Доступ к культурным ценностям

Когда произошло зарождение права? На данный вопрос трудно ответить, в каждую историческую эпоху, в каждом государстве было свое представление о том, что может делать человек, а что считается недозволенным. В этом году исполняется 800 лет со дня принятия одного из важнейших документов в истории – Хартии Вольностей. Этот документ был с одной стороны уступкойкороля баронам и церкви, но с другой показал Европе, а потом и миру, что неограниченности власти монарха есть пределы. Законодатели пошли по пути закрепления прав и гарантий граждан, защиты их от произвола верховной власти.

В современном мире законодательные акты приобрели новые цели, достигла определенного уровня юридическая техника, расширился список гарантий, которые способно обеспечить государство.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что культурные ценности –это наше наследие, историческое богатство. Нужно помнить историю и уважать культуру России, сохранять национальную самобытность, чтобы быть сильными на политической арене, не потерять государственный суверенитет.

В Российской Федерации в качестве источников права признаются международные договоры, так «рассуждая о праве на доступ к культурным ценностям, важно отметить, что оно закреплено в универсальных международных и региональных правовых стандартах: ст. 27 Всеобщей декларации прав человека, ст. 15 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах».1 В мире существуют организации, деятельность которых направлена на международное сотрудничество в деле сохранения культурного богатства мира. «Россия должна активно участвовать вдеятельности таких межправительственных организаций, как Интерпол, неправительственной организации ИКОМ, ЮНЕСКО, что имеет огромное значение для обеспечения права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям и его защиту как в России, так и в мире».2

Основной закон РФ — Конституция в статье 44 части 2 говорит, что «2. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям».3 Для лучшего понимания данной нормы необходимо иметь представление о том, что понимается под культурными ценностями. Данное понятие закреплено в статье 3 «Основ законодательства Российской Федерации о культуре»:»Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты».1Закон Российской Федерации от 9 октября 1992 г. № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» закрепил наиболее общие принципы культурной деятельности, правовые нормы государственной поддержки культуры. Необходимость принятия данного Закона была обусловлена тем, что ранее общественные отношения в указанной сфере регулировались Законом»Об охране и использовании памятников истории и культуры», принятом в 1978 г., положения которого устарели. Закон Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. № 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» установил единый порядок перевоза культурных ценностей через границу Российской Федерации, независимо от форм собственности. Федеральный закон от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» регулирует лицензирование проектирования, производства, реставрации памятников культуры, а также истории, работ по кинопоказу, изготовлению и распространению аудио- и видеопроизведений и фонограмм».2 Данный перечень не исчерпывается этими нормативными актами, в других источниках культура, культурные ценности, объекты культурного наследия, доступ к ним защищаются косвенно. Так, например, Уголовный кодекс РФ «выделяет следующие виды преступных деяний, посягающих на культурные ценности: хищение предметов, имеющих особую ценность (ст. 164 УК РФ); контрабанда культурных ценностей (ч. 2 ст. 188 УК РФ); невозвращение на территорию РФ предметов художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран (ст. 190 УК РФ); уничтожение или повреждение памятников истории и культуры (ст. 243 УК РФ). Следует при этом подчеркнуть, что преступления в отношении культурных ценностей могут квалифицироваться и по другим статьям УК РФ, о чем убедительно свидетельствует официальная статистика. Как правило, это нормы, предусматривающие уголовную ответственность за хищения: кражи, грабежи, разбои, мошенничество, присвоение или растрату».1

Таким образом, мы видим, что с законодательной стороны право на доступ к культурным ценностям достаточно обеспечено, но на практике можно столкнуться с рядом проблем. Так мы знаем, что культурные ценности могут находится в частной собственности. На собственников таких объектов наложен ряд ограничений и обязательств, а именно в охранном обязательстве, которое выдается при оформлении права собственности, есть требование «обеспечить доступ к объекту культурного наследия, условия которого устанавливаются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия»2. В судебной практике мы встретились с проблемой, что собственники, становясь владельцами культурных объектов, не спешат получить этот документ. Решением данной проблемы может стать совершенствование процедуры подбора собственника. Необходимо проверять законность и размер источников его доходов, его налоговую и кредитную историю, оценивать способность предполагаемого субъекта содержать объект культурного наследия в будущем.

Подводя итог всему вышесказанному можно сделать вывод, что благодаря широкому нормативному закреплению право на доступ к культурным ценностям стало неотъемлемой частью гражданских прав и свобод человека. Это неотчуждаемое право, признанное на международном уровне, что вселяет надежду на то, что оно не будет грубо нарушено. Однако следует помнить, что у законодателя нет права на ошибку, ведь она грозит безвозвратной утратой культурного богатства мира.

1Тарасова А.В. Конституционное право на доступ к культурным ценностям в системе культурных прав человека и гражданина в Российской Федерации// Вестник Пермского Университета. Юридические науки, 2014, № 4. http://base.consultant.ru/

2 Кабанова Ю.С. Россия и международные организации, занимающиеся защитой права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям// Заметки ученого. 2015. Т. 1. № 1-1 (1). С. 55-58.http://base.consultant.ru/

3Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993// «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.

1″Основы законодательства Российской Федерации о культуре»(утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1)//»Российская газета», № 248, 17.11.1992

2Кабанова Ю.С. К вопросу о конституционно-правовом закреплении права человека и гражданина на доступ к культурным ценностям в законодательстве Российской Федерации// Культура: управление, экономика, право, 2015, № 1http://base.consultant.ru/

1Клебанов Л.Р. Уголовное правои защита культурных ценностей//Труды Института государства и права Российской академии наук. 2011. № 4. С. 223-233.

2Мягков Е.К. Здание аптеки — объект культурного наследия// Аптека: бухгалтерский учет и налогообложение, 2013, № 9. http://base.consultant.ru/

12. Право на участие в культурной жизни, пользование учреждениями культуры, доступ к культурным ценностям

Литература

Морозова А. Н. Конституционно-правовые гарантии участия граждан в культурной жизни российского общества: дис. … канд. юрид. наук. М., 2004; Рубанова М. Е. Конституционное право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры в Российской Федера­ции: дис.

… канд. юрид. наук. Саратов, 2011; Сазонникова Е. В. Консти­туционное право и концепт «культура». Воронеж, 2011; Она же. Кон- ституционно-правовое регулирование культурных отношений в Рос­сии. Воронеж, 2011; Она же. Наука конституционного права России и концепт «культура»: вопросы теории и практики: дис. … д-ра юрид. наук. М., 2012; Степанова И. В. Конституционные права и свободы че­ловека и гражданина в Российской Федерации в области культуры: дис. … канд. юрид. наук. М., 2010.

Согласно ч. 2 и 3 ст. 44 Конституции РФ каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о со­хранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.

Основы законодательства РФ о культуре от 9 октября 1992 г. в разд. II «Права и свободы человека в области культуры» определяют довольно широкий перечень таких прав. В их числе неотъемлемое право каждого человека на культурную деятельность независимо от национального и социального происхождения, языка, пола, полити­ческих, религиозных и иных убеждений, места жительства, имущест­венного положения, образования, профессии или других обстоя­тельств. Каждый человек имеет право на все виды творческой дея­тельности в соответствии со своими интересами и способностями.

Каждый человек имеет право на личную культурную самобыт­ность, т. е. на свободный выбор нравственных, эстетических и других ценностей, на защиту государством своей культурной самобытности. У человека есть право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фон­дам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Ог­раничения доступности культурных ценностей по соображениям сек­ретности или особого режима пользования устанавливаются законо­дательством РФ. Лицам, не достигшим 18 лет, гарантируется право бесплатного посещения музеев один раз в месяц. Каждый без ограни­чения возраста имеет право на эстетическое воспитание и художест­венное образование, на выбор его форм и способов в соответствии с законодательством об образовании.

Каждый человек имеет право собственности в области культуры. Оно распространяется на имеющие историко-культурное значение предметы, коллекции и собрания, здания и сооружения, организа­ции, учреждения, предприятия и иные объекты. Порядок приобрете­ния, условия владения, пользования и распоряжения объектами соб­ственности в области культуры регламентируются законодательст­вом. Граждане имеют право создавать организации, учреждения и предприятия (именуемые в дальнейшем организациями) по произ­водству, тиражированию и распространению культурных ценностей, благ, посредничеству в области культурной деятельности в порядке, определяемом законодательством РФ.

Они имеют право создавать ассоциации, творческие союзы, гильдии или иные культурные объ­единения.

Граждане вправе вывозить за границу в целях экспонирования, иных форм публичного представления, а также в целях продажи ре­зультаты своей творческой деятельности в порядке, определяемом за­конодательством. Кроме того, граждане РФ имеют право осуществ­лять культурную деятельность в зарубежных странах, создавать орга­низации культуры на территории других государств, если последнее не противоречит законодательству этих государств.

Народы и иные этнические общности в Российской Федерации имеют право на сохранение и развитие своей культурно-националь- ной самобытности, защиту, восстановление и сохранение исконной культурно-исторической среды обитания. Политика в области сохра­нения, создания и распространения культурных ценностей коренных национальностей, давших наименования национально-государствен­ным образованиям, не должна наносить ущерб культурам других на­родов и иных этнических общностей, проживающих на данных тер­риториях.

Российская Федерация гарантирует право всем этническим общ­ностям, компактно проживающим вне своих национально-государ­ственных образований или не имеющим своей государственности, на культурно-национальную автономию, которая означает право указанных этнических общностей на свободную реализацию своей культурной самобытности посредством создания на основании во­леизъявления населения или по инициативе отдельных граждан на­циональных культурных центров, национальных обществ и земля­честв.

По Конституции культурные права предоставляются каждому че­ловеку, пребывающему на территории нашего государства, будь это гражданин РФ, иностранный гражданин или лицо без гражданства. Эти права сочетаются и с соответствующими обязанностями всех этих лиц.

Международные пакты о правах человека исходят из равенства лиц в пользовании образовательными и культурными правами, из обязанности государств создавать условия для доступа к культурным ценностям всех, кто находится на их территории. Общие предпосыл­ки соответствующей политики Российского государства отражены в ч. 3 ст. 62 Конституции РФ, гласящей, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установ­ленных федеральным законом или международным договором РФ. Основы законодательства РФ о культуре передают право на установ­ление цен на посещение музеев и других культурных заведений в их руки. Российские граждане за границей пользуются музеями и иными выставочными комплексами на равных основаниях с гражданами со­ответствующих государств.

Право на доступ к материальным культурным ценностям

Мельник Тимур Евгеньевич — научный сотрудник отдела социально-культурного законодательства и социологии права ИЗиСП.

Право на доступ к культурным ценностям, закрепленное в ст. 44 Конституции Российской Федерации, относится к группе культурных прав человека. Включение последних в разряд конституционных является одной из особенностей конституционного развития многих стран во второй половине XX в. Культурные права и свободы, помимо названного выше права, в соответствии с Конституцией Российской Федерации включают также свободу творчества, право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры.

На конституционном уровне право на доступ к культурным ценностям не так часто закрепляется в сравнении с такими культурными правами и свободами, как право на участие в культурной жизни или свобода творчества. Например, в странах СНГ и Балтии первое из названных прав с теми или иными вариациями содержится в конституционных актах Азербайджана, Беларуси, Кыргызстана, России, Узбекистана.

Несмотря на то, что конституционной практике культурные права известны уже в течение нескольких десятилетий, в теории однозначное отношение к ним отсутствует. Так, по мнению ряда исследователей, культурные права, впрочем, как и социальные права, лишены юридического смысла, в силу того, что они не могут получить защиту в суде, и противоречат правовому принципу формального равенства <*>. Т.Я. Хабриева и В.Е. Чиркин отмечают, что многие из социально-экономических прав, к которым относятся и культурные права, «в странах англосаксонского права… не считаются правами в субъективном смысле», а сама группа социально-экономических прав «нередко… относится к числу моральных, а не так называемых позитивных, не собственно юридических» <**>.

<*> См., например: Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / Отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 234 — 235.
<**> Хабриева Т.Я., Чиркин В.Е. Теория современной конституции. М., 2005. С. 167.

Традиционно в отечественной юриспруденции при анализе данной группы прав и свобод главное внимание уделяется свободе творчества. Что касается остальных культурных прав, то они в основном характеризуются в разрезе обязанностей государства по поддержке культуры <*>. Такой подход представляется верным, но необходимым видится также и уяснение того, а какие, собственно, возможности для человека предусматривают культурные права. Это позволит в том числе и определить природу данных прав.

<*> См., например: Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. проф. В.В. Лазарев. М., 2002. С. 222.

Право на доступ к культурным ценностям основано на праве каждого на участие в культурной жизни. Последнее получило закрепление в таких международных актах, как Всеобщая декларация прав человека (ст. 27), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (ст. 15). Придание культурным ценностям такого качества, как доступность, рассматривается фактически как одно из средств реализации указанного права и закрепляется путем возложения соответствующих обязанностей на государства. Например, согласно Европейской культурной конвенции 1954 г. (для России имеет обязательную силу) государства обязуются рассматривать передаваемые под их контроль предметы, имеющие культурную ценность для Европы, в качестве неотъемлемой части общего культурного достояния Европы, принимать надлежащие меры для их защиты и обеспечивать разумный доступ к ним (ст. 5).

Право на доступ к культурным ценностям может быть реализовано, прежде всего, если четко определить, что можно считать культурными ценностями. Данный вопрос имеет важное практическое значение, так как ответ на него позволяет определить непосредственно объекты соответствующих правоотношений. Поэтому в отечественной правовой системе закрепляется не только право на доступ к культурным ценностям, но и нормативное определение понятия «культурные ценности».

Следует отметить, что долгое время в отечественном законодательстве и юридической науке отсутствовали четкие подходы к определению данного понятия. Да и в настоящее время этот вопрос носит дискуссионный характер. Значительный вклад в разработку теоретических основ правового регулирования культурных ценностей внес А.П. Сергеев. В частности, культурные ценности были рассмотрены им как правовая категория. По его мнению, «культурными ценностями являются особо охраняемые правом уникальные вещественные результаты человеческой деятельности, которые, будучи продуктом всеобщего труда, имеют важное историческое, научное, художественное или иное культурное значение для общества, то есть служат связующим звеном между различными поколениями людей, носят конкретно-исторический характер и выступают как фактор формирования необходимого обществу типа личности» <*>.

<*> Сергеев А.П. Гражданско-правовая охрана культурных ценностей в СССР. Л., 1990. С. 32.

В соответствии со ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре от 1992 г. культурными ценностями признаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. Приведенное нормативное определение понятия «культурные ценности» носит описательный характер и не раскрывает непосредственно содержания соответствующего понятия. Вместе с тем расширительное понимание культурных ценностей, к которым относятся как материальные, так и нематериальные ценности, позволяет учитывать тенденции развития международного права, в котором к культурным ценностям, объектам культурного наследия относят не только объекты, имеющие материальную форму. Так, согласно Конвенции ЮНЕСКО об охране нематериального культурного наследия 2003 г. нематериальное культурное наследие означает обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки, а также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, признанные сообществами, группами и, в некоторых случаях, отдельными лицами в качестве части их культурного наследия. Такое нематериальное культурное наследие, передаваемое от поколения к поколению, постоянно воссоздается сообществами и группами в зависимости от окружающей их среды, их взаимодействия с природой и их истории и формирует у них чувство самобытности и преемственности, содействуя тем самым уважению культурного разнообразия и творчеству человека (п. 1 ст. 2) <*>.

<*> Данный документ к настоящему времени не вступил в силу, так как пока не собрано необходимое число ратификационных грамот или иных документов, подтверждающих принятие, присоединение или утверждение Конвенции.

Кроме Основ законодательства Российской Федерации о культуре определение понятия «культурные ценности» содержится и в других законах. В соответствии с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» культурные ценности понимаются как предметы религиозного или светского характера, имеющие значение для истории и культуры и относящиеся к категориям, определенным в статье 7 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (ст. 3). В свою очередь последний не раскрывает содержание этого понятия, а указывает те из них, которые подпадают под контрольно-разрешительные режимы данного Закона. Согласно ст. 6 Закона Российской Федерации «О вывозе и ввозе культурных ценностей» культурные ценности включают в себя следующие объекты: культурные ценности, созданные отдельными лицами или группами лиц, которые являются гражданами Российской Федерации; культурные ценности, имеющие важное значение для Российской Федерации и созданные на территории Российской Федерации иностранными гражданами и лицами без гражданства, проживающими на территории Российской Федерации; культурные ценности, обнаруженные на территории Российской Федерации; культурные ценности, приобретенные археологическими, этнологическими и естественно-научными экспедициями с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности; культурные ценности, приобретенные в результате добровольных обменов; культурные ценности, полученные в качестве дара или законно приобретенные с согласия компетентных властей страны, откуда происходят эти ценности.

Применение дефинитивных норм, содержащихся в указанных выше Законах, ограничивается исключительно теми отношениями, которые составляют предмет данных законодательных актов, в то время как Основы законодательства Российской Федерации о культуре закрепляют универсальное для всей отрасли законодательства о культуре понятие «культурные ценности».

Культурные ценности в том смысле, который вкладывается в это понятие Основами законодательства Российской Федерации о культуре, имеют как материальный, так и нематериальный характер. Очевидно, что и правовые механизмы реализации права на доступ к культурным ценностям будут зависеть от этого обстоятельства. Доступ к материальным культурным ценностям предопределяется особенностями такого правового института, как собственность, предоставлением определенных услуг организациями культуры. На иных принципах строятся отношения, связанные с доступом к нематериальным культурным ценностям (языкам, диалектам, говорам, нравственным и эстетическим идеалам и др.). В этом случае право на доступ к культурным ценностям тесно связано с такими конституционными принципами, правами и свободами, как плюрализм, свободный выбор языка общения, свобода совести, свобода вероисповедания, свобода мысли и слова, свобода творчества.

Рассмотрим механизм обеспечения доступности материальных культурных ценностей. Из того перечня, который закреплен в Основах законодательства Российской Федерации о культуре, к материальным ценностям могут быть отнесены произведения культуры и искусства, имеющие историко-культурную значимость здания, предметы и сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты. При этом, в свою очередь, они могут быть подразделены на движимые и недвижимые культурные ценности. Распределение материальных культурных ценностей по указанным подвидам встречает определенные препятствия ввиду недостатков законодательства. В частности, не ясно, какие именно объекты должны быть отнесены в названные группы культурных ценностей. Последующее развитие законодательства о культуре минимально опиралось на положения Основ законодательства Российской Федерации о культуре в части использования их терминологии. Вместе с тем системное толкование законодательства позволяет сделать следующие выводы. По всей видимости, имеющие историко-культурную значимость здания, предметы и сооружения, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты есть не что иное, как объекты культурного наследия Российской Федерации.

Отношения, связанные с охраной, сохранением, использованием и популяризацией данных объектов, регламентируются Федеральным законом от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». В соответствии со ст. 3 названного Закона к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры. В свою очередь среди них выделяются памятники, ансамбли и достопримечательные места.

К движимым материальным ценностям относятся и произведения литературы и искусства. Движимые материальные культурные ценности включают в себя музейные предметы и музейные коллекции. Как объект, имеющий историко-культурное значение, может рассматриваться и Музейный фонд Российской Федерации. В качестве памятников истории и культуры и соответственно культурных ценностей в Федеральном законе «О библиотечном деле» называются особо значимые издания и коллекции, принадлежащие гражданам и прошедшие необходимую регистрацию в органах государственной власти или органах местного самоуправления (п. 4 ст. 6), а также библиотечные фонды, комплектуемые на основе системы обязательного экземпляра документов, а также содержащие особо ценные и редкие документы и объявленные памятниками истории и культуры в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 16). В отличие от федерального законодательного акта, посвященного Музейному фонду Российской Федерации, в Федеральном законе «О библиотечном деле» не выделяется единый для всей страны библиотечный фонд, хотя в Основах законодательства Российской Федерации упоминается общероссийский библиотечный фонд (ст. 26). Ввиду того, что к настоящему времени не сформированы какие-либо правовые механизмы накопления и развития общероссийского библиотечного фонда, наподобие Музейного фонда Российской Федерации, следует признать, что положение Основ законодательства Российской Федерации о культуре, возлагающее на государство обязанность по обеспечению целостности общероссийского библиотечного фонда, не может быть реализовано, а о самом общероссийском библиотечном фонде говорить не приходится. Соответственно, отдельные фонды библиотек, если они не отнесены к культурному наследию народов Российской Федерации, не могут рассматриваться как культурные ценности. В таких случаях отношения между пользователями библиотек и библиотеками по поводу использования фонда последних подпадают под действие другого культурного права, закрепленного в Конституции Российской Федерации, а именно права на пользование учреждениями культуры.

Как отмечается в литературе, «материальные культурные ценности характеризуются тем, что… являются объектами собственности» <*>. Правомочия по владению, пользованию и распоряжению ими соответственно принадлежат конкретным собственникам. Но придание культурным ценностям такого качества, как доступность, влечет за собой определенные ограничения прав собственников. Иные лица наделяются правом пользования культурными ценностями, но именно только как культурными ценностями, то есть отношения между собственниками и ними по поводу использования других полезных свойств данных объектов строятся на иной основе и на них не распространяется норма Конституции Российской Федерации, закрепляющая право граждан на доступ к культурным ценностям. С одной стороны, право на доступ к культурным ценностям предоставляет определенные возможности для субъектов этого права по ограниченному пользованию материальными культурными ценностями, не находящимися в их собственности. С другой стороны, оно налагает на собственников указанных объектов обязанности предоставить их в пользование и не препятствовать реализации права на доступ к культурным ценностям. Таким образом, данные отношения во многом родственны сервитутным.

<*> Сергеев А.П. Указ. соч. С. 19. Следует отметить, что автор духовные ценности в целях правового оборота не признает в качестве культурных ценностей. Им четко разграничиваются правовые режимы, характерные для собственно культурных ценностей (то есть материальных объектов) и для духовных ценностей (например, режим авторского права).

Обозначенный порядок доступа в основном характерен для недвижимых материальных культурных ценностей, которые в отечественном законодательстве обозначаются понятием «объекты культурного наследия (памятники истории и культуры)». В отношении конкретных объектов культурного наследия условия доступа к ним граждан определяются собственником объекта культурного наследия по согласованию с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия (п. 3 ст. 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»). В случае передачи объекта культурного наследия по договору аренды обязательным условием заключения договора аренды объекта культурного наследия является охранное обязательство пользователя объектом культурного наследия, в котором в том числе решается и вопрос о доступе граждан к объекту культурного наследия (п. 5 ст. 55 названного Закона). При приватизации объектов культурного наследия также оформляется охранное обязательство, содержащее требование по обеспечению доступности того или иного объекта (ст. 29 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»).

Обеспечение доступности движимых материальных культурных ценностей основано главным образом на предоставлении услуг учреждениями культуры, аккумулирующими эти ценности и обеспечивающими их сохранность. При этом большую роль в создании таких учреждений играют публичные власти. В качестве примера можно привести деятельность музеев.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» музей — это некоммерческое учреждение культуры, созданное собственником для хранения, изучения и публичного представления музейных предметов и музейных коллекций. В нашей стране в основном органы государственной власти и органы местного самоуправления выступают в качестве учредителей музеев и, соответственно, большинство музеев имеет статус государственных или муниципальных. Отношения, связанные с обеспечением доступности музейных предметов и музейных коллекций, имеют сложный комплексный характер и включают как гражданско-правовой компонент — отношения между гражданином и музеем, так и публично-правовой компонент. Последний выражается в обязанности органов государственной власти по формированию музейного фонда и созданию организационной основы его публичного представления. О том, что это именно обязанность, свидетельствуют положения Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации», предусматривающие формирование государственной части Музейного фонда Российской Федерации. Согласно ст. 13 названного Закона государственная часть Музейного фонда Российской Федерации включает музейные предметы и музейные коллекции, находящиеся в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации. Указанные культурные ценности закрепляются за государственными музеями и иными государственными учреждениями (ст. 16 названного Закона).

Органы местного самоуправления также могут создавать музеи. Это право за ними закрепляется и Федеральным законом «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (ст. 6), и Федеральным законом от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14 — 16). При этом следует отметить, что в последнем из названных Законов за муниципалитетами закрепляется именно право на создание музеев, и в структуре обозначенных статей Закона это право выделено в отдельный пункт, а не помещено наряду с вопросами местного значения, решение которых обязательно на муниципальном уровне. Следовательно, в отличие от органов государственной власти на органы местного самоуправления обязанность по созданию музеев не возлагается.

Таким образом, реализация конституционного права на доступ к культурным ценностям предполагает законодательную конкретизацию соответствующей конституционной нормы. Необходимо, в частности, выделение объектов и явлений, которые могут быть признаны культурными ценностями. Доступ к материальным культурным ценностям предусматривает использование различных правовых механизмов, имеющих как публично-правовую, так и гражданско-правовую природу. При этом реализация данного права требует активной государственной политики в области культуры.

Культурные права и свободы человека и гражданина

Культурные (культурно-творческие) права и свободы связаны со свободой доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ч.1 ст.44). Органы государственной власти не должны вмешиваться в творческую деятельность граждан и их объединений за исключением случаев, когда такая деятельность ведет к пропаганде войны, насилия и жестокости, расовой, национальной, религиозной исключительности. Запрет какой-либо культурной деятельности может быть осуществлен только судом и лишь в случае нарушения законодательства.

Согласно российского законодательства, право человека заниматься творческой деятельностью может осуществляться как на профессиональной, так и на непрофессиональной (любительской) основе. Важнейшими законодательными актами, устанавливающими реальные правовые гарантии провозглашенных культурных прав и свобод, являются Основы законодательства РФ о культуре (1992 г) и Закон РФ «О средствах массовой информации» (1991 г).

Право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ч.2 ст.44). В Основах законодательств РФ о культуре закреплено, что каждый человек имеет право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотекам, музеям, архивным фондам, иным собраниям во всех областях культурной деятельности. Однако ограничение доступности культурных ценностей по соображениям секретности или особого режима пользования устанавливаются государством Российской Федерации.

Гарантии конституционных прав и свобод человека и гражданина

Для каждого человека очень важно не только закрепить в Конституции РФ его права и свободы, но и обеспечить их осуществление. Для претворения в жизнь прав и свобод человека необходимо создать благоприятные условия, обеспечить охрану и защиту прав и свобод. Решать эти задачи призваны гарантии прав и свобод человека.

Гарантии прав и свобод — это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, охрану и защиту1. Или иными словами, гарантии в юридической сфере — есть условия обеспечивающие беспрепятственное осуществления прав и свобод граждан, составляющие механизм их эффективной реализации.

Выделяется несколько групп гарантий прав и свобод: правовые, экономические, политические. В числе правовых гарантий следует отметить правовые нормы, нормативные акты, которые устанавливают порядок реализации прав и свобод, предусматривают меры по их охране и защите, ответственность за их нарушение.

В числе правовых (юридических) гарантий прав и свобод важное место занимает судебная защита, она гарантируется каждому (ч.1 ст.48 Конституции РФ). Конституция РФ устанавливает, что решения и деяния должностных лиц, органов государственной власти и т.д. могут быть обжалованы в суд (ч.2 ст.46 Конституции РФ). Интересно отметить, что данные судебной статистики — свидетельствуют о довольно низком использовании обвиняемыми предоставленного им Конституцией России права на рассмотрение дел судом присяжных, действующим в России больше года, В настоящее время суды девяти регионов Российской Федерации рассматривают уголовные дела по первой инстанции с участием коллегии присяжных заседателей. За 10 месяцев 1994 года ими рассмотрено по существу 136 дел на 182 человека. Обращает на себя внимание высокий процент оправдательных приговоров, вынесенных судами присяжных, и значительное количество дел, направленных ими для производства дополнительного расследования. В Верховном Суде Российской Федерации создана и действует кассационная палата, которая рассматривает уголовные дела, по жалобам и протестам на приговоры краевых и областных судов, постановленные с участием присяжных заседателей. По состоянию на 1 ноября 1994 года его рассмотрено 36 дел на 47 человек, при этом отменены приговоры в отношении 12 человек.

Если исчерпаны все внутригосударственные средства правовой защиты, то каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться и межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (ч.3 ст.46 Конституции РФ).

В ч.1 ст.48 Конституции РФ закреплено право на, юридическую помощь. Причем в случаях, предусмотренном законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

В Конституции РФ имеется положение об охране законом прав жертв преступлений и злоупотреблений властью (ст.52). Государство обеспечивает этой категории, людей доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба. Также предусматривается ст.53 Конституции РФ право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти или их должностных лиц.

Важная гарантия прав и свобод человека связана с установлением Конституцией РФ «Презумпции невиновности», которая раскрывается в ст.49 Конституции РФ. В Конституции РФ закреплены также другие гарантии прав и свобод человека, направленные на обеспечение гуманного и справедливого применения мер юридической ответственности, отражены права участников уголовного, гражданского процессов:

право осужденного за уголовное преступление на пересмотр приговора вышестоящей судебной инстанцией в порядке, установленном законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания (ч.3 ст.50);

принцип единственной уголовной ответственности за одно и тоже уголовное преступление (ч.1 ст.50);

недопустимость при осуществлении правосудия использования доказательств, полученных с нарушением закона (ч.2 ст.50).

Конституция РФ содержит важные правила о действии законов, устанавливающих юридическую ответственность, ограничения прав граждан:

закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной сипы не имеет (ч.1 ст.54); никто не может нести ответственность за деяния, которые в момент их совершения не признавались правонарушениями (ч.2 ст.54). Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Конституция РФ предусматривает освобождение отдельных лиц от обязанности давать свидетельские показания в некоторых случаях: никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом (ч.1 ст.51). Кроме того, могут законом устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания.

В Российской Федерации введен новый институт Уполномоченного по правам человека. Согласно мировой практике деятельность уполномоченного по правам человека состоит в оперативной защите личности от злоупотреблении должностных лиц и государственных органов. Эта должность позволяет выделить общие недостатки деятельности государственных органов, главным образом органов исполнительной власти, обобщить типичные нарушения прав личности, предложить пути их устранения.

Функцию гарантии прав и свобод человека и гражданина реализует Президент РФ (в соответствии с ч.2 ст.80 Конституции РФ) как в своей личной деятельности, так и инициируя законы, издавая указы, направленные на защиту правового положения личности в целом, а также отдельных групп населения. С целью усиления гарантий соблюдения прав граждан Российской Федерации образована Комиссия по правам человека при Президенте Российской Федерации.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *