Доп тариф за вредные условия труда

Обязанность по уплате дополнительных страховых взносов установлена в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Данная статья была введена в действие 1 января 2013 года Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-ФЗ. С учетом изменившегося законодательства, в частности, с установлением правил проведения специальной оценки условий труда, возникла необходимость внести поправки в порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам. В статье расскажем о новшествах, связанных с исчислением таких взносов, и представим разъяснения специалистов ПФР по вопросам, с которыми работодатели часто сталкиваются на практике.

Дополнительные тарифы страховых взносов применяются работодателями (как организациями, так и индивидуальными предпринимателями)в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых указаны в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 173-ФЗ).

С 1 января 2014 года дополнительные тарифы составляют:

– 6% – в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на работах, виды которых обозначены в пп. 1 п. 1 ст. 27Федерального закона № 173-ФЗ;

– 4% – в отношении выплат лицам, перечисленным в пп. 2 – 18 п. 1 вышеназванной статьи.

Напомним, что в предыдущем году размеры тарифов были ниже: 4 и 2% соответственно.

Как и прежде, страховые взносы по дополнительным тарифам уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4 и 5 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ (ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ).

Теперь скажем о нововведениях. В конце прошлого года был принят Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Федеральный закон № 426-ФЗ). Основной целью данного закона является унификация процедуры оценки условий труда на рабочих местах как единого способа реализации установленного пенсионным законодательством механизма освобождения работодателей от обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд и механизма предоставления предусмотренных законодательством гарантий и компенсаций, а также формирование комплекса мер экономического стимулирования работодателей к улучшению условий и охраны труда.

В целях реализации Федерального закона № 426-ФЗФедеральным законом № 421-ФЗ внесены изменения в ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Статья дополнена новым п. 2.1, который звучит следующим образом.

Для плательщиков страховых взносов, указанных в ч. 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в ч. 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов применяются следующие дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации:

Класс условий труда Подкласс условий труда Дополнительный тариф страхового взноса, %
Опасный 4 8,0
Вредный 3.4 7,0
3.3 6,0
3.2 4,0
3.1 2,0
Допустимый 2 0,0
Оптимальный 1 0,0

Итак, тарифы, предусмотренные ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, применяются вместо дополнительных тарифов, которые установлены ч. 1 и 2 данной статьи.

К сведению

При определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, установленных ч. 2.1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу Федерального закона № 426-ФЗ, признаны вредными и (или) опасными, применяются результаты указанной аттестации, действительные до окончания срока их действия, но не более чем до 31 декабря 2018 года включительно (ст. 5 Федерального закона № 421-ФЗ). До 1 января 2014 года в целях оценки условий труда на рабочих местах и выявления вредных и (или) опасных производственных факторов действовал Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.04.2011 № 342н «Об утверждении Порядка проведения аттестации рабочих мест по условиям труда».

Еще одно новшество: с 1 января 2014 года утратила силу ч. 4 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ. Данной частью предполагалось освобождение работодателя от обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам по результатам специальной оценки условий труда.

Вместе с тем в настоящее время действует следующее правило: если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, дополнительный тариф составит 0%, то есть по сути работодатель будет освобожден от обязанности по уплате страховых взносов по дополнительным тарифам. В ситуации, когда по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными (класс 3 (с подклассами) или 4 соответственно), работодатели в отношении выплат лицам, имеющим право на досрочную пенсию по старости, должны будут применять тарифы в размере от 2 до 8%.

К сведению

Для уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам в 2014 году применяются коды бюджетной классификации (КБК), действовавшие в 2013 году для уплаты взносов, установленных ч. 1, 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ:

– 392 1 02 02131 06 0000 160 – страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии;

– 392 1 02 02132 06 0000 160 – страховые взносы по дополнительному тарифу за застрахованных лиц, занятых на соответствующих видах работ, обозначенных в пп. 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, зачисляемые в бюджет ПФР на выплату страховой части трудовой пенсии.

Исчисление дополнительных страховых взносов в отдельных ситуациях

В Письме ПФР от 30.12.2013 № НП-30-26/20622 «О дополнительных тарифах страховых взносов» специалисты фонда представили разъяснения по вопросам, с которыми работодатели часто сталкиваются на практике. Обратимся к этим разъяснениям.

Начисление дополнительных страховых взносов в ситуации, когда работник находится в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж. Порядок исчисления страховых взносов по дополнительным тарифам с тех или иных выплат и вознаграждений в пользу работника зависит от его занятости на работах, указанных в пп. 1 и 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, в месяце, в котором начисляются данные выплаты и вознаграждения, независимо от условий занятости работника в периоде, за который эти выплаты и вознаграждения начисляются (если они производятся за прошлые периоды). Следовательно, если работник в течение месяца находился в учебном отпуске, период которого не включается в льготный стаж, страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты, произведенные работнику в данном месяце, не начисляются.

Ранее соответствующие разъяснения были приведены в Письме Минтруда РФ от 05.06.2013 № 17-3/10/2-3105.

Исчисление дополнительных взносов в ситуации, когда определенный период работы не включается в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии. Согласно ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием применения дополнительного тарифа страховых взносов является занятость работника на работах, указанных в пп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ. В связи с этим страховые взносы по дополнительному тарифу на выплаты в пользу работника, занятого на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, начисляются независимо от того, включается ли этот период работы в специальный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии.

Исчисление дополнительных страховых взносов в случае полной занятости работника в течение месяца на работах с вредными условиями труда. При полной занятости работника в течение месяца на работах, указанных в пп. 1–18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, исчисление страховых взносов осуществляется организацией по соответствующим дополнительным тарифам со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений, включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, суммы оплаты учебного отпуска, премий за прошлые периоды и др.). При этом в силу ч. 3 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ не учитывается предельная величина базы для начисления страховых взносов, установленных ч. 4 и 5 ст. 8 данного закона.

Начисление страховых взносов по дополнительным тарифам в случае частичной занятости работника в течение месяца как на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда, так и на работах, не поименованных в пп. 1 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона №173-ФЗ. Страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются плательщиком страховых взносов со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от того, за какие периоды производятся данные выплаты (с учетом выплат за периоды, которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, например, суммы оплаты учебного отпуска, премий за прошлые периоды и др.), пропорционально количеству фактически отработанных дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

На основании Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27, 28 Федерального закона № 173-ФЗ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 № 516 (далее – Правила № 516), в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, пополняемой постоянно в течение полного рабочего дня, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в ПФР.

Таким образом, исчисление фактически отработанного времени на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в случае занятости работника в течение полного рабочего дня должно производиться в рабочих днях, а в случае его занятости на условиях неполного рабочего дня – в часах.

К сведению

Если период занятости работника в течение месяца на работах, не поименованных в пп. 1 и 2 – 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ, согласно Правилам № 516 включается в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (например, в случае перевода сотрудника на другую работу в той же организации по производственной необходимости на срок не более одного месяца, перевода беременной женщины в соответствии с медицинским заключением на работу, исключающую воздействие неблагоприятных производственных факторов), начисление страховых взносов по соответствующим дополнительным тарифам осуществляется со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат и вознаграждений независимо от количества дней, фактически отработанных в таком месяце на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Исчисление дополнительных взносов в случае, если работник был занят на работах с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда в течение неполного месяца (частичная занятость), при этом имелись периоды освобождения его от исполнения трудовых обязанностей (как с сохранением, так и без сохранения заработка), которые не включаются в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости. К таким периодам относятся, например, учебный отпуск, дополнительные выходные дни по уходу за ребенком-инвалидом, время прохождения стажировки, дополнительно оплачиваемые дни по коллективному договору (в связи с рождением ребенка, регистрацией брака, похоронами и др.). В данной ситуации страховые взносы по соответствующим дополнительным тарифам исчисляются со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат (включаемых в базу для начисления страховых взносов в соответствии со ст. 8 Федерального закона № 212-ФЗ) пропорционально количеству фактически отработанных им дней (часов) на соответствующих видах работ с вредными, тяжелыми и опасными условиями труда.

Пример 1.

Водитель троллейбуса (вид работ поименован в пп. 10 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ) по состоянию здоровья переведен на более легкую работу – на должность диспетчера троллейбусного парка. За отработанный месяц ему начислена заработная плата в сумме 21 350 руб. Кроме того, ему выплачена премия в размере 14 000 руб. В месяце 20 рабочих дней. 2 дня работник был в отпуске без сохранения заработной платы, из 18 отработанных дней 8 дней работал водителем троллейбуса, а 10 дней – диспетчером.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составит 35 350 руб. (21 350 + 14 000).

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, будет равна 1 767,50 руб. (35 350 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 565,6 руб. (1 767,50 руб. х 8 дн. х 4%).

Исчисление дополнительных страховых взносов в периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности и периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Согласно п. 5 Правил № 516 периоды работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, которая выполнялась постоянно в течение полного рабочего дня, засчитываются в стаж в календарном порядке, при этом в стаж включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в случае временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Следовательно, исчисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится со всех начисленных в этом месяце в пользу данного работника выплат пропорционально количеству рабочих дней, приходящихся на период, засчитываемый в льготный стаж.

Пример 2.

В месяце 20 рабочих дней, из них:

– 15 дней сотрудник отработал на работах, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ;

– 7 дней составляют период временной нетрудоспособности (включаемый в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, признаваемых объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 руб.

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, будет равна 1 000 руб. (20 000 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 800 руб. (1 000 руб. х 20 дн. х 4%).

Пример 3.

В месяце 20 рабочих дней, из них 15 дней сотрудник отработал на работах с обычными условиями труда, 7 дней – период нахождения работника в очередном отпуске (включается в льготный стаж), из которых 5 дней приходятся на рабочие дни.

Общая сумма выплат, начисленных в этом месяце, являющихся объектом обложения страховыми взносами, составляет 20 000 руб.

Сумма выплат, приходящаяся на 1 рабочий день месяца, – 1 000 руб. (20 000 руб. / 20 дн.).

При этом сумма страховых взносов, исчисленных по дополнительным тарифам, составит 200 руб. (1 000 руб. х 5 дн. х 4%).

Начисление дополнительных страховых взносов в пользу работников-пенсионеров. Страховые взносы по дополнительным тарифам в пользу работников, выработавших льготный стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, пенсия которым назначена, но которые продолжают работать на работах с особыми условиями труда, начисляются в общеустановленном порядке.

Исчисление дополнительных взносов на выплаты и вознаграждения, производимые за счет бюджетных субсидий. Начисление страховых взносов по дополнительным тарифам производится в общеустановленном порядке на все выплаты и вознаграждения в пользу работника, признаваемые объектом обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Федерального закона № 212-ФЗ, независимо от источника их финансирования (в том числе в случае, если эти выплаты и вознаграждения осуществляются за счет бюджетных субсидий), за исключением сумм, поименованных в ст. 9 данного закона.

Начисление дополнительных страховых взносов для работников, в отношении которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов работы с вредными и опасными условиями труда. По вопросу начисления страховых взносов по дополнительным тарифам с выплат, осуществляемых в пользу отдельных профессиональных категорий работников, для которых предусмотрен особый порядок исчисления периодов соответствующей работы (водолазов и других работников, занятых на работах под водой, работников, занятых в определенных профессиях (должностях) на подземных горных работах, в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности, работников, занятых в сезонных отраслях промышленности: в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах, работников летного состава гражданской авиации, парашютистов всех наименований, спасателей, десантников-пожарных всех наименований, спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС), необходимо иметь в виду следующее: у перечисленных категорий работников возникновение права на досрочное назначение трудовой пенсии обусловлено совершением ими определенных действий в течение календарного года, в частности, у водолазов – погружением под воду, у парашютистов – совершением прыжков, у летчиков – совершением полетов и т. д.

В целях применения положений ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ занятость работой этих лиц (под водой, под землей, в небе и т. п.) не указывается с продолжительностью их нахождения в соответствующих условиях работы и количеством совершенных действий (погружений, прыжков с парашютом и т. п.). Следовательно, на выплаты и иные вознаграждения в пользу упомянутых работников нужно начислять страховые взносы по дополнительным тарифам с момента возникновения с такими лицами трудовых отношений.

В части выплат в пользу работников, занятых на подземных работах, по которым учет специального стажа (по списку 1 или 2) зависит от времени занятости на подземных работах, страховые взносы по дополнительным тарифам следует начислять в соответствии с ч. 1 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ.

К сведению

Списки производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение утверждены Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10. При этом списки 1 и 2 применяются при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 № 537.

По окончании расчетного (учетного) периода плательщику может быть произведен перерасчет страховых взносов по дополнительному тарифу на основании расчета времени фактической занятости работника на подземных работах.

Лица, осуществляющие трудовую деятельность в плавсоставе на судах морского, речного флота и флота рыбной промышленности (за исключением портовых судов, постоянно работающих в акватории порта, служебно-вспомогательных и разъездных судов пригородного и внутригородского сообщения), относятся к лицам, занятым на работах, указанных в пп. 9 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ.

В связи с этим на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников плавсостава судов морского, речного флота, флота рыбной промышленности (включая суммы за период оплачиваемых дней отдыха, оплату учебного отпуска, основного отпуска), следует начислять страховые взносы по дополнительным тарифам, предусмотренным ч. 2 ст. 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ, с момента возникновения с такими работниками трудовых отношений вне зависимости от навигационного периода работы вышеуказанных судов.

Начисление дополнительных взносов в случае, если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) в рамках трудовых договоров (трудовых отношений) с одним и тем же работодателем. Страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех начисленных работнику в данном месяце выплат пропорционально количеству фактически отработанных им часов на работах с вредными условиями труда.

Если работник занят на основной работе (с вредными условиями труда) и работе по совместительству (с обычными условиями труда) у одного работодателя, причем работа по совместительству осуществляется не в рамках трудовых отношений, а на основании отдельного гражданско-правового договора, страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются только с сумм выплат, начисленных в данном месяце за работу во вредных условиях труда в рамках трудового договора (трудовых отношений). На выплаты за работу по совместительству (в обычных условиях труда) дополнительные страховые взносы не начисляются.

Исчисление дополнительных страховых взносов по наибольшему тарифу. В случае занятости работника одновременно на работах, указанных в пп. 1 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ (например, в должности врача-рентгенолога), и работах, перечисленных в пп. 2 – 18 п. 1 данной статьи (например, работа с осужденными в учреждении, исполняющем уголовные наказания в виде лишения свободы), в рамках одного трудового договора страховые взносы по дополнительному тарифу исчисляются со всех выплат по наибольшему тарифу (в 2013 году – 4%, в 2014 году – 6%).

  1. Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».
  2. Федеральный закон от 28.12.2013 № 421-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О специальной оценке условий труда».

>Минтруд разъяснил, как применять дополнительные тарифы в период перехода от аттестации к спецоценке

Вводная часть

Дополнительные тарифы по взносам в пенсионный фонд применяются в отношении льготных категорий работников, имеющих право на досрочную пенсию. К данным категориям относятся лица, которые заняты на определенных видах работ, перечисленных в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее Закон № 173-ФЗ).

По общему правилу размер доптарифа зависит от того, проводил ли работодатель специальную оценку условий труда.

Если спецоценка не проводилась, то дополнительные взносы нужно начислять по «старым» тарифам. Они установлены пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (далее Закон № 212-ФЗ). Значения «старых» тарифов приведены в таблице 1.

Таблица 1
Доптарифы, которые нужно применять при отсутствии спецоценки

Льготная категория работников

Дополнительный тариф

2013 год

2014 год

2015 год и далее

Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда

4%

6%

9%

Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 п. 1 ст. 27 Закона № 173-ФЗ

2%

4%

6%

Если же работодатель использует результаты проведенной им спецоценки, то дополнительные взносы начисляются по «новым» тарифам. Они установлены пунктом 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Значения «новых» тарифов приведены в таблице 2.

Таблица 2
Доптарифы, которые нужно применять по результатам спецоценки условий труда

Класс условий труда

Подкласс условий труда

Дополнительный тариф

Опасный

8%

Вредный

7%

6%

4%

2%

Допустимый

0%

Оптимальный

0%

Обратите внимание: в отношении работника, не относящегося к льготной категории, ни «старые», ни «новые» дополнительные тарифы не применяются. Иными словами, если сотрудник не занят на видах работ, дающих право на досрочную пенсию, взносы нужно начислять по обычным тарифам. При этом не важно, какими являются условия труда: опасными или вредными, либо допустимыми и оптимальными. Факт проведения спецоценки также не имеет значения.

Вопросы переходного периода

Специальная оценка введена в 2014 году. До этого классы условий труда определяли по итогам другого мероприятия — аттестации рабочих мест. Ее результаты действительны в течение пяти лет. Поэтому данные результаты можно использовать до окончания пятилетнего периода, и только после этого проводить спецоценку (подробнее об этом читайте в статье «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»). Получается, что в 2014 году у большинства работодателей есть результаты аттестации, которые еще не потеряли своей актуальности.

Также у ряда компаний и предпринимателей есть рабочие места, на которых не было ни аттестации, ни специальной оценки.

В связи с этим возникает вопрос: какие доптарифы («старые» или «новые») нужно применять в 2014 году, если в основе лежат результаты проведенной ранее аттестации? Нет полной ясности и относительно того, как быть, если работодатель до сих пор не провел ни аттестацию, ни спецоценку. Специалисты Минтруда в комментируемом письме четко обозначили свою позицию по этим вопросам.

Доптарифы по итогам аттестации

В случае, когда работодатель располагает актуальными итогами аттестации, проведенной до 2014 года, дополнительные тарифы нужно применять в следующем порядке.

Если аттестация выявила у льготных категорий работников оптимальные или допустимые условия труда, и эти результаты являются актуальными, то в 2014 году и далее (вплоть до проведения спецоценки) работодателю следует применять «старые» доптарифы. Такой вывод, сделанный авторами комментируемого письма, полностью совпадает с точкой зрения, которую изложил Пенсионный фонд в письме от 12.02.14 № НП-30-26/1707 (см. «ПФР разъяснил, по каким дополнительным тарифам уплачивать пенсионные взносы с выплат работникам в 2014 году»).

Если же аттестация установила, что льготные категории работников трудятся в опасных или вредных условиях, то в 2014 году и далее дополнительные взносы необходимо платить по «новым» тарифам. Это закреплено частью 5 статьи 15 Федерального закона от 28.12.13 № 421-ФЗ.

Не исключена ситуация, когда работодатель, у которого есть актуальные результаты аттестации, не захочет ими воспользоваться. Вместо этого он будет начислять дополнительные взносы по «старым» тарифам, как если бы итоги аттестации (равно как и спецоценки) отсутствовали. По мнению авторов комментируемого письма это недопустимо. Применять актуальные итоги аттестации — это обязанность, а не право работодателя. И произвольный выбор доптарифа законом не предусмотрен.

Таблица 3
Какие доптарифы пенсионных взносов применять в 2014 году до проведения спецоценки

Дополнительные взносы в ПФР начисляются:

на основании актуальных итогов аттестации

без проведения аттестации

по вредным и опасным условиям труда

по оптимальным и допустимым условиям труда

Дополнительные тарифы

«новые»

«старые»

«старые»

ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ ОБ ИЗМЕНЕНИЯХ В ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЕ

С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.

В соответствии с законом условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса – оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс) и опасные (4 класс). Оценку условий труда и аттестацию рабочих мест проводит комиссия из представителей организации работодателя не реже одного раза в 5 лет. Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в соответствии с порядком, действовавшим до дня вступления в силу закона №426-ФЗ, применяются при определении размера дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд России в отношении рабочих мест, условия труда на которых по результатам аттестации признаны вредными и (или) опасными, до 31 декабря 2018 года включительно.

При исчислении страховых взносов по дополнительному тарифу для отдельных категорий работодателей, имеющих рабочие места на вредных и опасных производствах, положение по ограничению базы для начисления страховых взносов не применяется.

Если работодатель не проводит спецоценку условий труда, то он уплачивает дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2016 году по Списку №1 – 9%, по Списку №2 и «малым спискам» – 6%.

При проведении спецоценки условий труда применяются следующие дополнительные тарифы:

УРОВЕНЬ УСЛОВИЙ ТРУДА

ОЦЕНКА УСЛОВИЙ ТРУДА

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ТАРИФ

Опасный

8%

Вредный

3,4

7%

3,3

6%

3,2

4%

3,1

2%

Допустимый

0%

Оптимальный

0%

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *