
  • •Свобода мысли и слова: конституционное содержание и ограничения
  • •Конституционно-правовое регулирование права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования
  • •Активное и пассивное избирательное право. Избирательные цензы. Гарантии избирательных прав граждан
  • •Право граждан на обращения в органы власти с жалобами, заявлениями и предложениями
  • •Свобода предпринимательской деятельности и ее конституционно-правовое содержание
  • •Конституционно-правовой режим публичной и частной собственности
  • •Свобода труда и право на труд в надлежащих условиях
  • •Конституционное право человека на социальное обеспечение
  • •Право человека на охрану здоровья и медицинскую помощь
  • •Право на образование и его реализация в современной России
  • •Формы защиты прав и свобод человека и гражданина
  • •Институт Уполномоченного по правам человека в рф
  • •Понятие и признаки государственных органов, принципы их формирования
  • •Система государственных органов, их структура и компетенция
  • •Избирательная система: общая характеристика. Понятие и виды выборов
  • •Принципы участия граждан рф в выборах
  • •Система избирательных комиссий в рф. Полномочия избирательных комиссий по организации выборов
  • •Составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков как стадии избирательного процесса
  • •Порядок выдвижения, регистрации и статус кандидатов в российской избирательной системе
  • •Конституционно-правовое регулирование предвыборной агитации
  • •Порядок голосования, подсчета голосов избирателей, установления результатов выборов и их опубликования
  • •Финансирование выборов. Ответственность за нарушение избирательных прав граждан
  • •Институт референдума в рф
  • •Конституционно-правовой статус рф
  • •Государственные символы рф
  • •Статус и компетенция Президента рф
  • •Порядок выборов и отрешения от должности Президента рф
  • •Конституционная концепция парламентаризма. Парламентаризм и народное представительство в современной России
  • •Совет Федерации: порядок формирования, структура, компетенция
  • •Государственная Дума как палата Федерального Собрания России. Компетенция Государственной Думы, порядок формирования и прекращения ее полномочий
  • •Депутатские объединения и парламентские слушания в палатах Федерального Собрания
  • •Федеральный законодательный процесс. Особенности процедуры принятия федеральных конституционных и федеральных законов
  • •Задачи и функции Счетной палаты рф
  • •Правительство в системе органов государственной власти. Состав, порядок формирования и прекращения полномочий Правительства России
  • •Компетенция и организация деятельности Правительства рф
  • •Глава 3 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 №2-фкз «о Правительстве рф», устанавливает полномочия Правительства рф:
  • •Конституционные принципы организации судебной власти и отправления правосудия в рф
  • •Судебная система рф. Суды общей и специальной юрисдикции
  • •Статус судей в рф
  • •Конституционный статус прокуратуры рф
  • •Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры рф определяются федеральным закономФедеральным законом «о прокуратуре рф» от 17.01.1992 №2202-1.
  • •Конституционные основы системы правоохранительных органов. Органы юстиции, милиция, службы безопасности
  • •Конституционный статус субъектов рф
  • •Особенности правового положения республик в составе рф
  • •Конституционно-правовой статус краев, областей и городов федерального значения
  • •Автономная область и автономные округа в федеративной системе России
  • •Административно-территориальное устройство субъектов рф
  • •Конституционный механизм разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами
  • •Конституция (устав) субъекта рф как источник конституционного права
  • •Организация государственной власти в субъектах рф
  • •Понятие, структура и принципы местного самоуправления
  • •Организационно-правовые формы местного самоуправления в России
  • •Территориальные основы местного самоуправления. Понятие и виды муниципальных образований
  • •Устав муниципального образования: содержание, порядок принятия и внесения поправок
  • •Органы местного самоуправления, их полномочия и ответственность
  • •Конституционно-правовые формы охраны Конституции рф
  • •Конституционный Суд рф как высший орган конституционного контроля
  • •Компетенция Конституционного Суда рф
  • •Процессуальные особенности рассмотрения дел в Конституционном Суде рф
  • •Глава 7 фкз от 21.07.1994 №1 фкз «о конституционном Суде рф» предусматривает общие процедурные правила рассмотрения дел в кс рф.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *