ЕГАИС для разливного пива

Задачи в розничной торговле

ЕГАИС или Единая Государственная Автоматизированная Информационная Система начала свою работу с 2005 года, но до 2016-го с ней взаимодействовали только крупные производители алкоголя и импортеры. Она представляет собой своеобразную базу данных, позволяющую контролировать производство и движение алкогольной продукции.

С начала 2016 года на территории нашей страны изменились правила учета и пивной продукции. Теперь с системой работают все организации и ИП, торгующие даже слабым алкоголем: пивом и пивными напитками, сидром, медовухой, спиртосодержащими коктейлями и т.д.

Согласно Письму от ФСРАР № 17788/15-02 от 21.09.2015, организации, осуществляющие розничную торговлю такой продукцией, обязаны вести отчет о поступлениях и закупках, при этом фиксировать свои продажи им пока не обязательно.

Основные цели введения ЕГАИС в работу заключаются в организации:

  1. Контроля над импортом и экспортом алкоголя для исчисления акцизов.
  2. Учета производства и сбыта спиртосодержащих напитков. С этой целью на каждой таре и в сопроводительной документации отражаются дата и место розлива, наименование, объем и крепость конкретного продукта. Если эти сведения на таре и в документах не совпадают, такая продукция не подлежит дальнейшей реализации.
  3. Отслеживания контрафактной продукции, не прошедшей сертификацию, т.к. она не должна попадать на прилавки магазинов и предлагаться населению.

Помимо всего прочего, ЕГАИС упрощает работу не только контролирующих органов, но и аналитиков. Алкогольный рынок постоянно контролируется государством и приносит немалую прибыль, поэтому очень важно следить за его состоянием. Заинтересованы в данной системе и органы статистики, отслеживающие производство алкоголя в стране и его потребление.

Таким образом, ЕГАИС, безусловно, полезна и удобна для государства, но и самим предпринимателям она способна облегчить учет внутри торговых точек. Точно зная, когда и сколько продукции было получено и продано, значительно проще контролировать ее движение, излишки и недостачи, ротацию и сроки годности.

Требования к бизнесу и его организации

Может ли индивидуальный предприниматель торговать в розницу пивными напитками? Разумеется, ведь в действующем законодательстве нет запретов на подобную деятельность. Однако к организации такого бизнеса и оснащению торговой точки имеются некоторые требования.

Следует сразу напомнить, что реализация крепкого алкоголя, вин и пивной продукции оптом разрешена лишь юридическим лицам. ИП могут продавать пиво и пивные напитки только в розницу, если не имеют собственного хозяйства и не являются официальными производителями продукции (№171-ФЗ от 25.11.1995).

Обязательным условием также является наличие стационарного помещения (в киосках, ларьках и передвижных павильонах торговля запрещена, если они не зарегистрированы как точки общепита).

Существует еще несколько законодательных запретов:

  1. Торговля спиртосодержащими напитками до 8:00 часов утра и после 23:00 вечера (если местными властями не введены более жесткие ограничения).
  2. Продажа несовершеннолетним.
  3. Расположение точки по соседству с медицинскими, образовательными и прочими культурными учреждениями, а также торговля в общественных местах: на вокзалах, в транспорте, заправочных станциях и т.д.
  4. Продажа подобных напитков, не имеющих сопроводительной документации (товарно-транспортной накладной, сертификата и т.д.). Спиртосодержащие напитки, на таре которых отсутствуют этикетки или акцизные марки, продаже не подлежат.

Кроме того, все ИП, торгующие пивом, должны вести книгу учета продаж унифицированной формы. Использование ККМ не является обязательным для всех ИП, но необходимо предоставлять покупателям БСО (бланки строгой отчетности либо товарные чеки) по требованию.

Помимо всего прочего, точки, торгующие пивом, должны быть оснащены необходимым оборудованием для ведения отчетности в ЕГАИС. Этот нюанс заслуживает особого внимания.

С чего начать сотрудничество

В настоящий момент точка, торгующая пивом и аналогичными напитками, просто не может работать без взаимодействия с ЕГАИС. Ни один поставщик не отпустит продукцию предпринимателю, который не сумеет подтвердить в электронном режиме ее получение. Итак, с чего начать открытие такой торговой точки?

  1. Зарегистрироваться на сайте ФС Росалкорегулирования egais.ru и завести личный кабинет.
  2. Приобрести крипто-ключ (JaCarta или ГОСТ Джакарта). Изготовлением и продажей ключей занимаются специализированные организации.
  3. Получить КЭЦП (квалифицированную электронно-цифровую подпись) и нанести ее на ключ. Для этого следует обратиться в ФГУП своего региона с выпиской из ЕГРИП, паспортом, свидетельствами ОГРН, СНИЛС и ИНН, также понадобится сам крипто-ключ, причем для каждой торговой точки. Данная услуга платна и нанесенная на ключ подпись действует в течение года, после чего процедуру необходимо повторить.
  4. Скачать на свой компьютер УТМ (универсальный транспортный модуль). Сделать это можно бесплатно на сайте ФС Росалкорегулирования, но только после получения ключа и нанесения на него ЭЦП.

Лишь после всех этих манипуляций можно будет приступать к получению товара от поставщиков и его реализации. В целом, работа с ЕГАИС не слишком сложна и во многом похожа на привычную приемку по бумажным накладным. Если оборудование установлено и настроено правильно, алгоритм выполняемых действий верен, то разобраться в системе не составит большого труда.

Лицензия на продажу

Главным вопросом при любых нововведениях в торговле алкогольной продукцией было и остается лицензирование. Согласно п.1 ст.18 №171-ФЗ, для розничной торговли пивом (медовухой, сидром и пивными напитками) лицензия не требуется, т.е. для организаций и ИП нет необходимости в ее приобретении.

И все же некоторые ужесточения для ИП, торгующих пивом, в текущем году будут введены:

  1. С 1 января 2017 года под запретом находится производство и оптовая, а с 1 августа и розничная торговля пивом, разлитым в тару, объем которой превышает 1,5 литра. За подобное нарушение ИП будет назначен штраф в 100-200 тысяч, для юридических лиц — от 300 до 500 тысяч рублей.
  2. Переход на новую ККТ (контрольно-кассовую технику). С 31 марта все организации и ИП будут обязаны использовать ККТ при расчетах с покупателем (№261-ФЗ от 03.07.2016), в том числе и точки общепита.

Последний момент вызывает массу споров среди предпринимателей, т.к. противоречит №54-ФЗ (ред. 03.07.2017), который обязывает ИП, работающих по ОСНО, УСН и ЕСХН, применять новое ККТ лишь с июля 2017 года, а по ЕНВД и ПСН – с того же месяца 2018 года.

Коллизию этих законов разрешает Постановление пленума ВАС РФ №47, устанавливая принцип приоритета специальных норм над основными. Таким образом, приоритет принадлежит №261-ФЗ, и именно его требованиям будут обязаны подчиняться предприниматели.

Поэтому бизнесменам, торгующим в розницу пивом и подобными напитками, сэкономленные на лицензии средства придется потратить на новые онлайн кассы и подключение к ОФД (оператору фискальных данных).

Особенности работы

Итак, органы государственной власти взяли под свой контроль движение всей алкогольной продукции, начиная от производителя и заканчивая конечным потребителем. Что же требуется от ИП, реализующих пиво, в этом случае? Как взаимодействовать с ЕГАИС и правильно выполнять все операции?

Учет пива

Примерная схема работы выглядит следующим образом:

  1. Перед отправкой заказанного товара в торговую точку, поставщик заполняет бумажные и электронные накладные, обозначая их в самой системе.
  2. Электронный документ поступает на УТМ магазина. Из него можно узнать подробную информацию о каждой единице товара.
  3. Ответственное лицо принимает товар по количеству и качеству, сверяя информацию на бутылке и в сопроводительных документах (производитель, объем, место и дату розлива). При несоответствии товар не принимается.
  4. В ходе получения товара, магазин сравнивает все данные с электронным документом в УТМ. Если расхождения отсутствуют, ИП подтверждает это в ЕГАИС.
  5. После отправки уведомления количество товара списывается с остатков в базе поставщика и ложится на остаток торговой точки.
  6. При несоответствии фактически полученного товара с документальными данными (пересорт, недостача, излишки), ИП вправе отказаться от продукции либо все же ее принять. Однако расхождение обязательно фиксируется в системе. Лучше в этом случае связаться с поставщиком и обсудить ситуацию. Все расхождения должны быть актированы в трехдневный срок.
  7. Пока факт поступления не будет подтвержден в ЕГАИС, продукция в продажу не выпускается.

Если система работает исправно, то вести учет при помощи ЕГАИС довольно просто.

Необходимое оборудование

Самая «больная тема» для бизнесменов – это предстоящие расходы на дополнительное оборудование. Торговую точку необходимо обеспечить:

  • компьютером с оперативной памятью от 2 Гб и выше;
  • подключением к сети интернет;
  • ОС «Windows» 7 или выше;
  • крипто-ключом с нанесенной на него ЭЦП;
  • установленным УТМ и программным обеспечением для ЕГАИС;
  • онлайн кассой и сканером штрих-кода (с 1.04.2017).

При наличии нового ККТ вести журнал ежедневных продаж нет необходимости, в этом случае существует возможность формировать его в электронном виде.

Подключение

В настоящее время есть немало организаций, которые помогут подключиться в ЕГАИС за определенную плату. Некоторые ИП заключают с ними договор длительного сотрудничества и оплачивают услуги ежемесячно, приглашая специалистов при различных сбоях и поломках. Но можно выполнить подключение самостоятельно. Для этого необходимо:

  1. Приобрести крипто-ключ и ПК для торговой точки с выходом в интернет.
  2. Зарегистрироваться на официальном сайте ФС РАР и завести личный кабинет.
  3. Скачать и установить УТМ на свой ПК.
  4. Установить новое ККТ (здесь помощь специалистов понадобится точно).

После правильного выполнения всех вышеописанных действий, продавец розничного пива и подобных напитков сможет вносить всю информацию о собственных закупках и продажах.

Возврат поставщику

Одним из наиболее частых вопросов предпринимателей является возврат алкогольной продукции поставщику. Ранее эта манипуляция была повседневной и привычной, но с появлением ЕГАИС процедура заметно усложнилась.

В принципе возвратная накладная создается также, только еще и в УТМ. Затруднение вызывает продукция, полученная до 2016 года, которая не состоит на балансе торговой точки.

В системе ЕГАИС создается возвратная накладная, распечатывается и передается поставщику вместе с партией возвращенного товара. Когда тот подтвердит получение, товарные единицы списываются с остатков точки и поступают на баланс поставщика.

Для пива на розлив

Так как разливное пиво – такой же алкоголь, как и другие напитки, то логично, что и оно подлежит контролю в системе.

Если ресторан, пивной бар и кафе, торгующие пивом на разлив, подключены к системе ЕГАИС, это будет показателем того, что организация добросовестно реализует проверенный, сертифицированный товар. Приобретая пиво в таком месте, вместе с напитком покупатель получает чек, в котором отражен код, подтверждающий, что пиво куплено именно у этого продавца. Если акцизная марка не будет отсканирована, кассовый аппарат не сможет довести до конца выписку чека и, следовательно, закончить торговую операцию.

Для подключения к системе предпринимателю необходимо купить компьютер, программное обеспечение, ключ с электронной подписью и программу УТП. Также нужно иметь в штате или нештатно программиста для обслуживания учетной системы.

Учет разливного пива в системе ЕГАИС работает следующим образом:

  • Формируется товарный чек через кассу.
  • Сканером 2D фиксируется код EAN 13.
  • Код на товаре указывает программе, есть ли в напитке алкоголь. Так как алкоголь присутствует, проявляется дополнительная графа для заполнения.
  • Фиксируется указанный на пиве код PDF417, и пробивается чек.
  • При нажатии кнопки «Итого» данные о проданном алкоголе поступают на сервер и вносятся в программу.
  • Информация, указанная в чеке, поступает в фискальное хранилище.
  • Чек подтверждает электронная подпись руководителя предприятия.
  • Сам чек зашифрован с помощью криптоключа JaCarta.
  • Работник кассы пробивает кассовый документ (чек).

Как рaботать с поставщиками

Итак, как работать с поставщиками и пользоваться ЕГАИС тем, кто занимается розничной реализацией?

  • Перед отгрузкой заказанной партии организация-продавец оформляет первичные документы (накладные), в ЕГАИС поставляемый товар показан как остаток.
  • Организация-заказчик получает накладную через компьютерную программу для передачи подобных сведений (универсальный транспортный модуль).
  • При доставке товара сверяют фактическое наличие прибывшего товара с ранее полученной накладной, и если все сходится, то данные о поступлении отправляются в ЕГАИС.
  • Как только сведения в систему ушли, количество полученного пива списывают с остатка продающей фирмы и ставят на остаток принявшей организации.

Если при получении пивной продукции будут обнаружены недостача или излишек товара, то есть накладная не будет соответствовать фактическому количеству, получатель может отказаться от приемки груза или же товар принять, а недостачу (излишки) записать в ЕГАИС. Фиксация прихода-расхода (движения) пивной продукции в ЕГАИС помогают контролировать и учитывать, куда и сколько напитка отгружено, сколько получено реализатором.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *