Федеральный закон о личном подсобном хозяйстве

Содержание

О личном подсобном хозяйстве

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О личном подсобном хозяйстве

(с изменениями на 3 августа 2018 года)

Принят Государственной Думой
21 июня 2003 года
Одобрен Советом Федерации
26 июня 2003 года

Статья 1. Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства.

2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2. Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3. Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства.

2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется.

3. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

4. Пункт утратил силу со 2 мая 2016 года — Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ..

5. Пункт утратил силу с 24 октября 2008 года — Федеральный закон от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ..

Статья 4. Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок) (пункт в редакции, введенной в действие с 24 октября 2008 года Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 141-ФЗ.

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов. Параметры жилого дома, возводимого на приусадебном земельном участке, должны соответствовать параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 4 августа 2018 года Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 340-ФЗ.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается в размере 0,5 га. Максимальный размер общей площади земельных участков может быть увеличен законом субъекта Российской Федерации, но не более чем в пять раз. Указанные максимальные размеры не применяются в случае предоставления в безвозмездное пользование, аренду или собственность земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в соответствии с Федеральным законом «Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
(Пункт в редакции, введенной в действие с 23 июля 2011 года Федеральным законом от 21 июня 2011 года N 147-ФЗ; в редакции, введенной в действие со 2 мая 2016 года Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5. Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6. Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица, сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям:
формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов;
стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий;
проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных;
ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8. Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве:
фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи;
площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями;
количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел;
сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство.

3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
(Статья в редакции, введенной в действие с 11 января 2009 года Федеральным законом от 30 декабря 2008 года N 302-ФЗ.

Статья 9. Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 10. Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
7 июля 2003 года
N 112-ФЗ

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве». Закон об ЛПХ.

Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» принят Государственной Думой 21 июня 2003 года Одобрен Советом Федерации 26 июня 2003 года

Статья 1.

Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с ведением гражданами личного подсобного хозяйства. 2. Правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Статья 2.

Понятие личного подсобного хозяйства

1. Личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

2. Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства.

3. Сельскохозяйственная продукция, произведенная и переработанная при ведении личного подсобного хозяйства, является собственностью граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.

4. Реализация гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственной продукции, произведенной и переработанной при ведении личного подсобного хозяйства, не является предпринимательской деятельностью.

Статья 3.

Право граждан на ведение личного подсобного хозяйства

1. Право на ведение личного подсобного хозяйства имеют дееспособные граждане, которым земельные участки предоставлены или которыми земельные участки приобретены для ведения личного подсобного хозяйства. 2. Граждане вправе осуществлять ведение личного подсобного хозяйства с момента государственной регистрации прав на земельный участок. Регистрация личного подсобного хозяйства не требуется. 3. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в сельских поселениях. 4. Гражданам, которые зарегистрированы по месту постоянного проживания в городских поселениях, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, для ведения личного подсобного хозяйства предоставляются при наличии свободных земельных участков. Пункт 5. — Утратил силу. (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

Статья 4.

Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства

1. Для ведения личного подсобного хозяйства могут использоваться земельный участок в границах населенного пункта (приусадебный земельный участок) и земельный участок за пределами границ населенного пункта (полевой земельный участок). (в ред. Федерального закона от 22.07.2008 N 141-ФЗ)

2. Приусадебный земельный участок используется для производства сельскохозяйственной продукции, а также для возведения жилого дома, производственных, бытовых и иных зданий, строений, сооружений с соблюдением градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил и нормативов.

3. Полевой земельный участок используется исключительно для производства сельскохозяйственной продукции без права возведения на нем зданий и строений.

4. Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Предоставление таких земель осуществляется в порядке, установленном земельным законодательством.

5. Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта Российской Федерации. Часть земельных участков, площадь которых превышает указанный максимальный размер, должна быть отчуждена гражданами, у которых находятся эти земельные участки, в течение года со дня возникновения прав на эти земельные участки, либо в этот срок должна быть осуществлена государственная регистрация указанных граждан в качестве индивидуальных предпринимателей или государственная регистрация крестьянского (фермерского) хозяйства.

6. Оборот земельных участков, предоставленных гражданам и (или) приобретенных ими для ведения личного подсобного хозяйства, осуществляется в соответствии с гражданским и земельным законодательством.

Статья 5.

Взаимоотношения граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, с органами государственной власти и органами местного самоуправления

1. Вмешательство органов государственной власти и органов местного самоуправления в деятельность граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. 2. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления в пределах своих полномочий осуществляют контроль за соблюдением гражданами требований законодательства.

Статья 6.

Имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства

Для ведения личного подсобного хозяйства используются предоставленный и (или) приобретенный для этих целей земельный участок, жилой дом, производственные, бытовые и иные здания, строения и сооружения, в том числе теплицы, а также сельскохозяйственные животные, пчелы и птица. сельскохозяйственная техника, инвентарь, оборудование, транспортные средства и иное имущество, принадлежащее на праве собственности или ином праве гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство.

Статья 7.

Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления определяют меры поддержки граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

2. Государственная поддержка граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, может осуществляться по следующим направлениям: формирование инфраструктуры обслуживания (подъездные пути, средства связи, водо- и энергоснабжение и другое) и обеспечения деятельности личных подсобных хозяйств, содействие созданию сбытовых (торговых), перерабатывающих, обслуживающих и иных сельскохозяйственных потребительских кооперативов; стимулирование развития личных подсобных хозяйств путем создания организационно-правовых, экологических и социальных условий, в том числе предоставление личным подсобным хозяйствам и (или) обслуживающим их сельскохозяйственным кооперативам и иным организациям государственных финансовых и материально-технических ресурсов на возвратной основе, а также научно-технических разработок и технологий; проведение мероприятий по повышению качества продуктивных и племенных сельскохозяйственных животных, организации искусственного осеменения сельскохозяйственных животных; ежегодное бесплатное проведение ветеринарного осмотра скота, организация его ветеринарного обслуживания, борьба с заразными болезнями животных.

3. На личные подсобные хозяйства распространяются меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством Российской Федерации для сельскохозяйственных товаропроизводителей и осуществляемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий разрабатывают и осуществляют меры по развитию личных подсобных хозяйств и социально-экономическому развитию сельских поселений, в рамках соответствующих программ определяют форму, размеры и порядок поддержки личных подсобных хозяйств и обслуживающих их сельскохозяйственных кооперативов и иных организаций.

Статья 8.

Учет личных подсобных хозяйств

1. Учет личных подсобных хозяйств осуществляется в похозяйственных книгах, которые ведутся органами местного самоуправления поселений и органами местного самоуправления городских округов. Ведение похозяйственных книг осуществляется на основании сведений, предоставляемых на добровольной основе гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство.

2. В похозяйственной книге содержатся следующие основные сведения о личном подсобном хозяйстве: фамилия, имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также фамилии, имена, отчества, даты рождения совместно проживающих с ним и (или) совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи; площадь земельного участка личного подсобного хозяйства, занятого посевами и посадками сельскохозяйственных культур, плодовыми, ягодными насаждениями; количество сельскохозяйственных животных, птицы и пчел; сельскохозяйственная техника, оборудование, транспортные средства, принадлежащие на праве собственности или ином праве гражданину, ведущему личное подсобное хозяйство. 3. Форма и порядок ведения похозяйственных книг в целях учета личных подсобных хозяйств устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. (в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ, 30.12.2008 N 302-ФЗ)

Статья 9.

Вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию

Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации. Статья 10.

Прекращение ведения личного подсобного хозяйства

Ведение личного подсобного хозяйства прекращается в случае прекращения прав на земельный участок, на котором ведется личное подсобное хозяйство.

Статья 11.

Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением пункта 3 статьи 7 настоящего Федерального закона.

2. Пункт 3 статьи 7 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2004 года.

Президент Российской Федерации В.ПУТИН Москва, Кремль 7 июля 2003 года N 112-ФЗ

В поселке Персиановском Октябрьского района на заседании палаты сельских поселений обсуждали законодательные инициативы в отношении деятельности личных подсобных хозяйств.
Предложения вносит глава Целинского сельского поселения Оксана КОСЕНКО. Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области Ольга Миронова доложила о предложениях минсельхозпрода, которые могут стать законодательными инициативами, если их поддержат депутаты ЗС: «Обязать специалистов сельских поселений проводить подворовой обход для уточнения количества поголовья в ЛПХ дважды в год (и для этого необходимо заложить средства в бюджет поселения), записи в похозяйственной книге делать по результатам обходов, а не со слов хозяина ЛПХ. И третий пункт: ограничить численность животных в ЛПХ».
– Из 453 тысяч личных подсобных хозяйств Дона около 54 тысяч являются производителями товарной продукции. Поголовье КРС в них более 10, овец – достигает 300 и более голов. При этом хозяева ЛПХ не платят налогов. Но это – не единственный минус. Такие «полуподпольные» животноводческие фермы, существующие под прикрытием ЛПХ, не развиваются, так как не могут получить необходимую для этого государственную поддержку. Фактически эти ЛПХ – реальные кандидаты на получение грантов. Минсельхоз РФ готов финансировать наши хозяйства. За 6 лет существования программы поддержки начинающих фермеров по Ростовской области было выиграно 700 грантов на сумму 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Но могло быть гораздо больше, – подчеркнула Ольга Миронова. И предложила главам сельских поселений более активно вовлекать владельцев ЛПХ в конкурсы на получение грантов, в первую очередь по молочному и мясному животноводству. Понятно, что получение гранта связано с необходимостью регистрации предпринимательской деятельности в форме ИП и с обязанностью уплачивать налоги.
Заместитель начальника управления ветеринарии Александр Овчаров подчеркнул, что проблема с ЛПХ существует и у ветеринарных специалистов. Хозяин вправе не пускать на подворье ветеринарных специалистов, в похозяйственной книге занижать число имеющегося поголовья, поскольку сегодня запись делается исключительно с его слов. И потому переход ЛПХ, которое не платит налоги, имея большое количество животных, в ИП, с которого их поквартально собирают и с которым можно планово работать, – вполне закономерный процесс.
Вопрос о том, сколько можно держать животных и птицы для себя без организации ИП и после каких объемов начинается то самое товарное производство, вызвал серьезный спор. Главы сельских поселений, которые находятся ближе всего к людям, очень хорошо знают их боль и проблемы. А порой они сами и есть владельцы ЛПХ. Потому и дискуссия была с конкретными предложениями. Глава Целинского сельского поселения Оксана Косенко, обсудив накануне этот вопрос с депутатами, выступила с инициативой: «Дополнить закон «О ветеринарии» следующими положениями: «установить нормы площади помещения для содержания и разведения сельхозживотных и птицы в личных подсобных хозяйствах; установить нормы количества поголовья сельхозживотных и птицы в личных подсобных хозяйствах, исходя из площади земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства в соответствии с установленными градостроительными регламентами Правил землепользования и застройки».
Поступили предложения оставить возможность держать на подворье от 8 до 10 голов крупного рогатого скота без организации ИП, в зависимости от конкретных условий местности.
Было и такое предложение: сельская семья, не имеющая работы (что сегодня далеко не редкость), может на подворье без организации ИП зарабатывать для себя столько средних зарплат по области, сколько у нее членов семьи. К примеру, семья из 4 человек имеет право в ЛПХ получать прибыль не менее 88 тысяч.
Все поступившие предложения членов палаты сельских поселений были направлены для оценки экспертам.
Серьезной критике подвергли на заседании Постановление Правительства Ростовской области № 142 от 13 марта нынешнего года «О нормативах чистого дохода в стоимостном выражении от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции». С 1 апреля при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи будут учитываться и доходы от реализации полученных в личном подсобном хозяйстве плодов и продукции. К примеру, есть у человека или в семье земельный участок площадью 0,01 гектара, так называемая сотка, к годовому доходу приплюсуют 1687 рублей. За корову на подворье – 6937 рублей, голова КРС обойдется всего в 623 рубля, зато одна свинья – аж в 1954 рубля. По совершенно непонятной логике за овцу или козу добавят 2060 рублей. За голову птицы – 234 рубля. Пчелосемья добавит к годовому доходу 1550 рублей, 10 кроликов и нутрий – по 952 и 2051 рублю соответственно. Главы поселений в один голос заявили, что здесь нужен дифференцированный подход. А уж принимать подобного рода постановления без участия представителя палаты сельских поселений – порочная практика. Ведь исполнение возложат на них, а в некоторых случаях действовать согласно постановлению совесть не позволит.
– Не пойдут наши специалисты считать кур на подворье к одинокой многодетной матери, чтобы приплюсовать ей дополнительный доход. И коровенку в справку никто не запишет, – было мнение большинства.
Такое постановление – в ущерб развитию ЛПХ. Ведь держат сегодня на подворьях коров малоимущие сельские семьи не от хорошей жизни. Да и от домашнего молока детям большая польза, чем от заморских фруктов, которые их родителям не по карману.
А с таким подходом последних коров вырежут.

1. Предоставление субсидируемых кредитов.

Субсидируются кредиты, полученные в любом банковском учреждении, в размере ставки рефинансирования Центрального Банка РФ (с 14 сентября 2012 года – 8,25% из бюджета РФ и 0,41% из бюджета РТ, всего 8,66%), при документальном подтверждении их целевого использования. Средневзвешенная процентная ставка банка от 19% годовых. Не субсидируются кредиты, взятые после 1 января 2013 года на приобретение малогабаритной техники, тракторов до 100 л.с., грузоперевозящих автомобилей не более 3,5 тонны.

Кредиты на развитие личных подсобных хозяйств граждан выделяются:

— на срок до 2 лет в размере до 300 тыс.руб. на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и животноводческих помещений, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, в том числе материалов для теплиц, молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;

— на срок до 5 лет в размере до 700 тыс.руб. на приобретение сельскохозяйственных животных, оборудования для животноводства и переработки сельскохозяйственной продукции, а также на ремонт, реконструкцию и строительство животноводческих помещений, приобретение газового оборудования и подключение к газовым сетям.

Данные кредиты могут предоставляться в совокупности до 1 млн.руб.

Кредиты на развитие крестьянских (фермерских) хозяйств выделяются:

— на срок до 2 лет в размере до 5 млн.руб. на приобретение горюче-смазочных материалов, запасных частей и материалов для ремонта сельскохозяйственной техники и оборудования, минеральных удобрений, средств защиты растений, кормов, ветеринарных препаратов и других материальных ресурсов для проведения сезонных работ, приобретение молодняка сельскохозяйственных животных, а также на уплату страховых взносов при страховании сельскохозяйственной продукции;

— на срок до 8 лет в размере до 10 млн.руб. на хранение и переработку сельскохозяйственной продукции, приобретение племенных сельскохозяйственных животных, племенной продукции (материала), строительство, реконструкцию и модернизацию хранилищ картофеля, овощей и фруктов, тепличных комплексов по производству плодоовощной продукции в закрытом грунте, животноводческих комплексов (ферм), объектов животноводства, кормопроизводства и объектов по переработке льна и льноволокна, строительство и реконструкцию прививочных комплексов для многолетних насаждений и закладку многолетних насаждений и виноградников, включая строительство и реконструкцию прививочных комплексов.

2. Предоставление субсидий на возмещение части затрат на техническую и технологическую модернизацию:

— семейным фермам на приобретение сельскохозяйственной техники и оборудования для животноводства – в размере 40 процентов их стоимости без учета НДС, монтажа и транспортных услуг, но не более 1 млн.рублей;

-гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на приобретение индивидуальных доильных аппаратов – в размере 40 процентов их стоимости без учета НДС, монтажа и транспортных услуг, при условии:

наличия 3 и более дойных коров, сведения о которых отражены в похозяйственных книгах учета подсобных хозяйств по состоянию на дату обращения с заявлением на предоставление субсидии, и не более одного доильного аппарата в расчета от 3 до 8 дойных коров.

3. Подведение подъездных путей и благоустройство территории (не менее 50 м на 1 ферму).

Средства проходят по линии Министерства строительства и ЖКХ РТ), заявки, ходатайство района, схему подведения дороги предоставляется в Минсельхозпрод РТ.

4.Предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат по приобретению нетелей крупного рогатого скота.

Субсидии гражданам предоставляются единовременно из расчета 15,0 тыс.рублей за каждую вновь приобретенную через сельхозорганизации (кроме ЛПХ, ИП, КФХ) нетель крупного рогатого скота, но не более чем за 5 нетелей крупного рогатого скота на одно хозяйство и не более 50% от стоимости приобретенных животных.

5.Предоставление субсидий гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, на возмещение части затрат по строительству миниферм молочного направления.

Субсидия предоставляется однократно, не более чем на один объект и одно хозяйство и не может превышать 70 процентов от сметной стоимости строительства, предусмотренной сводным сметным расчетом и не более предельного размера субсидии 200 тыс.рублей.

Субсидии предоставляются гражданам, имеющим на подворье не менее 3 коров на момент обращения и обязующимся довести поголовье коров до 8 голов и сохранить данное поголовье в течение 5 лет.

6. Реализация программы с федеральным соучастием «Поддержка начинающих фермеров в РТ на 2015-2017 годы».

Размер гранта и единовременной помощи на бытовое обустройство на 1 фермера до 1,5 млн. рублей. Гранты предоставляются главам КФХ со сроком регистрации менее 24 месяцев, прошедшим конкурсный отбор для признания его участником программы и заключившим договор на получение гранта.

Критерии для начинающих фермеров:

-сельскохозяйственное образование;

— наличие стажа работы в сельском хозяйстве не менее 3 лет;

— ведение ЛПХ на территории сельского поселения

Основные условия предоставления гранта являются:

— создание 1 постоянного рабочего места на каждые 500 тыс.руб. гранта;

— заявитель не осуществлял предпринимательскую деятельность за последние 3 года;

— КФХ является единственным местом трудоустройства главы КФХ.

Направления расходования гранта на:

— приобретение земельных участков из земель сельхозназначения;

— разработку проектной документации для строительства (реконструкции) производственных и складских зданий, помещений, предназначенных для производства, хранения и переработки сельхозпродукции;

— приобретение, строительство, ремонт и переустройство производственных и складских зданий, помещений, пристроек, инженерных сетей, заграждений и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, а также их регистрацию;

— строительство дорог и подъездов к производственным и складским объектам, необходимым для производства, хранения и переработки сельхозпродукции;

— подключение производственных и складских зданий, помещений, пристроек и сооружений, необходимых для производства, хранения и переработки сельхозпродукции, к инженерным сетям – электрическим, водо-, газо- и теплопроводным сетям, дорожной инфраструктуре;

— приобретение сельскохозяйственных животных;

— приобретение сельскохозяйственной техники и инвентаря, грузового автомобильного транспорта, оборудования для производства и переработки сельхозпродукции;

— приобретение семян и посадочного материала для закладки многолетних насаждений;

— приобретение удобрений и ядохимикатов.

Грант и единовременная помощь могут быть предоставлены главе КФХ только один раз.

Более полная информация размещена на сайте Минсельхозпрода РТ в разделе «Гранты фермерам и субсидии ЛПХ».

7. Реализация программы с федеральным соучастием «Развитие семейных животноводческих ферм на базе КФХ в РТ на 2015-2017 годы».

Размер гранта на 1 КФХ до 5 млн. рублей.

Гранты предоставляются главам КФХ со сроком регистрации более 1 года, прошедшим конкурсный отбор для признания его участником программы и заключившим договор на получение гранта.

Основные условия предоставления гранта:

— создание не более 1 семейной животноводческой фермы по 1 направлению деятельности;

— соблюдение условий проектной мощности;

— КФХ должен иметь не менее 2 членов КФХ на принципах семейственности;

— создание 3-х постоянных рабочих мест;

— КФХ является единственным местом трудоустройства главы КФХ.

Направления расходования гранта на:

— разработку проектной документации строительства, реконструкции или модернизации семейной животноводческой фермы;

— строительство, реконструкцию или модернизацию семейной животноводческой фермы;

— строительство, реконструкцию или модернизацию производственных объектов по переработке продукции животноводства;

— комплектацию семейной животноводческой фермы и объектов по переработке животноводческой продукции оборудованием и техникой;

— покупку сельскохозяйственных животных.

Грант может быть предоставлен главе КФХ только один раз.

Конкурс проводит Минсельхозпрод РТ.

Более полная информация размещена на сайте Минсельхозпрода РТ в разделе «Гранты фермерам и субсидии ЛПХ».

8. Программа «Лизинг-грант» (реализует Министерство экономики Республики Татарстан) – постановление Кабинета Министров РТ от 15.04.2015 №255.

Не менее 30 процентов от общего объема ассигнований по программе отводится направлению «Сельское хозяйство» — сельским предпринимателям, семейным хозяйствам. Техника и оборудование отечественных и зарубежных производителей предоставляется в лизинг сроком на 1 – 5 лет с субсидированием платежей по договору лизинга.

Предоставляются гранты:

В обычном порядке:

— предпринимателям со сроком регистрации в качестве ИП до 1 года (начинающим) – 45% от суммы договора лизинга, но не более 1 млн.руб. на одного получателя;

— предпринимателям со сроком регистрации в качестве ИП свыше 1 года (действующим)– 30% от суммы договора лизинга, но не более 3 млн.руб. на одного получателя.

Особые условия:

— действующим предпринимателям – участникам ведомственной программы по развитию семейных животноводческих ферм на базе КФХ в РТ, утверждаемой приказом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РТ на соответствующий финансовый год, 70% от суммы договора лизинга, но не более 3 млн.рублей на одного получателя;

— начинающим предпринимателям, реализующим проекты по созданию и развитию цехов по забою скота, птицы для производства мясной продукции, на условиях долевого финансирования целевых расходов в размере 50% от суммы договора лизинга, но не более 1 млн.рублей на одного получателя;

— действующим предпринимателям, реализующим проекты по созданию и развитию цехов по забою скота, птицы для производства мясной продукции, 50 % от суммы договора лизинга, но не более 3 млн.руб. на одного получателя;

— начинающим предпринимателям, на условиях долевого финансирования целевых расходов при заключении договора лизинга оборудования в размере 70% от суммы договора лизинга, но не более 1 млн.рублей на одного получателя.

9. Реализация иных направлений поддержки малого и среднего предпринимательства, реализуемых по линии Минэкономики РТ:

— поддержка предпринимателей, осуществляющих разработку и внедрение инновационной продукции;

— субсидирование затрат по оплате технологического присоединения к объектам электросетевого хозяйства, энергосберегающих мероприятий, а также проведению энергетических обследований;

— субсидии предпринимателям, понесшим затраты на получение образовательных услуг и (или) обучившие сотрудников;

— субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства — резидентам промышленных парков (площадок).

10. Проведение ежегодного конкурса «Лучшее сельское поселение», «Лучшее ЛПХ, семейная ферма, кооператив».

По результатам конкурса в конце года премируются и награждаются почетными грамотами главы поселений, добившееся наиболее весомых результатов по насыщенности поголовьем, его приросту, лидеры сельхозпроизводства среди фермеров и хозяйств населения.

Осуществление иных видов поддержки КФХ наравне с другими сельскохозяйственными товаропроизводителями, предусмотренных постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.02.2015 №120 «О мерах государственной поддержки агропромышленного комплекса в 2015 году». С документом можно ознакомиться на сайте Министерства в блоке «Актуальная информация» — «Документы, касающиеся финансирования АПК» — «2015 год» — Бюджет РТ. Всего предусмотрено порядка 30 видов поддержки.

Среди них — выделение субсидий на приобретение оригинальных и элитных семян, известкование, страхование, оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, на возмещение части затрат на 1 литр реализованного товарного молока и другие.

11. Разрабатывается закон Республики Татарстан «О личном подсобном хозяйстве», которым с 2016 года предусматривается масштабная организационная и финансовая поддержка развития личных подсобных хозяйств населения.

Субсидии на возмещение части затрат на приобретение кормов для дойных коров.

Субсидии гражданам ,ведущим ЛПХ на возмещение части затрат на приобретение товарного и племенного поголовья козоматок.

Субсидии гражданам ,ведущим ЛПХ на возмещение части затрат на приобретение товарного и племенного молодняка птицы (индеек,гусей,уток,цыплят-бройлеров).

Субсидии гражданам ,ведущим ЛПХ на возмещение части затрат на приобретение кормов для содержания кобыл старше 3-лет.

Субсидии гражданам ,ведущим ЛПХ на возмещение части затрат на проведение ветеринарных профилактических мероприятий по обслуживанию коров.

Субсидии гражданам, ведущим ЛПХ на возмещение части услуг по искусственному осеменению коров.

За более подробной информацией обращаться в Управление сельского хозяйства и продовольствия Минсельхозпрода РТ в Менделеевском муниципальном районе РТ по адресу: г.Менделеевск ул.Фомина д.19 4 этаж

Номер телефона: (85549) 2-10-00, 2-15-41,

2-21-86, 2-16-38 ежедневно 08.00. — 17.00.час. (обеденный перерыв 12.00. — 13.00.час., выходной день – суббота, воскресенье).

Последнее обновление: 17 февраля 2016, 11:32

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *